Тема 7. Психология и педагогика в деятельности органов предварительного следствия, адвокатуры, прокуратуры и судов

Вопросы:

1. Психология, педагогика и судопроизводство.

2.Психолого-педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия.

3.Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан.

Вопрос 1. Психология, педагогика и судопроизводство

Судопроизводство представляет собой взаимодействие людей в условиях уголовного и гражданского производства. Оно насыщено всем тем, что относится к предмету и компетенции педагогики: воспитанием, обучением, развитием, убеждением, состязанием (соревнованием), поощрением, принуждением, наказанием и т. д. Будучи опосредованы в судопроизводстве правом, эти категории становятся юридически значимыми, а их уяснение в контексте правовых норм имеет практическое значение. От того, насколько верно понимается педагогическое содержание судебной деятельности следователем, прокурором, адвокатом, судьей, насколько им самим свойственны воспитанность, развитость, образованность, обученность, во многом зависит законность и обоснованность производства следственных и других процессуальных действий, установление благоприятного морального климата во время расследования по уголовному делу, профилактика преступности, гарантии прав, свобод и законных интересов участников уголовно-процессуального доказывания. Это утверждение имеет историческое обоснование.

Понимание педагогической составляющей в российском уголовно-процессуальном законодательстве начинается с 1864 г., когда был принят Устав уголовного судопроизводства, ставший венцом российской судебной реформы позапрошлого века. Отличительной чертой Устава, положившего начало новейшей истории русского уголовного процесса, можно назвать его ярко выраженную обучающую и воспитательную направленность, устремленную к справедливости, установлению прочных гарантий прав и интересов личности. Взамен прежней инквизиционной системы, основанной на формальных доказательствах, провозглашались новые начала уголовного судопроизводства. Вводились два вида суда: мировой и общий, а судьи избирались по специально созданным для этого округам уездными земскими собраниями из кандидатов, проходивших по возрастному, имущественному и образовательному цензам.

4 стр., 1686 слов

Тактико-психологические основы допроса в уголовном судопроизводстве

ВВЕДНИЕ………………………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретико-методологические проблемы изучения допроса………………….8 1.1. История становления и развития допроса………………………………………….8 1.2. Понятие, цель, виды и общие положения допроса…………………………….…12 1.3. Актуальные проблемы использования юридико-психологических и иных знаний в ходе допроса…………………………………………………………………...17 Глава 2. Процессуальные и тактические ...

Уставом были восприняты многие выработанные веками, наполненные глубоким смыслом нормы «обычного», «народного» права, по которому в России жили миллионы людей, добровольно принимая его правила и исполняя их без принуждения, что, в свою очередь, обусловило педагогическое — воспитывающее, поучающее содержание многих правовых норм. К ним относятся: запрещение получать доказательства по делу с использованием средств и методов, унижающих человеческое достоинство; защита тайн частной жизни; этика судоговорения; реабилитация невиновных и возмещение им ущерба, причиненного органами расследования и правосудия, и др. Вводится институт адвокатов — представителей и защитников сторон на судебных процессах. Учреждается суд присяжных заседателей, пользующихся авторитетом представителей гражданского населения, вместо суда шеффенов, заимствованного еще Петром I и Екатериной II из средневекового германского процесса. Институту присяжных было поручено решать важнейшие вопросы судебного процесса: совершилось ли преступление, виновен ли в нем подсудимый, с предумышлением ли он действовал.

Благодаря этим нововведениям судопроизводство не только являлось источником правозначимой информации, но и несло заряд добра и справедливости, стимулировало поиск новых знаний, самообучение, самовоспитание и саморазвитие, преподносило настоящий урок культуры общения, права в самом высоком смысле этого понятия. В выполнение норм судебного ритуала, по выражению А.Ф. Кони, вносились вкус, чувство меры и такт, «ибо суд есть не только судилище, но и школа»; центр тяжести переносился на развитие истинного и широкого человеколюбия на суде, равно далекого и от механической нивелировки отдельных индивидуальностей, и от черствости приемов, и от чуждой истинной доброте дряблости воли в защите общественного правопорядка .

Судебная реформа и сопровождавшие ее преобразования в других сферах жизни русского общества породили условия, в которых юридическая деятельность стала, как никогда ранее, престижной. Газеты были переполнены отчетами о процессах. Самые незначительные речи приводились целиком. Повсюду между обвинением и защитой происходили публичные состязания в благородстве чувств, в правильном понимании закона и жизни, в остроумии, в блеске фраз и в постижении тончайших изгибов человеческой души. По меткому выражению одного из современников, в судебных речах того времени «…встречалось более правового просвещения и воспитания соотечественников, нежели во всей правительственной пропаганде».

10 стр., 4795 слов

Основные формы проявления психики человека: процессы, состояния, свойства

1 Содержание Введение…………………………………………………………………..….3 1.Структура психики человека………………………………………….…..4 2.Основные психические процессы человека……………………………...5 3.Психические состояния. Их воздействие на деятельность людей…....10 4.Психические свойства человека………………………………………..…13 Заключение…………………………………………………………………….17 Список используемой литературы………………………………….…...…18 Введение Тема данной ...

Благодаря состязательному уголовному процессу с участием присяжных заседателей в среде следователей, прокуроров, адвокатов и судей формируется новое поколение юристов с прогрессивным правовым мышлением, высокой нравственной и профессиональной культурой, чуждое казенно-бюрократическому отношению к правам человека, чиновничьему менталитету, коррупции, жестокости, формализму, судебным ошибкам в виде незаконного и необоснованного привлечения к уголовной ответственности неповинных людей .

Свобода, внезапно обрушившаяся на российскую общественность, выдвинула на передний план человеческие личности, оставляя в тени публичные учреждения. Не суд, а судебный деятель, не адвокатура, а адвокат стали главными явлениями обновленной юридической жизни русского общества. Их имена, а не названия учреждений стали символом этого обновления.

С.А. Андреевский, П.А. Александров, К.К. Арсеньев, В.И. Жуковский, Н.П. Карабчевский, А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, Д.В. Стасов, В.И. Танеев, К.А. Урусов и другие выдающиеся судебные деятели первыми оценили возможности судопроизводства как общественной трибуны. Для них правосудие стало средством, воспитывающим гражданские устремления и правосознание. Они стремились пробудить творческую энергию судебной аудитории, вовлечь ее в процесс живого соразмышления, вызвать потребность в критическом анализе воспринимаемого, научить самостоятельному поиску правовой истины. Успешно применяя в своих выступлениях методы, пробуждающие познавательную активность, они заставляли аудиторию творчески мыслить и самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы.

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “Ивановский Государственный энергетический университет им. В.И. Ленина” Контрольная работа По курсу «Право» Вариант №2 Выполнил: Студент гр. 2-75 Беляев А.Н. Иваново 2014. Задача на тему гражданские и семейные правоотношения: Петров продал Еремееву пишущую машинку ...

Как вспоминали слушатели выдающихся судебных ораторов XIX в., долго еще после каждого их выступления обсуждались высказанные ими мысли. Помогали этому и так называемые «формулы», которые предлагались аудитории. Обычно основная идея речи на суде концентрировалась в виде яркого образного выражения. Одной фразой замечательные судебные ораторы могли охарактеризовать описываемое преступное событие, а иногда и целую человеческую судьбу. Так, раскрывая личностные особенности подзащитной, Ф.Н. Плевако блестяще привлекал необходимые данные о роли наследственности и семейного воспитания в развитии человека.

«В период запоя, в чаду вина и вызванной им плотской сладострастной похоти, была дана ей жизнь. Ее носила мать, постоянно волнуемая сценами домашнего буйства, страхом за своего груборазгульного мужа. Вместо колыбельных песен до ее младенческого слуха долетали лишь крики ужаса и брани да сцены кутежей и попоек». Образ, найденный судебным оратором, надолго оставаясь в памяти слушателей, вызывал по цепи ассоциаций весь ряд логических построений. Разве можно было не запомнить, например, поведение людей в толпе, после того как Плевако в деле о массовых беспорядках на Коншинской мануфактуре сравнил толпу со стихией, ничего не имеющей общего с отдельными лицами, в нее вошедшими:

«Толпа — здание, лица — кирпичи. Из одних и тех же кирпичей создается и храм Богу и тюрьма — жилище отверженных… Толпа — само чудовище. Она не говорит и не плачет, а галдит и мычит. Она страшна, даже когда одушевлена добром. Она задавит не останавливаясь, идет ли разрушать, или спешит встретить святыню народного почитания. Так живое страшилище, спасая, внушит страх, когда оно, по-своему нежничая, звуками и движениями сзывает к себе своих детенышей. Быть в толпе — еще не значит быть носителем ее инстинктов… Совершено деяние, беззаконное и нетерпимое, — преступником была толпа. А судят не толпу, а несколько десятков лиц, замеченных в толпе… Подумайте над этим явлением».

Появление гласного суда дало возможность более широко и наглядно изучать нравы людей. Гласный суд стал весьма серьезным источником собирания материалов для последующего психологического анализа, приводимого в художественных произведениях многими русскими писателями. В произведениях Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, A.M. Горького, А.П. Чехова, Л.Н. Андреева раскрывался не только внутренний мир и психические переживания лиц, совершивших преступление, но и те изменения в личности, которые возникают и порождаются процессом судопроизводства. Художественные произведения прогрессивных русских писателей помогли полнее выявить педагогические проблемы судопроизводства, стали для всех поколений юристов источником ценнейших знаний об общих свойствах человеческой природы, проявляющихся при подготовке, совершении и сокрытии преступления, привели к постановке вопроса о необходимости рассматривать осуждение не только как наказание, но и как воспитание, перевоспитание.

В советский период «крамольными» признавались практически любые сравнения дореволюционного и действующего законодательства. И хотя Устав уголовного судопроизводства 1864 г. был взят за основу при составлении Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1922 г. и последующих лет, тоталитарная политическая система, принудительно управляемая экономика не могли эффективно содействовать воспитанию, обучению, развитию, образованию советских юристов в духе уважения прав, свобод и законных интересов человека в уголовном, гражданском процессах.

Педагогика судопроизводства и современность

О том, что наши суды общей юрисдикции не обеспечивают надежной защиты от незаконного и необоснованного обвинения и что в процессе предварительного расследования и судебного разбирательства права и свободы потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и подсудимого часто нарушаются, при советской власти впервые открыто заговорили в эпоху гласности, порожденной перестройкой. В средствах массовой информации были обнародованы многочисленные факты произвола органов дознания, следователей, прокуроров и судей, игнорирования ими прав и свобод потерпевших, подсудимых и других участников процесса, нарушения должностными лицами правоохранительных органов закона, попыток его обойти.

В период перестройки были приняты союзные и республиканские акты, которые фактически стали отправной точкой усиления педагогического содержания современной судебной реформы: Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР и союзных республик, законы о статусе судей и об ответственности за неуважение к суду, о милиции и ряд других. Тогда вновь зазвучали получившие в наше время дальнейшее развитие не только правовые (необходимость возобновления деятельности мировых судей и судов присяжных, презумпция невиновности), но и педагогические идеи судопроизводства: разъяснение прокурором, следователем дознавателем подозреваемому, обвиняемому их прав, возможности защищаться всеми не запрещенными способами и средствами; содействие оказанию защитником квалифицированной юридической помощи лицу на предварительном следствии с момента его задержания, ареста и др.

В последнее двадцатитилетие была принята Конституция РФ, такие основополагающие кодексы, как Уголовный, об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный, Гражданский, Гражданско-процессуальный. Увидели свет комплексные нормативные правовые акты, в том числе конституционные — о прокуратуре, адвокатуре, оперативно-розыскной деятельности, о судебной системе, статусе судей; появились совершенно новые судебные учреждения — Конституционный, арбитражный суд, наконец, военные (вместо трибуналов).

Реформирование и преемственность норм и процедур, доказавших свою жизнеспособность многолетним правоприменением, говорит о наличии прочного не только правового, но и педагогического фундамента для обеспечения надлежащей защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав, свобод и т. д. Это позволит рано или поздно прийти к идеалу, описанному в Концепции судебной реформы: «Суд над человеком должен быть заменен судом для человека».

Педагогика судопроизводства — раздел юридической педагогики, тесно связанный с различными направлениями научного знания: уголовным правом, уголовным процессом, социальной и юридической психологией, судебной риторикой и этикой. Его назначение — обеспечение правового воспитания, развития, обучения, образования граждан в условиях предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовным и гражданским делам в строгом соответствии с принципами судопроизводства и педагогики (индивидуализации, гуманизации, демократизации отправления правосудия), с широким применением средств, методов, приемов и форм педагогического воздействия.

Вопрос 2. Психолого-педагогические свойства и качества сотрудников органов правосудия

Задача совершения правосудия дает всем участникам судопроизводства широкие

возможности не только к осуществлению правоприменительных и правоохранительных, но и

педагогических функций. Высокая ответственность и большая общественная значимость

деятельности следователей, прокуроров, судей и адвокатов, исключительное многообразие

и сложность выполняемых ими профессиональных функций делают необходимым наличие

у них целого комплекса педагогических свойств личности, к которым относятся общая

культура, всесторонняя образованность и воспитанность, широкая развитость во многих

областях деятельности, обученность профессионально значимым умениям и навыкам.

Каждое из этих педагогических свойств, в свою очередь, выражается в наличии у субъекта ряда

качеств и черт характера.

Чтобы соответствовать современному уровню и потребностям общественного развития,

участникам судопроизводства необходимо обладать самыми разными знаниями и умениями:

разбираться в философских и политико-социальных течениях; знать законы и правовые

концепции; владеть культурой межличностного общения и навыками управления; быть

готовыми к проявлению корпоративности и честному взаимодействию друг с другом;

уметь владеть собой в самых экстремальных ситуациях; знать иностранные языки; быть

технически грамотными; уметь работать на компьютере. Реагируя на запросы и требования

быстроменяющейся действительности, они должны быть все более компетентными,

ответственными, чтобы обеспечить безусловное соблюдение законности и справедливости

в правовом, цивилизованном государстве. Кроме того, им необходимо уметь быстро

адаптироваться к постоянным изменениям в профессии. И при этом они не должны забывать,

что играют важнейшую роль в осуществлении правосудия, состоят на службе обществу и

государству, поэтому имеют обязанности перед гражданами и перед правовой системой

в целом. Исторически русская юриспруденция всегда была неотъемлемой частью духовной

культуры страны, оказывала воспитывающее и обучающее воздействие на общество.

Однако нельзя рассчитывать, что все эти разнообразные свойства и качества автоматически

появятся в будущем, обязательно «придут с опытом». К судопроизводственной

деятельности надо специально готовиться, формировать, постоянно развивать и

совершенствовать личностно значимые и профессионально необходимые педагогические

свойства и качества, которые являются продуктом образования, воспитания, развития и

обучения. Сформировав и развив у себя эти свойства и качества, юрист затем сам в процессе

профессиональной деятельности начинает отдавать имеющиеся накопленные знания и опыт,

оказывая тем самым педагогическое влияние на окружающих.

Профессиональная компетентность следователя, прокурора, адвоката находится в прямой

зависимости от их человековедческой компетентности, сформированности гуманистического

мировоззрения. Их призвание — служить благополучию людей, укреплять правосознание

граждан, их правоисполнительное поведение. Успешное выполнение этой высокой социальной

задачи возможно лишь на основе комплекса юридических и человековедческих знаний.

«Образованный юрист, — отмечал А.Ф. Кони, — должен быть человеком, в котором общее

образование идет впереди специального".

Следователю, прокурору, судье или адвокату помимо общеюридической подготовки

необходимо владеть широким мышлением; разбираться в вопросах медицины; знать и

предвидеть уловки лиц, занимающихся браконьерством, равно как и уловки предпринимателей,

уклоняющихся от налогов; ясно представлять себе, каким образом был совершен подлог

завещания, как произошло автотранспортное происшествие; как действовали в карточной игре

шулера. Следователь, прокурор должны быть осведомлены в бухучете, аудите, кадровой

работе и производстве, должны понимать преступный жаргон и разбирать зашифрованные тексты

и т.д. Перечисленных умений и знаний достаточно, чтобы утверждать, что следователю,

прокурору для профессиональной успешности необходимо быть всесторонне образованной

личностью.

Вот что писал об этом основоположник криминалистики, австрийский юрист Ганс Гросс:

«Я требую от судебного следователя не только юридической специальной подготовки, общего

образования и особых знаний… и их постоянного расширения, чтобы стремление его учиться и

обогащать знания никогда не покидало его, даже если бы он хотя на мгновение не находился при

исполнении обязанностей службы. Каждый день, каждая минута могут представить ему эту

возможность учиться своему делу".

Сотруднику органов правосудия необходима высокая правовая образованность, которая

характеризуется наличием определенных знаний, взглядов и убеждений, позволяющих понимать

существующую в жизни общества правовую сферу, роль права, правопорядка, оценивать их как

благо, как необходимое условие нормальной жизни и развития общества и защиты граждан.

Глубокое и всестороннее знание права — обязательное требование к профессии следователя,

прокурора, судьи, адвоката. И именно поэтому высшее юридическое образование является

непременным условием назначения на должность, так же, например, как высшее

медицинское образование является непременным условием занятия врачебной практикой.

В настоящее время в связи с изменением экономического уклада сотрудникам органов

правосудия необходимы фундаментальные знания не только в области традиционных

юридических наук: уголовного, гражданского, международного законодательства, но и таких его

отраслей, которые лишь в последнее время стали играть заметную роль в жизни общества —

налогового, таможенного, земельного, арбитражного, космического, дипломатического и др.

Более того, обилие правовой базы, многообразие сложившейся и меняющейся практики

применения права, неординарность и сложность разрешаемых коллизий вынудили участников

судопроизводства специализироваться не только по отдельным отраслям права, но и по

категориям дел.

Сейчас требуются специалисты, умеющие не только работать с законодательными актами, но и

активно участвовать в переговорных процессах, искать варианты юридического обеспечения

экономических проектов, отстаивать интересы юридических и физических лиц в судах.

Сложность профессии следователя, прокурора, судьи или адвоката при работе с людьми

состоит в том, что, например, учитель сам был когда-то учеником и способен войти в его

положение, а следователь и прокурор не бывали в положении лица, совершившего

преступления, не переживали ареста или предъявления обвинения. Это обусловливает

повышенные требования к их теоретическим психолого-педагогическим,

человековедческим знаниям.

Знакомство с обстоятельствами дела в основном через свидетельства различных лиц

требует от участников судопроизводства существенных знаний закономерностей

психологической науки. Наличие психологических знаний дает возможность правильно

определять отношение к источнику сообщаемых сведений, выяснить возможные причины

искажения им имевших место в действительности фактов, все психические особенности данной

личности, понять мотивы его деятельности как в исследуемом событии, так и в настоящее время,

воздействовать на личность.

Одним из показателей образованности участника судопроизводства является профессионализм,

который очень часто выражается тремя словами: знать, уметь, мочь. Профессионализм

участника судопроизводства определяется как совокупность общезначимых и специфических

профессиональных знаний и умений, позволяющих выполнять присущие ему

правоохранительные функции, а также неуклонно следовать правилам и принципам,

составляющим Кодекс профессиональной этики. Это — единство профессиональной

образованности и воспитанности.

Вопрос 3. Судебный процесс в правовом воспитании и просвещении граждан

Как известно, участники уголовного процесса для защиты своих прав и законных интересов

при производстве по уголовному делу наделяются необходимыми процессуальными правами.

Но для того чтобы человек мог воспользоваться своими правами (если он не искушен

в тонкостях юриспруденции), ему необходимо знать, что законодатель предоставил ему такие

права, а компетентные лица должны помочь понять их смысл, разъяснить содержание

и правовые последствия, которые могут наступить в случае их реализации, и наконец,

оказать содействие в том, чтобы он мог воспользоваться своими правами.

Эффективность осуществления прав личности зависит, кроме того, от профессиональной

юридической помощи, оказываемой человеку, с одной стороны, защитником или законным

представителем, а с другой — следователем или дознавателем, в производстве которого

находится уголовное дело. Практическое разрешение проблемы реализации прав человека,

попавшего в сферу уголовного процесса, таким образом, находится на стыке педагогики и права,

поскольку осуществляется посредством убеждения, разъяснения, уведомления, предостережения

от возможных ошибок.

От правильности решения этой проблемы зависит формирование гражданского правосознания

самых широких слоев населения, правовой активности и просвещенности граждан,

должностных лиц, осуществляющих судопроизводство, иначе говоря, педагогических основ,

на которых зиждется правопорядок в демократическом правовом государстве.

Заключение:

Педагогика судопроизводства — раздел юридической педагогики, тесно связанный

с различными направлениями научного знания: уголовным правом, уголовным процессом,

социальной и юридической психологией, судебной риторикой и этикой.

Его назначение — обеспечение правового воспитания, развития, обучения, образования граждан

в условиях предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовным и

гражданским делам в строгом соответствии с принципами судопроизводства и педагогики

(индивидуализации, гуманизации, демократизации отправления правосудия), с широким

применением средств, методов, приемов и форм педагогического воздействия.

Задача совершения правосудия дает всем участникам судопроизводства широкие

возможности не только к осуществлению правоприменительных и правоохранительных, но и

педагогических функций. Высокая ответственность и большая общественная значимость

деятельности следователей, прокуроров, судей и адвокатов, исключительное многообразие

и сложность выполняемых ими профессиональных функций делают необходимым наличие

у них целого комплекса педагогических свойств личности, к которым относятся общая

культура, всесторонняя образованность и воспитанность, широкая развитость во многих

областях деятельности, обученность профессионально значимым умениям и навыкам.

Использованная литература:

1.Юридическая педагогика: учебник для студентов вузов под ред.В.Я.Кикотя и А.М.Столяренко-

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — С.735−787.