Понятие и основные характеристики физических упражнений

Содержание

 

 

Введение 3

I. Физические упражнения 5

1.1. Понятие и основные характеристики

физических упражнений 5

1.2. Классификация физических упражнений 9

II. Вспомогательные средства физического воспитания 15

2.1. Оздоровительные силы природы 15

2.2. Гигиенические факторы 17

Заключение 22

Список использованной литературы 23

 

 

Введение

 

 

Значение физического воспитания детей резко возросло в наши дни. Это вызвано существенным изменением характера заболеваемости людей. В настоящее время резко уменьшилась распространенность эпидемических, инфекционных и паразитарных заболеваний. Угроза со стороны таких болезней, как чума, оспа, холера, малярия, паразитарные тифы и им подобных, почти полностью исключена.

Вместе с тем сегодня все большее распространение получают хронические, неинфекционные заболевания, такие, как сердечно-сосудистые, онкологические, нервно-психические, болезни органов дыхания, В их профилактике важное место принадлежит сознательному, вы­сококультурному отношению людей к своему здоровью, правильному образу жизни и физической культуре.

В связи с этим резко возрастает роль гигиенического и физического воспитания детей.

Физическое воспитание — неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепкого молодого поколения, способного с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовым к защите Родины. Физическое воспитание также способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Способствуя формированию двигательных навыков, совершенствованию таких качеств, как быстрота, сила, выносливость, ловкость, оно формирует ряд морально-волевых качеств: смелость, решительность, настойчивость.

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы.

Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Целью курсовой работы является рассмотрение средств физического воспитания школьников.

Задачи:

2 стр., 984 слов

Физические упражнения для снятия стресса

... срывам, чем люди, ведущие малоподвижный образ жизни. Таким образом, постоянные занятия физическими упражнениями (фитнесом) тренируют не только тело человека, но и поднимают настроение, вселяют ... медитация, массаж, закаливание, ванны с экстрактами трав, шотландский душ. В результате физических упражнений происходит улучшение кровообращения, что улучшает работу сердца, кислород, активно поступающий в ...

1. Рассмотреть понятие и основные характеристики физических упражнений.

2. Рассмотреть классификацию физических упражнений.

3. Рассмотреть вспомогательные средства физического воспитания.

 

I. Физические упражнения

Понятие и основные характеристики физических упражнений

 

 

Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения.

Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания.

Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.

Слово упражнение обозначает направленную повторностъ действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия [5, 34].

Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой – как процесс многократного повторения.

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений – это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.) [7, 221].

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние наличность.

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей.

Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.).

Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой [13, 259]. Они образуют органическое единство, причем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить в первую очередь соответствующее изменение ее содержательной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Со своей стороны форма также влияет на содержание. Несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыться содержанию упражнения.

Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью [14, 108].

9 стр., 4160 слов

Организация и методика проведения самостоятельных занятий физическими ...

... и т.д. 2. Организация и методика проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целью и задачами. Существует три ... изменение цвета кожи, повышенное выделение пота, нарушение ритма дыхания, нарушение координации движений. Признак утомления Степень утомления легкая значительная очень большая Окраска кожи ...

В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.).

Эффект физических упражнений существенно зависит от биомеханических характеристик отдельных движений [10, 229]. Различают пространственные, временные, пространственно-временные и динамические характеристики движений.

К пространственным характеристикам относятся положение тела и его частей (исходное положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, траектория.

От исходного положения во многом зависит эффективность последующих действий. Так, например, сгибание ног и замах рук перед отталкиванием в прыжках с места во многом определяют эффективность последующих действий (отталкивание и полет) и конечный результат.

Не менее важную роль играет и определенная поза в процессе выполнения упражнения. От того, насколько она будет рациональна, зависит и конечный результат.

Направление движения влияет на точность двигательного действия и его конечный результат. Рациональная техника во многом зависит от амплитуды в подготовительных или основных фазах движения. Во многих случаях она определяет: 1) длительность приложения сил и, следовательно, величину ускорения (что очень важно, например, для результата в метаниях); 2) полноту растяжения и сокращения мышц; 3) эстетику и красоту выполняемых движений, характерных для спортивной и художественной гимнастики, фигурного катания на коньках и др. Амплитуда движений зависит от строения суставов и эластичности связок и мышц.

Существенное значение для эффективности физических упражнений имеет траектория движения. По форме она может быть криволинейной и прямолинейной. Во многих случаях оправданной является закругленная форма траектории. Это связано с нецелесообразными затратами мышечных усилий. В других случаях предпочтительной является прямолинейная форма траектории (удар в боксе, укол в фехтовании и т.п.).

К временным характеристикам относятся длительность движений и темп. Длительность упражнения в целом (бега, плавания и т.п.) определяет величину его воздействия (нагрузку).

Длительность отдельных движений влияет на выполнение всего двигательного действия [9, 6].

Темп движения определяется количеством движений в единицу времени. От него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (ходьба, бег, плавание и т.п.).

Величина нагрузки в упражнении также находится в прямой зависимости от темпа.

Пространственно-временные характеристики – это скорость и ускорение. Они определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др.).

6 стр., 2875 слов

Влияние физических упражнений на организм человека 3

... случаях специально подобранные физические упражнения помогают использовать непораженные системы. Например, при утрате функции сгибания руки в локтевом суставе используют движения мышц плечевого пояса. Нормализацию функций физические упражнения обеспечивают, способствуя торможению ...

Динамические характеристики отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются: силы активного сокращения – тяги мышц, силы упругого, эластичного сопротивления растягиванию мышц и связок, реактивные силы. Однако внутренние силы не могут перемещать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами. К внешним силам относятся силы реакции опоры, гравитационные силы (сила тяжести), трения и сопротивления внешней среды (вода, воздух, снег и др.), инерционные силы перемещаемых предметов и т.д.

Ритм как комплексная характеристика техники физических упражнений отражает закономерный порядок распределения усилий во времени и пространстве, последовательность и меру их изменения (нарастание и уменьшение) в динамике действия. Ритм объединяет все элементы техники в единое целое, является важнейшим интегральным признаком техники двигательного действия.

Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия и объективно необходимого [2, 48].

В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники:

1) результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат);

2) параметры эталонной техники. Сущность его заключается в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники;

3) разница между реальным результатом и возможным.

Таким образом, физические упражнения – это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

 

Классификация физических упражнений

 

Классифицировать физические упражнения – значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам. В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений.

1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Это наиболее распространенная классификация. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм.

Гимнастика.С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воздействовать на организм в целом или на развитие его отдельных систем и функций. Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортивную, художественную, производственную, лечебную. В соответствии с учебной программой по физической культуре учащиеся занимаются преимущественно основной гимнастикой (построения и перестроения, обще-развивающие упражнения без предметов и с предметами — мячами, палками, скакалками, флажками, лазание и перелезание, равновесие, ходьба, бег, прыжки, метание, элементарные акробатические упражнения [12, 54].

Игры.В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Удовлетворяя естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности, игры возбуждают коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы и товарищества. В начальных классах школы в основном проводятся подвижные игры, в средних и старших — спортивные.

3 стр., 1028 слов

Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение процесса ...

... техники, своевременная коррекция двигательных ошибок. На факультете физической культуры проводятся курсы: - Организация физического воспитания в дошкольных учреждениях - Физическая культура в системе "семья-школа" - Организационные ... и оборудование; · освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения ...

Туризм.Это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде. К организации и проведению туристских походов (пеших, лыжных, лодочных, велосипедных) привлекают наряду с учителями физкультуры классных руководителей, родителей, шефов. Особую ответственность они несут за дозирование физических нагрузок, соблюдение правил безопасности и охрану жизни и здоровья детей. Во время походов проводится воспитательная работа по охране природы.

Спорт.В отличие от физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно-технических результатов и определения победителей проводятся соревнования. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повышенной ответственности за свои результаты перед коллективом, учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют, развивают двигательные и морально-волевые качества. Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий [6, 237].

В нашей системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм дают возможность:

– во-первых, обеспечить всестороннее физическое воспитание человека;

– во-вторых, удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сфере физического воспитания;

– в-третьих, охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни – от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры в пожилом возрасте.

2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).

3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам: 1) скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.); 2) упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);

5 стр., 2407 слов

Физическое обучение и воспитание

... решаются задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и двигательных навыков, а также воспитанием физических качеств. Общепедагогические методы включают в себя: &# ... занятия. Тренировочные занятия с максимальными нагрузками надо чередовать с занятиями, имеющими небольшую нагрузку. Принцип постепенности отражает научный взгляд на основные принципы жизнедеятельности человека. ...

3) упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.); 4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.

5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности.

6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные.

В практике физического воспитания широко используются физические упражнения из следующих разделов школьной программы:

1. Гимнастика.Основная гимнастика в наибольшей степени обеспечивает общую физическую подготовку, а также является школой двигательной культуры, так как формирует у детей способность управлять своими движениями координировано, точно, красиво. Большое разнообразие упражнений, отнесенных к основной гимнастике, позволяет успешно решать образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи. Любое упражнение гимнастки можно легко дозировать по основным параметрам нагрузки (объему, интенсивности, интервалам отдыха).

Поэтому она обладает большими педагогическими возможностями.

2. Легкая атлетика.Арсенал основных средств из раздела легкой атлетики составляют самые распространенные и жизненно важные упражнения в ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Средства легкой атлетики являются великолепным всесторонне развивающим фактором, так как с их помощью можно совершенствовать все физические качества, многие функции организма, прежде всего, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Кроме того, легкоатлетические упражнения легко поддаются точной дозировке нагрузки.

3. Лыжная подготовка.Этот вид двигательной активности является очень эффективным прикладным, развивающим и оздоровительным средством физического воспитания. При ходьбе на лыжах работают все основные мышечные группы и системы организма – функционирует сердце, кровообращение, дыхание. Физическая нагрузка легко дозируется по объему и интенсивности.

4. Плавание – оказывает широкое воздействие на организм человека, благодаря необычайной внешней среде – воде. Во время плавания человек находится в горизонтальном положении и в состоянии невесомости, что позволяет разгрузить позвоночник, расслабить многие мышцы тела человека и ощутить легкость движений. Одновременно в непрерывно чередующихся гребковые движения вовлекаются почти все мышцы тела человека, многие из которых в обычных условиях практически бездействуют. Такая всесторонняя мышечная нагрузка активизирует жизнедеятельность различных органов человека и обменные процессы в его организме. Плавание является замечательным средством тренировки дыхания. Вода обычно имеет более низкую температуру, чем тело человека. Поэтому она оказывает закаливающее действие на организм.

12 стр., 5594 слов

1. Основные физические способности (качества) человека

... воспитания способности преодолевать все большее по величине внешнее сопротивление. Применяются упражнения с околопредельными и предельными отягощениями. Каждое упражнение выполняется сериями. В одной серии 1-3 повторения упражнения. В занятии ... 1. Определение и виды физического качества выносливость человека. Выносливость – это способность организма человека преодолевать наступающее утомление. Виды ...

5. Игры.Характерной чертой игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, бросков, передач и ловли мяча, сопротивление соперников и др.).

В игре закрепляются и совершенствуются естественные движения и отдельные умения и навыки, приобретенные на занятиях по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и др. Педагогическая ценность игр заключается в том, что они оказывают комплексное воздействие на все физические и психические функции человека одновременно, однако физическая нагрузка в игре не поддается точной и индивидуальной дозировке.

В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной активности. После учебных занятий в школе дети должны не менее 1,5-2 часов провести на воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях [4, 42].

В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение.

 

II. Вспомогательные средства физического воспитания

Оздоровительные силы природы

 

 

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

Такие при­родные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и вод­ной среды, служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека [15, 37].

Метеорологические факторы составляют ту группу факторов, познав закономерности воздействия которых можно определить оптимальные условия для достижения наибольшего эффекта от физических упражнений. Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой: влияет на нее и приспосабливается к ней. Постоянно изменяющиеся солнечное излучение, температура воздуха и воды, осадки, движение и ионизация воздуха, атмосферное давление вызывают существенные биохи­мические изменения в организме, приводящие к физиологическим и психическим реакциям: к изменению состояния здоровья, работоспособности человека и эффективности физических упражнений. Все это сказывается на технике и тактике физических упражнений и может повышать опасность травмирования. Следовательно, необходимо учитывать и специально организовывать влияние внешних факторов на ученика при выполнении им физических упражнений.

Использование естественных сил природы в процессе физического воспитания осуществляется по двум направлениям:

1. Естественные силы природы как сопутствующие факторы, со­здающие при грамотном учете их действия наиболее благоприятные условия для физических упражнений. Они дополняют и усиливают эффективность воздействия движений на организм человека. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

5 стр., 2003 слов

Влияние физических упражнений и корригирующей гимнастики для ...

... и посоветовать вид спорта может только врач-офтальмолог. Учеными доказано, что циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 ударов ... системы организма. Обязательно проконсультируйтесь с офтальмологом об использовании контактных линз во время занятий спортом, в особенности водным. . Комплекс коррегирующей гимнастики для глаз Комплексы ...

2. Естественные силы природы как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания в виде солнечных, воздушных и водных ванн. При оптимальном воздействии эти процедуры, включенные в режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных требований к использованию естественных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями. При определении рациональной дозы следует учитывать особенности учеников и характер педагогических задач. Это позволит, во-первых, реализовать перенос эффекта закаливания, т. е. использовать приобретенный учеником в процессе физического воспитания эффект закаливания в трудовой и учебной деятельности; во-вторых, создать возможности для применения более высоких нагрузок, а следовательно, повышения работоспособности; в-третьих, повысить сопротивляемость организма к действию перегрузок, вибрации, укачивания и пр.; в-четвертых, на более высоком уровне проявить волевые качества.

Физические упражнения в сочетании с естественными факторами закаливания помогают повысить общую устойчивость организма к ряду неблагоприятных воздействий внешней среды.

 

Гигиенические факторы

 

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

Гигиенические факторы являются решающими в реализации принципа оздоровительной направленности системы физического воспитания [3, 27]. Их задача — сделать занятия физическими упражнениями органической частью жизнедеятельности человека. С другой стороны, эффективность самих физических упражнений будет наивысшей только при соблюдении необходи­мых гигиенических норм.

Будучи неспецифическими средствами, гигиенические факторы приобретают большое значение для полноценного решения задач физического воспитания. Как бы хорошо ни был организован педагогический процесс, он никогда не даст желаемого эффекта при нарушении, например, режима питания и сна, если занятия будут проходить в антисанитарных условиях. Вот почему в школьной программе по физическому воспитанию имеется теоретический материал, определяющий объем гигиенических знаний школьников.

Цель гигиены физического воспитания и спорта состоит в профилактике различных заболеваний, связанных с воздействием факторов физической культуры и спорта у лиц, занимающихся физическими упражнениями, повышении оздоровительной эффективности занятий физическими упражнениями на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физической культурой и спортом.

16 стр., 7530 слов

Тематика практических занятий 2

... поведения 3. Психосексуальное развитие 4.Формы и методы полового воспитания 5. Проблема подростковой гиперсексуальности 6. Эволюционная теория пола В.А.Геодакяна Задание: ... -Пресс, 2000. - 512 с. Практическое занятие №9-10. Воспитание ребенка в ... консультирования. – М.: Сфера, 2005. - 224 с. Практическое занятие №3 Особенности современной семьи, ее структура, динамика Вопросы для ...

Предметом гигиены физического воспитания и спорта как науки является изучение процесса взаимодействия организма человека с различными факторами физической культуры и спорта [11, 112].

Основная задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в разработке мероприятий для предупреждения возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого, относятся:

— оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств, применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;

— рациональное питание;

— оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;

— закаливание.

Гигиенические факторы представляют собой обширную группу разнообразных средств, условно разделяемых на две группы:

1. Средства, которые обеспечивают жизнедеятельность человека вне процесса физического воспитания: нормы личной и общественной гигиены труда, учебы, быта, отдыха, питания, т. е. все то, что обеспечивает предпосылки для полноценных занятий физическими упражнениями.

2. Средства, непосредственно включаемые в процесс физического воспитания: оптимизация режима нагрузок и отдыха в соответствии с гигиеническими нормами, специальное питание на дистанции, создание внешних условий (чистота воздуха, достаточная освещенность, искусственная аэроионизация, исправность инвентаря, удобство одежды и т. п.) и активизация восстановления организма (массаж, баня, ультрафиолетовое облучение и т. п.).

Гигиенические факторы включают гигиеническое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна и т. д. [8, 49].

Формирование благоприятной окружающей среды требует строгого соблюдения ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка. Применяемые для занятий физическими упражнениями снаряды, инвентарь и оборудование по размерам, весу и устройству должны соответствовать возрасту и полу учащихся. Школьникам, в свою очередь, необходимо выполнять некоторые нормы и правила, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий. Сюда относится уход за телом, горячее питание и полноценный сон, наличие спортивной одежды и обуви.

Очень важен гигиенический режим занятий: систематичность, регулярность, разносторонность и постепенное увеличение физических нагрузок. При перерывах в занятиях и тренировках необходимо начинать с более легких нагрузок по сравнению с теми, которые применялись до перерыва. Напряженные упражнения должны чередоваться с легкими, с упражнениями на расслабление. Нагрузки на различные мышечные группы также необходимо чередовать на разных этапах тренировки или занятий. В противном случае возможна перетренировка, а в итоге — плохое субъективное состояние спортсменов.

Степень положительных изменений, происходящих в организме под воздействием физических упражнений, пропорциональна (в определенных физиологических границах) объему и интенсивности физических нагрузок. Если соблюдаются все необходимые условия (нагрузки не превышают той меры воздействия на организм, за которой начинается переутомление), то чем больше объем нагрузок, тем значительнее и прочнее адаптационные перестройки. Чем интенсивнее физические нагрузки, тем мощнее процессы восстановления.

Двигательную нагрузку необходимо дозировать с учетом индиви­дуальных реакций на нее, суточной и сезонной ритмики основных физиологических функций, умственной и физической работоспособности, возрастных морфологических и функциональных особенностей, а также климатогеографических и социальных факторов.

Питание — один из основных гигиенических факторов внешней среды, непрерывно воздействующих на организм. Именно через питание человек вступает в самый тесный контакт со всеми химическими веществами растительного и животного происхождения, входящими в биосферу земного шара.

Посредством питания обеспечивается непрерывность хода двух взаимно противоположных и взаимно связанных процессов ассимиляции и диссимиляции.

Питание служит одним из средств активного целенаправлен­ного воздействия на организм, сохранения, формирования и ук­репления здоровья человека.

Во время тренировочных занятий и особенно соревнований, когда спортсмен испытывает высокое физическое и нервно-психическое напряжение, сопровождающееся значительной активацией всех метаболических процессов, потребность его организма в энергии и отдельных пищевых веществах возрастает.

Поэтому при занятиях физической культурой и спортом питание должно:

— полностью возмещать расходуемое спортсменом количество энергии и пищевых веществ;

— способствовать повышению его специальной спортивной работоспособности;

— ускорять восстановительные процессы после тренировок или соревнований.

Из оздоровительных средств эффективно закаливание в сочетании с аэроионизацией воздуха, ультрафиолетовым облучением, а также с баней, массажем [1, 68].

Закаливание — обязательный элемент физического воспитания, имеющий большое значение для укрепления здоровья, повышения сопротивляемости инфекциям и увеличения работоспособности.

Сущность закаливания заключается в тренировке терморегуляторного аппарата, в развитии защитных реакций организма к повреждающему действию тех или иных факторов окружающей среды. В результате закаливания повышается устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям погодных факторов.

Процесс закаливания специфичный, т. е. холодовые процедуры повышают устойчивость к холоду, а воздействие высоких температур — к жаре.

При закаливании используют природные факторы: воздух, воду и солнце. Эффективность закаливания зависит от правильности методики его применения.

Соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспи­тания усиливает положительный эффект физических упражнений. Требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, питания и внешних условий занятий (чистота, освещенность, вентиляция мест занятий) способствуют эффективности проводимых физических упражнений.

Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями.

 

 

Заключение

 

 

Для достижения цели физического воспитания применяются следующие группы средств: 1) физические упражнения; 2) оздоровительные силы природы; 3) гигиенические факторы.

Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания.

Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние наличность.

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Такие при­родные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и вод­ной среды, служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека.

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна. Гигиенические факторы являются решающими в реализации принципа оздоровительной направленности системы физического воспитания.

Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Список использованной литературы

 

 

1. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. — М., 2003.

2. Бикмухамедов Р.К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культуры. — 2008. — N 7.

3. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта. — М.: Академия, 2002.

4. Гигиенические требования к условиям обучения школьников // Вестник образования России. – 2007. — № 10.

5. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно — методической деятельности в физической культуре и спорте. — М.: Академия, 2000.

6. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств).

— М.: Лептос, 2010.

7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.: ФиС, 2002.

8. Пошевский С.А. Физическое воспитание учащейся молодёжи (гигиенические аспекты).

– М.: Медицина, 2003.

9. Сальников В.А. Индивидуальные различия как основа оптимизации спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. — 2003. — N 7.

10. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.

11. Теория и технология образования / Е.А. Суворина, О.Н. Борисова, Е.В. Ткаченко и др. — Тверь: ТГУ, 1992.

12. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя / Под ред. Г.И. Довгаль, И.Н. Столяк. – М.: Просвещение, 2003.

13. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Академия, 2003.

14. Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников: Книга для учителя. — Ростов-н/Д.: РГПУ, 1994.

15. Янсон Ю.А. Введение в физическое воспитание школьников. — Ростов-н/Д.: РГПУ, 1996.