1. Цели освоения дисциплины 4

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт социологии и права

Кафедра социологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___"______________2013 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТУРИЗМЕ»

для студентов всех форм обучения направления подготовки 51 000.62 Профессиональное обучение (по отраслям) профиля подготовки «Экономика и управление» профилизации «Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве»

Екатеринбург

РГППУ

2013

Учебно-методический комплекс дисциплины «Социальные технологии в туризме». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013. 22с.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 51 000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

Автор: канд. филос. наук, Л.Ф. Беликова

доцент каф. социологии

Рецензент: канд. филос. наук, доцент А.М. Тихомирова

кафедры социологии и

социальной психологии УрГЭУ

Одобрена на заседании кафедры социологии. Протокол от 25 января 2013 г. № 9.

9 стр., 4216 слов

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ. методические рекомендации для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям

... подготовки к семинарским занятиям по курсу «Социология права» курсантам и слушателям рекомендуются учебники, учебные пособия, опубликованные лекционные курсы, хрестоматии, словари, методические ... понятиям: «инстинкт агрессии», «комплекс неполноценности». «комплекс превосходства», «фрустрация». Как комплекс неполноценности переходит в комплекс превосходства? Охарактеризуйте социологический подход к ...

Заведующая кафедрой социологии Т.В. Пермякова

Рекомендована к печати методической комиссией Института социологии и права РГППУ. Протокол от ___________ 2013 г. № _____.

Председатель методической комиссии ИСП А.Г. Кислов

СОГЛАСОВАНО

Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ С.В. Пеннер

Директор ИСП С.Е. Вершинин

(c)

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2013

(c)

Л.Ф. Беликова, 2013

Учебная дисциплина входит в цикл дисциплин специализации теоретической и практической подготовки педагога и специалиста — менеджера в сфере туризма и гостиничного хозяйства. Данный курс призван познакомить студентов с важной формой социального управления, разновидностью социального менеджмента в сфере туризма и гостиничного хозяйства, какой являются социальные технологии.

Цель дисциплины: сформировать у студентов научное представление о социальной сущности социальных технологий в данной сфере деятельности как института инновации и социального творчества, организации и самоорганизации, диагностики, тактики и стратегии развития.

Задачами дисциплины являются: изучение понятийного аппарата этой области знания в целом и терминологии конкретных ее разделов; освоение методологического и исторического контекста возникновения, становления и развития социальных технологий; о принципах формирования социальных технологий, о типах, видах, функциях; о приемах разработки и внедрения определенных технологий в практической деятельности менеджера в сфере сервиса и туризма.

2. Место дисциплины в структуре ооп впо

Данная дисциплина является важным элементом подготовки бакалавра по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» относится к вариативной части «Профессионального цикла».

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «История туризма»:

Знания: основных положений Хартии туризма и Кодекса туриста, Глобальный этический кодекс туризма; современных проблем, динамику, тенденции и перспективы развития туризма.

Умения:свободно оперировать понятиями и категориями, систематически излагать мысли, доказывать и опровергать, уметь вести дискуссию, полемику; грамотно применять на практике знаниязаконодательной и нормативной правовой базы по управлению туристической деятельностью в международном масштабе и РФ.

Владения: профессиональной культурой, навыкамиоценки исторических фактов, анализа их с позиции современных тенденций, происходящих в туризме; навыками ориентации в современных нормативно-правовых документах, регулирующих сферу туристических услуг.

2.2. Из курса «Страноведение»:

Умения: воспринимать и обобщать информацию; применять полученные компетенции в смежных страноведению отраслях знания; применять свои знания к современным реалиям и делать собственные выводы; оценивать туристический потенциал стран мира

Владения: понятийно-категориальным аппаратом дисциплины; навыками самостоятельной работы по поиску необходимой литературы; основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки необходимой информации; навыками работы с информацией в глобальных сетях.

2.3.Из курса «Введение в туризм и гостиничный сервис»

Знания: правил обслуживания населения в сфере туризма; способы и формы оказания туристических и гостиничных услуг; типов и видов гостиничных предприятий и их классификацию; состав и структуру служб гостиниц и туристских комплексов, их функции; факторов развития спроса в туризме; структуру туризма; формы и методы обслуживания в гостиницах и туристских комплексах; международную гостиничную конвенцию; международных гостиничных правил; правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации; требований к эксплуатации номерного фонда гостиниц и туристских комплексов; технологии приема и размещения в гостиницах и туристских комплексах; государственного стандарта Российской Федерации «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».

Умения:свободно оперировать понятиями и категориями, систематически излагать мысли, доказывать и опровергать, уметь вести дискуссию, полемику; грамотно применять на практике знаниязаконодательной и нормативной правовой базы по управлению туристической деятельностью в международном масштабе и РФ.

Владения: технологией предоставления основных гостиничных услуг: бронирования, обслуживания, приема и расчета, эксплуатации номерного фонда;технологией оформления договорных отношений между туроператором и турагентом; технологией оформление паспортно-визовых формальностей; технологиейиспользования современных информационных технологий на туристском предприятии: внутрикорпоративной, межкорпоративной, интерактивными технологиями взаимодействия с внешними потребителями и клиентами;технологиейуправления документооборотом на туристском предприятии.

2.4. Из курса «Практическое (производственное) обучение»:

Знания: принципов управления туризмом в России; составляющих индустрии туризма; видов и форм туризма; центров туризма в России и за рубежом; санитарно-гигиенических норм и требований к эксплуатации номерного фонда, административных и бытовых помещений гостиниц и туристических комплексов; видов уборки, их характеристику;принципов функционирования и взаимодействия гостиничных служб;основных типов предприятий питания в гостиничном сервисе, их характеристику принципов функционирования; системы управления трудовыми ресурсами.

Умения: отбирать персонал на предприятия туризма и гостиничных комплексов; оценивать результаты деятельности сотрудников гостиниц и гостиничных хозяйств.

2.5. Из курса «Индустрия и инфраструктура туризма»:

Знания: особенностей функционирования туристского рынка; интеграционных процессов в управлении организациями индустрии туризма; правил продажи туристского продукта потребителю.

Умения:грамотно использовать в работе нормативные документы, определяющие услуги размещения; составлять договора между туристскими фирмами и гостиницами; составлять программу обслуживания туристов при организации различных туров.

Владения: методами формирования рекламного бюджета и оценкой эффективности рекламной деятельности; методами информирования сотрудников в организации индустрии туризма; методами получения информации у работников организации индустрии туризма.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

  • Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве;
  • Управление персоналом.

3. Компетенции студента, формируемые в результате освоения дисциплины

Дисциплина «Социальные технологии в туризме» является одной из основных в данной профилизации, обеспечивая фундаментальную теоретическую и практическую подготовку, необходимую для формирования обязательных профессиональных компетенций будущего бакалавра.

В результате изучения дисциплины студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО:

общекультурные компетенции:

  • владение процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28);
  • владение системой эвристических методов и приемов (ОК-29);

профессиональные компетенции:

  • готовность к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов) (ПК-27);
  • готовность к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих (специалистов) (ПК-28);
  • готовность к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности (ПК-29);
  • способность использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности) (ПК-31).

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

  • принципы, типы, виды, функции формирования социальных технологий; приемы разработки и внедрения определенных технологий в практической деятельности менеджера в сфере сервиса и туризма.

Уметь:

  • разработать и реализовать определенные социальные технологии как инструмент политики, техники, методики, тактики и стратегии практической деятельности менеджера.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

  • практическими навыками по разработке и реализации социальных технологий в туризме навыками взаимодействия с потребителями в сфере туризма и гостиничного сервиса (ПСК-4);
  • готовность к использованию социальных технологий в сфере туризма и гостиничного сервиса (ПСК-7).

4. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5з.е. (180 часов)

  • Аудиторная — 60 ч.
  • Самостоятельная — 120 ч.

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы

Всего зачетных единиц (часов)

Общая трудоемкость дисциплины

5 (180)

Формы обучения

Очная

Заочная с полным сроком

Семестр

5

5

Аудиторные занятия

60

16

лекции

30

12

практические занятия

30

4

семинарские занятия

-

-

лабораторные работы

-

-

другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

120

164

изучение теоретического курса

50

78

курсовая работа

-

-

домашние задания

34

-

контрольная работа

-

50

подготовка к экзамену

36

36

Вид промежуточного контроля

экзамен

экзамен

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п

Разделы учебной дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной деятельности и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические занятия

СРС

Консультации

Сущность социальных технологий и их типология

7

1,2

2

4

6

1

Обсуждение вопросов, сообщения;

творческая самостоятельная работа

    Специфика технологий в туризме

    7

    3,4,5

    2

    6

    6

    1

    Обсуждение вопросов, сообщения, участие в групповой работе.

      Технологии сервисной деятельности в туризме

      7

      6,7

      2

      4

      6

      1

      Обсуждение вопросов, сообщения. Деловая игра.

        Социальные технологии организационно-управленческой деятельности в туризме

        7

        8,9,10

        2

        4

        8

        2

        Обсуждение вопросов, сообщения, участие в групповой работе.

        Письменное домашнее задание.

          Технологии научно-исследовательской деятельности сфере туризма

          7

          11,12,

          13

          4

          6

          8

          2

          Обсуждение вопросов, письменное домашнее задание, контр. раб.

            Технологии образовательной деятельности сфере туризма

            7

            14, 15

            2

            6

            6

            1

            Обсуждение вопросов., контр. раб.

              Подготовка к экзамену

              24

                14

                30

                64

                Итого по видам занятий:

                20

                20

                68

                Всего по дисциплине:

                108

                4.3. Содержание разделов (тем) дисциплины

                Тема 1. Сущность социальных технологий и их типология

                Соотношение понятий «техника», «технология», «социальная технология». Становление понятия «социальные технологии». История развития научного интереса к социальным технологиям. Актуальность разработки социальных технологий как средства оптимизации современного разбалансированного социального пространства.

                Социальные технологии как наука о способах воздействия на социальные объекты; как совокупность приемов и методов, применяемых социальными институтами и социальными менеджерами для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной деятельности в сфере туризма и гостиничного хозяйства.

                Социальные технологии как процесс технологизации социальных отношений.

                Технологизация социальных процессов как разделение их на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции, координацию действий, выполнение процедур и операций

                Системный подход и социальные технологии.

                Две формы проявления социальной технологии: как структурный элемент любой системы (как программный продукт), как управленческая деятельность, связанная с реализацией взаимодействия элементов этой системы.

                Признаки социальных технологий: класс социальных задач, вид социальной организации, сфера и уровень социальной организации, место подготовки (разработки), предназначение.

                Назначение социальных технологий.

                Тема 2. Специфика технологий в туризме

                Социальные технологии как важный механизм управления; как последовательная взаимосвязь операций и процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата.

                Признаки технологизации: разделение процесса на этапы, фазы, процедуры, операции; координация и поэтапность действий; однозначность выполнения процедур и операций.

                Принципы разработки социальных технологий.

                Этапы конструирования социальной технологии:

                — теоретический (определение цели, объекта, разделение социального объекта на составляющие, выявление социальных связей);

                — методический (выбор методов, средств получения информации, ее обработки, анализа);

                — процедурный (организация практической деятельности по разработке процедур и операций).

                Требования к социологическим средствам как к социальным технологиям.

                Особенности социальных технологий в сфере туризма.

                Тема 3. Технологии сервисной деятельности в туризме

                Технологии продаж. Технологии контактного взаимодействия. Технологии социального воздействия и влияния. Мотивационные технологии.

                Разработка технологий продаж продуктов и услуг в сфере туризма Разработка технологий продаж «сверху вниз». Разработка технологий продаж «снизу вверх». Составные технологии продаж. Технологии продаж путем одновременного предоставления дополнительных услуг. Технологии эксклюзивных продаж. Информационные технологии продаж.

                Зависимость эффективности сервисной деятельности от успешности коммуникационных процессов в организации. Технологии регулирования межличностных и социальных отношений.

                Коммуникативный процесс как процесс обмена информацией между людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации.

                Основные функции коммуникации. Направления передачи информации. Этапы коммуникативного процесса. Виды коммуникации.

                Коммуникативная компетентность.

                Технологии психологического воздействия и регулирования межличностных и социальных отношений.

                Механизмы заражения, внушения, убеждения. Средства воздействия. Средства, приемы и методы каждого типа воздействия. Деловая игра как средство овладения социальными технологиями.

                Работа в команде как социальная технология.

                Тема 4. Социальные технологии организационно-управленческой деятельности в туризме

                Современная сервисная организация как сложная динамическая система со сложным и многогранным управлением персоналом в ее рамках.

                Проблемы совершенствования управления в сервисной организации. Стиль организационно-управленческой деятельности. Ролевая модель организационно-управленческой деятельности руководителя сервисной или туристической фирмы в рыночных условиях. Взаимозависимость взаимоотношений «руководитель-подчиненный».

                Функции и методы организационно-управленческой деятельности. Технологии организационно-управленческой деятельности. Технологии информационного обеспечения сотрудников фирмы. Технологии мотивации сотрудников фирмы. Этапы реализации технологии мотивации сотрудников. Последовательность этапов технологии управления персоналом фирмы. Технология контроля качества продукта (услуги).

                Технология расчета оценки эффективности управления.

                Тема 5. Технологии научно-исследовательской деятельности сфере туризма

                Научно-исследовательская деятельность в сфере туризма как поиск более совершенных способов удовлетворения социально-культурных потребностей человека, новых форм социального взаимодействия, разработка инновационных стратегий и технологий развития туристической организации или сервисной службы.

                Виды инноваций. Области инноваций в турорганизациях. Факторы отторжения нововведений.

                Реинжиниринг, тренинги креативности, ассесмент как социальные технологии инновационной деятельности в туризме.

                Тема 6. Технологии образовательной деятельности сфере туризма

                Типы современного обучения персонала: поддерживающее и инновационное бучение. Направления обучения персонала. Факторы формирования потребности организации в развитии своего персонала.

                Технологии обучения персонала на рабочем месте (в турфирме) — инструктаж, ротация, ученичество и наставничество (коучинг).

                Технологии обучения персонала вне рабочего места — деловые игры, ситуационное обучение, тренинги, стажировки.

                5. Образовательные технологии

                Дисциплина представляет собой авторский курс с использованием как традиционных форм обучения (лекции и семинарские занятия), так и инновационных, направленных на формирование и закрепление практических, базовых профессионально значимых навыков менеджера в сфере туризма; развитие коммуникативных способностей, навыков проективной и технологической деятельности. К ним можно отнести доклады, обзоры современной монографической литературы и научных журналов, групповые дискуссии по наиболее актуальным социальным проблемам, тренинги, деловые игры, «мозговой штурм». Лекционные занятия строятся на диалоговой основе, используются электронные презентации, что способствует активизации внимания студентов и лучшему усвоению изучаемого материала. На семинарских, практических занятиях обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий, проводятся дискуссии, ролевые игры, обсуждае ся выполнение домашних творческих заданий, проводятся контрольные работы, тестирование. Необходимым элементом учебной работы является консультирование студентов по вопросам учебного материала.

                Самостоятельная работа студентов включает подготовку к практическим, семинарским занятиям, выполнение творческих заданий для групповой работы, подготовку к текущему и промежуточному контролю.

                Для текущего контроля знаний студентов используются письменные контрольные работы, домашние и аудиторные творческие задания, для итогового — тест.

                6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

                6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

                Тема 1. Предмет и задачи социальной психологии

                Вопросы для обсуждения

                1) В чем, по-Вашему мнению, состоит специфика социально-психологических явлений?

                2) Определите объект и предмет социальной психологии. Проследите изменение предмета социальной психологии на протяжении конца Х1Х — начала ХХ вв.

                3) Почему отечественная социальная психология долгое время не получала официального статуса как научная дисциплина, с чем связано ее возрождение?

                4) Охарактеризуйте современные представления о предмете социальной психологии.

                5) Охарактеризуйте положение социальной психологии в системе научного знания. Какие современные проблемы социально-психологической науки Вы считаете наиболее актуальными?

                Задание для микрогрупп: выделите основные достоинства и недостатки методов социальной психологии.

                Тема 2. История формирования социально-психологических идей

                Вопросы для обсуждения

                1) Когда происходит выделение социально психологии в самостоятельную отрасль научного знания?

                2) Какие идеи современных направлений — необихевиоризма, неофрейдизма, теории социального обмена, символического интеракционизма, гуманистической психологии, когнитивистских теорий, с Вашей точки зрения, внесли наибольший вклад в становление социальной психологии? Приведите примеры.

                3) Какие из направлений социальной психологии представляются Вам наиболее важными в современных российских условиях?

                Задание:

                Определите, каким психологическим школам присущи следующие подходы к человеку: а) «человек познающий»; б) «человек реагирующий»; в) «человек нуждающийся, конфликтный»; г) «человек гармоничный, самоактуализирующийся».

                Тема 3. Социально-психологические проблемы исследования личности

                Вопросы для обсуждения

                1) В чем состоит специфика социально-психологического подхода к проблематике личности?

                2) Как Вы считаете, защитные механизмы личности — положительно или отрицательно влияют на личность?

                3) Какие механизмы личностной защиты Вам известны?

                4) Перечислите социально-психологические качества личности.

                5) Охарактеризуйте структуру самосознания. Раскройте сущность «Я-концепции».

                6) Раскройте смысл «диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности».

                7) Приведите основные положения ролевой теории личности. Перечислите круг ролей, исполняемых Вами.

                8) Что такое ролевой конфликт? Приведите примеры внутриролевых и межролевых конфликтов. Какие способы разрешения ролевых конфликтов Вам известны.

                Задания:

                1. Что такое социализация личности? Сравните понятия: социализация — адаптация — воспитание — образование — развитие личности.
                2. Охарактеризуйте этапы и основные институты социализации личности. Можно ли говорить о социализации в пожилом возрасте? Аргументируйте свой ответ.
                3. Приведите примеры профессиональной деформации личности.

                Тема 4. Социально-психологический анализ общения

                Вопросы для обсуждения

                1) Охарактеризуйте роль общения в жизни общества и отдельного человека.

                2) Какие виды общения Вы знаете?

                3) Перечислите функции общения, подберите примеры, раскрывающие смысл каждой из них.

                4) Какие стили межличностного общения Вы знаете? Назовите специфические особенности каждого стиля.

                5) В чем сходство и в чем различия императивного и манипулятивного стилей общения? Чем они принципиально отличаются от диалога?

                Задания:

                1. Проанализируйте, с какими видами общения чаще всего приходится иметь дело социологам?
                2. Дайте сравнительную характеристику различным видам общения.

                Тема 5. Перцептивная сторона общения

                Вопросы для обсуждения

                1) Охарактеризуйте процесс социальной перцепции через последовательность определенных действий наблюдателя.

                2) Какие Вы знаете механизмы социальной перцепции?

                3) Охарактеризуйте «эффекты восприятия».

                4) Раскройте сущность каузальной атрибуции. Опишите типичные схемы каузальной атрибуции.

                5) Что такое социальный стереотип? Какую роль он выполняет в общении?

                Тренинг: определение ведущих каналов восприятия.

                Тема 6. Коммуникативная сторона общения

                Вопросы для обсуждения

                1) В чем состоит смысл коммуникативной стороны общения?

                2) Какую роль в процессе общения выполняет механизм обратной связи?

                3) Каковы его основные формы? Перечислите важнейшие, на Ваш взгляд, приемы, используемые педагогами для передачи ученикам обратной связи.

                4) Каковы принципы эффективной передачи обратной связи и критических замечаний партнеру по общению?

                5) В чем психологический смысл коммуникативных барьеров. Какие виды коммуникативных барьеров Вы знаете?

                6) Опишите виды коммуникативных воздействий. Как конкретно каждый из них проявляется в общении учителя и ученика?

                7) Какие средства передачи информации Вы знаете? Перечислите важнейшие невербальные средства передачи информации партнеру по общению. Какую роль они выполняют в процессе общения?

                8) Охарактеризуйте процесс эффективного слушания.

                9) Нужно ли скрывать от партнера по общению своим истинные чувства? Почему?

                10) Какие существуют способы выражения чувств? Отметьте наиболее эффективные. Обоснуйте свой выбор.

                Тренинг: невербальные средства передачи информации.

                Тема 7. Интерактивная сторона общения

                Вопросы для обсуждения

                1) В чем смысл интерактивной стороны общения?

                2) Какие можно выделить важнейшие социальные мотивы, и в каких конкретных стратегиях поведения они реализуются?

                3) Охарактеризуйте каждую из стратегий. Опишите, как они могут проявляться в конкретных ситуациях взаимодействия учителя и ученика.

                4) Дайте определение конфликта. Опишите его структуру. Как развивается конфликт?

                5) К каким психологическим последствиям может приводить конфликт?

                6) Каковы возможные исходы конфликта и принципы управления конфликтным процессом?

                Задание:

                Опишите различные педагогические конфликты и проанализируйте их в соответствии с предлагаемой схемой.

                Тема 8. Социальная психология группы

                Вопросы для обсуждения

                1) Что такое группа?

                2) Какие типы групп и по каким основаниям Вы могли бы выделить?

                3) Охарактеризуйте основные этапы и направления исследования групп в социальной психологии.

                4) Как Вы считаете, почему социологуважно знать социально-психологические особенности различных социальных групп?

                5) Перечислите основные параметры анализа группы.

                6) Дайте определение большой и малой социальной группы.

                Тема 9. Методологические проблемы исследования малой социальной группы в социальной психологии

                Вопросы для обсуждения

                1) Что такое малая группа? Каково ее количественное и качественное выражение?

                2) Охарактеризуйте структуру малой группы.

                3) Что подразумевается под социометрической структурой малой группы? Каковы ее важнейшие характеристики?

                4) Как объясняется устойчивость социального статуса человека? От чего зависит величина статуса школьника? Какими средствами можно обеспечить динамику социометрического статуса школьника?

                5) Какие типы коммуникативных сетей Вам известны? Охарактеризуйте каждый из них.

                Тренинг: определение эффективности коммуникативных сетей в малой группе.

                Тема 10. Характеристика групповых процессов

                Вопросы для обсуждения

                1) Перечислите основные процессы, происходящие в малой группе, и кратко охарактеризуйте каждый из них.

                2) Как Вы поняли, в чем психологический смысл конформного поведения? Разведите понятия «конформизм» и «конформность».

                3) От каких факторов зависит уровень конформности человека?

                4) Опишите, в чем проявляется конформное поведение школьников. Дайте конкретные примеры.

                5) Что подразумевается под межличностной совместимостью и срабатываемостью, в чем значение этих механизмов. Как Вы думаете, какой из этих механизмов играет большую роль в развитии школьного класса как группы?

                Задание:

                Что подразумевается под внутригрупповым конфликтом? Опишите конкретные виды внутригрупповых конфликтов, характерные для студенческой группы.

                Тема 11. Общая характеристика динамических процессов в малой группе

                Вопросы для обсуждения

                1) Определите роль структуры социальной власти в группе.

                2) Как Вы можете определить феномен лидерства? В чем отличие лидера и «звезды»?

                3) Какие виды лидерства Вам известны? Какие из них наиболее эффективны?

                4) Охарактеризуйте феномен руководства малой группой. Целесообразно ли объединение в одном лице руководителя и неформального лидера?

                5) Дайте сравнительную характеристику директивной и кооперативной модели руководства. Назовите преимущества и недостатки каждой из них.

                6) Опишите процесс формирования авторитета педагога-руководителя. Какие психологические факторы определяют успешность педагогического руководства?

                7) Какие процессы протекают в группах и между группами? Что такое внутригрупповой фаворитизм? Приведите примеры.

                Тренинг: принятие группового решения

                Тема 12. Социально-психологические характеристики больших социальных групп

                Вопросы для обсуждения

                1) В чем, по Вашему мнению, основное отличие больших и малых социальных групп?

                2) Дайте определение и приведите признаки больших социальных групп.

                3) Какие виды больших социальных групп Вы можете перечислить?

                4) Разведите понятия: толпа — масса — публика.

                5) Чем отличается поведение людей в условиях паники?

                6) Охарактеризуйте классы как одну из разновидностей больших социальных групп.

                7) Чем отличается классовое сознание и классовая психология? Что между ними общего?

                Задание:

                Охарактеризуйте различные виды паники. Какой вид паники имеет наиболее опасные последствия?

                6.2. Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению для студентов заочной формы обучения

                Тема контрольной работы выбирается самостоятельно из предложенного списка; по выбранной теме изучается 7−10 источников. Составляется план, в соответствии с которым излагается изученный материал.

                В контрольной работе должны быть введение (где излагаются актуальность темы, мотивы выбора, ее значимость для Вашего профессионального становления), изложение основного текста по пунктам плана, заключение (где подводятся основные итоги работы), список использованной литературы. В ходе необходимо делать сноски на использованную и цитируемую литературу. Работа должна полностью раскрывать заявленную тему.

                Контрольная работа может быть выполнена на листах формата А4 (объём не менее 20 с., через 1,5 интервала, шрифт 14) или в тетради с полями (объём не менее 24 с.).

                Варианты контрольных работ

                Вариант 1.

                Социальная психология как наука. Современные проблемы социально-психологической науки.

                Вариант 2.

                Предмет социальной психологии. Специфика социально-психологического подхода.

                Вариант 3.

                История развития социально-психологических идей. Дискуссии о предмете социальной психологии.

                Вариант 4.

                Основные теоретические подходы в западной социальной психологии.

                Вариант 5.

                Этапы социально-психологического исследования. Методы социальной психологии.

                Вариант 6.

                Личность в социальном мире. Я-концепция и самооценка личности.

                Вариант 7.

                Концепция социальной роли. Типы ролевых конфликтов. Взаимовлияние личности и социальной роли.

                Вариант 8.

                Социальная установка и поведение личности. Формирование и изменение установок.

                Вариант 9.

                Нарушение структуры личности и компенсаторные механизмы.

                Вариант 10.

                Общая характеристика общения как социально-психологического феномена. Виды и стили общения.

                Вариант 11.

                Социальные категории и стереотипы, их роль в общении.

                Вариант 12.

                Понятие социальной перцепции. Механизмы межличностного восприятия.

                Вариант 13.

                Точность межличностной перцепции. Понятие и закономерности каузальной атрибуции.

                Вариант 14.

                Эффекты межличностного восприятия.

                Вариант 15.

                Общение как коммуникация. Вербальная и невербальная коммуникация: общая характеристика.

                Вариант 16.

                Вербальная коммуникация, проблема понимания.

                Вариант 17.

                Невербальная коммуникация: общая характеристика, типы, функции.

                Вариант 18.

                Социальное взаимодействие и общение. Виды взаимодействия.

                Вариант 19.

                Трансактный анализ Э. Берна.

                Вариант 20.

                Толпа, масса, публика. Явление паники. Виды паники.

                Вариант 21.

                Социально-психологические характеристики больших социальных групп.

                Вариант 22.

                Виды и особенности больших социальных групп.

                Вариант 23.

                Группа как объект социально-психологического анализа.

                Вариант 24.

                Социометрия как метод изучения групповой структуры.

                Вариант 25.

                Групповая структура. Типы коммуникационных сетей.

                Вариант 26.

                Лидерство в малых группах. Стили лидерства. Социально-психологический климат группы.

                Вариант 27.

                Характеристика процесса принятия группового решения, особенности групповой дискуссии.

                Вариант 28.

                Групповая динамика и групповая эффективность.

                6.3. Вопросы для подготовки к экзамену

                1. Место социальной психологии в системе научного знания. Взаимоотношения социальной психологии с психологией и социологией.
                2. Предмет социальной психологии. Специфика социально-психологического подхода.
                3. Этапы дискуссии о предмете социальной психологии.
                4. Методы социальной психологии. Ограничения использования методов.
                5. История развития социально-психологических идей.
                6. Общая характеристика западных теорий, повлиявших на становление социально-психологического знания.
                7. Понятие личности в социальной психологии.
                8. Структура самосознания. Понятие Я-концепции.
                9. Ролевая теория личности.
                10. Понятие установки. Структура установки.
                11. Диспозиционная концепция личности В.А. Ядова.
                12. Социализация: сущность и основные этапы.
                13. Понятие, основные виды и стили общения.
                14. Структура и функции общения.
                15. Общение и манипуляция (Э. Шостром).
                16. Общение как социальная перцепция.
                17. Основные функции и механизмы социальной перцепции.
                18. Эффекты межличностного восприятия.
                19. Понятие и закономерности каузальной атрибуции.
                20. Социальные стереотипы: сущность, функции, роль в общении.
                21. Общение как коммуникация.
                22. Сущность коммуникативного процесса. Основные звенья коммуникативного акта.
                23. Понятие коммуникативного барьера в общении.
                24. Вербальная и невербальная коммуникация: общая характеристика, функции.
                25. Классификация и общая характеристика невербальной коммуникации.
                26. Оптико-кинетическая система знаков.
                27. Паралинглистическая и экстралингвистическая система знаков.
                28. Такесика, ольфакторные средства.
                29. Проксемика. Оптимальное размещение участников дискуссионных групп.
                30. Вербальная коммуникация, проблема понимания.
                31. Интерактивная сторона общения. Виды взаимодействия.
                32. Теории, объясняющие сущность и особенности взаимодействия людей.
                33. Трансактный анализ (Э. Берн).
                34. Этапы общения.
                35. Конфликты как форма проявления противоречий. Индивидуальные типы реагирования на конфликтную ситуацию.
                36. Типология и функции конфликтов. Динамика и структура конфликта.
                37. Понятие группы в социальной психологии.
                38. Классификация групп.
                39. Методологические проблемы исследования малой группы в социальной психологии.
                40. Понятие, особенности и структура малой группы.
                41. Лидерство в малых группах. Стили лидерства.
                42. Социометрическая и коммуникационная структура малых групп.
                43. Групповая динамика: сущность и основные элементы.
                44. Механизмы групповой динамики.
                45. Теории групповой сплоченности. Этапы развития группы.
                46. Межгрупповые отношения. «Межгрупповая дискриминация», «межгрупповой фаворитизм», «межгрупповая враждебность».
                47. Феномен группового давления. Явление конформизма.
                48. Характеристика процесса принятия группового решения. Групповая дискуссия.
                49. «Мозговой штурм».
                50. Социально-психологические характеристики больших социальных групп. Виды и особенности больших социальных групп.
                51. Толпа, масса, публика. Явление паники.
                52. Слухи как социально-психологический феномен.

                7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

                Основная литература:

                Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2009.

                Воробьева И.В. Социально-психологическое взаимодействие личности и группы: Учеб. пособие для вузов / И.В. Воробьева, О.В. Кружкова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург: РГППУ, 2009.

                Столяренко Л.Д. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2009.

                Дополнительная литература:

                Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология: Хрестоматия. М.: Аспект-Пресс, 2008.

                Битянова М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2008.

                Горбунова М.Ю. Социальная психология: Краткий курс лекций для вузов. М.: Владос-Пресс, 2006.

                Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2009.

                Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2007.

                Мельникова Н.А. Социальная психология. Конспект лекций. М.: Itteachvideo.

                Морозов А.В. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект, 2008.

                Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2006.

                Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / О.В. Глуздова и др.; ред. Е.Н. Волкова. М.: Высшая школа, 2007.

                Шахматова О.Н. Практикум по социальной психологии: Учеб. пособие для вузов / О. Н. Шахматова. Екатеринбург: РГППУ, 2008.

                (Журнал «Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования»)

                http://psyjournals.ru/social_psy/ (Журнал «Социальная психология и общество»)

                http://www.psylib.ukrweb.net/books (Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»)

                (Социальная психология в статьях)

                8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

                Учебные аудитории, оборудованные в соответствии с санитарно-техническими требованиями для проведения групповых форм работы; оргтехника для тиражирования материалов для слушателей.

                В качестве материально-технического обеспечения дисциплины используются мультимедийные средства, кинофильмы, видео-проектор.

                Учебно-методический комплекс дисциплины

                «Социальная психология»

                Подписано в печать _________. Формат 6084/16. Бумага для множ. аппаратов.

                Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

                ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

                Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11

                21

                Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

                Отправить запрос

                Adblock
                detector