РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ. №нед № темы Тема Примечания Темы для самостоятельной работы Формы контроля Тема 1. Методология

 

Культурология

 

№нед № темы Тема Примечания Темы для самостоятельной работы Формы контроля
  Тема 1. Методология осмысления культуры. Предмет и задачи курса. Понятие культуры», этимология слова «культура». Основные подходы к осмыслению культуры. Культура как форма жизнедеятельности человечества Пивоев В. М. Философия культуры: Учеб. пос. в 2 ч. Петрозаводск, 1999. Ч. 1. Гл. 1.   Культурология и философия культуры. Рациональное и иррациональное в культуре. Основные методы изучения культуры. Основные функции культуры. Дискуссионное обсуждение
  Тема 2. Мифологические основания культуры. Основные условия возникновения мифологического сознания и мифа. Основные черты мифа. А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 21-186.   Мифологические легенды о возникновении культуры. Возникновение мифологического сознания. Основные функции мифа в культуре. Дискуссионное обсуждение
  Тема 3. Функционально-аксиологические основания культуры.

Культура как ценностная картина мира. Основные функции культуры. Нравственные основания культуры.

Чавчавадзе Н. З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. Столович Л. Н. Об аксиосфере // Вестник СПбГУ. Серия 6. 1997. № 2. С. 11-16. Функции культуры по отношению к человеку. Функции культуры по отношению к миру. Культура как ценностная картина мира. Нравственные основания культуры. Дискуссионное обсуждение
  Тема 4. Творческие основания культуры. Понятие «новизны»,«уникальности», «оригинальности». Информация как выражение новизны. Творчество как фундаментальная функция культуры. Методики решения творческих и изобретательских задач (АРИЗ). Библер В. С. Мышление как творчество. М., 1975. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.; Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1914. Эвристика как наука о творческом мышлении. Культура как творчество. Творчество и свобода. Техническое и художественное творчество. Дискуссионное обсуждение
  Тема 5. Антропологические основания культуры Основные модели культурного человека: конфуцианский, античный, средневековый, ренессансный, просвещенческий, романтический, буржуазный образы культурного человека. Антропология и этнология. Человек как творец культуры и ее творение (К. А. Свасьян).

Обучение учеников на Западе и на Востоке.

Гуревич П. С. Философская антропология. М., 1996.; Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.; Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983. Эволюция моделей культурного человека. Философская антропология и ее «отцы». Персонализм Э. Мунье. Человек как творец культуры и ее творение. Дискуссионное обсуждение
  Тема 6. Коммуникативные основания культуры.Общество как результат единства противоречивых интересов, реализующихся в общении.Сообщение и понятие «информации». Межличностное общение и взаимопонимание. Проблема понимания Другого («чужого») и диалога (М. М. Бахтин). Пивоев В. М. Философия культуры. Петрозаводск, 1999. Ч. 1. Гл. 6.; Бубер М. Я и Ты. Диалог // Два образа веры. М., 1995.;Савранский И. Л. Коммуникативно-эстетические Функции культуры. М., 1979.; Информация как феномен культуры. Традиция как способ трансляции духовных ценностей. Текст как средство и коммуникации памятник культуры. Дискуссионное обсуждение
  Тема 7. Игровые основания культуры Возникновение и сущность игры. Основные теории возникновения игры.

Основные виды Игр. Функции Игры. Основные игровые формы культуры.

Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.; Жигульский К. Праздник и культура. М., 1985.; Гессе Г. Игра в бисер. М., 1975. Возникновение игры из избытка сил и подражания. Основные игровые формы культуры. Праздник как игровой феномен культуры. Дискуссионное обсуждение
  Тема 8. Духовные основания культуры. Различные подходы к пониманию духовности: дыхание, Св. Дух, сознание, устремленность к абсолютам, энергия. Религия как духовное основание культуры. Мистический опыт священного как основание веры. Соловьев В. С. Духовные основы жизни. Брюссель, 1953. Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.; Моуди Р. Жизнь после жизни // Восток и Запад о жизни после смерти. СПб., 1993. С. 193-298. Понятия «духовности» и «духовной энергии». Религия как духовное основание культуры. Второе, духовное рождение человека Дискуссионное обсуждение
  Тема 9. Психологические основания культуры. З. Фрейд о природе поведения человека, структуре его психики, основных мотивах поведения.

Концепция психологических оснований культуры К. Г. Юнга.

Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.; Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. Э. Фромм о деструктивности в поведении человека. Психологические различия культур. Дискуссионное обсуждение
  Тема 10. Эстетические основания культуры. Понятие «эстетического». Эстетический вкус и шкала эстетических норм как основание для эстетических оценок. Искусство в системе культуры как выразитель важнейших ценностей культуры. Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.; Эстетика: Словарь. М., 1989.; Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994. Эстетическая культура как гармонизирующий аспект метакультуры. Объективные и субъективные основы эстетического. Основные функции искусства в культуре. Дискуссионное обсуждение
  Тема 11. Этнологические основания культуры. Этнос и нация. Зарождение этнологии. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева.Пассионарность и пассионарии: агрессивность, «длинная воля» и жертвенность. Русская идея и ее истоки. Леви-Строс К. Структурная антропология.

М., 1983.; Гумилев Л. Н. Этногенез и Биосфера Земли. Л., 1989. Соловьев В. С. Русская идея. СПб., 1991.

Теория этногенеза Л. Н. Гумилева. Концепция Э. Геллнера об отношении нации и культуры. Русская идея. Основные критерии этноидентичности. Дискуссионное обсуждение
  Тема 12. Семиотические основания культуры Язык как система знаков. Социальная память. Ф. Шлейермахер и правила понимания: герменевтический круг,компаративность. Символ как выражение ценностей. Многомерность смысловых полей культуры. Пивоев В. М. Философия культуры. Петрозаводск, 1999. Ч. 2. Гл. 2.;Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992 -1993. Семиотика. М.,1983.;Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1988. Культура как знаковая система. Культура как система смыслов. Герменевтика как наука об интерпретирующем понимании текстов. Символ как конденсатор и транслятор ценностных смыслов. Дискуссионное обсуждение
  Тема 12. Типологические основания культуры Теория локальных типов Н. Я. Данилевского. Освальд Шпенглер и его теория локальных культур, переходящих в цивилизацию. Бинарные и тернарные культуры. Традиционные и динамические культуры. Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. Леонтьев К. Н.Избранное. М., 1993. Данилевский Н. Я. Россия и Запад. М., 1991.;Шпенглер О. Закат Европы. М., 1991-1998. Т. 1-2. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. К. Н. Леонтьев о развитии культуры. Концепция Н. Я. Данилевского о локальных культурно-исторических типах. О. Шпенглер о переходе культуры в цивилизацию. Типология культур. Дискуссионное обсуждение
  Тема 14. «Дневная» и «ночная» культуры «Дневная» культура как технологическая сфера жизнедеятельности, «совокупность способов человеческой деятельности» (Э. С. Маркарян).

Диалог между двумя сферами сознания и культуры.

Пивоев В. М. Философия культуры. Петрозаводск, 1999. Ч. 2. Гл. 6. Налимов В. В.Спонтанность сознания. М., 1989. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.   «Дневная» культура, ее истоки и функции. «Ночная» культура, ее истоки и функции. Сновидения как поле диалога «ночного» и «дневного» сознания. Астрология, прогноз и предсказание будущего. Дискуссионное обсуждение
  Тема 15. Природа и культура Противопоставление природы (естественного) и культуры (искусственного).

Организм и организация. Техника и культура. Информационные технологии. Причины технократизма и сциентизма. Жизнь в единстве с природой, в гармонии с ней.

Пивоев В. М. Философия культуры. Петрозаводск, 1999. Ч. 2. Гл. 7. Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993. Антология даосской философии. М., 1994. Учение Вернадского о ноосфере. М., 1987. Культура стихийная и организованная, естественная и искусственная. Техника и культура. Ноосфера.«Дао» как путь согласия и гармонии с природой.. Дискуссионное обсуждение
  Тема 16. Массовая и элитарная культурыСтандартизация условий жизни и потребления, Нивелирующее влияние урбанизации, Масса и толпа. Человек «массы»: исполнительски-нетворческий стереотип поведения, (Х. Ортега-и-Гассет).. Массовая и популярная культура. Понятие «субкультуры». Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.;Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Дегуманизация искусства и другие работы: Сб. М., 1991. С. 40-228. Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры. М., 1980. Условия и факторы нивелирования и стандартизации культуры. Человек массы» и «массовая культура». Контркультура и ее ценности. «Элитарная культура» и ее дилеммы. Дискуссионное обсуждение
  Тема 17. Телеология культуры Кризис культуры современного общества: тупики или кризис роста? Антитоталитарные утопии Д. Оруэлла, О. Хаксли, Е. Замятина и А. Шнитке. Человек как смысл культуры: Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. Налимов В. В. В поисках иных смыслов. М., 1993. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. Проблема пересмотра ценностной картины мира на рубеже веков. Утопии и антиутопии в футурологии. Цели и смысл культуротворчества. Дискуссионное обсуждение

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТА

 

По окончании изучения дисциплины студенты сдают экзамен, включающий в себя устный ответ на представленные ниже вопросы.

Вопросы для зачета по курсу «Культурология»

 

  1. Рациональное и иррациональное в изучении культуры.
  2. Формирование мифологического сознания.
  3. Основные функции мифа в культуре.
  4. Формирование мифологического сознания.
  5. Мифологические легенды о возникновении и мира и культуры.
  6. Культура как ценностная картина мира.
  7. Нравственные основания культуры.
  8. Диалог культур как способ их развития
  9. Религия как духовное основание культуры
  10. Второе, духовное рождение человека
  11. Психологические различия культур
  12. Основные функции искусства в культуре
  13. Культура как ценностная картина мира.
  14. Нравственные основания культуры.
  15. Эвристика как наука о творческом мышлении.
  16. Четыре вида творчества.
  17. Диалог в культуре.
  18. З. Фрейд о мотивации поведения человека.
  19. К. Юнг об архетипах «коллективного бессознательного».
  20. Э. Фромм о деструктивности в поведении человека.
  21. Объективные и субъективные основания эстетического.
  22. Теория этногенеза Л. Гумилева.
  23. Э. Геллнер о национальных противоречиях.
  24. Русская идея.
  25. Критерии этнической и этнорегиональной идентичности.
  26. Человек как творец культуры и ее творение.
  27. Культурный герой в мифологиях народов мира
  28. «Благородный муж» Конфуция как культурный человек
  29. Культурный человек Античной Греции
  30. Культурный человек Древнего Рима
  31. Культурный человек Западноевропейского средневековья
  32. Культурный человек эпохи Возрождения
  33. Культурный человек эпохи Просвещения
  34. Культурный человек в понимании романтиков
  35. Философия человека Макса Шелера
  36. Проблема человека у Н. А. Бердяева
  37. Проблема человека у Э. Мунье
  38. «Человек массы» в понимании Х. Ортега-и-Гассета
  39. Возникновение и сущность игры
  40. Праздник как игровой феномен культуры
  41. Мифология и религия как духовные феномены
  42. Психологические различия культур
  43. Основные функции искусства в культуре
  44. Бинарные и тернарные культуры
  45. Проблема пересмотра системы ценностей на рубеже веков
  46. Текст как инструмент культуры.
  47. Традиция как феномен культуры.
  48. Культура как система языков.
  49. Культура как система смыслов.
  50. Герменевтика.
  51. Символ.
  52. Эстетическаякультура.
  53. Объективные и субъективные основания эстетического.
  54. Основные функции искусства.
  55. К. Леонтьев об этапах развития культуры.
  56. Н. Данилевский о культурно-исторических типах.
  57. О. Шпенглер о переходе культуры в цивилизацию.
  58. Принципы типологии культуры.
  59. Особенности культур Востока и Запада.
  60. «Дневная» культура, ее истоки и функции.
  61. «Ночная» культура, ее истоки ифункции.
  62. Естественное и искусственное в культуре.
  63. Техника и культура.
  64. Ноосфера и глобальный кризис цивилизации.
  65. «Дао» как путь гармонии с природой.
  66. Условия и предпосылки возникновения массовой культуры.
  67. Человек «массы» и массовая культура.
  68. Контркультура и ее основные течения.
  69. Элитарная культура и ее дилеммы.
  70. Утопии и антиутопии в современной культуре.
  71. Проблема пересмотра современной ценностной картины мира.
  72. Цели и смысл культуротворчества.

 

Дайте определение следующих понятий:

Культура, культ, рациональное, иррациональное, многомерность, структура, функция, энтропия, мир, космос, хаос, освоение, очуждение. Миф, мифологическое сознание, надежда, потребность в «иллюзиях», сон, символ, освоение и очуждение, «свой» и «чужой», аксиологика, тотем, аксиология, ценность, норма, функция, ценностная картина мира, потребность, функционирование, ритм, обычай, нравы, традиции, привычка, табу, благо, нравственность, мораль, этика, добро, зло, агрессивность. Творчество, творец, эвристика, информация, новизна, оригинальность, уникальность, изобретение, открытие, свобода, энтропия, интуиция, установка, ассоциация, эмоция, исполнение, интерпретация. Человек, личность, индивид, гуманизм, антропология, этнология, Религия, конфессия, Бог, дух, духовность, душа, культ, вера, надежда, любовь, психика, сознание, «личностное» и «коллективное бессознательное», подсознательное, либидо, сублимация, архетип, экстравертность, интровертность, психологические типы, обычай, нравы, традиции, привычка, личность, индивид, гуманизм, антропология, общение, коммуникация, информация, диалог, средства массовой информации и коммуникации, публика, текст, традиция, трансляция, игра, подражание, имитация, моделирование, карнавал, праздник, ритуал, зрелище, смех, амбивалентность, релаксация, компенсация, правила игры, самовыражение, самоутверждение, абсолют, сакральное, священное, знак, символ, язык, значение, смысл, текст, естественный и искусственный языки, публика, реципиент, эмпатия, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, ирония. Культура, цивилизация, локальность, «дневное» и «ночное» сознание, «дневная» и «ночная» культура, духовность, сон, миф, иррациональность, рациональность, прагматизм, природа, космос, мир, освоение, техника, наука, технократизм, сциентизм, техносфера, ноосфера, пневматосфера, космизм, телекоммуникации, даосизм, организм, организация, масса, толпа, элита, человек «массы», нигилизм, эскапизм, экстремизм, маргиналы, контркультура, теды, рокеры, хиппи, панки, китч, «массовая» и «элитарная» культуры, урбанизация, тривиальность, стандартизация, нивелирование, скука, телеология, кризис культуры, технократизм, равенство, монизм, футурология, утопия, антиутопия, смысл, цель.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Философия культуры: Становление и развитие. СПб., 1998.

ЛотманЮ. М. Культура и взрыв. М., 1992.

Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996.

Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1995.

Пивоев В. М. Культурология: Введение в историю и философию культуры: Учеб. пособие в 2 ч. Петрозаводск, 1997. Ч. 1.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1996.

Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.

Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

Пивоев В. М. Философия культуры. Петрозаводск, 1999. Ч. 1. Гл. 2.

Пивоев В. М. Функции мифа в культуре // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1993. № 3.

Мифы народов мира: В 2 т. М., 1980-1982.

Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. СПб., 1996.

Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989. С. 94-142.

Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»).

М., 1994.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.,1994.

ГрофС. Области человеческого бессознательного: опыт исследования с помощью ЛСД. М., 1993.

БергсонА. Два и сточника морали и религии. М., 1994.

Философское понимание человека. М., 1988. Вып. 1-2.

Савицкая Э. Закономерности формирования модели культурного человека // Вопросы философии. 1990. № 5.

Методические рекомендации для преподавателя. Предлагается следующее содержание лекционных тем:

Предлагается следующее содержание лекционных тем:

Тема 1. МЕТОДОЛОГИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Предмет и задачи курса. Понятие «культуры», этимология слова «культура». Культура как «доведение вещей до совершенства». Многомерность содержания и многообразие форм культуры. Основные подходы к осмыслению культуры. Освоение (осмысление) мира как культуротворчество. Разнообразие методов культурологии. Рациональная и иррациональная методологические программы. Разум как единство рационального и иррационального подходов к осмыслению мира в культуре. Культура как форма жизнедеятельности человечества (по отношению к себе) и как «пастух бытия» (Хайдеггер) (по отношению к миру).

Тема 2. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Проблема возникновения человеческой культуры. Основные условия возникновения мифологического сознания и мифа. Культура как результат освоения мира и различения «своего» и «чужого». Роль «ночного» существования и «правополушарности» психики человека. Имя тотема как символ надежды на выживание и гармонию со средой, из которой человек «выпал». Истоки потребности в «иллюзиях». Основные черты мифа. Мифологическая реальность. Мифология как обнадеживающе-оптимизирующий потенциал культуры, повышающий уверенность в своих силах, в успехе жизнедеятельности, «щит» от безнадежности и бессмысленности существования. Основные функции мифа в культуре.

Тема 3. ФУНКЦИОНАЛЬНО-АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Понятие «функции» как многократно, регулярно решаемой задачи по удовлетворению потребности. Культура как ценностная картина мира. Объективное и субъективное в ценностной картине мира. Ценность как опосредованное отношение средства, предмет а потребности к самой потребности. Основные функции культуры. Важнейшие общечеловеческие ценности. Нравственные основания культуры. Нормативный аспект культуры. Нравственность как инстинктивные и сознательно принимаемые ограничения и рекомендации, создающие рамки оптимального поведения, гарантирующего или способствующего достижению общего блага. Истоки агрессивности в поведении человека.

Тема 4. ТВОРЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯКУЛЬТУРЫ

Понятие «новизны», «уникальности», «оригинальности». Информация как выражение новизны. Психологический закон потребности в информации, в разнообразии впечатлений, в информационном обмене. Информационное взаимодействие как закон космоса (антиэнтропийная функция культуры).

Творчество и энтропия. Творчество как фундаментальная функция культуры. Деавтоматизация функционирования. Антинормативность творчества. Творчество и свобода. Роль интуиции, установки, ассоциаций, эмоций, ценностных ориентаций, эмпатии в процессе творчества. Методики решения творческих и изобретательских задач (АРИЗ).

Техническое и художественное творчество.

 

Тема 5. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Зарождение и эволюция представлений о культурном человеке. Основные модели культурного

человека: мифологический герой и трикстер, конфуцианский, античный, средневековый, ренессансный, просвещенческий, романтический, буржуазный образы культурного человека. Антропология и этнология. Три вида гуманизма (К. Леви-Строс).

Философская антропология и

ее «отцы»: «незавершенность» человека (М. Шелер), «символическое животное» (Э. Кассирер), «пересечение двух миров (Н. А. Бердяев).

Э. Мунье о двух тенденциях существования современного человека в мире: обезличивание и персонализация. Персонализация как долг человека перед человечеством. Человек как творец культуры и ее творение (К. А. Свасьян).

Три

лейтмотива самотворения человека: универсальность, естественность, невозможность. В. фон

Гумбольдт о программе системы образования: свобода, разнообразие, органичность и естественность. Обучение учеников на Западе и на Востоке.

 

Тема 6. КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Общество как результат единства противоречивыхинтересов, реализующихсявобщении. Сообщение и понятие «информации». Информация как мера разнообразия космоса. Информационное взаимодействие как закон космоса. Рациональное и иррациональное в информации. Возникновение общения: эмоциональное общение, жестовая (линейная), вербально-звуковая речь, письменные формы коммуникации и общения. Межличностное общение и взаимопонимание. Паралингвистические и вербальные средства общения. Проблема понимания Другого («чужого») идиалога (М. М. Бахтин).

Изоляционизм и культурный обмен. Диалог культур. Диалектика «своего-чужого», «освоения-очуждения» в развитии культуры. «Своя» культура в зеркале «чужой». Тексткакспособфиксациииреализациикультуры. Устные и письменные тексты, их преимущества и недостатки. Проблема трансляции ценностей культуры в пространстве и во времени. Традиция как инструмент преодоления времени. Тексты культуры как «киматоиды».

Тема 7. ИГРОВЫЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Возникновение и сущность игры. Основные теории возникновения игры: избыток сил, сталость, тренировка, наслаждение, подражание. Основные виды игр: игры освоения, учебные, спортивные, развлекательные, деловые, военные, математические, политические, любовно эротические, сакрально-священные (ритуальные).

Функции игры: освоение, освобождение, релаксация, учебно-тренировочная, компенсаторная, мифологическая, самоутверждение.

Основные игровые формы культуры: искусство, религия, образование, мода, праздник, политика, война. Праздник как игра. Карнавальные и зрелищные праздники. Источники привлекательности праздника -подкрепление, утверждение надежды и отключение ответственности и заботы ради свободного самовыражения во внесоциальном пространстве и времени. Выход за пределы Детерминации морали в сферу свободы для творчества.

 

Тема 8. ДУХОВНЫЕ ОСНОВАНИЯКУЛЬТУРЫ

Различные подходы к пониманию духовности: дыхание, Св. Дух, сознание, устремленность к абсолютам, энергия. Духовность как энергия стимулирования творческой активности. Вера, надежда, любовь — как формы духовной активности. Духовность как облагораживающее и очищающее начало культуры. Религиозная духовность как вера. Религия как духовное основание культуры. Душа человека как «бездна». «Жизнь после жизни» (Р. Моуди).

Задача религии -защита духовного мира человека от «бездны». Многомерность духовного опыта. Второе, духовное рождение человека. Святость.

 

Тема 9. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Психологические основания поведения человека. З. Фрейд о природе поведения человека, структуре его психики, основных мотивах поведения. Принцип «удовольствия» и принцип «реальности». Культура как защита от «звериных» инстинктов и как сублимация антисоциальных влечений. Метафизика Фрейда: Эрос (влечение к жизни, биофилия) и Танатос (влечение к смерти, некрофилия).

Концепция

психологических оснований культуры К. Г. Юнга. Понятие об архетипах «коллективного бессознательного». Архетипы образы и архетипы-отношения. Психологические типы: экстравертный иинтровертный, рациональный и иррациональный, мыслительный, чувствующий, ощущающий, интуитивный. Э. Фромм о способах «бегства от свободы»: авторитаризм, конформизм, деструктивность. «Анатомия человеческой деструктивности»: биофилия и некрофилия. Исследования С. Грофом глубин человеческого бессознательного. Травма рождения и четыре «базовых перинатальных матрицы». Внутриутробный опыт как источник социальных утопий. Психологические особенности различных культур: интровертных, экстравертных, миролюбивых, агрессивных (пассионарных), зрелых, молодых, старых.

 

Тема 10. СЕМИОТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Понятия «знака» и «языка». Истоки способности символизации: абстрагирование, типизация, ассоциация, память, подражание. Язык как система знаков. Языки естественные и искусственные. Теорема К. Гёделя о неполноте. Метафора и сравнение. Культура как система языков. Основные языки культуры. Культура как система смыслов, выраженных и зафиксированных в знаковых системах. Культура содержания и выражения, грамматик и текстов. Социальная память. Вопрошание о смысле как потребность человека, осваивающего мир. Герменевтика. Пороги выражения и понимания смысла. Ф. Шлейермахер и правила понимания: герменевтический круг, компаративность, «горизонт» интерпретатора и вживание в «горизонт» автора. Символ как выражение ценностей. Многомерность смысловых полей культуры. Символ как аккумулятор, конденсатор ценностных смыслов и их транслятор, медиатор, посредник между пластами культуры (Ю. М. Лотман).

Язык символов как универсальный язык культуры.

 

Тема 11. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Понятие «эстетического». Эстетическое отношение и эстетическая ценность. Эстетическое переживание. Эстетический вкус и шкала эстетических норм как основание для эстетических оценок. Эстетические установки и критерии как ценностные ориентации для упорядочения и гармонизации культуры «по мере человека». Художественная культура как система. Искусство в системе культуры как выразитель важнейших ценностей культуры. Основные функции искусства в культуре: обогащение опыта культуры альтернативными вариантами поведения и ценностей, прогностическая, эстетическая, компенсаторная, мировоззренческая, воспитательная, познавательная, коммуникативная, праксеологическая и др.

Тема 12. ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Этнос и нация. Эволюционизм, диффузионизм, функционализм, структурализм. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева. Пассионарность и пассионарии: агрессивность, «длинная воля» и жертвенность. Уровни пассионарности. Основные фазы этногенеза. Роль этнического мифа в культуре. Концепция Э. Геллнера о роли культуры в аграрном и индустриальном обществах. Взаимоотношения культуры, экономики и государства. Культурная унитарность, однородность и автономия, изоляционизм. Регионализм и провинциализм против унификации и стандартизации культуры. Культурный обмен, диалог культур и национальные образы мира. Русская идея и ее истоки. В. С. Соловьев о «русской идее». Н. А. Бердяев о судьбе России и «русской идее». Евразийство и его современные интерпретации. Понятие этнической и этнорегиональной идентичности. Основные критерии этноидентичности, их роль в современных культурных процессах.

 

Тема 13. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕОСНОВАНИЯКУЛЬТУРЫ

К. Н. Леонтьев и его концепция культуры как организма и трех этапов в жизни культуры: первичная простота, цветущая сложность и вторичное смесительное упрощение. Эстетизм Леонтьева. Теория локальных культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского. Четыре вида заданий, лежащих в основе зародыша культуры: религиозное, художественно-культурное, политическое и нравственно экономическое. Изоляционизм.

Освальд Шпенглер и его теория локальных культур, переходящих в цивилизацию. Три вида души, лежащих в основе культуры: аполлоновская, фаустовская и магическая. Цивилизация как закат культуры, начало ее конца. Творческий потенциал культуры и его историческое предназначение. Возрасты культуры. Понятия «культуры» и «цивилизации». Культура как духовно аксиологическая и творческая, а цивилизация как организационно технологическая и охранительно-эксплуатационная сторона жизни общества. Единство и многообразие культур. Понятие «метакультуры». Основные модели развития общества. Принципы типологии культур: исторический (хронологический); синхронический; синэргетический; локальный (топологический); функциональный (аксиологический); динамический.

Бинарные и тернарные культуры. Особенности культур Запада и Востока. Традиционные и динамические культуры. Исторические типы европейской культуры.

 

Тема 14. «ДНЕВНАЯ» И «НОЧНАЯ» КУЛЬТУРЫ

«Дневная» культура и потребности практической, экономической деятельности, биологические и физические потребности человека и общества. «Дневная» культура как технологическая сфера жизнедеятельности, «совокупность способов человеческой деятельности» (Э. С. Маркарян).

Практицизм и прагматизм. Исполнительность. «Ночная» культура как аккумулятор духовных смыслов и ценностей. Творческий потенциал «ночной» культуры. Алхимия о трех сферах сознания и культуры: альбедо, нигредо и рубедо. «Ночная» культура как носитель духовных смыслов и ценностей. Молчание. Диалог между двумя сферами сознания и культуры. Сновидения, их природа и творческий потенциал. Вероятностный и прогностический смысл сновидений. Астрология и предсказание будущего.

Тема 15. ПРИРОДА И КУЛЬТУРА

Противопоставление природы (естественного) и культуры (искусственного).

Детерминированность природы и свобода духа. Различное отношение духа к природе: погруженность духа в природу, выделение духа из природы и образование особой сферы духовности, активное овладение духом природы, господство над нею. Н. А. Бердяев о трех стадиях в истории человечества: природно-органической, собственно культурной и технически-машинной. Неизменность и иерархичность космоса для древнего грека и средневекового человека. Истоки враждебного отношения человека природе, противоположности духа и материи. Переход от органической жизни к организованной жизни, от растительности к конструкции. Организм и организация. Техника и культура. Гибель «Титаника» как урок человеческой гордыне. Информационные технологии. Рациональное и иррациональное в информационной культуре. Причины технократизма и сциентизма. Взаимодействие природы и культуры, биологического и социального в человеке. Отказ от роли царя, господина природы. «Русский космизм» и ноосфера как осознание ответственности за природу. «Дао» как путь естественного бытия, доверия к мудрости природы и ее законам. Жизнь в единстве с природой, в гармонии с ней.

Тема 16. МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРЫ

Индустриальное общество и конвейерное производство. Стандартизация условий жизни и потребления, нивелирующее влияние урбанизации, массовой коммуникации. Масса и толпа. Человек «массы»: исполнительски-нетворческий стереотип поведения, безудержный рост потребностей, принципиальная неблагодарность и неспособность оценить творчество (Х. Ортега-и-Гассет).

Массовая культура и мифологические потребности современного общества. Условия современного мифотворчества. Массовая и популярная культура. Понятие «субкультуры». Ф. Ницше о контркультуре. Нигилизм и нигилисты. Антибуржуазная и антитоталитарная направленность контркультуры. Маргиналы, хиппи, панки. Банальное, обыденное, тривиальное. Китч. Два измерения культурного пространства: широта (поверхностность) и глубина. Культураэлиты: глубина, утонченность, рафинированность, узкая специализация, творчество, уникальность, неповторимость, разобщенность, индивидуализм, непонимание и нежелание услышать другого.

 

Тема 17. ТЕЛЕОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Кризис культуры современного общества: тупик или кризис роста? Э. Фромм об ориентации на обладание и бытие. Антитоталитарные утопии Д. Оруэлла, О. Хаксли, Е. Замятина и А. Шнитке. Основные ценности культуры индустриального и постиндустриального общества: рационализм, прогресс, атеизм, обладание, редукционизм, технократизм, равенство, свобода как цель, господство над природой, социальная стабильность, монизм. Необходимость пересмотра, переоценки ценностей и формирование новой ценностной картины мира в свете нового смысла культуры. Человек как смысл культуры: интровертный аспект –построение человека как храма, экстравертный –построение мира как человеческого храма, одухотворение мира (культура как смысл человека).

Христианство: потерять, чтобы обрести. Интегративная и дифференцирующая тенденции в развитии культуры, расширение и углубление многомерности культуры. Надежда и мифологичность смысла и целей культуры.

Структура курса.

Разделы дисциплины Лекции Практич.
Методология осмысления культуры. 1  
Мифологические основания культуры. 1  
Функционально-аксиологические основания культуры. 1  
Творческие основания культуры.  
Антропологические основания культуры  
Коммуникативные основания культуры  
Игровые основания культуры  
Духовные основания культуры  
Психологические основания культуры.  
Семиотические основания культуры  
Эстетические основания культуры.  
Этнологические основания культуры.  
«Дневная» и «ночная» культуры  
Природа и культура  
Типологические основания культуры  
Массовая и элитарная культуры  
Телеология культуры  
  ВСЕГО: