Основные понятия теории Эриксона

Психосоциальная стадия

Предмет конфликта развития

Социальные условия

Психосоциальный исход

Стадия 1 (от рождения до 1 года)

Орально-сенсорная

Могу ли я доверять миру?

 Поддержка, удовлетворение основных потребностей, преемственность.

 Отсутствие поддержки, депривация, непоследовательность

Доверие Недоверие

Стадия 2 (от 2 до 3 лет)

Мышечно-анальная

Могу ли я управлять собственным поведением?

 Разумная дозволенность, поддержка.

 Гиперопека, отсутствие поддержки и доверия

Автономия Сомнение

Стадия 3 ( от 4 до 5 лет)

Локомоторно-генитальная

Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?

 Поощрение активности, наличие возможностей.

 Отсутствие возможностей, неодобрение активности

Инициатива Вина

Стадия 4 (от 6 до 1 1 лет)

Латентная

Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?

 Систематическое обучение и воспитание, наличие хороших примеров для поддержки инициативности у подростков в детском доме">подражания и поддержки.

 Плохое обучение, отсутствие руководства

Трудолюбие Чувство неполноценности

Стадия 5 (от 12 до 18 лет)

Отрочество и юность

Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции?

 Внутренняя устойчивость и преемственность, наличие четко определенных половых моделей для подражания и положительная обратная связь.

 Неясность цели, нечеткая обратная связь, неопределенные ожидания

Идентичность Смешение ролей

Стадия 6 (ранняя взрослость)

Молодость

Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?

 Душевная теплота, понимание, доверие.

 Одиночество, остракизм

Близость Изоляция

Стадия 7 (взрослость)

Взрослость

Что я могу предложить будущим поколениям?

 Целеустремленность, продуктивность.

 Обеднение личной жизни, регрессия

Генеративность Стагнация

Стадия 8 (зрелость)

Зрелость

Доволен ли я прожитой жизнью?

 Чувства завершенности жизненного пути, осуществления планов и целей, полноты и целостности.

 Отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой жизнью

Целостность эго Отчаяние

Основные понятия теории Эриксона

Представления Эриксона о развитии Эго в основном изложены в книгах «Детство и общество» (1950), «Иден­тичность: кризис юности» (1968), «Идентичность и жиз­ненный цикл» (1979), «Зрелость» (1979), «Жизненная вовлеченность в старости» (1986) и др. Уже из названий книг явствует, что центральное понятие для Э. Эриксона — «идентичность». Приобретение идентичности, становление Я-концепции, образа Я в современном мире более важны для молодежи, чем проблема сексуальности в фрейдовском понимании.

Личностная идентичность — набор черт или индивиду­альных характеристик (постоянных или хотя бы преемст­венных во времени и пространстве), который делает чело­века подобным самому себе и отличным от других людей, это «самая сердцевина, ядро» личности Эго-идентичносгь — это субъективное чувство целостности собственной личности, непрерывности и устойчивости собственного Я.

Групповая идентичность — чувство принадлежности к данной социальной группе. Эго-идентичность и группо- пая идентичность формируются прижизненно и согласо- ианно.

Одним из важных механизмов формирования идентич­ности Эриксон считает ритуализацию — повторяющиеся формы поведения, осуществляющие взаимосвязь людей, обмен сообщениями. Ритуализация имеет врожденную основу, постепенно усложняется и обогащается на протя­жении жизни.

Центральное положение теории Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социаль­ное требование. Проблема, встающая перед индивидом н его социальном развитии, создает кризисную ситуацию. Кризис — это поворотный момент развития, из которого человек может выйти как более адаптированным, силь­ным, так и ослабленным, не справившимся с решением конфликта. Успешное разрешение кризиса связано с уста­новлением определенного компромисса между крайно­стями, между противоположными состояниями сознания, баланса в пользу позитивного компонента. Благоприятный результат — включение в Эго нового позитивного качества (например, инициативности или трудолюбия).

Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в струк­туру Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина).

Неразрешенная задача переносится на следующую стадию, где справиться с ней тоже возможно, по это гораздо труднее и требует большего напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противо­речия стадий с разным успехом и с разной скоростью — в этом состоит эпигенетический принцип концепции Эрик­сона.

Общество одобрительно относится к расширению воз­можностей человека, пытается поддержать его в этой тен­денции роста. Эриксон считает, что в каждой культуре присутствует «решающая координация» между развитием индивидуума и его социальным окружением — «зубчатое колесо жизненных циклов». В соответствии с законом согласованного развития общество оказывает помощь раз­вивающейся личности и поддерживает ее именно тогда, когда она особенно в этом нуждается (ребенок испытывает потребность в опеке, а родитель стремится опекать и забо­титься).

Таким образом, с точки зрения Эриксона, потреб­ности и возможности поколений симметричны, они взаи­мозависимы.

По Эриксону, необходимо изучать условия успешного разрешения каждого кризиса, ибо только в результате инте­грации достижений формируется здоровая адаптированная личность: «Психологическая идентичность развивается из постепенной интеграции всех идентификаций»1. Взаимо­действие между биологическими потребностями индивида и требованиями общества задает направление и содержание развития.

Психосоциальная теория развития личности (эпигенетическая теория жизненного пути личности)

Э. Эриксона

Основной

предмет

исследования

Возрастное развитие личности, стадии жизни, характерные общие проблемы для каждой из стадий

Методы исследо­вания

Метод анализа клинических случаев, кросс- культурное (этнографическое) исследование стилей воспитания, стилей материнства, пси­хоисторический метод

Основные поня­тая

Я (Эго), идентичность, эго-идентичность, груп­повая идентичность, психосоциальные задачи развития, ритуализация

Основные идеи

Стадии развития предопределены генетиче­ски, универсальны; порядок их развертывания неизменен

Факторы раз­вития

Внутренний (созревание) и внешний (требова­ния, ожидания со стороны общества, социаль­ные задачи)

Ценное

  1. Расширил и обогатил психоаналитическую теорию, анализировал возможности и трудно­сти здорового развития, адаптивные функции Эго.
  2. Показал, что для формирования Эго имеет значение не только семейный контекст,

но и широкие культурные, исторические усло­вия.

  1. Одна из немногих теорий, охватывающих все жизненное пространство индивида: от мла­денчества до старости с выделением каче­ственно различных ступеней.
  2. Сформулировал критерии психосоциального здоровья, наметил поведенческие и социаль­ные индикаторы развития.
  3. Понимание источника и специфики многих проблем подросткового периода

Направления

критики

Общая концептуальная расплывчатость всей теории и абстрактность отдельных, даже центральных понятий (например, понятий «идентичность», «верность», «надежда» и т.д.).

Недостаточная эмпирическая проверка психо­социальной концепции