Контрольная работа — Особенности межличностных отношений при системных нарушениях речи

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ         УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ  ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

                                                                       

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине  «Логопсихология»

Тема «Особенности межличностных отношений

при системных нарушениях речи»

                                                 

                             Выполнила;

                                                            студентка 4 курса факультета психологии

                                                 специальности     —              Логопедия

                              заочной формы обучения

10 стр., 4681 слов

Особенности межличностных отношений подростков

... оказались включенными в проблематику общения. В то же время межличностные отношения интенсивно изучались в русле психологии отношений, основанном А.Л.Лазурским и В.Н.Мясищевым. В центре этого направления лежит ... следовать. Имея в виду стойкое влияние вида деятельности и особенностей общности людей, в которой развертывается межличностное общение, необходимо при анализе делать поправку на постоянную ...

                                                  ЯКОВЛЕВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

                                                                 

                     

                                           

                                                             

                                                     Научный руководитель:

                                                                          Доцент  Черепкова  Н.В.

СТАВРОПОЛЬ 2010г.

ПЛАН        

        

Общая характеристика личности с отклонением в развитии.

Взаимоотношения общества и личности с отклонением в развитии.

Особенности личности и межличностных отношений при нарушениях речи.

Типология отношений родителей к детям с особенностями в развитии.

1.Общая характеристика личности с отклонением в развитии.

Ядром личности является ценностное (аксиологическое), организующее начало. Приписывая человеку сознательное (или несознательное) поведение, мы, в сущности, подразумеваем его упорядоченность, направленность, определяемую его системой координат (ценностей).

Без направленности невозможны высшие психические функции и сознание.

17 стр., 8268 слов

Влияние культуры на развитие личности. Культурное развитие личности

... примером мы доказали актуальность заданной темы. Цель данной работы – доказать, что культура действительно влияет на развитие личности и общества в целом. Для достижения указанной цели в курсовой работе ... норм и ценностей, а также и мир вещей, который был накоплен человеком и обществом за весь период своего развития. Однако мы сосредоточимся исключительно на духовной культуре личности и общества, ...

Ценности человека имеют сложную иерархическую организацию, формируются в процессе жизни и обладают выраженной устойчивостью. Только потому что у нас есть ценности, мы проявляем различную активность (движемся, совершаем поступки, действуем), а индикатором сохранности наших ценностей (жизни, близких, самореализации) являются чувства. Поэтому при оценке личности большое значение придается эмоциям. Это отчетливо проявляется в ситуациях, которые угрожают нам потерей ценностей, например, болезни или речевого дефекта.

Только те события, которые затрагивают наши ценности, способны вырабатывать активное отношение к ним, приводят к изменениям познавательной сферы и поведения. При этом и сами личностные характеристики, прежде всего ценности, могут изменяться под влиянием жизненных обстоятельств, преломляясь через наш интеллект и поведение.

Эмоциональная составляющая внутренней картины речевого дефекта есть проявление действия механизмов, обеспечивающих контроль за степенью адаптации личности к имеющейся ситуации.

Она определяется тем, насколько конкретная ситуация позволяет реализовать жизненные ценности субъекта, соответствует удовлетворению его потребностей.

Дефект речи и переживания по его поводу находятся в сложных взаимоотношениях. В одних случаях тревожность рассматривают как предрасполагающий к заболеванию факто, в других речь идет только о реакции личности на самостоятельно возникающее заболевание.

2.Взаимоотношения общества и личности с отклонением в развитии.

      Развитие личности ребенка с моторной алалией оказывается заторможенным из-за того, что дефект речи заставляет его всячески ограничивать ее употребление, а это, в свою очередь, ограничивает его коммуникации, столь необходимые для социализации. У этих детей отмечаются трудности в формировании гнозиса (ухудшение восприятия, снижение и неустойчивость внимания), пространственного и временного синтеза, праксиса (продуктивной деятельности), т.е. психических качеств, опосредованных речью.

      Для них характерны недостаточность мотивационной и эмоционально-волевой сферы, сниженная наблюдательность, психофизическая расторможенность или заторможенность. Дети долго не включаются в выполнение задания, поверхностно оценивают проблемную ситуацию, не имеют стойких интересов, интеллектуально пассивны. Из-за отсутствия речевого опыта и ограниченной познавательной деятельности у них возникают пробелы в знаниях. Дети с экспрессивной алалией тяжело переживают свой дефект. Повышенная самокритичность порождает ощущение беспомощности, даже отчаяние, что может вылиться в состояние депрессии. А если окружающие плохо понимают речь ребенка, депрессия может усиливаться. Все это также отрицательно влияет на развитие личности ребенка.

7 стр., 3328 слов

Речь. Виды и функции речи. Стадии развития

... и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. РЕЧЬ Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, включающая слова с их ... плане людей непременно предполагает обобщение, развитие словесных значений. Это и есть магистральный путь совершенствования человеческой речи, сближающий ее с мышлением и включающий речь в управление всеми другими ...

Дети с импрессивной алалией трудно воспринимают информацию. Они не могут долго слушать, когда им что-то читают или рассказывают. Не понимая содержания, они теряют интерес и перестают слушать. Новые слова и структуры ребенок осваивает медленно, к речи не критичен, в поведении хаотичен, действует часто импульсивно.

Повышенная речевая активность не компенсирует познавательных и коммуникативных трудностей, так как ребенок не может ее контролировать. В свою очередь, осваиваемая им речь не может служить основой для своевременного формирования других высших психических функций, в частности эмоционально-волевых качеств. Образуется порочный круг, который может быть разорван только целенаправленной работой логопеда и психолога.

В литературе неоднократно высказывалось мнение, что речевой дефект способствует формированию неадекватной самооценки: ощущению своей малоценности, робости, неуверенности в своих возможностях. С целью проверки данного утверждения были проведены исследования по целому ряду характеристик, таких как оценка нравственных качеств, физических, умственных способностей и отношение к своей речи. Среди дошкольников с речевыми нарушениями по сравнению со здоровыми детьми существенно преобладают те, для которых характерна заниженная самооценка (соответственно 40 и 17%), что проявляется в большей тревожности и неуверенности в себе. Отмечено, что у заикающихся может наблюдаться различная мера адекватности оценки степени своего речевого дефекта.          

Уточнение субъективной оценки собственной речи обычно проводится с помощью ранжирования различных форм речи по степени трудности для произнесения: прозы, стихотворной, отраженной, сопряженной, чтения, шепотной, ритмизованной, автоматизированной, пения. В литературе высказывается мнение, что степень нарушения различных форм речи соответствует онтогенетическим этапам их усвоения (Власова Н.А., 1959).

Результаты исследования ранжирования указанных форм речи заикающимися показали, что оно в целом совпадает у детей и взрослых, у мужчин и женщин и не зависит от степени заикания. Имеется достоверная линейная корреляция между субъективной оценкой относительной трудности разных форм речи и объективными проявлениями этой трудности — темпа и количества запинок, приходящихся на сто слогов текста. Выявлено, что самые простые формы речи для заикающихся — это пение, сопряженная речь и шепот, а самые трудные — громкая речь, пересказ и ответы на вопросы.

При этом ведущими оказались облегченные формы речи по физическому состоянию (шепот противопоставлен громкой речи) и по ее организации (заданная внешним источником сопряженная речь противопоставлена свободному пересказу).

8 стр., 3689 слов

Речь в форме дикторского текста, авторского комментария

... в силу того, что они неверно поставлены.   Влияние речи на зрительный ряд Речь —исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. ... материала. Кроме "монологических" форм Д. т. (голос автора или рассказчика) в док. кино также используется "диалогический" комментарий, построенный как живое общение с героями, или разговор ...

Отмечено, что у заикающихся может наблюдаться различная мера адекватности оценки степени своего речевого дефекта. Уточнение субъективной оценки собственной речи обычно проводится с помощью ранжирования различных форм речи по степени трудности для произнесения: прозы, стихотворной, отраженной, сопряженной, чтения, шепотной, ритмизованной, автоматизированной, пения. В литературе высказывается мнение, что степень нарушения различных форм речи соответствует онтогенетическим этапам их усвоения (Власова Н.А., 1959).

Результаты исследования ранжирования указанных форм речи заикающимися показали, что оно в целом совпадает у детей и взрослых, у мужчин и женщин и не зависит от степени заикания. Имеется достоверная линейная корреляция между субъективной оценкой относительной трудности разных форм речи и объективными проявлениями этой трудности — темпа и количества запинок, приходящихся на сто слогов текста.

Выявлено, что самые простые формы речи для заикающихся — это пение, сопряженная речь и шепот, а самые трудные — громкая речь, пересказ и ответы на вопросы. При этом ведущими оказались облегченные формы речи по физическому состоянию (шепот противопоставлен громкой речи) и по ее организации (заданная внешним источником сопряженная речь противопоставлена свободному пересказу).

Полученные данные свидетельствуют о том, что заикающимся свойственны различные страхи в раннем детстве, которые постепенно утрачивают свою актуальность с возрастом, уступая место Специфическому «страху речи». Зная эту закономерность, можно определять направленность психотерапии заикающихся разного возраста.

Особенности личности и межличностных отношений при нарушениях речи.

Наблюдаемые у детей с тяжелыми нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Л.Г. Соловьева отмечала, что взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференнированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения; незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

В результате исследования О.С. Павловой речевой коммуникации старших дошкольников с общим недоразвитием речи были выявлены следующие особенности: в структуре групп данной категории детей действуют те же закономерности, что и в коллективе нормально говорящих детей, т. е. уровень благоприятности взаимоотношений является достаточно высоким, число «предпочитаемых» и «принятых» детей значительно превышает число  «непринятых»  и  «изолированных». Между тем дети, как правило, затрудняются дать ответ о мотивах своего выбора товарища («Не знаю». «Он хорошо себя ведет». «Я с ним дружу, играю». «Его хвалит воспитатель» и т. п.), т. е. достаточно часто они ориентируются не на собственное личностное отношение к партнеру по игре, а на выбор и оценку его педагогом.

11 стр., 5468 слов

Тема Речевой этикет План лекций №5 (1 час)

... громкая речь, использование иронии и юмора, хороших анекдотов и др. Интенсивность. Как принцип речевого воздействия характеризует темы подачи информации, степень подвижности выступающего во время общения. ... на язык современных средств массовой информации, а также на речь старшего поколения интеллигенции. Неумение владеть речевой коммуникацией на должном уровне ­это весьма существенная причина, ...

Среди «непринятых» и «изолированных» чаще всего оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности. Их игровые умения, как правило, развиты слабо, игра носит манипулятивный характер; попытки общения этих детей со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых». Качествами, обеспечивающими лидерство, являются: успех во всех видах деятельности (игровой, продуктивной, трудовой, учебной), достаточный уровень сформи-рованности коммуникативных умений (умеют слушать и понимать обращенную речь, излагать последовательно свои мысли), наличие положительных черт характера, общительность. В игре такие дошкольники обычно чаще других предлагают сюжет, занимаются распределением ролей, берут на себя «главные роли», иногда подавляя инициативу других детей.

     Кроме этого, положение ребенка в коллективе сверстников тесно связано со степенью тяжести речевого дефекта. Так, дети, занимающие высокое положение в системе личных взаимоотношений, как правило, имеют сравнительно хорошо развитую речь, в то время как среди детей, занимающих неблагоприятное положение, есть дети с положительными качествами личности, хорошим поведением, но с более тяжелым речевым дефектом, который и является определяющим в иерархии межличностных отношений. 

      В целом коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы.

      Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, которая связана с различной неврологической симптоматикой, в связи с чем игры, не контролируемые воспитателем, обретают порой весьма неорганизованные формы. Часто дети данной категории вообще не могут занять себя каким-либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности. Если дети выполняют какую-либо общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремится сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним.       

     Процесс общения детей с речевой патологией со взрослыми существенно отличается от нормы как но уровню развития, так и по основным качественным показателям.

10 стр., 4817 слов

Невербальные средства общения в управленческой деятельности

... надежна, поскольку каждый человек уникален, однако может пригодиться в практической деятельности. Поскольку описывать большое число нечетко отграниченных каналов несловесной коммуникации неудобно, ... бы вызвать нежелательную реакцию. Темпоритмический рисунок общения также имеет коммуникативный смысл: кроме связи с темпераментом скорость речи может указывать на функциональное состояние говорящего. ...

      Для данной группы детей характерна недостаточная критичность по отношению к себе, проявляющаяся в явно завышенной оценке собственных поступков. Изучение характера общения детей со взрослыми обнаружило преобладание его ситуативно-деловой формы, что характерно для нормально развивающихся детей двух-, четырехлетнего возраста. Предпочитаемым видом общения, как показали результаты экспериментальной проверки, оказалось общение, выступающее на фоне совместной игровой деятельности.

 Изучение процесса общения дошкольников с недоразвитием речи с педагогами показало, что у многих из них сформировалась отрицательная или безразличная установка на педагогические воздействия. У большинства детей не сформированы навыки культуры общения, отсутствует представление об уважительной дистанции между ребенком и взрослым в процессе общения.

 В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы. У дошкольников с общим недоразвитием речи наряду с лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями имеются нарушения общения, проявляющиеся прежде всего в незрелости его мотивационно-потребностной сферы. Имеющиеся у данной группы детей трудности в осуществлении речевого общения со взрослыми и сверстниками связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений. Преобладающей формой общения со взрослыми у детей 4-5 лет с недоразвитием речи является ситуативно-деловая, что не соответствует возрастной норме. Предпочитаемым видом коммуникации для большинства из них является общение

со взрослым на фоне игровой деятельности, которая у детей данного возраста

отличается не только содержательной бедностью, но и недостаточной структурированностью используемой в ней речевой продукции.

 У небольшой части детей с речевой патологией явно преобладает внеситуативно-познавательная форма общения. Они с интересом

откликаются на предложение педагога, взрослого почитать книги,

достаточно внимательно слушают несложные занимательные тексты,

но по окончании чтения книги организовать с ними беседу достаточно

трудно: как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию прочитанного, не могут сами пересказать услышанное в силу несформированности репродуцирующей фазы монологической речи.

     Даже при наличии интереса к общению со взрослым ребенок в процессе беседы часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у нею кратковременный, беседа не может длиться более 5-7 мин. Наблюдение за процессом общения детей со взрослыми во время режимных моментов и в процессе различных видов деятельности показывает, что практически у половины детей с недоразвитием речи не сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях. Значительная часть детей данной категории старается отгородиться от взрослых. Эти дети замыкаются в себе, очень редко обращаются к старшим, стесняются и избегают контактов с ними.

13 стр., 6484 слов

Невербальные средства общения в речевой деятельности человека 2

... обладает различными диапазоном, выразительностью и выносливостью. В общении важно помнить об энергетике, которую создает человеческая речь, ее экспрессивность, тональная вариативность. Собеседнику импонирует, когда ... демонстрации абсолютного пренебрежения. Выражение глаз находится в тесной связи с речевой коммуникацией. 10. Паравербальные и экстравербальные сигналы. Смысл высказывания может меняться ...

Таким образом, наличие тяжелых речевых расстройств, проявляющихся в общем недоразвитии речи, приводит к стойким нарушениям общения, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с тяжелой речевой патологией препятствует установлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения (рис. 15).

В связи с этим требуется специальная работа по коррекции и развитию всех компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социума. Полученные данные убеждают в необходимости планомерного обучения, направленного на развитие коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста с недоразвитом речи. Важно разработать соответствующие уровню их речевого и когнитивного развития методики коррекционно-педагогического воздействия, определить реальные возможности оптимизации игровой и учебной деятельности посредством усиления коммуникативной направленности каждой из них.

4.Типология отношений родителей к детям с особенностями в развитии.

Самая важная социальная функция семьи — воспитание детей. Семья представляет собой органическое единство самых различных отношений между людьми. Родители выступают в роли наставников в деле формирования личности своего ребенка, их психическая и физическая нагрузка увеличивается в результате роста семьи. Нет никаких школ, где родители могли бы получиться педагогическому мастерству.

Воспитывая, часто приходится действовать методом проб и ошибок. Задача родителей — так организовать воспитание, чтобы достичь желаемых результатов. Атмосфера семьи больше всего определяется ее прочностью, идеалами, общими целями. Нравственный склад семьи ощущается как мера ее душевного здоровья.

6 стр., 2993 слов

Темперамент ребенка и воспитание

... быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать ... суицида. К счастью, эти угрозы редко исполняются. Ошибки родителей: Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за ... сделать из него профессионального спортсмена вопреки его желанию. Родители должны делать основной упор в занятиях на умении ...

Семья должна приносить человеку радость. Особенно это касается детей, которые постоянно жаждут новых впечатлений, участия во всех происходящих событиях. Если ребенок живет в состоянии эмоционального голода, его реакция на определенные события может быть патологической.

Микроклимат семьи играет огромную роль в воспитании ребенка с речевой патологией. Семейные отношения создают реальные условия и твердую почву для развития его личности. Родители дают ребенку первые образцы общественного, в частности речевого поведения.

Семейное воспитание начинается, прежде всего, с любви к ребенку. Однако слепая, безумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности родителям. Выделяют несколько типов неправильного воспитания:

безнадзорность, бесконтрольность. Ситуация, при которой ребенок находится без присмотра взрослых, а его родители постоянно заняты карьерой и своей личной жизнью;

гиперопека. Ребенок, наоборот, находится под бдительным и неустанным контролем родителей. Такая ситуация часто встречается в семьях, где ребенок единственный, а мать — позднородящая;

воспитание по типу  «кумира семьи». Ребенок всегда оказывается в центре внимания, исполняются любые его желания;

воспитание по типу «золушки». Ребенок находится в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия;

жестокое воспитание. Жестокое наказание ребенка за любую провинность;

воспитание в условиях повышенной моральной ответственности.

     Такая ситуация часто встречается, когда в семье появляется второй ребенок и на старшего из детей перекладывается большая, чем раньше, ответственность.

Одним из неправильных методов воспитания являются физические наказания, которые наносят ребенку физические, психические, нравственные травмы, ведущие к изменению его поведения, всей психики в целом.

Первые 6 мес. жизни ребенок нуждается в эмоциональном общении. Этот период во многих семьях, в которых ребенок является желанным, проходит более удачно, чем остальные периоды. Иную картину можно наблюдать в семьях, где ребенка изначально не хотели, или в неблагополучных семьях, где, например, мать — несовершеннолетняя.

После полугода ребенку уже мало только общения на уровне эмоций, он учится понимать слова. Очень важно следить за тем, чтобы все произносимые взрослыми звуки были четкими, ритм речи не был слишком быстрым. Часто в семье, подлаживаясь к языку малыша, сюсюкают с ним, разговаривают, «коверкая» слова. Подобная манера общения не только не стимулирует ребенка к овладению правильным звукопроизношением, но и надолго закрепляет недостатки его речи.

Порой в беседах с ребенком родители стараются дать ему как можно больше сведений, заботясь о его развитии. Однако малышу нельзя предоставлять всей информации в готовом виде, нужно давать ему возможность подумать, догадаться, почему так, а не иначе. Важно помнить о том, что активность — основное условие полноценного развития ребенка.

Речевая неполноценность обычно порождает у детей своеобразие и характерные особенности поведения. Неудачные попытки самостоятельно преодолеть трудности или замаскировать свою неправильную речь могут вызвать у них чувство собственной неполноценности, стремление отойти от коллектива, предпочтение уединения. Наблюдения за детьми с нарушениями речи подтверждают необходимость проведения целого комплекса медико-педагогических мероприятий по работе с семьей ребенка с речевой патологией.

Большое значение для нормализации речи ребенка имеет правильность речи окружающих его людей. Тон речи должен быть спокойным. Задавая вопрос, не следует торопить ребенка с ответом. При работе с родителями возникает необходимость закрепления навыков правильной речи в домашних условиях. Но родители не всегда могут создать нужные условия для постоянной тренировки речи своего ребенка, поэтому они обращаются за помощью к специалистам.

В условиях специального логопедического учреждения работа с родителями состоит из нескольких этапов.

Организационный этап охватывает работу с родителями в период поступления их ребенка на лечение.

Обучающий этап, содержанием которого является систематическая работа с родителями детей, имеющих речевую патологию.

Завершающий этап включает в себя подведение итогов работы с ребенком.

Своеобразная диспансеризация ребенка после лечения, т.е. продолжение поддерживающего коррекционного воздействия на семью и на ребенка, имеющего патологию речи.

Родители приобретают необходимый минимум знаний для дальнейшей работы с ребенком в домашних условиях. Успех в преодолении речевых нарушений у детей в большинстве случаев зависит именно от них.

Систематическая помощь в раннем возрасте оказывается, как правило, детям с нарушением физического развития. Но не менее важно своевременно проводить коррекцию речевых патологий. Значительным фактором успешности работы по программе ранней педагогической помощи являются позитивное отношение и вера в возможности ребенка.

При организации программ раннего вмешательства необходимо:

выявить категорию детей, нуждающихся в помощи;

оказать им необходимую помощь.

При этом важно выяснить:

основную причину проблем ребенка;

количество детей в семье;

интервал между их появлением на свет;

каким по счету родился ребенок, имеющий речевой дефект.

Литература

Калягин В.А. «Логопсихология»  Уч. пос. М.: Академия, 2006. — 319 с

«Логопедия» Под ред. Л.С.Вол-ковой, С.Н.Шаховской Учебник М.: Владос, 2006., 703 с. М.:

«Основы специальной психологии» Под ред. Л.В. Кузнецовой Уч. пос М.:Академия, 2007. — 480 с.

Трошин О.В., Жулина Е.В. «Логопсихология»  Уч. пос. М.:

ТЦ Сфера, 2005. – 256 с.

Усанова О.Н «Специальная психология».  Уч. пос. СПб.:

Питер, 2006. — 395 с.