ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

УТВЕРЖДАЮ Проректор по образовательной деятельности ___________________ А.А.Панфилов «______» _________________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Направление подготовки44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения

СпециализацияПсихолого-педагогическая профилактика девиантного поведения

Уровень высшего образования: специалист

Форма обученияочная

Семестр Трудоем-кость зач. ед., час. Лекций, час. Практич. занятий, час. Лаборат. работ, час. СРС, час. Форма промежуточного контроля (экз./зачет)
2(72 ч.) зачёт
4 (144 ч.) экзамен — 45
Итого 6 (216 ч.)

Владимир, 2016

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Овладение основами социальной психологии предусматривает междисциплинарную интеграцию компетенций студентов. Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, включающих:

¾ Общее представление о социальной психологии образования;

¾ Формирование психолого-педагогической культуры и грамотности;

¾ Представление об основных видах профессиональной деятельности социального педагога-психолога;

¾ Освоение содержания поисково-исследовательской функции социального педагога-психолога;

¾ Формирование профессионально-важных качеств социального педагога-психолога;

¾ Знакомство и освоение специфики инновационного подхода в деятельности социального педагога-психолога в системе образования;

¾ Усвоение этического кодекса социального педагога-психолога

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):

знания:

· на уровне представлений: основные положения социальной психологии, сущность и содержание основных понятий, категорий;

· на уровне воспроизведения: изучение научной информации, отечественного и зарубежного опыта по проблемам социальной психологии;

· на уровне понимания: сбор и оформление материалов исследования;

· проведение практических занятий в рамках утвержденного плана и программ;

умения:

· теоретические: оперировать социально-психологическими понятиями и категориями; анализировать социально-психологические факты и возникающие в связи с ними отношения, анализировать, толковать и правильно применять методы социально-психологического воздействия;

· практические: давать квалифицированные психолого-педагогические заключения и консультации; правильно составлять и оформлять психологические документы;

навыки:

· психолого-педагогической терминологией;

· навыками работы с учебной и профессиональной литературой;

· навыками научно-исследовательской деятельности в области социальной психологии.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПОП ВО

Дисциплина является базовой в профессиональном цикле, имеет индекс Б.1. Б.28, закладывает основы профессиональной подготовки студентов направления 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения.

К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Социальная психология», относятся знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения таких дисциплин как «Психология личности», «Когнитивная психология», «Общая психология», «История психологии», «Психолого-педагогический практикум», «Педагогическая психология» и «Методология и методы психолого-педагогических исследований».

В свою очередь, знания по «Социальной психологии» лягут в основу изучения таких дисциплин как «Поликультурное образование», «Психология конфликта», «Психология влияния», «Психология семьи и семейное консультирование» и др.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ,

ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения дисциплины «Социальная психология» у студентов формируются следующие компетенции:

· способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (ОК-7);

· способность взаимодействовать с различными категориями воспитуемых, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях, осуществлять контроль кризисных ситуаций, предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов, оказывать помощь в разрешении межличностных конфликтов (ПК-3);

· способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию (ПК-8);

· способностью устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях (ПК-10);

· способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи (ПК-12);

· способностью учитывать современные социальные и психологические условия формирования детей и подростков, особенности образовательной среды (ПСК-3.3).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

— методы и приёмы анализа, систематизации, обобщения, критического осмысления информации, логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи, умения вести полемику и дискуссии (ОК-7);

— особенности взаимодействия с различными категориями воспитуемых, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях, осуществления контроля кризисных ситуаций, предупреждения и конструктивного разрешения конфликтов, оказания помощи в разрешении межличностных конфликтов (ПК-3);

— специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностирование психологических свойств и состояний человека, психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, основы составления психодиагностических заключений и рекомендаций по их использованию (ПК-8);

— причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, основы изучения личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи и социального окружения, выявления позитивных и негативных влияний на ребенка (подростка), а также различного рода проблем в развитии личности и межличностных взаимоотношениях (ПК-10);

— способы комплексного воздействия на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, способы осуществления психологического и педагогического вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи (ПК-12);

— современные социальные и психологические условия формирования детей и подростков, особенности образовательной среды (ПСК-3.3).

2) Уметь:

— методы и приёмы анализа, систематизации, обобщения, критического осмысления информации, логически верного, аргументированного и ясного построения устной и письменной речи, умения вести полемику и дискуссии (ОК-7);

— взаимодействовать с различными категориями воспитуемых, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях, осуществлять контроль кризисных ситуаций, предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов, оказывать помощь в разрешении межличностных конфликтов (ПК-3);

— выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию (ПК-8);

— выявлять причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях (ПК-10);

— комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи (ПК-12);

— учитывать современные социальные и психологические условия формирования детей и подростков, особенности образовательной среды (ПСК-3.3).

3) Владеть:

— способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (ОК-7);

— способностью взаимодействовать с различными категориями воспитуемых, в том числе в сложных социально-педагогических ситуациях, осуществлять контроль кризисных ситуаций, предупреждение и конструктивное разрешение конфликтов, оказывать помощь в разрешении межличностных конфликтов (ПК-3);

— способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам, диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию (ПК-8);

— способностью к выявлению причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях (ПК-10);

— способностью к комплексному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи (ПК-12);

— способностью учитывать современные социальные и психологические условия формирования детей и подростков, особенности образовательной среды (ПСК-3.3).

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетные единицы, 216 часов.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Объем учебной работы с применением интерактивных методов (в часах / %) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Консультации Практические занятия Лабораторные работы Контрольные работы, коллоквиумы СРС КП / КР
1. Социальная психология в системе научного знания. 1- -2 0,5 ч/12,5%
2. Методологичес-кие основы социальной психологии 3- -4 0,5 ч/12,5%
3. Основные концепции социальной психологии 5- -12 5,6 ч/35% рейтинг-контроль 1, рейтинг-контроль 2
4. Социально-психологические феномены 13- -18 4,2 ч/35% рейтинг-контроль 3
5. Социально-психологические аспекты изучения личности 1 — - 2 3,4ч/42,5%
6. Психологическая характеристика социальных общностей и социальных институтов 3 — - 7 7,4 ч/46,25% рейтинг-контроль 1
7. Социально-психологический климат организации 8 — - 9 3,4 ч/42,5%
8. Психология конфликтов и социальной напряженности 10- - 14 5,4 ч/45%
9. Виды социально-психологических условий и их влияние на личность 15 — - 16 7,4 ч/46,25% рейтинг-контроль 2
Социально- психологическое воздействие 17- - 18 5,4 ч/45% рейтинг-контроль 3
Всего 43,2 ч/40% экзамен

Содержание курса «Социальная психология»

Тема 26. Понятие социально-психологического воздействия, его характеристика

Понятие психологического воздействия. Структура социально-психологического воздействия: субъект, объект, способы влияния, средства, механизм. Основные направления в психологии воздействия.

Виды психологического воздействия. Подпороговое (сублимальное) воздействие. Эффекты «зеркалирования» и «синхронии».

Характеристика социально-психологического воздействия. Принципы организации эффективной информации. Основные приемы и техники психологического воздействия. Десентизация. Аверсивные процедуры. Теория когнитивного диссонанса (Л. Фесттингер).

Манипулятивная доктрина. Эффект «зомби». Условия обеспечения общения-диалога. Эмпатическое понимание.

Тема 27. Виды социально-психологического воздействия: массовые коммуникации, мода, реклама; их характеристика

Понятие «массовая коммуникация», её структура. Основные характеристики массовой коммуникации. Особенности общения в условиях массовой коммуникации. Три стороны общения в массовой коммуникации: информационная, перцептивная и интерактивная. Социально-психологические функции массовой коммуникации. Стратегии функционирования массовой коммуникации.

Мода как социальное явление. Функции моды. Концепция «социального символизма» и мода. «Социальные дистанции».

Понятие рекламы, её феномен. Виды рекламы. Механизм рекламного воздействия. Понятие «визуальный скандал». Эффект «айстоппера». Причины рекламных неудач.

План практических занятий

Тема 1. Социальная психология в системе научного знания

Вопросы для обсуждения:

1. Охарактеризуйте основные направления становления социальной психологии как науки. Покажите интегративную функцию современной социально-психологической теории.

2. Вскройте основные подходы к решению вопроса о предмете и объекте социальной психологии.

3. Дайте характеристику состояния теоретического знания в западной социальной психологии.

4. Американский вклад в развитие социальной психологии. Основные области исследования.

5. Докажите, что социальная психология является теоретической основой социальной работы.

Тема 2. Методологические основы социальной психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Перечислите основные группы методов и дайте их характеристики.

2. Перечислите способы наблюдения и основные категории по Бейлсу.

3. Способы фиксации результаты наблюдений за группой и каждым участником отдельно.

4. Методы исследования и методы воздействия: сформулируйте разницу и охарактеризуйте каждую группу в отдельности.

5. Признакам сплоченности группы и наличия неформального лидера.

6. Проблема применения результатов лабораторного эксперимента. Проблема репрезентативности.

Тема 3. Групповая динамика как направление исследований в социальной психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Выделите основные этапы становления теории групповой динамики.

2. Уровни развития контактных социальных групп.

3. Механизм развития группы.

4. Психологическое единство группы.

5. Признаки психологического климата.

6. Какие факторы определяют силу сплочения группы?

7. Групповая совместимость и срабатываемость.

8. Раскройте причины групповых конфликтов и покажите возможности их устранения.

9. Феномен симпатии и эмпатии.

Тема 4. Социометрия как направление исследований в социальной психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Раскрыть сущность социометрии как теории и как метода.

2. Охарактеризовать «социальный атом», привести примеры.

3. Проанализировать компоненты социометрии как метода социально-психологического изучения межличностных отношений.

4. Показать связь типов отношений, выделенных в теории социометрии и успешности формирования социальной общности.

5. Проанализировать элементы социограммы, привести примеры.

Тема 21. Экстремальные условия, их воздействие на личность

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «экстремальные условия», их психологическая характеристика.

2. Психогенные факторы, воздействующие на личность в экстремальных условиях.

3. Понятие «психогения», связь психогении с экстремальными условиями.

4. Выразить графически соотношение понятий «условия», «экстремальные условия», «ситуация».

5. Показать связь аттитюдов с воздействием психогенных факторов. Привести примеры из художественной литературы.

Тема 22. Напряжённые ситуации, их характеристика

Вопросы для обсуждения:

1. Дать психологическое определение понятию «напряжённая ситуация».

2. Выделить факторы, влияющие на личность в напряженных ситуациях.

3. Определить соотношение понятий «напряжённая ситуация», «экстремальные условия», «нормальные условия», «установка», «аттитюд».

4. Охарактеризовать виды напряжённых ситуаций, выделить факторы, оказывающие дестабилизирующее влияние на личность.

5. Привести примеры литературных героев, подвергшихся влиянию психогенных факторов в напряжённых ситуациях.

Тема 23. Посттравматический стресс (ПТС) как реакция на воздействие напряжённых ситуаций и экстремальных условий

Вопросы для обсуждения:

1. Дать определение ПТС, выделить факторы, оказывающие дестабилизирующее влияние на личность.

2. Охарактеризовать психогенные факторы и психогению как последствие воздействия этих факторов.

3. Охарактеризовать личность, находящуюся в состоянии ПТС. Привести примеры из литературы.

4. Охарактеризовать различные виды социальных отклонений в поведении как последствия ПТС.

5. Выделить основные направления психолого-педагогической профилактики и коррекции последствий ПТС.

6. Определить понятие «стрессоустойчивость», выделить психологические факторы, определяющие стрессоустойчивость личности.

Тема 24. Социально-психологическая помощь людям,

Находящимся в состоянии ПТС

Вопросы для обсуждения:

1. Определить понятия «психологическая помощь», «психологическая коррекция», «социально-психологическая работа», «социально-психологическая профилактика».

2. Выделить факторы, оказывающие влияние на личность, находящуюся в состоянии ПТС.

3. Разработать основные направления социально-психологической помощи человеку, находящемуся в состоянии ПТС.

4. Привести примеры литературных героев, находящихся в ПТС, проанализировать их жизненный путь.

5. Показать соотношение понятий «индивидуальная работа», «групповая работа», «дебрифинг».

Тема 25. Социально-психологическая готовность к деятельности в напряжённых условиях и экстремальных ситуациях

Вопросы для обсуждения:

1. Определить понятие «готовность к деятельности», выделить компоненты готовности к деятельности.

2. Установить связь личностных качеств со стрессоустойчивостью и готовностью к деятельности в экстремальных условиях.

3. Показать влияние установки и аттитюдов личности на готовность к деятельности в экстремальных условиях.

4. Определить связь готовности к деятельности с успешностью деятельности.

5. Выделить мотивационный компонент готовности к деятельности.

6. Охарактеризовать связь групповой готовности к деятельности в экстремальных условиях с личностными качествами руководителя.

Тема 26. Понятие социально-психологического воздействия,

Его характеристика

Вопросы для обсуждения:

1. Охарактеризуйте понятие «психологическое воздействие» и его структуру.

2. Раскройте принципы организации эффективного общения.

3. Дайте понятие «сенситивного тренинга».

4. Напишите варианты развернутого плана сенситивного тренинга.

5. Охарактеризовать факторы, способствующие осуществлению социально-психологического воздействия.

6. Определить связь эффективности воздействия с личностными качествами его участников.

Тема 27. Виды социально-психологического воздействия: массовые коммуникации, мода, реклама; их характеристика

Вопросы для обсуждения:

1. Проиллюстрируйте функции социальной коммуникации конкретными примерами.

2. Соотнесите объем понятий «социальная работа, «социальная помощь», «социально-психологическая служба».

3. Разработайте варианты социально-психологического консультирования в школе.

4. Используя знания по психологии рекламы, разработайте рекламу товара или профессии (учебного заведения).

5. Дайте понятие «молодежная субкультура». В чем заключается её особенности?

6. Проиллюстрируйте примерами из периодической печати современные тенденции моды и рекламы.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСЦИПЛИНЫ

Лекция-информация, лекция-визуализация, проблемная лекция, круглый стол, case-study, дискуссия, мозговой штурм, реферат, эссе.

Преподавание дисциплин ведется с применением следующих видов образовательных технологий:

1. Информационно-коммуникационные технологии (1−10 разделы)

2. Работа в команде/работа в малой группе (1−10 разделы)

3. Проблемное обучение (1−10 разделы)

4. Контекстное обучение (2−8 разделы)

5. Междисциплинарное обучение (1−10 раздел)

Формы организации учебного процесса:

1. Лекция, мастер-класс (1−10 разделы)

2. Семинар (1−10 разделы)

3. Самостоятельная работа студентов (1−10 разделы)

4. Научно-исследовательская работа студентов: подготовка выступления на научной студенческой конференции (1−10 разделы)

5. Консультация: консультирование студентов по проблеме выступления на научной студенческой конференции (1−10 разделы)

6. Работа в команде: проведение и анализ результатов тестового опроса студентов (1−10 разделы)

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

УСПЕВАЕ­МОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Задания для проведения текущего контроля

1. Охарактеризовать различные подходы к предмету социальной психологии.

2. Проблема классификации методов в социальной психологии.

3. Раскрыть сущность феноменологического подхода в социальной психологии.

4. Показать место социальной психологии в системе наук.

5. Охарактеризовать сущность и назначение «Методики наблюдения за групповым взаимодействием» (Р. Бейлз)

6. Раскрыть связь категорий в системе наблюдений за групповым взаимодействием Р. Бейлза.

7. Перечислить и охарактеризовать основные области наблюдений в групповом взаимодействии, рассмотренные в методике Р. Бейлза.

8. Дать критический анализ предложенной Р. Бейлзом «Методики наблюдения за групповым взаимодействием»

9. Сравнить подходы к изучению малой группы в рамках теорий Стратометрии и Групповой динамики.

10. Сравнить подходы к изучению малой группы в рамках теорий Социометрии и Групповой динамики.

11. Сравнить подходы к изучению малой группы в рамках теорий Стратометрии и Социометрии.

12. Дать критический анализ теории Стратометрии (А.В. Петровского)

13. Охарактеризовать виды трансакций в теории Трансактного анализа Э. Берна.

14. Раскрыть механизмы социальной перцепции.

15. Охарактеризовать этапы снятия психологического напряжения.

16. Сравнить теории взаимодействия в социальной психологии.

17. Раскрыть понятие «фисцинация».

18. Общение и его структура.

19. Охарактеризовать основные подходы к мотивации.

20. Сравнить понятия «совместимость» и «срабатываемость».

21. Определить понятие «эмпатия» в социальной психологии, перечислить виды эмпатии.

22. Сравнить различные подходы к пониманию личности в социальной психологии.

23. Охарактеризовать основные этапы работы с людьми, пережившими психологическую травму.

24. Раскрыть сущность понятия «экстремальные условия» и охарактеризовать их виды.

25. Проанализировать основные положения теории стресса Г. Селье.

Семестр

Задания к рейтинг-контролю знаний студентов

Рейтинг-контроль 1

1. Методологические принципы построения социальной психологии (с примерами).

2. Место социальной психологии в системе психологического знания.

3. Основные этапы становления социально-психологической теории.

4. Классификация методов социальной психологии.

5. Показать сильные и слабые стороны феноменологического подхода к изучению социально-психологических явлений.

Рейтинг-контроль 2

  1. Сравнить теорию Групповой динамики с Социометрией.
  2. Сравнить теорию Стратометрии с Социометрией.

3. Основные способы структурирования времени в теории Трансакционного анализа (Э.Берн).

4. Виды трансакций, их характеристика, примеры.

5. Возможности применения в работе социального педагога одного из феноменологических методов социальной психологии (по выбору студента).

Рейтинг-контроль 3

1. Раскройте сущность феномена межличностных отношений.

2. Психологические механизмы возникновения социальной идентификации.

3. Раскрыть сущность феномена мотивации поведения.

4. Понятие ответственного поведения, его характеристики в онтогенезе.

5. Основные направления и методы формирования ответственного поведения (возраст по выбору).

6. Характеристики совместной деятельности. Разработать план-конспект коллективного творческого дела (возраст по выбору).

7. Специфика работы социального педагога с представителями «групп риска».

8. Деятельность социального педагога по профилактике девиаций в неблагополучных семьях (перечислить основные направления).

9. Сравнить понятия «аддиктивное поведение», «деструктивное поведение», «социальная дезадаптация», «педагогическая запущенность».

10. Методологические принципы социально-психологической работы с несовершеннолетними из «групп риска».

11. Работа с семьями несовершеннолетних «группы риска».

12. Организация общения со сверстниками подростков «группы риска».

13. Выработка навыков диалогового общения со взрослыми у несовершеннолетних «группы риска».

14. Характеристика воспитанников социальных учреждений как представителей «группы риска».

15. Основные направления профилактики аддиктивного поведения в рамках деятельности социального педагога.

Календарно-тематический план самостоятельной работы студентов

при изучении дисциплины «Социальная психология» (5 семестр)

№ п/п Название темы Содержание работы Кол-во ч. Неделя семестра Форма контроля
1. Социальная психология в системе научного знания Составить хронологию развития психологических становления научных школ. Результаты внести в таблицу: 1 столбик — этап; 2- научная школа; 3 — вклад в развитие социално-психологической теории 1−2 Индивидуальное собеседование, проверка тетрадей, предоставление конспектов, коллоквиум.
2. Методологические основы социальной психологии 1) конспект главы «Предмет социальной психологии"// Социальная психология образования: Учебное пособие / О.Б. Крушельницкая; Под ред. О.Б. Крушельницкой и др. — М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 320 с.: znanium.com/catalog.php?bookinfo=462 146 — с.5−19. 3−4 Представление конспектов, деловая игра, «круглый стол»
3. Основные концепции социальной психологии Составить сравнительную таблицу с характеристиками социально-психологических концепций по следующим показателям: — что является ядром концепции, её основной идеей; - социально-психологические механизмы группового взаимодействия; - слабые стороны концепции. 5−12 «Круглый стол», коллективное обсуждение, представление конспектов и рефератов, деловая игра
4. Социально-психологические феномены 1) Конспект гл. «Взаимоотношения в образовательных коллективах» //Социальная психология образования: Учебное пособие / О.Б. Крушельницкая; Под ред. О.Б. Крушельницкой и др. — М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 320 с.: znanium.com/catalog.php?bookinfo=462 146 2) Разработать модель диалога с ребёнком (возраст по выбору) по преодолению его когнитивной и социальной беспомощности. 3) Изучить потребности в диалоге у подростков, создать модель совместного проекта на основе выявленных потребностей. 13−18 «Круглый стол», представление мини-исследований, деловая игра

Вопросы к зачету по курсу «Социальная психология»

(5 семестр)

1. Возникновение и развитие социальной психологии, ее современное состояние.

2. Предмет социальной психологии, история его становления, современные проблемы.

3. Социальная психология как отрасль интегративного знания.

4. Специфика социально-психологической методологии.

5. Основные методы социальной психологии, их классификация.

6. Социально-психологические феномены.

7. Социально-психологическое исследование и его составляющие.

8. Виды экстремальных условий и их влияние на личность.

9. Классификация напряженных ситуаций.

10. Влияние напряженных ситуаций на психические процессы.

11. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях.

12. Основные положения теории стресса Г. Селье.

13. Проявления последствий посттравматического стресса.

14. Отклоняющееся поведение как следствие посттравматического стресса.

15. Этапы индивидуальной работы с людьми, пережившими психологическую травму.

16. Основная характеристика групповой работы с людьми, пережившими психологическую травму.

17. Самопомощь и взаимопомощь при работе социального педагога и педагога-психолога в экстремальных условиях.

18. Понятие и виды общения.

19. Типы общения, его функции.

20. Общение как взаимодействие, основные теории.

21. Типы воздействия. Фисцинация.

22. Социальная перцепция и ее механизмы.

23. Барьеры общения, стереотипы ожидания, оптимизация общения.

24. Виды коммуникаций, типы информации.

25. Признаки, структура и динамика совместной деятельности.

26. Основные признаки и свойства субъекта совместной деятельности.

27. Модель регуляции совместной деятельности. Факторы эффективности совместной деятельности.

28. Фило- и онтогенез совместной деятельности.

29. Понятие мотивации, подходы к ее исследованию.

30. Модели мотивации. Основные теории мотивации.

31. Связь стремлений участников группы с психологическим климатом в группе.

32. Понятие межличностных отношений, их структура.

33. Симпатии и притяжения. Фактор выбора.

34. Совместимость и срабатываемость.

35. Межличностные отношения в образовательных системах

36. Групповая динамика и ее теория.

37. Понятие группы. Признаки группы. Виды групп.

38. Эффективность деятельности групп.

39. Статус участника. Ролевое поведение.

40. Проблема лидерства. Стили лидерства.

41. Методы исследования групповой динамики.

Семестр

Перечень вопросов к рейтинг-контролю № 3

1. Теория Трансактного анализа, его структура.

2. Анализ трансакции, их виды.

3. Способы структурирования времени, их освещение в Трансактном анализе.

4. Анализ жизненных сценариев в теории Трансактного анализа.

5. Приемы оптимизации деловых переговоров в Трансактном анализе.

6. Основные положения теории Стратометрии.

7. Конструктивная феноменология Стратометрии — коллективистическое самоопределение (КС), ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ), референтность, действенная групповая эмоциональная идентификация (ДГЭИ).

8. Уровень развития и типология групп.

9. Дифференциация позиций в теории Стратометрии. Решетка противостояния позиций.

10. Основные положения теории социометрии.

11. Понятие личности. Подходы к описанию и пониманию личности.

12. Типология личностей. Основные теории и их характеристика.

13. Понятие социализации.

14. Механизмы социализации. Стадии социально-психологической адаптации.

15. Факторы социализации. Социализация на различных этапах онтогенеза.

Календарно-тематический план самостоятельной работы студентов

при изучении дисциплины «Социальная психология» (6 семестр)

№ п/п Название темы Содержание работы Кол-во ч. Неделя Семест-ра Форма контроля
1. Социально-психологичес-кие проблемы исследования личности Ø Выписать понятие «мотивационная сфера», её составляющие; Ø Провести сравнительный анализ основных мотивов учебной деятельности школьников, отразить их возрастную динамику. 1−3 Индивидуаль-ное собеседова-ние, проверка тетрадей, предоставле-ние конспектов, коллоквиум.
2. Психологичес-кая характеристика социальных общностей и социальных институтов 1) Конспект-схема главы «Психологическая теория деятельности» учебника: Социальная психология образования: Учебное пособие / О.Б. Крушельницкая; Под ред. О.Б. Крушельницкой и др. — М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 320 с.: znanium.com/catalog.php?bookinfo=462 146 2) План-конспект по сплочению коллектива (возраст по выбору). 4 — 6 Представле-ние конспектов, деловая игра, «круглый стол»
3. Социально-психологичес-кий климат организации Провести методику изучения социально-психологического климата в классе (в котором работают на практике).

По результатам исследования провести коллективное творческое мероприятие по сплочению группы.

7 — 9 «Круглый стол», коллективное обсуждение, представле-ние конспектов и рефератов, деловая игра, отчётов по исследова-нию
4. Психология конфликтов и социальной напряженности 1. Конфликты в образовательной среде, их урегулирование. 2. Связь эмоциональной атмосферы образовательного учреждения с конфликтностью в его структурных подразделениях. 10−12 «Круглый стол», представле-ние мини-исследова-ний, деловая игра
5. Виды социально-психологических условий и их влияние на личность Разработать и провести тренинг по развитию сензитивности, формированию уверенного поведения (в школе, на практике) 13−15 «Круглый стол», представле-ние мини-исследова-ний, деловая игра
6. Социально- Психологичес-кое воздействие Изучить основные направления рекламного воздействия, разработать социальную рекламу (возможно совместно с учащими в классе, куда ходят на практику) 16−18 «Круглый стол», представле-ние мини-исследова-ний, деловая игра

Темы сообщений и докладов

1. Методологические проблемы современной социальной психологии.

2. Истоки социально-психологических знаний в философских, социологических, религиозных и мифологических воззрениях Древнего мира.

3. Утопические социально-психологические учения древности.

4. Политизация и идеологизация социально-психологической мысли в эпоху Просвещения и в Новое Время.

5. Становление научной социальной психологии.

6. Становление и развитие социальной психологии в России.

7. Социально-психологические представления о человеке, индивиде, индивидуальности и личности.

8. Проблема социально-психологической стратификации и типологизации.

9. Массовое сознание в экстремальных ситуациях (экологические, социальные, военные и финансовые потрясения и катастрофы)

10. Проблема общественных ценностей.

11. Психология религиозного сознания.

12. Конструктивное разрешение конфликтов, ведение переговоров.

13. Исследование группового сознания, чувства причастности и принадлежности, аффилиации.

14. Кросс-культурные, транс-культурные исследования.

15. Понятие и основные характеристики социальной среды, социума, социального контекста.

16. Проблема врожденного и приобретенного, биологического и социального в социальной психологии.

17. Проблема и методы шкалирования в социальной психологии.

18. Различные психологические и социологические типологии групп.

19. Группа как субъект деятельности.

20. Основные концепции социальной психологии.

21. Социально-психологические аспекты социализации личности.

22. Проблема социальной безопасности и пути ее достижения.

23. Социально-психологические проблемы в современной художественной культуре и пути их разрешения.

24. Соотношение понятий «социальная работа», «социальная помощь», «социально-психологическая служба»

25. Формирование готовности к деятельности в напряженных ситуациях.

26. Последствия посттравматического стресса и их преодоление.

27. Отклоняющееся поведение как следствие посттравматического стресса.

Промежуточная аттестация

Допуском к экзамену является получение 60 баллов за всю текущую семестровую работу:

  1. Посещение занятий — 5 б. (за весь семестр);
  2. Рейтинг-контроль № 1 — 10 б.
  3. Рейтинг-контроль № 2 — 10 б.
  4. Рейтинг-контроль № 3 — 15 б.
  5. Самостоятельная работа — 15 б.
  6. Бонусы за активную, творческую работу — 5 б.

Оценки на экзамене:

«удовлетворительно» — 61−73 б.

«хорошо» — 74−90 б.

«отлично» — 91−100 б.

Вопросы к экзамену

  1. Возникновение и развитие социальной психологии, ее современное состояние.
  2. Предмет социальной психологии, история его становления, современные проблемы.
  3. Социальная психология как отрасль интегративного знания.
  4. Специфика социально-психологической методологии.
  5. Основные методы социальной психологии, их классификация.
  6. Социально-психологические феномены.
  7. Социально-психологическое исследование и его составляющие.
  8. Виды экстремальных условий и их влияние на личность.
  9. Классификация напряженных ситуаций.
  10. Влияние напряженных ситуаций на психические процессы.
  11. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях.
  12. Основные положения теории стресса Г. Селье.
  13. Проявления последствий посттравматического стресса.
  14. Отклоняющееся поведение как следствие посттравматического стресса.
  15. Этапы индивидуальной работы с людьми, пережившими психологическую травму.
  16. Основная характеристика групповой работы с людьми, пережившими психологическую травму.
  17. Самопомощь и взаимопомощь при работе социального педагога и педагога-психолога в экстремальных условиях.
  18. Групповая динамика и ее теория.
  19. Понятие группы. Признаки группы. Виды групп.
  20. Эффективность деятельности групп.
  21. Статус участника. Ролевое поведение.
  22. Проблема лидерства. Стили лидерства.
  23. Методы исследования групповой динамики.
  24. Теория трансактного анализа, его структура.
  25. Анализ трансакции, их виды.
  26. Способы структурирования времени, их освещение в трансактном анализе.
  27. Анализ жизненных сценариев в теории трансактного анализа.
  28. Приемы оптимизации деловых переговоров в трансактном анализе.
  29. Основные положения теории стратометрии.
  30. Конструктивная феноменология стратометрии — коллективистическое самоопределение (КС), ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ), референтность, действенная групповая эмоциональная идентификация (ДГЭИ).
  31. Уровень развития и типология групп.
  32. Дифференциация позиций в теории стратометрии. Решетка противостояния позиций.
  33. Основные положения теории социометрии.
  34. Понятие и виды общения.
  35. Типы общения, его функции.
  36. Общение как взаимодействие, основные теории.
  37. Типы воздействия. Фисцинация.
  38. Социальная перцепция и ее механизмы.
  39. Барьеры общения, стереотипы ожидания, оптимизация общения.
  40. Виды коммуникаций, типы информации.
  41. Признаки, структура и динамика совместной деятельности.
  42. Основные признаки и свойства субъекта совместной деятельности.
  43. Модель регуляции совместной деятельности. Факторы эффективности совместной деятельности.
  44. Фило- и онтогенез совместной деятельности.
  45. Понятие мотивации, подходы к ее исследованию.
  46. Модели мотивации. Основные теории мотивации.
  47. Связь стремлений участников группы с психологическим климатом в группе.
  48. Понятие межличностных отношений, их структура.
  49. Симпатии и притяжения. Фактор выбора.
  50. Совместимость и срабатываемость.
  51. Межличностные отношения в образовательных системах.
  52. Понятие личности. Подходы к описанию и пониманию личности.
  53. Типология личностей. Основные теории и их характеристика.
  54. Механизмы социализации. Стадии социально-психологической адаптации.
  55. Факторы социализации. Социализация на различных этапах онтогенеза.
  56. Социально-психологическое понимание отклоняющегося поведения, его виды. Концепции отклоняющегося поведения.
  57. Причины отклоняющегося поведения, особенности личности с отклоняющимся поведением. Пути профилактики отклоняющегося поведения.
  58. Понятие и виды социально-психологического климата социальных организаций.
  59. Социальная психология производственных общностей.
  60. Теории социальной структуры общества.
  61. Общественное мнение, его функции, формы, способы формирования.
  62. Массовые настроения, слухи.
  63. Психология толпы.
  64. Безопасность как социальный институт.
  65. Культура как социальный институт.
  66. Социальная психология напряженности.
  67. Социально-психологическая характеристика конфликтов.
  68. Техника снятия социальной напряженности и урегулирования конфликтов.
  69. Теория социально-психологического воздействия.
  70. Социальная психология моды.
  71. Социальная психология рекламы.
  72. Социально-психологические аспекты массовой коммуникации.
  73. Основные направления прикладной социальной психологии.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 1. Андреева, Г. М.Социальная психология [Электронный ресурс]: Учебник для высших учебных заведений / Г

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Андреева, Г. М.Социальная психология [Электронный ресурс]: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2014. (библиотека ВлГУ)

Режим доступа: www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785756702743.html

2. Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 192 с.: ил.; 60×90 1/16. — (Профессиональное образование).

(переплет) ISBN 978−5-8199−0368−1 (библиотека ВлГУ) Режим доступа: znanium.com/catalog.php?bookinfo=395 969

3. Крысько, В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.Г. Крысько. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 227 с.: 60×90 1/16 (Переплёт) ISBN 978−5-9558−0445−3, (библиотека ВлГУ) Режим доступа: znanium.com/catalog.php?bookinfo=511 928

4. Лебедева, Л.В. Социальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон.дан. — М.: ФЛИНТА, 2013. — 230 с. — Режим доступа: e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=20 252

5. Социальная психология образования: Учебное пособие / О.Б. Крушельницкая; Под ред. О.Б. Крушельницкой и др. — М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 320 с.: 60×90 1/16. (переплет) ISBN 978−5-9558−0376−0 (библиотека ВлГУ) Режим доступа:, znanium.com/catalog.php?bookinfo=462 146

Дополнительная литература

1. Антипов, И.Г. Классическая социальная психология [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов / И. Г. Антипов и др.; общ. ред. Е.И. Рогова.- М.: ВЛАДОС, 2011. — (Учебное пособие для студентов вузов)" (библиотека ВлГУ) Режим доступа: www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691015434.html

2. Афанасьева, Е.А. Организационная психология. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие по курсу «Организационная психология (психология организаций)"/ Афанасьева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 337 c. (библиотека ВлГУ)

Режим доступа: www.iprbookshop.ru/19 273.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Журавлев, А.Л. Социальная психология российского предпринимательства. Концепция психологических отношений [Электронный ресурс]/ Журавлев А.Л., Позняков В.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: Институт психологии РАН, 2012.— 480 c. (библиотека ВлГУ).

Режим доступа: www.iprbookshop.ru/15 644.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

4. Мандель, Б.Р.Психология социальной работы. Модульный курс в соответствии с ФГОС [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Мандель Б.Р. — М.: ФЛИНТА, 2014. (библиотека ВлГУ)

Режим доступа: www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976518704.html

5. Милорадова, Н.Г.Психология управления в условиях стабильной неопределенности [Электронный ресурс]: учеб.пособие. / Милорадова Н.Г. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2013. (библиотека ВлГУ) Режим доступа: www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785976517226.html

6. Социальная психология: Хрестоматия [Электронный ресурс] / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2012. (библиотека ВлГУ) Режим доступа: www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785756706291.html

Периодические издания

1. Воспитательная работа в школе / Научно-практический, методический журнал

Постоянный адрес издания //dlib.eastview.com/browse/publication/18 906

2. Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. /Научный журнал. — ISSN 2073−2635. Постоянный адрес издания dlib.eastview.com/browse/publication/9245

3. Народное образование / Российский общественно-педагогический журнал. ISSN 0130−6928. Постоянный адрес: dlib.eastview.com/browse/publication/18 887

4. Педагогическая диагностика /Научно-практический журнал.

Постоянный адрес издания //dlib.eastview.com/browse/publication/19 028

5. Педагогические измерения /В журнале публикуются: Статьи российских и зарубежных авторов по: педагогической теории и методике измерения; статистическим методам разработки педагогических тестов; математическим моделям педагогических измерений. Постоянный адрес издания dlib.eastview.com/browse/publication/18 746

6. Педагогическое образование и наука / Научно-методический журнал

Постоянный адрес издания //dlib.eastview.com/browse/publication/18 746

7. Проблемы современного образования Рецензируемый научно-информационный журнал РАО «ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ» издается Научной педагогической библиотекой им. К.Д. Ушинского. Постоянный адрес издания dlib.eastview.com/browse/publication/18 848

8. Социальная педагогика / Научно-практический журнал. Постоянный адрес издания dlib.eastview.com/browse/publication/19 006

9. Университетская книга / Информационно-аналитический журнал — ISSN 1726−6726. Постоянный адрес издания: dlib.eastview.com/browse/publication/18 706

10. Школьные технологии / Научно-практический журнал — ISSN 2220−2641. Постоянный адрес издания dlib.eastview.com/browse/publication/18 866

11. Философия образования / Журнал для профессионалов широкого гуманитарного профиля. — ISSN 1811−0916. Постоянный адрес издания dlib.eastview.com/browse/publication/7286

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector