СИСТЕМА РАБОТЫ ТРЕНЕРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПОРТИВНОГО КОЛЛЕКТИВА

Введение 3

1. Роль тренера в формировании спортивного коллектива 5

1.1.Признаки коллектива и его отличие от группы 5

1.2.Коллектив и специфика его формирования тренером 7

1.3. Условия и факторы успешности формирования тренером коллектива 10

2. Экспериментальное изучение межличностных отношений в спортивном коллективе 17

2.1. Организация изучения межличностных отношений в коллективе 17

2.2. Изучение эмоциональных контактов в спортивном коллективе 22

Заключение 25

Список использованной литературы 26

Приложение 28

Введение

Педагогов-тренеров, по-прежнему, продолжает волновать проблема межличностных взаимоотношений спортсменов, которая не решена и требует дальнейших исследований.

Формирование социальных отношений в спортивных коллективах охватывает молодежь как специфическую социально-демографическую группу. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии, получение профессионального образования, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. За относительно короткий отрезок жизни представители этой возрастной группы переживают смену своего социально-демографического статуса несколько раз.

На современном этапе в нашей стране можно отметить возрождение ранее актуальных психолого-педагогических проблем командной подготовки в спорте.

Это требует особого внимания ученых для получения научной информации о причинах подъема общественного интереса к ранее актуальным проблемам психологии спорта, к спортивной педагогике как средству развития личности, сохранения и укрепления здоровья Нации.

Современный спорт с полным основанием может рассматриваться совместной коллективной деятельностью, включающей в себя весь спектр социально-педагогических и социально-психологических проблем общения, взаимовлияний, лидерства в малых группах, стилей и методов руководства коллективами и командами. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки высококвалифицированных спортсменов выражается прежде всего в слаженной организации совместной деятельности спортсменов в команде и их тренеров в учебно-тренировочном процессе и во время соревнований.

Отмеченная социально-педагогическая и психологическая специфика современного спорта делает чрезвычайно актуальной разработку путей и методов эффективного управления взаимоотношениями в спортивных коллективах и командах, формирования благоприятной “психологической атмосферы” спортивных команд.

23 стр., 11150 слов

Социально-психологический климат в спортивной команде

... спортсмена через благоприятный психологический микроклимат в команде. Большинство исследователей психологического микроклимата выделяют ряд психолого-педагогические факторов формирования психологического микроклимата в коллективе. В спортивном коллективе ... межличностных отношений в коллективе позволили по новому подойти к характеристике сущности социально-психологических явления в коллективе ...

Объект исследования: процесс формирования спортивного коллектива.

Предметом исследования является деятельность тренера по формированию спортивного коллектива.

Цель исследования: изучить систему работы тренера по развитию спортивного коллектива.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме курсового исследования;

2) выделить психолого-педагогические условия и факторы успешного формирования спортивного коллектива;

3) проанализировать методику работы конкретного тренера по формированию спортивного коллектива для выявления авторских методов и форм построения взаимодействия с коллективом.

1. Роль тренера в формировании спортивного коллектива

1.1.Признаки коллектива и его отличие от группы

Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам, главным из которых можно считать наличие общей цели у всех ее членов. Она может формироваться в результате взаимного влияния индивидуальных целей каждого, или задаваться извне, но всегда будет единой для всех, а не просто одинаковой, схожей. В последнем случае группа являлась бы уже не коллективом, а объединением, члены которого могут поддерживать между собой отношения типа контрактных или договорных в определенных границах правил поведения.

Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п. Такое психологическое признание делает возможным практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем сумма потенциалов каждого из его членов. Этому существует несколько причин

3 стр., 1210 слов

«Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»

Санкт-Петербургский Государственный Электротехнический университет «ЛЭТИ» Кафедра БЖД Отчёт По лабораторной работе №10 «Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации» Студент: Семёнов Ю.В. Еремеев А. Ларченко С. Группа: 1211 Факультет: ЭЛ Преподаватель: Санкт-Петербург, 2004г. Цель работы:исследование влияния параметров предъявления зрительной информации на характеристики ...

Во-первых, взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого человека в отдельности. Во-вторых, на его основе удается выполнить гораздо больший объем обычной работы вследствие разделения и специализации труда, и возникновения помимо воли участников духа соревнования, мобилизующего скрытые резервы и существенно повышающего интенсивность их деятельности. В-третьих, создаются условия успешно решить проблемы там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными членами группы.

Четвертым признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения, вступления или выхода из него, требованиях к физическому и моральному облику участников.

У каждого коллектива существует склонность к идеализации прошлого, представлению своей истории в наиболее выгодном свете, поддержанию традиций. Это формирует комплекс представлений о собственном превосходстве даже в какой-то узкой области, придает ему дополнительную силу, устойчивость, сплоченность, препятствует дезорганизации.

Элементами коллектива являются его участники, обладающие определенными личными чертами и особенностями, их цели, механизмы осуществления внутренних и внешних контактов и поддержания сплоченности.

Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека, которую трудно переоценить. В его рамках удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных; у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту; в своем коллективе он в первую очередь находит признание успехов и достижений.

В то же время, наряду с желанием быть в коллективе, люди хотят отличаться от других, оставаться индивидуальностями, достойными уважения, какими они есть.

Коллектив изменяет человека, ибо ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. В коллективе человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства своих членов, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству.

3 стр., 1311 слов

Схемы характеристики коллектива и личности

Приложение № 16 Примерная схема психолого-педагогическойхарактеристики личности ХАРАКТЕРИСТИКА ученика (фамилия, имя) __________________________ класса___________МОУ СОШ №______________ г._________________________ за_____________________ учебный год, составленная ________________________ I.Общие сведения об обучающемся: -Возраст, состояние здоровья и физического развития, их соответствие ...

В зависимости от характера самого коллектива его влияние на личность бывает как позитивным, так и негативным. Так, сплоченный, но не настроенный на конструктивное поведение коллектив, может разлагающе на нее влиять, вынуждать к антисоциальному поведению. В свою очередь человек также пытается воздействовать на коллектив, делать его более «удобным» для себя.

Результативность такого воздействия зависит от силы обеих сторон. Сильная личность может подчинить себе коллектив, в том числе и в результате конфликта с ним; слабая, наоборот, сама ему подчиняется и растворяется в нем, а последний берет взамен на себя заботу о ее бла……..

Список использованной литературы

1.Богданов В.А., Семёнов В.Е. Социальная психология. — Л.: «Издательство ЛГУ», 1980. — 216 с.

2.Бойко В.В., Волков И.П. Труд, контакт, эмоции. — М.: «Просвещение»,1980 — 186 с.

3.Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар, 1995. — С. 12-24.

4.Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры /Материалы к лекциям. — Л.: ВИФК, 2005, С. 133 — №5.

5.Загайнов Р.М. Психология в команде. — М.: «ФиС», 1984. — 144 с.

6.Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов н/Д: «Феникс», 1997. — 476 с.

7.Зотов Ю.И. Воспитание подростка в спортивном коллективе. — М., 1984. — 303 с.

8.Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсмена. — М: «ФиС», 1998. — 256 с.

9.Иванов И.П. Энциклопедия коллективно творческих дел. — М.: «Педагогика», 1989. — 206 с.

10. Келлер В.С. Деятельность спортсмена в вариативных конфликтных ситуациях. — М.: ФиС, 1991. — 184 с.

11.Коломейцев Ю.А. Взаимодействие в спортивной команде. — М: «АКАДЕМИЯ»,1984. — 315 с.

12.Кочетков Л.П. Управление футбольной командой. — М.: «Астрель», 2002. — 243 с.

10 стр., 4712 слов

Психология и педагогика 10

Психология и педагогика Алфавитка: Все ответы в алфавитном порядке: 45. А. Маслоу – создал пирамиду потребностей 92. Анализ результата обучения, проводимый преподавателем- аттестация 88. Анализ результатов в процессе обучения- аттестация 23. Адаптация – способность к гибким перестройкам и трансформации 24. Автор теории доминанты – Ухтомский 49. Адаптированость при кот-рой не развивается ни ...

13.Кретти Дж. Б. Психология в современном спорте. — М.: «ФиС», 1988. — 321 с.

14.Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. — Л., Изд. Ленинградского ун-та, 1967. — 173 с.

15.Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. — М., «Педагогика», 1972. — 334 с.

16.Мельникова В.М. Психология. — М.: «ФиС», 1987. — 367 с.

17.Мерлин В.С. Психология индивидуальности. — М: «Педагогика», 1996. — 253 с.

18.Найдиффер Р.М. Психология соревнующегося спортсмена. — М.: «ФиС», 1979. — 224 с.

19.Обозов Н.Н. Межличностные отношения. — Л.: Издательство ЛГУ, 1979. — 151 с.

20.Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. — М.: «Политиздат», 1986. -255 с.