Учебно-методический комплекс 3

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра физиологии спорта и физической реабилитации

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой М.И.Бочаров ______________

«___»___________200__г.

ДИСЦИПЛИНЫ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ — ОСНОВЫ

ВОСТОЧНЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Для специальности 032101 – «Физическая культура и спорт», очная форма обучения

Курс: 5

Семестр: 9

Всего часов: 116

Лекций: 20

Практические занятия: 8

Лабораторные занятия: 30

Самостоятельная работа: 52

Индивидуальная работа: 6

Форма итогового контроля: экзамен

Сыктывкар 2008

Составлен

В соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 032101 – «Физическая культура и спорт»

ОДОБРЕНА УМК

Протокол №_____ от «___»_______200__г

Председатель УМК

______________________

Автор – Рэйляну Р.И., Рэйляну Н.В.

Пояснительная записка

В соответствии с государственным стандартом данная дисциплина входит в блок

8 стр., 3960 слов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. №нед № темы Тема Примечания ...

... игры. Основные теории возникновения игры. Основные виды Игр. Функции Игры. Основные игровые формы культуры. Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.; Жигульский ... человек. М., 1994.;Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Дегуманизация искусства и другие работы: Сб. М., 1991. С. 40-228. Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. ...

(ОПД) общие профессиональные дисциплины – дисциплины специализации.

Основные требования к экзамену по данной дисциплине включают в себя знание теоретических разделов учебной дисциплины, обязательное выполнение практических (лабораторных) заданий, а также написание контрольных работ.

I. Организационно- методический раздел

Цель курса– ознакомить студентов с различными видами ВОС и их основными методами и средствами, применяемыми с лечебной и профилактической целью; научить будущих специалистов применять полученные знания в области ВОС в своей практической деятельности при разработке корригирующих, реабилитационных и оздоровительных программ.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника– программный материал курса тесно связан с циклом общепрфессиональных дисциплин: анатомией, физиологией, биомеханикой, гигиеной, спортивной медициной, теорией и методикой физической культуры. Знание принципов, методов и средств ВОС является важнейшим условием эффективной деятельности будущего специалиста по физической культуре и спорту при реализации на практике лечебно-восстановительных, профилактических, оздоровительных и корригирующих мероприятий.

При прохождении курса ВОС должны быть освоены следующие разделы программного материала:

  1. Теоретический разделпредполагает изучение различных видов ВОС, историю возникновения и развития, изучение их основных методов и средств;
  2. Практикумвключает в себя освоение методов коррекции и восстановления при различных функциональных отклонениях средствами ВОС, а так же ознакомление с деятельностью клубов и групп, практикующих ВОС.
  3. Самостоятельная работапредполагает индивидуальное совершенствование теоретических знаний и практических навыков;
  4. Контрольная работаявляется самостоятельным научным трудом, где студент демонстрирует умение работать с источниками, анализировать полученную информацию, Формулировать выводы.

основные знания, умения и навыки формируются в процессе обучения и контролируются после изучения определенного раздела курса ВОС.

Требования к уровню профессиональной подготовленности выпускников

Специалист по физической культуре и спорту в результате освоения курса ВОС должен знать:

историю развития, основные виды и стили ВОС, основные принципы и методы ВОС, их роль и место в общей системе физической культуры; показания и противопоказания к применению методов и средств ВОС, методики восстановления при наиболее распространенных заболеваниях и повреждениях; методы контроля в сфере ВОС;

Уметь: определять задания, режимы двигательной активности, составлять комплексы физических упражнений в сочетании с иными оздоровительными методиками ВОС; дозировать физические нагрузки, определять и оценивать эффективность средств ВОС.

Иметь навыки:

владеть основными видами, методиками ВОС; обладать навыками практического применения различных методик ВОС как для лиц с различной патологией, так и для практически здоровых;

II. Тематический план

Наименование тем

Количество часов по учебному плану

Макс. нагр. студ.

(час)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная

работа

Всего

В том числе

116

Лекции

Семи -нар

Практич. работа

Лабораторная

работа

1.

Йога – жемчужина ВОС

3,5

0,5

3

2.

Йога в современном мире

2,5

0,5

2

3.

Хатха-йога. Гигиена в системе йогов. Шаткарма.

8

1

2

2

3

4.

Условия для занятий хатха-йогой. Базовые асаны.

6

1

2

3

5.

Пранаяма

9,5

0,5

2

3

4

6.

Управление жизненной энергией

3,5

0,5

1

2

7.

Релаксация и концентрация в йоге

7

1

2

2

2

8.

Цигун – тайное учение даосов

7,5

2

2

0,5

3

9.

Цигун в современном мире

2

0,5

0,5

1

10

Условия для занятий цигун. Основные формы цигун и тайчи.

7

3

2

2

11

Дыхание в цигун

6

1

3

2

12

Управление жизненной энергией ци.

4

1

1

2

13

Расслабление и концентрация в цигун

4,5

0,5

2

2

14

Нерелигиозные философские аспекты в ВОС. Расширение сознания.

1,5

0,5

1

15

Некоторые малоизвестные оздоровительные системы

10

2

3

5

16

Традиционные виды массажа и самомассажа и иные способы воздействия на организм в ВОС

7

1

3

3

17

ВОС при заболеваниях ОДА, дефектах осанки, сколиозе

6

1

2

3

18

ВОС при заболеваниях органов кардио-респираторной системы

5

1

1

3

19

ВОС при заболеваниях органов мочеполовой и эндокринной системы

4,5

0,5

1

3

20

ВОС при заболеваниях нервной системы и психоневротических нарушениях

5

1

1

3

III. Содержание курса Темы и их краткое содержание

1. ЙОГА — ЖЕМЧУЖИНА ВОС

Теоретический раздел.

История возникновения и развития Йоги. «Упанишады», «Бхагаватгита», «Веды», «Йога – дипика». Патанджали и «Йога-сутры». Восьмиступенчатый путь освоения йоги.

Самостоятельная работа. Изучение современных комментариев к классическим источникам знаний о йоге.

Основные знания. Студент должен знать названия и содержание классических трактатов о йоге, знать традиционную классификацию йоги, содержание и цель каждого из этапов изучения йоги.

2. ЙОГА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Теоретический раздел. Проникновение йоги на Запад. Величайшие учителя современной йоги. Основные школы современной хатха-йоги и авторские стили. Новейшие виды физической культуры на основе хатха-йоги. Йога-спорт.

Практикум.Разработка комплекса упражнений на основе хатха-йоги.

Самостоятельная работа. Характеристика основных школ современной хатха-йоги и их особенности. Характеристика новейших видов физической культуры на основе хатха-йоги.

Основные знания, умения и навыки.Студент должен знать основные школы современной йоги, имена их основателей и авторов методик, особенности и специфику применения различных стилей. Знать современные виды физической культуры, созданные на основе хатха-йоги. Уметь составлять комплексы упражнений на основе хатха-йоги. Иметь навыки демонстрации внедряемых комплексов.

3. ХАТХА-ЙОГА. ГИГИЕНА В СИСТЕМЕ ЙОГОВ. ШАТКАРМА.

Теоретический раздел.Определение, сущность хатха-йоги. Йога – как образ жизни: режим дня, питания, труда, отдыха, тренировок. Солнце, воздух, вода, половые отношения. Шаткарма – йогические техники очищения физического тела. Гигиена тела и окружающей среды.

Практикум.Составление примерного недельного плана, включающего режим дня, труда и отдыха, тренировок и примерного недельного рациона.

Самостоятельная работа. Анализ и характеристика классической хатха-йоги.

Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать содержание системы хатха-йоги, знать техники очищения организма и механизмы их воздействия. Уметь подбирать и самостоятельно составлять примерный режим дня и питания для занимающихся йогой с учетом индивидуальных особенностей. Иметь навыки применения йога-практики.

4. УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ХАТХА-ЙОГОЙ. БАЗОВЫЕ АСАНЫ.

Теоретический раздел. Гигиенические требования к месту проведения урока йоги. Одежда для занятий. Психологический настрой. Структура построения урока йоги. Особенности выполнения асан и их отличие от ОРУ и ЛФК. Правила выполнения асан. Общие и частные противопоказания. Классификация асан. Основные (базовые) асаны, их терапевтическое воздействие на организм.

Практикум.Разработка и проведение урока йоги для начального уровня с использованием базовых асан.

Самостоятельная работа. Освоение простейших вариаций базовых асан, учитывая правила их выполнения и противопоказания.

Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать методику проведения урока йоги. Уметь подбирать и составлять комплексы упражнений для проведения урока йоги начального уровня, оценивать их эффективность. Уметь подбирать асаны с учетом показаний и противопоказаний. Иметь навыки техник безопасного применения асан.

5. ПРАНАЯМА.

Теоретический раздел. Пранаяма – наука о дыхании. Значение правильного дыхания во время выполнения асан. Прана. Полное дыхание йогов. Задержки дыхания, их физиологическое воздействие. Основные пранаямы. Ритмическое дыхание. Маленькие пранаямы. Особенности выполнения пранаямы. Терапевтическое воздействие пранаямы .

Практикум.Разработка и проведение комплексов дыхательных упражнений Анализ содержания комплексов.

Самостоятельная работа.Пранаяма при заболеваниях органов кардио-респираторной системы.

Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать механизмы лечебного воздействия дыхательных упражнений. Уметь подбирать и самостоятельно составлять комплексы дыхательной гимнастики для использования их в рамках урока йоги. Владеть навыками проведения индивидуальных и групповых занятий.

6. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИЕЙ.

Теоретический раздел. Асана как энергетическая модель тонкого тела. Нади — энергетические каналы на теле человека. Чакры, мудры, мантры, янтры. Кундалини-йога. Целительные внутренние силы. Контроль непроизвольных функций организма.

Самостоятельная работа. Механизмы влияния техник Кундалини-йоги. Анализ техники.

Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать основные техники энергетических практик йоги. Знать названия, назначение, расположение энергетических центров и каналов. Уметь применять мудры и мантры в практике йоги.

7. РЕЛАКСАЦИЯ И КОНЦЕНТРАЦИЯ В ЙОГЕ.

Теоретический раздел. Йога-нидра – расслабление физическое и психическое. Значение релаксации в йоге и в повседневной жизни. Основные техники релаксации, терапевтическое воздействие йога-нидры. Концентрация внимания в йоге. Основные техники концентрации внимания.

Практикум. Освоение основной техники йога-нидры, проведение процедуры релаксации.

Самостоятельная работа.Йога-нидра как метод восстановительной терапии.

Основные знания, умения и навыки.Студент должен знать механизмы лечебного воздействия релаксации. Уметь подбирать расслабляющие упражнения. Владеть навыками проведения занятий.

8. ЦИГУН – ТАЙНОЕ УЧЕНИЕ ДАОСОВ.

Теоретический раздел. Многогранная система УШУ. История возникновения, развития и распространения УШУ по Юго-Восточной Азии. Тайчи и Цигун в системе Ушу.

Самостоятельная работа.Характеристика техник Тайчи и Цигун.

Основные знания и умения. Студент должен знать историю и структуру системы Ушу, место Цигун в системе Ушу. Уметь выделять особенности техники Тайчи и Цигун.

9. ЦИГУН В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Теоретический раздел. Актуальность Тайчи и Цигун на Западе. Основные стили Цигун. Сущность цигун – управление ци. Родство и отличие йоги и цигун.

Самостоятельная работа.Анализ техники цигун. Анализ основных стилей цигун, особенности техники.

Основные знания. Студент должен знать основные стили цигун, особенности техники этих стилей.

10. УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ЦИГУН. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ТАЙЧИ И ЦИГУН.

Теоретический раздел. Режим тренировок. Гигиенические требования к месту проведения занятий цигун, одежда и обувь для занятий. Правила выполнения упражнений, показания и противопоказания. Основные комплексы цигун и тайчи, их терапевтическое воздействие на организм человека.

Практикум.Составление комплекса цигун для лиц с психоневротическими нарушениями.

Самостоятельная работа. Цигун как метод восстановительной терапии. Ознакомление с работой клубов или групп, практикующих цигун.

Основные знания, умения и навыки.Студент должен знать особенности применения цигун в оздоровительных целях. Уметь подбирать и самостоятельно составлять комплексы цигун для регулирования различных функций, учитывая противопоказания и правила безопасного выполнения упражнений. Иметь навыки проведения некоторых форм Цигун.

11. ДЫХАНИЕ В ЦИГУН.

Теоретический раздел.Значение правильного дыхания во время выполнения упражнений. Сочетание формы и дыхания. Дыхание и энергетические точки. Специальные дыхательные упражнения с произнесением звуков. Их терапевтическое воздействие на организм.

Практикум.Составление и проведение урока дыхательной гимнастики цигун.

Самостоятельная работа.Целительные звуки для здоровья внутренних органов.

Основные знания, умения и навыки.Студент должен знать особенности правильного дыхания во время выполнения комплексов цигун и тайчи. Знать технику выполнения специальных дыхательных упражнений Цигун. Уметь самостоятельно подбирать упражнения и составлять комплекс дыхательной гимнастики цигун с учетом индивидуальных особенностей занимающегося. Иметь навыки проведения урока дыхательной гимнастики.

12. УПРАВЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОЙ ЭНЕРГИЕЙ ЦИ.

Теоретический раздел. Система каналов, меридианов и энергетических точек. Дань-тянь – море ци. Концепция Инь-Ян энергий. Теория о полых и плотных органах. Теория о пяти первоэлементах. «Тройной обогреватель». «Три сокровища». Налаживание нормального тока ци при помощи упражнений цигун и тайчи.

Самостоятельная работа. Анализ основных теорий и концепций традиционной китайской медицины, применяемых в цигун.

Основные знания и умения. Студент должен знать теории и концепции, применяемые в Цигун. Уметь выделять основные биологически-активные точки и каналы, используемые в цигун для регуляции нормального течения жизненной энергии ци.

13. РАССЛАБЛЕНИЕ И КОНЦЕНТРАЦИЯ В ЦИГУН.

Теоретический раздел. Расслабленность и сила. Концентрация на внутреннем состоянии во время выполнения комплексов цигун. «Состояние цигун». «Стояние столбом» или «Стоять, обнимая дерево» — основная техника для концентрации внимания.

Практикум. Освоение техники «Стояние столбом».

Самостоятельная работа. Изучение и анализ такого явления, как непроизвольные движения во время практики «Стояния столбом».

Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать основные техники концентрации внимания во время выполнения упражнений для достижения «состояния цигун». Уметь своевременно давать практические рекомендации технического и волевого выполнения техники «Стояние столбом». Владеть основной техникой концентрации «Стояние столбом».

14. НЕРЕЛИГИОЗНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ВОС. РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ.

Теоретический раздел. Отношение Христианства, Русской православной церкви к системе йоги. Понимание смысла жизни, места человека в мире. Душа., Эго. Истинное «Я». Сознание и разум. Единство материи, энергии, сознания.

Самостоятельная работа. Анализ отношения к телу различных религий мира.

Основные знания. Студент должен знать основные философские понятия йоги, знать базовые постулаты основных религий мира.

15. НЕКОТОРЫЕ МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ.

Теоретический раздел. Шин-шин-тойцу-до (японская система динамической медитации).

Дарума-тайсо («Неваляшка» — гимнастика самураев).

Тенсегрити (система восстановления и накопления энергии индейцев Южной Америки).

Самостоятельная работа. Анализ техники некоторых восстановительных систем народов мира.

Основные знания и умения. Студент должен знать теоретические основы малоизвестных восстановительных техник. Уметь внедрять различные элементы малоизвестных оздоровительных систем в общую практику учителя физической культуры, инструктора по ЛФК и тренера.

16. ТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ МАССАЖА, САМОМАССАЖА И ИНЫЕ СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ В ВОС.

Теоретический раздел. Точечный массаж в китайской и индийской медицине. Индийский рефлекторный массаж. Самомассажный комплекс «Бадуан-цзин». Тайландский массаж (тай-йога массаж).

Рэйки (бесконтактный массаж).

Иглоукалывание, прижигание, суджок. Арома-, цвето-, свето-, музыкотерапия в комплексах ВОС. Основные принципы традиционной восточной медицины.

Практикум. Ознакомление с различными техниками массажа, освоение некоторых приемов массажа и самомассажа.

Самостоятельная работа.Изучение принципа «Тридоша» в Аюрведической медицине.

Основные знания, умения, навыки. Студент должен знать различные способы акупунктурного воздействия на организм в ВОС, различные техники массажа и самомасажа. Владеть навыками некоторых массажных и самомассажных техник. Уметь применять музыку, ароматы и проч. в комплексном воздействии на организм в соответствии с индивидуальными потребностями.

17. ВОС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОДА, ДЕФЕКТАХ ОСАНКИ, СКОЛИОЗЕ.

Теоретический раздел. Механизмы оздоровительно-реабилитационного воздействия ВОС при травмах ОДА. Особенности уроков ВОС при повреждении мягких тканей, при переломах костей, при повреждениях позвоночника и суставов, при дефектах осанки.

Практикум.Разработка комплекса упражнений ВОС для лиц с различными повреждениями ОДА. Его проведение (индивидуальная или групповая форма), анализ содержания комплекса и оценка качества проведения урока ВОС.

Самостоятельная работа. Характеристика упражнений и особенности их применения при травмах и заболеваниях ОДА.

Основные знания, умения и навыки.Студент должен знать методы реабилитации и восстановления средствами ВОС, механизмы лечебного воздействия ВОС. Уметь подбирать и самостоятельно составлять комплексы упражнений ВОС, оценивать эффективность их применения. Владеть навыками проведения урока ВОС для лиц с заболеваниями ОДА, с дефектами осанки.

18. ВОС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ КАРДИО-РЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ.

Теоретический раздел. Показания и противопоказания для занятий ВОС и особенности применения некоторых упражнений при заболеваниях ССС. Механизмы лечебного воздействия дыхательных упражнений при заболеваниях органов дыхания. Особенности методик ВОС при отдельных заболеваниях органов дыхания.

Практикум.Разработка и проведение урока ВОС для лиц с различными патологиями кардиоваскулярной системы. Разработка и проведение комплексов дыхательных упражнений для лиц с нарушениями дыхательной функции. Анализ содержания комплексов.

Самостоятельная работа. Оздоровление и реабилитация лиц с патологиями кардио-респираторной системы (КРС) при помощи ВОС.

Основные знания, умения и навыки. Студент должен знать методику проведения занятия ВОС для лиц с нарушениями КРС. Уметь подбирать и составлять комплексы упражнений для проведения урока ВОС, ориентированного на лиц с патологиями КРС, оценивать их эффективность. Владеть навыками проведения занятий ВОС для лиц с патологиями КРС.

19. ВОС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ МОЧЕПОЛОВОЙ И ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМ.

Теоретический раздел. Механизмы лечебного действия ВОС и методика проведения занятия ВОС при заболеваниях органов мочеполовой сферы, эндокринных желез и расстройствах обмена веществ.

Практикум. Составление комплекса упражнений ВОС для лиц с заболеваниями органов мочеполовой системы, эндокринных желез и расстройствами обменных процессов, его проведение. Анализ содержания комплекса.

Самостоятельная работа. Методики ВОС при заболеваниях органов мочеполовой системы, эндокринных желез, расстройствах обменных процессов. Механизмы их воздействия.

Основные знания, умения и навыки.Студент должен знать механизмы лечебного воздействия ВОС при заболеваниях органов мочеполовой и эндокринной системы. Уметь составлять комплексы упражнений ВОС для лиц с заболеваниями органов этих систем и расстройствами обмена веществ. Владеть навыками проведения занятий.

20. ВОС ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ПСИХОНЕВРОТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЯХ

Теоретический раздел. Задачи и особенности ВОС, механизмы их лечебного действия при заболеваниях нервной системы. Особенности методики проведения урока ВОС для лиц с психоневротическими нарушениями.

Практикум.Составление и проведение комплекса упражнений для лиц с заболеваниями нервной системы, для лиц с психоневротическими нарушениями.

Самостоятельная работа.ВОС при функциональных заболеваниях ЦНС. Особенности методик ВОС, характеристика упражнений: идеомоторных, пассивных, упражнений с помощью и с сопротивлением. ВОС при психоневротических нарушениях. Особенности методики проведения урока ВОС: идеомоторная, аутогенная тренировка, медитация, ароматерапия, музыкотерапия, свето- и цветотерапия.

Основные знания, умения и навыки. Студент должен, знать особенности их применения для лиц с заболеваниями нервной системы и психоэмоциональными нарушениями. Уметь подбирать и самостоятельно составлять комплексы упражнений. Владеть навыками проведения занятий.

IV. Тематика контрольных работ

  1. «Йога-сутры» Патанджали и другие классические источники знаний о йоге.
  2. Основные школы хатха-йоги.
  3. Йога как образ жизни.
  4. Шаткарма . Чистота – залог здоровья.
  5. Гигиена тела, духа и окружающей среды в системе йоги.
  6. Базовые асаны хатха-йоги.
  7. Пранаяма – наука о дыхании.
  8. Хатха-йога.Содержание, значение, цель.
  9. Раджа-йога. Содержание, значение, цель.
  10. Чакры, мантры, мудры, янтры, бандхи, асаны.
  11. Кундалини-йога.
  12. Йога-нидра.
  13. Медитация как метод восстановительной терапии.
  14. Яма и нияма – морально-этические основы йоги.
  15. История происхождения и развития Ушу.
  16. Основные стили тайчи и цигун.
  17. Цигун – искусство управления ци. «Три сокровища»
  18. Терапевтическое воздействие цигун на организм человека.
  19. Физиологические и эзотерические эффекты на занятиях цигун.
  20. Дыхательные упражнения в цигун. Целительные звуки для здоровья внутренних органов.
  21. Основные теории и концепции цигун: теория У-Син (пять первоэлементов), концепция о полых и плотных органах, теория Инь-Ян энергий, Концепция Цзин-Ло (о каналах, меридианах и биологически-активных точках).
  22. «Бадуан – цзин» («Восемь отрезов парчи»).
  23. Методы различных ВОС в едином оздоровительном комплексе.
  24. Малоизвестные целительные практики народов мира.
  25. Акупунктурный массаж, иглоукалывание, прижигание.
  26. Использование ароматов, музыки, цвета, света, минералов в оздоровительных комплексах.
  27. Аюрведа. Основные принципы оздоровления и лечения.
  28. Индийский рефлекторный массаж.
  29. Тайландский лечебный массаж (тай-йога массаж).
  30. Рэйки.
  31. Применение йоги при различных отклонениях морфо-функционального состояния организма.
  32. Применение цигун при различных морфо-функциональных отклонениях организма.
  33. Современные виды физической культуры, разработанные на основе хатха-йоги.

V. Основной перечень вопросов к экзамену

1. История возникновения и развития йоги. Роль Махариши Патанджали в истории йоги.

2. Классификация йоги по Патанджали. Содержание и назначение ступеней освоения йоги.

3. Проникновение йоги на Запад. Величайшие учителя современной йоги.

4. Основные школы современной йоги. Авторские стили.

5. Новейшие виды физической культуры на основе хатха-йоги. Йога-спорт.

6. Хатха-йога. Её место в восьмеричном пути освоения йоги. Содержание, цель, значение.

7. Яма и Нияма – морально-этичекие основы йоги.

8. Образ жизни по йоге.

9. Шаткарма – чистота физического тела.

10. Раджа-йога.

11. Чакра, мантра, мудра, янтра, бандха, асана.

12. Кундалини-йога.

13. Йога-нидра. Основная техника.

14. Медитация как метод восстановительной терапии.

15. Гигиена питания в йога-практике.

16. Гигиена физического тела и окружающей среды в практике йоги.

17. Требования, предъявляемые к месту и одежде для занятий йогой.

18. Общие и частные противопоказания к занятиям хатха-йогой.

19. Структура урока йоги.

20. Отличие асан от ОРУ и ЛФК.

21. Правила выполнения упражнений в хатха-йоге.

22. Классификация асан в хатха-йоге.

23. Базовые асаны.

24. Терапевтическое воздействие асаны.

25. Аштанга-виньяса-йога. Особенности стиля.

26. Айенгар-йога. Особенности стиля.

27. Вини-йога. Особенности стиля.

28. Шивананда-йога. Особенности стиля.

29. Бихарская школа йоги.

30. Пранаяма. Прана.

31. Значение правильного дыхания во время выполнения асан.

32. Полное дыхание йогов.

33. Бандха – задержка дыхания в пранаяме. Терапевтическое воздействие.

34. Ритмическое дыхание. Терапевтическое воздействие.

35. Основные пранаямы. Их воздействие на организм.

36. Чакры и основные энергетические каналы на теле человека.

37. Контроль непроизвольных функций организма.

38. Возникновение, развитие, и распространение Ушу в Юго-Восточной Азии.

39. Цигун и Тайчи в системе Ушу.

40. Основные стили Цигун.

41. Цигун и йога. Сходство и отличие.

42. Показания и противопоказания к занятиям цигун.

43. Условия для занятий цигун.

44. Правила выполнения упражнений цигун.

45. Терапевтическое воздействие цигун.

46. Правильное дыхание во время выполнения упражнений цигун.

47. Сочетание формы и дыхания в цигун.

48. Основные энергетические центры и точки на теле человека.

49. «Целительные звуки» — специальные дыхательные упражнения цигун.

50. Физиологические и эзотерические эффекты при занятиях цигун.

51. Основные теории и концепции цигун.

52. Цигун – искусство управления ци. « Три сокровища».

53. Теория У-Син о пяти первоэлементах.

54. Концепция о полых и плотных органах.

55. Теория Инь-Ян.

56. Концепция Цзин-Ло о каналах, меридианах и биологически-активных точках.

57. Комплекс «Бадуан-Цзин».

58. Акупунктурное воздействие в ВОС.

59. Аюрведа и китайская традиционная медицина. Основные принципы оздоровления и сохранения здоровья.

60. Индийский рефлекторный массаж.

61. Тайландский лечебный массаж.

62. Рэйки.

63. «Тройной обогреватель».

64. ВОС при заболеваниях ОДА.

65. ВОС при дефектах осанки и сколиозе.

66. ВОС при заболеваниях органов кардио-респираторной системы.

67. ВОС при заболеваниях органов мочеполовой и эндокринной системы.

68. ВОС при заболеваниях нервной системы и психо-невротических нарушениях.

69. Йога для детей. Особенности практики.

70. Йога для беременных и в послеродовой период. Особенности практики.

71. Оздоровительные практики народов мира.

72. Использование цигун в профилактике и комплексном лечении заболеваний функциональных систем и органов. Восстановление работоспособности.

73. Методы из различных ВОС в едином оздоровительном комплексе.

74. Применение ароматов, музыки, цвета, света на занятиях ВОС.

75. Смысл жизни с точки зрения философии йоги.

VI. Учебно-методическое обеспечение курса

Основная литература

  1. Васичкин В.И.Справочник по массажу. Л.: Медицина, 1991. 192 с.
  2. Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии / Гаваа Лувсан. М.: Наука, 576 с.
  3. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: Учеб. пособие. М.: Фаир-Пресс, 2001. 512 с.
  4. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А.Полная энциклопедия лечебной гимнастики. – С-Пб.: Сова, 2003. 512 с.
  5. Погосян М.М.Лечебный массаж:Учебник. Изд. 2-е, испр. – М.: Советский спорт, 2004. 568 с.
  6. Учебникинструктора по лечебной физической культуре / Под ред. Правосудова В.П. – М.: ФиС, 1980. 415 с.
  7. Физическая реабилитация: Учебник для инст-ов физ культуры / Под ред. Попова С.Н. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 608 с.

Дополнительная литература

  1. Айенгар Б.К.С. Свет жизни: йога / Айенгар Б.К.С. М.: Фэшн Букс, 2007. 224 с.
  2. Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации. Н.Новгород.: Деком, 2008. 496с.
  3. Бутримов В.А. Оздоровительный Цигун. Путь для начинающих и ищущих. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 208с.
  4. Дуглас Б.Тайцзи и цигун./пер. с англ.М.: АСТ:Астрель, 2005. 363с.
  5. Дэйви Х.Е. Японская йога, Ростов н/Д, Феникс, 2005. 208с.
  6. Задорожников К. Бадуан-Цзин. Севастополь: МИПМ, 1999.
  7. Иванов Ю.М.Йога и психотренинг / Иванов Ю.М. М.: Лесинвест, 1990. 287 с.
  8. И-Шен. Здоровье из поднебесной: «парчовые» упражнения: начинаем с нуля. СПб.: Вектор, 2006. 108 с.
  9. И-Шен.Здоровье из поднебесной: Рэйки: начинаем с нуля. СПб.: Вектор, 2006. 112 с.
  10. Кацман Ш.Цигун:как сохранить молодость./ пер. с англ. М.: АСТ:Астрель, 2005. 248с.
  11. Кирк М.,Бун Б.Хатха-йога в иллюстациях. СПб.: Диля, 2005. 240 с.
  12. Корси Э.Настоящий тайландский лечебный массаж. СПб.: Диля, 2006. 106 с.
  13. Лин В.Восемь упражнений Цигун. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
  14. Лин В.Цигун для начинающих. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 128с.
  15. Николаева М.В. Основные школы хатха-йоги. Спб.: Азбука-классика, 2007.320с.
  16. Пирсон Дж.Новая книга по медитации: поэтапное руководство по традиционной практике / Пирсон Дж., пер. с англ. Григорьевой Н. М.: Фаир-Пресс, 2006. 160 с.
  17. Свами Сатьянанда Сарасвати, Свами Мухтибодхананда Сарасвати.Хатха-йога прадипика / пер. с англ. Липатова А. Минск: Ведантамала, 2007. 664 с.
  18. Узижень М., Богачихин М.М. Цигун: история, теория, практика. М.: София, 2003.
  19. Фроли Д.Йога от А до Я. Практика асан с позиции аюрведы / Фроли Д. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 320 с.
  20. Чапмен Д.Йога. Классические асаны / пер. с англ. Смуровой О. М.: Эксмо, 2005. 208 с.
  21. Joga journal // Юнайтед пресс, 2006-2008.

Содержание

I. Организационно-методический раздел……………………………………………..

4

П. Распределение часов по видам работы……………………………………………

5

III. Содержание курса………………………………………………………………….

6

IV. Тематика рефератов и контрольных работ………………………………………

10

V. Перечень вопросов к экзаменам……………………………………………………

11

VI. Учебно-методическое обеспечение курса………………………………………..

13

13