Образовательные технологии.

Б3.В.ОД.7 ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА

 

Направление подготовки 050400.62- Психолого-педагогическое образование

 

Квалификация (степень) выпускника 62 – Бакалавр

 

Профиль – Психология и социальная педагогика

 

Форма обучения – заочная

 

Учебный план 2012 года приема.

 

Цикл дисциплин – Профессиональный цикл

 

Компонент цикла дисциплин – Вариативная часть. Обязательные дисциплины

 

Курс – 3 и 4

Семестр – 6,7

Всего часов – 144

 

Чебоксары — 2014

Рабочая программа основана на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Минобрнауки РФ 22 марта 2010 г. № 200, и в соответствии с рабочим учебным планом, утвержденным проректором по учебной работе __.___.2012 г.

 

 

СОСТАВИТЕЛИ:

 

доктор педагогических наук, профессор _______________________ Л.А. Абрамова

ОБСУЖДЕНО:

на заседании кафедры педагогики и психологии « » мая 2014г., протокол №.

 

зав. кафедрой, профессор _______________________ Л. А. Абрамова

 

ОДОБРЕНО:

методической комиссией факультета управления и психологии « » 2014 г., протокол №.

 

декан факультета, профессор _______________________ Е. Н. Кадышев

 

 

СОГЛАСОВАНО:

начальник учебно-методического управления ___________________М.Ю. Харитонов

 

 

Цель освоения учебной дисциплины.

Цель изучения курса «Психология творчества» — дать основы знаний о творчестве и творческой деятельности, развитии творческого потенциала.

Задачами являются:

— овладение систематизированными знаниями по курсу «Психология творчества» в объеме, необходимом для осуществления профессиональной деятельности,

— формирование представления о творческом процессе, роли воображения и эмоций в творчестве, креативности, одаренности, способах развития творческой личности,

— подготовка студентов к самостоятельному, творческому решению практических задач профессиональной деятельности.

 

Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО.

Дисциплина «Психология творчества» является обязательной дисциплиной вариативной части базового цикла.

8 стр., 3989 слов

Выготский Л. — К вопросу о психологии творчества актера

... своеобразие актерской психологии, видя в творчестве актера лишь особое сочетание тех самых психических качеств, которые в другом сочетании встречаются в любой профессии. Забывая, что деятельность актера ... сама есть своеобразное творчество психофизиологических состояний, и не анализируя эти специфические состояния во ...

Изучение дисциплины «Психология творчества» опирается на знания из области педагогики, психологии и взаимосвязано с освоением смежных учебных дисциплин: «Психологии личности», «Педагогическая психология».

Дисциплина «Психология творчества» изучается в 6 и 7 семестрах и необходима для освоения дисциплин: «Инновационные технологии в образовании», «Социально-педагогическая работа с одаренными детьми», «Основы профессионально-педагогического общения», и др.

 

Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины, ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины.

способен выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);

готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7);

В результате изучения дисциплины студенты должны

знать:

основные понятия психологии творчества;

специфику познавательных процессов, их свойства и особенности протекания в творческой деятельности;

характеристики творческих способностей, одаренности,

уметь:

использовать знания о психологии творчества для развития творческих способностей обучающихся,

использовать полученные психологические знания в профессиональной деятельности для развития своего творчества, исполнения своих креативных замыслов,

владеть:

системой знаний о психологии творчества,

способами организации творческой деятельности.

Структура и содержание учебной дисциплины.

 

4.1. Структура дисциплины.

(В табличной форме указывается из каких разделов (дидактических единиц) состоит дисциплина. Содержание дисциплины структурировать по разделам, охватывающим логически завершенный материал. Содержание указывается в дидактических единицах (логически самостоятельная часть учебного материала, по своему объему и структуре соответствующая таким компонентам содержания как понятие, теория, закон, явление, факт, объект и т.п.).

Содержание дисциплины должно соответствовать современному уровню развития науки, техники, технологии, культуры и производства и отражать перспективы их развития. При составлении необходимо руководствоваться целью и задачами специальности в целом, а также конкретной дисциплины. Указывается распределение ожидаемых результатов и компетенций по разделам учебной дисциплины.)

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела Формируемые компетенции (ОК, ПК)
1. Понятие творчества и творческой деятельности Психология творческой деятельности. Воображение как творческий процесс (ПКПП-7); (ПКНО-7);
2. Личность и творчество Творчество и эмоции. Способности и одаренность как отражение творческого потенциала. Креативность как интегральная творческая способность. Творческие личности. Психологическая характеристика различных видов одаренности. Развитие творческого потенциала (ПКПП-7); (ПКНО-7);

4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы.

(Виды учебной работы и количество часов на них составляются в соответствии с учебным планом. При оформлении этого раздела используетсятаблица.)

 

№№ п/п Аудиторные занятия Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа Контроль самостоятельной работы Всего часов Из них в интерактивной форме
  Семестр __6__              
  Раздел 1.Понятие творчества и творческой деятельности              
1. Тема 1. Психология творческой деятельности        
2. Тема 2. Воображение как творческий процесс      
  Раздел 2.Личность и творчество              
  Семестр ___7_              
3. Тема 3. Творчество и эмоции        
4. Тема 4. Способности и одаренность как отражение творческого потенциала          
5. Тема 5. Креативность как интегральная творческая способность        
6. Тема 6. Творческие личности    
7. Тема 7. Психологическая характеристика различных видов одаренности        
8. Тема 8. Развитие творческого потенциала        
  Итого: 144  

 

Вид промежуточной аттестации: экзамен в 7 семестре.

 

4.3. Темы занятий и краткое содержание.

 

Тема 1. Психология творческой деятельности

 

Лекция 1. Психология творческой деятельности

1. Понятие творчества. Творчество как продуктивная мыслительная деятельность, приносящая нетривиальный результат.

2. Теории творчества в психологии. Психоаналитическая теория творчества (3. Фрейд, К. Юнг).

Когнитивная теория творчества Дж. Келли. Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс), теория развития творческой личности (Г. С. Альтшуллер).

3. Виды творчества. Виды творчества: научное, техни­ческое, художественное, музыкальное, литературное, педагогическое творчество. Их специфика.

4. Этапы творческого процесса. 1 этап – осознание проблемы,2 этап – выработка гипотезы, 3 этап, – проверка решения. Характеристика этапов творческого процесса.

5. Факторы, затрудняющие творческий процесс. Внутренние и внешние факторы. Чувства стимулирующие и тормозящие творческую активность. Психологические барьеры, блокирующие творчество в личностном плане.

 

Тема 2. Воображение как творческий процесс

 

Лекция 2. Воображение как творческий процесс

1. Роль воображения в творческом процессе. Сущность воображения. Отличительные особенности воображения. Взаимосвязь воображения и творчества.

2. Виды воображения. Пассивноеи активноевоображение. Пассивное непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произ­вольное).

Активное воспроизводящее (воссоздающее) и творческое (пре­образующее) воображение. Конкретноеи абстрактноевоображение. Познавательное и аффективное воображение.

3. Воображение как психическая деятельность по созданию новых образов действительности. Соотношение воображения с памятью и мышлением в творческом процессе.

Возрастные особенности воображения.

Практическое занятие 1. Психология творческой деятельности. Воображение как творческий процесс

1. Понятие творчества.

2. Теории творчества в психологии

3. Виды творчества

4. Этапы творческого процесса

5. Факторы, затрудняющие творческий процесс

6. Роль воображения в творческом процессе

7. Виды воображения

8. Воображение как психическая деятельность по созданию новых образов действительности.

 

Тема 3. Творчество и эмоции.

 

Лекция 3. Творчество и эмоции.

1. Роль эмоций в творчестве. Влияние эмпатии на творческий процесс. Стенические эмоции в творческом процессе. Влияние положительных эмоций на интеллектуальную деятельность, креативность.

2. Интеллектуальные «эмоции» или аффективно-когнитивные комплексы: интересы, удивление, вдохновение, сопровождающие творческий процесс.

3. Положительные эмоции, сопутствующие успешному окончанию творческого процесса: удовлетворение, радость, воодушевление, восхищение, восторг.

4. Роль сомнения, тревоги в творческом процессе. Негативная роль скептического сомнения на творчество.

5. Фрустрационные эмоции: разочарование, досада, отчаяние в творчестве.

 

Тема 4. Способности и одаренность как отражение творческого потенциала

 

Лекция 4. Способности и одаренность как отражение творческого потенциала.

1. Творческий потенциал человека. Творческий потенциал в широком и узком смысле. Творческие способности и особенности личности, способству­ющие реализации творческих способностей: мотивы, эмоциональные и волевые качества, уровень компетентности

2. Способности и задатки человека. Функционально-генетический подход к пониманию способностей. Способности как характеристики продуктивности функциональных систем.

Одаренность (талант) как системное развивающееся качество психики. Многокомпонентность одаренности.

Гениальность. Характеристики гениальности.

Общие и специальные способности и одаренности. Общие и специальные творческие (креативные) способности. Умственные способности человека – есть общие способности. Полифункциональность способностей, их включенность в различные виды деятельности. Специальные способности.

Виды одаренности. Связь одаренности со склонностью к определенному виду творческой деятельности. Склонность – положительное внутренне мотивированное отношение к какому-либо занятию.

 

Тема 5. Креативность как интегральная творческая способность

 

Лекция 5. Креативность как интегральная творческая способность

1. Понятие креативности. Креативность как процесс, деятельность. Проявления креативности. Структура креативности.

2. Креативные способности. Дивергентное мышление как креативная способность. Креативные способности: особенности восприятия (наблюдательность), интуитивность, способность к преобразованиям, способность к прогнозированию, ассоциативность (легкость ассоциирования, сближения понятий), чувство комического, способность к импровизации, синестезия.

3. Виды (типы) креативности. Креативность и интеллект. Нелинейная связь между креативностью и интеллектом.

Биологические предпосылки креативности. Возрастные особенности креативности. Креативность лиц мужского и женского пола.

 

Тема 6. Творческие личности

 

Лекция 6. Творческие личности.

1. Инвестиционная теория креативности. Роль личностных качеств в творческих достижениях. Теории креативности. Инвестиционная теория креативности. Влияние на творчество когнитивных, личностных, мотивационных ресурсов человека, а также условий среды.

2. Особенности личности творческих людей. Особенности личности творческих людей: эстетическая чувствительность, эстетическая эмпатия, чувство формы и стиля, перфекционизм и др. Характерные черты творческих личностей. Доминирование познавательного мотива в структуре деятельности – психологическая основа интеллектуальной активности и креативности.

3. Одаренные личности и социум. Роль социальной среды в проявлении и развитии одаренности, в частности, роль школы в раскрытии и развитии одаренности детей. Отношение общества к таланту. Творческая деятельность и семья. Проблемы самореализации одаренных женщин.

Практическое занятие 2. Творчество и эмоции. Способности и одаренность как отражение творческого потенциала.. Креативность как интегральная творческая способность. Творческие личности.

1. Роль эмоций в творчестве.

2. Интеллектуальные «эмоции» или аффективно-когнитивные комплексы

3. Положительные эмоции, сопутствующие успешному окончанию творческого процесса

4. Роль сомнения, тревоги в творческом процессе

5. Фрустрационные эмоции

6. Творческий потенциал человека

7. Способности и задатки человека

8. Понятие креативности.

9. Креативные способности

10. Виды (типы) креативности.

11. Инвестиционная теория креативности

12. Особенности личности творческих людей

13. Одаренные личности и социум.

 

Тема 7. Психологическая характеристика различных видов одаренности

 

Лекция 7. Психологическая характеристика различных видов одаренности.

1. Понятие одаренности. Виды одаренности. Интеллектуальная, художественная, спортивная, организаторская одаренность.

2. Психологическая характеристика одаренности. Психологическая характеристика интеллектуальной одаренности. Особенности одаренных индивидов. Психологические характеристики людей, обладающих художественной одаренностью. Понятие музыкальной одаренности как качественно-своеобразного сочетания общих и специальных способностей. Психологическая характеристика музыкальной одаренности. Понятие музыкальности.

Два аспекта художественной одаренности: родовой и индивидуальный. Необходимость занятий искусством растущему человеку.

 

Тема 8. Развитие творческого потенциала

 

Лекция 8. Развитие творческого потенциала.

1. Фазы возрастного развития креативности. Развитие творческого потенциала естественным и преднамеренным путем.

Развитие творческого потенциала личности в онтогенезе. Две фазы возрастного развития креативности: в 3-5 лет – общая творческая способность, в 13-20 лет – способность к творчеству в определенной сфере деятельности.

2. Развитие творческого мышления. Становление исследовательской позиции в младшем школьном возрасте. Развитие творческого мышления в детском возрасте. Этапы творческого становления (креативности).

Раннее проявление одаренности (вундеркинды).

Необходимость психологической помощи и поддержки в развитии талантливой личности.

3. Развитие творческих способностей. Целенаправленное развитие творческих способностей. Факторы, способствующие развитию креативности. Способы стимулирования креативного потенциала. Условия, тормозящие проявление и развитие креативности в детстве. Методы обучения, способствующие развитию творческих способностей: проблемного обучения, развивающего обучения, педагогической инженерии, эвристического обучения.

Практическое занятие 3. Психологическая характеристика различных видов одаренности. Развитие творческого потенциала.

1. Понятие одаренности

2. Психологическая характеристика одаренности

3. Фазы возрастного развития креативности

4. Развитие творческого мышления.

5. Развитие творческих способностей.

 

Образовательные технологии.

Традиционные формы аудиторного обучения: беседа, лекция, практикум, рассказ, семинар.

Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии:

¾ электронные ресурсы и мультимедиа технологии;

¾ педагогические технологии с использованием мультимедиа;

¾ технологии электронного тестирования, рейтингового контроля и педагогического мониторинга;

¾ видеоматериалы (презентации MS Power Point и Flash);

¾ научные, учебные и учебно-методические материалы (электронные издания учебных и учебно-методических пособий и т.п.).

Использование информационно-образовательной среды вуза:

¾ электронные библиотеки.

 

№ темы Вид занятия (лекция, практическое занятие, лабораторное занятие) Используемые интерактивные технологии Всего часов
3,6 лекции Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

6.2. Примерный перечень вопросов к экзамену.

 

1. Психология творческой деятельности

2. Понятие творчества.

3. Теории творчества в психологии.

4. Понятие творчества в гуманистической психологии (А.Маслоу).

5. Понятие творчества в «Теории развития творческой личности» (Г.С. Альтшуллер).

6. Виды творчества и их характеристика.

7. Понятие научного творчества.

8. Специфика технического творчества.

9. Особенности художественного творчества

10. Характеристика педагогического творчества.

11. Этапы творческого процесса.

12. Осознание проблемы как этап творческого процесса.

13. Этап выработки гипотезы в творческом процессе.

14. Факторы, затрудняющие творческий процесс.

15. Качества личности, препятствующие творчеству.

16. Воображение как творческий процесс

17. Роль воображения в творческом процессе.

18. Формирование воображения в процессе творческой деятельности.

19. Виды воображения.

20. Особенности активного и пассивного воображения.

21. Отличительные черты воспроизводящего и преобразующего воображения.

22. Познавательное и аффективное воображение в творческой деятельности.

23. Воображение как психическая деятельность по созданию новых образов действительности.

24. Творчество и эмоции

25. Роль эмоций в творчестве.

26. Влияние эмпатии на творческий процесс.

27. Влияние положительных эмоций на интеллектуальную деятельность

28. Интеллектуальные «эмоции» сопровождающие творческий процесс.

29. Интерес и любопытство в творческом процессе.

30. Переживание удивления и вдохновения в творческом процессе.

31. Положительные эмоции, сопутствующие успешному окончанию творческого процесса.

32. Роль сомнения, тревоги в творческом процессе.

33. Фрустрационные эмоции в творческой деятельности.

34. Разочарование, досада, отчаяние в творчестве.

35. Творческий потенциал человека.

36. Творческий потенциал и способности личности.

37. Творческие способности человека.

38. Креативность как интегральная творческая способность

39. Понятие креативности.

40. Креативность как творческие интеллектуальные способности.

41. Креативные способности.

42. Понятие дивергентного мышления.

43. Специфика конвергентного мышления.

44. Способность к прогнозированию к импровизации как креативные способности.

45. Чувство комического как креативная способность.

46. Виды (типы) креативности

47. Творческие личности

48. Инвестиционная теория креативности.

49. Характеристика когнитивной деятельности творческих людей

50. Личностные и мотивационные ресурсы творческих людей.

6.3. Распределение самостоятельной работы.

№№ п/п Самостоятельная работа Всего часов Семестр __6__ Семестр _7___
1. Подготовка к практическим занятиям
2. Курсовая работа  
3. Самостоятельное изучение учебных вопросов
4. Подготовка к экзамену  
  Итого часов самостоятельной работы

6.4. Примерная тематика курсовых работ

 

1. Способы реализации творческого потенциала личности (в какой-либо деятельности).

2. Развитие творческого мышления детей школьного возраста.

3. Развитие творческого воображения в детском возрасте.

4. Развитие мотивации творческой деятельности.

5. Развитие художественного творчества детей.

6. Анализ творчества на основе теории психоанализа.

7. Использование тренинга в развитии творческих способностей.

8. Пути и средства развития дивергентного мышления детей.

9. Развитие качеств творческой личности.

10. Развитие творческих способностей в игровой деятельности.

11. Развитие творческих способностей в процессе обучения (на примере какого-либо учебного предмета).

12. Условия развития творческих способностей детей в условиях ДОУ.

13. Развитие творческих способностей школьников на уроках труда.

14. Психологические особенности проявления творческих способностей у детей.

15. Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности.

16. Развитие творческих способностей подростков.

17. Влияние творческих способностей на выбор будущей профессии.

18. Использование Арт-терапии для развития творческих способностей детей.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины. 7.1. Рекомендуемая основная литература.

7.1. Рекомендуемая основная литература.

 

Название Количество единиц в библиотеке
1. Ермолаева, М. В. Практическая психология детского творчества : учебно-методическое пособие / М. В. Ермолаева. — М. : МПСИ, 2001. — 190с., 10л. ил. — (Библиотека школьного психолога).

— Библиогр.: с. 166-170. — ISBN 5-89502-188-3

2. Ермолаева, М. В. Психология развития : учебное пособие / М. В. Ермолаева ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. — 3-е изд., стер. — М. : МПСИ ; Воронеж : Модэк, 2006. — 372с. — (Библиотека психолога).

— ISBN 5-89502-686-9. — ISBN 5-89395-647-8

3. Ермолаева, М. В. Психология развития : методическое пособие для заочной и дистанционной форм обучения / М. В. Ермолаева. — 4-е изд., стер. — М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2008. — 372с. — (Библиотека психолога).

— ISBN 978-5-89395-881-2. — ISBN 978-5-9770-0230-1

 

7.2. Рекомендуемая дополнительная литература.

 

Название Тип издания (учебное, официальное, справочно-библиографическое, периодическое) Количество единиц в библиотеке
1. Кашапов, М. М. Психология творческого мышления профессионала / М. М. Кашапов. — М. : PerSe, 2006. — 687с. — ISBN 5-9292-0161-7 учебное
2. Вяткин, Б. А. Психология познания индивидуальности : [учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии] / Б. А. Вяткин, С. Ю. Жданова ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т. — М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2007. — 334с. — (Библиотека психолога).

— ISBN 978-5-9770-0038-3. — ISBN 978-5-89395-798-3 : 101-48.

учебное
3. Степанский, В. И. Психологические факторы выбора профессии : теория. эксперимет : учебно-методическое пособие / В. И. Степанский. — М. : Моск. психол.-социал. ин-т, 2006. — 108с. — Библиогр.: с. 97-108. — ISBN 5-589502-901-9 : 88-00. учебное
4. Эльконин, Б. Д. Психология развития : [учебное пособие для вузов по направлению и специальности «Психология»] / Б. Д. Эльконин. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. — 143с. : ил. — (Высшее профессиональное образование. Психология).

— Библиогр. в примеч. в конце глав. — ISBN 978-5-7695-3819-3

учебное
5. Шаграева, О. А. Детская психология : Теорет. и практ. курс : учебное пособие для вузов / О. А. Шаграева. — М. : ВЛАДОС, 2001. — 367с. — (Учебное пособие для вузов).

— ISBN 5-691-00611-8 :

учебное
6. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка : [учебное пособие для вузов] / ред.-сост. Бурменская Г. В. — Изд. 2-е, расш. — М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та, 2005. — 655с. — ISBN 5-89502-615-Х. — ISBN 5-99857-001-6 учебное
7. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка : [учебное пособие для вузов] / ред.-сост. Г. В. Бурменская. — Изд. 2-е, расш. — М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та, 2008. — 655с. — ISBN 978-5-9770-0276-9 : 211-20. учебное
8. Психология развития и возрастная психология : учебно-методический комплекс / Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова ; [сост. Н. В. Григорьева ; отв. ред. С. А. Петунова]. — Чебоксары : ЧувГУ, 2009. — 68с. учебное
9. Сергиенко Е. А. Раннее когнитивное развитие : новый взгляд / Е. А. Сергиенко ; РАН, Ин-т психологии. — М. : Ин-т психологии РАН, 2006. — 463с. : рис. — Библиогр.: с. 439-463. — ISBN 5-9270-0079-7 учебное
10. Розин, В. М. Мышление и творчество / В. М. Розин ; [науч. ред. И. И. Ремезова]. — М. : PerSe, 2006. — 359с. — (Humanitas).

— Библиогр.: с. 344-349. — ISBN 5-9292-0158-7

учебное
11. Черняк, А. С. О научном творчестве / А. С. Черняк. — Иркутск : Иркут. гос. ун-т, 2007. — 273с. : ил. — ISBN 978-5-9624-0155-3 учебное
12. Когнитивные исследования : сборник научных трудов. Вып.1 / РАН, Ин-т психологии, Казан. гос. ун-т, Ассоц. когнитив. исслед. ; отв. ред. В. Д. Соловьев. — М. : Ин-т психологии РАН, 2006. — 239с. : ил. — (Когнитивные исследования).

— Библиогр. в конце ст.и в подстроч. примеч. — ISBN 5-9270-0087-8

учебное
13. Когнитивные исследования : сборник научных трудов. Вып.2 / РАН, Ин-т психологии [и др.] ; отв. ред. В. Д. Соловьев, Т. В. Черниговская. — М. : Ин-т психологии РАН, 2008. — 319с. : ил. — Библиогр. в конце ст.и в подстроч. примеч. — ISBN 978-5-9270-0131-6 учебное
14. Творчество как принцип антропогенеза / [Н. И. Киященко, Т. Б. Любимова, Е. Я. Басин и др.] ; РАН, Ин-т философии, Акад. гуманитар. исслед. — М. : Акад. гуманит. исслед., 2006. — 557с. — Библиогр. в подстроч. примеч. — ISBN 5-98499-053-9 учебное
15. Умрюхин, Е. А. Творческий интеллект в деятельности преподавателя: нейрокибернетические аспекты / Е. А. Умрюхин. — М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. — 351с. : ил. — (Педагогика в техническом университете).

— ISBN 5-7038-2735-3

учебное
16. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия : избранные труды / Н. С. Лейтес. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2008. — 478с. — (Психологи России).

— Библиогр.: с. 451-466. — ISBN 978-5-9770-0284-4. — ISBN 978-5-89395-892-8

учебное
17. Алтунина, И. Р. Структура и развитие мотивов социального поведения : учебное пособие / И. Р. Алтунина. — М. : Моск. психол.-социал. ин-т, 2006. — 101с. — (Библиотека психолога).

— ISBN 5-89502-697-4 : 99-00.

учебное
18. Цветкова, Л. С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности / Л. С. Цветкова. — 2-е изд., испр. — М. : Моск. психол.-социал. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2008. — 421с. : ил. — (Библиотека психолога).

— ISBN 978-5-89395-860-7. — ISBN 978-5-9770-0161-8 :

учебное
19. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учебное пособие для вузов по специальности «Педагогика» / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. — 176с. — (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности).

— Библиогр.: с. 171-174. — ISBN 978-5-7695-4420-0 : 987-36.

учебное
20. Теория и практика развивающего образования в школе В. В. Давыдова : по материалам Юбилейной конференции, посвященной 75-летию В. В. Давыдова / [науч. ред. В. С. Лазарев ; сост.: Л. В. Берцфаи и др. ; вступ. ст. В. В. Рубцова]. — М. : Науч. мир, 2007. — 334с., 1л. портр. : ил. — ISBN 978-589-176-400-2 : 80-00. учебное

 

7.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.

Электронная библиотека http://psychlib.ru/index.php?s=rubr&cid=40#Все

Психологический словарь http://psi.webzone.ru/

Книги http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php

Студенческая электронная библиотека http://lib.ua-ru.net/

Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края http://www.kraslib.ru

Научная библиотека Сибирского федерального университета http://lib.sfu-kras.ru

Российская Государственная Библиотека http://www.rsl.ru

Российская национальная библиотека http://www.nlr.ru

Поиск книг Google http://books.google.com

Электронная библиотека журналов http://elibrary.ru

Центральная библиотека образовательных ресурсов: