Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»
|
||||||||||||||||||
|
Кафедра педагогики и психологии детства |
|
||||||||||||||||
|
(наименование кафедры) |
|
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
Назарова Ирина Васильевна |
|
||||||||||||||||
|
(фамилия, имя, отчество студента) |
|
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
Институт |
ПиП |
курс |
4 |
группа |
3333.03 |
|
|
||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
|
||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||
|
По дисциплине |
Социальная педагогика |
|
|||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
На тему |
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
Отметка о зачёте |
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
(дата) |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||||||
|
Руководитель |
КПН, доцент |
|
|
|
А.Н.Буторина |
|
|||||||||||
|
|
(должность) |
|
(подпись) |
|
(инициалы, фамилия) |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
(дата) |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||
|
Архангельск 2015 |
|
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание………………………………………………………………….…….1 |
Лист для замечаний……………………………………………………………….2 |
Понятию «социализация». Раскройте, что представляют собой средства социализации, агенты социализации и механизмы социализации……….…3-5 |
Таблица факторы социализации……………………………………………….6-11 |
Словарь ключевых понятий……………………………………………………12-13 |
Список использованных источников…………………………………………14-15 |
ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ
1. НА ОСНОВАНИИ АНАЛИЗА ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЮ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ». РАСКРОЙТЕ, ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ, АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ.
Социализация — процесс, в ходе которого беспомощный младенец постепенно превращается в обладающее самосознанием разумное существо, понимающее суть культуры, в которой он родился. Не является разновидностью некоего “культурного программирования”, во время которого ребенок пассивно воспринимает воздействия со стороны того, с чем входит в контакт [7].
Основные средства социализации, обеспечивающие социальный контакт между личностями, личностью и группой:
1)Язык – основной инструмент социализации. С его помощью человек принимает, анализирует, обобщает и передает информацию, выражает эмоции и чувства заявляет о своей позиции, точке зрения, дает оценки.
2)Ценности – идеальные представления, принципы, с которыми личность соотносит свои поступки.
3)Нормы – усвоенный личностью образ мышления, поведения, общения.
4)Навыки и умения – образцы деятельности. Они играют не только поведенческую, но и дидактическую (обучающую роль) в последующей социализации. Образование навыков и умений называют социализацией для социализации, так закрепление навыка и умения помогают быстрее и увереннее овладевать новыми навыками и умениями.
Механизмы социализации
По Г. Тарду(1843-1904) существуют следующие механизмы социализации:
— Закон подражания (повторения): дети подражают взрослым, подчиненные – руководителям. Моды, традиции и ритуалы зиждутся на подражании.
— Закон противопоставления. Это противостояние происходит в душе каждого человека, который выбирает одну из нескольких моделей поведения.
— Закон приспособления. В процессе борьбы идей и людей происходит их адаптация друг к другу с достижением согласия и компромисса.
Э. Дюркгейм, критикуя концепцию подражания, считает важным механизмом социализации принуждение индивида обществом, социальный контроль.
По П. А. Сорокинумеханизмами социализации являются: 1) имитация; 2) идентификация (осознание принадлежности к той или иной общности); 3) стыд (индивидуальный контроль); 4) вина (социальный контроль).
Агенты социализации – это те, кто влияет на процесс научения, в решающей степени формируют его. К ним относятся люди и социальные институты.
Семья – один из определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и становление всей структуры личности. «Семья, — пишет П. Штомка, — должна быть настолько прочной, чтобы обеспечить опеку и заботу о человеке в относительно длительный промежуток времени, охватывающий его младенчество и детство» (С. 409).
Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или безотцовских семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше.
Группа ровесников выполняет функцию «охраны» от авторитета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равные партнеры, изгой, маргинал).
Школа действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значение формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник).
Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим.
Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о структуре общества. Действуют обезличенно, формально.
Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию).
Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно, чтобы процессы протекали на невысоком уровне конфликтности [16].
- ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ.
ТАБЛИЦА 1 — ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Фактор социализации |
Определение |
Краткая характеристика |
||
Мегафакторы социализации |
||||
Космос |
Пространство, которое простирается бесконечно во все стороны, включая в себя галактики и звезды, черные дыры и планеты, космическую пыль и другие объекты [11]. |
На протяжении истории постоянно возникали различные учения и теории, авторы и последователи которых усматривали в космосе источник мощного влияния на жизнь человеческого общества и отдельного человека. В.М. Бехтерев, геофизик П.П. Лазарев, биофизик А.Л. Чижевский отмечали зависимость отношений в социальной среде от количества притекающей к нам мировой энергии и предполагали, что «изучение явлений общественных в связи с явлениями геофизическими и космическими должно… дать возможность научного обоснования изучения законов человеческого общества» [11]. |
||
Планета |
понятие астрономическое, обозначающее небесное тело, по форме близкое к шару, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите [11]. |
На одной из крупных планет — Земле — в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих ее людей [11]. |
||
Мир |
совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете [11]. |
возник и развивался в природно-климатических условиях [11]. |
||
Макрофакторы социализации |
||||
Страна |
территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы [11]. |
Она обладает государственным, а может находиться под властью другой страны. На территории одной страны могут существовать несколько государств. Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Географические и климатические условия принуждают жителей страны из поколения в поколение к преодолению существующих трудностей либо облегчают труд, а также хозяйственное развитие страны [10]. |
||
Этнос |
исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общим менталитетом, национальными самосознанием и характером, стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований [9]. |
— кровное родство Устойчивая межпоколенная преемственность Единственность территорий Единство языка Общность исторической судьбы Общая культура и традиции Общее самосознание [9]. |
||
Общество |
Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, состоящая из индивидов, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда [9]. |
Имеет свою территорию Существует дольше продолжительности жизни одного человека Пополняется за счет детей представителей объединения Браки заключаются представителями объединения Имеет свое название и история Имеет свою систему управления Имеет свою культуру, обычай, традиции, юридические нормы, нравы [9]. |
||
Государство |
— это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть и придающая праву общеобязательное значение [11].
|
1.Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. 2.Публичная (государственная) власть. 3. Государственный суверенитет. 4. Правовая система. Наряду с основными признаками, каждое государство имеет еще дополнительные признаки. Среди них обычно называют государственный язык, культуру, денежную единицу государства, а также его атрибуты или символы – герб, флаг, гимн [2]. |
||
Мезофакторы социализации |
||||
Субкультура |
свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение [19].
|
Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации [11]. |
||
Средства массовой коммуникации |
социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации [18].
|
СМИ обеспечивают регулярность и тиражирование информации и благодаря этому являются мощным механизмом воздействия на массовую аудиторию. К СМИ относятся периодические издания (пресса), радио и телевидения их история различна по длительности, различаются и их назначение, и каналы воздействия на аудиторию, кино, театр, цирк, все зрелищные показы и художественная литература телефон, телетайп и т.д [11]. |
||
Сельский тип поселения |
один из типов муниципальных образований в России, представляет собой один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, и других сельских населённых пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [11]. |
— небольшое количество жителей; — малая плотность населения и стабильность его состава; — малая степень разнообразия видов трудовой деятельности; — плохо развитое общественное обслуживание; — почти полное отсутствие учреждений культуры и возможностей для проведения досуга [11].
|
||
Городской тип поселения |
тип поселения, для которого характерны концентрация большого количества людей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая степень разнообразия человеческой деятельности; (как в трудовой, так и во внепроизводственной сфеpax); дифференцированные социально — профессиональная и, нередко, этническая структуры населения: достаточно высокая пространственная, профессиональная и социальная мобильность населения [11]. |
В состав территории городского поселения могут входить один город или один посёлок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории посёлков и сельских населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями) [11]. |
||
Микрофакторы социализации |
||||
Семья |
— это чаще всего утвержденная на браке или кровном родстве малая группа людей, члены которой связаны одним общим бытом, взаимной нравственностью и помощью друг другу; в ней образуется совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, а также детей между собой [2]. |
Семья представляет собой систему социального функционирования человека, меняется не только под воздействием социально политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Качество воспитания и дальнейшего развития детей определяется следующими параметрами семьи: 1) демографический — состав семьи; 2) социально-культурный — уровень образования родителей, их самореализация в жизни общества; 3) социально-экономический — финансовые возможности семьи и занятость родителей на работе; 4) технико-гигиенический — условия проживания, наличие необходимых для жизни предметов, специфические особенности образа жизни [2]. |
||
Группа сверстников |
это необязательно объединение одногодков. В нее могут входить ребята, хотя и отличающиеся по возрасту несколькими годами, но объединенные целой системой отношений [2]. |
Группы сверстников образуются очень часто на основании пространственной близости их членов; одних и тех же индивидуальных интересов; наличия ситуации, которая начинает угрожать личному благополучию; наличия формальной организации. В группе образуются межличностные отношения — субъективно переживаемые отношения, возникающие между ее членами. Они объективно выливаются в характере и способах взаимодействия членов группы, а также в получении ролей в группе. В характеристики состава групп сверстников входят такие признаки, как возраст, пол, социальный состав. функции группы сверстников в процессе социализации универсальны. Во-первых, человек усваивает определенные нормы поведения, относящиеся к этнической, религиозной, региональной, социальной принадлежности этих членов группы. Во-вторых, в группе сверстников происходит обучение поло ролевому поведению. В-третьих, группа сверстников играет существенную роль в процессе автономизации детей. В-четвертых, группа помогает своим членам достичь автономии от общества сверстников и от возрастной субкультуры. В-пятых, группа сверстников создает благоприятные или неблагоприятные условия, способствует решению детьми, развития самосознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения В-шестых, группа является специфической социальной организацией, воспринимаемой ее членами как «экологическая ниша». В неформальных группах вообще не надо соблюдать правила поведения, необходимые в отношениях со взрослыми, в них можно быть самим собой [2]. |
||
Воспитательная организация |
специально воспроизводимые государственные и негосударственные организации, главной задачей которых является социальное воспитание некоторых возрастных групп населения [2].
|
В процессе социализации детей, подростков, юношей воспитательные организации играют двоякую роль. С одной стороны, только в них осуществляется социальное воспитание как более или менее социально-контролируемая социализация, с другой стороны, они (как разные человеческие общности) влияют на своих членов стихийно в процессе взаимодействия членов организации. И это влияние по своим характеристикам мало или вообще не совпадает с ценностями и нормами, культивируемыми в процессе социального воспитания. Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации можно считать следующие: — приобщение к культуре общества в целом; — создание условий для индивидуального развития; — эмансипация ребенка, подростка, юноши от эмоциональной привязанности к семье и автономизация от взрослых; — дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной структуре общества[2]. |
3. СОСТАВЬТЕ СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ
1) Аддиктивное поведение — это один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (Ц.П. Короленко, Т.А. Донских) [1].
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА социальная педагогика — Стр 2
2) Безнадзорность — отсутствие воспитательного влияния и контроля за поведением и занятиями детей и подростков со стороны родителей или лиц их заменяющих [3].
3)Беспризорность — особое социальное положение несовершеннолетнего, характеризующееся: а) отсутствием постоянного места жительства (бездомностью); б) разрывом отношений с родителями (лицами, их заменяющими), родственниками, педагогами, воспитателями и т.п.; в) отчуждением от всех институтов социализации личности детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских и т.п. учреждений); г) незанятостью общественно полезным трудом (учебой, работой) [18].
4) Девиантное поведение — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию[10].
5) Делинкветное поведение — асоциальное, противоправное поведение человека. Проявляется в поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным людям, так и обществу в целом [8].
6)Дети, оставшиеся без попечения родителей — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке [14].
7) Инвалидность— длительная либо постоянная утрата трудоспособности или значительное ограничение ее. [13]
8) Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности[4].
9) Опека (попечительство) — это форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей [15].
10) Педагогическая запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей, обусловленное отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания[17].
11) Приемная семья – это правовая форма принятия на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора, который заключается между гражданами, желающими взять ребенка на воспитание, и органом опеки и попечительства[12].
12) Усыновление — юридический акт, устанавливающий между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ребенком (его потомством) правоотношения, аналогичные существующим между кровными родителями и детьми, другими родственниками по происхождению[20].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аддиктивное (зависимое) поведение// Биофайл научно-информационный журнал [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://biofile.ru/ psy/14238 .html#
(Дата обращения: 19.07.2015).
2. Альжев Д.В. История возникновения социальной педагогики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.diagram.com.ua/info/konspekti-shpargalki/ konspekti — shpargalki258.shtml (Дата обращения: 1.11.2015).
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь.-М., 2002. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://pedagogical_ dictionary. academic.ru
(Дата обращения: 19.07.2015).
4.Василина. Блог социального педагога, психолога © mybloginfo.ru. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://mybloginfo.ru/detskiydar/197-opredelenie—ponyatiy—odarennost—i—odarennyy — rebenok.html (Дата обращения: 19.07.2015).
6. Галагузова М.А. Социальная педагогика. — М.: Владос, 2001.
7. Гидденс Э. Социология. — М.: Эдиториал УРСС, 1999 – С. 704 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Sociolog/gidd/03.php (Дата обращения: 16.07.15).
8. Делинквентное поведение // Психологос. Энциклопедия практической психологии 2009 – 2015- [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www. psychologos. ru /articles/view/ delinkventnoe povedenie (Дата обращения: 1.11.2015).
9. Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 8 класса. 10-е изд. — М.: 2010.- С.192
10. Мещерякова Б.Г. акад. Зинченко В.П. Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2003 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://psychology. academic.ru (Дата обращения: 19.07.2015).
11. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997. — С. 25-29.
12. Семейное право Экономика. Приемная семья [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/semeynoe-pravo-1/57.htm#
(Дата обращения: 20.07. 2015).
13. Словарь финансовых терминов [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http:// dic .academic.ru/dic.nsf/fin_ (Дата обращения: 17.07.2015).
14. Словарь финансовых и юридических терминов Консультант Плюс, Дети, оставшиеся без попечения родителей — 1992-2015 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/ref/judict/word/deti ostavshiesya bezpopecheniya roditelej / (Дата обращения: 17.07.2015).
15. Словарь юридических терминов: Опека (попечительство) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.justicemaker.ru/view-termin.php?id=1009
(Дата обращения: 20.07.2015).
16. Социализация: понятие, механизмы, средства, агенты, институты, этапы [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://zdos.ru/nauka/view_art.php?id=77 (Дата обращения: 17.07.2015).
17. Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2004 г. [Электронный ресурс].- Режим доступа: /word /zapuschennost-pedagogicheskaja (Дата обращения: 1.11.2015).
18. Сухарев А. Я., Крутских В. Е. Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. 2003 [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/13234 (Дата обращения: 19.07.2015).
19. Шабанов Л.В. Субкультура// психологос энциклопедия практической психологии © 2009 — 2015 [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.psychologos.ru/ articles/view/ subkultura (Дата обращения: 1.11.2015).
20. Юрий МФ. Человек и мир. Средства массовой коммуникации! 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://uchebnikionline.com/soziologia/ lyudinai svityuriymf /zasobi _masovoyi_komunikatsiyi_kultura.htm
(Дата обращения: 1.11.2015).
5