ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК. · вид занятия: лекция, практические занятия;

· вид занятия: лекция, практические занятия;

· форма: коллективная, индивидуальная;

· форма взаимодействия с преподавателем: очная, дистанционная;

· задания: заполненная таблица, творческая работа;

Задание 1:

Участие в обсуждении вопросов:

1.Принципы изучения психики ребенка.

2.Показатели психического развития ребенка.

3.Роль личности исследователя в получении объективных фактов в психологии ребенка.

Требования к выполнению задания:

1.Наличие доказательных и обоснованных суждений.

2. Логичность рассуждений.

3. Активное участие в обсуждении.

 

Задание 2:

Заполните таблицу, отразите специфические особенности использования методов детской психологии для изучения психического развития ребенка раннего возраста и ребенка дошкольного возраста.

 

Рекомендации: Охарактеризуйте каждый из перечисленных в таблице методов изучения психического развития ребенка с точки зрения возможности применения в определенном возрасте, укажите сильные и слабые стороны метода.

Особенности использования методов детской психологии для изучения психического развития ребенка раннего и дошкольного возраста

Методы Ранний возраст Дошкольный возраст Сильные стороны метода Слабые стороны метода
Наблюдение        
Эксперимент        
Тестирование        
Беседа, опрос        
Проективные методы        

 

Требования к выполнению задания:

1. Развернуто и обоснованно отражены необходимые компоненты таблицы.

2. Презентабельность и культура оформления работы.

3. Отсутствие грамматических ошибок.

Самостоятельная работа

Смоделируйте ситуацию применения метода наблюдения. Представьте, что Вам необходимо при помощи наблюдения определить заинтересованность ребенка 5 лет конструктивной деятельностью.

 

Рекомендации: Составьте план проведения наблюдения. определите способ регистрации и обработки наблюдаемых фактов. В процессе наблюдения исследователь может прослеживать внешние проявления поведения ребенка: его действия с предметами, словесные высказывания, выразительные движения. Но психолог интерпретирует не сами по себе внешние проявления, а скрывающиеся за ними психические процессы, качества, состояния.

Требования к выполнению задания:

1. Представлена форма регистрации наблюдений;

2. Представлен примерный план наблюдения;

3. Определены способы регистрации и обработки наблюдаемых фактов.

2. Презентабельность и культура оформления работы.

3. Отсутствие грамматических ошибок.

Рекомендуемые информационные источники:

1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. Ч. 1: От рождения до поступления в школу. — М., 2008.

2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. Ч. 2: От рождения до поступления в школу. — М., 2008.

3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2010.

4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития. – М., 2008.

5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 2010.

6. Смирнова Е. О. Детская психология. – СПБ., 2009.

7. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М., 2008.

КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК

· вид аттестации: устный и письменный отчет

· форма выполнения контроля: индивидуальная, дистанционная

· критерии оценки выполнения задания

 

1. Работа на занятии:

Критерии оценки выполнения заданий Баллы Форма контроля
Задание 1 Развернутый устный ответ, в котором высказана и обоснована собственная точка зрения; активное участие в дискуссии.  
Задание 2 В таблице заполнены все графы; представлено подробное описание методов изучения психического развития ребенка с точки зрения возможности применения в определенном возрасте, указаны сильные и слабые стороны метода. 2 индивидуальная

2. Самостоятельная работа:

Критерии оценки выполнения заданий Баллы Срок Форма контроля
Соответствие требованиям к выполнению задания 2 1 неделя индивидуальная, дистанционная

I-4

 

Тема 4: «Особенности психического развития ребенка в период младенчества» (2 ч.).

Компетенции:

Умение определить особенности психического развития ребенка в период младенчества, уметь выделять основные психологические новообразования этих периодов, уметь давать характеристику ведущих видов деятельности, раскрыть сущность кризиса одного года.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Представления о психического развития ребенка в период младенчества.

ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК. · вид занятия: практикум;

· вид занятия: практикум;

· форма: коллективная, групповая;

· форма взаимодействия с преподавателем: очная, дистанционная;

· задания: составление таблицы, ответы на вопросы, аннотирование литературных источников.

Задание 1:

Составление таблицы «Особенности развития познавательных процессов ребенка раннего возраста».

Познавательный процесс 1 год 2 года 3 года
Восприятие      
Память      
Внимание      
Мышление      
Предпосылки развития воображения      

 

Рекомендации:

Проследите количественные и качественные изменения памяти ребенка раннего возраста: объем и длительность сохранения информации. Дайте характеристику особенностей свойств внимания в раннем возрасте. Покажите специфику наглядно-действенного мышления. Проследите его взаимосвязи с предметной деятельностью ребенка раннего возраста. Проанализируйте его связь с речью взрослого, а позднее и самого ребенка. Выделите предпосылки воображения, возникающие в возрасте около 2 лет. Докажите, что отсроченное подражание говорит о появлении зачатков воображения. Проанализируйте взаимосвязь воображения с развитием знаково-символической функции сознания, в частности, с использованием предметов-заместителей.

 

Требования к выполнению задания:

1. Развернуто и обоснованно отражены необходимые компоненты таблицы.

2. Презентабельность и культура оформления работы.

3. Отсутствие грамматических ошибок.

Задание 2:

Участие в обсуждении вопросов:

1.Раскройте суть предметного восприятия.

2. Выделите связи, устанавливающиеся между восприятием и речью.

3. Проанализируйте роль в восприятии пространства двух ключевых приобретений раннего детства: самостоятельной ходьбы и выделения ведущей руки.

4. Проанализируйте связь наглядно-действенного мышления с речью взрослого, а позднее и самого ребенка.

5. Раскройте значение обобщения для других сторон психического развития ребенка раннего возраста.

6. Обоснуйте тот факт, что предметная деятельность в раннем детстве обеспечивает становление таких новообразований данного возрастного периода, как наглядно-действенного и элементов наглядно-образного мышления, активной речи.

Требования к выполнению задания:

1.Наличие доказательных и обоснованных суждений.

2. Логичность рассуждений.

3. Активное участие в обсуждении.

 

Самостоятельная работа:

Составьте список психолого-педагогической литературы с аннотацией к каждому источнику по теме «Особенности познавательного развития в раннем возрасте».

 

Рекомендации:

Необходимо подобрать психолого-педагогические работы, согласно обозначенной проблеме, составить их перечень и в краткой форме изложить содержание каждой из них. В библиографический список для последующего аннотирования должно быть включено не менее 6-8 различных по своему характеру источников, среди которых должны быть монографии, сборники статей, статьи из сборников и различных педагогических журналов, и др. Не менее 2/3 должны быть изданы за последние 5 лет.

 

Рекомендуемые информационные источники:

1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. Ч. 1: От рождения до поступления в школу. — М., 2008.

2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. Ч. 2: От рождения до поступления в школу. — М., 2008.

3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2010.

4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития. – М., 2008.

5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 2010.

6. Смирнова Е. О. Детская психология. – СПБ., 2009.

7. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М., 2008.

КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК

· вид аттестации: устный и письменный отчет

· форма выполнения контроля: индивидуальная, дистанционная

· критерии оценки выполнения задания

1. Работа на занятии:

 

Критерии оценки выполнения заданий Баллы Форма контроля
Задание 1: Развернутый устный ответ, в котором высказана и обоснована собственная точка зрения; активное участие в дискуссии. Задание 2: В таблице заполнены все графы; представлено подробное описание необходимых аспектов психического развития ребенка младенческого возраста.   индивидуальная  

 

2.Самостоятельная работа:

 

Критерии оценки выполнения заданий Баллы Форма контроля
Соответствие работы требованиям к выполнению задания. индивидуальная  

 

I-7

Тема 7: «Роль взрослого и предпосылки развития личности ребенка в раннем детстве» (2 часа).

Компетенции:

— уметь определить особенности психического развития ребенка в раннем детстве, сущность кризиса трех лет;

— уметь выделять влияние кризиса на психическое развитие ребенка раннего возраста, сравнивать кризисы одного года и трех лет;

— иметь представление об основных психологических новообразованиях психического развития в раннем детстве.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры. Становление самооценки. Возникновение стремления к самостоятельности и потребности в достижении успехов. Осознание себя во времени, социальном пространстве. Притязания на признание. Кризис трех лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму.

ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК. · форма: коллективная индивидуальная;

· вид занятия семинар;

· форма: коллективная индивидуальная;

· форма взаимодействия с преподавателем: очная, дистанционная

· задания: участие в дискуссии; составление схемы.

Задание 1

Участие в обсуждении вопросов:

1. Чем характеризуется социальную ситуацию развития в раннем детстве?

2. Какова характеристика кризиса трех лет?

Требования к выполнению задания:

1.Наличие доказательных и обоснованных суждений.

2. Логичность рассуждений.

3. Активное участие в обсуждении.

 

Задание 2:

Письменная работа. Докажите, что освоение предметно-манипулятивной деятельности в раннем детстве позволяет ребенку раннего возраста отделить свои действия от предмета, себя от своих действий и осознать их результат. Выделите составляющие главного новообразования раннего детства — «гордости за свои достижения», опишите появление личных желаний, раскройте этапы и компоненты самостоятельности у детей раннего дошкольного возраста.

 

Требования к выполнению задания:

1. Содержательность и полнота раскрытия вопроса;

2. Логика изложения материала;

3. Аргументированность суждений;

4. Презентабельность и культура оформления работы.

5. Отсутствие грамматических ошибок.

6. Умение связать изучаемый материал с практикой, с жизнью (наличие примеров).

Самостоятельная работа:

Составьте список психолого-педагогической литературы с аннотацией к каждому источнику по теме «Особенности эмоционального развития в раннем возрасте».

 

Рекомендации:

Необходимо подобрать психолого-педагогические работы, согласно обозначенной проблеме, составить их перечень и в краткой форме изложить содержание каждой из них. В библиографический список для последующего аннотирования должно быть включено не менее 6-8 различных по своему характеру источников, среди которых должны быть монографии, сборники статей, статьи из сборников и различных педагогических журналов, и др. Не менее 2/3 должны быть изданы за последние 5 лет.

 

Рекомендуемые информационные источники:

 

1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. Ч. 1: От рождения до поступления в школу. — М., 2008.

2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. Ч. 2: От рождения до поступления в школу. — М., 2008.

3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2010.

4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития. – М., 2008.

5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 2010.

6. Смирнова Е. О. Детская психология. – СПБ., 2009.

7. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М., 2008.

КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК

· вид аттестации: устный, письменный отчет

· форма выполнения контроля: индивидуальная, дистанционная

· критерии оценки выполнения задания:

1. Работа на занятии:

 

Критерии оценки выполнения заданий Баллы Форма контроля
Задание 1. Развернутый устный ответ, в котором высказана и обоснована собственная точка зрения; активное участие в дискуссии. 2 индивидуальная
Задание 2.Соответствие требованиям к выполнению задания 2 индивидуальная

 

2.Самостоятельная работа:

 

Критерии оценки выполнения заданий Баллы Форма контроля
Соответствие работы требованиям к выполнению задания. индивидуальная  

 

I-8

Тема 8: «Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольника» (4 часа).

Компетенции:

Уметь:

— анализировать социальную ситуацию развития дошкольника;

— характеризовать основные закономерности развития игровой деятельности;

— характеризовать роль игры в психическом развитии ребенка.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Предпосылки формирования игровой деятельности в раннем возрасте. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры, правила, игровые действия. Ролевые и реальные взаимодействия детей в игре. Стадии формирования игровой деятельности в дошкольном возрасте. Основные функции и значение игровой деятельности для детей дошкольного возраста. Психологическая природа игры.Роль игры в развитии познавательных процессов и эмоционально-волевого контроля. Роль игры в развитии детской личности и приобщение ребенка к современному миру. Игра и межличностные отношения детей.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК. · форма: коллективная индивидуальная;

· вид занятия семинар;

· форма: коллективная индивидуальная;

· форма взаимодействия с преподавателем: очная, дистанционная

· задания: составление таблицы, письменная работа

Задание 1

1. Рассмотрев уровни (этапы) игры, выделенные Д.Б.Элькониным, проанализируйте:

— на основании каких критериев выделены эти уровни;

— как уровни соотносятся с возрастом детей;

— следует ли рассматривать данные уровни как стадии развития самой игры;

— как данную информацию можно использовать в практике работы педагога-психолога и воспитателя.

2. Выделите критерии, которые могут составить основу диагностических карт по выявлению уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей разных возрастных групп.

Рекомендации к выполнению.

Работа в подгруппах.

 

Требования к выполнению задания:

1. Содержательность и полнота раскрытия вопроса;

2. Логика изложения материала;

3. Аргументированность суждений;

4. Качество анализа;

5. Умение связать изучаемый материал с практикой, с жизнью (наличие примеров).

6. Активность участия в обсуждении.

 

Задание 2

Анализ конкретных ситуаций.

 

Требования к выполнению задания:

1. Содержательность и полнота раскрытия вопроса;

2. Логика изложения материала;

3. Аргументированность суждений;

4. Качество анализа;

5. Умение связать изучаемый материал с практикой, с жизнью (наличие примеров).

6. Активность участия в обсуждении.

 

Самостоятельная работа:

1. Представьте в письменном виде подтверждение тезиса о психологической природе игры.

2. Представьте в письменном виде рекомендации о том, как воспитателям можно использовать информацию, полученную в задании 1.

 

Требования к выполнению задания:

1. Содержательность и полнота раскрытия вопроса;

2. Логика изложения материала;

3. Аргументированность суждений;

4. Презентабельность и культура оформления работы.

5. Отсутствие грамматических ошибок;

6. Умение связать изучаемый материал с практикой, с жизнью (наличие примеров).

Рекомендуемые информационные источники:

1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. Ч. 1: От рождения до поступления в школу. — М., 2008.

2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. Ч. 2: От рождения до поступления в школу. — М., 2008.

3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2010.

4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития. – М., 2008.

5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 2010.

6. Смирнова Е. О. Детская психология. – СПБ., 2009.

7. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М., 2008.

КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК

· вид аттестации: устный, письменный отчет

· форма выполнения контроля: индивидуальная, дистанционная

· критерии оценки выполнения задания:

 

1. Работа на занятии:

 

Критерии оценки выполнения заданий Баллы Форма контроля
Задание 1. Развернутый устный ответ, в котором высказана и обоснована собственная точка зрения; активное участие в дискуссии. 2 индивидуальная
Задание 2.Соответствие требованиям к выполнению задания 2 индивидуальная

 

2.Самостоятельная работа:

 

Критерии оценки выполнения заданий Баллы Форма контроля
Соответствие работы требованиям к выполнению задания. индивидуальная  

 

I-9

Тема 9: «Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками в дошкольном детстве» (4 часа).

Компетенции: Умение выявлять своеобразие общения ребенка со взрослыми и сверстниками в дошкольном детстве.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Своеобразие общения ребенка со взрослыми в дошкольном детстве.

Функции и роль общения в психологическом развитии ребенка. Развитие общения как смена форм общения: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная. Содержание потребности в общении. Ведущие мотивы общения. Средства общения. Особенности общения с родителями, воспитателями. Сходство и различие общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

Своеобразие общения ребенка со сверстниками в дошкольном детстве.

Значение общения со сверстниками для психического развития ребенка. Развитие форм общения со сверстниками: непосредственно-эмоциональная, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая. Содержание потребности в общении. Ведущие мотивы общения. Средства общения. Влияние группы детского сада на развитие психики ребенка. Причины трудностей и конфликтов во взаимоотношениях детей, пути их коррекции и совершенствования.

ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК

· вид занятия семинар;

· форма: коллективная индивидуальная;

· форма взаимодействия с преподавателем: очная, дистанционная

· задания: составление таблицы, письменная работа, анализ конкретных ситуаций

Задание 1 Составление таблицы.

Заполните две таблицы по одной и той же форме:

1. Схема развития форм общения ребенка со взрослыми (от 2 мес. до 7 лет);

2. Схема развития форм общения ребенка со сверстниками (от … до 7 лет).

 

Формы общения Параметры форм общения
Дата проявления С кем и где общается ребенок Вид потребности Ведущий мотив общения Средство общения Продукты общения
             
             
             
             

Требования к выполнению задания:

1. Отражены в полном объеме и представлены в таблице характеристики развития форм общения ребенка со взрослыми и со сверстниками.

2. Презентабельность и культура оформления работы.

3. Отсутствие грамматических ошибок.

 

Задание 2

Анализ конкретных ситуаций. Обоснуйте Ваши предложения, связанные с решением предложенных ситуаций.

Требования к выполнению задания:

1.Активность участия в обсуждении.

2. Доказательность, аргументированность суждений.

3. Умение связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.

4.Логика изложения.

5. Наличие примеров.

 

Задание 3.

Назовите функции и роль в психологическом развитии ребенка общения и игры (можно в виде таблицы) – не менее трех пунктов.

  Функции Роль в психологическом развитии ребенка
Сюжетно-ролевая игра    
Общение со взрослым    
Общение со сверстником    

Самостоятельная работа:

1. Обратитесь к публикациям за последние 5 лет в психологических журналах («Вопросы психологии», «Практическая психология в образовании», «Психолог в детском саду», «Журнал практического психолога», «Прикладная психология и психоанализ», «Психологическая наука и образование») и психолого-педагогических («Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Обруч»), к материалам последних конференций, посвященных вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Отследите, какие проблемы, связанные развитием общения ребенка со взрослыми и сверстниками обсуждаются наиболее интенсивно. Составьте список статей (не менее 6-8 наименований) с краткой аннотацией к каждой из них.

2. На основе изученных статей сформулируйте (или найдите готовые) рекомендации для педагогов, направленные на коррекцию и/или оптимизацию общения дошкольников со своими сверстниками (не менее 5).

3. Перечислите причины трудностей и конфликтов во взаимоотношениях в игре детей, предложите пути их профилактики и коррекции.

 

Рекомендации:

Необходимо подобрать психолого-педагогические работы, согласно обозначенной проблеме, составить их перечень и в краткой форме изложить содержание каждой из них.

 

Рекомендуемые информационные источники:

1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. Ч. 1: От рождения до поступления в школу. — М., 2008.

2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. Ч. 2: От рождения до поступления в школу. — М., 2008.

3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2010.

4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития. – М., 2008.

5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 2010.

6. Смирнова Е. О. Детская психология. – СПБ., 2009.

7. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М., 2008.

КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК

· вид аттестации: устный, письменный отчет

· форма выполнения контроля: индивидуальная, дистанционная

· критерии оценки выполнения задания:

 

1. Работа на занятии:

Критерии оценки выполнения заданий Баллы Срок Форма контроля
Задание 1 В таблице заполнены все графы; представлено подробное описание необходимых характеристик развития форм общения ребенка со взрослыми и со сверстниками. В ходе занятия индивидуальная,
Задание 2 — Соответствие требованиям выполнения задания. 2 В ходе занятия индивидуальная,
Задание 3. Развернутый устный ответ, в котором высказана и обоснована собственная точка зрения; активное участие в дискуссии. 2

2.Самостоятельная работа:

 

Критерии оценки выполнения заданий Баллы Форма контроля
Соответствие работы требованиям к выполнению задания. индивидуальная  

I-10

Тема 10: «Особенности развития внимания, восприятия, памяти у дошкольников» (4 часа).

Компетенции:

Умение характеризовать познавательную сферу ребенка дошкольного возраста, различать этапы развития познавательных процессов.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Развитие познавательных процессов у дошкольников. Развитие восприятия, включение мышления в форме анализа и синтеза сенсорной информации в процесс восприятия. Переход от внешних действий к внутренним, умственным. Сенсорные эталоны и их роль в развитии восприятия ребенка. Совершенствование внимания, переход от непроизвольного внимания к произвольному под влиянием речи.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЙ БЛОК. · вид занятия лекция, семинар;

· вид занятия лекция, семинар;

· форма: коллективная индивидуальная;

· форма взаимодействия с преподавателем: очная, дистанционная

· задания: анализ конкретных ситуаций; составление таблицы, устный и письменный отчет

Задание 1

Анализ конкретных ситуаций.

 

Требования к выполнению :

1. Все аспекты вопроса раскрыты полно, аргументированно, с убедительным обоснованием собственной точки зрения.

2. Излагаемый материал четко структурирован, отчетливо прослеживается логика рассуждений.

3. Умение связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.

Задание 2

Заполните таблицу «Проявления воссоздающего, творческого воображения в разных видах деятельности детей дошкольного возраста».

Деятельность/ Воображение Игровая Речевая Продуктивная Музыкальная
Воссоздающее        
Творческое        

Рекомендации:

Опишите, как проявляются воссоздающее и творческое воображение в игровой, речевой, продуктивной и музыкальной деятельности. Выделите элементы произвольности в воображении старших дошкольников.

Требования к выполнению

1. Все аспекты раскрыты полно, аргументированно.

2. Излагаемый материал четко структурирован.

3. Наличие примеров.

5. Отсутствие грамматических ошибок.

 

Задание 3. Установите взаимосвязи между развитием речи и: познавательными процессами, деятельностью, знаково-символической функцией сознания, общением со взрослыми и сверстниками; покажите их графически.

 

Требования к выполнению

1. Все аспекты раскрыты полно, аргументированно.

2. Излагаемый материал четко структурирован.

3. Наличие примеров.

 

Самостоятельная работа

1. Предложите 5 психолого-педагогических рекомендаций (заданий) родителям, с помощью которых можно было бы развить художественное воображение ребенка старшего дошкольного возраста.

2. Письменно ответить на вопросы. Как вы понимаете, что значит «развивать мышление» ребенка? Что для вас служит показателем того, что у ребенка, который ежедневно присутствует на ваших занятиях, идет развитие мышления? Обоснуйте свои выводы, приведите примеры.

 

Рекомендуемые информационные источники:

1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. Ч. 1: От рождения до поступления в школу. — М., 2008.

2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. Ч. 2: От рождения до поступления в школу. — М., 2008.

3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2010.

4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития. – М., 2008.

5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 2010.

6. Смирнова Е. О. Детская психология. – СПБ., 2009.

7. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М., 2008.

КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК

· вид аттестации: устный, письменный отчет

· форма выполнения контроля: индивидуальная, дистанционная

· критерии оценки выполнения задания:

 

1. Работа на занятии:

Критерии оценки выполнения заданий Баллы Срок Форма контроля
Задание 1, 2,3 — Соответствие требованиям выполнения задания. В ходе занятия индивидуальная,

2.Самостоятельная работа:

 

Критерии оценки выполнения заданий Баллы Форма контроля
Соответствие работы требованиям к выполнению задания. индивидуальная  

 

 

I-12

Тема 12: «Психолого-педагогические условия развития личности ребенка-дошкольника» (4 часа).

Компетенции:

Уметь характеризовать:

— особенности развития личности дошкольника,

— возникновение самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств и развитие на этой основе других сторон личности,

— особенности эмоционально-волевой сферы.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

«Период первоначального фактического склада личности» (А.Н.Леонтьев).

Появление самосознания в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, развитие на этой основе многих других полезных качеств личности. Развитие самооценки и «образа Я» в дошкольном возрасте. Взаимоотношения родителей и детей и их влияние на психику детей. Эмоционально-мотивационная сфера. Появление социальных мотивов, стремление к самоутверждению, ориентации на мнения окружающих людей, одобрение, похвалу. Различение ребенком трудности решаемых задач, развитие способности правильно оценивать успехи и неудачи, становление потребности в достижении успехов. Возникновение соподчинения мотивов и их волевой регуляции.