Наблюдение Эксперимент Измерение

Методы современной науки.

  • Теоретические методы имеет дело не среальностью, а с мысленной репрезентацией реальности. Работа в уме.
  • Эмпирические методы проверки теоретического построения(объекта).
  • Моделирование — это метод позволяющий изучать модель вместо объекта.
  • Интерпретационные – это методы, которые позволяют превратить в элементы научного знания.

Общенаучные эмпирические методы.

  • Наблюдение
  • Эксперимент
  • Измерение

Подходы к исследованию реальности.

  1. Идеараорический? Подход.

Наблюдение и фиксация единичных явлений и случаев.

  1. Помотерический подход.

Это исследования, которые выявляют общие законы развития существования и взаимопонимания.

Особенности метода наблюдения.

  • Связь наблюдателя и наблюдаемого объекта
  • Пристрастность
  • Сложность (невозможность) повторного наблюдения

Виды измерения в естественной науке.

  1. Фундаментальные измерения
  2. Произвольные измерения
  3. Измерение по определению

Измерения отличаются от эксперимента, тем что экспериментатор не стремитьсявоздействовать на объект, но стремиться делать характеристики объекта.

Измерение с помощью, которого приписывают числа.

Стивенс предлагает использовать 4 типа шкал измерения психологического:

1 шкала.

«Номинативная шкала»

Это шкала классифицирует объекты по названию.

Простейший вид : диотамическая (альтернативная).

Состоит из 2ух ячеек. Да или нет.

При использовании номинативной шкалы мы имеем возможность манипулировать с частотами (цифрами).

Частоты могут быть относительными(число разделить на кол-во людей испытуемых) и абсолютными.

Сумма абсолютных частот равна единице.

2 шкала.

«Порядковая шкала»

Классифицирует объекты по типу больше или меньше.

Построена на основе номинативной шкалы. Названия расположены по порядку. Имеют название ячеек. Наименьшее кол-во ячеек 3. Часто они переходят от порядка наименований к числовому порядку.

Недостатки: в одну ячейку могут попасть объекты с различными характеристиками. Расстояние между ячейками могут сильно различаться.

3 шкала.

«Интервальная шкала»

14 стр., 6671 слов

ИЗМЕРЕНИЯ. ШКАЛЫ ИЗМЕРЕНИЯ

... решения.     Анализ различий и сдвигов на уровне шкалы наименований: Фи-критерий Фишера (ФиФ) На примере анализа различий ... качеств, именно дипломатичность. Результаты записаны в сырых баллах. Порядковая шкала. 26-31 год 32-37 38-42 46-52 ...     Анализ различий и сдвигов на уровне номинальной шкалы. Fi-Fish Ограничения: n1,n2>=5; max отсутствует. Рассмотрим на примере анализа ...

Классифицирует как больше на определенное число единиц или меньшее число единиц.

Величины измеряемые в интервальной шкале могут иметь различный психологический смысл. По этому величины интервальной шкале измерены лишь по шкале порядка. Истинно интервальными шкалами оказываются шкалы построенные в единицей средне квадратичного отклонения.

4 шкала.

«Равное отношение»

Эти шкалы измеряют по принципу большее в определенное число раз, меньшее в определенное число раз.

Эксперимент – это активный метод изучения реальности реализующийся в проведение исследования в специально созданных управляемых условиях. В целях проверки экспериментальной гипотезы о причине следственных связей.

В эксперименте исследователь всегда измеряет и наблюдает, воздействует планово и целенаправленно чтобы измерить его состояние.

Классификация эмпирических методов исследования.

Активный:

  1. Опосредованный — эксперимент
  2. Непосредственный – беседа

Пассивный:

  1. Измерения
  2. Наблюдения

Социальная психология психологического эксперимента.

  • ПЭ – это совместная деятельность И и Э, которая ? Э и направлена на исследование особенностей психики И.
  • Процесс организующий и регулирующий совместную деятельность ?.
  • И. имеет особенности личности, имеет свои жизненные планы, мотивы, цели участия в эксперименте.

Особенности эксперимента с детьми.

  1. В Всегда является психологически значимой фигурой, Р стремится понравится взрослому либо «спрятаться» от контактов с ним
  2. Р должен понимать вопросы и требования В. Непривычная система коммуникации будет мощнейшим барьером при его включение в эксперимент.
  3. Р обладает живым воображением, может иначе «фантастически» интерпретировать вопрос.
  4. Рациональное восприятие ситуации эксперимента , есть симптом определенного уровня развития интеллекта.

Факторы общения искажающие результаты эксперимента.

Розенвейк тест.

Искажение эксперимента.

  • Ошибки «отношения к наблюдаемому».
  • Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого .
  • Ошибки личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора.

С точки зрения И добровольность или принуждение.

Поведенческие проявления причины артефактов.

  • Эффект плацебо. Если больной верит в лекарство, то оно ему поможет.
  • Эффект Хотторна.
  • Эффект социальной фасилитации?. Усиление или эффект аудитории.

Эффект социальной фасилитоции. ?

  1. Влияние оказывает компетентный значимый для исполнителя и способный дать оценку Н.
  2. Влияние тем больше, чем труднее задача. Новые знаки и умения интеллектуальные способности более подвержены воздействию. Старые простые перцептивные и сенсоматериальные навыки реализуются легко в присутствии значимого Н.
  3. Соревнования и совместная деятельность увеличения кол-ва наблюдателей усиливает эффект.
  4. Тревожные и при выполнении сложных и новых заданий, испытывая большее затруднения, чем эмоционально стабильные.
  5. Действие «эффекта ?» описывается законом Йеркса-дедсона. Присутствие внешнего И(Э) повышает мотивацию И. Оно может либо улучшить продуктивность, либо привести к «перемотивации» и вызвать срыв деятельности.

Мотивации испытуемого.

6 стр., 2580 слов

Формирующий эксперимент как основной метод педагогической психологии

... педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Формирующий эксперимент широко используется в отечественной психологии при изучении конкретных путей формирования личности ребенка, ...

  • Стремление к соуиальному одобрению, желание быть хорошим. Хочет помочь Э и ведет себя так, чтобы подтвердить его гипотезу.
  • Стремление к позитивной самопризентации т.е. стремление выглядеть в собственных глазах как можно лучше.
  • Тенденция вести себя эмоционально стабильно, но поддаваться давлению ситуации эксперимента.
  • «Злонамеренный И» враждебно настроен по отношению к Э и процедуре И, и делает все чтобы разрушить гипотезу эксперимента.

Поведение испытуемого.

  • «Взрослые И» стремится точно выполнять инструкции, а не поддаваться своим подозрениями догадкам. Это свидетельствует о психологической зрелости личности И.
  • И обращает внимание на слухи об эксперименте и его целях, на инструкцию и сообщенияЭ. В процессе беседы, на специфические черты личности экспериментатора, условия проведения исследования, учитывает особенности общения с экспериментаторами в ходе эксперимента.
  • И строит модель экспериментальной ситуации.
  • Поведение испытуемого чувствительно к обману в любую мин. Могут устроить театр им нужно быть в центре внимания.

Контроль влияния личности испытуемого и эффектов общения.

  1. Метод « плацебо вселеную?» или «двойной слепой опыт» контролируется эффект Розенталя. Позволяет ? эффект отдалений И, и эффект ожиданий Э.

Контрольная – на сколько экспериментальное воздействие изменило группу.Экспериментальная – провод эксперимент.

  1. Метод обмана основан на целях введения испытуемого в заблуждение.
  2. Метод скрытного обмана.
  3. Метод независмого измерения зависмых параметров.
  4. Контроль восприятия испытуемым ситуации.

Личность экспериментатора.

  • Ошибки( невольные отклоенния).
  • Устойчевые тенденции поведения следствия бессознательной психической регуляции поведения.
  • Экспериментатор – руководитель, учитель
  • «работа под гипотезу». Контроль: экспериментаторы-ассистенты не знающие целей и гипотез.
  • Э. по разному наблюдает. Фиксируют и оценивают результаты эксперимента.

Идеальный И:

  • Послушный
  • Сообразительный
  • Стремящийся к сотрудничеству с Э.
  • Работоспособный
  • Дружески настроенный
  • Неагрессивный

Наиболее значимое влияние экспериментатора.

  • В экспериментах с обучением
  • При диагностике способностей
  • В психофизических экспериментах
  • При определении времени реакций.
  • В лабораторных исследованиях трудовой деятельности
  • При исследовании социальной ?

Средства влияния экспериментатора.

  • Параметры поведения экспериментатора, которые регулируются ? «работа на результат»
  • Паралингвистические – речевые способы интонация при чтении инструкции.
  • Вербовка. Первая беседа. Первичная установка испытуемого на эксперимент регулирует отношение к Э. чтение инструкции эффект первого впечатления.
  • Внимание
  • Запись результатов эксперимента.

Типы ошибок экспериментаторов.

  1. Занижение очень высоких результатов
  2. Избегание крайних оценок, как низких, так и высоких
  3. Завышение значимости одного свойства
  4. Ошибки в связи со сложностью или противопоставлением или иных свойств личности
  5. Ошибки обусловленные влиянием событий, эмоционально связанных с конкретным испытуемым

Методы контроля влияния экспериментатора.

  1. Автоматизация исследования
  2. Участие Э не знающий целей исследования
  3. Участие нескольких Э и использование плана, позволяющего эмитировать фактор влияния экспериментатора.

Вывод: влияние экспериментатора полностью не устраняется так как противоречит сути эксперимента, но может быть в той или иной мере учтено и проконтролировано.

Типы экспер. Исследования.

  • Исследовательский эксперимент
  • Подтверждающий эксперимент
  • Критический эксперимент
  • «? Исследования»
  • Полевое исследование ( жизненный статус).

Этапы психологического экспериментального исследования:

  1. Определение темы. Первичная постановка проблемы, любая тема должна быть актуальной.
  2. Работа с научной литературой.

Первое что нужно сделать определить основные ? вокруг которой будет строится работа. Составить библиоградно? список литературы. Составить библио в словаре. Оси требования периодического издания. В разделе биологии есть психология.

  1. Уточнение гипотезы и определение переменных. (Если А равна В, то В равна А).

    Актуальность практич. Значения, цели исследования задачи.

  2. Выбор экспериментального инструмента, условий эксперимента
  3. Планирование экспериментального исследования
  4. Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятыми экспериментальным планом.

Генеральная совокупность – это все кол-во потенциальных испытаний.

Основные этапы проведения эксперимента.

  • Подготовить эксперимент( проведение пробных опытов, разработка и уточнение инструкции
  • Инструктирование и мотивирование испытуемых
  • Экспериментирование
  • Постэкспериментальное интервью

Этапы психологического экспериментального исследования (продолжение).

  • Выбор методов статистической обработки. Её проведение и интерпретация результатов.
  • Выводы и интерпретация результатов.
  • Конечный пункт исследования: научный отчет, рукопись, статьи и т.д.

Компоненты любого эксперимента.

  1. Испытуемый
  2. Экспериментатор
  3. Стимуляция
  4. Ответ испытуемого на стимуляцию
  5. Условия опыта

Эксперимент с одним испытуемым проводится если:

  1. Индивидуальными различиями можно принебречь, исслед. чрезвычайно ? по объектуи вкл. Мнжество экспериментальных проб.
  2. Испытуемый – уникальный объект, например гениальный музыкант или творчески одаренный интеллект
  3. От испытуемого требуется особая компетентность при проведении исследования
  4. Повторение данного эксперимента с участием других испытуемых невозможно

Основные виды

«Дизайна» экспериментальных групп.

  • Исследования проводятся с двумя различными группами. Экспериментальной и контрольной, они ставятся в разные условия.
  • Исследование одной группы в экспериментальных и в контрольных условиях.
  • Конструирование групп методом «парного дизайна»
  • Смешанный план: все группы ставятся в разные условия

Правила оформления экспериментальной группы:

  1. Содержательный критерий
  2. Критерий эквивалентности испытуемых
  3. Критерий репрезентативности.

Стратегии построения групп испытуемых:

  1. Рандомизация
  2. Понарный отбор
  3. Рандомизация с выделением страт
  4. Репрезентативное моделирование
  5. Привлечение реальных групп

Рандомизация– это создание репрезентативной выборки в соответствии со свойствами генеральной совокупности.

Переменные:

  • Фактор изменяемый самим экспериментатором, т.е. стимул называется независимой переменной(НП).
  • Фактор, изменение которого является следствием изменения НП, называется зависимой переменной.
  • ЗП – это компонент в составе ответа испытуемого, который непосредственно интересует исследователя.
  • Дополнительные переменные(ДП) – это сопутствующие стимуляции НП воздействия на испытуемого, оказывающие влияние на его ответ и соответствующие составляющие ответа — Дополняющие ЗП. совокупность дополнительных воздействий состоит, как правило из двух групп: внешних условий опыта физической природы и внутренних факторов психологической природы.

Виды НП

  • Стимул
  • Любое внешние условие опыта
  • Какая – либо внутренняя ДП
  • Способность выполнения экспериментальной задачи
  • Режим стимуляции последовательность применения стимулов

Количественное выражение НП

  • Интенсивные и временные показатели физических стимулов
  • Число проб или время отпускаемое на выполнение задание
  • Объект экспериментального материала
  • Возраст испытуемых

НП качественного хоф-ра?

  • Параметр ситуации , которая либо есть в наличии, либо отсутствует.
  • Свет или звук
  • Наличие или отсутствие шумов
  • Осмысленность или бессмысленность экспериментального вербального материала

Положение испытуемых:

  • Присутствие посторонних людей
  • Наличие или отсутствие эмоционального фактора

Требования к процедуре предъявления НП.

  1. Желательно иметь одновременно влияние ?
  2. Необходимо исключить одновременное изменение в НП другими существование условий экспериментальной ситуации
  3. Пересмотреть экспериментальную ситуацию с целью исключения соответствующей ДП.
  4. Либо косвенно учесть вклад её влияния на ответ
  5. Принять её еще за одну НП и предусмотреть при планировании эксперимента

Максимум точности при изменении НП.

Экспериментальная

Контрольная

10=(1111)

9=(1551)

8=(2222)

7=(ББББ)

6=(ББББ)

5=(NNNN)

4=NNNN

3=NNNN

2=NNNN

1=NNNN

1=111

2=011

3=012

4=NББ

5-NББ

6=NNN

7=NNN

8=NNN

9=NNN

10=NNN

К внешним ДП относятся.

  • Физическая обстановка опыта (освещенность температурный режим, звуковой фон, пространственные характеристики помощения)
  • Непредвиденные помехи (непредусмотренное появление посторонних лиц или самого экспериментатора в лаборатории)
  • Характеристики стимульного материала, не входящие в комплекс НП(например форма зрительного тест-объекта при изучении влияния цвета по опознанию
  • Параметры аппаратуры и оборудования (например дизайн измерительных приборов, отвлекающих испытуемого.

К внутренним ДП относятся

  • Настроения к мотивации испытуемого.
  • Его отношения к экспериментатору опытом.
  • Его психологические установки
  • Склонности
  • Знания
  • Навыки и опыт в данной деятельности
  • Уровень утомления

Контроль внешних ДП

А)постоянные воздействия

Б)непостоянные воздействия

В)влияния личности

«работа в группе»

«фактор межличностных отношений»

Факторы нарушающие внутреннего ? эксперимента.

  1. Селекция
  2. Статистическая регрессия
  3. Экспериментальный отсев
  4. Естественное развитие

Вторая группа — побочные переменные влияния которых приводит к следующим эффектами.

  1. Эффект «истории»
  2. Эффект тестирования
  3. Инструментальная погрешность
  4. Взаимодействие факторов

Причин нарушение внешней валидности.

  1. Эффект тестирования
  2. Условное проведение исследования
  3. Взаимодействия факторов отбора содержание экспериментального.