Обучение младших школьников невербальному общению

КУРСОВАЯ РАБОТА

Обучение младших школьников невербальному общению

Введение

общение невербальный коррекционный школьник

Актуальность исследования. Использование невербальных средств общения уходит своими корнями в историю, когда Цицерон обучал ораторов жестикуляции. На протяжении многих веков актеры театра профессионально использовали невербальные средства. С развитием технического прогресса и появлением кинематографии невербальные средства стали ведущим средством коммуникации в немом кино, были и остаются одними из важных средств и в звуковых фильмах.

Современная школа, включая ребёнка в систему социальных коммуникаций, вводит его в область регламентированных отношений с ближайшим социумом, позволяя ребёнку усваивать нормы культурного сообщества. Одной из важнейших предпосылок полноценной социальной адаптации ребёнка является правильная речь.

Анализ литературы по проблеме воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии речи показал, что существуют различные приёмы профилактической работы, а также методические рекомендации по преодолению недоразвития невербальной коммуникации у детей с речевой патологией. Однако, недостаточная их систематизация выявляет объективно существующее противоречие между признанием необходимости развития невербальной коммуникации и разработанностью системы занятий по развитию оптико — кинетических, паралингвистических и экстралингвистических средств общения у детей с речевой патологией.

Целью исследования является изучение особенностей обучения младших школьников невербальному общению.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

·Рассмотреть теоретические основы обучения младших школьников невербальному общению;

·Изучить проблемы обучения невербальному общению в практике современной начальной школы.

Объектом исследования является невербальное общение.

Предмет исследования — обучение младших школьников невербальному общению.

18 стр., 8922 слов

Личные особенности социального интеллекта младших школьников

... особенности социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, проведено исследование младших школьников. Гипотеза, выдвинутая в начале ... информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о ... обучения. 2. Младшие школьники 2.1 Социальный интеллект младших школьников Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения ...

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ (изучение и анализ психологической, лингвистической и методической литературы по теме исследования), наблюдение за учащимися, сравнение, описание, обобщение, статистический.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

1. Теоретические основы обучения младших школьников невербальному общению

.1 Понятие невербального общения в психолингвистической литературе

Потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками должна всячески поддерживаться взрослыми. Ведь общение — это форма воздействия человека с другими людьми как членами общества.

В психолингвистической литературе выделяют вербальные и невербальные средства общения. Психологический словарь дает определение невербального общения (от латинского — несловесный) как неречевое средство общения и взаимодействие на собеседника.

Невербальные средства общения на протяжении многих лет изучают следующие науки:

Кинестика, изучающая внешние проявления человеческих чувств и эмоций. Она рассматривает такие проявления как мимика (движение мышц лица), жестика (жестовые движения отдельных частей тела), пантомимика (моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку).

Такесика — прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и прочие.

Проксемика — расположение людей в пространстве при общении. Здесь выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

А) интимная зона (15−45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и прочие.

24 стр., 11662 слов

Эмоции. Регуляторная функция эмоций

... представлением о будущей положительной эмоции - это второй стимулирующий момент целенаправленного мотивационного поведения — результат общения и поэтому приобретает ... . Позже - и задача подавления недопустимых эмоций. Когда эмоции раскочегарены, контроль эмоций является уже задачей их подавления. Главное ... , что субъект не видит возможности выбраться из зоны действия двух зол. В противном случае он бы ...

Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

Б) личная или персональная зона (45−120 см) — для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

В) социальная зона (120−400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми людьми, которых не очень знают;

Г) публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей — в лекционной аудитории, на митинге и прочие.

К средствам невербального общения относятся:

Мимика, поза, взгляд собеседника. Они могут усиливать. Дополнять или опровергать смысл фразы. Мимика — движение мышц лица, — отражающая внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, на основе многих исследований, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, а труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции — печаль, гнев, отвращение. Важно отметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

13 стр., 6484 слов

Невербальные средства общения в речевой деятельности человека 2

... «Основы речевой культуры» Тема: «Невербальные средства общения в речевой деятельности человека" Выполнила студентка II курса заочного отделения ... -- если не хватает слов, чтобы полностью передать представление; -- если одних слов недостаточно по каким-либо причинам ... жестам других групп. Жестовые сопровождение объяснения учителя зависит от излагаемого материала. Выбор жестов учителем обуславливается ...

Жесты как средство невербального общения могут быть общепринятыми, то есть иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, то есть служить для большей выразительности речи. Тем самым жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения.

Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, а также от степени доверия к собеседнику.

Можно сделать вывод, что все в нашем невербальном общении, что может быть преодолено и обращено и в свою противоположность с помощью очевидных фактов опыта.

Мы не просто поддаемся потоку впечатлений, передающихся языком мимики и жестов, а также активно наблюдаем, т. е. так настраиваем свои органы чувств, чтобы различать взаимодействия с максимальной точностью. Например, при наблюдении сложного объекта мы аккомодируем оба глаза и направляем их так, чтобы они обеспечили ясное видение точки, привлекшей наше внимание, т. е. чтобы ее изображение попало на фовеа обоих глаз. Затем мы осматриваем все пункты объекта, заслуживающие внимания.

Мы выбираем такой способ взаимодействия потому, что с помощью него можем наиболее успешно рассматривать, сравнивать и чувствовать собеседника. Считается, что о природе невербального общения до сих пор известно не так и много, кроме отдельных фактов. Поэтому неудивительно, что невозможно дать полноценного объяснения некоторым средствам невербального общения на человека.

Наши образы и представления появляются в результате воздействия невербальных объектов на нервную систему и сознание. Результат всякого действия должен зависеть от природы как воздействующего, так и подвергаемого воздействию объекта. Если предполагать существование представления, воспроизводящего точную природу представляемого объекта, т. е. верного в абсолютном смысле, то это означало бы допускать существование такого результата действия, который совершенно не зависит от природы объекта на который направленно действие, что является явным абсурдом.

12 стр., 5668 слов

Психолого-педагогические особенности общения ребенка с матерью в разные возрастные периоды

... ребенок "берет" лишь экспрессивную сторону речи Годовалых детей длинные монологи раздражают, причем примерно так же, как поглаживание по голове; в этом возрасте общение детей ... а также к сознательному управлению самим общением. Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться ещё ... старшими и нести ответственность за свои слова и поступки, однако полная свобода им ...

Человеческие невербальные представления, равно как и все представления каких бы то ни было существ, наделенных разумом, являются такими образами, содержание которых существенно зависит от природы воспринимающего сознания и обусловлено его особенностями.

1.2 Вопросы обучения младших школьников в методической науке

Развитие невербального общения невозможно без обогащения впечатлений младшего школьника, без знакомства его с широким кругом предметов и явлений окружающего мира, без овладения действиями с вещами. Это основа для усвоения значений слов.

Было бы неправильно думать, что освоение неречевых средств общения имеет значение только для умственного развития ребенка. Огромную роль оно играет и в развитии первых нравственных оценок. Эти оценки усваиваются посредством речи и эмоционального отношения взрослых. По словам Ушинского К.Д., неречевое общение совершенно необходимо для того, чтобы у ребенка наметилось различное отношение к хорошему и к плохому, к красивому и к безобразному. Затем отсюда вырастут подлинные нравственные чувства и понятия зрелого человека.

На каждом шагу дети встречаются с тем, что взрослые выражают различное отношение к тем или иным явлениям и оценивают их определенными словами, мимикой и жестами. Самые первые слова-оценки «хорошо» и «плохо» сопровождаются интонацией голоса, мимикой и жестами, которые усиливают действие этих слов. Сначала дети подражают взрослым и высказываются лишь по поводу того, что им хорошо известно, что прочно вошло в их пока еще небольшой жизненный опыт. Но постепенно они начинают расширять круг своих суждений.

8 стр., 3892 слов

Глава I — психологическая характеристика общения детей младшего школьного возраста

... основу взаимодействия и общения детей [29;32]. В России в 60-70 г.г. XX в. проблема межличностных отношений младших школьников изучалась в основном ... , наличествует интерес к его собственным мнениям и чувствам. Другими словами, содержание общения включает в себя взаимный интерес к личным особенностям партнера и ...

Особое значение имеет развитие невербального общения для освоения ребенком правил поведения. Ведь почти все требования взрослых выражены либо словом нельзя, либо словом надо, при этом сопровождая слово эмоционально окрашенной жестикуляцией. Взрослые также вводят и слово можно, и ребенок начинает пользоваться этим словом, чтобы попросить разрешения сделать что-нибудь.

Значительный скачок в общем, развитии ребенка, связанный с овладением неречевым общением, становится особенно заметным в школьном возрасте. Ребенок уже лучше понимает речь окружающих людей, и это открывает широкие возможности для возникновения совершенно новых видов общения с взрослыми и со сверстниками. Взрослому стараться чаще при каждом удобном случае напоминать школьнику о необходимости считаться с другими людьми. Младший школьник довольно легко «заражается» чувствами других. Родителям и педагогам, учитывая его легкую внушаемость, необходимо следить за оттенками своего поведения.

Здесь важно сказать о важности создания у ребенка положительных эмоций и исключения отрицательных. Будут ли преобладать у младшего школьника те или другие эмоции, в значительной мере зависит от того, как организована его жизнь и какие чувства вызывают своим поведением старшие. Часто бывает, что с интересами школьника родители не очень-то считаются, разговаривают с ним раздраженно, находят повод лишний раз упрекнуть его, позволяют старшим братьям или сестрам «проявить власть» над младшим по возрасту. Стоит ли удивляться после этого, что ребенок не обнаруживает в своем поведении бодрости, спокойствия, что он не проявляет сочувствия к другим, когда тем плохо!

8 стр., 3941 слов

Психические особенности общения младших школьников

... период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному ... к даминантности, самооценке. Вербальное общение. Речь - это вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации является слова с закрепленными ...

Большое значение в младшем школьном возрасте имеет общение со сверстниками. С раннего возраста родителям следует всячески поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей друг с другом. В совместной работе школьников в обучении можно отчетливо увидеть проявления невербального общения, так как приходится считаться с интересами другого, уступать, делиться с товарищем, помогать ему. Младший школьник начинает выражать сочувствие к другим.

А как быть, если дети ссорятся? Оставлять ссоры без внимания нельзя. Взрослый должен разобраться в причинах ссоры и справедливо разрешить недоразумение, которое возникло.

Вместе с тем, в какой-либо работе можно увидеть, что младшие школьники подражают друг другу и при умелом руководстве со стороны взрослых могут научиться оказывать друг другу помощь, проявлять эмпатическое чувство, у детей появляется потребность сообщить что-то друг другу, пользуясь неречевыми средствами общения, и это способствует развитию невербального общения.

Чтобы младшие школьники усваивали различные невербальные средства общения можно проводить с ними различные упражнения на уроках.

Педагог предлагает ребенку ответить на его вопросы, но так, чтобы голосом выделить нужное слово.

Ты куда завтра идешь?

Я завтра иду в кино.

Ты когда идешь в кино?

Я завтра иду в кино.

Кто идет завтра в кино?

Я завтра иду в кино.

Это задание дети выполняют, опираясь на личный опыт. Ведь в жизни детей очень часто возникает необходимость выразить просьбу, удивление, радость или отрицательное отношение. Специальные упражнения заставляют ребенка осознавать эти интонации. А ведь это необходимое условие выразительного пересказывания литературных произведений и чтения стихотворений.

Младшие школьники могут уже не подражать интонациям взрослого — они сознательно выражают свои чувства при чтении стихотворений, самостоятельно, по своему передают радость, печаль, удивление и спокойное повествование.

Педагог должен ставить перед ребенком задачу, чтобы он знал, чему учится. Эта задача должна быть четкой и доступной пониманию ребенка. Например, задание «Запомни стихотворение, прочитай его правильно, красиво» побуждает ребенка не только запомнить текст стихотворения, но и добиться, чтобы оно звучало выразительно.

Упражнения по обучению младших школьников невербальному общению хорошо проводить играя.

У детей младшего школьного возраста большой запас слов (он доходит до 5−6 тыс.).

Это главным образом слова основного словарного фонда языка, т. е. общеупотребительные слова, необходимые для общения. Конечно, не все дети владеют в полной мере таким богатством и самостоятельно им пользуются. Уровень развития речи и использования неречевых средств общения у младших школьников различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом; у других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов хорошо понимается (пассивный словарь).

Некоторые дети употребляют слова и выражения некстати, неточно понимая значение, смысл слова.

Необходимо, чтобы дети сознательно усваивали слова, доступные для их понимания устойчивые словосочетания, чтобы они понимали многозначность слов и их различные эмоциональные оттенки, образное употребление слов. Смысл слова дети усваивают в неразрывной связи с постижением окружающего. Непосредственный опыт ребенка служит основой для усвоения новых знаний, для осознания отвлеченных понятий.

Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает художественная литература и музыкальные произведения. Однако и те слова, которые ребенок услышал в сказке, в стихотворении, необходимо повторять в самых разнообразных сочетаниях с другими словами и эмоционально окрашено, только тогда дети будут обогащать словарь и усваивать строй родной речи с применением неречевых средств общения и начнут свободно использовать эти слона в своей собственной речи.

2. Проблемы обучения невербальному общению в практике современной начальной школы

.1 Варианты современных программ и учебников для организации обучения младших школьников невербальному общению

В современной начальной школе вводятся интегрированные курсы «Ознакомление с окружающим миром», «Природоведение», «Мировая художественная литература», «Занимательный русский язык», в которых рассматриваются вопросы речевого и неречевого общения. Учитывая специфику курсов и возрастные особенности младших школьников, допускается включение указанных дисциплин в учебный план школы в качестве самостоятельного учебного предмета и меньшем объеме, чем это определено инвариантной частью базисного учебного плана. В этом случае содержание данных курсов должно дополняться при изучении других учебных предметов (чтение, изобразительное искусство и др.).

В программе «Воспитание музыкальной культуры школьников» (Шмагина Т.С.) является главной целью показать возможность углубления основных положений программы по формированию музыкальной культуры учащихся в общеобразовательной школе по средствам включения невербального общения. Разумеется, познакомившись с содержанием программы можно увидеть уроки как проблемные ситуации, применение нетрадиционных приемов и методов работы, специфическая логика вопросов, вовлекающих учащихся в дискуссию, тем самым всегда подкрепляемую музыкальной деятельностью учителя и ученика.

Особенно ярко видно обучение младших школьников невербальным средствам общения на уроках музыки, так как — это постоянное творческое общение между музыкой — учителем — детьми, между Композитором — Исполнителем — Слушателем.

В современных программах начальной школы художественные категории являются базисом для определения основных понятий урока. Т. о., художественно-педагогическая идея урока — первична, тема четверти — вторична. Вместо привычных методических терминов (тип урока, план, конспект, построение урока) предлагаются такие категории, как жанр, сценарий, драматургия, режиссура.

Художественно-педагогическая идея не только становится идеей одного отдельного урока, но может служить неким подходом к осмыслению тематического материала целой учебной четверти.

Интересно описывать уроки творчески работающих учителей. Личная интонация, творческая свобода, художественная новизна — все, что отличает творческую личность. Только ли мини диалог учителя с детьми или искреннюю любовь педагога предмету, интересное содержание?

Каждый вопрос, жест, мимика должны быть мотивированны педагогом. Вопрос ради вопроса не устраивает современное общество. Задающий вопрос должен быть заинтересован в ответе, выражая это невербально и истинно желать услышать ответ. И ярче всего это проявляется в школе, на уроках искусства и творчества.

2.2 Программа по развитию невербального общения младших школьников через систему коррекционно-развивающих занятий

Актуальность программы заключается в том, что предлагаемая программа отражает современный уровень преподавания, поскольку позволяет осуществлять целенаправленную работу по развитию невербальной коммуникации у детей младшего школьного возраста, влияя на развитие речи и личности ребёнка в целом за счёт повышения коммуникативной активности, расширяя возможности учащихся начальной школы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Новизна состоит в том, что предлагаемая программа направлена на формирование и развитие невербальной коммуникации. Позволяет педагогам, логопедам, психологам и дефектологам, работающим в начальной школе, проводить целенаправленную и поэтапную работу с детьми.

Практической ценностью программы является то, что она соответствуют мотивации обучения и практическому использованию в сфере образования, позволяют создать систему педагогических условий для развития невербальной коммуникации младших школьников.

Эффективность коррекционно — развивающей работы с использованием данной программы состоит в том, что разработанная целенаправленная и поэтапная работа позволяет повысить уровень развития невербальной коммуникации у детей с речевой патологией, так как разработана с учётом:

взаимосвязи развития речи с развитием невербальных её компонентов,

ведущей деятельности ребёнка,

системного, деятельностного и личностно — ориентированного подходов к разработке данной проблемы.

Перспективу своей работы мы видим в том, что использование данной программы приведёт к целенаправленной, поэтапной работе по формированию невербальной коммуникации у детей, в частности, и развитию их речи, в целом.

Форма оценки качества знаний: сравнительная диагностика уровня развития невербальной коммуникации до и после проведения коррекционно-развивающих занятий, концерты, выступления, отзывы родителей и педагогов.

Организация, продолжительность, периодичность

Наполняемость группы — 15 человек.

Возраст — дети младшего школьного возраста

Общее количество часов в год

год обучения — 136 ч.

год обучения — 136 ч.

Недельная нагрузка

год обучения — составляет 4 часа. Занятия организуются 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 15 минут.

год обучения — составляет 4 часов. Занятия организуются 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 15 минут.

Структура занятий, формы, методы

Форма занятий — фронтальные

Занятия строятся как участие детей в какой-либо реальной, игровой или сказочной ситуации. Такое построение занятий позволяет создавать положительный эмоциональный фон, формируют интерес к учебе, снижает тревожность, облегчает взаимодействие друг с другом.

Структура занятий включает в себя организационно — подготовительный, основной и заключительный этапы. Не мене важной остаётся проблема выбора методов обучения, которые призваны создавать на занятиях атмосферу увлечённости: дети должны заниматься не по принуждению, а потому, что им это интересно и нравится.

Задачей подготовительного этапа является создание положительного эмоционального фона, снятие утомления или чрезмерного возбуждения. На данном этапе используется приветствие, проводятся различного рода тренинги, психогимнастика, элементы релаксации. Метод тренинга направлен на сферу личностного развития, на обучение ребёнка адекватным формам поведения в различных ситуациях, развитие способности познания себя и других людей, формирование положительной Я — концепции. Психогимнастика относится к невербальным методам. Главной задачей является преодоление барьеров в общении, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. Психогимнастика положительно влияет при трудностях коммуникации, неуверенности в себе, замкнутости, социальной изолированности, социальном инфантилизме, нарушениях поведения.

Задачей основного этапа является работа над развитием невербальных средств коммуникации, а именно оптико — кинетической, паралингвистической и экстралингвистической подсистем. На данном этапе используются различные методы. Используются методы прямого (педагог показывает способы действия) и косвенного (педагог побуждает ребёнка к самостоятельному действию) педагогического руководства. На занятиях используются наглядные методы (наблюдение, показ предметов, картин, иллюстраций, показ образца, способов действия) и словесные методы (пояснение, рассказ, чтение, беседа).

Большое значение имеют практические (упражнение) и игровые методы (дидактические, сюжетно — ролевые, творческие, подвижные игры, игры — драматизации).

Использование игровых методов обучения на данном этапе позволяет решать целый ряд задач. С одной стороны играющий выполняет реальные действия, связанное с изучением вполне конкретного обучающего материала; с другой — ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью, наказуемостью, снять барьеры страха быть смешным, получить плохую оценку. В игре легче усваивается изучаемое, быстрее вырабатываются необходимые умения и навыки. На занятиях также используется эвристический метод и метод ролевого моделирования типовых ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов — моделей, ситуаций — моделей и т. д.)

Задачей заключительного этапа является подведение итогов занятий, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые испытывали дети в процессе занятия. Дети также дают оценку своему состоянию после занятия с помощью различных символов — цветка настроения, солнышка, гномики и т. д. На данном этапе также используются элементы релаксации и психогимнастика.

Использование всех перечисленных методов на различных этапах занятия соответствует основным задачам и принципам построения курса, возрастным и психологическим особенностям учащихся.

Таблица 1. Учебно-тематический план первого года обучения

№ п/пТемаКоличество часовтеорияпрактикавсего1. Вводная часть1122.Исследование уровня развития невербальной коммуникации1343. Первоначальное представление о невербальной коммуникации1344. Развитие оптико-кинетической подсистемы822 305. Развитие паралингвистической подсистемы822 306. Развитие экстралингвистической подсистемы822 307. Развитие и закрепление полученных знаний, умений и навыков822 308. Исследование уровня развития невербальной коммуникации1349. Итоговое занятие22Итого36 100 136

Всего 136 часов

теоретических занятий 36 часов

практических занятий 100 часов

Таблица 2. Учебно-тематический план второго года обучения

№ п/пТемаКоличество часовтеорияпрактикавсего1. Вводная часть1122.Исследование уровня развития невербальной коммуникации1343. Развитие невербальной коммуникации через музыкально-практическую деятельность детей618 244. Развитие невербальной коммуникации через творческую деятельность детей818 265. Развитие невербальной коммуникации через театральную деятельность детей822 306. Развитие и закрепление полученных знаний, умений и навыков1 030 407. Исследование уровня развития невербальной коммуникации1348. Итоговое занятие246Итого3 799 136

Всего 136 часов

теоретических занятий 37 часов

практических занятий 99 часов.

Итак, подводя итог исследованию можно сказать следующее:

. Детей младшего школьного возраста необходимо обучать использованию невербальных средств общения.

. Условием, обеспечивающим развитие у детей невербальных средств общения, является произвольное использование ими жестов, мимики, а также таких аспектов речи как громкость, темп и интонация.

. В результате специального обучения можно научить детей младшего школьного возраста сознательно использовать жесты и мимику, а также варьировать громкость, темп, интонацию речи в зависимости от ситуации общения, смысла высказывания и эмоционального состояния.

. Освоение детьми невербальных средств общения делает их более компетентными в области коммуникации.

Проведенное исследование показало возможность развития невербальных средств общения и паралингвистических компонентов речи у детей младшего школьного возраста. Совершенствование у детей младшего школьного возраста невербальных компонентов речи будет способствовать: а) более полному выражению ребенком в общении с людьми своих мыслей, чувств, состояний и отношений; что обеспечит лучшее понимание ребенка со стороны окружающих людей, прежде всего родителей и учителей; б) более глубокому пониманию ребенком окружающих людей и, следовательно, признанию их правоты и справедливости, предъявляемых ему требований, особенно со стороны взрослых людей; в) ускорению психического развития ребенка за счет восприятия, переработки и использования им той информации, которая передается с помощью невербальных средств общения.

До сих пор в психолого-педагогических исследованиях не уделялось достаточно внимания развитию у детей младшего школьного возраста невербальных компонентов речи. Основная часть исследований, главным образом педагогического плана, была посвящена развитию вербальных средств общения, т. е. лингвистических компонентов речи детей. Наше исследование открывает перспективы дальнейшего изучения процесса развития невербальных средств общения как в младшем школьном, так и в подростковом возрасте.

Заключение

Исследование было направлено на изучение особенностей развития невербальных средств общения в младшем школьном возрасте, а также на выявление условий их успешного развития.

При проведении исследования были получены следующие результаты:

. Выявлены особенности развития невербальных средств общения в младшем школьном возрасте.

. Разработана программа обучения детей невербальным средствам общения, которая соответствует ряду требований: удовлетворяет условиям развития речи и общения в младшем школьном возрасте; навыки общения, усваиваемые детьми, улучшают взаимопонимание школьников с окружающими людьми; упражнения и задания, включенные в методику, доступны пониманию детей младшего школьного возраста. Предложенная методика способствует формированию индивидуального стиля общения, предполагает свободное использование всего спектра средств общения, доступных ребенку.

В результате исследования выяснилось, что дети младшего школьного возраста не достаточно используют в общении невербальные средства, а также плохо понимают значение невербальных знаков, используемых окружающими людьми.

К особенностям использования детьми 8−10 лет невербальных средств общения можно отнести следующие: употребление в межличностном общении большого количества жестов, заменяющих слова или усиливающих их значение, слабый контроль за использованием мимических движений, неумение изменять темп и громкость речи в монологическом высказывании, недостаточную эмоциональную окрашенность речи во время учебного процесса.

После обучения по программе развития невербальных средств общения младшие школьники стали более широко использовать как невербальные, так и паралингвистические компоненты речи не только в межличностном общении, но и в учебной деятельности, например, при чтении вслух художественных произведений.

Проведенное исследование позволило определить условия, необходимые для успешного развития невербальных средств общения детей.

Формирование умений использовать различные невербальные средства в собственной речи должно осуществляться поэтапно.

. В процессе обучения следует использовать различные формы организации деятельности, сочетание двух видов действий; подражания и свободного варьирования усвоенными приемами общения.

. Обучение детей анализу всех компонентов и приемов общения в процессе обыгрывания различных ситуаций.

. Усложнение или упрощение деятельности общения в зависимости от исходного уровня развития невербальных компонентов речи детей.

. Создание благоприятной, комфортной обстановки на уроках психологии.

Предлагаемая в исследовании методика развития невербальных средств общения соответствует вышеперечисленным условиям, ее эффективность подтверждается качественными и количественными изменениями, произошедшими в общении и речи детей после обучающего эксперимента. Достоверность полученных результатов статистически подтверждена.

Список использованной литературы

1. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология/ И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.

. Зимняя И.А. Педагогическая психология/ И.А. Зимняя. — М.: ЛОГОС, 2011. — 384 с.

. Казаева Т.Н. Развитие речи младших школьников /Т.Н. Казаева // Начальная школа. -2013. — № 6. — С. 76 — 79.

. Киянченко Е.А. Учим детей общаться/ Е.А. Киянченко // Начальная школа. — 2012. — № 6. — С. 63.

. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер. Коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.В. Клюев, Ю.В. Касаткина — М.: «Академия развития», 2009. — 240 с.

. Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 256 с.

. Ладыженская Н.В. Развитие коммуникативных умений на уроках риторики в начальной школе/ Н.В. Ладыженская // Начальная школа. — 2013. — № 5. — С. 43−45

. Лемяскина Н.А. Предмет «Культура общения» в начальной школе/ Н.А. Лемяскина // Начальная школа. — 2012. — № 6. — С. 68.

. Львов М.Р. Речевое развитие человека /М.Р. Львов // Начальная школа. — 2010. — № 6. — С. 96.

. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: 3 кн, — 4-е изд. — М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003, — Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики, — 640 с.

. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов. — М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 630 с.

. Позднякова Е.В., Кузнецова В.С., Долматова Т.И. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников/ Е.В. Позднякова, В.С. Кузнецова, Т.И. Долматова // Начальная школа. — 2010. — № 11. — С. 23−26.

. Рогов Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 335 с.

. Рябов А.Е., Леонова Р.Н. Этика педагогического общения учителя и психолого-педагогический статус ученика начальной школы/ А.Е. Рябов, Р.Н. Леонова // Начальная школа. — 2011. — № 9. — С. 16−18.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector