1. Цели освоения дисциплины 7

Изучение дисциплины «Риторика» призвано заложить у студентов теоретические и методологические основы овладения знаниями, умениями и навыками в области устных речевых коммуникаций, а также ознакомить обучающихся с особенностями применения достижений классической риторики в журналистской деятельности, что позволит им эффективно реализовать полученные в рамках освоения данного курса сведения в их профессиональной деятельности. Цель курса состоит в повышении общей речевой культуры студентов, выражающейся в освоении технологии эффективного публичного выступления, а также в овладении практическими навыками убеждения и профессионального отстаивания своей позиции в спорах, диспутах и дискуссиях.

2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата

Данная учебная дисциплина включена в раздел Б 1. В.4, изучается на 4 курсе, в 7 семестре.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины должны:

  • знать истоки развития риторики, сформировать четкое представление об основных разделах риторики и особенностях ее функционирования в различных сферах современного общества;
  • уметь ориентироваться в закономерностях развития риторики как науки, а также усвоить роль речевого воздействия в процессе осуществления журналистской деятельности;
  • владеть навыками подготовки и произнесения публичных речей, установления и поддержания контакта с аудиторией, ведения дискуссий, нейтрализации неэтичного поведения оппонентов.

В результате освоения данной дисциплины формируются следующие компетенции в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

ОК-4; ОК-17; ПК-30; ПК-42

а) общекультурные (ОК):

социально-личностные:

ОК-4: владение культурой мышления; способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

инструментальные:

ОК-17: свободное владение нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, при подготовке журналистских публикаций;

б) профессиональные (ПК):

общепрофессионалъные:

3 стр., 1225 слов

Конечные результаты обучения. Дисциплина: Коммуникативные навыки – 1

... профессиональной деятельности и направленные на обеспечение его эффективного взаимодействия с пациентами, родственниками пациентов, коллегами. Цель дисциплины Формирование и развитие навыков, ... конфиденциальности медицинского интервью; - понимать важность непрерывного совершенствования навыков общения в профессиональной деятельности врача Владеть навыками (в условиях ролевой игры): - построения и ...

ПК-30: знание фонетических, лексических, грамматических, семантических, стилистических норм современного русского языка в целом и особенностей их применения в практике современных СМИ;

редакторская деятельность:

ПК-42: редактировать печатный текст, аудио-, видео- или интернет-материал, приводить его в соответствие с нормами современного русского литературного языка.

4. Структура и содержание дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины «Риторика» составляет 3 зачетных единицы, 108 часов, из них аудиторных – 36, самостоятельных – 72.

п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Форма промежуточной аттестации

лекция

практич. занятие

самостоят.

работа

Риторика как наука. Ее предмет и задачи.

Положение риторики в системе научных знаний. Риторика и логика, этика, психология, философия. Сферы функционирования риторики в обществе. Риторические основы журналистской деятельности.

7

2

8

опрос

    Речь как сфера общения.

    Оппозиция язык и речь. Коммуникативный, информативный и психологический аспекты речи. Воздействие как базисный фактор коммуникации. Прагматические установки воздействия. Устные коммуникации в системе средств массовой коммуникации. Журналистика, рекламная деятельность, система PR и речевая коммуникация.

    7

    2

    8

    дискуссия

      Правила речевого поведения в определенных условиях коммуникации.

      Типы аудитории. Предварительное изучение аудитории. «Открытая аудитория»; ее особенности и коммуникативные возможности. Выбор темы с точки зрения ее уместности. Варианты целеустановок в публичной риторике. Типы ораторов. Выбор модели поведения.

      7

      2

      4

      8

      Творческие задания

        Виды подготовки к выступлению.

        Сбор информации: чтение литературы, беседа, интервью, личный опыт. Порядок составления плана, конспекта. Правила использования вспомогательных материалов, их виды.

        7

        2

        8

        тест

          Конструирование тезиса речи. Аргументация.

          Правила построения тезиса речи. Требования к аргументации. Виды воздействия в процессе доказательства: внушение, убеждение, информирование, разъяснение. Разновидности логических и психологических доводов, правила их применения. «Тонкости» процесса убеждения.

          7

          2

          4

          8

          Творческие задания

            Правила взаимодействия с аудиторией.

            Приемы концентрации и удержания внимания аудитории. Стимулирование активного слушания и эмоциональной поддержки. Специфика развлекательного варианта убеждающих речей. Преодоление критических установок аудитории. Клакерство. Поведение в трудных ситуациях.

            7

            2

            2

            8

              Классическая риторика и литературная обработка речи.

              Понятие о правильности и выразительности речи. Ее соотнесение с правилом уместности. Речевые средства оратора. Риторические фигуры (тропы).

              Стилистические приемы усиления эмоциональности и образности речи, правила их применения. Паузация в речи. Требования к одежде и внешнему виду оратора. Соответствие типа речи и пантомимики выступающего.

              7

              2

              2

              8

              опрос

                Публичные дебаты, полемика.

                Типы дебатирующих риторов. Правила ведения спора. Общение с оппонентом и аудиторией. Пути достижения коммуникативного согласия. Демагогия, манипулирование и способы их нейтрализации. Самозащита и самоконтроль.

                7

                2

                4

                8

                дискуссия

                  Риторика массовых коммуникаций.

                  Специфика проявлений риторики в различных СМК. Пути и перспективы развития риторики массовых коммуникаций.

                  7

                  2

                  2

                  8

                  Итого

                  18

                  18

                  72

                  5. Образовательные технологии

                  Освоение дисциплины «Риторика» предполагает использование как традиционных (лекция), так и инновационных образовательных технологий, позволяющих использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий, включая выполнение ряда заданий с применением мультимедийных программ, с помощью которых осуществляется подготовка и озвучивание в аудитории различных вариантов публичных выступлений с последующим их анализом и самоанализом.

                  6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

                  6.1. Тематический план практических занятий по дисциплине «Риторика».

                  Практическое занятие № 1. Вступление. Виды вступлений.

                  Практическое занятие № 2. Самопрезентация. Подготовить рассказ о себе.

                  Практическое занятие № 3. Информационные выступления, их жанры. Правила подготовки информационных выступлений.

                  Практическое занятие № 4. Убеждающие выступления. Правила аргументации.

                  Практическое занятие № 5. Практические приемы убеждения. Ролевая игра «Ситуации из жизни».

                  Практическое занятие № 6. Этика и этикет в публичных выступлениях.

                  Практическое занятие № 7. Невербальные средства оратора, приема концентрации и удержания внимания аудитории.

                  Практическое занятие № 8-9. Виды спора, правила ведения спора, подготовка и проведения публичной дискуссии на заданную тему.

                  6.2. Самостоятельная работа студентов включает в себя следующие направления:

                  — сбор, систематизация информации по истории риторики: жизнь и деятельность выдающихся ораторов, основные этапы развития риторики, становление риторики в России;

                  — проведение анализа речей выдающихся ораторов прошлого и настоящего с последующей презентацией собранного материала;

                  — самоанализ речевой деятельности;

                  — исследование различных видов СМИ с целью установления перспектив развития неориторики и риторики массовых коммуникаций.

                  7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

                  Основная литература

                  Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс [Электронный ресурс] : Уч. пособ. / В. И. Аннушкин. — 4-е изд., стереотип. – М. : Флинта : Наука, 2011. – 296 с. – ISBN 978-5-89349-933-9 (Флинта), ISBN 978-5-02-034612-3 (Наука).– Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=405812#none

                  Введенская Л. А. Риторика и культура речи [Текст] : учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. — 11-е изд. — Ростов — на — Дону : Феникс, 2010. — 538 с. — (Высшее образование).

                  — Библиогр.: в конце разд. — Рек. МО. — В пер. — ISBN 978-5-222-17063-2. Кол-во экземпляров: всего – 21

                  Кузнецов, И. Н. Риторика [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. – 6-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 560 с. — ISBN 978-5-394-02149-7. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=414977

                  Стернин И.А. Практическая риторика [Электронный ресурс] : Учебное пособие / И.А. Стернин. Воронеж, Истоки, 2010. – Режим доступа: www.sterninia.ru

                  Тимошенко Т.Е. Риторика: практикум / Т.Е. Тимошенко. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 96 с.–ISBN 978-5-9765-0775-3.– Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=199909.

                  Дополнительная литература:

                  Егоров И.В. Основы психологии публичного выступления и воздействия на аудиторию. М., 1999.

                  Зарецкая Е.Н. Риторика. — М., 1998.

                  Кохтев Н.Н. Риторика. — М., 1994.

                  Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. М., 1998.

                  Риторические основы журналистики. М., 2002.

                  Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.

                  Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций. Ростов-на-Дону, 2000.

                  Шейнов В.П. Риторика. М., 2000.

                  Программное обеспечение и интернет-ресурсы:

                  1. http://www.hi-edu.ru

                  2. http://urok.hut.ru/index.htm
                  3. http://cultrechi.narod.ru
                  4. – Центр риторики.
                  5. http://www.rusword.com.ua
                  6. http://www.rka.ru

                  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

                  1. Мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

                  2. Сетевой компьютерный класс с выходом в Интернет.
                  3. Учебный сервер факультета.
                  4. Внутренняя учебная сеть вуза.

                  Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению и профилю подготовки 031300.62 «Журналистика»

                  Автор

                  Федорова Светлана Викторовна, к.филол.н., доцент кафедры массовых коммуникаций Набережночелнинского института КФУ

                  Рецензент

                  Мухамедзянова Елена Константиновна, к.филол.н., доцент кафедры массовых коммуникаций Набережночелнинского института КФУ

                  Программа одобрена на заседании кафедры массовых коммуникаций Набережночелнинского института КФУ. Протокол № 1 от 26 сентября 2013 года.

                  ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

                  1. Риторика как наука: предмет и задачи. Место риторики в системе научных знаний. Риторика и этика, логика, психология, философия, эстетика, социология.

                  1. Происхождение ораторского искусства. История развития риторики. Риторика в Древней Греции.

                  1. Происхождение ораторского искусства. История развития риторики. Риторика в Древнем Риме.

                  1. Происхождение ораторского искусства. История развития риторики. Традиции античных риторик в Новое время.

                  1. Происхождение ораторского искусства. История русской риторики.

                  1. Сферы функционирования риторики в современном обществе. Журналистика, рекламная деятельность, паблик рилейшнз и речевая коммуникация.

                  1. Речь как сфера общения. Понятие публичной речи. Коммуникативный, информативный и психологический аспекты речи.

                  1. Воздействие как базисный фактор коммуникации. Прагматичные установки воздействия в социально ориентированном диалоге. Разница позиций говорящего и слушающего.

                  1. Типы аудитории. Подходы к классификации. Изучение и учет особенностей. Выбор темы с точки зрения ее уместности.

                  1. Классификация речей по целевым установкам. Определение цели и характера выступления.

                  1. Типы ораторов, характер выступления, выработка индивидуального стиля. Требования к внешнему виду. Работа над техникой речи.

                  1. Порядок подготовки к выступлению. Предварительное накопление материала.

                  1. Тезис речи. Композиционное построение речи, ее составные части.

                  1. Методы и формы изложения материала в публичной речи. План речи.

                  1. Цели и задачи вступления. Виды вступлений.

                  1. Цели и задачи заключения. Виды заключений.

                  1. Виды воздействия на аудиторию в процессе убеждения. Внушение, информирование, доказательство, разъяснение.

                  1. Убеждающее воздействие. Практические приемы убеждения.

                  1. Риторические (технические) методы убеждения. Искусственное усиление доводов. Противопоказания в применении приемов убеждения.

                  1. Принципы и правила ведения спора. Разновидности спора: дискуссия, полемика, дебаты, прения и.т. д.

                  1. Доказательство и аргументация в споре, правила опровержения позиции оппонента.

                  1. Разновидности логических и психологических доводов. Правила их применения. Типичные ошибки в использовании того или иного вида доводов.

                  1. Эмоциональные факторы полемики. Спекулятивные приемы и их нейтрализация.

                  1. Демагогия и манипулирование. Самозащита и самоконтроль в процессе полемики.

                  1. Этика в публичном выступлении. Поведение в трудных ситуациях. Клакерство.

                  1. Ошибки в публичном выступлении. Коррекция речевого поведения. Преодоление критических установок аудитории.

                  1. Юмор в публичной речи. Тональность выступления, уместность использования. Специфика развлекательных выступлений.

                  1. Составляющие речевого этикета. Особенности этикетно-протокольных (ритуальных) выступлений. Правила речевого поведения в определенных условиях коммуникации.

                  1. Приемы концентрации и удержания внимания аудитории. Приемы стимулирования активного слушания и эмоциональной поддержки.

                  1. Вербальные средства оратора при подготовке и произнесении речи. Понятие правильности речи. Ошибки, лишающие публичное выступление выразительности. Сочетание правильности речи и правила уместности.

                  1. Вербальные средства оратора при подготовке и произнесении речи. Понятие выразительности речи. Изобразительно-выразительные средства языка, их использование в публичной речи.

                  1. Вербальные средства оратора при подготовке и произнесении речи. Тропы как средства создания наглядности речи. Виды тропов.

                  1. Невербальные средства оратора. Просодические средства усиления воздействия речи, функционирование речевого аппарата.

                  1. Невербальные средства оратора. Элементы нейро-лингвистического программирования в подготовке публичных выступлений.

                  1. Невербальные средства оратора. «Язык тела» (жестикуляция и пантомимика) как средство расположить к себе собеседника и способ поддержания обратной связи с аудиторией.
                  1. Классическая риторика и ее применение в сфере массовой коммуникации. Специфика проявления в разных средствах массовой информации ( в теле-, радио- и печатной журналистике).

                  1. Риторические основы журналистики. Устные коммуникации в системе СМК. Современная практика публичных дебатов.

                  1. «Открытая аудитория»; ее специфические особенности и коммуникативные возможности. Построение социально ориентированного диалога посредством СМК.

                  1. Пути и перспективы развития риторики массовых коммуникаций.

                  Методические указания по подготовке к практическим занятиям

                  Практические занятия по курсу «Риторика» призваны сформировать у студентов навыки публичного выступления, этим обстоятельством и обусловлены особенности их проведения и подготовки к ним. Перед каждым практическим занятием студенты должны не только ознакомиться с теоретическим материалом по заданной теме, но и подготовить задание, тема и содержание которого формулируется преподавателем.

                  Обязательным при подготовке задания является следование всем условиям (регламент, аудитория, жанр выступления и проч.), которые были оговорены преподавателем, их несоблюдение или неточное следование приводит к искажению хода практического занятия, ухудшают усвоение материала, а следовательно, подобные выступления будут оценены меньшим количеством баллов. Рекомендуется готовить и письменный, и устный вариант речи, а также иметь под рукой дополнительный материал, который можно будет использовать при ответе на вопросы или в ходе дискуссии.

                  Большинство заданий по дисциплине носят индивидуальный характер, и только одно из них является групповым, что накладывает свой отпечаток на особенности подготовки к нему. В ходе подготовки практического занятия под названием «Дискуссия» студентам необходимо будем организовать группы, причем ориентируясь не на личные симпатии или антипатии, а в зависимости от отношения к обсуждаемой проблеме, распределить обязанности в группе, выделить основного и дополнительного спикеров, подготовить аргументы и контраргументы, а также теоретический материал, позволяющий в дальнейшем провести анализ и выявить допущенные в ходе спора ошибки, примененные манипулятивные и спекулятивные приемы.

                  Кроме того, ряд практических занятий проходит в форме тренингов, ролевых игр, когда задание обучающиеся получают непосредственно в аудитории и должны подготовить его максимально быстро, а затем эффектно и правдоподобно «обыграть» предлагаемую ситуацию.

                  Практическое занятие № 1. Вступление. Виды вступлений. Подготовка различных вариантов вступления с ориентацией на предпочтения потенциальной аудитории.

                  Алгоритм занятия:

                  1. Студенты готовят заранее варианты вступлений к речам, условия произнесения которых оговорены преподавателем.
                  2. Аудитория должна дать оценку по следующим направлениям: соответствие формату и выбранной аудитории, эффективность приемов, использованных выступающим.

                  Литература:

                  1. Кузнецов, И. Н. Риторика [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. – 6-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 560 с. — ISBN 978-5-394-02149-7. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=414977

                  2. Стернин И.А. Практическая риторика [Электронный ресурс] : Учебное пособие / И.А. Стернин. Воронеж, Истоки, 2010. – Режим доступа: www.sterninia.ru

                  Практическое занятие № 2. Самопрезентация. Подготовить рассказ о себе.

                  Алгоритм занятия:

                  1. Студенты готовят заранее самопрезентацию, выступление о себе.
                  2. Аудитория должна дать оценку по следующим направлениям: соответствие формату и выбранной аудитории, оригинальность содержания, формы выступления.

                  Литература:

                  1. Кузнецов, И. Н. Риторика [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. – 6-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 560 с. — ISBN 978-5-394-02149-7. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=414977
                  2. Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997.

                  Практическое занятие № 3. Информационные выступления, их жанры. Правила подготовки информационных выступлений.

                  Алгоритм занятия:

                  1. студенты заранее готовят устное выступление о чем-либо, ранее неизвестном аудитории.
                  2. заранее готовится письменное изложение тезиса речи.
                  3. после произнесения речи, аудитория сравнивает написанное и озвученное и должна дать оценку: насколько удалось оратору достичь запланированной цели.

                  Литература:

                  1. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс [Электронный ресурс] : Уч. пособ. / В. И. Аннушкин. — 4-е изд., стереотип. – М. : Флинта : Наука, 2011. – 296 с. – ISBN 978-5-89349-933-9 (Флинта), ISBN 978-5-02-034612-3 (Наука).– Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=405812#none

                  2. Зарецкая Е.Н. Риторика. — М., 1998.

                  Практическое занятие № 4. Убеждающие выступления. Правила аргументации. Подготовка убеждающего выступления, способы опровержения высказанного оппонентом.

                  Алгоритм занятия:

                  1. Студенты готовят выступления по афоризму, превращая его в убеждающее выступление и сформулировав заранее тезис.
                  2. Аудитория выдвигает контраргументы, ищет слабые места в доказательстве, предлагает альтернативные варианты построения.

                  Литература:

                  1. Кузнецов, И. Н. Риторика [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. – 6-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 560 с. — ISBN 978-5-394-02149-7. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=414977

                  2. Стернин И.А. Практическая риторика [Электронный ресурс] : Учебное пособие / И.А. Стернин. Воронеж, Истоки, 2010. – Режим доступа: www.sterninia.ru

                  Практическое занятие № 5. Практические приемы убеждения. Ролевая игра «Ситуации из жизни».

                  Алгоритм занятия:

                  1. Студентам раздаются примеры жизненных ситуаций, которые они должные разыграть перед аудиторией.
                  2. После демонстрации аудитория должна оценить по следующим критериям: правдоподобие, соответствие коммуникативной ситуации, эффективность аргументов.

                  Литература:

                  1. Кузнецов, И. Н. Риторика [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. – 6-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 560 с. — ISBN 978-5-394-02149-7. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=414977

                  2. Стернин И.А. Практическая риторика [Электронный ресурс] : Учебное пособие / И.А. Стернин. Воронеж, Истоки, 2010. – Режим доступа: www.sterninia.ru

                  Практическое занятие № 6. Этика и этикет в публичных выступлениях. Правила подготовки и произнесения протокольно-этикетных выступлений.

                  Алгоритм занятия:

                  1. Студенты заранее готовят официальное выступление, тема, жанр и ситуация произнесения заранее оговариваются преподавателем.
                  2. Аудитория оценивает выступление по указанным критериям.

                  Литература:

                  Введенская Л. А. Риторика и культура речи [Текст] : учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. — 11-е изд. — Ростов — на — Дону : Феникс, 2010. — 538 с. — (Высшее образование).

                  — Библиогр.: в конце разд. — Рек. МО. — В пер. — ISBN 978-5-222-17063-2. Кол-во экземпляров: всего – 21

                  Стернин И.А. Практическая риторика [Электронный ресурс] : Учебное пособие / И.А. Стернин. Воронеж, Истоки, 2010. – Режим доступа: www.sterninia.ru

                  Практическое занятие № 7. Невербальные средства оратора, приема концентрации и удержания внимания аудитории.

                  1. Виды жестов, подходы к классификации.
                  2. Поза оратора, особенности пантомимики.
                  3. НЛП-технологии в практике современного оратора.
                  4. Особенности жестикуляции и пантомимики в риторике массовых коммуникаций.

                  Литература:

                  1. Введенская Л. А. Риторика и культура речи [Текст] : учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. — 11-е изд. — Ростов — на — Дону : Феникс, 2010. — 538 с. — (Высшее образование).

                  — Библиогр.: в конце разд. — Рек. МО. — В пер. — ISBN 978-5-222-17063-2. Кол-во экземпляров: всего – 21

                  2. Риторические основы журналистики. М., 2002.

                  Практическое занятие № 8-9. Виды спора, правила ведения спора, подготовка и проведения публичной дискуссии на заданную тему.

                  Алгоритм занятия:

                  1. Студенты выбирают тему для дискуссии, предварительно делятся на группы в зависимости от точки зрения.
                  2. заранее прорабатываются аргументы и контраргументы сторон, проводится сбор и систематизация материала по теме.
                  3. ход дискуссии направляет преподаватель, в конце занятия проводится разбор ошибок и подводятся итоги.

                  Литература:

                  1. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс [Электронный ресурс] : Уч. пособ. / В. И. Аннушкин. — 4-е изд., стереотип. – М. : Флинта : Наука, 2011. – 296 с. – ISBN 978-5-89349-933-9 (Флинта), ISBN 978-5-02-034612-3 (Наука).– Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=405812#none
                  2. Стернин И.А. Практическая риторика [Электронный ресурс] : Учебное пособие / И.А. Стернин. Воронеж, Истоки, 2010. – Режим доступа: www.sterninia.ru

                  Методические указания по организации самостоятельной работе студентов

                  Самостоятельная работа студентов (СРС) — способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Задача преподавателя рассказать в начале дисциплины о возможных тематических направлениях данного курса, которые могут быть изучены студентом самостоятельно. В самостоятельной работе студент должен опирать не только на базовые и основные учебники по изучаемой дисциплине, но на дополнительную литературу, обозначенную преподавателем.

                  Полученные студентом знания могут быть реализованы в активной работе на семинарских занятиях, контрольных работах и других формах аттестации знаний.

                  Цель СРС – организация систематического изучения студентами учебного материала, закрепление и углубление полученных знаний и навыков, формирование готовности студентов к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

                  В рамках изучения дисциплины «Риторика» самостоятельная работа студентов включает в себя следующие направления:

                  — сбор, систематизация информации по истории риторики: жизнь и деятельность выдающихся ораторов, основные этапы развития риторики, становление риторики в России;

                  — проведение анализа речей выдающихся ораторов прошлого и настоящего с последующей презентацией собранного материала;

                  — самоанализ речевой деятельности;

                  — исследование различных видов СМИ с целью установления перспектив развития неориторики и риторики массовых коммуникаций.

                  Конспект лекций по риторике Риторика как наука. Ее предмет и задачи.

                  Положение риторики в системе научных знаний. Основные подходы к риторике. Понятие практической, убеждающей риторики. Связь риторики с другими науками. Риторика и логика, этика, психология, философия. Сферы функционирования риторики в обществе. Риторические основы журналистской деятельности.

                  История зарождения риторики. Риторика в Древней Греции, Древнем Риме, Новое время. Деятельность выдающихся ораторов древности. Вклад в развитие риторики Демосфена, Аристотеля, Цицерона и других. Течение элоквенционистов и софистов как важный этап развития современной риторики. Неориторика как новый этап развития риторики классической.

                  Риторика – теория выразительной речи, причем в рамках нашего курса выразительность будет пониматься как убедительность и эффективность воздействия речи, которая достигается путем использования грамотно подобранных приемов и техник изложения.

                  Риторика одновременно является наукой и искусством, так же как живопись, вокал, хореография и проч. Достижение мастерства в риторике – это процесс «длиною в жизнь», но начинается с первых ученических выступлений. В основе овладения искусством лежит постижение его теоретических основ, а затем путем многолетней практики они оттачиваются до совершенства.

                  Аристотель писал, что среди всех наука логика и риторика занимают совершенно особое место, поскольку не имеют собственного предмета, но зато изыскивают доказательства и инструментарий для предметов всех остальных наук. Ломоносов всецело разделял это убеждение, доказывая, что без риторики не сможет развиваться никакая другая наука или ремесло. Кроме того, риторика и логика связаны еще и тем, что в убеждающих выступлениях используются законы логики, задействуются правила построения силлогизмов, традиционное построение речей также основано на правилах, диктуемых логикой. В свою очередь, психология дала риторики базу психологических приемов воздействия, а также разработала арсенал воздействия на аудиторию в процессе выступления, правила взаимодействия оратора и публики, именно из психологии многое было почерпнуто в процессе становления риторики массовых коммуникаций как новой сферы деятельности.

                  В современном мире трудно назвать область, где не находили бы себе применения риторические навыки и умения, достаточно перечислить лишь некоторые из них:

                  1. образовательная риторика (уроки в школе, лекции в вузе, проведение тренингов, семинаров, мастер-классов и т.д.);

                  2. политическая риторика (предвыборные дебаты, выступления политиков в СМИ и непосредственно перед публикой, официальные заявления первых лиц государства, телемосты, пресс-конференции и проч.);

                  3. судебная риторика (вновь обрела значимость после введения в России суда присяжных, но развивалась и в советское время);

                  4. деловая риторика или бизнес-риторика (правила проведения переговоров, выступления перед широкой общественностью, официально-протокольные мероприятия, внутрикорпоративные связи);

                  5. реклама и связи с общественностью;

                  6. журналистика как профессия повышенной речевой ответственности.

                  Речь как сфера общения

                  Оппозиция язык и речь. Коммуникативный, информативный и психологический аспекты речи. Коммуникативный аспект речи выражается в том, что любое выступление – это всегда диалог, даже в том случае, если оппонент или аудитория не произнесут ни слова, между оратором и его аудиторией всегда идет невидимая постороннему глазу борьба-сотрудничество, ему необходимо постоянно поддерживать с аудиторией контакт и «считывать» ее невербальные сигналы, чувствовать настрой, уметь подстраиваться под нее, одновременно ведя в нужном ему направлении.

                  Информативный аспект речи заключается в передаче информации, причем как той, которая непосредственно была озвучена, так и той, что осталась «за кадром» и в подтексте. Психологический аспект связан с тем состоянием, настроем аудитории, который хотел создать оратор и который у него реально получился. Также психологический аспект связан с формирование и восприятием того имиджа, который оратор хотел бы создать в сознании аудитории, а также выбором тактик оптимального воздействия.

                  Воздействие как базисный фактор коммуникации. Прагматические установки воздействия. Ни одна из речей не была бы произнесена, если бы у оратора не было какой-либо цели. Любое выступление всегда, априори имеет прагматичную направленность, даже если эта предполагаемая польза от выступления всего лишь поддержание традиционных социальных и коммуникативных связей, следование традициям, не следует вводить аудиторию в заблуждение относительно цели выступления, а также относительно ее отсутствия, поскольку это противоречит нормам этики публичных выступлений и бросает тень на оратора.

                  Устные коммуникации в системе средств массовой коммуникации. Журналистика, рекламная деятельность, система PR и речевая коммуникация.

                  Правила речевого поведения в определенных условиях коммуникации

                  Типы аудитории. Предварительное изучение аудитории. Подходы к классификации аудитории: по гендерному признаку (мужская и женская); по возрасту (дошкольники, подростки, молодежь, люди среднего возраста, пожилые); по уровню подготовленности (подготовленная, малоподготовленная, неподготовленная аудитория); по отношению к оратору: благожелательная, нейтральная (равнодушная), негативно настроенная; по отношению к воспринимаемой информации: сверхактивная, активная, потенциальная, пассивная, негативная; а также дополнительные параметры аудитории, такие как уровень образования, сфера занятости и интересов, этническая принадлежность, исповедуемая религия. Правила поведения оратора в условиях разнородной аудитории. «Открытая аудитория»; ее особенности и коммуникативные возможности.

                  Выбор темы с точки зрения ее уместности. Варианты целеустановок в публичной риторике. В самом общем виде, при всем многообразии подходов к классификации речей можно выделить следующие типы речей, в зависимости от их тактической цели. При этом следует помнить, что стратегическая цель любого выступления – изменение окружающей действительности в сознании аудитории в выгодном для оратора направлении. В рамках нашего курса мы говорим о следующих типах речей: информационная речь, чья цель не просто донести информацию, а создать в сознании слушателей целостное системное представление о каком-либо объекте, факте, предмете; убеждающее выступление, тактической целью которого является доказать свою правоту или опровергнуть тезис оппонента; этикетно-протокольное (светское) выступление, чья тактическая цель – поддержание существующих коммуникативных и социальных связей, а также формирование новых; развлекательные выступления, преследующие рекреационные цели.

                  Типы ораторов. Выбор модели поведения. Подходы к классификации ораторов у разных авторов: Введенская, Стернин, Зверева, сравнение характеристик у ораторов разного типа. Требования к внешнему виду оратора: соответствие обстановке, характеру речи и выбранному имиджу, подчеркивание собственной индивидуальности. Самоанализ как путь к обретению своего стиля поведения как публичного человека и оратора.

                  Виды подготовки к выступлению

                  Сбор информации: чтение литературы, беседа, интервью, личный опыт. Порядок составления плана, конспекта. Правила использования вспомогательных материалов, их виды: заучивание наизусть и произнесение по памяти, подготовка конспекта речи, презентации и вспомогательных материалов и выступление с опорой на них, подготовка полного варианта речи и использование его в качестве «шпаргалки», выступление полностью по заготовленному тексту, речь экспромтом, без подготовки. Преимущества и недостатки каждого из указанных видов, поиск собственных путей решения.

                  Конструирование тезиса речи. Аргументация

                  Композиция речи, ее построение: вступление, основная часть, заключение.

                  Виды вступления:

                  1. обращение к борьбе, конфликту, противоречиям между людьми, различиям во мнениях.
                  2. ссылка на общеизвестное и общедоступное средство информации.
                  3. риторический вопрос.
                  4. рассказ о себе, личном опыте, случае из жизни, прочитанном, цитата знакомого, эмоциональное состояние.
                  5. возбуждение любопытства.
                  6. демонстрация предмета.
                  7. изложение цели и задачи выступления.
                  8. обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что их волнует в данный момент или постоянно.

                  Виды заключения:

                  1. цитата, крылатое изречение, народная мудрость.
                  2. обобщающий вывод в краткой форме или подытоживающее развернутое повторение, иллюстрация (пример, аналогия, притча, аллегория).
                  3. обращение к слушателям.
                  4. эмоциональный подъем, кульминация.
                  5. благодарность за внимание и комплимент аудитории.
                  6. юмористическая концовка.

                  Правила построения тезиса речи. Требования к тезису речи: четкость, однозначность формулировки, краткость, отсутствие противоречий внутри тезиса, уверенность в его правильности со стороны оратора, а также его безопасности для аудитории. Главное требование: оратор и аудитория должны одинаково точно и однозначно понимать ключевые слова в тезисе.

                  Требования к аргументации. Виды воздействия в процессе доказательства: внушение, убеждение, информирование, разъяснение. Разновидности логических и психологических доводов, правила их применения. «Тонкости» процесса убеждения. Правила Гомера, Паскаля, Сократа, имиджа и статуса, хорошего слушателя, эмпатии, соответствия вербальных и невербальных сигналов, ошибки в применении правил.

                  Правила взаимодействия с аудиторией

                  Приемы концентрации и удержания внимания аудитории. Стимулирование активного слушания и эмоциональной поддержки. вопросы к аудитории;

                  1. организация дискуссии;
                  2. обращение к отдельным слушателям;
                  3. авансирование;
                  4. неожиданное краткое отвлечение от темы;
                  5. демонстрация предмета;
                  6. приближение к аудитории;
                  7. развлекательные элементы во второй части выступления;
                  8. опора на закон края.

                  Специфика развлекательного варианта убеждающих речей. Преодоление критических установок аудитории. Клакерство. Поведение в трудных ситуациях.

                  Классическая риторика и литературная обработка речи

                  Понятие о правильности и выразительности речи. Ее соотнесение с правилом уместности. Речевые средства оратора. Риторические фигуры (тропы).

                  Стилистические приемы усиления эмоциональности и образности речи, правила их применения. Паузация в речи. Требования к одежде и внешнему виду оратора. Соответствие типа речи и пантомимики выступающего.

                  Публичные дебаты, полемика

                  Типы дебатирующих риторов. Правила ведения спора. Общение с оппонентом и аудиторией. Пути достижения коммуникативного согласия. Демагогия, манипулирование и способы их нейтрализации. Самозащита и самоконтроль. Цели спора: доказать свою правоту (эристический), найти истину (аподиктический), самоутвердится (софистический).

                  Риторика массовых коммуникаций.

                  Специфика проявлений риторики в различных СМК. Пути и перспективы развития риторики массовых коммуникаций.