Методика №2. Психологический климат коллектива

Цель:на основании ответов учащихся оценить различные проявления психологического климата в классе.

Ход проведения:Учащимся предлагается бланк для оценки психологического климата в классе и следующая инструкция:

«Перед вами бланк, на котором перечислены различные свойства психологического климата. Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашем классе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине.

Оценки:

3 свойство проявляется всегда,

2 свойство проявляется в большинстве случаев,

1 свойство проявляется нередко;

0 проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство

Обратите внимание, что свойства А и В противоположны по своему содержанию, поэтому в графе 3 («оценка») может быть обведена только одна цифра (1,2 или 3), которая стоит ближе либо к свойству А, либо к свойству В».

Для облегчения проведения опроса можно учащимся раздать бланки, на которых изображены только графы 1 и 3 данного бланка, а свойства психологического климата из граф 2 и 4 зачитывать вслух.

Обработка:

Сложить оценки левой стороны бланка (сумма А), затем сложить оценки правой стороны бланка (сумма В), найти их разность (С=А-В).

Если С<0, то, по мнению испытуемого, имеет место ярко выраженный неблагоприятный психологический климат Если С>25, то психологический климат благоприятен. Если С<25, то психологический климат неустойчиво благоприятен.

Далее следует рассчитать среднегрупповую оценку психологического климата по формуле:

.

;

Анализ проведения Методики №2 (психологический климат коллектива)

Полученное значение Сгрговорит о том, что психологический климат коллектива класса неустойчиво благоприятен.

Бланк для оценки психологического климата (методика №2)

Свойства психологического климата А

Оценка

Свойства психологического климата B

Преобладает добрый, жизнерадостный тон настроения

3

2

1

0

1

2

3

Преобладает подавленное настроение

    Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

    3

    2

    1

    0

    1

    2

    3

    Конфликтность в отношениях, антипатия

      В отношениях между группировками существует взаимное расположение, понимание

      3

      2

      1

      0

      1

      2

      3

      Группировки конфликтуют между собой

        Членам класса нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности

        3

        2

        1

        0

        1

        2

        3

        Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

          Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов класса

          3

          2

          1

          0

          1

          2

          3

          Успех или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство

            С уважением относятся к мнению других

            3

            2

            1

            0

            1

            2

            3

            Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей

              Достижения и неудачи класса переживаются как свои собственные

              3

              2

              1

              0

              1

              2

              3

              Достижения и неудачи класса не находят отклика у ее членов

                В трудные для класса дни происходит эмоциональное единение, «один за всех и все за одного»

                3

                2

                1

                0

                1

                2

                3

                В трудные дни класс «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения

                  Чувство гордости за группу, когда ее отмечает руководство

                  3

                  2

                  1

                  0

                  1

                  2

                  3

                  К похвалам и поощрениям класс относится равнодушно

                    Класс активна, полна энергии

                    3

                    2

                    1

                    0

                    1

                    2

                    3

                    Класс инертна, пассивна

                      Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе

                      3

                      2

                      1

                      0

                      1

                      2

                      3

                      Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность

                        В классе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту

                        3

                        2

                        1

                        0

                        1

                        2

                        3

                        Класс заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым

                          Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно

                          3

                          2

                          1

                          0

                          1

                          2

                          3

                          Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах

                          Методика №3. Определение уровня развития коллектива

                          Цель:на основе личных наблюдений за группой определить уровень развития коллектива класса.

                          Описания групп разного уровня развития

                          «Песчаная россыпь»самый низкий уровень развития класса. Вроде бы класс есть, но в то же самое время каждый человек сам по себе. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Причина: либо еще мало знают друг друга, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Нет твердого, авторитетного актива.

                          «Мягкая глина»в классе заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные: доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как его никто не поддерживает.

                          «Мерцающий маяк»формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой классе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В классе есть на кого оперетьсяактив. Класс отличается своей индивидуальностью. Но иногда она не может проявить настойчивость в преодолении трудностей. Некоторые члены класса не всегда подчиняются коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива. Проявление активности наблюдается всплескамида и то не у всех.

                          «Алый парус»здесь действуют по принципу «один за всех все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Есть надежный, авторитетный актив. К нему идут за советом, помощью. У большинства членов проявляется чувство гордости за свой коллектив, все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа интересуется, как обстоят дела в других классах, приходят им на помощь, если попросят. Хотя класс и сплочена, бывают моменты, когда она не может преодолеть трудности, совершает ошибки.

                          «Горящий факел»здесь хорошо проявляются все качества коллектива: тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Если кому-то трудно, если рядом класса, которым нужна поддержка, такой коллектив бескорыстно приходит на помощь, делает все, чтобы принести пользу людям.

                          Анализ проведения методики №3 (Определение уровня развития коллектива)

                          На основе личных наблюдений за взаимоотношениями в группе определено, что по уровню развития коллектив группы скорее всего можно назвать «Мерцающий маяк», т.к. соответствующие признаки проявляются наиболее полно и наиболее устойчивы на данном этапе.

                          «Мерцающий маяк»формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой классе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В классе есть на кого оперетьсяактив. Класс отличается своей индивидуальностью. Но иногда она не может проявить настойчивость в преодолении трудностей. Некоторые члены класса не всегда подчиняются коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива. Проявление активности наблюдается всплескамида и то не у всех.

                          Методика №4. Что важнее?

                          Цель:определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ).

                          Ход проведения: учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль поведения и деятельности (3, 7, 9, 12, 27), знания (2, 5, 14, 21, 32), качества ума (4, 20, 30, 24, 34), учебно-организаторские умения (8, 13, 15, 22, 26), отношение к товарищам (11, 17, 23, 29, 33), отношение к себе (10, 19, 28, 31, 35).

                          Школьники должны выбрать из этих 35 качеств только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной учебной работы.

                          Качества личности

                          Качества личности

                          1

                          Дисциплинированность

                          19

                          Требовательность к себе

                          2

                          Эрудированность

                          20

                          Критичность

                          3

                          Сознание общественного долга

                          21

                          Духовное богатство

                          4

                          Сообразительность

                          22

                          Умение объяснить задачу

                          5

                          Начитанность

                          23

                          Честность

                          6

                          Трудолюбие

                          24

                          Инициативность

                          7

                          Идейная убежденность

                          25

                          Внимательность

                          8

                          Умение контролировать работу

                          26

                          Ответственность

                          9

                          Моральная воспитанность

                          27

                          Принципиальность

                          10

                          Самокритичность

                          28

                          Самостоятельность

                          11

                          Отзывчивость

                          29

                          Общительность

                          12

                          Общественная активность

                          30

                          Рассудительность

                          13

                          Умение планировать работу

                          31

                          Скромность

                          14

                          Любознательность

                          32

                          Осведомленность

                          15

                          Умение работать с книгой

                          33

                          Справедливость

                          16

                          Целеустремленность

                          34

                          Оригинальность

                          17

                          Коллективизм

                          35

                          Уверенность в себе

                          18

                          Прилежание

                          Обработка полученных данных.

                          Учитель составляет матрицу таблицу. В ней в каждой строке отмечаются те пять номеров (качеств), которые выбрал данный ученик. Затем по столбцам подсчитывается количество выборов каждого качества. Коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихся класса (С), вычисляется по следующей формуле:

                          где — среднее число выборов, приходящееся на одно из пяти качеств личности, получившее максимальное число выборов,— среднее число выборов, приходящееся на одно из остальных качеств личности,N— число учащихся, принявших участие в эксперименте.

                          Иногда пользуются и другой, более простой формулой, которая может быть получена из приведенной путем некоторых преобразований:

                          где n— сумма выборов, приходящаяся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов,N— число учащихся, принявших участие в эксперименте.

                          С ≥ 0,5 считается высоким показателем и свидетельствует о том, что класс можно считать коллективом. Если 0,3 ≤ С < 0,5, то класс промежуточный по уровню развития ЦОЕ. Наконец, С ≤ 0,3 свидетельствует о недостаточном ЦОЕ и развитии класс как коллектива.

                          Если наиболее весомые качества принадлежат одной классе свойств, значит учащиеся связывают успех своей совме6стной деятельности с той сферой, которую эти качества характеризуют.

                          Анализ проведения Методики №4 (Что важнее)

                          С==0.4

                          Вывод: группа промежуточная по уровню развития ЦОЕ.

                          №№

                          Фамилия и имя

                          Качества личности

                          1

                          2

                          3

                          4

                          5

                          6

                          7

                          8

                          9

                          10

                          11

                          12

                          13

                          14

                          15

                          16

                          17

                          18

                          19

                          20

                          21

                          22

                          23

                          24

                          25

                          26

                          27

                          28

                          29

                          30

                          31

                          32

                          33

                          34

                          35

                          1

                          Амирова Рита

                          +

                          +

                          +

                          +

                          +

                          2

                          Байнова Яна

                          +

                          +

                          +

                          +

                          +

                          3

                          Бирковский Антон

                          +

                          +

                          +

                          +

                          +

                          4

                          Воробей Влад

                          +

                          +

                          +

                          +

                          +

                          5

                          Воробьёв Вадим

                          +

                          +

                          +

                          +

                          +

                          6

                          Городничая Анжела

                          +

                          +

                          +

                          +

                          +

                          7

                          Гришакова Лиза

                          +

                          +

                          +

                          +

                          +

                          8

                          Детковский Влад

                          +

                          +

                          +

                          +

                          +

                          9

                          Коклина Нина

                          +

                          +

                          +

                          +

                          +

                          10

                          Кондрачук Вадим

                          +

                          +

                          +

                          +

                          +

                          11

                          Макаревич Влад

                          +

                          +

                          +

                          +

                          +

                          12

                          Мартинович Никита

                          отсутствовал

                          13

                          Наливко Дима

                          +

                          +

                          +

                          +

                          +

                          14

                          Реут Виктория

                          отсутствовала

                          15

                          Рубан Алина

                          +

                          +

                          +

                          +

                          +

                          16

                          Хомец Денис

                          +

                          +

                          +

                          +

                          +

                          17

                          Чёрный Лёша

                          +

                          +

                          +

                          +

                          +

                          18

                          Чуб Ирина

                          +

                          +

                          +

                          +

                          +

                          19

                          Шматов Влад

                          +

                          +

                          +

                          +

                          +

                          20

                          Шороп Лёша

                          отсутствовал

                          21

                          Шульженко Игорь

                          +

                          +

                          +

                          +

                          +

                          22

                          Ясковец Ангелина

                          +

                          +

                          +

                          +

                          +

                          23

                          Чеменкова Диана

                          +

                          +

                          +

                          +

                          +

                          Всего выборов

                          14

                          1

                          1

                          4

                          9

                          6

                          3

                          0

                          5

                          0

                          2

                          1

                          3

                          8

                          3

                          2

                          0

                          4

                          3

                          0

                          0

                          0

                          1

                          0

                          2

                          4

                          4

                          8

                          2

                          3

                          1

                          1

                          2

                          0

                          5

                          Психолого-педагогическая характеристика коллектива учащихся

                          8Класса Число учащихся: 23 Время существования коллектива группы: 9 лет

                          В состав класса входят 10 девочек и 13 парней. Таким образом, преобладает количество лиц мужского пола. Возраст членов исследуемой группы колеблется от 14 до 15 лет.

                          Родители учащихся занимают различное социальное положение. Материальный достаток в семьях также различается.

                          Материально-техническая база школы находится на высоком уровне. Техническое состояние оборудования отличное.

                          За время существования класса произошло изменение его состава.

                          Социометричсская структура группы:

                          Число учащихся с высоким статусом: 10.

                          Число учащихся с низким статусом: 13.

                          Уровень благополучия межличностных отношений является средним.

                          Количество микрогрупп в классе 2.

                          В первую микрогруппу входят Амирова М.(староста класса),Байнова Я.,Реут В., Ясковец А.,Рубан А.,. Причина возникновения данной микрогруппы – общий интерес к учебе.

                          Вторая микрогруппа: Лидер данной микрогруппы –Макаревич В.«социометрическая звезда», имеет высокий статус в классе. На втором месте по лидерству —Шульженко Игорь и Городничая Анжела.Другие члены микрогруппы имеют низкий статус. Причина возникновения этой микрогруппы — общие интересы; а также в том, что ее некоторые члены живут в одном многоэтажном доме и хорошо знают друг друга.

                          Один учащийся попал в категорию «изолированные»- Бирковский Анон.. Возможная причина –переход из другой школы..

                          Наиболее влиятельной, авторитетной является вторая микрогруппа. Ее члены являются самыми уважаемыми в группе, так что их лидерство бесспорно. Это актив класса.

                          Имеет место эпизодическое соперничество первой и первой микрогрупп.

                          Психологический климат коллектива класса неустойчиво благоприятен. Преобладает бодрый тон, однако активность класса не особенно высока. В классе учащиеся чувствуют себя довольно уютно.

                          На основе личных наблюдений за взаимоотношениями в группе определено, что по уровню развития коллектив группы скорее всего можно назвать «Мерцающий маяк», т.к. соответствующие признаки проявляются наиболее полно и наиболее устойчивы на данном этапе.

                          «Мерцающий маяк»формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой классе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В классе есть на кого оперетьсяактив. Класс отличается своей индивидуальностью. Но иногда она не может проявить настойчивость в преодолении трудностей. Некоторые члены класса не всегда подчиняются коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива. Проявление активности наблюдается всплескамида и то не у всех.

                          Полученное значение Сгрговорит о том, что психологический климат коллектива класса неустойчиво благоприятен.

                          Успеваемость в классе в общем можно оценить на уровне «удовлетворительно» «хорошо». Класс более или менее дисциплинирован на занятиях. В общественно-полезной деятельности класс участвует довольно охотно.

                          Для увеличения сплоченности, активности класса следует больше вовлекать его в общественную деятельность, проводить коллективные дела, мероприятия, организуемые членами колектива. Потенциал для этого имеется.

                          МЕТОДИКА №5 «НАШ КЛАСС»

                          Методика предназначена для исследования личностных взаимоотношений в коллективе (классе).

                          Основополагающим методом исследования является тестирование (групповая форма).

                          Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

                          Инструкция: «Вам предлагается ответить на несколько вопросов о вашем классе. Возьмите лист бумаги и напишите с верху, фамилию и инициалы. Затем запишите колонку номеров от 1 до 8. Я буду читать вопрос, а вы отвечать на него (да) или (нет).

                          1. Есть ли у вас в классе настоящие друзья
                          2. Есть ли ученики, умеющие проявлять чуткость, понимание ваших жизненных трудностей
                          3. Есть ли в классе человек, который умеет организовать общее серьезное дело
                          4. Есть ли ученики, которые могут в трудные ситуации поднять ваше настроение
                          5. Есть ли в классе ученики, с которыми у вас враждебное отношение
                          6. Считаете, ли вы, что в классе есть ученики, которые болеют только за себя, не когда не посочувствуют другому
                          7. Есть ли в классе люди, склонные разрушать любое общее дело
                          8. Есть ли ученики, которые своим нытьем или постоянно плохим настроением портят ваше настроение

                          Ключ

                          Номер

                          Определение наличия в классе

                          Наличие баллов

                          +

                          Наличие баллов

                          1

                          2

                          3

                          4

                          5

                          6

                          7

                          8

                          Друзей

                          Альтруистического

                          Делового лидера

                          Эмоционального лидера

                          Неприятелей

                          Эгоистического лидера

                          Дезорганизатора дел

                          «Нытиков»

                          1

                          1

                          1

                          1

                          0

                          0

                          0

                          0

                          0

                          0

                          0

                          0

                          1

                          1

                          1

                          1

                          Анализ ответов позволяет определить лидерскую структуру класса, группировки, степень сплоченности ее членов, степень противоречивости отношений в классе. Чем больше положительных лидеров и меньше отрицательных, тем выше сплоченность и возможности самоорганизации, ниже степень противоречивости отношений, выше значимость и приемлемость класса для его членов. И наоборот, при наличии нескольких отрицательных лидеров ниже сплоченность и хуже самочувствие членов класса. Если положительных лидеров больше, то у класса есть шансы к развитию.

                          Обработка результатов.

                          1. Амирова Р. 8
                          2. Байнова Я. 4
                          3. Бирковский А. 8
                          4. Воробей В. 8
                          5. Воробьёв В. 8
                          6. Городничая А. 8
                          7. Гришакова Л. 8
                          8. ДетковскийВ. 8
                          9. Коклина Н. 4
                          10. Кондрачук В. 8
                          11. Макаревич В. 8
                          12. Мартинович Н. 8
                          13. Наливко Д. 8
                          14. Реут В. 8
                          15. Рубан А. 8
                          16. Хомец Д. 8
                          17. Чёрный Л. 8
                          18. Чуб И. 8
                          19. Шматов В. 8
                          20. Шороп Л. 8
                          21. Шульженко 8
                          22. Ясковец А. 8
                          23. Чеменкова Д. 8

                          Итого 9,1

                          Вывод:Так как средний критерий баллов равен 9,1, то больше положительных лидеров и меньше отрицательных, выше сплоченность и возможности самоорганизации, ниже степень противоречивости отношений, выше значимость и приемлемость класса для его членов.