Риторика 1.Подготовка публичного выступления

При подготовке публичного выступления оратор должен ответить на восемь главных вопросов:

  1. Что говорить — информационный аспект сообщения.
  2. Как говорить — коммуникационный аспект сообщения.
  3. Кто говорит — личностный аспект произнесения публичной речи.
  4. Кому говорит — ориентация на аудиторию.
  5. Зачем говорить — решение актуальных проблем, ориентация на потребности и интересы аудитории.
  6. Где говорить — оформление пространства аудитории.
  7. Когда говорить — учет времени суток, времени года.
  8. Сколько говорить — учет количества времени.

Важно выработать эффективный план действий, который состоит из четырех последовательных шагов. Первый шаг — определить конкретную цель выступления, которая адекватна составу и интересам аудитории и соответствует ситуации. Второй шаг — собрать, проанализировать и оценить материал, используемый в речи. Третий шаг — организовать и изложить материал с учетом специфики аудитории. Четвертый шаг — отрепетировать выступление.

Тема выступления. Первостепенной задачей оратора является выбор темы выступления: ее можно найти, проанализировав потребности и интересы аудитории. Здесь возможны различные ситуации. Нередко тема речи является заданной: либо предлагается выступить на определенную тему, либо тема определяется производственной, рабочей ситуацией. В этом случае оратору необходимо ее конкретизировать, уточнить.

Однако нередко тему выступления приходится выбирать самостоятельно. При этом следует исходить из своего личного опыта, а также знаний по выбранной теме. Важно, чтобы тема представляла интерес и для выступающего, и для слушателей. Тема не должна быть перегружена проблемами, не должна быть слишком широкой: достаточно рассмотреть два-три вопроса, объединенных одной идеей.

Название выступления. Выбрав тему, необходимо продумать ее формулировку. Название выступления должно по возможности кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей. Следует избегать длинных формулировок, названий, включающих незнакомые слова. Общие названия также требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать выступающий оратор.

Цель публичного выступления заключается в том, чтобы определить, какой реакции оратор хочет добиться от аудитории. Варианты целей:

7 стр., 3253 слов

Этические и культурные требования к выступлению в аудитории. ...

... оратору. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление. ... Коммуникативный Посткоммуникативный 1.Определение темы и цели выступления. Произнесение речи. Анализ речи. 2.Оценка аудитории и обстановки. Ответы на вопросы, ...

  • информирование аудитории — изложение фактов, пробуждение у слушателей интереса к проблеме;
  • формирование убеждений, представлений, которые могут стать мотивами поведения;
  • формирование отношения аудитории к высказанным идеям и фактам;
  • достижение однозначного понимания проблем оратором и аудиторией;
  • оказание эмоционального воздействия на слушателей для создания у них определенного состояния или побуждения к определенным действиям, призыв к действию;
  • обретение доверия аудитории. Доверие — это показатель того, насколько аудитория воспринимает оратора как человека знающего, честного, обаятельного;
  • развлечение аудитории, приятное времяпрепровождение.

Чаще всего цели перекрещиваются, например, выступление может быть направлено на информирование слушателей и на воздействие на них. Отсюда вытекают и задачи оратора: привлечь внимание слушателей, удержать его на протяжении всего выступления, захватить своей речью, зажечь их, дать информацию, знания, призвать слушателей к действию, а в итоге — сформировать модель поведения.

Способы определения цели публичного выступления следующие:

  1. Записать примерную цель речи, выражающую желаемую реакцию слушателей.
  2. Составить полное предложение, характеризующее реакцию слушателей, сформулировать ожидания оратора.
  3. Обозначить идею речи: цель обязательно должна выражать только одну идею.
  4. Выдвинуть тезис; тезис — это высказывание, содержащее конкретные составляющие речи в поддержку намеченной цели; в тезисе представлена цель выступления, сформулированная в одном предложении.

Сбор и оценка материала публичного выступления необходимы оратору для того, чтобы найти и проанализировать имеющуюся информацию по теме выступления. Цель поисков — высококачественная информация, которая должна отвечать двум требованиям: 1) раскрывать конкретную цель выступления; 2) быть адекватной уровню подготовки аудитории. Оратору необходимо знать, где и что конкретно искать, уметь цитировать то, что он нашел. Можно использовать официальные документы; научную, справочную, научно-популярную, публицистическую литературу; иногда можно привлекать и художественную литературу и др.

Рекомендуются следующие основные формы работы над выступлением:

1. Полный текст.

2. Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собственными.

3. Тезисы: краткий конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т. п.

4. Развернутый план с цитатами.

5. Краткий план.

6. Речь без обращения к письменному тексту.

11 стр., 5093 слов

Психология публичного выступления

... отрицательную реакцию слушателей. Об успехе выступления можно говорить лишь тогда, когда у оратора есть контакт с аудиторией. Опыт ... одним из средств человеческого познания, разработаны мало. Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое ... выступление достигло цели, задавайте себе три вопроса: - Кому я буду говорить? - Для чего? - Что должны уяснить слушатели? ...

Импровизированное выступление, как правило, хорошо воспринимается аудиторией, в его ходе устанавливается живой, непосредственный контакт со слушателями. Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда успевает уложиться в отведенное ему время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными. Неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, не всегда точными бывают формулировки, возможны речевые ошибки. Не случайно говорят, что лучший экспромт тот, который заранее подготовлен.

Работа над речью невозможна без тщательного отбора и осмысления разнообразной информации. Ученые выделяют несколько типов информации, в том числе содержательно-фактуальную и содержательно-концептуальную. Содержательно-фактуальная информация представляет собой сообщение о фактах, событиях, процессах, явлениях, которые имели, имеют или будут иметь место в действительном или воображаемом мире, отношение к ним со стороны других людей. Содержательно-концептуальная информация — это выражение индивидуального понимания отношений между фактами, явлениями, событиями, понимание их причинно-следственных связей, значимости в нашей жизни, их взаимодействия, то есть концептуальный подход к фактам.

Факты должны быть яркими, но не случайными, а типичными, отражающими суть явлений. К ним предъявляется требование актуальности, практической направленности и значимости, достоверности и абсолютной точности, системности и связи с общей идеей выступления, направленности на учет интересов и потребностей аудитории.

При подготовке к публичному выступлению необходимо работать с разными источниками: трудами философов, социологов, историков, экономистов, документами, архивными материалами, различной специальной литературой, журналами и газетами, энциклопедиями и справочниками. Умелый отбор, систематизация и организация фактического и теоретического материала, выражение личного отношения к нему, а также оригинальность интерпретации дают хорошие результаты: ораторская речь становится действенной, она активизирует внимание слушателей, влияет на их чувства, вызывает эмоциональное отношение к материалу, способствует эффективному его заполнению, будит их творческую мысль.

Учет специфики аудитории включает в себя: 1) сбор основных социально-демографических показателей (пол, возраст, социальная, этническая принадлежность, уровень образования, род занятий и др.); 2) определение уровня заинтересованности, знаний и установок по отношению к теме выступления. Полученные данные можно использовать для прогноза реакции слушателей. Главные задачи прогноза — предположить насколько будет интересна тема для данной категории слушателей, обладает ли аудитория необходимыми знаниями для полного усвоения и понимания информации; предугадать, как воспримет аудитория конкретного оратора, какова вероятность того, что он добьется доверия и сможет убедить слушателей.

Репетиция выступления необходима для того, чтобы проанализировать вербальные и невербальные компоненты своей речи. Репетиция публичного выступления означает тренировку произнесения своей речи вслух. Даже опытный оратор, составив конспект речи, старается произнести ее либо наедине с самим собой, либо находит слушателя. Предварительная репетиция помогает добиться успеха во время фактического выступления. Закончив подготовку материала, полезно прочитать его, уточнить время его звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления темп. Это промежуточная (предкоммуникативная) фаза, которую иногда называют «речь для себя», то есть произнесение текста либо мысленно (внутренний монолог), либо вслух (внешний монолог).

6 стр., 2922 слов

11. Проведение публичных выступлений

... перед оратором, от состава слушателей. Однако есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать и учитывать в процессе создания своей речи: Принцип последовательности ... речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая. 3) Следующая ступень докоммуникативного этапа – составление текста – начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным, ...

Во время тренировки можно сделать видеозапись и просмотреть ее, обратив внимание на энтузиазм, экспрессивность и беглость речи. Определив конструктивные и неконструктивные моменты речи, оратор может повторить тренировку несколько раз. На этом этапе следует обратить внимание на технику произношения, и в первую очередь на образцовое литературное произношение, соответствующее произносительным нормам, а также на правильное ударение в словах. Важно уметь слышать звучание своей речи, чтобы иметь возможность корректировать и совершенствовать ее. Следует обратить внимание и на дикцию — ясное, четкое, «чистое» произношение звуков.

Внешний вид оратора. Необходимо отметить, что успешность выступления в значительной степени зависит от того, как выглядит оратор, от его внешнего вида.