Семинарское занятие № 1. Введение в психологию профессиональной деятельности

Вопросы для рассмотрения

  1. Предмет и задачи психологии профессиональной деятельности.

  2. История становления психологии профессиональной деятельности.
  3. Методы исследования профессиональной деятельности.
  4. Методы воздействия в профессиональной деятельности.

Дополнительная литература

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1998.

  2. Вербицкий А.А. Некоторые теоретико-методологические основания необходимости разработки психологии образования как новой ветви психологической науки // Проблемы психологии образования. – М., 1992.
  3. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия, 2004. – 384 с.
  4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. – Москва, 2001.
  5. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.

Семинарское занятия № 2-3.

Человек как субъект труда. Мотивы профессиональной деятельности

Вопросы для рассмотрения

  1. Стадии профессионального становления человека.

  2. Противоречия и кризисы профессионального становления
  3. Мотивы трудовой деятельности. Факторы формирования трудовой мотивации.
  4. Отечественные и зарубежные теории трудовой мотивации
  5. Проблемы формирования трудовой мотивации.

Контрольные вопросы и задания для самопроверки

  1. Обосновать, почему стадии профессионального становления человека не могут быть четко привязаны к определенным возрастным границам.

  2. Проанализировать специфику проявлений различных видов профессионализма у работников сферы образования.
  3. Выделить и обосновать основные мотивы трудовой деятельности педагога в современном обществе.
  4. Проанализировать причины, условия проявления и основные симптомы комплекса угрожаемого авторитета руководителя.

Дополнительная литература

5 стр., 2264 слов

Направленность профессионального образования студента

... закономерности развития материально-производственной деятельности. Формирование профессионального образования в России происходит в ... В формировании (становлении) студента нового типа предметному образованию отводится определенное место, ... трудовой активности личности занимались О.К. Агавелян, А.С. Белкин, В.В. Каркунов, с. Е. Матушкин, А.Т. Санин и др. - Проблемы исследования личности и деятельности ...

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. — М., 1990.

  2. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. -1991.-Т. 12.- №6.
  3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1997
  4. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – Москва, 1987.
  5. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского университета; издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.
  7. Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. Калуга, 1994
  8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.-Воронеж, 1996
  9. Пряжников Н. С. Психологический смысл труда. -М., 1996.
  10. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.. 1982

Семинарское занятия № 4-5. Функциональные состояния человека в труде, принципы и методы их диагностики и коррекции

Вопросы для рассмотрения

  1. Характеристика психических состояний, возникающих в процессе труда.

  2. Классификация психических состояний по виду напряженности.
  3. Классификация психических состояний по длительности.
  4. Профессиональное утомление и переутомление. Характеристика видов утомления.
  5. Профилактика профессионального утомления.
  6. Понятие и виды профессионального стресса.
  7. Профилактика, диагностика и коррекция профессионального стресса.
  8. Причины, основные симптомы и методы коррекции синдрома эмоционального выгорания.

Контрольные вопросы и задания для самопроверки

  1. Предложить рекомендации по профилактике двигательного, сенсорного и эмоционального утомления у студентов.

  2. Выделить защитные механизмы и копинг-стратегии, чаще используемые студентами во время сессии.
  3. Выделить факторы формирования настроения и настроя в трудовом коллективе.
  4. Проанализировать любые три из представленных ниже видов психических состояний человека (см. Приложение) в процессе трудовой деятельности, оценить их влияние на эффективность труда и предложить способы их нейтрализации (если это необходимо).

    Каждое из состояний рассматривать в применении к учебному и производственному процессу. Результаты оформить по следующей схеме:

НАЗВАНИЕ СОСТОЯНИЯ

ПРОЯВЛЕНИЯ

СПОСОБЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ (со стороны администрации и руководства)

1.

Сенсорное напряжение

1….

2….

1….

2….

2.

………..

1….

1….

Приложение. По степени напряжения психические состояния подразделяются на:

  1. Интеллектуальное напряжение– возникает при частом обращении к интеллектуальным процессам при наличии потока проблемных ситуаций;

  2. Сенсорное напряжение– возникает при больших затруднениях в восприятии необходимой информации в неоптимальных условиях деятельности сенсорных систем;
  3. Монотония– возникает при однообразии выполняемых действий, при невозможности переключения внимания;
  4. Политония— возникает при необходимости частого переключения внимания в неожиданных направлениях (характерен для работы учителя, руководителя);
  5. Физическое напряжение– возникает при повышенной нагрузке на двигательный аппарат человека;
  6. Эмоциональное напряжение– возникает при конфликтных условиях, при повышенной вероятности возникновения аварийной ситуации;
  7. Напряжение ожидания– возникает при необходимости поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия самой деятельности;
  8. Мотивационное напряжение– возникает при выборе критериев принятия решения, сопровождается борьбой мотивов;
  9. Утомление – возникает при временном снижении работоспособности, которое вызвано длительной работой;
  10. Общий негативный психологический настрой коллектива – относительно устойчивое и длительное по времени состояние отрицательного отношения сотрудников к администрации, либо к исполнению профессиональных обязанностей.
  11. Форс-мажор– временное, ситуативное состояние дезориентации работников, когда ситуация на производстве выходит за рамки административных предписаний.
  1. Привести примеры проявления разных видов профессионального стресса в деятельности студентов и преподавателей (см. Приложение).

    Предложить способы снижения стрессовой реакции. Сравнительную характеристику оформить в следующем виде:

ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

СТУДЕНТЫ

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

проявления

приемы коррекции

проявления

приемы коррекции

Информационный

….

…..

…..

…..

Приложение: ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА

  1. Информационный– возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности, значимости задания.

  2. Эмоциональный– возникает при реальной или предполагаемой опасности; чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.
  3. Коммуникативный– связан с реальными проблемами делового общения: повышенная конфликтность, неспособность контролировать себя, неумение тактично отказать в чем-либо и т.п.

Дополнительная литература

  1. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М., 2000.

  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1999
  3. Зинченко В.П.. Мунипов В.М. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование. М.. 1995
  4. Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль, 1988
  5. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб., 1993.
  6. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
  7. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998
  8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.-Воронеж, 1996
  9. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.-Воронеж, 1997

Семинарское занятие № 6. Динамика работоспособности

Вопросы для рассмотрения

  1. Понятие и профиль работоспособности.

  2. Факторы повышения и снижения работоспособности.
  3. Периодизация динамики работоспособности человека в процессе рабочей смены.

Контрольные вопросы и задания для самопроверки

  1. Провести сравнительный анализ личных и общегрупповых результатов «Теппинг-теста».

  2. Проанализировать динамику работоспособности студентов во время учебного занятия; учебного дня; недели; семестра. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации преподавателям и студентам по оптимизации студенческой работоспособности.

Дополнительная литература

  1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001

  2. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М., 2000.
  3. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1999
  4. Зинченко В.П.. Мунипов В.М. Эргономика. Ориентированное на человека проектирование. М.. 1995
  5. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – Москва, 1987.
  6. Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль, 1988
  7. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб., 1993.
  8. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.
  9. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998
  10. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.-Воронеж, 1996
  11. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.-Воронеж, 1997

Семинарское занятие №7Психология профессионализмаВопросы для обсуждения:

  1. Понятие профессионализм в психологической литературе.
  2. Виды компетентностей, их характеристика.
  3. Характеристика и содержание операциональной сферы профессионализма.
  4. Уровни профессионализма – допрофессионал, профессионал, суперпрофессионал, постпрофессионал.

Темы рефератов:1. Психологические закономерности становления профессионала. 2. Психологические пути развития профессионализма психолога.

Дополнительная литература

  1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. – М., 1973.

  2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М., 1998.
  3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001.
  4. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М., 2000.
  5. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. – СПб., 2003.
  6. Климов Е. А. Психология профессионала. – М., 1996.
  7. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 2005.
  8. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М., 2002.
  9. Мучинская П.И. Психология, профессия, карьера. – СПб., 2004.
  10. Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. – М., 2004.

Семинарское занятие №8 Психология профессиональных кризисов и деструкций Вопросы для обсуждения:

  1. Профессиональные деформации личности и их характеристика.
  2. Психологические факторы и уровни профессиональных деформаций.
  3. Кризисы профессионального становления личности.
  4. Психотехнологии преодоления кризисов профессионального становления.

Темы рефератов:

  1. Синдром эмоционального выгорания.
  2. Профилактика психологического здоровья специалистов в условиях профессиональной деятельности.

Дополнительная литература

  1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001.

  2. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М., 2000.
  3. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
  4. Иванова Е.М.Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М., 1987.
  5. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 2005.
  6. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М., 2002.
  7. Мучинская П.И. Психология, профессия, карьера. – СПб., 2004.
  8. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – М., 2004.
  9. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. – М., 2004.

Семинарское занятие №9 Психологическое обеспечение профессиональной деятельности Вопросы для обсуждения:

  1. Решение психологической задачи: построение технологической модели психологического обеспечения профессиональной деятельности специалиста.
  2. Студенты учебной группы разбиваются на подгруппы и совместно отрабатывают программу психологического обеспечения (либо сопровождения какого-либо вида) профессиональной деятельности.

Задание:

– сформулировать цели и задачи психологического обеспечения конкретной профессиональной деятельности;

– определить этапы и последовательность действий по обеспечению профессиональной деятельности;

– определить содержательные модули психологического обеспечения деятельности на каждом этапе;

– определить средства, приемы и способы;

– представить и адаптировать конкретные психотехнологии деятельности по обеспечению ПД;

– определить критерии достижения результата и оценки эффективности психологического обеспечения профессиональной деятельности.

Дополнительная литература

  1. Журавлев А.Л. Совместная деятельность. – М., 2007.

  2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2003.
  3. Иванова Е.М.Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М., 1987.
  4. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 2005.
  5. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М., 2002.
  6. Мучинская П.И. Психология, профессия, карьера. – СПб., 2004.
  7. Пряжников Н.С.Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. – Воронеж, 2002.
  8. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – М., 2004.