Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра физиологии спорта и физической реабилитации
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой М.И.Бочаров ______________
«___»___________200__г.
ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ — ОСНОВЫ
ВОСТОЧНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
Для специальности 032101 – «Физическая культура и спорт», очная форма обучения
Курс: 5
Семестр: 9
Всего часов: 116
Лекций: 20
Практические занятия: 8
Лабораторные занятия: 30
Самостоятельная работа: 52
Индивидуальная работа: 6
Форма итогового контроля: экзамен
Сыктывкар 2008
Составлен
В соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 032101 – «Физическая культура и спорт»
ОДОБРЕНА УМК
Протокол №_____ от «___»_______200__г
Председатель УМК
______________________
Автор – Рэйляну Р.И., Рэйляну Н.В.
Пояснительная записка
В соответствии с государственным стандартом данная дисциплина входит в блок
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. №нед № темы Тема Примечания ...
... игры. Основные теории возникновения игры. Основные виды Игр. Функции Игры. Основные игровые формы культуры. Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.; Жигульский ... человек. М., 1994.;Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Дегуманизация искусства и другие работы: Сб. М., 1991. С. 40-228. Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. ...
(ОПД) общие профессиональные дисциплины – дисциплины специализации.
Основные требования к экзамену по данной дисциплине включают в себя знание теоретических разделов учебной дисциплины, обязательное выполнение практических (лабораторных) заданий, а также написание контрольных работ.
I. Организационно- методический раздел
Цель курса– ознакомить студентов с различными видами ВОС и их основными методами и средствами, применяемыми с лечебной и профилактической целью; научить будущих специалистов применять полученные знания в области ВОС в своей практической деятельности при разработке корригирующих, реабилитационных и оздоровительных программ.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника– программный материал курса тесно связан с циклом общепрфессиональных дисциплин: анатомией, физиологией, биомеханикой, гигиеной, спортивной медициной, теорией и методикой физической культуры. Знание принципов, методов и средств ВОС является важнейшим условием эффективной деятельности будущего специалиста по физической культуре и спорту при реализации на практике лечебно-восстановительных, профилактических, оздоровительных и корригирующих мероприятий.
При прохождении курса ВОС должны быть освоены следующие разделы программного материала:
- Теоретический разделпредполагает изучение различных видов ВОС, историю возникновения и развития, изучение их основных методов и средств;
- Практикумвключает в себя освоение методов коррекции и восстановления при различных функциональных отклонениях средствами ВОС, а так же ознакомление с деятельностью клубов и групп, практикующих ВОС.
- Самостоятельная работапредполагает индивидуальное совершенствование теоретических знаний и практических навыков;
- Контрольная работаявляется самостоятельным научным трудом, где студент демонстрирует умение работать с источниками, анализировать полученную информацию, Формулировать выводы.
основные знания, умения и навыки формируются в процессе обучения и контролируются после изучения определенного раздела курса ВОС.
Требования к уровню профессиональной подготовленности выпускников
Специалист по физической культуре и спорту в результате освоения курса ВОС должен знать:
историю развития, основные виды и стили ВОС, основные принципы и методы ВОС, их роль и место в общей системе физической культуры; показания и противопоказания к применению методов и средств ВОС, методики восстановления при наиболее распространенных заболеваниях и повреждениях; методы контроля в сфере ВОС;
Уметь: определять задания, режимы двигательной активности, составлять комплексы физических упражнений в сочетании с иными оздоровительными методиками ВОС; дозировать физические нагрузки, определять и оценивать эффективность средств ВОС.
Иметь навыки:
владеть основными видами, методиками ВОС; обладать навыками практического применения различных методик ВОС как для лиц с различной патологией, так и для практически здоровых;
II. Тематический план
№ |
Наименование тем |
Количество часов по учебному плану |
||||||
Макс. нагр. студ. (час) |
Аудиторная нагрузка |
Самостоятельная работа |
||||||
Всего |
В том числе |
|||||||
|
116 |
Лекции |
Семи -нар |
Практич. работа |
Лабораторная работа |
|||
1. |
Йога – жемчужина ВОС |
|
3,5 |
0,5 |
|
|
|
3 |
2. |
Йога в современном мире |
|
2,5 |
0,5 |
|
|
|
2 |
3. |
Хатха-йога. Гигиена в системе йогов. Шаткарма. |
|
8 |
1 |
|
2 |
2 |
3 |
4. |
Условия для занятий хатха-йогой. Базовые асаны. |
|
6 |
1 |
|
|
2 |
3 |
5. |
Пранаяма |
|
9,5 |
0,5 |
|
2 |
3 |
4 |
6. |
Управление жизненной энергией |
|
3,5 |
0,5 |
|
|
1 |
2 |
7. |
Релаксация и концентрация в йоге |
|
7 |
1 |
|
2 |
2 |
2 |
8. |
Цигун – тайное учение даосов |
|
7,5 |
2 |
|
2 |
0,5 |
3 |
9. |
Цигун в современном мире |
|
2 |
0,5 |
|
|
0,5 |
1 |
10 |
Условия для занятий цигун. Основные формы цигун и тайчи. |
|
7 |
3 |
|
|
2 |
2 |
11 |
Дыхание в цигун |
|
6 |
1 |
|
|
3 |
2 |
12 |
Управление жизненной энергией ци. |
|
4 |
1 |
|
|
1 |
2 |
13 |
Расслабление и концентрация в цигун |
|
4,5 |
0,5 |
|
|
2 |
2 |
14 |
Нерелигиозные философские аспекты в ВОС. Расширение сознания. |
|
1,5 |
0,5 |
|
|
|
1 |
15 |
Некоторые малоизвестные оздоровительные системы |
|
10 |
2 |
|
|
3 |
5 |
16 |
Традиционные виды массажа и самомассажа и иные способы воздействия на организм в ВОС |
|
7 |
1 |
|
|
3 |
3 |
17 |
ВОС при заболеваниях ОДА, дефектах осанки, сколиозе |
|
6 |
1 |
|
|
2 |
3 |
18 |
ВОС при заболеваниях органов кардио-респираторной системы |
|
5 |
1 |
|
|
1 |
3 |
19 |
ВОС при заболеваниях органов мочеполовой и эндокринной системы |
|
4,5 |
0,5 |
|
|
1 |
3 |
20 |
ВОС при заболеваниях нервной системы и психоневротических нарушениях |
|
5 |
1 |
|
|
1 |
3 |
III. Содержание курса Темы и их краткое содержание
1. ЙОГА — ЖЕМЧУЖИНА ВОС
Теоретический раздел.
История возникновения и развития Йоги. «Упанишады», «Бхагаватгита», «Веды», «Йога – дипика». Патанджали и «Йога-сутры». Восьмиступенчатый путь освоения йоги.
Самостоятельная работа. Изучение современных комментариев к классическим источникам знаний о йоге.
Основные знания. Студент должен знать названия и содержание классических трактатов о йоге, знать традиционную классификацию йоги, содержание и цель каждого из этапов изучения йоги.
2. ЙОГА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Теоретический раздел. Проникновение йоги на Запад. Величайшие учителя современной йоги. Основные школы современной хатха-йоги и авторские стили. Новейшие виды физической культуры на основе хатха-йоги. Йога-спорт.
Практикум.Разработка комплекса упражнений на основе хатха-йоги.
Самостоятельная работа. Характеристика основных школ современной хатха-йоги и их особенности. Характеристика новейших видов физической культуры на основе хатха-йоги.
Основные знания, умения и навыки.Студент должен знать основные школы современной йоги, имена их основателей и авторов методик, особенности и специфику применения различных стилей. Знать современные виды физической культуры, созданные на основе хатха-йоги. Уметь составлять комплексы упражнений на основе хатха-йоги. Иметь навыки демонстрации внедряемых комплексов.
3. ХАТХА-ЙОГА. ГИГИЕНА В СИСТЕМЕ ЙОГОВ. ШАТКАРМА.
Теоретический раздел.Определение, сущность хатха-йоги. Йога – как образ жизни: режим дня, питания, труда, отдыха, тренировок. Солнце, воздух, вода, половые отношения. Шаткарма – йогические техники очищения физического тела. Гигиена тела и окружающей среды.
Практикум.Составление примерного недельного плана, включающего режим дня, труда и отдыха, тренировок и примерного недельного рациона.
Самостоятельная работа. Анализ и характеристика классической хатха-йоги.
Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать содержание системы хатха-йоги, знать техники очищения организма и механизмы их воздействия. Уметь подбирать и самостоятельно составлять примерный режим дня и питания для занимающихся йогой с учетом индивидуальных особенностей. Иметь навыки применения йога-практики.
4. УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ХАТХА-ЙОГОЙ. БАЗОВЫЕ АСАНЫ.
Теоретический раздел. Гигиенические требования к месту проведения урока йоги. Одежда для занятий. Психологический настрой. Структура построения урока йоги. Особенности выполнения асан и их отличие от ОРУ и ЛФК. Правила выполнения асан. Общие и частные противопоказания. Классификация асан. Основные (базовые) асаны, их терапевтическое воздействие на организм.
Практикум.Разработка и проведение урока йоги для начального уровня с использованием базовых асан.
Самостоятельная работа. Освоение простейших вариаций базовых асан, учитывая правила их выполнения и противопоказания.
Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать методику проведения урока йоги. Уметь подбирать и составлять комплексы упражнений для проведения урока йоги начального уровня, оценивать их эффективность. Уметь подбирать асаны с учетом показаний и противопоказаний. Иметь навыки техник безопасного применения асан.
5. ПРАНАЯМА.
Теоретический раздел. Пранаяма – наука о дыхании. Значение правильного дыхания во время выполнения асан. Прана. Полное дыхание йогов. Задержки дыхания, их физиологическое воздействие. Основные пранаямы. Ритмическое дыхание. Маленькие пранаямы. Особенности выполнения пранаямы. Терапевтическое воздействие пранаямы .
Практикум.Разработка и проведение комплексов дыхательных упражнений Анализ содержания комплексов.
Самостоятельная работа.Пранаяма при заболеваниях органов кардио-респираторной системы.
Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать механизмы лечебного воздействия дыхательных упражнений. Уметь подбирать и самостоятельно составлять комплексы дыхательной гимнастики для использования их в рамках урока йоги. Владеть навыками проведения индивидуальных и групповых занятий.
6. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИЕЙ.
Теоретический раздел. Асана как энергетическая модель тонкого тела. Нади — энергетические каналы на теле человека. Чакры, мудры, мантры, янтры. Кундалини-йога. Целительные внутренние силы. Контроль непроизвольных функций организма.
Самостоятельная работа. Механизмы влияния техник Кундалини-йоги. Анализ техники.
Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать основные техники энергетических практик йоги. Знать названия, назначение, расположение энергетических центров и каналов. Уметь применять мудры и мантры в практике йоги.
7. РЕЛАКСАЦИЯ И КОНЦЕНТРАЦИЯ В ЙОГЕ.
Теоретический раздел. Йога-нидра – расслабление физическое и психическое. Значение релаксации в йоге и в повседневной жизни. Основные техники релаксации, терапевтическое воздействие йога-нидры. Концентрация внимания в йоге. Основные техники концентрации внимания.
Практикум. Освоение основной техники йога-нидры, проведение процедуры релаксации.
Самостоятельная работа.Йога-нидра как метод восстановительной терапии.
Основные знания, умения и навыки.Студент должен знать механизмы лечебного воздействия релаксации. Уметь подбирать расслабляющие упражнения. Владеть навыками проведения занятий.
8. ЦИГУН – ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ ДАОСОВ.
Теоретический раздел. Многогранная система УШУ. История возникновения, развития и распространения УШУ по Юго-Восточной Азии. Тайчи и Цигун в системе Ушу.
Самостоятельная работа.Характеристика техник Тайчи и Цигун.
Основные знания и умения. Студент должен знать историю и структуру системы Ушу, место Цигун в системе Ушу. Уметь выделять особенности техники Тайчи и Цигун.
9. ЦИГУН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Теоретический раздел. Актуальность Тайчи и Цигун на Западе. Основные стили Цигун. Сущность цигун – управление ци. Родство и отличие йоги и цигун.
Самостоятельная работа.Анализ техники цигун. Анализ основных стилей цигун, особенности техники.
Основные знания. Студент должен знать основные стили цигун, особенности техники этих стилей.
10. УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ЦИГУН. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ТАЙЧИ И ЦИГУН.
Теоретический раздел. Режим тренировок. Гигиенические требования к месту проведения занятий цигун, одежда и обувь для занятий. Правила выполнения упражнений, показания и противопоказания. Основные комплексы цигун и тайчи, их терапевтическое воздействие на организм человека.
Практикум.Составление комплекса цигун для лиц с психоневротическими нарушениями.
Самостоятельная работа. Цигун как метод восстановительной терапии. Ознакомление с работой клубов или групп, практикующих цигун.
Основные знания, умения и навыки.Студент должен знать особенности применения цигун в оздоровительных целях. Уметь подбирать и самостоятельно составлять комплексы цигун для регулирования различных функций, учитывая противопоказания и правила безопасного выполнения упражнений. Иметь навыки проведения некоторых форм Цигун.
11. ДЫХАНИЕ В ЦИГУН.
Теоретический раздел.Значение правильного дыхания во время выполнения упражнений. Сочетание формы и дыхания. Дыхание и энергетические точки. Специальные дыхательные упражнения с произнесением звуков. Их терапевтическое воздействие на организм.
Практикум.Составление и проведение урока дыхательной гимнастики цигун.
Самостоятельная работа.Целительные звуки для здоровья внутренних органов.
Основные знания, умения и навыки.Студент должен знать особенности правильного дыхания во время выполнения комплексов цигун и тайчи. Знать технику выполнения специальных дыхательных упражнений Цигун. Уметь самостоятельно подбирать упражнения и составлять комплекс дыхательной гимнастики цигун с учетом индивидуальных особенностей занимающегося. Иметь навыки проведения урока дыхательной гимнастики.
12. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИЕЙ ЦИ.
Теоретический раздел. Система каналов, меридианов и энергетических точек. Дань-тянь – море ци. Концепция Инь-Ян энергий. Теория о полых и плотных органах. Теория о пяти первоэлементах. «Тройной обогреватель». «Три сокровища». Налаживание нормального тока ци при помощи упражнений цигун и тайчи.
Самостоятельная работа. Анализ основных теорий и концепций традиционной китайской медицины, применяемых в цигун.
Основные знания и умения. Студент должен знать теории и концепции, применяемые в Цигун. Уметь выделять основные биологически-активные точки и каналы, используемые в цигун для регуляции нормального течения жизненной энергии ци.
13. РАССЛАБЛЕНИЕ И КОНЦЕНТРАЦИЯ В ЦИГУН.
Теоретический раздел. Расслабленность и сила. Концентрация на внутреннем состоянии во время выполнения комплексов цигун. «Состояние цигун». «Стояние столбом» или «Стоять, обнимая дерево» — основная техника для концентрации внимания.
Практикум. Освоение техники «Стояние столбом».
Самостоятельная работа. Изучение и анализ такого явления, как непроизвольные движения во время практики «Стояния столбом».
Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать основные техники концентрации внимания во время выполнения упражнений для достижения «состояния цигун». Уметь своевременно давать практические рекомендации технического и волевого выполнения техники «Стояние столбом». Владеть основной техникой концентрации «Стояние столбом».
14. НЕРЕЛИГИОЗНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ВОС. РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ.
Теоретический раздел. Отношение Христианства, Русской православной церкви к системе йоги. Понимание смысла жизни, места человека в мире. Душа., Эго. Истинное «Я». Сознание и разум. Единство материи, энергии, сознания.
Самостоятельная работа. Анализ отношения к телу различных религий мира.
Основные знания. Студент должен знать основные философские понятия йоги, знать базовые постулаты основных религий мира.
15. НЕКОТОРЫЕ МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ.
Теоретический раздел. Шин-шин-тойцу-до (японская система динамической медитации).
Дарума-тайсо («Неваляшка» — гимнастика самураев).
Тенсегрити (система восстановления и накопления энергии индейцев Южной Америки).
Самостоятельная работа. Анализ техники некоторых восстановительных систем народов мира.
Основные знания и умения. Студент должен знать теоретические основы малоизвестных восстановительных техник. Уметь внедрять различные элементы малоизвестных оздоровительных систем в общую практику учителя физической культуры, инструктора по ЛФК и тренера.
16. ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ МАССАЖА, САМОМАССАЖА И ИНЫЕ СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ В ВОС.
Теоретический раздел. Точечный массаж в китайской и индийской медицине. Индийский рефлекторный массаж. Самомассажный комплекс «Бадуан-цзин». Тайландский массаж (тай-йога массаж).
Рэйки (бесконтактный массаж).
Иглоукалывание, прижигание, суджок. Арома-, цвето-, свето-, музыкотерапия в комплексах ВОС. Основные принципы традиционной восточной медицины.
Практикум. Ознакомление с различными техниками массажа, освоение некоторых приемов массажа и самомассажа.
Самостоятельная работа.Изучение принципа «Тридоша» в Аюрведической медицине.
Основные знания, умения, навыки. Студент должен знать различные способы акупунктурного воздействия на организм в ВОС, различные техники массажа и самомасажа. Владеть навыками некоторых массажных и самомассажных техник. Уметь применять музыку, ароматы и проч. в комплексном воздействии на организм в соответствии с индивидуальными потребностями.
17. ВОС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОДА, ДЕФЕКТАХ ОСАНКИ, СКОЛИОЗЕ.
Теоретический раздел. Механизмы оздоровительно-реабилитационного воздействия ВОС при травмах ОДА. Особенности уроков ВОС при повреждении мягких тканей, при переломах костей, при повреждениях позвоночника и суставов, при дефектах осанки.
Практикум.Разработка комплекса упражнений ВОС для лиц с различными повреждениями ОДА. Его проведение (индивидуальная или групповая форма), анализ содержания комплекса и оценка качества проведения урока ВОС.
Самостоятельная работа. Характеристика упражнений и особенности их применения при травмах и заболеваниях ОДА.
Основные знания, умения и навыки.Студент должен знать методы реабилитации и восстановления средствами ВОС, механизмы лечебного воздействия ВОС. Уметь подбирать и самостоятельно составлять комплексы упражнений ВОС, оценивать эффективность их применения. Владеть навыками проведения урока ВОС для лиц с заболеваниями ОДА, с дефектами осанки.
18. ВОС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ КАРДИО-РЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ.
Теоретический раздел. Показания и противопоказания для занятий ВОС и особенности применения некоторых упражнений при заболеваниях ССС. Механизмы лечебного воздействия дыхательных упражнений при заболеваниях органов дыхания. Особенности методик ВОС при отдельных заболеваниях органов дыхания.
Практикум.Разработка и проведение урока ВОС для лиц с различными патологиями кардиоваскулярной системы. Разработка и проведение комплексов дыхательных упражнений для лиц с нарушениями дыхательной функции. Анализ содержания комплексов.
Самостоятельная работа. Оздоровление и реабилитация лиц с патологиями кардио-респираторной системы (КРС) при помощи ВОС.
Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать методику проведения занятия ВОС для лиц с нарушениями КРС. Уметь подбирать и составлять комплексы упражнений для проведения урока ВОС, ориентированного на лиц с патологиями КРС, оценивать их эффективность. Владеть навыками проведения занятий ВОС для лиц с патологиями КРС.
19. ВОС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ МОЧЕПОЛОВОЙ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМ.
Теоретический раздел. Механизмы лечебного действия ВОС и методика проведения занятия ВОС при заболеваниях органов мочеполовой сферы, эндокринных желез и расстройствах обмена веществ.
Практикум. Составление комплекса упражнений ВОС для лиц с заболеваниями органов мочеполовой системы, эндокринных желез и расстройствами обменных процессов, его проведение. Анализ содержания комплекса.
Самостоятельная работа. Методики ВОС при заболеваниях органов мочеполовой системы, эндокринных желез, расстройствах обменных процессов. Механизмы их воздействия.
Основные знания, умения и навыки.Студент должен знать механизмы лечебного воздействия ВОС при заболеваниях органов мочеполовой и эндокринной системы. Уметь составлять комплексы упражнений ВОС для лиц с заболеваниями органов этих систем и расстройствами обмена веществ. Владеть навыками проведения занятий.
20. ВОС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ПСИХОНЕВРОТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЯХ
Теоретический раздел. Задачи и особенности ВОС, механизмы их лечебного действия при заболеваниях нервной системы. Особенности методики проведения урока ВОС для лиц с психоневротическими нарушениями.
Практикум.Составление и проведение комплекса упражнений для лиц с заболеваниями нервной системы, для лиц с психоневротическими нарушениями.
Самостоятельная работа.ВОС при функциональных заболеваниях ЦНС. Особенности методик ВОС, характеристика упражнений: идеомоторных, пассивных, упражнений с помощью и с сопротивлением. ВОС при психоневротических нарушениях. Особенности методики проведения урока ВОС: идеомоторная, аутогенная тренировка, медитация, ароматерапия, музыкотерапия, свето- и цветотерапия.
Основные знания, умения и навыки. Студент должен, знать особенности их применения для лиц с заболеваниями нервной системы и психоэмоциональными нарушениями. Уметь подбирать и самостоятельно составлять комплексы упражнений. Владеть навыками проведения занятий.
IV. Тематика контрольных работ
- «Йога-сутры» Патанджали и другие классические источники знаний о йоге.
- Основные школы хатха-йоги.
- Йога как образ жизни.
- Шаткарма . Чистота – залог здоровья.
- Гигиена тела, духа и окружающей среды в системе йоги.
- Базовые асаны хатха-йоги.
- Пранаяма – наука о дыхании.
- Хатха-йога.Содержание, значение, цель.
- Раджа-йога. Содержание, значение, цель.
- Чакры, мантры, мудры, янтры, бандхи, асаны.
- Кундалини-йога.
- Йога-нидра.
- Медитация как метод восстановительной терапии.
- Яма и нияма – морально-этические основы йоги.
- История происхождения и развития Ушу.
- Основные стили тайчи и цигун.
- Цигун – искусство управления ци. «Три сокровища»
- Терапевтическое воздействие цигун на организм человека.
- Физиологические и эзотерические эффекты на занятиях цигун.
- Дыхательные упражнения в цигун. Целительные звуки для здоровья внутренних органов.
- Основные теории и концепции цигун: теория У-Син (пять первоэлементов), концепция о полых и плотных органах, теория Инь-Ян энергий, Концепция Цзин-Ло (о каналах, меридианах и биологически-активных точках).
- «Бадуан – цзин» («Восемь отрезов парчи»).
- Методы различных ВОС в едином оздоровительном комплексе.
- Малоизвестные целительные практики народов мира.
- Акупунктурный массаж, иглоукалывание, прижигание.
- Использование ароматов, музыки, цвета, света, минералов в оздоровительных комплексах.
- Аюрведа. Основные принципы оздоровления и лечения.
- Индийский рефлекторный массаж.
- Тайландский лечебный массаж (тай-йога массаж).
- Рэйки.
- Применение йоги при различных отклонениях морфо-функционального состояния организма.
- Применение цигун при различных морфо-функциональных отклонениях организма.
- Современные виды физической культуры, разработанные на основе хатха-йоги.
V. Основной перечень вопросов к экзамену
1. История возникновения и развития йоги. Роль Махариши Патанджали в истории йоги.
2. Классификация йоги по Патанджали. Содержание и назначение ступеней освоения йоги.
3. Проникновение йоги на Запад. Величайшие учителя современной йоги.
4. Основные школы современной йоги. Авторские стили.
5. Новейшие виды физической культуры на основе хатха-йоги. Йога-спорт.
6. Хатха-йога. Её место в восьмеричном пути освоения йоги. Содержание, цель, значение.
7. Яма и Нияма – морально-этичекие основы йоги.
8. Образ жизни по йоге.
9. Шаткарма – чистота физического тела.
10. Раджа-йога.
11. Чакра, мантра, мудра, янтра, бандха, асана.
12. Кундалини-йога.
13. Йога-нидра. Основная техника.
14. Медитация как метод восстановительной терапии.
15. Гигиена питания в йога-практике.
16. Гигиена физического тела и окружающей среды в практике йоги.
17. Требования, предъявляемые к месту и одежде для занятий йогой.
18. Общие и частные противопоказания к занятиям хатха-йогой.
19. Структура урока йоги.
20. Отличие асан от ОРУ и ЛФК.
21. Правила выполнения упражнений в хатха-йоге.
22. Классификация асан в хатха-йоге.
23. Базовые асаны.
24. Терапевтическое воздействие асаны.
25. Аштанга-виньяса-йога. Особенности стиля.
26. Айенгар-йога. Особенности стиля.
27. Вини-йога. Особенности стиля.
28. Шивананда-йога. Особенности стиля.
29. Бихарская школа йоги.
30. Пранаяма. Прана.
31. Значение правильного дыхания во время выполнения асан.
32. Полное дыхание йогов.
33. Бандха – задержка дыхания в пранаяме. Терапевтическое воздействие.
34. Ритмическое дыхание. Терапевтическое воздействие.
35. Основные пранаямы. Их воздействие на организм.
36. Чакры и основные энергетические каналы на теле человека.
37. Контроль непроизвольных функций организма.
38. Возникновение, развитие, и распространение Ушу в Юго-Восточной Азии.
39. Цигун и Тайчи в системе Ушу.
40. Основные стили Цигун.
41. Цигун и йога. Сходство и отличие.
42. Показания и противопоказания к занятиям цигун.
43. Условия для занятий цигун.
44. Правила выполнения упражнений цигун.
45. Терапевтическое воздействие цигун.
46. Правильное дыхание во время выполнения упражнений цигун.
47. Сочетание формы и дыхания в цигун.
48. Основные энергетические центры и точки на теле человека.
49. «Целительные звуки» — специальные дыхательные упражнения цигун.
50. Физиологические и эзотерические эффекты при занятиях цигун.
51. Основные теории и концепции цигун.
52. Цигун – искусство управления ци. « Три сокровища».
53. Теория У-Син о пяти первоэлементах.
54. Концепция о полых и плотных органах.
55. Теория Инь-Ян.
56. Концепция Цзин-Ло о каналах, меридианах и биологически-активных точках.
57. Комплекс «Бадуан-Цзин».
58. Акупунктурное воздействие в ВОС.
59. Аюрведа и китайская традиционная медицина. Основные принципы оздоровления и сохранения здоровья.
60. Индийский рефлекторный массаж.
61. Тайландский лечебный массаж.
62. Рэйки.
63. «Тройной обогреватель».
64. ВОС при заболеваниях ОДА.
65. ВОС при дефектах осанки и сколиозе.
66. ВОС при заболеваниях органов кардио-респираторной системы.
67. ВОС при заболеваниях органов мочеполовой и эндокринной системы.
68. ВОС при заболеваниях нервной системы и психо-невротических нарушениях.
69. Йога для детей. Особенности практики.
70. Йога для беременных и в послеродовой период. Особенности практики.
71. Оздоровительные практики народов мира.
72. Использование цигун в профилактике и комплексном лечении заболеваний функциональных систем и органов. Восстановление работоспособности.
73. Методы из различных ВОС в едином оздоровительном комплексе.
74. Применение ароматов, музыки, цвета, света на занятиях ВОС.
75. Смысл жизни с точки зрения философии йоги.
VI. Учебно-методическое обеспечение курса
Основная литература
- Васичкин В.И.Справочник по массажу. Л.: Медицина, 1991. 192 с.
- Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии / Гаваа Лувсан. М.: Наука, 576 с.
- Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: Учеб. пособие. М.: Фаир-Пресс, 2001. 512 с.
- Милюкова И.В., Евдокимова Т.А.Полная энциклопедия лечебной гимнастики. – С-Пб.: Сова, 2003. 512 с.
- Погосян М.М.Лечебный массаж:Учебник. Изд. 2-е, испр. – М.: Советский спорт, 2004. 568 с.
- Учебникинструктора по лечебной физической культуре / Под ред. Правосудова В.П. – М.: ФиС, 1980. 415 с.
- Физическая реабилитация: Учебник для инст-ов физ культуры / Под ред. Попова С.Н. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 608 с.
Дополнительная литература
- Айенгар Б.К.С. Свет жизни: йога / Айенгар Б.К.С. М.: Фэшн Букс, 2007. 224 с.
- Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации. Н.Новгород.: Деком, 2008. 496с.
- Бутримов В.А. Оздоровительный Цигун. Путь для начинающих и ищущих. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 208с.
- Дуглас Б.Тайцзи и цигун./пер. с англ.М.: АСТ:Астрель, 2005. 363с.
- Дэйви Х.Е. Японская йога, Ростов н/Д, Феникс, 2005. 208с.
- Задорожников К. Бадуан-Цзин. Севастополь: МИПМ, 1999.
- Иванов Ю.М.Йога и психотренинг / Иванов Ю.М. М.: Лесинвест, 1990. 287 с.
- И-Шен. Здоровье из поднебесной: «парчовые» упражнения: начинаем с нуля. СПб.: Вектор, 2006. 108 с.
- И-Шен.Здоровье из поднебесной: Рэйки: начинаем с нуля. СПб.: Вектор, 2006. 112 с.
- Кацман Ш.Цигун:как сохранить молодость./ пер. с англ. М.: АСТ:Астрель, 2005. 248с.
- Кирк М.,Бун Б.Хатха-йога в иллюстациях. СПб.: Диля, 2005. 240 с.
- Корси Э.Настоящий тайландский лечебный массаж. СПб.: Диля, 2006. 106 с.
- Лин В.Восемь упражнений Цигун. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
- Лин В.Цигун для начинающих. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 128с.
- Николаева М.В. Основные школы хатха-йоги. Спб.: Азбука-классика, 2007.320с.
- Пирсон Дж.Новая книга по медитации: поэтапное руководство по традиционной практике / Пирсон Дж., пер. с англ. Григорьевой Н. М.: Фаир-Пресс, 2006. 160 с.
- Свами Сатьянанда Сарасвати, Свами Мухтибодхананда Сарасвати.Хатха-йога прадипика / пер. с англ. Липатова А. Минск: Ведантамала, 2007. 664 с.
- Узижень М., Богачихин М.М. Цигун: история, теория, практика. М.: София, 2003.
- Фроли Д.Йога от А до Я. Практика асан с позиции аюрведы / Фроли Д. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 320 с.
- Чапмен Д.Йога. Классические асаны / пер. с англ. Смуровой О. М.: Эксмо, 2005. 208 с.
- Joga journal // Юнайтед пресс, 2006-2008.
Содержание
-
I. Организационно-методический раздел……………………………………………..
4
П. Распределение часов по видам работы……………………………………………
5
III. Содержание курса………………………………………………………………….
6
IV. Тематика рефератов и контрольных работ………………………………………
10
V. Перечень вопросов к экзаменам……………………………………………………
11
VI. Учебно-методическое обеспечение курса………………………………………..
13
13