Действия командира по сплочению воинского коллектива

Военно-космическая академия имени А. Ф Можайского.

Реферат

ПО ПСИХОЛОГИИ НА ТЕМУ:

«Действия командира по сплочению воинского коллектива»

Работу выполнил:

курсант 482 учебной группы

рядовой Евграфов А. В

Проверил:

майор Кутузов

Санкт-Петербург 2012

Содержание:

1.Воинские коллективы…3

2. Содержание и структура психологии воинского коллектива…6

3. Действия командира по сплочению воинского коллектива…12

4.Вывод…18

5.Список использованной литературы…20

Воинские коллективы.

Воинский коллектив представляет собой одну из многих разновидностей социальных общностей, которые образуются благодаря общению и взаимодействию людей в ходе совместной деятельности. Социальным качеством человека является потребность в общении с людьми, в ходе которого он усваивает знания, общественный опыт, соединяет свои силы с силами других для решения задач, непосильных одному человеку. Однако сами по себе контакты, случайные и неорганизованные, не являются достаточным условием для развития личности и продуктивной совместной деятельности. Нужны стабильные совокупности людей. Наличие определенного круга общих задач и условий жизни приводит к созданию устойчивых социальных общностей различных величин, характера и длительности своего существования.

Действенным фактором духовного сближения воинов, превращения случайного сочетания человеческих характеров в устойчивую группу, а затем и в высокоразвитый коллектив, является совокупная воинская деятельность, необходимость постоянного согласования усилий, распределения задач, взаимопомощи и взаимовыручки. В процессе решения общей задачи идет быстрое наращивание числа нитей сцепления между воинами, отлаживания процессов управления и организации, сближения точек зрения и характеров. Словом, происходит качественный скачок в развитии общности как целостного образования. От простой совокупности людей, еще не способных к эффективной совместной активности, осуществляется переход к организованной группе, субъекту коллективной деятельности.

Процессы развития неорганизованных совокупностей людей в воинские коллективы — типичные ситуации в воинской деятельности мирного и военного времени. Комплектование и формирование подразделений, создание сводных отрядов непосредственно в ходе боя — все это задачи, решаемые посредством преобразования неорганизованной, порой разрозненной массы в дееспособные боевые коллективы.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

... . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

В условиях современной войны степень дезорганизации подразделений может быть повышена в связи с тем, что часть военнослужащих после применения противником оружия массового поражения будет находиться в состоянии временного нервно-психического потрясения. А это состояние имеет и такие формы, когда развивается замкнутость, ослабевает чувство долга и заботы о своих товарищах. Следовательно, офицеры должны иметь определенный опыт в создании коллективов, их слаживании и боевом сколачивании, а также в восстановлении в необходимых случаях их структуры и боеспособности.

Итак, воинский коллектив — это социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества. Такие общности образуются в рамках организационной структуры подразделений с их системой управления, вооружения, распределения обязанностей, образа жизни, быта и отдыха. Но сама по себе эта организационная структура не создает коллектива. Нужно, чтобы между людьми, включенными в нее, образовались прочные духовные, деловые и личные связи, в том числе и дружба. Только тогда образуется единый микросоциальный организм, эффективный в деятельности и создающий необходимые условия для всестороннего развития личности каждого отдельного воина. Социально-психологической основой воинского коллектива являются многообразные духовные связи, которые прочно соединяют воинов в единое целое. Чем разнообразнее и богаче они, тем прочнее коллектив.

Понятие воинского коллектива обычно употребляется для характеристики такой общности военнослужащих и таких подразделений, которые в своем социальном развитии достигли высокого уровня. В этой связи коллектив имеет ряд признаков, степень выраженности которых дает возможность судить об уровне его зрелости.

1. Коллективом является совокупность военнослужащих, которая характеризуется единством коммунистической идеологии, основных интересов и моральных принципов, высокоразвитым сознанием коллективизма и взаимной привязанности.

4 стр., 1689 слов

Коллектив 2

... . Макаренко выделяет три стадии развития коллектива. Он считает, что на первой стадии развития коллектива деятельность воспитателя направляется на организацию коллектива, его становление на основе ... объединяются на основе межличностных отношений, единства ценностной ориентации, общей деятельности. Детский воспитательный коллектив – это объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, ...

2. Одним из основных признаков коллектива является единство решаемых задач, целей и процесса деятельности; коллектив предполагает коллективную (совокупную) деятельность, которая реализуется коллективным мастерством, навыками делового взаимодействия и предполагает систему руководства и дисциплины.

3. Важным признаком коллектива является система социально-психологических явлений, которые формируются на основе различных форм общения воинов и служат тем звоном, которое связывает их в единый социальный организм. Коллектив характеризуется также здоровым социально психологическим климатом, дисциплиной и моральным состоянием.

Исходные предпосылки для формирования коллектива: люди, обладающие необходимыми данными для совместной жизни и деятельности; общие интересы, задачи, предполагающие общую деятельность. При наличии этих предпосылок развертывается межличностное и внутригрупповое общение — основной способ и механизм формирования коллектива и его психологии. Основными свойствами коллектива являются его способность к совместной, коллективной деятельности и способность обеспечивать нормальные социальные условия для жизни, развития, удовлетворения потребностей каждого своего члена. Важнейшим свойством коллектива является его тесная связь с другими коллективами.

В каждом подразделении имеются объективные предпосылки для создания прочного боевого коллектива: духовное единство воинов; коллективное оружие и коллективный характер деятельности, предполагающий необходимость общих четких действий при выполнении учебных и боевых задач; общие условия службы, боевой подготовки и воинского быта. На этой объективной основе и под влиянием целеустремленной работы командиров развертывается процесс организационного сплочения воинов, то есть процесс создания и становления коллектива.

В Вооруженных Силах существует большое разнообразие низовых (первичных) коллективов. В их структуре и психологии много общего. Все они — коллективы воинские, социалистические. В то же время, подобно тому как индивидуален каждый воин, коллективы отличаются от друга. Особенности, сходство и различие между воинскими коллективами обусловливаются рядом причин.

10 стр., 4839 слов

Журналист в редакционном коллективе: социально-психологический аспект

... аспекты индивидуального труда журналиста и его роль в деятельности редакционного коллектива. В редакциях газет «Рыбинская правда» ( ... печати Курсовая работа ЖУРНАЛИСТ В РЕДАКЦИОННО КОЛЛЕКТИВЕ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ студентки 2 курса Гизун ... ведущими (государственными) средствами массовой информации. В задачу Наблюдательного совета входило наблюдение за соблюдением средствами массовой ...

В качестве основной причины выступает разновидность (форма, вид, тип) деятельности, тех задач, для выполнения которых данный коллектив предназначен, то есть его военно-профессиональные особенности. Поскольку коллективная организация и содержание воинской деятельности заметно отличаются в зависимости от вида Вооруженных Сил (рода войск, специальных войск), то относящиеся к ним коллективы (мотострелковых, танковых, артиллерийских, авиационных, военно-морских и других подразделений) правомерно рассматриваются как имеющие весьма значительные социально-психологические особенности. Выделяется категория военно-учебных коллективов (курсантские, слушательские и др.).

Их психология определяется главным образом учебной деятельностью и связанными с ней факторами. В учебных заведениях действуют также военно-педагогические (кафедральные) коллективы.

Важным критерием дифференциации воинских коллективов является разделение военнослужащих на ряд служебных категорий: офицеров, прапорщиков, сержантов, солдат. Поскольку у этих категорий есть общие, специфические интересы и проблемы, постольку они объединяются и образуют своеобразные коллективы: офицерские, сержантские, коллективы прапорщиков, отдельных военных специалистов (наводчиков, механиков-водителей и т. д.).

В зависимости от характера деятельности, особенностей личного состава (однородность — разнородность) и других объективных условий воинские коллективы различаются и рядом психологических признаков. Прежде всего это тип внутриколлективного общения. В одних коллективах деловое общение, взаимодействие образуют основу коллективной деятельности (прежде всего, где имеются коллективное оружие, боевая техника, обслуживаемая группами воинов, тесно взаимодействующими друг с другом).

В других коллективах общение возможно в основном в промежутках между выполнением задач, во время отдыха, а также на учебных занятиях, так как члены коллектива заняты индивидуальной деятельностью. В большинстве подразделений формы индивидуальной и коллективной деятельности переплетаются, соответственно и общение носит разнообразный характер.

9 стр., 4066 слов

Глава I. Теоретические основы управленческой деятельности руководителя современной социально-педагогической системы

... обеспечения безопасности членов коллектива учреждения[3,72]. Таким образом, в данном параграфе было выявлено, что управленческая деятельность руководителя современной социально-педагогической системы – ... т.е. организовывать и направлять ее повседневную деятельность. В социально-психологическом смысле управленческая деятельность предполагает дисциплинирование педагогов, четкую координацию их действий ...

Различаются коллективы и по своим качественным характеристикам: по уровню нравственной зрелости, сплоченности, уровню коллективного боевого мастерства (слаженности), по состоянию дисциплины, морально-психологическому климату, достижениям и результатам деятельности.

Для всех рассмотренных разновидностей воинских коллективов характерно то, что каждый из них вырастает на определенной штатно-организационной структуре (подразделения).

Исходя из этого правомерно признать данную категорию основными воинскими коллективами. Но они, как известно, не являются единственными коллективами. В Вооруженных Силах определенную роль играют группы иного происхождения, -- неформальные, образуемые стихийно: дружеские микрогруппы как в рамках одного подразделения, так и из числа военнослужащих разных подразделений, существование которых не предусмотрено, естественно штатной организацией, ни какой-либо структурой общественных органов. Кроме того, существуют спортивные, художественные коллективы, кружки и другие объединения.

Такой вид имеет групповая структура той или иной штатной единицы Вооруженных Сил, по мере того как весь личный состав сплачивается в коллективы вокруг единых целей и задач и становится по-настоящему военной организацией, гибкой, управляемой и устойчивой даже в исключительно сложных условиях.

Каждый воин может быть членом нескольких: коллективов. В каждом из коллективов, членом которых воин является одновременно, он может занимать различное положение: в одном, к примеру, выступать в качестве наставника, в другом — ученика. Кроме того, воин является членом своего «семейного коллектива» и той дружеской группы, в которой он состоял до службы в армии, на флоте. В связи с призывом на военную службу и переездом в другое место происходят некоторые перемены в участии юноши в различных группах. Иногда ослабевает связь воина с тем трудовым коллективом, где он работал, и не исключено, что он не вернется на прежнее место работы. Происходят известные изменения и членства в дружеских группах.

22 стр., 10904 слов

Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, деятельность, общение, переживание, отношение, действие, личность)

... , отношение, переживание, индивид) Метапсихологические. (сознание, ценность, деятельность, общение, чувство, «Я») Категория образа характеризует психологическую реальность со ... свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе такой человек тяжело адаптируется. Воспитание по ... объекты видны в быстрой последовательности смены различных позиций. Такой эффект «движущейся картинки» создает, ...

Воинский коллектив имеет свою социально-психологическую структуру. Ее элементами являются люди, выполняющие в коллективной жизни и деятельности определенные роли, занимающие известное положение, а также отдельные микрогруппы, образующиеся внутри коллектива. Все эти позиции (индивидуальные групповые роли) связаны специфическими отношениями. Социально-психологическая структура коллектива формируется на основе штатной организации подразделения с его системой руководства, общественной деятельности. Однако процесс ее образования зависит от индивидуальных особенностей членов коллектива, их совместимости. Поэтому в конечном счете расстановка людей в этой внутриколлективной структуре определяется большим числом причин.

Структура воинского коллектива имеет тенденцию к стабилизации: если позиции, роли и взаимоотношения военнослужащих определились, то существенные перемены в структуре могут быть вызваны только исключительными событиями. Если же личный состав коллектива периодически меняется, то структура его претерпевает постоянные преобразования, беспрерывно идет процесс определения внутриколлективных позиций и ролей, вновь налаживаются связи и взаимодействия, что вносит в жизнь воинов весьма значительную напряженность.

В некоторых воинских коллективах иногда появляются элементы так называемого ложного коллективизма и ложного товарищества. Это, по существу, инородное включение в здоровом организме социалистического коллектива. Ложный коллектив характеризуется равнодушием к целям и задачам деятельности общества и имеет свои, преимущественно обывательские, ценности, которые и являются основанием для его появления. Психология ложного коллектива — это стремление за внешним приличием скрыть ненормальные взаимоотношения и создать условия, при которых можно было бы безнаказанно итерировать требования службы, нормы воинских уставов, позволять известные вольности, добиваться облегчения в службе, служить без напряжения. Элементы безнравственной групповой психологии включают традиции межличностных и межгрупповых отношений, в которых немалую роль играют психологическое давление, принуждение, иногда непосредственное физическое насилие. Предупреждение, своевременное раскрытие и принципиальная оценка ложного коллективизма, искажения норм войскового товарищества — важнейшая задача командира и войсковой общественности. Пережитки круговой поруки, внутригрупповой замкнутости, противопоставления эгоистических групповых интересов общим интересам должны решительно пресекаться.

12 стр., 5991 слов

Влияние трудового коллектива на деятельность организации

... стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность и возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными ... и более того, делать особый акцент на совершенствование отношений и общения между клиентами и гостиничным предприятием. Качество гостиничных услуг в огромной ...

Содержание и структура психологии воинского коллектива

В процессе сплочения и развития воинского коллектива достигается моральное и организационное единство личного состава подразделения. Оно проявляется в четкости и высокой эффективности совместных действий с оружием и техникой, а также и во внеслужебное время и в разнообразных формах коллективной духовной жизни, в сознании каждого воина, чувствующего свою близость и привязанность к товарищам и ответственность перед ними.

Эта сторона единства членов воинского коллектива выражается в его психологии, которая представляет собой совокупность различных связей и отношений. От содержания, направленности и устойчивости психологии коллектива зависит качество выполнения стоящих перед ним задач.

По отношению к коллективной деятельности психология коллектива представляет собой комплекс социально-психологических условий, которые обеспечивают процессы взаимодействия, общения, оказания помощи и поддержки, согласования совместных усилий при решении общих задач. Практика показывает, что для успешных действий коллектива в самой сложной обстановке важны прежде всего следующие условия:

а) общие, согласованные позиции членов коллектива по главным вопросам общественной жизни и военной службы, формирующиеся на основе морального единства воинов, общности их мировоззрения, убеждений и жизненных принципов;

б) навыки взаимодействия и общения как в процессе деятельности, так и в быту, связанные с четкой и гибкой структурой распределения обязанностей, руководства и подчинения, а также нормами и способами регуляции совместной жизни и деятельности;

в) войсковое товарищество и боевая дружба, то есть взаимоотношения, обусловленные межличностными чувствами взаимного доверия, уважения и ответственности друг за друга.

Важным условием деятельности и развития коллектива являются традиции, боевые реликвии и воинские ритуалы

Все это в единстве и во взаимосвязи отдельных звеньев образует комплекс социально-психологических явлений, или психологию воинского коллектива. Социально-психологическими явлениями, в отличие от психических явлений, называют обычно процессы общения людей и те взаимосвязанные изменения в их сознании, психике, которые являются результатом общения. Следовательно, механизмом формирования и функционирования системы социально-психологических явлений служит общение воинов. Каждое звено психологии воинского коллектива так или иначе проявляется в общении, влияет на него и само испытывает влияние с его стороны.

Система внутриколлективного общения — это совокупность разнообразных контактов между воинами: служебных и личных, информационно-познавательных и эмоциональных, двусторонних и многосторонних; управленческо-дидактических, воспитательных и партнерских и т. д. Средством общения служит взаимный обмен информацией между воинами (ее сообщение и восприятие).

Общение характеризуется: предметом и содержанием (тем, о чем и что именно говорится); способом передачи информации (устная речь, письмо, использование неречевых средств — мимика, жесты); согласованным, единым, одинаково понимаемым языком (в том числе и условным, искусственным — переговорная таблица, список условных наименований и сигналов).

Общение, как и всякая другая форма активности людей имеет свои мотивы. Мотивы общения — явления межличностного, взаимного порядка, потому что стремление к общению с одной стороны должно встретить аналогичное стремление другой или хотя бы благожелательный отклик.

Акт общения является эффективным, если процесс сообщения, восприятия и интерпретации информации привел к взаимопониманию: не произошло существенной потери информации и она истолкована в том смысле, какой был ей придан с самого начала, а также правильно были поняты мотивы общения. Общение — явление сложное, и не всегда эффективность его высокая. Чем выше уровень развития коллектива, тем эффективнее общение между его членами. В общении вырабатываются единые взгляды, формируются взаимоотношения, навыки взаимодействия и совместной деятельности и другие элемент коллективной психологии.

Психология коллектива, то есть общественное мнение, настроение, традиции, взаимоотношения, не имеет самостоятельного, обособленного существования. Она выступает в психологии индивида, принадлежащего к данной группе. Однако индивидуальное, свойственное только данному человеку, и то, в чем выражена, психология коллектива, не всегда совпадают. Степень расхождения зависит от меры принадлежности данного человека коллективу, от силы связи с ним. Иногда, не умея выделить индивидуальное по поступкам отдельных воинов, делают неверное обобщение о коллективе в целом.

Первостепенными по значимости в жизни и деятельности коллектива являются идеологический по своей сущности элемент морального единства воинов и вытекающие отсюда общие позиции по конкретным актуальным вопросам. Идейное единство личного состава достигается в результате сближения индивидуальных взглядов. По мере упрочения коллектива воины во все большей степени становятся единомышленниками, что и является главным источником общих мотивов для коллективной деятельности.

Идейное единство воинов подразделения находит свое выражение в коллективных мнениях по вопросам, имеющим существенное значение в жизни и деятельности личного состава. Предметом коллективного мнения могут быть, например, конкретное общественное событие, задача боевой подготовки, поступки отдельных членов коллектива, условия службы. В зрелом коллективе всегда существуют и действуют твердые коллективные взгляды и мнения по таким вопросам, как необходимость постоянной боевой готовности, укрепления воинской дисциплины. Зрелый воинский коллектив характеризуется активным отношением ко всем требованиям службы, уважением к командирам и начальникам, ответственным и заинтересованным участием в общественных делах. Все это — коллективные мнения.

Мнение коллектива по определенному предмету или явлению представляет собой известную степень согласия во взглядах и в отношениях воинов. В сплоченном, дружном коллективе индивидуальные мнения обычно быстро достигают высокой степени согласия и преобразуются, по существу, в единое мнение. Совокупность основных коллективных мнений, которые четко определились и являются устойчивыми и активными, характеризует направленность воинского коллектива, его общую позицию по отношению к актуальным вопросам военной службы. Это — ядро морального состояния коллектива.

Командиру важно знать содержание и качество коллективных мнений, существующих в подразделении: по каким проблемам позиции определились и сблизились, в какой мере они соответствуют задачам повышения боеготовности подразделения и воспитания воинов, какие мнения находятся в стадии формирования, как идет сам процесс консолидации взглядов и отношений, какую роль играют в этом процессе отдельные члены коллектива.

В зависимости от степени единства и согласия в динамике общественного мнения воинского коллектива различают три его основные стадии: диффузное, поляризованное и единое коллективное мнение.

Диффузное мнение — это разнобой во взглядах и в суждениях. Воины имеют противоречивые, не согласующиеся позиции; некоторые из них затрудняются в определении своей точки зрения, не могут объективно оценить суждения товарищей и осознанно присоединиться к какой-либо позиции.

Поляризованное мнение имеет место, если ведущие точки зрения уже определились, вследствие чего личный состав разделился на две-три группы, каждая из которых имеет свою позицию и отстаивает ее. Это состояние может иметь негативные последствия, конфликт.

Единое коллективное мнение характеризуется максимальным согласием и наличием одной, общей, сознательно и искренно разделяемой всеми позиции.

Процесс формирования коллективного мнения можно наблюдать в различных формах общения воинов: в ходе собрания, в товарищеской беседе во время отдыха, при обсуждении кинофильмов, книг, материалов печати. Участвуя в этих формах общения, наблюдая за тем, как достигается согласие позиций и взглядов по вопросам, волнующим личный состав, как преодолеваются расхождения, командиры делают выводы о существенных морально-психологических особенностях коллектива.

Важной задачей в изучении коллектива является оценка его слаженности (сплоченности), которая зависит от стремления и умения воинов согласовывать свои действия, подчинять их общему плану, соединять в единый процесс выполнения задачи, стоящей перед подразделением. Как известно, на определенном этапе боевой подготовки осуществляется практическое слаживание отделений, взводов, рот и им равных подразделений. На этом этапе воины учатся взаимодействовать, работать в едином ритме как участники одного процесса. Они усваивают общую структуру коллективной деятельности, ее цели и свою роль в их реализации, вникают в задачи каждого из своих товарищей и в особенности его стиля боевой работы. Они обучаются информировать Друг друга, взаимно предвидеть действия и осуществлять различные контакты, необходимые для слияния своих действии, учатся деловому взаимопониманию.

Согласованность и гармоничность действий личного состава подразделения обеспечиваются с психологической стороны двумя группами факторов: а) коллективной мотивацией и б) навыками взаимодействия.

Коллективная мотивация — это стремление воинов к согласованию своих действий, к взаимной поддержке и развитию успеха, достигнутого товарищами. Это практическое проявление коллективизма личности. В основе коллективной мотивации лежит идейное, моральное единство воинов. Стремление воинов действовать коллективно, помогать друг другу является также результатом осознания ими своей взаимной зависимости, необходимости подчинения своих личных успехов успеху коллектива. Большое влияние на коллективную мотивацию оказывают взаимоотношения, сложившиеся в подразделении, — дух настоящего товарищества, ответственности друг за друга и за общее дело или же обстановка нервозного соперничества, стремления к личным показателям и равнодушие к результатам соседа.

Навыки и умения взаимодействия и дружеского общения состоят в том, чтобы в каждый момент совместной работы делать именно то, что вытекает логики решения общей задачи, причем делать это самостоятельно, на основе личной оценки складывающейся обстановки, без указаний и просьб. Специфика этих навыков и умений, в отличие от навыков и умений индивидуального применения оружия, заключаются в том, что здесь требуется прежде всего ориентация на действия своих товарищей, понимание направления развития ситуации общения, особенно того, чего ожидают в каждый момент другие участники совместной деятельности.

Основными составляющими умения воина действовать в контакте с товарищами являются: понимание и прогнозирование их действий и намерений, быстрое уяснение существа совместно решаемой задачи, способность выражать свои мысли, предложения и требования с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива и принятых в нем норм.

Таким образом, высокий уровень единства действий обеспечивается стремлением всех к коллективному успеху (коллективистская мотивация), а также умением каждого воина строить свои действия с учетом действий и потребностей своих товарищей. Навыки и умения взаимодействия опираются, в свою очередь, на индивидуальное боевое мастерство каждого воина, на знание им своих обязанностей, оружия и боевой техники и умение применять их в бою.

Особое звено в психологии воинского коллектива — межличностные отношения. Они представляют собой своеобразную сеть связей, объединяющих воинов чувствами уважения, товарищества, дружбы, признания авторитета и взаимной ответственностью. Исследования и повседневная практика показывают, что эффективность коллективной деятельности во многом зависит от качества взаимоотношений, от того, в какой мере они соответствуют требованиям воинских уставов, нормам нравственности.

Межличностные отношения формируются в результате зарождения в сознании воинов чувства доверия и симпатии к своим товарищам по подразделению. Они создаются обоюдными, преимущественно эмоциональными, реакциями, переходящими в устойчивые и прочные чувства товарищества, взаимной привязанности и глубокой дружбы. Основной психологический компонент в структуре межличностных отношений — это позиция воина по отношению к каждому из своих товарищей. Она представляет собой комплекс чувств и оценочных суждений, которые вызываются поступками и качествами личности другого человека, всем тем, что один из них знает о своем товарище. Знакомясь с сослуживцами, оценивая их поступки, знания и боевое мастерство, воин проникается уважением к ним, готовностью к совместным действиям. Позиция имеет, следовательно, и определенную действенную сторону — готовность, стремление к соответствующим действиям по отношению к своим товарищам по службе. В случае когда позиции людей характеризуются взаимностью, между ними образуется прочная двусторонняя социально-психологическая связь.

Сеть межличностных отношений в развитом коллективе объединяет всех воинов. Тем не менее положение членов коллектива в этой системе отношений неодинаково. Одни из них привлекают к себе симпатии большего числа товарищей, другие — меньшего. Есть воины, слабо связанные с другими товарищами, находящиеся как бы на периферии или даже вне коллектива. Это те, которые почему-либо не завоевали еще уважения своих товарищей или же потеряли его. Временный отрыв от коллектива может быть обусловлен конфликтом, ссорой, а также другими причинами, которые порождают предпосылки замкнутости того или иного человека, его отход от коллектива. Положение воина в сети межличностных отношений характеризуется также определенной мерой влияния, возможностью оказывать эффективное воздействие на поведение своих товарищей. Это положение личности в коллективе получило название авторитета.

Бывают случаи, когда межличностные отношения складываются без направляющею воздействия командира, под влиянием нравственно незрелых людей и микрогрупп, вследствие чего нарушается взаимность в отношениях. авторитеты опираются тогда на чуждые нашей морали нормы. Товарищеские отношения подменяются попытками ущемления личного достоинства молодых воинов. Гармония взаимоотношений сменяется стремлением к превосходству, навязыванию своей воли более слабым, другими нарушениями уставных норм. Отсюда понятно, что командиры, боевой актив подразделения должны хорошо знать взаимоотношения в коллективе, положение каждого воина в социально-психологической структуре подразделения, степень соответствия отношений требованиям воинских уставов и задачам повышения боевой готовности.

Представление командира о коллективе будет неполным, если не выявлены традиции подразделения и примыкающие к ним социально-психологические явления (коллективные привычки и воинские ритуалы).

Как правило, они характерны своей устойчивостью и относительной независимостью от перемен в личном составе. Традиция — это духовная ценность, завоевание, которое, являясь первоначально делом рук одного из его поколений, становится затем обстоятельством, влияющим на деятельность и последующих поколений.

У истоков традиции нередко лежит конкретное выдающееся событие в жизни коллектива — подвиг в бою, победа в социалистическом соревновании, спортивные достижения, достигнутый успех становится предметом гордости личного состава и своеобразным эталоном для оценки последующих поступков. В сознании коллектива формируются общественные требования и соответствующие побуждения к действием, достойным данного примера. Так создается преемственность в развитии коллектива, накапливаются опыт и нормы, регулирующие поведение воинов. Традиции каждого воинского коллектива находятся в органической связи и единстве с боевыми традициями Вооруженных Сил.

Традиционный характер приобретают систематически повторяющиеся и ставшие благодаря этому привычными определенные формы организации и виды деятельности, быта и отдыха, организационные и воспитательные мероприятия. Образуются коллективные привычки, создающие четкий деловой ритм в жизни подразделения, вносящие ясность и определенность в обстановку.

Важное структурное звено психологии коллектива — его настроение. Коллективным настроением называют совместные переживания тех или иных событии, фактов, а также сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время всем коллективом (или его частью) и влияющие на его жизнь и деятельность. При оценке коллективного настроения учитывают любые формы эмоциональных реакций, в том числе и кратковременные. Совокупность этих реакций, приуроченных к конкретным событиям, дает возможность определить эмоциональные позиции и лучше понять общее настроение.

Настроение коллектива имеет две основные формы: пассивную и активную. Пассивная форма — это состояние собственно эмоциональной сферы коллективной психологии. Здесь на первый план выступают эмоциональные реакции, не влекущие за собой более или менее значительных действий. Основу активной формы коллективного нас; роения образуют эмоциональные стремления (мотивы) к конкретным действиям. По этой причине здесь более уместно было бы (70) говорить об особом состоянии мотивационной сферы коллектива, о преобладании и выраженности эмоциональных мотивов известной силы и направленности, готовых в любой момент проявиться и уже проявляющихся в действиях. Наступательный порыв, чувство ненависти к противнику, энтузиазм, дух состязательности, господствующий на учебных занятиях, подъем, вызванный большим общественно-государственным событием, или же, напротив, упадок духа, паническое настроение — некоторые примеры коллективного настроения, проявляющегося в активной форме.

Таковы основные компоненты коллективной психологии воинского подразделения. В повседневной работе командир встречается, однако, с различными формами их проявления и воздействия на выполнение стоящих задач.

В одних случаях внимание офицера привлекают прежде всего социально-психологические качества коллектива: его сплоченность, организованность, дисциплина, боеспособность, воспитательные возможности и т. д. В других -- первостепенную важность приобретает проблема оценки состояний коллектива: его настроения, текущей направленности на конкретную деятельность, отношения к решаемым задачам, уровня его активности и готовности к действиям и в целом — его морального состояния. В повседневной деятельности офицер является свидетелем и участником различных социально-психологических процессов, развертывающихся в подразделении: управления, формирования коллективного мнения и принятия общего решения, согласования усилий для совместной деятельности, обращения за помощью и оказания помощи, утверждения личности в коллективе, зарождения конфликтов и других динамических явлении, из которых складывается служба и жизнь личного состава.

Опираясь на общее представление о структуре и динамике социально-психологических явлений в коллективе, используя его как программу действия, можно последовательно и целенаправленно изучить конкретное подразделение, вскрыть и использовать психологические основы его боевых и воспитательных возможностей, оценить богатство и зрелость его духовной жизни и ее влияние на боевую подготовку, воинскую дисциплину и другие стороны армейской и флотской службы.

Сям процесс изучения психологии коллектива строится на выяснении характера связей между воинами, оценке их духовной близости, единства во взглядах, их умения действовать согласованно, дружно как во время выполнения учебных и боевых задач, так и в быту. Много дает для понимания коллективной психологии контроль за динамикой психического состояния коллектива, оценка настроений, которые обычно охватывают всех его членов. Способность воинов к сопереживанию, их эмоциональная заразительность являются важным показателем состояния психологии и коллектива в целом.

Там, где переживания воинов, их успехи и неудачи остаются лишь их частным делом, не становятся предметом групповой эмоциональной оценки, там, очевидно, процесс формирования коллективной психологии находится на начальной стадии. Бодрое, жизнерадостное настроение личного состава, умение воинов с энтузиазмом браться за новые задачи является первым признаком здорового социально-психологического климата коллектива, его больших возможностей.

Наблюдая за общением и совместной деятельностью личного состава в различных условиях и в сложной обстановке, например в условиях дефицита времени, при решении особо ответственных задач, и в обстановке отдыха, можно заметить проявления чувств, которые воины питают друг к другу, оценить меру взаимопонимания, дух взаимовыручки, прочность и гибкость навыков взаимодействия. Путем наблюдения можно установить также уровень авторитетности отдельных воинов, прочность их связей с товарищами. Практическую значимость как для организации службы, так и для воспитания имеет выявление лиц, чье положение остается неопределенным, чье вхождение в коллектив и утверждении в нем затруднено их индивидуальными особенностями (замкнутость, молчаливость, эгоизм, индивидуализм) и другими причинами. Положение таких солдат, матросов является трудным и требует специальной заботы офицера и всего коллектива.

В ходе работы с личным составом командиры проявляют особое внимание к признакам, которые свидетельствуют о возможных отклонениях во взаимоотношениях, о появлении микрогрупп с отрицательной направленностью, об элементах нетоварищеского отношения к молодым воинам и о других проявлениях чуждой нам морали.

Рассмотренные здесь социально-психологические явления не исчерпывают психологию воинского коллектива. Их правомерно принимать в качестве ее основных, базовых элементов. Кроме них в жизни коллектива важную роль играют и некоторые другие явления: отдельно взятое коллективное мнение по отдельному вопросу, кратковременно существующее до тех пор, пока данный вопрос не нашел своего разрешения; отдельные элементы коллективного мастерства, звенья в системе взаимоотношении и т. д.

Действия командира по сплочению воинского коллектива.

Сплочению воинских коллективов способствует целенаправленная повседневная работа по воинскому, правовому и нравственному воспитанию личного состава, строгое выполнение правил, установленных законами и воинскими уставами Российской Федерации, постоянная забота командиров и начальников об улучшении быта своих подчиненных, совершенствовании их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба за нравственную чистоту отношений, незамедлительная реакция на малейшее проявление «дедовщины», «землячества» и других негативны традиций. Командиры частей и подразделений призваны и впредь вести активную работу по повышению уровня дисциплинированности и организованности личного состава. Все это является надежным гарантом способности Вооруженных Сил выполнять возложенную на них ответственную задачу по защите нашей Родины.

Жизнь и деятельность воинского коллектива, процессы его формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений, поддержание здорового морального состояния, высокой воинской дисциплины — все это представляет собой сложный комплекс задач, решением которых занимается командир. Проблема в том, чтобы охватить идейным и организаторским влиянием всю совокупность процессов, имеющих место внутри коллектива, не пускать их на самотек.

Руководство воинским коллективом имеет два аспекта: 1) организация коллективной деятельности, обеспечение своевременного и качественного выполнения задач, поставленных перед подразделением; 2) сплочение и развитие самого коллектива, укрепление в нем дисциплины и порядка, повышение его боевых и воспитательных возможностей. Как первое, так и второе направления в руководстве коллективом опираются на глубокое и всестороннее его изучение, точное знание реального состояния дел вообще и области духовной жизни в особенности.

Изучение психологии воинского коллектива не ограничивается изучением индивидуальных особенностей его членов, хотя эта работа необходима, для того чтобы понимать, что происходит в подразделении. Для проникновения в психологию коллектива следует при изучении индивидуально-психологических особенностей воинов обращать внимание прежде всего на такие стороны их личности, которые характеризуют их участие в социально-психологических процессах: коллективизм, общительность, дисциплинированность, уровень общего и специального развития, организаторские способности, лидерские тенденции, эмоциональную устойчивость, уровень авторитетности, место в системе межличностных отношений, значимость личности для решения проблем коллектива.

С особым вниманием изучается психология тех членов коллектива, которые занимают в нем ведущее положение, — офицеры, прапорщики, сержанты, активисты, а также и те, кто играет значительную роль в неофициальной системе отношений. При оценке руководящего ядра коллектива важными показателями являются уровень авторитетности и те нравственные основы, на которых строится авторитет каждого командира, активиста и общественных органов.

Точно так же пристально изучаются индивидуальные особенности военнослужащих, не пользующихся в подразделении должным уважением, слабо связанных с коллективом. В ходе изучения устанавливаются причины низкого статуса этих людей. Заведомо нельзя сказать, что неприятие их коллективом связано именно с их недостатками: имеют место отдельные случаи, когда в таком положении оказываются принципиальные, нравственно чистые воины, непримиримые к недостаткам, стремящиеся, возможно, неумело, излишне резко исправить их.

Важным объектом в процессе изучения коллектива и уточнения состояния дел в нем являются неофициальные микрогруппы. Их существование, состав, основы образования, роль, которую они играют в жизни и деятельности подразделения, — все это должно быть хорошо известно командиру.

Это одна сторона в работе по изучению коллектива, в сущности только подход к познанию собственно коллективной психологии.

Вторая сторона изучения психологии воинского коллектива ориентирована непосредственно на социально-психологические явления. Здесь важнейшая задача заключается в том, чтобы оценить направленность коллектива, то есть его устойчивые отношения, позиции по конкретным актуальным вопросам (занятия по боевой подготовке, другие элементы военной службы; общеполитические вопросы, условия быта, техника и оборудование и т. д.).

Социально-психологическим механизмом этих позиций является общественное мнение коллектива, следовательно, дело сводится к установлению степени единства взглядов воинов, их готовности отстаивать свои позиции.

В ряде случаев общественное мнение коллектива лежит как бы на поверхности, оно всем известно. Нередко, однако, действительная позиция, подлинные интересы коллектива осознаются не сразу, общественное мнение носит недостаточно осознанный и явный характер, что, конечно, затрудняет его выявление и изучение. В конечном счете полученная информация характеризует общую совокупность коллективных мнений по разным вопросам. Анализ их позволяет судить о моральной и военно-специальной ориентации коллектива, а также о его сплоченности: чем сплоченнее коллектив, тем сильнее выражено единство мнений, взглядов, интересов, отношений, позиций.

Существенным показателем сплоченности коллектива являются качество и состояние взаимоотношений между его членами, степень их соответствия уставным нормам. Чем более прочными и нравственно зрелыми являются эти отношения, тем крепче коллектив, тем выше его боевая эффективность. Важным критерием в оценке взаимоотношений является то, как они обеспечивают деятельность подразделения, выполнение конкретных задач. Ценность имеет не просто дружба, но боевая дружба, не просто хорошие отношения, но крепкое войсковое товарищество. Отдельными критериями при оценке взаимоотношений служат: содержание норм, которыми воины руководствуются, общаясь друг с другом, оценочные принципы, с помощью которых вырабатываются их мнения друг о друге, глубина взаимопонимания и степень удовлетворенности членов коллектива тем, как к ним относятся их сослуживцы.

Воинский коллектив предназначен, как известно, для решения определенного круга задач (боевых, учебных, педагогическо-управленческих и др.).

Следовательно, его руководителю и вышестоящим начальникам всегда нужно знать уровень работоспособности (боеспособности, боеготовности) и эффективности коллектив." как субъекта воинской деятельности. Эта эффективность обусловливается всеми положительными качествами коллектива, всей его психологией, но непосредственную роль здесь играют слаженность и сколоченность подразделения, качество боевого взаимодействия между отдельными специалистами и группами. Исключительно высоким требованиям должно отвечать взаимодействие по линии командования и подчинения (исполнения).

Значит, умение руководить подчиненными, с одной стороны, и уровень исполнительности — с другой, а в целом уровень управляемости подразделения должны при изучении коллектива оцениваться с особой тщательностью. Важно не упустить и такие детали: насколько высок уровень коллективности в работе личного состава; в полную ли меру используется принцип социалистического соревнования; каково внимание к резервам, которые несет в себе разделение труда; насколько удобно воинам осуществлять деловое общение при данной расстановке личного состава и технических средств связи.

В коллективной психологии существенное место занимают коллективные традиции, своего рода межличностные привычки, которые распространяют свое неназойливое, но сильное влияние и на сферу деятельности (отдыха), и на внутреннее общение воинов, и на их отношение к внеколлективным явлениям (в том числе и к другим коллективам).

Изучение традиций несколько сложнее, чем других социально-психологических явлений, потому что степень их словесного оформления чаще всего незначительная. Только в немногих коллективах четко сформулированы, а иногда и записаны и целенаправленно доводятся до всех воинов, прежде всего новичков, специфические традиции, которые не только в своеобразной форме воссоздают общенародные традиции и традиции Вооруженных Сил в целом, но и включают некоторые результаты собственного коллективного творчества. Оценка традиций коллектива осуществляется путем соотношения их с уставными требованиями, с нормами морали и права.

Представление о коллективе не будет полным, если упустить то настроение, которое существует в нем в рассматриваемое время. Более того, даже показатели, касающиеся других сторон коллективной психологии, могут оказаться неточными, если не учесть влияния на них текущего состояния. Коллективное настроение проявляется через настроения отдельных воинов, прежде всего тех, которые наиболее эмоционально чувствительны к различным влияниям и событиям. Оно определяется общим состоянием дел, победами и достижениями, а также наличием нерешенных важных для коллектива проблем, неудовлетворенных запросов, других источников беспокойства и волнения. Настроение зависит также от общей моральной и эмоциональной устойчивости коллективной психологии, уровня психологической закалки и сплоченности личного состава.

Разумеется, весь объем сведений о психологии воинского коллектива в ограниченные сроки получить нелегко. Однако надо иметь в виду, что командир постепенно накапливает эти сведения, проверяет и уточняет их. Поэтому их задача — своевременно заметить положительные и отрицательные сдвиги в коллективной психологии, предвидеть возможность их появления. Важно не закрывать глаза на внутреннюю жизнь коллектива, не считать ее малозначимой или полностью изученной и понятной без особых усилий.

Так решается задача изучения коллектива. Однако изучение — это не самоцель, а получение исходных данных для эффективной организаторской и учебно-воспитательной работы, подъема коллективного сознания на более высокий уровень зрелости и боевитости.

Руководство коллективом — это прежде всего организаторская работа, главная цель которой состоит в том, чтобы добиться рационального применения моральных и физических сил воинов, направить их на выполнение конкретных учебных и боевых задач. Другая сторона руководства коллективом — это решение педагогических проблем, сплочение личного состава, развитие и укрепление его сознания, восстановление израсходованных резервов и умножение его боевых возможностей.

Организаторская работа является необходимым внутренним звеном всякой сложной деятельности, выполняемой усилиями многих людей. Ее следует рассматривать как часть совокупной деятельности коллектива, которая заключается в подготовке и обеспечении выполнения задачи, поставленной перед личным составом. В работе руководителя по организации конкретной деятельности его подчиненных выделяется несколько взаимосвязанных этапов.

Начинается процесс организации с подготовки и принятия решения о цели, содержании и способах действий всего коллектива и каждого отдельного непосредственно подчиненного исполнителя; ядром решения является способ выполнения полученной задачи, в силу чего его разработка выступает в качестве теоретического решения задачи. Важность этого этапа очевидна. В ряде случаев в качестве первого этапа может выступить утверждение предложений подчиненного о цели и характере его действий.

Содержанием второго этапа в организаторской деятельности является постановка задач (отдача приказа, распоряжения) исполнителям, вследствие чего решение руководителя становится собственным решением подчиненного и соответственно общеколлективным решением личного состава. Руководитель фактически управляет процессом выработки этого исполнительского решения, помогает воинам осознать полученную задачу, отнестись к ней с чувством ответственности, проявить инициативу, найти наиболее совершенный способ выполнения требований начальника. Цель будет достигнута, если: а) подчиненные поняли, что, где и как, в какие сроки они должны делать (цель и способ действий); б) в их сознании сформировались активные и нравственно зрелые мотивы предстоящей деятельности (чувство ответственности, гордости за порученное дело, решимость во что бы то ни стало выполнить приказ); в) подчиненные уверены в выполнении задачи, в успехе, в своих силах и в силах своих товарищей, не испытывают страха, растерянности и других негативных переживаний (психологическая готовность).

Третий этап организаторской деятельности представляет собой контроль и оперативное управление действиями подчиненных по выполнению поставленной им задачи. В это время могут выявиться неточности ранее принятого решения и прежде скрытые ошибки в уяснении его подчиненными. Решение может частично устареть в связи о изменениями в обстановке. Может неожиданно наметиться успех там, где раньше его вероятность была незначительной. Все это учитывается в процессе оперативного управления, и таким образом обеспечиваются координированная работа подчиненных, их взаимодействие, своевременное получение ими помощи и поддержки.

Последний, четвертый, этап в структуре организаторской деятельности имеет оценочно-педагогический характер, После того как задача выполнена, нужно разобраться в сделанном, выявить причины успехов и недостатков, оценить действительный вклад каждого из подчиненных в общий результат, поощрить отличившихся и извлечь поучительные уроки на будущее.

Описанными мероприятиями деятельность руководителя воинского коллектива далеко не исчерпывается. Существует целый ряд социально-психологических проблем, решение которых составляет вторую сторону руководящей деятельности, в которой особенно тесно взаимодействуют командиры. Основное направление этой работы — сплочение коллектива на основе патриотических идеалов, принципов морали, целей и задач воинской деятельности, поддержание его в состоянии высокой боевой готовности. Социально-психологический аспект этой работы представляет собой формирование нравственно здоровой системы социально-психологических явлений в воинском коллективе — общественного мнения, взаимоотношений, традиций и норм поведения, поддержание высокого морального состояния и укрепление воинской дисциплины, воспитание воинов в духе боевого коллективизма.

Руководство формированием общественного мнения предполагает опору на закономерности этого процесса. Надо иметь в виду, что общественное мнение по тому или иному вопросу может сформироваться и стихийно, без направляющего воздействия командира. Но в этом случае нет гарантии, что сложившееся таким путем мнение будет идеологически и нравственно выдержанным и сыграет положительную роль в деятельности воинов. Чтобы направить процесс формирования общественного мнения по нужному руслу, руководитель коллектива опирается на свою личную убежденность и знание существа дела, которое стало предметом обсуждения и выработки общей позиции. Он широко использует умение убеждать людей, учитывая степень их информированности и характер тех источников информации, из которых они получили первые сведения. Он учитывает ранее сформировавшиеся коллективные позиции по сходным вопросам и старается опереться на них, если они доказали свою целесообразность и действенность, или показать личному составу, к чему привело ошибочное мнение, имевшее место в прошлом.

Изучение накопленного опыта работы с личным составом показывает, что в руководстве процессом формирования коллективных мнений существует два основных подхода. Первый заключается в том, что руководитель коллектива предлагает воинам идею будущего коллективного мнения, разъясняет ее, аргументирует и убеждает в необходимости занять данную позицию. При втором подходе организуется коллективная дискуссия, с тем чтобы воины сами пришли к целесообразному совместному решению.

Этот второй подход имеет ряд особенностей. Несмотря на то что командиру подразделения может быть с самого начала ясно, какую позицию по данному вопросу должен занять коллектив, он лично не спешит предопределить ее. Руководитель дает подчиненным возможность широко рассмотреть поставленную проблему, поправляя дискуссию так, чтобы выделялись и привлекали внимание полезные мысли отдельных воинов, чтобы они наращивались идеями других и закреплялись в коллективной памяти. Такое подлинно коллективистское руководство формированием общественного мнения может осуществляться на собраниях личного состава, занятиях, диспутах, а также и в ходе повседневных встреч с воинами накоротке.

Точно так же нельзя пускать на самотек формирование межличностных отношений в подразделении. Основная задача — добиться неуклонного осуществления уставных норм общения воинов, принципов воинской вежливости и коллективизма. Общеколлективные интересы, задачи поддержания постоянной боевой готовности, повышения качества учебы должны стать руководящими принципами в отношениях между воинами, придать товариществу и дружбе деловой настрой. Улучшение взаимоотношений осуществляется путем развития коллективистского сознания каждого человека, путем обучения тому, как надо относиться друг к другу в условиях военной службы. Поучительным, как всегда, является личный пример командира. Здесь действует такое правило: как офицер относится к подчиненным, так и они относятся друг к другу.

В ряде случаев улучшение внутриколлективных отношений достигается изменением расстановки военнослужащих, характера контактов между ними, совершенствованием структуры коллектива. С самого начала службы молодому воину необходимо помочь найти свое место, ввести его в коллектив, задать правильный тон отношений к нему.

Следует решительно пресекать возможные попытки отдельных военнослужащих и микрогрупп претендовать на исключительное положение в системе внутриколлективных отношений. Такие попытки могут иметь место в условиях, когда тем или иным военнослужащим не удается утвердить себя в воинском мастерстве или когда достижения в службе не вызывают коллективного уважения. Имеют значение и те обиды, которые были, возможно, нанесены воину в прошлом, а также другие факторы, вызывающие напряженность внутриколлективной обстановки, нервозность, разрыв подлинно товарищеских контактов.

Процесс руководства коллективом включает также и влияние на образование и функционирование внутренних традиций. Сохранение и выработка новых традиций осуществляется с учетом того, что в группах людей свойственна тенденция к поиску и стабилизации целесообразной последовательности действий, предназначенных для решения тех вопросов, которые обычно возникают в жизни и деятельности этой группы и имеют периодически повторяющийся характер.

В процессе формирования и закрепления традиций выделяются такие этапы: 1) целенаправленный поиск или случайное обнаружение общественно значимого действия;

2) разъяснение этой значимости и выработка положительного отношения к нему; 3) поддержание инициативы и энтузиазма тех воинов, которые приняли идею новой традиции и стали ее сторонниками; 4) создание положительного эмоционального настроения в тех случаях, когда соблюдается новая традиция; 5) обеспечение высокоэффективных действий, положительных результатов деятельности как следствий новой традиции. Настойчивость руководителя, общественных органов коллектива быстро приводит к тому, что новая традиция становится элементом повседневной жизни коллектива и начинает оказывать мобилизующее и организующее влияние на личный состав.

Руководство коллективом предполагает формирование и поддержание бодрого, активного делового настроения подчиненных. Настроение воинского коллектива определяется общим оптимистическим настроением советских людей, их уверенностью в успехе коммунистического строительства. Повседневное настроение в коллективе зависит от тех внешних условий, в которых живут и действуют люди, и от внутренних факторов, например, таких, как перемены в самочувствии отдельных воинов. Большую роль играет умение офицера поднимать дух, снимать излишнюю напряженность, предупреждать и ликвидировать нежелательные конфликты, поддерживать и поощрять активность тех членов воинского коллектива, которые благоприятно воздействуют на настроение своих товарищей.

Эффективность руководящей деятельности офицера во многом связана с его здоровым нравственным авторитетом. Авторитет офицера — это характеристика его служебного и личного положения в коллективе. Он проявляется в высоких качествах взаимоотношений с подчиненными и усиливает влияние офицера на решение стоящих задач. Авторитет связан с военно-профессиональными и личностными качествами руководителя, с отношением подчиненных к нему, с их оценочными суждениями, общей морально-психологической атмосферой в коллективе, степенью сплоченности и показателями уровня боеготовности, дисциплины, боевой подготовки личного состава. В основе авторитета руководителя лежат реальные достоинства личности и того дела, которым он занимается.

Заметная роль в структуре авторитета принадлежит эмоциональным отношениям, симпатиям. Они также зависят от реальных достоинств руководителя, от их понимания подчиненными. Понятно, что в коллективе какая-то часть людей, например вновь прибывающие, первоначально относится к командиру, исходя из уже сложившегося в подразделении отношения к этим руководителям.

Борьба за авторитет — это целенаправленная деятельность по разъяснению личному составу значимости службы, роли руководства, мастерства, опыта и других качеств офицера. Борьба за авторитет — это постоянная работа командира (начальника) над собой, самовоспитание качеств, необходимых для обучения и воспитания воинов. Это создание в подразделении здорового эмоционального отклика на все начинания руководителя, предупреждение негативных реакции отдельных лиц или их коллективное осуждение. Вся эта сложная, важная и чрезвычайно нужная работа проводится командирами тем более успешно, чем в большей степени они учитывают ее социально-психологический аспект, чем квалифицированнее они опираются на знания военно-психологической науки.

С авторитетом офицера-руководителя связана и другая социально-психологическая реальность, которая пронизывает жизнь воинского коллектива. Речь идет о стиле руководства. Под стилем руководства понимают сложившийся и утвердившийся порядок действий руководителя. В стиль следует включать также меру соответствия руководящих действий общей цели деятельности и реальным возможностям людей. Наконец, стиль руководства характеризуется еще и тем, как он отражается в общественном мнении, настроении, оценках подчиненного коллектива и старших начальников. Разумеется, стиль всецело зависит от самого офицера-руководителя.

В каждом воинском коллективе имеется актив. Он является опорой командира, стержневым звеном системы руководства. Актив помогает командиру осуществлять боевое воспитание личного состава, направлять его усилия на выполнение стоящих задач, мобилизовать моральные силы коллектива. Если рассматривать актив в качестве элемента коллектива как системы, то легко выделить социально-психологические аспекты его функционирования: осуществление содержательной связи руководителя с членами коллектива, членов коллектива между собой; умножение силы психологического влияния руководителя на коллектив; накопление, анализ, систематизацию и оценку информации о положении дел в коллективе; стимулирование здоровых мнений, настроений, реакций и состояний коллектива; повышение дееспособности коллектива за счет мобилизации его духовных-сил.

Выполнение активом своих функций зависит от деловых качеств активистов, их нравственного облика, роли во внутриколлективной структуре, авторитета, активности, инициативы, способности понимать и выражать реальные нужды коллектива, влиять на общественное мнение, выдерживать равенство во взаимоотношениях. Командиры мобилизуют социально-психологические силы актива, используют их для оказания действенного влияния на коллектив посредством правильного подбора и расстановки людей, их регулярного инструктирования и учебы, предоставления возможности проявлять инициативу и творческое отношение к делу.

Повседневная жизнь подразделения, части включает учебный процесс, непрерывно осуществляемое воспитательное влияние на воинов, организованное руководство. Руководитель, воспитатель, учитель — эти роли в органическом единстве выполняет каждый командир, осуществляя воздействие на военнослужащего, на группу или через группу на каждого обучаемого, воспитуемого, руководимого воина. В любом случае имеют место выработка, накопление, сообщение, передача заранее подготовленной и организованной информации; ее восприятие, усвоение и выполнение соответствующих действий людьми или коллективами; коррекция, направление этих действий, последующая оценка и с ее учетом сообщение новой информации.

Вывод: В любой из названных областей повседневной деятельности командира, значительное место занимают ее социально-психологические аспекты. Если их не брать в расчет, то не может быть правильно понята и выполнена сама деятельность. Военная психология помогает офицеру полно представить позицию и обязательные функции руководителя, воспитателя, учителя; закономерности процесса передачи информации; содержание и особенности усвоения знаний; закономерности преднамеренно рассчитанных и вытекающих из знаний действий и поступков; процесс оценки действий по их внутренней психологической основе.

Командир проводят большую работу по укреплению воинской дисциплины, поддержанию уставного порядка. Ее результаты зависят от ряда социально-психологических факторов. Офицер должен знать и учитывать эти факторы. Дисциплинированное, уставное поведение или, наоборот, проступок могут быть мотивированы психологическим давлением, подражанием, внушением. Они могут вытекать из определенных мнений, настроении, реакций группы людей. Без понимания причин поступка или проступка невозможна сознательная, целенаправленная работа по воспитанию дисциплинированности у воинов, укреплению дисциплины, по предупреждению ее нарушений.

В повседневной жизни командирам и приходится решать такие социально-психологические проблемы, как перевоспитание верующих, борьба с дурными привычками, например с употреблением спиртного. И эта работа должна вестись с учетом соответствующих психологических механизмов и использования мер воспитательного воздействия: переубеждения, отвлечения, переключения, выработки новых потребностей.

Рассмотренные выше направления воспитательной работы непосредственно связаны с состоянием воина в обычное и военное время. Игнорирование вышеперечисленных аспектов ведёт к резкому ухудшению психического состояния воина в бою и значительному снижению эффективности его боевой деятельности. Для выполнения задач в условиях армии военнослужащие должны получить за время службы и такое воспитание, которое имеет особую, воинскую направленность. Вот это специфическое, связанное с формированием у личного состава Вооруженных Сил необходимых воинских качеств, и определяет сущность воинского воспитания, его место в общей системе подготовки вооруженных защитников Родины. Воинское воспитание представляет собой целенаправленную деятельность командиров и штабов по формированию у воинов духовных качеств, отражающих специфический характер нашей армии, ее задачи и предназначение. В единстве со всеми направлениями воспитания воинское воспитание развивает и формирует у воина качества, необходимые ему для защиты Отечества. В процессе воинского воспитания формируются такие качества, которые необходимы воинам всегда, но особенно при выполнении задач в боевых условиях. Это — стойкость, мужество, отвага. Так что командир играет огромную роль в воспитании и сплочении воинского коллектива. Хорошо известно, что успех любого подразделения, части (корабля) складывается из достижений каждого воина. Если воин служит небрежно, ленится, отстает в учебе, слабо изучает боевое оружие, то и в бою он может подвести товарищей и сам окажется в сложной ситуации.

Список использованной литературы

1. «Вопросы воинского воспитания», Сборник статей, Москва, Воениздат — 1985 г. , — 178 с.

2. «Проблемы воинского воспитания», Воениздат, Москва 1979 г. — 273 с.

3. «О долге и чести воинской в Российской Армии», Собрание материалов, документов и статей, Воениздат, Москва- 1990 г.

«История государства Российского», Изд. «Пламя», 1992 г. — 410с.

4. Зуев Ю. П. Уставные взаимоотношения: как они формируются. — М.: Воениздат, 1986.

5. Методика поэтапной профилактики неуставных взаимоотоношений в подразделениях. — М. :Воениздат, 1987.

6. Профилактика конфликтов на национальной основе (опыт, анализ, рекомендации).

— М.: Воениздат, 1991.

7. Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке», издательство «Советская школа», Киев — 1983 г. — 346 с.

8. «Основы безопасности жизнедеятельности», изд-во АСТ, М, М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, 2006 г.

9. Корсновский А.А. «История русской армии» М. 92 г.

10. Мессюр Вакар «Российские офицеры» М. 95 г.

11. Нравственные ос

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector