Риторика_20 век

И.А. Стернин. Риторика. Тема 1. Понятие риторики.

Риторика в XX веке

Однако в XX веке риторика получает новый толчок к развитию — она возрождается как наука о речевом воздействии, то есть как наука об эффек- тивном общении с аудиторией. Возродилась риторика на новой, психологи- ческой основе — современному человеку стала важна не только и не столько логика, сколько психологические, эмоциональные приемы убеждения.

Великий практик и основоположник современного практического обу- чения речевому воздействию американец Дейл Карнеги (1888-1955) открыл свою первую школу по обучению общению в 1912 г. Он написал знаменитую книгу «Как вырабатывать уверенность в себе ивлиять на людей, выступая пуб- лично». Вэтой книге он по-американски прагматично подошел к обучению риторике, насытив свою книгу максимально простыми и жизненными совета- ми, понятными каждому. Онподробно описал, как готовить текст выступле- ния, как собирать материал, как улучшить свою память, как держаться на три- буне, как стоять во время выступления, как лучше начинать и как заканчивать выступление, как удерживать интерес аудитории, как сделать свою мысль яс- ной. В своей книге он приводит массу практических примеров и риторических приемов, которыми может легко воспользоваться любой желающий.

Дейл Карнеги не только впервые просто и понятно описал основные правила и приемы эффективного общения, но также стал на практике обучать этим приемам. Современная наука о речевом воздействии возникла на основе его идей, хотя затем ее стали развивать и обогащать представители многих наук.

Его вклад в развитие практической риторики и науки о речевом воздей- ствии из-за популярного характера его знаменитых книг еще несправедливо мало оценен теоретиками. На современном этапе, когда риторика фактически уже стала на ноги, у многих лингвистов и психологов стало модой «открещи- ваться» от идей Д.Карнеги и подвергать его уничтожающей критике — как при- митивного исследователя. Это явно несправедливо и к тому же ненаучно.

15 стр., 7245 слов

Риторика как наука о красноречии

... к пониманию сути риторики: как самой реальной речевой деятельности; как учебной дисциплины, составляющей основу классического гуманитарного образования; как технологии речевого мастерства; как науки, разрабатывающей законы ... подготовки, чтобы в будущем посвятить себя деятельности политического или судебного оратора. Обучение строилось в несколько этапов: в школе литератора обучали чтению; в ...

Д.Карнеги был прежде всего практик, в чем нам и видится его основ- ная заслуга, хотя в его работах может быть обнаружен и целый ряд важных и правильных теоретических идей.

Вклад Д. Карнеги в формирование современной науки о речевом воз- действии можно обобщенно свести к следующему:

  1. В человеческой коммуникации действуют правила и законы.
  2. В большинстве случаев некоторые коммуникативные законы и прави- ла, если их соблюдать, делают наше общение более эффективным.
  3. Взрослый человек в процессе обучения и размышления над собствен- ной коммуникацией может повысить эффективность своего общения.
  4. Д. Карнеги разработал метод обучения взрослых речевому воздейст- вию: рассказывать показательные случаи из жизни и выводить из них правила эффективного общения.

Нужно, однако, иметь в виду, что не все рекомендации Д. Карнеги мо- гут быть применены в условиях других стран — он учитывал психологию и жизненные условия американцев и писал свои книги для них. Но большин- ство законов и правил, выделенных им, применимо и в российской аудитории.

Важнейшее значение книг Д.Карнеги в том, что он учит людей заду- мываться над своим общением, совершенствовать свое общение и показы- вает, что совершенствование взрослым человеком собственных навыков и приемов общения не только возможно, но и приводит к успеху в делах и улучшению взаимоотношений с окружающими.

Большую роль в развитии современной риторики сыграл еще один американский автор — Поль Л.Сопер,выпустивший прекрасную книгу «Ос- новы искусства речи» (в английском оригинале —BasicPublicSpeaking,NewYork, 1956).

Эта книга была дважды переведена на русский язык — в 1958 и 1992 г.г. Ее основные отличия от многих других пособий по риторике — простота изложения, исключительно практическая направленность, опора на реальные потребности выступающего, практические советы по отработ- ке всех компонентов публичной речи — от конспектирования и составления плана до голоса. В ней много хороших образцов выступлений и упражне- ний. Но основное ее достоинство — в несомненной ориентации работы на эффективность публичного речевого воздействия, в связи с чем П.Сопераможно с полным основанием считать вторым классическим представителем практической риторики XX века после Д.Карнеги.

В настоящее время в мире наблюдается настоящий риторический бум — выходит множество книг по риторике, риторике начали широко обу- чать во всех странах. Создана Российская ассоциация исследователей, пре- подавателей и учителей риторики, ежегодно проводится международная конференция по проблемам риторики.

Современная риторика — это наука о публичном речевом воздействии, то есть об эффективном публичном выступлении.

Практическая риторикаобучает умению выступать перед аудиторией с сообщениями разных жанров и типов — от научного доклада до анекдота и забавных историй. Именно практической риторике как науке речевого воздействия мы и будем учиться.

3 стр., 1114 слов

Риторика 1.Подготовка публичного выступления

... Неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, не всегда точными бывают формулировки, возможны речевые ошибки. Не случайно говорят, что лучший экспромт тот, который заранее подготовлен. Работа ...