Семинарские занятия по учебной дисциплине «Методология, теория и методы психологического исследования» Семинар 1

План:

  1. Разнообразие подходов в определении понятия «методология».

  2. Понятие методологии как философского учения о методах и приемах познания.
  3. Типы методологий: классическая, неклассическая, постнеклассическая. Дескриптивные и нормативные функции методологии.
  4. Методология (как мировоззренческое обоснование) научного исследования.
  5. Основные методологические уровни психологии: уровень философской методологии, общенаучный уровень, конкретнонаучный уровень.
  6. Концепции человека в классической, неклассической и постнеклассической философии. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в психологии.
  7. Основные характеристики общенаучного уровня психологии.
  8. Общая характеристика уровня методики и техники психологического исследования.

Литература:

  1. Барандеев, А.В. Основы научной терминологии / А.В. Барандеев. — М.: Наука, 1993. — 115с.

  2. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. — М.: ООО «Новое знание», 2004. — 335 с.
  3. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов. — М.: Наука, 1984. — 444 с.
  4. Пономарев, Я.А. Методологическое введение в психологию / Я.А.Пономарев. — М.: Наука, 1983. — 280с.
  5. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. — М.: Высшая школа, 1992.
  6. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. — М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. — С.527.
  7. Штофф, В.А. Проблемы методологии научного познания / В.А.Штофф. — М.: изд-во Мос.гос. ун-та. — 1978. — 271с.

Семинар 2.

Цель: раскрыть особенности познавательной ситуации исследования психики

4 стр., 1787 слов

Методология психологического исследования

... методологии науки. 3. Теоретическое и эмпирическое знание. 4. Научный метод. 5. Проблема парадигмы в научной психологии. 6. Принципы научного исследования. 7. Типы научного исследования. 8. Уровни ...

План:

  1. Общая характеристика особенностей познавательной ситуации исследования психики.

  2. Отсутствие единства в трактовке эмпирических фактов, относящихся к психологии личности как особенность познавательной ситуации исследования психики.
  3. Многомерность феноменологии личности как особенность познавательной ситуации исследования психики.
  4. Междисциплинарность статуса проблемы психического как особенность познавательной ситуации исследования психики.

Литература:

  1. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. — М.: Смысл. 2007 — 527 с.

  2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.
  3. Зинченко, В.П. Методологические вопросы психологии / В.П.Зинченко, С.Д.Смирнов. — М.: Изд-во Мос.гос.ун-та, 1983. — 123с.
  4. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф.Ломов. — М.: Наука, 1984. — 444 с.
  5. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. — М.: Школа-пресс, 1995. — 201с.
  6. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. — М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. — С.527.

Семинар 3.

Вопросы:

  1. Первые научные революции в XVI—XVIII вв.еках.

  2. Возникновение механистической картины мира (Ньютон, Галилей, Кеплер).
  3. Зарождение позитивистской методологии в научном познании.
  4. Классическая философская традиция (Ф.Бэкон, Р. Декарт, Г. В.Ф.Гегель, И. Кант и др.) ее исторический и культурный контекст.

Литература:

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.

    5 стр., 2213 слов

    Исследование поведения личности в организации

    ... , что приходится сокращать численность работников. Целью данной работы является исследование поведения личности в организации. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи ... общих чертах эти характеристики и компоненты организации в профиль производства, ситуация в секторе, положение на рынке, размер организации, ее месторасположение, руководство ...

  2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. — М.: Смысл. 2007 — 527 с.
  3. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. — М.: ООО «Новое знание», 2004. — 335 с.
  4. Горохов, В.Г. Концепции современного естествознания и техники: учеб.пособие. — М.: ИНФРА-М. — 607 с.
  5. Кун, Т Структура научных революций / Т. Кун. — М.: Прогресс, 1975.
  6. Островский, Э.В. История и философия науки / Э.В. Островский. — М.: Юнити-Дана, 2007. — 160 с.
  7. Петровский, А.В. История и теория психологии в 2 т. /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — Р.-на/Д.:Феникс, 1996.- Т.1.- 416 с. — Т.2 — 414 с.
  8. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. — М.: Высшая школа, 1992.
  9. Томпсон, М. Философия науки / М.Томпсон. — М.: Гранд, 2003. — 398 с.
  10. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / Отв. ред. И.Т.Фролов. — М., 1995.

Семинар 4

Вопросы:

  1. Механицизм как общенаучный уровень науки классического типа.

  2. Механицизм в естественных науках.
  3. Несостоявшиеся альтернативы механицизма.
  4. Механицизм и социальные науки.
  5. Механицизм в психологии.

УСРС 1 (4 часа: 2лекц., 2сем.)

Цель: анализ студентами основных направлений мировой психологии 19-го — первой половины 20-го века на предмет выявления методологических посылок позитивистской методологии.

Форма контроля: оценка выполнения эссе на заданную тему.

Литература:

  1. Братусь, Б.С. Аномалии личности/ Б.С.Братусь. — М., 1988. — 301 с.

  2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.
  3. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993.
  4. Загвязинский В.И., Атаханов М.Н. Методология и методы психолого-педагогического исследования. -М.: Изд. центр «Академия», 2005.
  5. Первин Д., Джон О. Психология личности: Теория и исследования: Пер. с англ.: Для вузов. — М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2001.- 607 с.
  6. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. — М.: Школа-пресс, 1995. — 201с.

Семинар 5.

Вопросы:

3 стр., 1283 слов

Общественные науки, социально-гуманитарное знание, социология как наука, политология как наука, социальная психология как наука, философия

... предлагаемый список терминов и понятий: общественные науки, социально-гуманитарное знание, социология как наука, политология как наука, социальная психология как наука, философия. К какой теме, изученной в ... . Так неужели одна философия составляет исключение и существует только для тех, кто сам ею занимается, для авторов философских исследований или хотя бы ...

  1. Опыт сопоставления методов различных научных направлений классической психологии. Ассоцианизм. Поведенческая психология. Когнитивная психология.

  2. Методика как конкретизация метода.
  3. Психометрические требования к выстроенным в методологии позитивизма методам психологического исследования.
  4. Случаи, допускающие некоторые ослабления действия приведенных требований.
  5. Частный характер классификаций методов психологического исследования.

Литература:

  1. Ананьев, Б.Г. О методах современной психологии / Б.Г. Ананьев // Психологические методы. — Л., 1976. — С. 23−25

  2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие / В.Н. Дружинин. — СПб., 2000. — 348 с.
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2002. — 592 с.
  4. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. — М.: Изд-ский центр «Академия», 2006. — 208 с.
  5. Вудворс, Р. Экспериментальная психология / Р.Вудворс. — М., 1950. — 130 с.
  6. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента / Р. Готтсданкер. — М., 1982. — 320 с.
  7. Скалкина, Я. И. Методология и методы педагогического исследования / Я.И. Скалкова и др. — М.: Педагогика, 1989. — 224 с.

Семинар 6.

Вопросы:

10 стр., 4657 слов

1. Философия как наука 2

... Ницше большое влияние оказывает естествознание его времени и философия науки того времени - позитивизм. В философию Ницше входят понятия: «мир», «жизнь», «становление», «человек» понимаемый ... человеке; аксиологию - учение о ценностях; праксиологию -учение об общественной практике; методологию - учение о методах. Возможно выделение и других составных частей в ...

  1. Становление неклассического типа научной рациональности: научная революция конца XIX- началаXX-го веков.

  2. Формирование динамичной, вероятностной картины мира (Эйнштейн).
  3. Неклассическая методология в естествознании.
  4. Концепции неклассической философии (М.Хайдеггер, Э. Гуссерль, Ж.П.Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти).

Литература:

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.

  2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. — М.: Смысл. 2007 — 527 с.
  3. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
  4. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. — М.: ООО «Новое знание», 2004. — 335 с.
  5. Леонтьев, Д.А. Неклассический вектор в современной психологии/ Постнеклассическая психология 2005, № 1. С. 51 — 72.
  6. Кун, Т Структура научных революций / Т. Кун. — М.: Прогресс, 1975.
  7. Островский, Э.В. История и философия науки / Э.В. Островский. — М.: Юнити-Дана, 2007. — 160 с.
  8. Петровский, А.В. История и теория психологии в 2 т. /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — Р.-на/Д.:Феникс, 1996.- Т.1.- 416 с. — Т.2 — 414 с.
  9. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. — М.: Высшая школа, 1992.
  10. Томпсон, М. Философия науки / М.Томпсон. — М.: Гранд, 2003. — 398 с.

Семинар 7

  1. Концепции культурно-исторического детерминизма и относительности;

    7 стр., 3489 слов

    Детская психология в вопросах и ответах

    ... моделирования 1.Изучение объекта иформулировка проблемы, задачи, вопроса. 2.Создание модели объекта. 3.Исследование созданноймодели и решение проблемы на языке модели. 4 ... использовать знания вразличных ситуациях. Важно научиться проводить сравнения изучаемых понятийдетской психологии, классифицировать их, выявлять причинно – следственныесвязи, строить гипотезы, доказывать.  Предлагаемые ...

  2. концепция ноосферы Вернадского;
  3. тектология А.А.Богданова;
  4. кибернетика Н. Винера и Дж. фон Немана;
  5. Общая теория систем Л. фон Берталанфи.

УСРС 2 (2 часа: 2 лекц.)

Цель: анализ студентами основных направлений мировой психологии, преимущественно, второй половины 20-го века на предмет выявления методологических посылок неклассической методологии.

Форма контроля: оценка выполнения эссе на заданную тему.

Литература:

  1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г.Ананьев. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.

  2. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
  3. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека/А.Г.Асмолов. — М.: Смысл. 2007 — 527 с.
  4. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. — М.: ООО «Новое знание», 2004. — 335 с.
  5. Братусь, Б.С. Аномалии личности/ Б.С.Братусь. — М., 1988. — 301 с.
  6. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.
  7. Кун, Т Структура научных революций / Т. Кун. — М.: Прогресс, 1975.
  8. Леонтьев Д.А. Психология смысла. — М., Смысл, 1999.
  9. Леонтьев, Д.А. Неклассический вектор в современной психологии/ Постнеклассическая психология 2005, № 1. С. 51 — 72.
  10. Островский, Э.В. История и философия науки / Э.В. Островский. — М.: Юнити-Дана, 2007. — 160 с.
  11. Первин Д., Джон О. Психология личности: Теория и исследования: Пер. с англ.: Для вузов. — М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2001.- 607 с.
  12. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. — Смоленск, 1997.
  13. Петровский, А.В. История и теория психологии в 2 т. /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — Р.-на/Д.:Феникс, 1996.- Т.1.- 416 с. — Т.2 — 414 с.
  14. Слободчиков, В.И. Психология человека / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. — М.: Школа-пресс, 1995. — 201с.
  15. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. — М.: Высшая школа, 1992.
  16. Томпсон, М. Философия науки / М.Томпсон. — М.: Гранд, 2003. — 398 с.

Семинар 8.

Вопросы:

2 стр., 951 слов

Презентация на тему: Психология как наука

... психологии •Разработка проблем методологии и истории психологии. •Изучение особенностей познавательной и практической деятельности человека. •Исследование ... волевым. Объект и предмет психологии Предмет психологии: •душа – в недрах религиозной философии; •сознание – в ... житейских представлений. Специфика методов изучения. Определение науки Наука – сфера исследовательской деятельности, направленная на ...

  1. Постнеклассическая научная рациональность: научная революция последней трети XX-го века.

  2. Представление о мире как о самоорганизующейся системе. Синергетика (Стенгерс, Пригожин).
  3. Философия постмодернизма (Ж.Деррида, М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт, Ж. Лиотар, П. Рикер, Б. Андерсон).
  4. Концепции человека и личности в постнеклассической философии (Ж.Лакан, Дж. Бруннера, Дж. Гинзбурга).

Литература:

  1. Аршинов В.И. Когнитивные стратегии синергетики // Онтология и эпистемология синергетики. — М., 1997.

  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995.
  3. Берков, В.Ф. Философия и методология науки. — М.: ООО «Новое знание», 2004. — 335 с.
  4. Глазерсфельд Э. Введение в радикальный конструктивизм // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. 2001. № 4.
  5. Зинченко В.П. Кризис или катастрофа? Психология и новые идеалы научности (материалы круглого стола) // Вопросы философии, 1993, № 5.
  6. Климонтович, Н.Ю. Без формул о синергетике / Н.Ю. Климонтович. — Минск: Вышейшая школа, 1986.
  7. Леонтьев, Д.А. Неклассический вектор в современной психологии/ Постнеклассическая психология 2005, № 1. С. 51 — 72.
  8. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986.
  9. Розин В.М. Семиотические исследования. — М.: Университетская книга, 2001.
  10. Руднев В.П. Прочь от реальности. — М., Аграф, 2000.
  11. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. — М.: Высшая школа, 1992.
  12. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. — М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. — С.527.
  13. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. Изд. 2-е, доп. — М.: URSS: КомКнига, 2005.
  14. Хакен, Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведения и когнитивной деятельности / Г. Хакен. — М.: ПЕР СЭ, 2001. — 351с.
  15. Черникова И.В. Философия и история науки: Учебное пособие. — Томск, Изд-во НТЛ, 2001.
  16. Янчук В.А. Введение в современную социальную психологию. — Минск: АСАР, 2005.

УСРС 3 (2 часа: 2семин.)

Цель: анализ студентами основных концепций мировой психологии, преимущественно, конца 20-го — начала 21-го веков на предмет выявления методологических посылок постнеклассической методологии.

Форма контроля: оценка выполнения эссе на заданную тему.

Литература:

  1. Климонтович, Н.Ю. Без формул о синергетике / Н.Ю. Климонтович. — Минск: Вышейшая школа, 1986.

  2. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. — М.: Высшая школа, 1992.
  3. Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива/Отв.ред.А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. — М.: изд-во «Ин-т психологии РАН», 2007. — С.527.
  4. Хакен, Г. Принципы работы головного мозга: Синергетический подход к активности мозга, поведения и когнитивной деятельности / Г. Хакен. — М.: ПЕР СЭ, 2001. — 351с.
  5. Аршинов, В.И. Когнитивные стратегии синергетики // Онтология и эпистемология синергетики. — М., 1997.
  6. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: «Медиум», 1995.
  7. Глазерсфельд, Э. Введение в радикальный конструктивизм // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. 2001. № 4.
  8. Зинченко, В.П. Кризис или катастрофа? Психология и новые идеалы научности (материалы круглого стола) // Вопросы философии, 1993, № 5.
  9. Пригожин, И., Стенгерс, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. — М.: Прогресс, 1986.
  10. Розин, В.М. Семиотические исследования. — М.: Университетская книга, 2001.
  11. Руднев, В.П. Прочь от реальности. — М., Аграф, 2000.
  12. Уилсон, Р. Квантовая психология. — Киев, «ЯНУС», 1999.
  13. Хакен, Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. Изд. 2-е, доп. — М.: URSS: КомКнига, 2005.
  14. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию. — Минск: АСАР, 2005.
  15. Gergen, K.J. Social psychology as social construction: The emerging vision. In C. McCarty & A. Haslam (Eds.), The message of social psychology: Perspectives on mind in society. — Oxford: Blackwell, 1997.
  16. Harre, R. Metaphysics and methodology: Some prescriptions for social psychological research // European journal of social psychology. 1989. Vol. 19. № 5.

Семинар 9

Вопросы:

  1. Идеал классической науки и попытка создания объективного метода психологии.

  2. Философские предпосылки создания объективного метода по В.П.Зинченко и М.К.Мамардашвили.
  3. Современные подходы к созданию объективного метода.

Литература:

  1. Лубовский, Д.В. Введение в методологические основы психологии/Д.В.Лубовский//М., 2007.

  2. Зинченко, В.П. Проблема объективно метода в психологии/В.П.Зинченко, М.К.Мамардашвили/Вопросы философии. — 1977. — С.109−125.

Семинар 10.

Вопросы:

  1. Проблема определения дихотомии норма — аномалия в психологии.

  2. Подходы к дихотомии норма — аномалия в культуре.
  3. Критерии нормальности в бихевиоризме.
  4. Критерии нормальности в психодинамическом направлении.
  5. Критерии нормальности в гуманистической психологии.

Литература:

  1. Васильева, О.С., Филатов, Ф.Р. Психология здоровья человека. Издательство: Академия Серия: Высшее образование Год: 2001.

  2. Никифоров Г. С. Психология здоровья. Учебное пособие. 2002, — 256с.
  3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1984.

Семинар 11.

Вопросы:

  1. основные характеристики номотетического подхода в психологических исследованиях;

  2. основные характеристики идеографического подхода в психологических исследованиях;
  3. общее и различное в номотетическом и идеографическом подходах.

Литература:

  1. Белова, О.В. Общая психодиагностика. Методические указания./О.В.Белова// Новосибирск, 1996.

  2. Витцлак, И. Основы психодиагностики. /И.Витцлак// Психодиагностика: теория и практика. — М.: Прогресс, 1986. — 205 с.
  3. История буржуазной социологии XIX — начала ХХ века. — М.: Наука, 1979. — С. 128−135.
  4. Мякушкин, Д.Е. Номотетический и идеографический подходы в структуре комплексной оценки персонала организации./Д.Е.Мякушкин//http://www.myakushkin.ru/content/view/61/100.

Семинар 12.

Вопросы:

  1. Понятие об уровнях исследования в психологии.

  2. Эмпирический уровень исследования в психологии.
  3. Теоретический уровень исследования.
  4. Метатеоретический уровень исследования.
  5. Виды психологических исследований: корреляционные исследования;
  6. Виды психологических исследований: квазиэкспериментальные планы;
  7. Виды психологических исследований: прикладные исследования и оценка программы;
  8. Виды психологических исследований: качественные исследования.

Литература:

  1. Белова, О.В. Общая психодиагностика. Методические указания./О.В.Белова// Новосибирск, 1996.

  2. Витцлак, И. Основы психодиагностики. /И.Витцлак// Психодиагностика: теория и практика. — М.: Прогресс, 1986. — 205 с.
  3. Гудвин, Д. Исследование в психологии: методы и планирование./Д.Гудвин// 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 558 с.
  4. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.
  5. Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: Пособие. — Минск: «ФУА информ», 2003.
  6. Куликов, А.В. Психологическое исследование / А.В. Куликов. — СПб, 1994.
  7. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: учебное пособие/ под.ред.канд.психол.н. Т.В.Корниловой. — М.: «Форум"-"Инфра-М», 1998. — 294 с.

Семинар 13

Вопросы:

  1. этапы психологического исследования;

  2. постановка проблемы исследования;
  3. выдвижение и обоснование гипотезы исследования;
  4. планирование исследования;
  5. сбор данных;
  6. обработка данных;
  7. интерпретация полученных результатов;
  8. выводы и включение результатов в систему научных знаний.
  9. Структура исследовательской работы;
  10. Структура и содержание разделов Общая характеристика работы и Заключение;
  11. Структура и содержание основной части исследования.
  12. Этические нормы психолога-исследователя.

Литература:

  1. Гудвин, Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004.

  2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. — 2-е изд., доп. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.
  3. Иващенко, Ф.И. Практикум по методологии психологического исследования: Пособие. — Минск: «ФУА информ», 2003.
  4. Куликов, А.В. Психологическое исследование / А.В. Куликов. — СПб, 1994.
  5. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: учебное пособие/ под.ред.канд.психол.н. Т.В.Корниловой. — М.: «Форум"-"Инфра-М», 1998. — 294 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector