Семинарские занятия по учебной дисциплине «Методология, теория и методы психологического исследования» Семинар 1

План:

  1. Разнообразие подходов в определении понятия «методология».

  2. Понятие методологии как философского учения о методах и приемах познания.
  3. Типы методологий: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Дескриптивные и нормативные функции методологии.
  4. Методология (как мировоззренческое обоснование) научного исследования.
  5. Основные методологические уровни психологии: уровень философской методологии, общенаучный уровень, конкретнонаучный уровень.
  6. Концепции человека в классической, неклассической и постнеклассической философии. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии.
  7. Основные характеристики общенаучного уровня психологии.
  8. Общая характеристика уровня методики и техники психологического исследования.

Литература:

  1. Барандеев, А.В. Основы научной терминологии / А.В. Барандеев. – М.: Наука,1993. – 115с.

  2. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. – М.: ООО «Новое знание», 2004. – 335 с.
  3. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
  4. Пономарев, Я.А. Методологическое введение в психологию / Я.А.Пономарев. – М.: Наука, 1983. – 280с.
  5. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.
  6. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. – М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. – С.527.
  7. Штофф, В.А. Проблемы методологии научного познания / В.А.Штофф. – М.: изд-во Мос.гос. ун-та. – 1978. – 271с.

Семинар 2.

Цель: раскрыть особенности познавательной ситуации исследования психики

План:

  1. Общая характеристика особенностей познавательной ситуации исследования психики.

  2. Отсутствие единства в трактовке эмпирических фактов, относящихся к психологии личности как особенность познавательной ситуации исследования психики.
  3. Многомерность феноменологии личности как особенность познавательной ситуации исследования психики.
  4. Междисциплинарность статуса проблемы психического как особенность познавательной ситуации исследования психики.

Литература:

18 стр., 8513 слов

Кун, Логика открытия или психология исследования

Томас Кун Логика открытия или психология исследования?1 Я хотел бы здесь сопоставить свое понимание процесса развития науки, изложенное в моей книге "Структура научных революций", с более известными взглядами председателя нашего симпозиума, сэра Карла Поппера2. Обычно я избегаю подобных сопоставлений, поскольку, в отличие от сэра Карла, не очень-то верю в полезность публичной полемики. Кроме того, ...

  1. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. – М.: Смысл. 2007 — 527 с.

  2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.
  3. Зинченко, В.П. Методологические вопросы психологии / В.П.Зинченко, С.Д.Смирнов. – М.: Изд-во Мос.гос.ун-та, 1983. – 123с.
  4. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
  5. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-пресс, 1995. – 201с.
  6. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. – М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. – С.527.

Семинар 3.

Вопросы:

  1. Первые научные революции в XVI-XVIIIвеках.

  2. Возникновение механистической картины мира (Ньютон, Галилей, Кеплер).
  3. Зарождение позитивистской методологии в научном познании.
  4. Классическая философская традиция (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.В.Ф.Гегель, И.Кант и др.) ее исторический и культурный контекст.

Литература:

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

  2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. – М.: Смысл. 2007 — 527 с.
  3. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. – М.: ООО «Новое знание», 2004. – 335 с.
  4. Горохов, В.Г. Концепции современного естествознания и техники: учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М. – 607 с.
  5. Кун, Т Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1975.
  6. Островский, Э.В. История и философия науки / Э.В. Островский. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 160 с.
  7. Петровский, А.В. История и теория психологии в 2 т. /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Р.-на/Д.:Феникс, 1996.– Т.1.– 416 с. – Т.2 – 414 с.
  8. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.
  9. Томпсон, М. Философия науки / М.Томпсон. – М.: Гранд, 2003. – 398 с.
  10. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / Отв. ред. И.Т.Фролов. – М., 1995.

Семинар 4

Вопросы:

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... деятельности, например, педагогической науке, педагогическом исследовании). Методология - это учение о системе методов науки, в том числе, о системе методов научного исследования. (Кохановский В.П.) ... методологического осмысления этого явления. •Усложнение самих наук психологии и педагогики: методы исследования стали разнообразными, в предмете исследования выделяются новые аспекты. •Разрыв между ...

  1. Механицизм как общенаучный уровень науки классического типа.

  2. Механицизм в естественных науках.
  3. Несостоявшиеся альтернативы механицизма.
  4. Механицизм и социальные науки.
  5. Механицизм в психологии.

УСРС 1 (4 часа: 2лекц., 2сем.)

Цель: анализ студентами основных направлений мировой психологии 19-го – первой половины 20-го века на предмет выявления методологических посылок позитивистской методологии.

Форма контроля:оценка выполнения эссе на заданную тему.

Литература:

  1. Братусь, Б.С. Аномалии личности/ Б.С.Братусь. – М., 1988. – 301 с.

  2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.
  3. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993.
  4. Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования. -М.: Изд. центр «Академия», 2005.
  5. Первин Д., Джон О. Психология личности: Теория и исследования: Пер. с англ.: Для вузов. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2001.- 607 с.
  6. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-пресс, 1995. – 201с.

Семинар 5.

Вопросы:

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

Психология-наука о душе. Психология- наука изучающая закономерности возникновения, формирования, развитие психики людей, психологии групп людей в различных условиях жизни. Объект-человек, группа людей. Предмет-психика человека, психология группы В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции. ...

  1. Опыт сопоставления методов различных научных направлений классической психологии. Ассоцианизм. Поведенческая психология. Когнитивная психология.

  2. Методика как конкретизация метода.
  3. Психометрические требования к выстроенным в методологии позитивизма методам психологического исследования.
  4. Случаи, допускающие некоторые ослабления действия приведенных требований.
  5. Частный характер классификаций методов психологического исследования.

Литература:

  1. Ананьев, Б.Г. О методах современной психологии / Б.Г. Ананьев // Психологические методы. – Л., 1976. – С. 23-25

  2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие / В.Н. Дружинин. – СПб.,2000. – 348 с.
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с.
  4. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Изд-ский центр «Академия», 2006. – 208 с.
  5. Вудворс, Р. Экспериментальная психология / Р.Вудворс. — М., 1950. – 130 с.
  6. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента / Р. Готтсданкер. – М., 1982. – 320 с.
  7. Скалкина, Я. И. Методология и методы педагогического исследования / Я.И. Скалкова и др. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.

Семинар 6.

Вопросы:

  1. Становление неклассического типа научной рациональности: научная революция конца XIX- началаXX-го веков.

  2. Формирование динамичной, вероятностной картины мира (Эйнштейн).
  3. Неклассическая методология в естествознании.
  4. Концепции неклассической философии (М.Хайдеггер, Э.Гуссерль, Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Мерло-Понти).

Литература:

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление психологии как науки и практики. Появление профессии психолога

Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь развития. В ее истории можно условно выделить четыре этапа. На первом этапе психология существовала как наука о душе, на втором — как наука о сознании, на третьем — как наука о поведении, а на четвертом — как наука о психике. За время существования человечества происходило накопление знаний о психических явлениях. Происходило ...

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

  2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. – М.: Смысл. 2007 — 527 с.
  3. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
  4. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. – М.: ООО «Новое знание», 2004. – 335 с.
  5. Леонтьев, Д.А. Неклассический вектор в современной психологии/ Постнеклассическая психология 2005, № 1. С.51 – 72.
  6. Кун, Т Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1975.
  7. Островский, Э.В. История и философия науки / Э.В. Островский. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 160 с.
  8. Петровский, А.В. История и теория психологии в 2 т. /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Р.-на/Д.:Феникс, 1996.– Т.1.– 416 с. – Т.2 – 414 с.
  9. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.
  10. Томпсон, М. Философия науки / М.Томпсон. – М.: Гранд, 2003. – 398 с.

Семинар 7

  1. Концепции культурно-исторического детерминизма и относительности;

  2. концепция ноосферы Вернадского;
  3. тектология А.А.Богданова;
  4. кибернетика Н.Винера и Дж.фон Немана;
  5. Общая теория систем Л. фон Берталанфи.

УСРС 2 (2 часа: 2 лекц.)

Цель: анализ студентами основных направлений мировой психологии, преимущественно, второй половины 20-го века на предмет выявления методологических посылок неклассической методологии.

Форма контроля:оценка выполнения эссе на заданную тему.

Литература:

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.

    2 стр., 951 слов

    Презентация на тему: Психология как наука

    Психология как наука доцент кафедры Педагогики и медицинской психологии Самойлова В.М. Определение психологии Психология – наука, изучающая процессы активного отражения субъектом объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и др. процессов и явлений психики. Отличие житейского психологического знания от научного психологического знания Конкретность – обобщенность ...

  2. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
  3. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. – М.: Смысл. 2007 — 527 с.
  4. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. – М.: ООО «Новое знание», 2004. – 335 с.
  5. Братусь, Б.С. Аномалии личности/ Б.С.Братусь. – М., 1988. – 301 с.
  6. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.
  7. Кун, Т Структура научных революций / Т. Кун. – М.: Прогресс, 1975.
  8. Леонтьев Д.А. Психология смысла. — М., Смысл, 1999.
  9. Леонтьев, Д.А. Неклассический вектор в современной психологии/ Постнеклассическая психология 2005, № 1. С.51 – 72.
  10. Островский, Э.В. История и философия науки / Э.В. Островский. – М.: Юнити-Дана, 2007. – 160 с.
  11. Первин Д., Джон О. Психология личности: Теория и исследования: Пер. с англ.: Для вузов. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2001.- 607 с.
  12. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — Смоленск, 1997.
  13. Петровский, А.В. История и теория психологии в 2 т. /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – Р.-на/Д.:Феникс, 1996.– Т.1.– 416 с. – Т.2 – 414 с.
  14. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-пресс, 1995. – 201с.
  15. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.
  16. Томпсон, М. Философия науки / М.Томпсон. – М.: Гранд, 2003. – 398 с.

Семинар 8.

Вопросы:

  1. Постнеклассическая научная рациональность: научная революция последней трети XX-го века.

  2. Представление о мире как о самоорганизующейся системе. Синергетика (Стенгерс, Пригожин).
  3. Философия постмодернизма (Ж.Деррида, М.Фуко, Ж.Лакан, Р.Барт, Ж.Лиотар, П.Рикер, Б.Андерсон).
  4. Концепции человека и личности в постнеклассической философии (Ж.Лакан, Дж.Бруннера, Дж.Гинзбурга).

Литература:

2 стр., 791 слов

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки

Тема 3. Возникновение психологии как самостоятельной науки. План: 1. Изменение представлений о предмете психологии в первой половине XIX в. 1 2. Первые программы возникновения психологии как самостоятельной науки. 2 2.1. Вильгельм Вундт (1832-1920). 2 2.2. Иван Михайлович Сеченов (1829-1905). 2 2.3. Франк Брентано (1838-1917). 2 Изменение представлений о предмете психологии в первой половинеXIXв. ...

  1. Аршинов В.И. Когнитивные стратегии синергетики // Онтология и эпистемология синергетики. — М., 1997.

  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995.
  3. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. – М.: ООО «Новое знание», 2004. – 335 с.
  4. Глазерсфельд Э. Введение в радикальный конструктивизм // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. 2001. № 4.
  5. Зинченко В.П. Кризис или катастрофа? Психология и новые идеалы научности (материалы круглого стола) // Вопросы философии, 1993, № 5.
  6. Климонтович, Н.Ю. Без формул о синергетике / Н.Ю. Климонтович. – Минск: Вышейшая школа, 1986.
  7. Леонтьев, Д.А. Неклассический вектор в современной психологии/ Постнеклассическая психология 2005, № 1. С.51 – 72.
  8. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986.
  9. Розин В.М. Семиотические исследования. — М.: Университетская книга, 2001.
  10. Руднев В.П. Прочь от реальности. — М., Аграф, 2000.
  11. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.
  12. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. – М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. – С.527.
  13. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. Изд. 2-е, доп. — М.: URSS: КомКнига, 2005.
  14. Хакен, Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведения и когнитивной деятельности / Г. Хакен. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 351с.
  15. Черникова И.В. Философия и история науки: Учебное пособие. — Томск, Изд-во НТЛ, 2001.
  16. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. — Минск: АСАР, 2005.

УСРС 3 (2 часа: 2семин.)

Цель: анализ студентами основных концепций мировой психологии, преимущественно, конца 20-го — начала 21-го веков на предмет выявления методологических посылок постнеклассической методологии.

Форма контроля:оценка выполнения эссе на заданную тему.

Литература:

  1. Климонтович, Н.Ю. Без формул о синергетике / Н.Ю. Климонтович. – Минск: Вышейшая школа, 1986.

  2. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М.: Высшая школа, 1992.
  3. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. – М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. – С.527.
  4. Хакен, Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведения и когнитивной деятельности / Г. Хакен. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 351с.
  5. Аршинов, В.И. Когнитивные стратегии синергетики // Онтология и эпистемология синергетики. — М., 1997.
  6. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995.
  7. Глазерсфельд, Э. Введение в радикальный конструктивизм // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. 2001. № 4.
  8. Зинченко, В.П. Кризис или катастрофа? Психология и новые идеалы научности (материалы круглого стола) // Вопросы философии, 1993, № 5.
  9. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986.
  10. Розин, В.М. Семиотические исследования. — М.: Университетская книга, 2001.
  11. Руднев, В.П. Прочь от реальности. — М., Аграф, 2000.
  12. Уилсон, Р. Квантовая психология. — Киев, «ЯНУС», 1999.
  13. Хакен, Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. Изд. 2-е, доп. — М.: URSS: КомКнига, 2005.
  14. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию. — Минск: АСАР, 2005.
  15. Gergen, K.J. Social psychology as social construction: The emerging vision. In C. McCarty & A.Haslam (Eds.), The message of social psychology: Perspectives on mind in society. — Oxford: Blackwell, 1997.
  16. Harre, R. Metaphysics and methodology: Some prescriptions for social psychological research // European journal of social psychology. 1989. Vol. 19. № 5.

Семинар 9

Вопросы:

  1. Идеал классической науки и попытка создания объективного метода психологии.

  2. Философские предпосылки создания объективного метода по В.П.Зинченко и М.К.Мамардашвили.
  3. Современные подходы к созданию объективного метода.

Литература:

  1. Лубовский, Д.В. Введение в методологические основы психологии/Д.В.Лубовский//М.,2007.

  2. Зинченко, В.П. Проблема объективно метода в психологии/В.П.Зинченко, М.К.Мамардашвили/Вопросы философии. – 1977. – С.109-125.

Семинар 10.

Вопросы:

  1. Проблема определения дихотомии норма – аномалия в психологии.

  2. Подходы к дихотомии норма – аномалия в культуре.
  3. Критерии нормальности в бихевиоризме.
  4. Критерии нормальности в психодинамическом направлении.
  5. Критерии нормальности в гуманистической психологии.

Литература:

  1. Васильева, О.С., Филатов, Ф.Р. Психология здоровья человека. Издательство: Академия Серия: Высшее образование Год: 2001.

  2. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. 2002, — 256с.
  3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.,1984.

Семинар 11.

Вопросы:

  1. основные характеристики номотетического подхода в психологических исследованиях;

  2. основные характеристики идеографического подхода в психологических исследованиях;
  3. общее и различное в номотетическом и идеографическом подходах.

Литература:

  1. Белова, О.В. Общая психодиагностика. Методические указания./О.В.Белова// Новосибирск, 1996.

  2. Витцлак, И. Основы психодиагностики. /И.Витцлак// Психодиагностика: теория и практика. — М.: Прогресс, 1986. — 205 с.
  3. История буржуазной социологии XIX — начала ХХ века. — М.: Наука, 1979. — С. 128-135.
  4. Мякушкин, Д.Е. Номотетический и идеографический подходы в структуре комплексной оценки персонала организации./Д.Е.Мякушкин//http://www.myakushkin.ru/content/view/61/100.

Семинар 12.

Вопросы:

  1. Понятие об уровнях исследования в психологии.

  2. Эмпирический уровень исследования в психологии.
  3. Теоретический уровень исследования.
  4. Метатеоретический уровень исследования.
  5. Виды психологических исследований: корреляционные исследования;
  6. Виды психологических исследований: квазиэкспериментальные планы;
  7. Виды психологических исследований: прикладные исследования и оценка программы;
  8. Виды психологических исследований: качественные исследования.

Литература:

  1. Белова, О.В. Общая психодиагностика. Методические указания./О.В.Белова// Новосибирск, 1996.

  2. Витцлак, И. Основы психодиагностики. /И.Витцлак// Психодиагностика: теория и практика. — М.: Прогресс, 1986. — 205 с.
  3. Гудвин, Д. Исследование в психологии: методы и планирование./Д.Гудвин// 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 558 с.
  4. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
  5. Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: Пособие. – Минск: «ФУА информ», 2003.
  6. Куликов, А.В. Психологическое исследование / А.В. Куликов. – СПб, 1994.
  7. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: учебное пособие/ под.ред.канд.психол.н. Т.В.Корниловой. – М.: «Форум»–«Инфра-М», 1998. – 294 с.

Семинар 13

Вопросы:

  1. этапы психологического исследования;

  2. постановка проблемы исследования;
  3. выдвижение и обоснование гипотезы исследования;
  4. планирование исследования;
  5. сбор данных;
  6. обработка данных;
  7. интерпретация полученных результатов;
  8. выводы и включение результатов в систему научных знаний.
  9. Структура исследовательской работы;
  10. Структура и содержание разделов Общая характеристика работы и Заключение;
  11. Структура и содержание основной части исследования.
  12. Этические нормы психолога-исследователя.

Литература:

  1. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.

  2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
  3. Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: Пособие. – Минск: «ФУА информ», 2003.
  4. Куликов, А.В. Психологическое исследование / А.В. Куликов. – СПб, 1994.
  5. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: учебное пособие/ под.ред.канд.психол.н. Т.В.Корниловой. – М.: «Форум»–«Инфра-М», 1998. – 294 с.