Методы психолого-педагогических исследований 2

Изучение личности учащихся. Метод наблюдения. Беседа-интервью. Феноменологическое интервью.

Наблюдение — основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод изучения человека. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.           Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.).

Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, «нормальных» условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание специальных условий, отличных от «нормальных».

Главными особенностями метода наблюдения являются:

  • непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
  • пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
  • сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

Различается несколько видов наблюдений           В зависимости от позиции наблюдателя выделяются открытое и скрытое наблюдение. Первое означает, что испытуемым известен факт их научной подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. Скрытое наблюдение предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемого. Разница между первым и вторым состоит в сопоставлении данных о ходе психолого-педагогических процессов и поведении участников учебно-воспитательного взаимодействия в условиях ощущения поднадзорности и свободы от глаз посторонних.           Выделяются, далее, сплошное и выборочное наблюдение. Первым охватываются процессы в целостном виде: от их начала до конца, до завершения. Второе представляет собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов.

Например, при исследовании трудоемкости учительской и ученической работы на уроке наблюдается весь цикл обучения от его старта в начале урока до конца урока. А при изучении неврогенных ситуаций в отношениях учитель-ученик исследователь как бы выжидает, наблюдая со стороны за этими событиями, чтобы затем подробно описать причины их возникновения, поведение обеих конфликтующих сторон, т.е. учителя и ученика.           Результат исследования, в котором используется метод наблюдения, в значительной степени зависит от самого исследователя, от его «культуры наблюдения». Необходимо учитывать специфические требования к процедуре получения и трактовки информации в наблюдении. Среди них особо выделяются следующие:           1. Наблюдению доступны только внешние факты, имеющие речевые и двигательные проявления. Наблюдать можно не интеллект, а то, как человек решает задачи; не общительность, а характер взаимодействия с другими людьми и т.д.           2. Необходимо, чтобы наблюдаемое явление, поведение определялось операционально, в терминах реального поведения, т.е. регистрируемые характеристики должны быть как можно более описательными и как можно менее объяснительными.           3. Для наблюдения должны быть выделены наиболее важные моменты поведения (критические случаи).

3 стр., 1164 слов

Наблюдение как ведущий метод экологического воспитания дошкольников

Оглавление Введение 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ В ПОЗНАНИИ ПРИРОДЫ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5 1.1. Анализ психолого-педагогического литературы по проблеме исследования 5 1.2. Сущность наблюдения как деятельности. Использование наблюдения для познания дошкольниками природы в образовательном процессе ДОУ 10 1.3. Виды наблюдений и их структура 14 ГЛАВА II. ...

          4. Наблюдатель должен иметь возможность фиксировать поведение оцениваемого лица длительный промежуток времени, во многих ролях и критических ситуациях.           5. Надежность наблюдения повышается в случае совпадения показаний нескольких наблюдателей.           6. Ролевые отношения между наблюдателем и наблюдаемыми должны быть устранены. Например, поведение ученика будет различным в присутствии родителей, учителя и сверстников. Поэтому и внешние оценки, даваемые одному и тому же лицу по одному и тому же набору качеств людьми, занимающими разное положение по отношению к нему, могут оказаться разными.           7. Оценки в наблюдении не должны быть подвержены субъективным влияниям (симпатиям и антипатиям, переносам отношения с родителей на ученика, с успеваемости ученика на его поведение, и т.п.).

Метод беседы и индивидуальное интервью

Беседа — широко распространенный в педагогической практике эмпирический метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют его в своих исследованиях.

19 стр., 9232 слов

Специфика методов опроса интервью и беседы

... причин. 1.5 Метод беседы Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым характерно для метода беседы (интервью). Беседа является более "психологичной" ... Исследователь должен расположить к себе опрашиваемого, вызвать его на откровенность. Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного ...

          В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения учащихся, учителей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Психолого-педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир субъектов учебного процесса, выявить причины тех или иных поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но беседы — очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный — для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.

Для повышения надежности результатов беседы и снятия неизбежного оттенка субъективизма должны использоваться специальные меры. К ним относятся:

  • наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности учащегося и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;
  • обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях школьной жизни;
  • варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;
  • умение использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру психолого-педагогического эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об ученике, учителе, дает им инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе — в форме постэкспериментального интервью.

10 стр., 4526 слов

Социологическое исследование 2

... исследования, который использует процесс вербальной коммуникации для получения необходимой информации в зависимости от намеченной цели исследователя. Преимущества интервью: личный контакт интервьюера и респондента ... в научной или практической деятельности. Характеристики социологического исследования: Достоверность– истинность знания об объективной действительности, которая должна быть обеспечена ...

Интервью называют целенаправленным опросом. Интервью определяется как «псевдобеседа»: интервьюер все время должен помнить, что он — исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле. Интервью – это беседа, которая имеет структуру и цель.

Виды интервью:

  • допрос
  • интервью при приеме на работу
  • исследовательское интервью
  • терапевтическое интервью

Интервью идет дальше спонтанного обмена мнениями, характерного для обыденного разговора, и превращается в тщательное расспрашивание и внимательное выслушивание с целью получения досконально проверенного знания. Исследовательское интервью не является беседой равных партнеров, т.к. исследователь определяет и контролирует ситуацию. Тема интервью определяется исследователем, который к тому же упорно добивается, чтобы собеседник отвечал на поставленные вопросы.

Целью обсуждаемого здесь качественного исследовательского интервью должно быть понимание проблем, возникающих в обыденной жизни, с точки зрения самих клиентов. Структура исследовательского интервью близка структуре обычного разговора, но как интервью профессиональное оно содержит специфический подход и особую технику расспрашивания.

Качественное исследовательское интервью – это пространство конструирования знания. Интервью означает дословно между взгляд. Для нас важна взаимозависимость взаимодействия людей и продуцирования знания. Природа знания, конструирующаяся между взглядами исследуемого и исследователя рассматривается в феноменологическом методе, подходе.

Аспекты качественного исследовательского интервью

Жизненный мир. Темой качественного интервью является обыденный жизненный мир респондента и его(ее) отношение к нему.

Смысл. Интервью направлено на интерпретацию смысла центральных тем жизненного мира респондента. Интервьюер реагирует и интерпретирует смысл того, что говорится и того, как это говорится.

Качественное интервью направлено на получение качественных знаний, выраженных обычным языком, и не предполагает количественной оценки.

6 стр., 2993 слов

Феноменологический анализ современных концепций воспитания Кризис гуманитарности в российском обществе как исходная посылка современных концепций воспитани

Е.В. Бондаревская Феноменологический анализ современных концепций воспитания Кризис гуманитарности в российском обществе как исходная посылка современных концепций воспитания Возрождение воспитательной проблематики является характерным признаком современного образования. В конце XX века российское общество остро ощутило глобальный кризис, который охватил не только все социальные, производственные, ...

Описательное интервью направлено на достижение открытых и и подробных описаний различных аспектов жизненного мира респондента.

Специфичность. Интервью направлено на получение описаний специфических ситуаций и последовательностей действий, а не обобщающего мнения.

Преднамеренная наивность. Интервьюер демонстрирует открытость новому и неожиданному, вместо того, чтобы опираться на готовые категории и схемы интерпретации.

Фокусированное интервью фокусируется на определенных темах; оно не является ни жестко структурированным со стандартизированными вопросами, ни абсолютно «недирективным».

Двусмысленность. Иногда высказывания респондента могут быть двусмысленными, отражающими противоречия мира, в котором он живет.

Изменение. Процесс участия в интервью может приводить респондента к новым инсайтам и осознаниям, вследствие чего он может в процессе интервью изменять свои описания и смыслы, которые он связывает с темой беседы.

Сензитивность. Разные интервьюеры могут вызывать разные суждения относительно одних и тех же вопросов в зависимости от своих знаний и сензитивность по отношению к теме интервью.

Межличностная ситуация. Знание, получаемое с помощью интервью, возникает в результате межличностного взаимодействия.

Позитивный опыт. Исследовательское интервью, проведенное на высоком уровне, может явиться для интервьюируемого редким, обогащающим опытом, в результате которого он может прийти к новому пониманию своей жизненной ситуации

Полуструктурированное интервью о жизненном мире человека. Это интервью, цель которого — описать жизненный мир интервьюируемого, что подразумевает интерпретацию смысла описываемых феноменов. Исследовательское интервью основано на обыденном разговоре, но является профессиональной беседой.

Феноменологическое интервью

Феноменологический анализ относится к качественным методам исследования. В отличие от количественных методов для них важно не столько большое количество респондентов, сколько чувствительность, сензитивность исследователя. В фокусе внимания – уникальное, нестандартное, необычное в поведении и мироощущении человека. Условия исследования – обычные, естественные. Ориентация в работе на описание и понимание процесса. Исследователь является включенным наблюдателем и оказывает влияние на чувства респондента, также использует свои чувства как инструмент исследования (опирается на свой чувственный опыт, отраженный в совместном переживании во время исследования).

2 стр., 857 слов

Психологический анализ урока 6

Психологический анализ урока 08.12.11 Урок: история Учитель: Бабенко А.Ю учитель ученики Орг. моменты: Учитель пересаживает детей Сообщает о правилах конкурса, который пройдет в скором времени Ученики смеются, но выполняют просьбу Александра Юрьевича Сообщает о плане на урок и проводит опрос по определениям Выражает недовольство классом, отпуская колкие замечания Класс реагирует слабо, но ученики, ...

Принципы феноменологического анализамогут быть использованы для совместного исследования актуального переживания респондента по поводу прошлого опыта. Исследователь помогает респонденту осознать свой опыт сначала осознавая, что за переживанием стоят чувства, затем, помогая понять, какие это чувства, куда они направлены и какое значение имеют в контексте его опыта. Эти принципы в феноменологическом интервью проявляются следующим образом:

  • Явления описываются такими, какими они являются человеку и как они осознаются
  • Содержание опыта берется из повседневной жизни
  • Признается субъективность в конкретной ситуации
  • На явление мы смотрим, редуцируя наши знания, установки, общепринятые нормы, стараясь сконцентрироваться на том, что постоянно, что изменяется в зависимости от ситуации.

Метод феноменологического анализа в аспекте психологических методов можно рассматривать как метод анализа переживания человеком чувств, сопутствующих тому или иному феномену.

Работа феноменологического исследователязаключается в том, чтобы направить сознание личности в необходимом направлении (например, задавая определенные вопросы), позволить полученному содержанию, найти ясное и понятное словесное выражение, которое правдиво для подлинной сущности опыта и понятно настолько, насколько возможно для другой личности, которая не вовлечена в процесс анализа.

3 стр., 1395 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ ЛИЧНОСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ В ПЕРИОД КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ Т.В. ГУСЬКОВА, М.Г. ЕЛАГИНА Выполнила студентка группы ПС-23 Шпакова Екатерина Общая характеристика работы В отечественной психологической науке под возрастными кризисами понимаются особые переходные периоды на стыке двух стабильных, некризисных стадий, в ходе которых складываются новые психологические ...

Задачи психолога — феноменолога:

  • Желаемое явление направить в нужном направлении и дать ясную форму вербализации, которая отразит суть опыта
  • Помнить, что исследование проводится прямом контакте, причем, результат зависит от его успешности.

Правила контакта в процедуре феноменологического интервью:

  • Реальность респондента (клиента) принимается такой, какой он ее переживает (задача: понять и принять его опыт)
  • Важно отражать содержание и чувства респондента (клиента)
  • Важно делиться своим опытом и переживаниями с респондентом (клиентом)
  • Важно не только выявить переживание, но и постараться понять, что оно означает в контексте опыта
  • Исследователь должен помочь понять и назвать ту реальность, в которой живет человек
  • Исследователь дополняет перспективу респондента своей перспективой

Порядок проведения феноменологического анализа:

Феноменологическое исследование состоит из феноменологического интервью и феноменологического анализа полученных данных, причем часть анализа проводится в присутствии и вместе с респондентом и часть без него.

Необходимо сформулировать феномен и вопрос вместе с респондентом. Текст, рассказываемый респондентом, записывается исследователем от первого лица, чтобы сохранить его подлинность. При остановках в рассказе, задаются подбадривающие вопросы к продолжению.

Сбор данных

  • Феноменологический анализ проводится на базе текста ( или рисунка, по поводу которого возникает текст).

    Важно навести на желаемую тему.

  • В консультировании и психотерапии, клиент приходит либо с проблемой эмоционального плана, тогда чувства необходимо погрузить в контекст ситуации («Вспомните, когда это вы переживали наиболее сильно? При каких обстоятельствах?).

    В другом случае, наоборот контекст (сюжет жалобы) может быть представлен, тогда выделение феномена будет основываться на переживаемом клиентом.

Анализ данных – феноменологическая интерпретация

  • Прочитать текст, чтобы сформировалось общее представление: о чем?
  • Разделить текст на смысловые единицы, объем которых может оказаться различен. Каждая смысловая часть могла бы представить различные характеристики изучаемого феномена.
  • Смысловые единицы под номерами пишутся в левой части листа бумаги от третьего лица (для того, чтобы не идентифицировать себя слишком с другим человеком)
  • Трансформация текста в психологический язык. Важно постараться понять, что значит для человека переводимый текст (ваше понимание можно и нужно соотносить с пониманием респондента) В психологической работе, особенно когда оказывается помощь, а не исследование, важно выстроить понимание самим респондентом (клиентом) того, что с ним происходило. То, что поняли вместе – окончательные данные об опыте.

Проверка трансформации с респондентом

  • понять, что для человека это значит и выразить в его словах, чтобы дать новую перспективу в понимании.
  • Понять, что для него означало названное, если ничего – отбросить
  • Говорить «для меня это значило бы..», « Если бы я оказался в такой ситуации, то я бы почувствовал…»
  • Можно попросить дать определение слова, понятия, уточнить. Рекомендуется составить смысловой словарик для респондента.(Значение слова «любовь» для всех людей одинаковое, но смысл в контексте отдельной жизни – разный).

Представление результатов: этот шаг не нужен респонденту, он представляет интерес только для исследователя феномена.

А) переписывание. После феноменологического анализа можно обнаружить, что респондент несколько раз говорил об одном и том же, но по-разному (респонденту кажется, что его каждый раз недостаточно поняли).

В резюме повторения устраняются и формулируются короче.

Б) дается описание феномена переживания с использованием психологических интерпретаций переживаемого, уточненных с респондентом (данные правой колонки): «Переживание конфликта – это…».

В) дается описание субфеномена, собственно того, что обнаружено в процессе осознавания психологического смысла переживания. «Конфликт – это…».

Педагогическая поддержка на основе феноменологического подхода заключается в следующих положениях:

1.Педагогическая поддержка осуществляется на основе самодиагностики в условиях феноменологического интервью. Большое значение придается событиям, проявлениям, случаям с точки зрения того, как они переживаются участниками педагогического диалога. Сам диалог рассматривается как уникальное совместное бытие, потенциал для самораскрытия и саморазвития субъектов педагогического общения. Важным в феноменологическом интервью является совместное изучение отношения к событиям реального мира, происходит ценностный обмен опытом переживания. Развитие учащегося происходит в пространстве развития отношений с педагогом, т. о сопереживание развивает всех субъектов данных отношений.

2.Педагогическая поддержка встраивается в педагогический процесс и реализуется вместе с самоанализом в ситуации ценностного общения учащегося и учителя. Собственно самоанализ и самокоррекция, в условиях ценностных отношений с педагогом, и является содержанием педагогической поддержки, так как интерес к темам субъектности, роли самоопределения и выбора, диалектике дисциплины и свободы в контексте образования человека, поиске целей и смысла образования в обществе в целом и в конкретной человеческой жизни становится центральной задачей открытого образования. Эта позиция не снижает значимости образования, указывая на его место в человеческой жизни или в жизни общества, конкретизирует источники ценностей образования и самообразования.

3. В феноменологическом подходе, учащийся рассматривается как существо становящееся, постоянно появляющееся, изменяющееся, что исключает мертвые схемы «идеального учащегося» и «идеального учителя», а рассматривает двух участников педагогического процесса как живых субъектов своего развития, осуществляющих его через ошибки и их осмысление;

4. Отказ от рассмотрения идеальных моделей «учитель» и «ученик», интерес к уникальности человеческого переживания и опыта, открытость к феноменологии человеческого контакта усиливает внимание к эмоциональной сфере личности, понимание значения характера переживаемого для образования. Иными словами, с точки зрения феноменологии, ценность личностного переживания становится источником личностного роста и усиления субъектности в образовательном процессе.

Таким образом, педагогическая поддержка в феноменологической проекции – это взгляд на образовательный процесс индивида с новых позиций, предполагающих поддержку самопроцессов студента в открытом динамическом социо-культурном пространстве развивающихся отношений.