1 Цели освоения дисциплины

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Кафедра психологии

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора ИНПО

____________Иванов Е.В.

«____»___________2011г.

Научные исследования в профессиональной деятельности

психолого-педагогического направления

Дисциплина по направлению 050400.68 — Психолого-педагогическое

образование

Рабочая программа

СОГЛАСОВАНО Разработал

Начальник учебного отдела профессор каф. психологии

___________/Жегурова В.В./ _________/Калашникова М.Б./

«_____»_________2011г. «_____»____________2011 г.

Принята на заседании

кафедры психологии

Зав. кафедрой психологии

________/Калашникова М.Б./

«___»_______________2011г.

Цель курса- овладение студентами методологией научного исследования.

Основные задачи курса:

1. Дать представление об основных методологических подходах в психолого-педагогических исследованиях.

2. Раскрыть особенности научных исследований в различных методологических парадигмах.

3. Развить навыки планирования исследования студентов в зависимости от различных методологических подходов.

2 Место дисциплины в структуре ооп направления подготовки

Дисциплина «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» входит в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла направления подготовки 050400.68 — психолого-педагогическое образование и способствует реализации требований ФГОС к уровню подготовки выпускника по данному направлению.

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... психолого-педагогическим. Конкретно научный уровеньметодологии предполагает методологические подходы в той или иной специальной научной дисциплине. Технологический уровень методологии отражает совокупность методов, техник исследования, ... и предвидеть будущие события и факты. Методологический уровень исследования – на базе эмпирических и теоретических исследований формируются общие принципы и методы ...

Курс взаимосвязан и базируется на таких дисциплинах как «Методология и методы научного исследования», «Философия образования и науки» и дает основу для практики и научно исследовательской работы, написания магистерской диссертации.

3 Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Способность и готовность к: -владению методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);

— выделять существенные связи и отношения (ОК-11);

— использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2).

В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: основные методологические парадигмы современной педагогики и психологии: системный, культурно-исторический, гуманистический, деятельностный и др. подходы. Уметь: планировать научное исследование

Владеть: навыками методологического и математического обеспечения научного исследования, качественным и количественным анализом.

4 Структура и содержание дисциплины

4.1 Трудоемкость дисциплины и формы аттестации Таблица

4.1.1 — Трудоемкость дисциплины «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» и формы аттестации для направления 050400.68 — Психолого-педагогическое образование

Учебная работа (УР)

Всего

Распределение по семестрам

1

Полная трудоемкость дисциплины в зачетных единицах (ЗЕ), в т.ч.:

— курсовой проект/работа, ЗЕ

— экзамен, ЗЕ

4

1

4

1

Распределение трудоемкости по видам УР в академических часах (АЧ):

— лекции

— семинары

— в том числе, аудиторная СРС

— внеаудиторная СРС

36

9

27

12

72

36

9

27

12

72

Аттестация:

экзамен

36

36

4.2 Содержание дисциплины

Таблица 4.2.1 — Календарный план дисциплины «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления» для направления 050400.68 — психолого-педагогическое образование

Модуль, раздел (тема),

курсовая работа

Семе стр

неде

ли

Трудоемкость по видам

учебной работы,

(вАЧ)

Баллы рейтинга

Рекомен­дуемые источники

1

лек

сем

В том числе,

ауд.

СРС

Вне

ауд. СРС

Порого­вый

Макси­мальны й

Модуль 1

Методология научных исследований психолого-педагогического направления

9

27

1.1 История развития и современные представления о научном познании

1,2

3

9

1,2,3

1.2 Психологические исследования и их виды

3

3

9

1,2,3

1.3 Методологические принципы организации научных исследований в психологии

4,5

3

9

1,2,3

Модуль 2

Практика научных исследований

психолого-педагогического

направления

11

8

17

2.1 Актуальность и противоречия современных исследований

6

2

1

3

6, 11

2.2 Объект и предмет исследования

7,8

2

1

3

5,12

2.3 Гипотеза и ее виды

9

2

1

3

5,6

2.4 Планирование исследования

психолого-педагогического

направления

10,11

2

2

3

7,10

2.5 Методы и методики исследования

12,13

3

3

5

6,12,4

Модуль 3

Описание научных исследований

6

4

24

3.1 Организация выборки

14,15

2

1

7

1,3

3.2 Проверка гипотез: параметрическая и непараметрическая статистика

16

2

1

8

8,9

3.3 ГоСТ оформления и описание данных

17

2

2

9

1,6,10

Итого

9

17

12

70

4.2.1 Содержание теоретических занятий

4.2.1.1 История развития и современные представления о научном познании.

Человек как субъект и объект науки. Этика психологического исследования и проблема социальной ответственности исследователя. Научное познание и ценности. Социально-этические принципы познания. Девиантные формы поведения исследователей: фальсификация данных, плагиат, шельмование противников, отказ от борьбы за приоритет. Этические нормы проведения исследования на людях. Этические нормы взаимоотношений в научно-педагогическом коллективе. Этические проблемы во взаимоотношениях с заказчиком. Социокультурная автономия психологических исследований. Правовые основы исследований.

4.2.1.2 Психологические исследования и их виды Виды психологических исследований: теоретические и эмпирические, фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные. Моделирование, виды моделей. Сферы прикладных исследований: бизнес, политика, образование, оборона, безопасность и правопорядок, массовые коммуникации. Конкретные направления прикладных исследований: обучение и воспитание, профессиональный психологический отбор, повышение эффективности индивидуальной и групповой деятельности, оптимизация деятельности в экстремальных условиях и в системе человек-техника, повышение эффективности массовых коммуникаций, исследование потребителей, психологическая помощь и реабилитация и др. Психологическая экспертиза экономических и социальных проектов (предварительная, промежуточная и итоговая).

Современные требования к прикладному исследованию. Исследователи и исследовательские организации в России. Психологические исследования как профессиональная деятельность.

4.2.1.3 Методологические принципы организации научных исследований в психологии. Методология, ее структура и роль в повышении эффективности психологических исследований. Уровень конкретно-научной методологии. Уровень методики и техники исследования. Понятие метода. Метод как единство объективного и субъективного. Классификация методов: методологический принцип (или научный метод), исследовательский метод (или частный методический прием), форма использования метода, методика. Методологические проблемы соотношения качественного и количественного знания в психологии. Специфика объективности психологического познания. Правила применения средств психологического познания. Задачи эмпирической психологии. Психологический факт. Соотношение теории, эксперимента и практики в процессе исследования. Единицы и элементы изучения психического. Зависимость науки от обыденного знания. Типичные методологические ошибки.

4.2.2 Содержание семинарских занятий

4.2.2.1 Тема: Актуальность и противоречия современных исследований.

Цель: овладение навыками анализа актуальности и противоречий планируемогоисследования.

Вопросы:

1 .Цели и задачи исследования, их значение. Соотношение целей и результатов исследования,

необходимость достижения соответствия содержания и выводов исследования его целям и

задачам.

2.Актуальность исследования и порядок ее установления. Взаимосвязь целей и задач

исследования, его актуальности и характеристики степени теоретической разработки темы

исследования.

3.Определение новизны научного исследования. Критерии новизны научных исследований,

рекомендаций и практических предложений. Новации и традиции в динамике научного

знания. Виды новаций: научные открытия; новые теории; новые теоретические положения

новые исследовательские программы; новые гипотезы. Создание новых средств и методов

исследования; развитие языка науки; внедрение новых методологических идей и стиля

мышления.

Рекомендуемая литература:

1. Волков Б.С, Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов. -М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.

2. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2005.

3. Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования. -М. Изд.центр «Академия», 2005.

4.2.2.2 Тема: Объект и предмет исследования

Цель: формирование навыков определения и описания объекта и предмета

исследования.

Вопросы:

1.Сравнительный анализ объекта и предмета в педагогике и психологии.

2.Особенности описания объекта и предмета в психолого-педагогическом исследовании.

Рекомендуемая литература:

1. Волков Б.С, Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов. -М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.

2. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2005.

3. Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования. -М. Изд.центр «Академия», 2005.

4.2.2.3 Тема: Гипотеза и ее виды.

Цель: овладение навыками определения целей, задач, постановки гипотез исследований. Вопросы:

1.Способы образования исследовательских гипотез.

2.Виды гипотез.

3.Аргументированность выдвигаемой гипотезы.

Рекомендуемая литература.

1. Волков Б.С, Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов. -М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.

2. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2005.

3. Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования. -М. Изд.центр «Академия», 2005.

4.2.2.4 Тема: Планирование исследования психолого-педагогического направления Цель: формирование навыков планирования психолого-педагогического исследования разного уровня.

Вопросы:

1 .Замысел (концепция) исследования.

2.0перационализация понятий. Переменные.

3.Критерии, показатели и индикаторы..

4. Понятие о зависимой и независимой переменной.

Рекомендуемая литература.

1. Волков Б.С, Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов. -М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.

2. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2005.

3. Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования. -М. Изд.центр «Академия», 2005.

4.2.2.5 Тема: Методы и методики исследования.

Цель: отработка навыков отбора методик исследования.

Вопросы:

1.Методы психологического исследования и их классификация. Выбор и обоснование методов. Реализация принципов дополнительности и достаточности при выборе методик. Источники информации о психологических методиках. Модификация и адаптация методик. Связь используемых методов с теоретико-методологической основой исследования. Наблюдение: сущность, основные предназначения и область применения. Разработка процедуры наблюдения. Самонаблюдение.

2.Экспериментальные методы. Выбор схемы или модели эксперимента. Констатирующий и формирующий эксперимент. Техника репертуарных решеток. Семантический дифференциал. Логическая структура и процедура эксперимента.

3.Диалогические методы. Опрос: сущность, предназначение, область применения. Интервью. Анкетирование и его разновидности. Психодиагностические опросники, особенности их разработки и применения. Беседа. Фокус-группа. Методы анализа результатов деятельности. 4.Тесты. Биографический метод. Проективные методики. Метод изучения документов, область применения, его разновидности. Качественный (традиционный) метод анализа документов. Формализованный анализ, область применения. Процедура контент-анализа. Рекомендуемая литература:

1. Волков Б.С, Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического

исследования: Учебное пособие для вузов. -М.: Академический Проект; Фонд «Мир»,2005.

2. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2005.

4.2.2.6 Тема: Организация выборки

Цель: формирование навыков планирования выборки Вопросы:

1 .Выборка для эмпирического исследования.

2.Репрезентативность выборки. Расчет объема выборки и ее структуры. .

3.Контрольные и экспериментальные группы и их подбор.

4.Контроль отношения испытуемых к эксперименту или обследованию.

Рекомендуемая литература:

1. Волков Б.С, Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов. -М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.

2. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2005.

4.2.2.7 Тема: Проверка гипотез: параметрическая и непараметрическая статистика.

Цель: отработка навыком математического анализа эмпирических данных.

Вопросы:

1.Алгоритм выбора методов математической статистики.

2.Первичная обработка данных. Описательный статистический анализ. Составление таблиц.

3.Оценка достоверности отличий. Корреляционный, дисперсионный, дискриминантный,

регрессионный виды анализа. Факторный анализ. Оценка значимости факторов.

4.Компьютерная обработка данных. Выбор прикладных статистических программ. Работа с

электронной таблицей.

5.Построение диаграмм и графиков.

Рекомендуемая литература:

1. Волков Б.С, Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов. -М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.

2. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2005.

4.2.2.8 Тема: ГоСт оформления и описание данных.

Цель: знакомство с ГоСТ нового поколения, отработка навыков фактуального описания.

Вопросы:

1 .ГОСТ на библиографическую терминологию.

2.Методика выполнения библиографических ссылок.

3..Библиографическое описание произведений печати, используемых в исследовании.

Рекомендуемая литература:

1. Волков Б.С, Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов. -М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.

2. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2005.

4.3 Формирование компетенций студентов

Таблица 4.3.1 — Матрица соотнесения модулей дисциплины «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления » и формируемых в них компетенций

№ модуля дисциплины

Трудоемкость модуля, АЧ

компетенции

Модуль 1

36

ОПК-2, ОК-11,ОК-2

Модуль 2

36

ОПК-2, ОК-11,ОК-2

Модуль 3

36

ОПК-2, ОК-11, ОК-2

5 Образовательные технологии

Образовательный процесс по дисциплине строится на основе комбинации следующих образовательных технологий: модульно-рейтинговое, контекстное обучение, развивающее и проектное обучение, элементы технологии развития критического мышления.

Реализация данной модели предполагает использование следующих технологий стратегического уровня (задающих организационные формы взаимодействия субъектов образовательного процесса), осуществляемых с использованием определенных тактических процедур:

— лекционные (вводная лекция, лекция-презентация, проблемная лекция);

— практические (работа в малых группах, игровые методики, метод кейс-стади);

— активизации творческой деятельности (дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, метод проектов и др.);

— самоуправления (самостоятельная работа студентов, метод экспертных оценок).

Таблица 5.1 — Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы

Тема занятий

Форма проведения

Модуль 1

Методология научных исследований

психолого-педагогического

направления

1.1 История развития и современные представления о научном познании

вводная лекция

1.2 Психологические исследования и их виды

проблемная лекция

1.3 Методологические принципы организации научных исследований в психологии

лекция-презентация

Модуль 2

Практика научных исследований

психолого-педагогического

направления

2.1 Актуальность и противоречия современных исследований

вводная лекция

2.2 Объект и предмет исследования

работа в малых группах

2.3 Гипотеза и ее виды метод, проектов, дискуссия, мозговой

штурм

2.4 Планирование исследования психолого-педагогического направления

метод проектов, работа в малых группах

2.5 Методы и методики

работа в малых группах, дискуссия, мозговой

штурм,

Модуль 3

Описание научных исследований

3.1 Организация выборки

дискуссия, мозговой штурм,

3.2 Проверка гипотез: параметрическая и непараметрическая статистика

работа в малых группах

3.3 ГоСТ оформления и описание данных

метод проектов

6 Оценочные средства контроля успеваемости

6.1 Формы контроля качества освоения студентами программы дисциплины

Для оценки качества усвоения курса используются следующие формы контроля:

— текущий: контроль выполнения аудиторных и домашних заданий, работы с источниками, использование контрольных работ и педагогических тестовых материалов для аудиторного контроля теоретических знаний

— семестровый: осуществляется посредством экзамена и суммарных баллов за весь период изучения дисциплины.

Экзамен принимается согласно рабочему учебному плану в период экзаменационной сессии.

6.2 Виды и перечни заданий на самостоятельную работу студентов (срс)

6.2.1 (ДР 1) Подготовка доклада на тему: «Выбор методологической позиции исследователя как основание научного поиска».

Вопросы для обсуждения:

1. Методология и ее структура.

2. Виды психологических исследований.

3. Прикладные возможности психологических исследований.

4. Этические проблемы психологических исследований.

Рекомендуемая литература:

1. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2005.

2. Волков Б.С, Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов. -М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.

3. Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования. -М.: Изд.центр «Академия», 2005.

6.2.2 (ДР 2)Тема: Подготовка теоретической (реферативной) части исследования.

Цель: отработка навыков построения теоретического анализа психолого-педагогической

литературы.

Вопросы для практической отработки:

1. Разработка запросов для поиска научной и эмпирической информации.

2. Библиографическое оформление различных литературных источников.

3. Наглядное представление теоретической модели исследуемого явления.

Рекомендуемая литература:

1. Волков Б.С, Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов. -М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.

2. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2005.

6.2.3 (ДР 3)Тема: Выбор методов и подготовка исследовательского инструментария.

Цель: формирование навыков отбора методик в соответствие с общей методологий

исследования.

Вопросы для практической отработки:

1. Выбор и обоснование методов психологического исследования.

2. Разработка карточки наблюдения.

3. Проектирование анкеты.

4. Выбор схемы эксперимента и дизайн групп.

Рекомендуемая литература:

1. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.

2. Загвязинский В.П., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования. -М.: Изд.центр «Академия», 2005.

3. Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование. -СПб.: Питер, 2003.

4. Бурлачук Л.Ф. Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике. -М.: Питер, 2001.

5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. -М.: «Добросвет», 2003.

6. Методы социальной психологии: Учебное пособие. -Ростов н/Дону: Феникс, 2003.

6.2.4 (ДР 4)Подготовка отчета о проведенном исследовании.

Вопросы для практической отработки:

1. Доказательство истинности выдвинутой гипотезы.

2. Разработка структуры отчета о проведенном исследовании.

3. Презентация результатов исследования.

Рекомендуемая литература:

1. Волков Б.С, Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов. -М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.

2. Девис Дж. Исследования в рекламной деятельности: теория и практика. -М., ИД «Вильяме», 2003.

6.3 Педагогические контрольные материалы

6.3.1 Вопросы к экзамену

1. Методология психологического исследования и ее структура.

2. Понятие и виды методов.

3. Специфика психологического исследования.

4. Этика психологического исследования.

5. Виды психологических исследований.

6. Квалификационные научно-исследовательские работы и общие требования к ним.

7. Прикладные психологические исследования.

8. Общая схема и логика психологического исследования.

9. Основные этапы исследования.

10. Порядок выбора (формулирования) темы исследования.

11. Поиск, предварительное описание и преобразование проблемы исследования.

12. Оценка актуальности, научной разработанности проблемы и возможностей исследователя.

13. Цели и результаты исследования.

14. Виды гипотез и порядок их формулирования.

15. Требования к библиографическому описанию литературных источников.

16. Цели и методы теоретического исследования.

17. Классификация методов психологического исследования.

18. Критерии, показатели и индикаторы исследуемых явлений.

19. Обеспечение репрезентативности выборки.

20. Наблюдение, его виды и особенности использования.

21. Цели и особенности применения эксперимента.

22. Метод опроса и его разновидности.

23. Требование к разработке анкет.

24. Основные характеристики психодиагностических методик, учитываемые при их выборе.

25. Метод анализа результатов деятельности, его виды и особенности.

26. Требования к психологическим тестам.

27. Обеспечение достоверности результатов исследования.

28. Требования к организации экспериментального общения.

29. Методы анализа качественных данных.

30. Выбор и применение методов математической статистики.

31. Общие правила описания и представления результатов исследования.

32. Порядок подготовки и содержание отчета о выполненном исследовании.

6.3.3.1 Теория и методы психологического исследования

1. По степени трудоемкости самым сложным является

А. Экспериментальное исследование В. Методическое исследование

Б.Эмпирическое описательное исследование Г. Эмпирическое объяснительное

исследование

2.Количественное значение исследуемого признака, наиболее часто встречающееся в выборке, называется

А. Частотой В. Интервалом

Б. Модой Г. Распределением

3. Достаточной для научно-убедительных выводов по критерию Стьюдента является вероятность допустимой ошибки равная или меньшая

А. 0,1 В. 0,5

Б. 0,005 Г. 0,05

4.Характеристика психодиагностической методики как валидной свидетельствует о

А. Простоте обработки полученных в В. Её пригодности для оценивания именно

исследовании результатов того качества, для которого она

предназначена

Б. Её многократном апробировании в Г. Её сложности

практике

5.Надежность используемой диагностической методики характеризует

А. Возможность получения с её помощью В. Возможность многократного

устойчивых показателей (не зависимых от использования методики

испытуемого или экспериментатора)

Б. Возможность применения методики в Г. Возможность обработки полученных в

лонгитюдных исследованиях исследовании данных математическими

методами

6. Стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели, называются

А. Интервью В. Опросниками

Б. Наблюдением Е. Тестами

7. В качестве независимой переменной в эксперименте могут выступать

А. Некоторые воздействия экспериментатора В. Изменения в результате воздействия на исследуемые процессы экспериментатора

Б. Индивидуальные реакции испытуемых в Е. Любые изменения в ходе эксперимента ходе эксперимента

8. Тесты, основанные не на прямой, а на косвенной оценке психологических качеств человека называются

А. Процессуальными тестами В. Аппаратурными тестами

Б. Проектными тестами Е. Бланковыми тестами

9. Описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения объекта, называется

А. Опросом В. Наблюдением

Б. Моделированием Е. Тестированием

10.Метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов, называется

А. Методом моделирования В. Эмпирическим методом

Б. Праксиметрическим методом Е. Методом наблюдения

11. Полное время проведения теста для подростка не должно превышать

А. 3-4 час. В. 30 мин.

Б. 20 мин. Е. 1,5-2 часа

12. Тест ШТУР позволяет выяснить

А. Степень социализации В. Уровень умственного развития

Б. Уровень адаптации к обучению Г. Уровень тревожности

13. Высокие баллы (8-10), полученные в тесте Р.Кетелла по шкале «экстраверсия»,

характеризуют ребенка как

А. Открытого, доброжелательного В. Обособленного

Б. Обидчивого, недоверчивого Г. Равнодушного к окружающим

14.Социометрическая методика позволяет

А. Определить интеллект испытуемого В. Определить положение испытуемого в

системе межличностных отношений в группе

Б. Определить уровень тревожности Г. Определить ведущее полушарие

испытуемого

15.Целью психолого-педагогического эксперимента могут стать

А. Только изменения в межличностных В. Только изменения в личности объектов

отношениях субъектов образования эксперимента

Б. Только положительная динамика Г. Все, что способствует повышению

успеваемости школьников качества образовательного процесса

16.Проблемы, выбираемые для психолого-педагогического эксперимента, должны отвечать критериям:

А. Актуальности В. Практической значимости

Б. Новизны Г. Всем вышеперечисленным критериям

17. Предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления называется

А. Целью эксперимента В. Гипотезой эксперимента

Б. Задачей эксперимента Г. Выводом эксперимента

18. Для анализа текстов и текстовых массивов используется

А. Тестирование В. Лонгитюдный метод

Б. Контент-анализ Г. Метод моделирования

19.При проведении личностной и поведенческой психодиагностики детей дошкольного возраста рекомендуется чаще обращаться к методу

А. Внешней экспертной оценки В. Рефлексии

Б. Интроспекции Г. Тестирования

20. Исследуя познавательные процессы у подростков

А. Можно использовать взрослые тесты с В. Следует самостоятельно разрабатывать

некоторыми ограничениями, касающимися диагностирующие методики научных терминов

Б. Нельзя использовать взрослые тесты Г. Предпочтительно использовать метод

интроспекции

6.3.3.2 Тест для самопроверки (с ответами)

1. Все перечисленные ниже высказывания являются характеристиками псевдонауки, кроме следующих:

1) любые факты объясняются с помощью определенной теории;

2) относительно простые явления получают очень сложное объяснение;

3) концепция опирается на единичные факты;

4) невозможность повторения эксперимента.

2.Для получения согласия на участие в эксперименте участникам сообщают:

1) что эксперимент будет проводиться без мистификации;

2) что эксперимент необходимо довести до конца;

3) что будет применяться электрический шок;

4) общее содержание эксперимента.

3.Какие из следующих утверждений, сравнивающих полевые исследования с лабораторными, верны?

1) лабораторные исследования моделируют более жизнеподобные ситуации, т.е. проявляют больший жизненный реализм;

2) для достижения экспериментального реализма исследования должны проводиться в лаборатории;

3) лабораторные исследования обеспечивают более высокий уровень контроля за условиями проведения;

4) при проведении лабораторных исследований обоснованное согласие получить сложнее, чем при проведении полевых исследований.

4.Для какой из следующих шкал измерений приведен правильный пример?

1)интервальная шкала — номера домов на улицах;

2)шкала отношений — температура в градусах Цельсия;

3)номинальная — как долго младенцы смотрят на новый стимул;

4)порядковая — студенты решили, что профессор X самый строгий, профессор Y — второй

после него и т.д.

5. Что общего имеют все однофакторные планы с повторяемыми измерениями?

1)они всегда включают контрольную группу;

2)участники исследуются при каждом из экспериментальных условий более одного раза;

3)наиболее предпочтительным методом создания эквивалентных групп является

уравнивание;

4) каждый участник исследуется при каждом из экспериментальных условий.

Ответы:

1.-3).

2. -4).

3. -3).

4.- 2).

5. -4).

6.4 Критерии оценок качества освоения студентами дисциплины

Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины:

— пороговый («оценка «удовлетворительно») — 120-149 баллов.

— стандартный (оценка «хорошо») — 150-179 баллов.

— эталонный (оценка «отлично») — 180-200 баллов.

Таблица 6.4.1 — Критерии оценки качества усвоения дисциплины

Критерий

В рамках формируемых компетенций студент демонстрирует

Пороговый

знание и понимание теоретического содержания курса с незначительными пробелами; несформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, низкое качество выполнения учебных заданий, низкий уровень мотивации учения;

Стандартный

полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; недостаточную сформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях; достаточное качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий; средний уровень мотивации учения;

Эталонный

полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; сформированность необходимых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, высокое качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий (оценены числом баллов, близким к максимальному); высокий уровень мотивации учения.

7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1 Основная литература:

1.Волков Б.С, Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического

исследования: Учебное пособие для вузов. -М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.

2.Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к

технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Смысл, ИЦ «Академия»,

2005.

З.Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии.- СПб.: Питер, 2008.

7.2 Дополнительная литература:

4.Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование. -СПб.: Питер, 2003.

5.Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. — М., 1982.

б.Загвязинский В.П., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого-педагогического

исследования. -М.: Изд. центр «Академия», 2005.

7.Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. -М.: Изд-во МГУ,

2001.

8.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь,2008.

9.Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. -СПб.: Питер, 2003.

10.Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание

социальной реальности. -М.: «Добросвет», 2003.

7.3 Первоисточники:

11.Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. Секреты выдающихся

экспериментов. -СПб., 2003.

12.Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993.

8 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для осуществления образовательного процесса по дисциплине необходим класс, оборудованный мультимедийными средствами для демонстрации лекций-презентаций, презентаций проектов и видеоматериалов.

Приложение А

Технологическая карта дисциплины «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»

Трудоемкость дисциплины 200 баллов.

Таблица А.1 — Технологическая карта дисциплины

№ недели, семестра

Виды учебной

работы и трудоёмкость

Аудиторный

контроль

теоретических

занятий (в баллах)

Работа на

семинарских

занятиях

(в баллах)

Домашние практический задания (СРС)

(в баллах)

Оценка по итогам

работы студента в

семестре

(в баллах)

Экзамен (в ч = баллов)

0-50

0-50

0-40

0-10

0-50

/ модуль

0-25

1

лекция

2

лекция

3

лекция

Тест (256.)

2 модуль

0-5

4

семинар

56

ДР1 (106.)

5

семинар

КР-56

6

семинар

56

ДР2(10б.)

7

семинар

56

8

семинар

56

ДРЗ (106.)

3 модуль

0-25

0-10

0-5

9

семинар

56

10

семинар

КР-106

ДР4(10б.)

11

семинар

Тест (25 б.)

106

сессия

0-50

0-50

0-40

0-10

0-50

Приложение Б Карта учебно-методического обеспечения

дисциплины «Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления»

Направление 050400.68 — Психолого-педагогическое образование Формы обучения очная

Часов: всегоУ44 ; лекций 9; семин. зан. 27; в том числе, ауд.СРС 12 ; внеауд.СРС 72 ; экзамен 36.

Факультет: психолого-педагогический. Обеспечивающая кафедра: психологии Курс 5 , семестр 9

Таблица Б.1- Обеспечение дисциплины учебными изданиями

Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.)

Вид занятия,

в котором

используется

Кол. экз. в

библ.НовГУ

(на каф.)

Примечание

Волков Б.С, Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие для вузов. -М: Академический Проект; Фонд «Мир», 2005.

Лк, сем, СРС

10

ФЗ-

инпо

Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2005.

Лк, сем, СРС

10

ФЗ-

инпо

Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии.- СПб.: Питер, 2008.

Лк, сем, СРС

10

ФЗ-

инпо

Таблица Б.2 — Обеспечение дисциплины учебно-методическими изданиями

Библиографическое описание издания (автор, наименование, вид, место и год издания, кол. стр.)

Вид занятия,

в котором

используется

Кол. экз. в

библ.НовГУ

(на каф.)

Примечание

Рабочая программа Калашниковой М.Б.

Лк, сем, СРС

2011

Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования. -М.: Изд. центр «Академия», 2005.

Лк, сем, СРС

5

Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь,2008.

Сем., СРС

10

Каф. псих.

Действительно для 2011/2012 учебного года

Учебно-методическое обеспечение дисциплины ________%.

Зав. кафедрой психологии ____________ / Калашникова М.Б. /

2011 г.