Введение в профессию «Общая психология и психология личности»

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА

И.И. Даниловская

По дисциплине

«Введение в профессию»

Ростов-на-Дону

2002

Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в профессию» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначен для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология.

Учебно-методический комплекс утвержден и рекомендован к печати на заседании кафедры «Общая психология и психология личности» гуманитарного факультета ИУБиП от 30 августа 2002 г.

Составитель: ст. преподаватель И.И. Даниловская

Рецензент: к. псих. н., доцент Ж.В. Масликова

Содержание

Стр.

Введение……………………………………………………….. 4

  1. Учебно-тематический план дисциплины ……………….. 6
  2. Содержание курса ………………………………………… 7
  3. Рейтинговая система оценки знаний студентов ………… 26
    1. Структура и бальная оценка рейтингов………………….26
    2. Примерное содержание рейтингов……………………….27
    3. Шкала оценки знаний студентов по

рейтинговой системе………………………………………32

  1. Планы семинарских занятий (ЗО)…………………………33
  2. Варианты контрольных работ (ЗО)………………………..34
  3. Самостоятельная работа студентов……………………….36
  4. Перечень контрольных вопросов ………………………….37
  5. Список рекомендуемой литературы………………………38

9. Словарь терминов………………………………………….39

Введение

Появление какой-либо профессии связано с возникновением социального заказа, то есть осознанной потребности общества в соответствующем виде профессиональной деятельности. Профессия «психолог» появилась в XXвеке. Процесс формирования профессии протекал неодинаково в разных странах и в разных сферах социальной жизни. Наибольшее развитие профессия психолога получила в Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, США, Великобритании, России. Академическая психология, связанная с научной и педагогической деятельностью в университетах, сформировалась раньше и обрела достаточно прочный статус в общественном мнении.

Современная психология представляет собой целую систему наук и сфер практической деятельности, которые можно разделить на два основные направления: научную и практическую психологию. В настоящее время наиболее признана деятельность практических психологов в сфере педагогической, медицинской, социальной, консультативной психологии. Активно развиваются и другие направления практической психологии: экономическая, юридическая, спортивная, военная.

12 стр., 5899 слов

Спецкурс — Гендерная психология для студентов 5 курса психологического ...

... профессиональной деятельности. Спецкурс предполагает знание общей психологии, психологии личности, психодиагностики, возрастной психологии, социальной психологии, философии и культурологии. Учебно-тематический план № Тема Всего часов ... проблемами формирования гармонично развитой личности. ЦЕЛЬ СПЕЦКУРСА: формирование у студентов-психологов представлений о развитии и становлении личности мужчины и ...

Цель курса– дать представление студентам о профессии психолога.

Для того чтобы студенты ясно представляли себе, что такое психология и кто такой психолог, курс призван решить следующие задачи:

  • ознакомить студентов с теоретическими и практическими знаниями, относящимися к сфере компетенции научной психологии;
  • повысить степень осознанности роли профессиональной деятельности в жизни взрослого человека и индивидуально-личностных причин выбора специальности;
  • описать специфику вузовского образования по сравнению со школьным, «идеологии» и «технологии» самообразования;
  • ознакомить с основными учебными заведениями, готовящими психологов в стране и за рубежом;
  • ознакомить с видами деятельности психолога.

Учебная дисциплина «Введение в профессию» предназначена для студентов первого курса дневного и заочного отделения специальности 020400 Психология. Курс рассчитан на 60 часов. Дневное отделение: лекции-дискуссии – 34 часа, самостоятельная работа – 26 часов. Заочное отделение: лекции – 6 часов, семинарские занятия – 4 часа, самостоятельная работа – 50 часов.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта курс «Введение в профессию» включает следующие блоки проблем: житейская, научная и практическая психология; психология как профессия; специфика учебно-профессиональной подготовки психологов; психологи как профессиональная общность; личность профессионала, профессиональная этика психолога. Данные требования определяют структуру и содержание предлагаемой программы.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

«Введение в профессию»

Наименование темы

Всего часов

Аудиторная

работа

Самостоятельная

работа

Лекции

Сем.

Д

З

Д

З

З

Д

З

Блок №1

1. Виды психологического знания

5

8

2

2

3

6

2. Основные отрасли научной психологии

4

6

2

2

6

3. Практическое занятие. Посещение Донской государственной публичной библиотеки

2

2

4. Психология как профессия.

6

7

4

2

2

5

5. Виды деятельности профессиональных психологов

7

7

4

2

3

5

По блоку №1

24

28

12

6

12

22

Блок №2

6. Специфика учебно-профес-сиональной подготовки психологов

5

6

2

3

6

7. Психологи как профессиональная общность.

5

8

2

2

3

6

8. Работа психолога в различных областях общественной практики

9

5

6

3

5

9. Личность профессионала

7

6

4

3

6

По блоку №2

26

25

14

2

12

23

Блок №3

10. Исследование индивидуальных особенностей личности студентов, знакомство с отдельными психологическими техниками

10

7

8

2

2

5

По блоку №3

10

7

8

2

2

5

ИТОГО:

60

60

34

6

4

26

50

Д – дневное отделение

З – заочное отделение

  1. Содержание курса блок №1

Тема 1. Виды психологических знаний

Различные значения термина психология. Виды психологических знаний: житейская психология, искусство, научная психология, практическая психология, парапсихология.

Житейская психология– это обобщение повседневных психологических знаний, которые накапливаются в процессе отдельного жизненного опыта и передаются от человека к человеку. Особенности этих знаний:

  • конкретность;
  • практичность;
  • доступность изложения;
  • фрагментарность и неточность употребляемых понятий;
  • опора на жизненный опыт и здравый смысл.

Искусство– творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Является важнейшим источником психологических знаний, которые носят образный характер. Особенности психологических знаний в искусстве:

  • конкретность;
  • образность;
  • эмоциональность;
  • фрагментарность;
  • использование понятий не характерно

Научная психологиянаправлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки.

Наука – это высокоспециализированная деятельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высокоэффективного использования.

Наука– это знания, достигшие оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности и плодотворности (В.Н.Канке, 2000).

Особенности научного психологического знания:

  • обобщенность;
  • систематичность;
  • доказательность;
  • опора на научные факты и понятия.

Академическая психология: наука как система знания и как вид человеческой деятельности.

Прикладная психология – направление научной психологии, занимающейся изучением путей применения (приложения) научных психологических знаний для решения практических задач.

Проблема точности и объективности психологического знания: знание, которое получает и доказывает ученый-психолог на истинность не всегда строго верифицировано, измеряемо, соизмеримо на соответствие уже известным фактам. Понятие «факт» для психолога часто остается величиной, которую нельзя измерить формально, чисто логическим путем, уже хотя бы потому, что психическое является продуктом культуры (Г.С. Абрамова, 1999).

Практическая психологияизучает индивидуальность, конкретные обстоятельства жизни человека и способы взаимодействия с ним. Информация о человеке, которую получает и использует практический психолог — это конкретные знания, полученные на основе обобщенной научной теории. Психологическая информация, полученная в практической психологии, дополняет и уточняет обобщенное психологическое знание, в свою очередь обеспечивает обоснование для воздействия на человека в работе практического психолога.

Особенности знания в практической психологии:

  • целостность;
  • сочетание обобщенности и конкретности;
  • практичность;
  • опора на опыт работы специалистов.

Парапсихология относится к типу эзотерических знаний. «Эзотерическое знание» буквально обозначает знание, доступное только для посвященных. К нему относится экстрасенсорное познание, ясновидение, телепатия, хиромантия, методы йоги, астрология.

Особенности парапсихологических знаний:

  • целостность мировоззрения;
  • сочетание конкретности и неопределенности;
  • практичность выводов;
  • опора на тайное знание.

Научная проверка достоверности эзотерического знания может дополнить сведения о психической реальности человека.

Тема 2. Основные отрасли научной психологии

Место психологии в системе наук: линейные и нелинейные классификации.

Традиционное линейное разделение всех наук на гуманитарные и естественные науки.

Нелинейная классификация наук, разработанная Б.М. Кедровым.

Естественные науки

Общественные Философские

науки науки

Связь психологии с другими науками: философией, социологией, историей, физиологией, педагогикой.

Отрасли фундаментальной психологии:

  • общая психология
  • психология личности
  • дифференциальная психология
  • психофизиология
  • нейропсихология
  • социальная психология
  • психология развития
  • психология аномального развития
  • сравнительная и зоопсихология

Отрасли прикладной психологии:

  • педагогическая психология
  • медицинская (клиническая) психология
  • юридическая психология
  • экономическая психология
  • психология религии
  • психология спорта
  • психология труда

Современные тенденции развития научной психологии:

  • стирание граней между различными научными школами и направлениями;
  • интернационализация психологии;
  • значительная дифференциация психологических знаний.

Тема 3. Практическое занятие. Посещение Донской государственной публичной библиотеки

Практическая цель посещения библиотеки: познакомить студентов с отделами библиотеки, библиотечно-библиографической классификацией, работой с каталогами, правилами пользования библиотекой.

Тема 4. Психология как профессия

Возникновение и становление психологической профессии.

Профессии в истории человечества возникли в результате общественного разделения труда. В обществе существуют различные виды и места работы, должности. Каждая должность имеет традиционно сложившееся оснащение, оборудование, характеризуется системой прав, обязанностей, норм поведения, требований к знаниям, навыкам, культуре работников.

Неформальные «психологи» существовали в обществе всегда как ведуны, знахари, шаманы и др. Первые системы научно-психологических знаний появились в древних культурах Греции, Китая, Индии, Египта.

Основные характеристики профессии:

  • род деятельности и система выполняемых человеком трудовых операций;
  • социально признаваемый и юридически фиксированный трудовой пост;
  • наличие определенной системы профессиональной подготовки;
  • наличие определенной квалификации, опытность специалиста, психологическая пригодность человека к делу;
  • общность людей, занятая определенным родом деятельности.

Социальный заказ– основа жизни профессии. Социальный заказ на профессию психолога формируется средствами массовой информации, в публицистической и научно-популярной литературе, анализирующей проблемы современного человека.

Мотивация выбора профессии. Дефицит информации о специфике будущей профессиональной деятельности и знаний о себе как о будущем профессионале. Перспективы развития психологической профессии.

Тема 5. Виды деятельности профессиональных психологов

В настоящее время реально существуют три типа психологической профессии:

  • психолог-ученый, основная деятельность которого – научные исследования, направленные на поиск новых психологических знаний (объяснение, доказательство и прогнозирование психологических явлений, изучение психологических закономерностей;
  • психолог-практик, основная деятельность которого – применение психологических знаний для решения практических задач (психологическая диагностика и консультирование, коррекционная и развивающая работа, психологическая профилактика);
  • преподаватель психологии, основная деятельность – психологическое просвещение и обучение психологическим знаниям (проведение лекций, семинаров, практических занятий, руководство психологическим самообразованием людей).

Научная деятельность профессиональных психологов. Научные исследования служат важным видом профессиональной деятельности преподавателей университетов и учебных институтов.

Типы учебных заведений в России, где осуществляется преподавание психологии как профессиональная деятельность:

  • психологические факультеты университетов и других высших учебных заведений, осуществляющих подготовку профессиональных психологов;
  • педагогические, медицинские, юридические, технические и другие вузы, осуществляющие подготовку специалистов, профессионально работающих с людьми;
  • общеобразовательные учебные заведения (школы, лицеи, гимназии), дающие общее среднее образование.

С начала XXвека научная и педагогическая деятельность в области психологии неразрывно связаны. В то же время профессия преподавателя психологии имеет свою специфику. Он должен не только иметь психологические знания, но и уметь передать их студентам.

Основные умения, личностные качества и способности преподавателя:

  • широкая образованность, осведомленность в различных областях психологических знаний, а также знания в области других наук;
  • фундаментальные знания преподаваемого предмета;
  • умение самостоятельно подбирать учебный материал, определять оптимальные средства и эффективные методы обучения;
  • владение логикой и лексическим богатством речи, выразительными средствами общения, ораторскими и артистическими способностями;
  • умение доступным образом объяснить учебный материал, чтобы обеспечить его понимание и усвоение студентами;
  • способность наблюдать, требовать и понимать студента
  • умение создать мотивацию студентов для усвоения учебного материала;
  • способность развивать конструктивную коммуникацию и организовывать взаимодействие;
  • безусловное владение педагогическим тактом.

Основные задачи деятельности практических психологов:

  • выявление психологических характеристик конкретного человека, группы.
  • выявление психологических причин, вызывающих трудности в их повседневной жизнедеятельности;
  • оказание психологической помощи в преодолении этих трудностей, в решении клиентом различных психологических проблем;
  • содействие государственным, общественным, предпринимательским организациям в эффективном использовании психологического фактора при решении практических задач;
  • социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов;
  • пропаганда психологических знаний и повышение психологической культуры людей;
  • оптимизация системы психологической работы и повышение психологической культуры людей;
  • оптимизация системы психологической работы и повышение собственной профессиональной компетентности

Основные этапы работы практического психолога:

  • получение психологом заказа от заказчика, распределение прав между психологом, заказчиком и клиентом и взаимных обязательств;
  • выбор адекватных задачам психологической деятельности теоретических концепций, методов работы, конкретных методик исследования и форм работы с клиентом;
  • различные формы работы – беседа, анкетирование, интервью, наблюдение, тестирование и т. п.;
  • обработка первичных материалов, их интерпретация, формулирование выводов и заключения;
  • предложение заказчику заключения в письменной или устной форме;
  • использование заказчиком рекомендаций психолога.

Три возможные позиции взаимоотношения практического психолога и клиента:

  • эксперт – дает психологическую оценку решению, проекту, событию;
  • учитель – передает психологические знания (проводит психологические тренинги, деловые игры, активные методы обучения);
  • консультант – включается в деятельность клиента, оказывает помощь в тех объемах и формах, которые необходимы в данный момент;

Основные качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога:

  • рассматривает цели психологической помощи как новые возможности клиента, которые он должен выявить во взаимодействии с ним, а не преследует свои цели, используя клиента для реализации своих целей;
  • реагируя на ситуацию, избегает оценочных суждений по поводу действий клиента, предъявляет множество реакций на широкий спектр ситуаций и проблем;
  • понимая сложность предмета своего исследования и воздействия на индивидуальность человека, стремится понять и использовать в работе множество концепций;
  • способен к выработке разносторонней интеллектуальной продукции и моделей поведения в своей культуре и в рамках других культур;
  • конфиденциальность, четкая рефлексия на содержание психологической информации и ее значимости для клиента;
  • адекватное отношение к проблеме профессионального роста, осознание пределов компетентности;
  • учет межличностного влияния;
  • уважение достоинства клиента является аксиомой, которая определяет его честность в общении с клиентом при получении, использовании и передаче ему психологической информации;
  • создание и развитие на основе обобщенного знания, на содержание которого психолог активно рефлектирует, собственной концепции психологической помощи;
  • рассматривает обобщенную теорию как способ мышления, который может меняться в зависимости от культурной и половой принадлежности человека.

Позиция профессионального психолога основана на профессиональной рефлексии.

Рефлексия – самопознание в виде размышлений над собственными переживаниями, ощущениями, мыслями.

«Я» — понятие, используемое во многих психологических теориях для обозначения внутреннего мира личности.

«Я- концепция» — динамическая, но относительно устойчивая система представлений человека о самом себе, складывающаяся из осознания своих физических, интеллектуальных, эмоциональных качеств и самооценки личности.

Права и обязанности практических психологов. Этика и практическая психология как профессиональная деятельность. Этические кодексы практических психологов в различных странах. Профессиональные жизненные пути психологов: «психология психологов».

Блок №2

Тема 6. Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов

Подготовка профессиональных психологов за рубежом.

Различие подготовки профессиональных психологов по длительности, структуре и содержанию образования.

Три основных типа профессионального психологического образования в Европе:

  • непрерывное пятилетнее специализированное образование (Финляндия, Швеция, Бельгия);
  • непрерывное пятилетнее общее образование (Португалия, Финляндия, Норвегия, Нидерланды, Австрия, Испания, Венгрия, Италия, Германия, Швейцария, Россия Дания);
  • прерывающееся специализированное образование «три + три» (Великобритания, Греция, Ирландия, Франция, Португалия, Мальта).

Три основные ступени высшего психологического образования в США:

  • двухгодичный колледж, где обеспечивается общеобразовательная и некоторая профессиональная подготовка специалистов, которые принимают участие в психологическом обслуживании населения под наблюдением квалифицированного специалиста;
  • четырехгодичный колледж, где осуществляется обучение на базе образования, полученного студентами первой ступени; выпускникам таких колледжей присуждается степень бакалавра;
  • обучение в университетах, по окончании которых присваивается степень доктора философии (PhD) или доктора психологии (PsyD).

Подготовка профессиональных психологов в России.

Основные направления подготовки профессиональных психологов:

  • классические университеты;
  • педагогические вузы;
  • негосударственные вузы.

Содержание профессионального психологического образования в России.

Последипломное образование профессиональных психологов.

Отсутствие «начальной» психологической подготовки в средней школе перед поступлением в вуз. Самоорганизация учебной деятельности: смена форм контроля за ее успешностью. Роль профессиональной среды в воспитании будущих профессионалов. Приобретение профессиональных навыков «учитель» и «ученик» в науке и научно-практической деятельности.

Учебный план подготовки студентов на факультете. Программа специализаций. Профессиональная компетентность. Систематизированное знание как основа профессионализма.

Рефераты, курсовые работы: задачи, уровень требований.

Тема 7. Психологи как профессиональная общность

История психологических знаний в рамках других наук. Основные этапы становления научной и практической психологии в стране и за рубежом.

Психологические сообщества, наиболее известные отечественные исследовательские центры.

1. Психологический институт Российской Академии образования – ПИ РАО (Москва).

  1. Институт психологии Российской Академии наук – ИП РАН (Москва).
  2. Факультеты психологии Московского и Санкт-Петербургского университетов.
  3. Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (СПб).

Публикации и поиск психологической информации.

Тема 8. Работа психолога в различных областях общественной практики

Работа психолога в медицинской сфере

История применения психологических знаний в медицине. Задачи медицинской психологии:

  • изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;
  • изучение влияния болезней на психику;
  • изучение нарушений развития психики;
  • изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой;
  • разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;
  • создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Основные методы медико-психологического изучения больного:

  • клиническая беседа;
  • экспериментально-психологическое исследование.

Работа клинического психолога в психиатрической, нейрохирургической и соматической клинике. Психотерапия в медицинской практике: проблемы, особенности, возможности обучения в стране и за рубежом.

Психогигиена как совокупность медицинских и психологических знаний, необходимых для обеспечения, сохранения и поддержания психического здоровья.

Психопрофилактика как система мероприятий, направленных на снижение нервно-психической заболеваемости, на предупреждение возникновения психических заболеваний.

Реабилитация как комплекс медицинских, педагогических, профессиональных и психологических мероприятий, направленных на восстановление трудоспособности, личного и социального статуса людей, перенесших заболевание.

Актуальные и перспективные задачи развития психологической службы в системе здравоохранения.

Работа психолога в сфере образования

История психологической службы образования. Единая система психологической службы образования в нашей стране состоит из трех звеньев:

  • детский практический психолог, работающий в конкретном учебно-воспитательном заведении (детский сад, школа, детский дом, школа-интернат, лицей, колледж);
  • психологический кабинет районного управления народного образования);
  • центр психологической службы народного образования)

Задачи, которые решает практический психолог в школе:

  • выявление психологической готовности детей к школьному обучению, адаптация детей к школе;
  • разработка и реализация совместно с учителем и родителями развивающих программ;
  • помощь детям в кризисные периоды жизни;
  • диагностика интеллектуальных, эмоциональных, волевых и личностных особенностей учащихся, создающих трудности в процессе обучения;
  • школьный психолог способствует созданию благоприятного психологического климата в коллективах школьников;
  • консультирование администрации школы, учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей;
  • активно участвует в профориентационной работе.

Социальная психология на предприятии и в фирме

Основные темы в рамках работы социального психолога:

  • психологический климат коллектива (групповая сплоченность, характер межличностных отношений, совместимость участников трудового процесса, тип конфликтов и др.);
  • удовлетворенность трудом;
  • текучесть рабочей силы: управление персоналом;
  • аттестация кадров;
  • адаптация новых сотрудников.

Психолог в политике

Психолог в политике изучает психологические условия эффективности политической деятельности. Его работа имеет несколько направлений:

  • участие в разработке и принятии решения;
  • анализ динамики общественного мнения и поиск путей воздействия на установки и настроения граждан;
  • оптимизация образа власти или политической структуры;
  • создание психологических портретов оппонентов и политических партнеров;
  • создание имиджа политического деятеля.

Психология труда и организационная психология

История психологии труда. Психология труда как знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда. Сферы деятельности специалистов по психологии труда и задачи, решаемые ими в сфере организации, рационализации, оптимизации труда и профессионального образования.

Психологические услуги, которые психолог оказывает клиентам и организациям:

  • выявление требований разных профессий к личности человека;
  • выявление особенностей мотивации труда;
  • профессиональная ориентация;
  • подбор кадров.

На современном предприятии психолог может выступать в качестве организатора работы с людьми.

Психолог торгового предприятия изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов, вопросы психологии рекламы, спроса и предложения.

Экономическая психологияизучает закономерности психического отражения хозяйственных отношений.

Экономический психолог исследует три типа экономической реальности:

  • рынок (психология потребителя, психология ведения домашнего хозяйства);
  • предпринимательство (поведение и психологические особенности предпринимателя, заключение сделок, ведение переговоров, конкуренция, коммерческая тайна);
  • отношения «экономика-гражданин» (налоги, прибыль, инфляция, безработица, воздействие на население мероприятий экономической политики).

Основные функции экономического психолога фирмы:

  • обучение персонала деловому общению, формирование коммуникативных навыков;
  • консультирование по проблемам фирмы и персонала;
  • исследование и формирование благоприятного социально-психологического климата;
  • урегулирование конфликтов;
  • психологическая защита и безопасность отдельных лиц;
  • мониторинг (систематическое наблюдение) системы управления фирмой, оценка и прогнозирование психологическийпоследствий экономических решений руководителя;
  • исследование организационной культуры;
  • помощь руководству при подготовке и внедрении экономических нововведений.

Универсальность знаний и умений психолога, работающего в области экономики.

Работа психолога в юридической практике

Юридический психолог применяет психологические знания, которые способствуют раскрытию и расследованию преступлений и перевоспитанию лиц, совершивших преступления, а также исследует структуру преступной группы, проводит судебно-психологическую экспертизу.

Роль психолога в качестве специалиста регламентируется соответствующими статьями Уголовно-процессуального кодекса (например, ст. 74 УПК РФ, статьи 195 – 207 УПК РФ) и Гражданского кодекса Российской Федерации (например, ст.177 ГК РФ).

Психолог может быть привлечен к участию в производстве следственных действий – допроса, обыска, осмотра места происшествия, а также закон предусматривает участие психолога в допросе несовершеннолетних. Психолог участвует в следственных действиях в тактических целях для установления контакта в общении.

Психолог в спорте

Психология спорта изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований.

Работая со спортсменами и спортивными командами, психолог решает следующие задачи:

  • изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов;
  • разработка психологических условий для повышения эффективности спортивных тренировок;
  • изучение и коррекцию социально-психологических явлений в спортивной команде.

Психологическое консультирование как профессиональная деятельность психолога

Характеристика возможных подходов к теории и практике психологического консультирования, сложившихся в настоящее время в психологии:

  • глубинная психология — психоанализ З. Фрейда, индивидуальная психология А. Адлера, аналитическая психология К.Г. Юнга, трансактный анализ Э. Берна);
  • бихевиоральное направление – социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия и др.;
  • гуманистическое направление – гештальттерапия Р. Перлза, групповая терапия К. Роджерс, логотерапия В. Франкла, психодрама Я. Морено.

Виды психологического консультирования:

  • индивидуальное;
  • групповое;
  • посредническое;
  • телефонное;
  • консультативная переписка.

Тема 9. Личность профессионала — психолога

Профессиограмма как модель личности и деятельности психолога. Позиции, стиль и направленность личности психолога. Профессиональная компетентность и культура психолога.

Профессиональные качества психолога:

  • профессиональная компетентность – знания, умения, навыки, способности;
  • активный поиск новаторских подходов;
  • личностная инициатива;
  • профессиональная коммуникабельность.

Основные требования к подготовленности психолога в области психологии, в рамках соответствующей специализации. Профессиональная квалификация в сфере научной и педагогической деятельности отражается в системе научных степеней (кандидат и доктор психологических наук) и ученых званий (доцент и профессор).

Личностное развитие и профессиональный рост психолога. Детерминанты становления личности психолога. Развитие творческой индивидуальности педагога. Профессиональный рост практического психолога оценивается в квалификационных категориях, которые присваиваются экспертными комиссиями (высшая, 1, 2 и 3 квалификационные категории).

Оплата труда производится по разрядам. В различных сферах профессиональной деятельности психолога разрабатывается свои критерии присвоения разрядов соответствующими министерствами.

Последипломное образование:

  • аспирантура (очная, заочная, соискательство);
  • курсы повышения квалификации;
  • семинары, тренинги личностного и профессионального роста;
  • «челночное» образование по различным современным психологическим технологиям за рубежом.

Блок № 3

Тема 10. Исследование индивидуальных особенностей личности студента, знакомство с отдельными психологическими техниками

Исследование индивидуальных особенностей личности студентов должно способствовать самораскрытию и самопознанию первокурсников, развитию ценностно-смысловой сферы будущих профессионалов, помогать в осознании своих личностных особенностей для более совершенного профессионального выбора.

Студентам предлагается батарея тестов, с помощью которой выявляется:

  • общепсихологическая типология личности (Г. Айзенк, Майерс Бриггс);
  • локус субъективного контроля (М. Эткинд);
  • самоконтроль в общении (М. Снайдер);
  • способ реагирования в конфликте (К.У. Томас).

Знакомство с диагностическими и психотерапевтическими методиками: «Аукцион» и стратегии состоятельности (М. Горлова, Р. Ефимкина); групповой рисунок «Построим общий дом».

3. Рейтинговая система оценки знаний студентов

3.1. Структура и балльная оценка рейтингов

Структура рейтингов

Максималь-ный балл

Стартовый рейтинг

5

Первый рубежный рейтинг

30

  • публичное выступление по выбранной теме
  • систематическая работа на лекциях и творческих занятиях
  • посещение аудиторных занятий

20

5

5

Второй рубежный рейтинг

40

  • ответ на первый теоретический вопрос
  • ответ на второй теоретический вопрос
  • систематическая работа на лекциях и творческих занятиях
  • посещение аудиторных занятий

15

15

5

5

Третий рубежный рейтинг

25

  • участие в исследовании индивидуально-личностных особенностей студентов и обработке результатов исследования
  • участие в тренингах

15

10

3.2. Примерное содержание рейтингов Стартовый рейтинг включает в себя ряд вопросов

  1. Что побудило вас поступить на отделение психологии?
  2. Кто такой психолог и чем он занимается?
  3. Чем отличается хороший психолог от плохого?
  4. Сколько времени, по вашему мнению, необходимо, чтобы стать психологом?
  5. Что такое психология?

Рубежный рейтинг № 1

(Пояснения к рубежному рейтингу № 1)

Рубежный рейтинг №1 включает в себя публичное выступление по указанным ниже темам и преследует следующие цели:

  • развивать у студентов навыки работы с литературой;
  • развивать умения обобщать материал и делать выводы;
  • развивать коммуникативные навыки, рефлексию;
  • знакомить с научной терминологией.

Темы публичных выступлений

(Первый рубежный рейтинг)

  1. Научное исследование: теория и практика. ВМУ, серия 14. Психология. 1999, №1 стр. 54-60.
  2. Периодические и информационные издания: газеты «Первое сентября. Школьный психолог», «Психологическая газета», «Психологическая газета: Мы и мир» — обзор.
  3. Профессиональное и личностное самоопределение. ВМУ, серия 14. Психология. 1999, №1, стр. 48-56.
  4. Периодические и информационные издания: журналы «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», «Вопросы психологии» — обзор.
  5. Исследование представлений студентов-психологов о будущей профессии. Вопросы психологии, 1999, №2, стр. 42-49.
  6. Счастье в представлении обыденного сознания. Психологический журнал. 2000, том 21, №3, стр. 40-48.
  7. Периодические и информационные издания: «Журнал прикладной психологии», «Иностранная психология» — обзор.
  8. Психологическое содержание профессиональной ориентации. Прикладная психология, 1999, №4, стр. 13-29.
  9. Периодические и информационные издания: «Личность. Культура. Общество», «Мир психологии» — обзор.
  10. Экономическая психология. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях. Психологический журнал, 2000, том 21, №1.
  11. Нужна ли психологу клятва Гиппократа? Вопросы психологии, 2000, №1,2, стр. 3.
  12. Периодические и информационные издания: «Мир психологии», «Прикладная психология» — обзор.
  13. Наука и паранормальные явления. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2 т., 2-е изд., М.: Мир, 1996, стр. 224-233.
  14. Периодические и информационные издания: «Прикладная психология и психоанализ», «Психологический журнал» — обзор.
  15. Происхождение термина «психология» (миф о Психее).

    Годфруа Ж. Что такое психология? /Пер с франц. В 2 т., 2-е изд., М.: Мир, 1996.

  16. Психология психологов. Жизнь и творчество В. Вундта. Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию. М.: Смысл, 2000, стр.21-26
  17. Психология психологов. Жизнь и творчество З. Фрейда. Марциновская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. М.: Издательство «Института практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  18. Жизнь и творчество А.Н. Леонтьева. Марциновская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира.
  19. Жизнь и творчество С.Л. Рубинштейна. Марциновская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира.

Рубежный рейтинг №2

ВАРИАНТ 1

  1. Чем отличается научное психологическое знание от житейского знания?
  2. Каково содержание работы психолога в сфере спорта?

ВАРИАНТ 2

  1. Назовите основные виды психологических знаний.
  2. Чем занимается юридический психолог?

ВАРИАНТ 3

  1. Междисциплинарный статус психологии.
  2. Для чего нужны профессиональные сообщества психологов?

ВАРИАНТ 4

  1. Является ли психология профессией?
  2. Раскройте содержание этического принципа профессиональной конфиденциальности.

ВАРИАНТ 5

  1. Чем занимается психолог, работающий в сфере политики?
  2. Каковы современные тенденции развития научной психологии?

ВАРИАНТ 6

  1. Назовите основные типы психологических профессий и их функции.
  2. Назовите основные качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога.

ВАРИАНТ 7

  1. Можно ли астролога назвать профессиональным психологом?
  2. Специфика профессиональной подготовки психологов в России.

ВАРИАНТ 8

  1. Назовите задачи психолога, работающего в сфере рекламы.
  2. Какие виды психологического консультирования вы знаете?

ВАРИАНТ 9

  1. Что включает в себя психологическая профилактика?
  2. Какие задачи может решать практический психолог, работая в школе?

ВАРИАНТ 10

  1. Чем занимается психолог-ученый?
  2. Назовите задачи и виды деятельности медицинских психологов.

ВАРИАНТ 11

  1. Как оценивают уровень квалификации психологов различных специальностей?
  2. Как реализуется принцип уважения клиента в практической психологии?

ВАРИАНТ 12

  1. Назовите наиболее важные аспекты жизни психологического сообщества.
  2. Расскажите об истории психологических знаний в рамках других наук.

ВАРИАНТ 13

  1. С чьими именами связано становление отечественной и зарубежной психологии как самостоятельной науки?
  2. Каковы современные тенденции развития научной психологии?

ВАРИАНТ 14

  1. Какие отрасли научной психологии вы знаете?
  2. Каковы приоритетные сферы работы психолога в медицине?

ВАРИАНТ 15

  1. Назовите основные этапы становления психологии как науки.
  2. Какие задачи решает психолог в сфере PR?

ВАРИАНТ 16

  1. Какие формы профессионального общения психологов вы знаете?
  2. Как связано профессиональное и личностное в деятельности психолога?

ВАРИАНТ 17

  1. В какой сфере жизни и профессиональной деятельности психолога используется психологическое консультирование?
  2. Какая отрасль прикладной психологии изучает психологию ребенка?

ВАРИАНТ 18

  1. Какие типы профессионального психологического образования существуют в Европе и США?
  2. Назовите основные периодические издания в области психологии.

ВАРИАНТ 19

  1. Основателем какого теоретического направления является Джон Уотсон, суть этого направления?
  2. В какой области общественной практики работает пенитенциарный психолог?

ВАРИАНТ 20

  1. Какую роль в истории отечественной психологии сыграл Георгий Иванович Челпанов?
  2. Назовите наиболее важные аспекты жизни психологического сообщества.
  1. Шкала оценки знаний студентов по рейтинговой системе

Дисциплина «Введение в профессию» оценивается максимально 100 баллами. Студенты могут заработать дополнительные баллы (до 15) за другие виды учебной и научной работы, не предусмотренные учебным планом дисциплины (выполнение рефератов, участие в конференциях, выполнение НИРС и т. п.).

Семестровый рейтинг по дисциплине выставляется нарастающим итогом по рубежным рейтингам и заносится в рейтинговую ведомость, в зачетную книжку студента проставляется соответствующая оценка.

Шкала соответствия рейтинга итоговой оценке:

85-100 баллов соответствует оценке «отлично»;

  1. баллов соответствует оценке «хорошо»;
  1. баллов соответствует оценке «удовлетворительно»;

менее 60 баллов соответствует оценке «неудовлетворительно».

Планы семинарских занятий (заочное отделение)

ЗАНЯТИЕ №1. Основные этапы становления научной психологии в стране и за рубежом

  1. История психологических знаний в рамках других наук.
  2. Становление психологии как самостоятельной науки.
  3. Жизнь знаменитых психологов. В. Вундт, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, А. Маслоу, З. Фрейд.

Литература

  1. Годфруа Ж. Что такое психология? / Пер. с французского – М., 1996.
  2. Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию. — М.: Смысл, 2000.
  3. Марциновская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. — М.: Издательство «Институт практической психологии». — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

ЗАНЯТИЕ №2. Знакомство с одним из основных видов деятельности психологов – психодиагностикой

  1. Наблюдение, беседа и психологические тесты – основные методы психодиагностики.
  2. Исследование индивидуальных личностных особенностей студентов:
  • основные направления характера;
  • способ реагирования в конфликте;
  • самоконтроль в общении.
  1. Годфруа Ж. Что такое психология? /Пер с французского – М., 1996.
  2. Психология и этика делового общения. /Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: «Культура и спорт», «ЮНИТИ», 1997.

5. Варианты контрольных работ (заочное отделение)

ВАРИАНТ 1

  1. Виды психологических знаний.
  2. Медицинский психолог в системе здравоохранения.
  3. Периодические и информационные издания: журнал «Вопросы психологии».

ВАРИАНТ 2

  1. Житейское и научное психологическое знание.
  2. Научная деятельность профессиональных психологов.
  3. Периодические и информационные издания: «Психологический журнал».

ВАРИАНТ 3

  1. Основные отрасли научной психологии.
  2. Типы психологических профессий.
  3. Периодические и информационные издания: ВМУ. Серия 14. Психология.

ВАРИАНТ 4

  1. Психологическая работа в сфере образования.
  2. История психологических знаний в рамках других наук.
  3. Профессиональная компетентность психолога.

ВАРИАНТ 5

  1. Основные характеристики профессии.
  2. Работа психолога в юридической практике.
  3. Периодические и информационные издания: «Психологическая газета».

ВАРИАНТ 6

  1. Психология труда и организационная психология.
  2. Основные качества профессиональной деятельности квалифицированного практического психолога.
  3. Подготовка профессиональных психологов за рубежом.

ВАРИАНТ 7

  1. Этика профессиональной деятельности психолога.
  2. Подготовка профессиональных психологов в России.
  3. Прикладные исследования и практическая психология в политике.

ВАРИАНТ 8

  1. Научная деятельность профессиональных психологов.
  2. Психология в экономике.
  3. Последипломное образование профессиональных психологов.

ВАРИАНТ 9

  1. Жизненные пути психологов-профессионалов: А.Р. Лурия.
  2. Прикладные исследования и практическая психология в сфере рекламной деятельности.
  3. Преподаватель психологии: необходимые умения, личностные качества и способности.

ВАРИАНТ 10

  1. Жизненные пути психологов-профессионалов: В. Вундт.
  2. Практический психолог в области PublicRelations(PR).
  3. Периодические и информационные издания: газета «Первое сентября. Школьный психолог».

6. Самостоятельная работа студентов

Темы и разделы, вынесенные на

самостоятельную подготовку

Коли-

чество

часов

Форма

контроля

1

Виды психологического знания. Психология и астрология

3/6

РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА

ЗАЧЕТ

2

Основные отрасли научной психологии. Связь психологии с другими науками: философией, социологией, историей, физиологией, педагогикой и др.

2/6

3

Перспективы развития психологической профессии

3/5

4

Необходимые умения, личностные качества и способности преподавателя психологии

3/5

5

Профессиональные жизненные пути психологов: психология психологов

3/6

6

Содержание профессионального психологического образования в стране и за рубежом

3/6

7

Обзор основных рубрик периодических и информационных изданий по психологии

3/5

8

Прогнозирование успешности профессиональной деятельности

3/6

9

Профессиональная квалификация в сфере научной, педагогической и практической психологии

3/5

Итого:

Всего часов по дисциплине:

26/50

60/60

Примечание:числитель – очная форма обучения; знаменатель – заочная форма обучения.

7. Перечень контрольных вопросов

  1. Виды психологического знания.
  2. Психология в системе наук.
  3. Отрасли фундаментальной психологии.
  4. Отрасли прикладной психологии.
  5. Современные тенденции развития научной психологии.
  6. Предыстория психологической профессии.
  7. Основные характеристики профессии.
  8. Мотивация выбора профессии.
  9. Три типа психологических профессий.
  10. Научная деятельность профессиональных психологов.
  11. Основные задачи деятельности практических психологов.
  12. Основные этапы работы практического психолога.
  13. Качества профессиональной деятельности квалифицированного практического психолога
  14. Преподавание психологии как профессиональная деятельность психологов.
  15. Права и обязанности практических психологов.
  16. Этика и практическая психология.
  17. Основные современные теории в психологии.
  18. Подготовка профессиональных психологов за рубежом.
  19. Подготовка профессиональных психологов в России.
  20. Основные этапы становления научной и практической психологии в стране и за рубежом.
  21. Психологические сообщества.
  22. Обмен научной информацией и опытом работы.
  23. Основные периодические и информационные издания в области психологии.
  24. Формы профессионального общения психологов.
  25. Работа психолога в сфере образования.
  26. Работа психолога в медицинской сфере.
  27. Работа психолога в организации.
  28. Работа психолога в области политики.
  29. Работа психолога в сфере бизнеса.
  30. Основные требования к подготовленности психолога по профессиональным дисциплинам.
  31. Профессиональная квалификация в сфере научной, педагогической и практической психологии.
  1. Список рекомендуемой литературы

Основная литература

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
  2. Введение в психологию. / Под общей редакцией проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — М.: ЧеРо, 1998.
  4. Годфруа Ж. Что такое психология? / Пер. с франц. В 2 т., 2-е изд. — М.: Мир, 1996.
  5. Карандашев В.Н. Психология: введение в профессию. — М.: Смысл, 2000.
  6. Марциновская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. — М.: Издательство «Институт практической психологии», — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  7. Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ /Сост. В.С. Голодаева. – М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2000.

Дополнительная литература

  1. Абрамова Г.С. Психология только для студентов: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2001.
  2. Психология и этика делового общения. Под. ред. В.Н. Лавриненко – М.: «Культура и спорт», «ЮНИТИ», 1997.

Периодические издания: журналы

  1. Вопросы психологии. 1999, №5, 2000, № 2,3.
  2. Психологический журнал. 1995, т.16, №3: 2000, т. 21, № 1, 2.
  3. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1999, № 1, 2. 2000, № 1.

9. Словарь терминов

А

Абстракция– мысль или образ, в котором свойства предмета или явления отражены отвлеченно от самого предмета или явления.

Автономный– самостоятельный, самоуправляемый, независимый.

Агрессивность– (от лат. нападать) – кратковременное эмоциональное состояние или черта характера человека, выражающиеся в гневе, злости, действиях против других, если они мешают удовлетворению потребностей. Важно различать агрессию конструктивной направленности, когда адаптация, удовлетворение потребности происходят социально приемлемым способом, и деструктивной (враждебной, асоциальной) направленности, когда потребности удовлетворяются социально неприемлемым способом, а адаптация связана с причинением страдания, вреда, ущерба окружающему миру, другим людям или себе.

Адаптация психологическая– приспособление человека к новым условиям жизни, к другим людям и социальным обстоятельствам.

Адаптация теста– комплекс исследовательских процедур, направленных на приспособление теста к использованию в новых условиях.

Адекватный– соответствующий. Адекватное восприятие – восприятие, соответствующее условиям ситуации. Адекватное поведение – поведение, соответствующее условиям ситуации.

Акмеология– наука об условиях успешной деятельности взрослого человека, профессионала.

Активность– всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром; присущая живому существу способность к «самостоятельной силе реагирования».

Акцентуация характера– понятие, означающее чрезмерную выраженность у личности отдельных черт характера и их сочетаний, представляет собой крайний вариант нормы, граничащей с личностными расстройствами зрелой личности. Проявляется в дезадаптации личности по отношению к определенным жизненным ситуациям, воздействиям, переживаниям и нервно-психическим нагрузкам при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Амнезия– нарушение памяти, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга.

Аномальные дети– дети с нарушениями психического развития.

Апперцепция– влияние прошлого опыта человека, его интересов и личностных особенностей на образ предмета или явления, возникающий в результате восприятия.

Априорный– предшествующий опыту, независимый от опыта.

Ассоциация– связь между мыслями, образами, при которой возникновение одной мысли или образа вызывает в памяти появление других.

Атрибуция– приписывание человеком мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе житейского анализа их действий и поступков.

Аттракция– тяготение людей друг к другу, лежащее в основе привязанности, дружеских чувств, любви.

Аутогенная тренировка– комплекс специальных упражнений, основанных на релаксации и самовнушении. Может использоваться человеком для управления собственными психическими состояниями и поведением.

Аффект– кратковременная быстро возникающая и бурно протекающая эмоциональная реакция, характеризующаяся двигательным возбуждением, нарушениями сознания и способности к волевому контролю над действиями. Формами проявления аффекта могут быть ярость, гнев, ужас.

Б

Барьер психологический– (от фр. преграда, препятствие) – психическое состояние, препятствующее выполнению тех или иных действий, решению задачи, ответу на вопрос, достижению взаимопонимания.

Батарея тестов– группа тестовых занятий, направленных на измерение различных сторон сложной психической функции или качества и объединенных в один тест.

Бессознательное– совокупность психических явлений, неосознаваемых человеком, но оказывающих влияние на его поведение.

В

Валидность– свойство методики (теста), характеризующее достоверность получаемой информации об изучаемом психическом явлении. Валидность показывает, действительно ли тест измеряет то, что он измеряет, и насколько хорошо он это делает.

Ведущий тип деятельности– деятельность, являющаяся определяющей, решающей для психического развития в конкретный период развития человека.

Вербальный – словесный; речевой; выраженный словами.

Влечение– недифференцированное, недостаточно отчетливо осознанное побуждение.

Внушаемость– свойство человека, проявляющееся в его восприимчивости к внушению, некритической податливости воздействиям других людей.

Выразительные движения (экспрессия)– система движений (жесты, мимика, пантомимика и др.), при помощи которых человек невербальным путем передает информацию.

Вытеснение– один из защитных механизмов в психоаналитической теории личности. Проявляется в непроизвольном вытеснении из сознания неприятной для человека информации, неприемлемых мыслей, воспоминаний и переживаний.

Г

Гендерные различия– социальные и психологические различия между мужчинами и женщинами.

Генезис (генез)– происхождение, возникновение и последующее развитие какого-либо явления. Различают филогенез (развитие в ходе биологической эволюции) и онтогенез (индивидуальное формирование) психики.

Генерализация – возведение частного в общее.

Геронтопсихология – отрасль возрастной психологии, изучающая психологические аспекты старения, изменения психики, поведения, деятельности людей в пожилом и старческом возрасте.

Групповая динамика– внутригрупповые процессы, характеризующие руководство и лидерство; принятие групповых решений, нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, конфликты; групповое давление и др.

Групповая совместимость– социально-психологическое явление, характеризующее степень эффективности совместной деятельности людей, возможность их адаптации друг к другу.

Д

Девиантное (отклоняющееся) поведение– поведение, отклоняющееся от принятых в обществе нравственных и правовых норм. Основные проявления – преступность и аморальность.

Делинквент (правонарушитель) — человек, чье отклоняющееся поведение в крайних проявлениях представляет уголовно наказуемые действия.

Деонтология– учение о профессиональной этике врача, психолога.

Депрессия – состояние душевного расстройства, тоски, подавленности, характеризующееся апатией, пассивностью, пессимизмом, снижением побуждений и активности личности.

И

Идентификация– отождествление, уподобление в самом широком смысле. В психологии употребляется в следующих значениях: 1) узнавание, опознание каких-либо объектов; 2) процесс бессознательного отождествления человеком себя с другим человеком или группой.

Идентичность – свойство человека быть самим собой, сохранять длительное время свою индивидуальность, оставаться верным себе.

Иерархия – общенаучный термин, обозначающий систему последовательно подчиненных элементов, расположенных в порядке от низшего к высшему (или наоборот).

Измененные состояния сознания– состояния сознания, которые характеризуются отсутствием контроля и потерей контакта с реальностью, а также измененным восприятием времени и пространства.

Имманентный – внутренне присущий какому-либо явлению, проистекающий из его природы, сущности.

Импульсивность– особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Индивид – человек как единичное существо или отдельный представитель человеческой общности.

Инстинкт– врожденная, неизменная форма поведения.

Интенция– цель, направленность сознания, воли, чувств на какой-либо предмет.

Интеракция– взаимодействие, которое происходит между людьми в условиях их социальных отношений.

Интроверсия – преимущественная направленность личности на свой собственный внутренний мир, личные ощущения, переживания, чувства, мысли, поглощенность собственными переживаниями и проблемами. Сопровождается ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг. Является одной из базовых черт личности. Термин введен К.Г. Юнгом.

Инфантилизм – проявление у взрослых людей черт психики, особенностей поведения, свойственных детскому, юношескому возрасту. У детей инфантилизм выражается в задержке психического развития, при которой у ребенка проявляются черты, характерные для более раннего возраста.

Иррациональное— нелогичное, непонятное и необъяснимое на разумной основе, противоречащее здравому смыслу.

Испытуемый – человек, которого изучают методами психологического исследования.

К

Когнитивный(от лат.cognitio– знание, познание) — термин, характеризующий познавательные процессы в отличие от эмоциональных процессов.

Когнитивный диссонанс– состояние психического дискомфорта, возникающее в ситуации, когда в сознании человека сталкиваются логически противоречивые знания, мнения об одном и том же объекте, событии. Человек стремится избавиться от этого противоречия. Термин введен американским психологом Л. Фестингером.

Комуникабельность– способность к легкому установлению социальных контактов, общительность.

Конфликт (от лат.conflictus– столкновение) — психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов оппонентов или субъектов взаимодействия. В психологии рассматривают конфликт внешний – конфронтация между субъектами — и конфликт внутренний – столкновение между противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями.

Конформизм(от лат.conformis- подобный, сообразный) — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позиции большинства.

Коэффициент интеллекта IQ– показатель умственного развития, который определяется как соотношение так называемого умственного возраста и истинного хронологического возраста индивида, выраженное в процентах. Определяется по результатам тестирования.

Л

Лабильность– одно из основных свойств нервной системы, характеризующее функциональную подвижность нервных процессов, скорость их возникновения и прекращения.

Латентный период– скрытый, внешне не проявляющийся период подготовки организма к реакции.

Либидо– одно из основных понятий психоаналитической теории, означающее сексуальную энергию, которая трансформируется в сфере бессознательного в различные виды психической активности. Согласно теории С. Фрейда либидо, присутствует с самого рождения и лежит в основе развития психики.

Личность – индивид как субъект общественных отношений и сознательной деятельности.

Личностное пространство– буферное пространство, которое люди предпочитают сохранять между собой и другими людьми.

Лонгитюдное исследование – длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых.

М

Маргинальная личность– человек, который по своей психологии и особенностям поведения находится между двумя очень разными социальными группами или культурами, но не принадлежит ни к одной из них полностью.

Маскулинность – понятие для обозначения качеств человека, традиционно относящихся к мужским чертам личности.

Мимика– изменение выражения лица, отражающее внутреннее состояние человека.

Мнемический процесс– процесс памяти.

Модальность– понятие, обозначающее качественные характеристики ощущений (например, цвет – в зрении, тон и тембр – в слухе, запах – в обонянии и др.).

Мотив– побуждение к деятельности; психологическая причина, побуждающая к активности.

Моторный– двигательный.

Н

Надежность– свойство методики (теста), характеризующее точность психодиагностических измерений; проявляется в устойчивости результатов теста к влиянию посторонних случайных факторов.

Невербальный– несловесный, неречевой – коммуникация происходит посредством жестов, мимики, пантомимики и др.

Нонконформизм– черта личности, характеризующаяся стремлением кнесогласию с мнением других людей во что бы то ни стало.

Нормы — правила общепринятого и ожидаемого поведения, которые следует соблюдать людям.

О

Обобщение– объединение отдельных предметов или явлений в группу на основе общих признаков.

Объективный – существующий сам по себе, независимо от любых интерпретаций наблюдателя

Обыденное сознание– совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей.

Оно (Id)– Один из компонентов структуры личности в теории С. Фрейда. Представляет собой локализованные в бессознательном влечения, стремящиеся к удовлетворению независимо от отношений субъекта к реальности.

Онтогенез– процесс индивидуального развития человека.

Ориентировочная реакция– реакция организма на новый стимул, проявляющаяся в его общей активности, сосредоточении внимания, мобилизации сил и ресурсов.

П

Парадигма – система основных научных достижений (теорий, методов), в русле которых проводятся исследования ученых в данной области. От одного исторического периода развития науки к другому парадигма может меняться.

Парапсихология– обозначение области психических явлений, недоступных объяснению с помощью имеющихся научных знаний.

Патология – (от греч. рathos– страдание, болезнь) 1) наука о болезненных процессах, отклонениях от нормы в организме; 2) болезненное отклонения от нормы.

Перцептивный– относящийся к сфере восприятия.

Проекция– один из защитных механизмов психики, посредством которого человек избавляется от переживаний по поводу собственных недостатков, приписывая их другим людям.

Профессиограмма– совокупность психологических характеристик, требующихся для успешного овладения профессией и плодотворной работы в ней.

Психогигиена – отрасль знаний, изучающая и предлагающая меры и средства сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний.

Психодиагностика – оценка психических свойств, состояний личности, особенностей психических процессов на основе существующих норм при помощи психодиагностических методик.

Психосоматика – направление в клинической психологии, занимающееся изучением влияния психических факторов на на возникновение и протекание соматических заболеваний.

Р

Рациональное– разумное, логичное, объяснимое.

Релаксация– снижение психического напряжения, достижение состояния покоя, расслабленности.

Репрезентативность– свойство выборочной совокупности данныхпредставлять характеристики генеральной совокупности.

Репрезентации социальные– общепринятые и поддерживаемые людьми взгляды, убеждения, идеи и ценности.

Респондент– участник социально-психологического исследования, выступающий в роли опрашиваемого.

Референтная группа– люди, на мнение которых человек ориентируется в своем поведении, оценки которых являются для него значимыми.

Рефлексия (от лат.reflexio– обращение назад) — отражение человеком своей внутренней психической деятельности, психических качеств и состояний; осознание человеком того, как он воспринимается другими людьми.

Роль– совокупность нормативно одобряемых форм поведения, которые ожидаются от человека, занимающего определенную позицию в системе общественных и межличностных отношений.

С

Самоактуализация– стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих задатков, способностей, личностных возможностей.

Самосознание– осознание человеком себя как личности; рефлексия своих психических качеств, чувств, мотивов поведения, ценностей, идеалов, достоинств и недостатков.

Сензитивный(от лат.sensus– чувство, ощущение) — особенно восприимчивый, чувствительный.

Сенсорный– связанный с работой органов чувств человека.

Симптом– характерный признак какого-либо явления, нарушения, болезни.

Симультанный– одновременный.

Сопереживание– способность человека отождествлять себя в эмоциональном плане с другими людьми, испытывать те же чувства и эмоции.

Социализация– процесс усвоения человеком социального опыта, происходящий при его индивидуальном развитии в деятельности и общении.

Социально-психологическая компетентность— способность человека эффективно взаимодействовать с другими людьми, хорошее владение умениями, навыками и средствами социального взаимодействия.

Спонтанный– возникающий без специальной подготовки; например, спонтанная речь – речь, не обдуманная заранее.

Стабильный– постоянный, мало изменяющийся.

Субъект– познающийся действующий человек.

Суггестия– внушение, гипноз.

Суицид(от англ.suicide– самоубийство) — акт самоубийства.

Сукцессивный – последовательный.

Супер-Эго (синоним – Сверх-Я) – структурная единица организации личности в концепции С. Фрейда, играющая роль цензора, совести и ответственная за нравственное развитие, формирование идеалов.

Сурдопсихология– раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие глухих и слабослышащих детей.

Т

Тактильный– относящийся к осязанию.

Тезаурус– словарь. Предоставляющий терминологию какой-либо области знания, систематизированную по определенному принципу. Тезаурус является словесной моделью соответствующей отрасли знания.

Тифлопсихология– раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие слепых и слабовидящих детей.

Толерантность – способность человека переносить неблагоприятные внешние воздействия и факторы окружающей среды, выносливость по отношению к неблагоприятным факторам, терпимость к чужому образу жизни, поведению, взглядам, мнениями.

Трансакция– взаимодействие.

У

Уровень притязаний– максимальный успех, на который рассчитывает человек в том или ином виде деятельности; уровень трудности, степень сложности целей, которые он выбирает для достижения в деятельности, на которую он считает себя способным.

Установка– готовность, предрасположенность человека к определенным действиям, возникающая на основе предыдущего опыта, готовность воспринимать или действовать определенным образом в определенной ситуации.

Ф

Фемининный – имеющий отношение к особенностям поведения, установкам и т.д., которые считаются психологическими признаками женщин.

Фиксация– склонность придерживаться стереотипных, привычных взглядов.

Филогенез– процесс изменения психики в эволюции и историческом развитии.

Х

Характер– совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей, формирующих типичное отношение человека к тем или иным предметам и явлениям, жизненным обстоятельствам, другим людям и самому себе, которая определяет типичные способы реагирования на различные жизненные обстоятельства и обусловливает типичный способ поведения в каких-либо жизненных условиях.

Харизма– приписывание личности «богом данных» свойств, вызывающих преклонение перед ней и веру в ее особые способности и возможности.

Ч

Честолюбие– стремление человека к успеху для повышения авторитета и признания со стороны окружающих.

Чувства – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности.

Э

Эгоизм – предпочтение своих интересов интересам других людей.

Эзотерический— тайный, скрытый, предназначенный только для посвященных.

Экзальтация – восторженное, возбужденное состояние, болезненная возбужденность.

Экспектации (социальные ожидания)– ожидание человеком определенных отношений и оценок от других людей.

Экстраверсия– психологическая характеристика направленности личности на окружающих людей, внешние события, явления, в основном на то, что происходит вокруг него. Проявляется в высоком уровне общительности, живом эмоциональном отклике на внешние явления.

Эмпатия– понимание человеком эмоционального состояния другого человека путем сопереживания, вчувствования в переживания другого человека.

Я

«Я»— понятие, используемое во многих психологических теориях для обозначения внутреннего мира личности.

Я — концепция – динамическая, но относительно устойчивая система представлений человека о самом себе, складывающаяся из сознания своих физических, интеллектуальных, эмоциональных качеств и самооценки личности.

 

3

4