влияние личностных особенностей членов рабочего коллектива на социально-психологическую совместимость в группе

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Описание методов исследования………………………………………..7

2. Анализ полученных данных……………………………………………20

3. Заключение. Выводы и рекомендации…………………………………24

Литература……………………………………………………………….…26

Приложение…………………………………………………………………27

Введение

Постановка проблемы: влияние личностных особенностей членов рабочего коллектива на социально-психологическую совместимость в группе.

Определение объекта и предмета исследования:

Объект – социально-психологическая совместимость

Предмет – личностные особенности членов коллектива

Предварительный теоретический анализ объекта исследования:

Социально-психологическая совместимость – совместимость в образовательном, возрастном и должностном уровнях.

Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как «социально-психологический климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат организации», «микроклимат» и др.

Когда ведут речь о социально-психологическом климате (СПК) коллектива, подразумевают следующее:

• совокупность социально-психологических характеристик группы;

• преобладающий и устойчивый психологический настрой коллектива;

• характер взаимоотношений в коллективе;

• интегральная характеристика состояния коллектива.

Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.

5 стр., 2268 слов

Психологическая экспертиза совместимости членов малых групп

... личность руководителя, квалификация и мастерство членов коллектива и их психологическая совместимость [255]. Первостепенное влияние на сплоченность всего коллектива оказывает руководитель. Очень важны его ... длительное время находиться вместе. Для проблемы психологической совместимости существенное значение имеют закономерности малых групп . Малой группой называют совокупность людей, объединенных в ...

Неблагоприятный СПК характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.

Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:

• уровень текучести кадров;

• производительность труда;

• качество продукции;

• количество прогулов и опозданий;

• количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов;

• выполнение работы в срок или с опозданием;

• аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием;

• частота перерывов в работе.

Руководитель может целенаправленно регулировать характер отношений в группе и влиять на СПК. Для этого необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на СПК.

Характеристика целей и задач:

Цель: изучение влияния личностных особенностей продавцов продовольственного магазина на их психологическую совместимость.

Задачи:

1) Изучить теоретическую и практическую литературу по теме исследования;

2) Экспериментальным путём изучить личностные особенности членов рабочего коллектива;

3) Провести межличностные особенности и выявить особенности межличностных особенностей в коллективе;

4) Проанализировать полученные данные и составить рекомендации по оптимизации межличностных отношений.

Интерпретация основных понятий

В широком смысле западные специалисты определяют социальную психологию как науку, изучающую (взаимо)зависимость поведения людей, определяемую фактом их взаимоотношений и взаимодействий- Поведенческая взаимозависимость означает, что поведение индивида изучается одновременно и как причина, и как результат поведения других людей. Причем другие люди могут быть в реальном контакте с данным индивидом, существовать в его воображении или просто предполагаться конкретной ситуацией.

К социальной совместимости можно отнести и профессиональную совместимость. Духовная близость, общность интересов бывает и у людей разных профессий, и в то же время ее может не оказаться у коллег, работающих в одном кабинете, за соседним столом. Но тем не менее, неодинаковость работы, профессии нередко приводит к несовпадению выходных, отпусков и т.д. Это может в какой-то мере сказаться на взаимоотношениях людей.

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

13 стр., 6420 слов

Тема 2. Группа как социально-психологический феномен

... корреляции, социального сравнения. Объяснения, даваемые поведению членов своей и противоборствующих групп. Типы атрибуций у членов групп большинства и меньшинства. "Концепции заговора" и ... контексте. Социально-психологическое изучение отражения реальных межгрупповых отношений в сознании людей. Структурные, динамические и содержательные характеристики межгруппового восприятия. Когнитивные процессы, ...

Формирование рабочей гипотезы

Социально-психологическая совместимость в коллективе зависит от личностных особенностей всех членов коллектива.

Определение плана исследования

1. Постановка проблемы

2. Определение объекта и предмета исследования

3. Предварительный теоретический анализ объекта исследования

4. Характеристика целей и задач

5. Интерпретация основных понятий

6. Формирование рабочей гипотезы

7. Определение плана исследования

8. Определение плана выборки

9. Описание методов сбора и обработки данных

10. Выводы. Рекомендации

Определение плана выборки

Выборка — часть субъектов, которая должна олицетворять собой всю совокупность субъектов. Исследователи должны разработать такой план составления выборки, благодаря которому отобранная совокупность отвечала бы задачам исследования.

Для того, чтобы выявить влияние личностных особенностей продавцов продовольственного магазина на их психологическую совместимость, мы решили провести социально-психологическое исследование на базе продовольственного магазина в п.Морки.

В нашем случае в исследовании приняли участие все члены рабочего коллектива магазина продовольственных товаров. Коллектив этого магазина состоит из 10-ти человек в возрасте от 23 до 30 лет, и все они дали добровольное согласие на участие в процедуре исследования.

1.Описание методов сбора и обработки данных

1. МЕТОД СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ (СОЦИОМЕТРИЯ)

Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод. Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Дж. Морено, ту первичную социально-психологическую структуру, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека.

Внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.

Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных отношений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентации участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например, структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

5 стр., 2394 слов

Исследование межличностных отношений в группе методом социометрии

... др. Одним из наиболее эффективных способов исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы является социометрия. Она представляет собой своеобразный способ количественной оценки межличностных отношений в группе. Термин «социометрия» происходит от латинского слова societas ...

Для социометрического исследования важно, чтобы любая структура неформального характера, хотим мы этого или нет, всегда в тех или иных отношениях проецировалась на формальную структуру, т.е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияла на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

Наиболее общей задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко в…

**************************************************************