Методы современной науки.
- Теоретические методы имеет дело не среальностью, а с мысленной репрезентацией реальности. Работа в уме.
- Эмпирические методы проверки теоретического построения(объекта).
- Моделирование — это метод позволяющий изучать модель вместо объекта.
- Интерпретационные – это методы, которые позволяют превратить в элементы научного знания.
Общенаучные эмпирические методы.
- Наблюдение
- Эксперимент
- Измерение
Подходы к исследованию реальности.
- Идеараорический? Подход.
Наблюдение и фиксация единичных явлений и случаев.
- Помотерический подход.
Это исследования, которые выявляют общие законы развития существования и взаимопонимания.
Особенности метода наблюдения.
- Связь наблюдателя и наблюдаемого объекта
- Пристрастность
- Сложность (невозможность) повторного наблюдения
Виды измерения в естественной науке.
- Фундаментальные измерения
- Произвольные измерения
- Измерение по определению
Измерения отличаются от эксперимента, тем что экспериментатор не стремитьсявоздействовать на объект, но стремиться делать характеристики объекта.
Измерение с помощью, которого приписывают числа.
Стивенс предлагает использовать 4 типа шкал измерения психологического:
1 шкала.
«Номинативная шкала»
Это шкала классифицирует объекты по названию.
Простейший вид : диотамическая (альтернативная).
Состоит из 2ух ячеек. Да или нет.
При использовании номинативной шкалы мы имеем возможность манипулировать с частотами (цифрами).
Частоты могут быть относительными(число разделить на кол-во людей испытуемых) и абсолютными.
Сумма абсолютных частот равна единице.
2 шкала.
«Порядковая шкала»
Классифицирует объекты по типу больше или меньше.
Построена на основе номинативной шкалы. Названия расположены по порядку. Имеют название ячеек. Наименьшее кол-во ячеек 3. Часто они переходят от порядка наименований к числовому порядку.
Недостатки: в одну ячейку могут попасть объекты с различными характеристиками. Расстояние между ячейками могут сильно различаться.
3 шкала.
«Интервальная шкала»
ИЗМЕРЕНИЯ. ШКАЛЫ ИЗМЕРЕНИЯ
... решения. Анализ различий и сдвигов на уровне шкалы наименований: Фи-критерий Фишера (ФиФ) На примере анализа различий ... качеств, именно дипломатичность. Результаты записаны в сырых баллах. Порядковая шкала. 26-31 год 32-37 38-42 46-52 ... Анализ различий и сдвигов на уровне номинальной шкалы. Fi-Fish Ограничения: n1,n2>=5; max отсутствует. Рассмотрим на примере анализа ...
Классифицирует как больше на определенное число единиц или меньшее число единиц.
Величины измеряемые в интервальной шкале могут иметь различный психологический смысл. По этому величины интервальной шкале измерены лишь по шкале порядка. Истинно интервальными шкалами оказываются шкалы построенные в единицей средне квадратичного отклонения.
4 шкала.
«Равное отношение»
Эти шкалы измеряют по принципу большее в определенное число раз, меньшее в определенное число раз.
Эксперимент – это активный метод изучения реальности реализующийся в проведение исследования в специально созданных управляемых условиях. В целях проверки экспериментальной гипотезы о причине следственных связей.
В эксперименте исследователь всегда измеряет и наблюдает, воздействует планово и целенаправленно чтобы измерить его состояние.
Классификация эмпирических методов исследования.
Активный:
- Опосредованный — эксперимент
- Непосредственный – беседа
Пассивный:
- Измерения
- Наблюдения
Социальная психология психологического эксперимента.
- ПЭ – это совместная деятельность И и Э, которая ? Э и направлена на исследование особенностей психики И.
- Процесс организующий и регулирующий совместную деятельность ?.
- И. имеет особенности личности, имеет свои жизненные планы, мотивы, цели участия в эксперименте.
Особенности эксперимента с детьми.
- В Всегда является психологически значимой фигурой, Р стремится понравится взрослому либо «спрятаться» от контактов с ним
- Р должен понимать вопросы и требования В. Непривычная система коммуникации будет мощнейшим барьером при его включение в эксперимент.
- Р обладает живым воображением, может иначе «фантастически» интерпретировать вопрос.
- Рациональное восприятие ситуации эксперимента , есть симптом определенного уровня развития интеллекта.
Факторы общения искажающие результаты эксперимента.
Розенвейк тест.
Искажение эксперимента.
- Ошибки «отношения к наблюдаемому».
- Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого .
- Ошибки личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора.
С точки зрения И добровольность или принуждение.
Поведенческие проявления причины артефактов.
- Эффект плацебо. Если больной верит в лекарство, то оно ему поможет.
- Эффект Хотторна.
- Эффект социальной фасилитации?. Усиление или эффект аудитории.
Эффект социальной фасилитоции. ?
- Влияние оказывает компетентный значимый для исполнителя и способный дать оценку Н.
- Влияние тем больше, чем труднее задача. Новые знаки и умения интеллектуальные способности более подвержены воздействию. Старые простые перцептивные и сенсоматериальные навыки реализуются легко в присутствии значимого Н.
- Соревнования и совместная деятельность увеличения кол-ва наблюдателей усиливает эффект.
- Тревожные и при выполнении сложных и новых заданий, испытывая большее затруднения, чем эмоционально стабильные.
- Действие «эффекта ?» описывается законом Йеркса-дедсона. Присутствие внешнего И(Э) повышает мотивацию И. Оно может либо улучшить продуктивность, либо привести к «перемотивации» и вызвать срыв деятельности.
Мотивации испытуемого.
Формирующий эксперимент как основной метод педагогической психологии
... педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Формирующий эксперимент широко используется в отечественной психологии при изучении конкретных путей формирования личности ребенка, ...
- Стремление к соуиальному одобрению, желание быть хорошим. Хочет помочь Э и ведет себя так, чтобы подтвердить его гипотезу.
- Стремление к позитивной самопризентации т.е. стремление выглядеть в собственных глазах как можно лучше.
- Тенденция вести себя эмоционально стабильно, но поддаваться давлению ситуации эксперимента.
- «Злонамеренный И» враждебно настроен по отношению к Э и процедуре И, и делает все чтобы разрушить гипотезу эксперимента.
Поведение испытуемого.
- «Взрослые И» стремится точно выполнять инструкции, а не поддаваться своим подозрениями догадкам. Это свидетельствует о психологической зрелости личности И.
- И обращает внимание на слухи об эксперименте и его целях, на инструкцию и сообщенияЭ. В процессе беседы, на специфические черты личности экспериментатора, условия проведения исследования, учитывает особенности общения с экспериментаторами в ходе эксперимента.
- И строит модель экспериментальной ситуации.
- Поведение испытуемого чувствительно к обману в любую мин. Могут устроить театр им нужно быть в центре внимания.
Контроль влияния личности испытуемого и эффектов общения.
- Метод « плацебо вселеную?» или «двойной слепой опыт» контролируется эффект Розенталя. Позволяет ? эффект отдалений И, и эффект ожиданий Э.
Контрольная – на сколько экспериментальное воздействие изменило группу.Экспериментальная – провод эксперимент.
- Метод обмана основан на целях введения испытуемого в заблуждение.
- Метод скрытного обмана.
- Метод независмого измерения зависмых параметров.
- Контроль восприятия испытуемым ситуации.
Личность экспериментатора.
- Ошибки( невольные отклоенния).
- Устойчевые тенденции поведения следствия бессознательной психической регуляции поведения.
- Экспериментатор – руководитель, учитель
- «работа под гипотезу». Контроль: экспериментаторы-ассистенты не знающие целей и гипотез.
- Э. по разному наблюдает. Фиксируют и оценивают результаты эксперимента.
Идеальный И:
- Послушный
- Сообразительный
- Стремящийся к сотрудничеству с Э.
- Работоспособный
- Дружески настроенный
- Неагрессивный
Наиболее значимое влияние экспериментатора.
- В экспериментах с обучением
- При диагностике способностей
- В психофизических экспериментах
- При определении времени реакций.
- В лабораторных исследованиях трудовой деятельности
- При исследовании социальной ?
Средства влияния экспериментатора.
- Параметры поведения экспериментатора, которые регулируются ? «работа на результат»
- Паралингвистические – речевые способы интонация при чтении инструкции.
- Вербовка. Первая беседа. Первичная установка испытуемого на эксперимент регулирует отношение к Э. чтение инструкции эффект первого впечатления.
- Внимание
- Запись результатов эксперимента.
Типы ошибок экспериментаторов.
- Занижение очень высоких результатов
- Избегание крайних оценок, как низких, так и высоких
- Завышение значимости одного свойства
- Ошибки в связи со сложностью или противопоставлением или иных свойств личности
- Ошибки обусловленные влиянием событий, эмоционально связанных с конкретным испытуемым
Методы контроля влияния экспериментатора.
- Автоматизация исследования
- Участие Э не знающий целей исследования
- Участие нескольких Э и использование плана, позволяющего эмитировать фактор влияния экспериментатора.
Вывод: влияние экспериментатора полностью не устраняется так как противоречит сути эксперимента, но может быть в той или иной мере учтено и проконтролировано.
Типы экспер. Исследования.
- Исследовательский эксперимент
- Подтверждающий эксперимент
- Критический эксперимент
- «? Исследования»
- Полевое исследование ( жизненный статус).
Этапы психологического экспериментального исследования:
- Определение темы. Первичная постановка проблемы, любая тема должна быть актуальной.
- Работа с научной литературой.
Первое что нужно сделать определить основные ? вокруг которой будет строится работа. Составить библиоградно? список литературы. Составить библио в словаре. Оси требования периодического издания. В разделе биологии есть психология.
- Уточнение гипотезы и определение переменных. (Если А равна В, то В равна А).
Актуальность практич. Значения, цели исследования задачи.
- Выбор экспериментального инструмента, условий эксперимента
- Планирование экспериментального исследования
- Отбор и распределение испытуемых по группам проводится в соответствии с принятыми экспериментальным планом.
Генеральная совокупность – это все кол-во потенциальных испытаний.
Основные этапы проведения эксперимента.
- Подготовить эксперимент( проведение пробных опытов, разработка и уточнение инструкции
- Инструктирование и мотивирование испытуемых
- Экспериментирование
- Постэкспериментальное интервью
Этапы психологического экспериментального исследования (продолжение).
- Выбор методов статистической обработки. Её проведение и интерпретация результатов.
- Выводы и интерпретация результатов.
- Конечный пункт исследования: научный отчет, рукопись, статьи и т.д.
Компоненты любого эксперимента.
- Испытуемый
- Экспериментатор
- Стимуляция
- Ответ испытуемого на стимуляцию
- Условия опыта
Эксперимент с одним испытуемым проводится если:
- Индивидуальными различиями можно принебречь, исслед. чрезвычайно ? по объектуи вкл. Мнжество экспериментальных проб.
- Испытуемый – уникальный объект, например гениальный музыкант или творчески одаренный интеллект
- От испытуемого требуется особая компетентность при проведении исследования
- Повторение данного эксперимента с участием других испытуемых невозможно
Основные виды
«Дизайна» экспериментальных групп.
- Исследования проводятся с двумя различными группами. Экспериментальной и контрольной, они ставятся в разные условия.
- Исследование одной группы в экспериментальных и в контрольных условиях.
- Конструирование групп методом «парного дизайна»
- Смешанный план: все группы ставятся в разные условия
Правила оформления экспериментальной группы:
- Содержательный критерий
- Критерий эквивалентности испытуемых
- Критерий репрезентативности.
Стратегии построения групп испытуемых:
- Рандомизация
- Понарный отбор
- Рандомизация с выделением страт
- Репрезентативное моделирование
- Привлечение реальных групп
Рандомизация– это создание репрезентативной выборки в соответствии со свойствами генеральной совокупности.
Переменные:
- Фактор изменяемый самим экспериментатором, т.е. стимул называется независимой переменной(НП).
- Фактор, изменение которого является следствием изменения НП, называется зависимой переменной.
- ЗП – это компонент в составе ответа испытуемого, который непосредственно интересует исследователя.
- Дополнительные переменные(ДП) – это сопутствующие стимуляции НП воздействия на испытуемого, оказывающие влияние на его ответ и соответствующие составляющие ответа — Дополняющие ЗП. совокупность дополнительных воздействий состоит, как правило из двух групп: внешних условий опыта физической природы и внутренних факторов психологической природы.
Виды НП
- Стимул
- Любое внешние условие опыта
- Какая – либо внутренняя ДП
- Способность выполнения экспериментальной задачи
- Режим стимуляции последовательность применения стимулов
Количественное выражение НП
- Интенсивные и временные показатели физических стимулов
- Число проб или время отпускаемое на выполнение задание
- Объект экспериментального материала
- Возраст испытуемых
НП качественного хоф-ра?
- Параметр ситуации , которая либо есть в наличии, либо отсутствует.
- Свет или звук
- Наличие или отсутствие шумов
- Осмысленность или бессмысленность экспериментального вербального материала
Положение испытуемых:
- Присутствие посторонних людей
- Наличие или отсутствие эмоционального фактора
Требования к процедуре предъявления НП.
- Желательно иметь одновременно влияние ?
- Необходимо исключить одновременное изменение в НП другими существование условий экспериментальной ситуации
- Пересмотреть экспериментальную ситуацию с целью исключения соответствующей ДП.
- Либо косвенно учесть вклад её влияния на ответ
- Принять её еще за одну НП и предусмотреть при планировании эксперимента
Максимум точности при изменении НП.
Экспериментальная |
Контрольная |
10=(1111) 9=(1551) 8=(2222) 7=(ББББ) 6=(ББББ) 5=(NNNN) 4=NNNN 3=NNNN 2=NNNN 1=NNNN |
1=111 2=011 3=012 4=NББ 5-NББ 6=NNN 7=NNN 8=NNN 9=NNN 10=NNN |
К внешним ДП относятся.
- Физическая обстановка опыта (освещенность температурный режим, звуковой фон, пространственные характеристики помощения)
- Непредвиденные помехи (непредусмотренное появление посторонних лиц или самого экспериментатора в лаборатории)
- Характеристики стимульного материала, не входящие в комплекс НП(например форма зрительного тест-объекта при изучении влияния цвета по опознанию
- Параметры аппаратуры и оборудования (например дизайн измерительных приборов, отвлекающих испытуемого.
К внутренним ДП относятся
- Настроения к мотивации испытуемого.
- Его отношения к экспериментатору опытом.
- Его психологические установки
- Склонности
- Знания
- Навыки и опыт в данной деятельности
- Уровень утомления
Контроль внешних ДП
А)постоянные воздействия
Б)непостоянные воздействия
В)влияния личности
«работа в группе»
«фактор межличностных отношений»
Факторы нарушающие внутреннего ? эксперимента.
- Селекция
- Статистическая регрессия
- Экспериментальный отсев
- Естественное развитие
Вторая группа — побочные переменные влияния которых приводит к следующим эффектами.
- Эффект «истории»
- Эффект тестирования
- Инструментальная погрешность
- Взаимодействие факторов
Причин нарушение внешней валидности.
- Эффект тестирования
- Условное проведение исследования
- Взаимодействия факторов отбора содержание экспериментального.