Психология личности юного спортсмена

1. Предмет, задачи и история психологии фВиС

ПФВиС-область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека с специфических условиях ФВиС под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, это наука о человеке в сфере спорта. Это молодая отрасль научного знания, но имеет свою историю.

1 этап — сначала ПФВиС выступала как познавательно-описательная дисциплина, необходимая для психологического описания спортдеятельности (значение уделялось характеристике спортдвижений, особенностям познавательных, эмоциональных и волевых процессов, исследованиям предстартовых и стартовых состояний).

2 этап – ПФВиС приобретает профессиональную направленность( растет роль теоретических аспектов и методической основы в спорте)

3 этап- сохранение ПФВиС как познавательно-практической дисциплины (отличается тем, чтов ходе исследовательской деятельности учитываются проблемы, связанные с перспективами развития спорта.

Задачи ПФВиС:

1. Специфические: а) оптимизировать процесс воспитания человека, учитывая его физические качества, сохранение здоровья, б) ставить образовательные задачи, предусматривающие формирование необходимого в жизни фонда двигательных умений, знаний.

2. Общепедагогические; а) обеспечить нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание б) воспитывать волю, позитивные качества характера, положительные эмоции и эстетические потребности личности.

Достижение целей ПФВиС предполагает решение следующих задач:

1. изучение влияния спортивной деятельности психику спортсмена (анализ соревнований, определение моральных, волевых качеств необходимых спортсмену для успешного выступления, анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта)

2. разработка психологических условий для повышения эффективности тренировки (обосновываются существующие методы средства спортивной тренировки и искать новые, определить пути максимального использования возможности организма спортсмена путем развития психических функций, создавая специальные методы тренировки)

3. разработка психологических основ для подготовки спортсмена к соревнованиям;

4. разработка психологических условий гуманизации спортивной деятельности (решение содержания спортивной тренировки, профилактика травматизма, переутомления, предупреждение заболеваний, деформации личности спортсмена).

13 стр., 6238 слов

Спортивная тренировка - структура построения в различных видах спорта

... эстетического и политехнического образования и воспитания спортсменов, как в процессе тренировки, так и вне него. Таким образом, воспитание в процессе спортивной деятельности должно вносить в целом существенный вклад ...

5. изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе (изучение особенностей жизни и деятельности спортивных коллективов).

2. Психология личности юного спортсмена.

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связанных в связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Структуру личности составляют: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности – индивидуальные устойчивые качества человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Характер — качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

Волевые качества – специальные личностные качества, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация — переживания и побуждения к деятельности. Социальные установки-убеждения и отношения людей. Личность – продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных качеств, выполняет определенные функции в обществе. В спорте имеет значение индивидуальность. Достижение успеха возможно при правильном учете индивидуальных особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля его деятельности.

Стороны личности спортсмена разделены на 4 группы: социально-обусловленные особенности, биологически обусловленные особенности, опыт, индивидуальные особенности различных психических процессов. Средства и методов ФВ способствуют решению нравственных, интеллектуальных, волевых, эстетических задач в формировании личности спортсмена.

Выделяют личностные характеристики спортсмена:

1 — активизация — своеобразный синдром, физиология поведенческих признаков, характеризующих степень готовности спортсмена действовать;

2-агрессия (виды — поощрение непосредственной агрессивности, ограничение агрессивности, косвенная агрессивность к сопернику, агрессивность направлена только на объекты, отсутствие непосредственной или косвенной агрессивности);

3-тревожность (спортсмен боится выиграть, обеспокоен состоянием своего здоровья, страх испытать боль).

Спортсмен испытывает боль в 2- случаях (при занятиях видами спорта, требующими физический контакт, при деятельности, которая требует проявления выносливости).

3.Мотивационная сфера личности. Основные мотивы занятия фВиС

Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные.

К общим следует отнести желание школьника заниматься физическими упражнениями вообще, в данном случае ученику безразлично, чем заниматься конкретно.

5 стр., 2243 слов

Психологическое сопровождение профессиональной деятельности спортсменов

... себе иметь психолога в качестве постоянного штатного специалиста. Настоящая работа призвана показать важность психологического сопровождения профессиональной деятельности спортсменов и подвести некоторые итоги ... культуры в развитии творческого потенциала Двигательная активность в жизни человека является фактором активной биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмов адаптации, ...

К конкретным мотивам можно отнести желание выполнять какие-либо определенные упражнения, предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта. Так, почти все младшие школьники отдают предпочтение играм. Интересы подростков уже более дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим — легкая атлетика и т.п. Те школьники, которые довольны уроками, посещают их ради своего физического развития и укрепления здоровья. Учащиеся, не удовлетворенные уроками, вынуждены ходить на них ради отметки, чтобы избежать возможных неприятностей из-за прогулов.

Мотивы, связанные с процессом деятельности – это удовлетворение потребности в двигательной активности и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от соперничества (азарт, эмоции радости от победы и т.д.).

Мотивы, связанные с результатом деятельности, вызваны удовлетворением потребностей личности в самосовершенствовании, самовыражении и самоутверждении .

Формирование мотивов связано с воздействием определенных внешних и внутренних факторов.

Внешние факторы – это условия (ситуации), в которых оказывается субъект деятельности.

Внутренние факторы – это желания, влечения, интересы и убеждения, которые выражают потребности, связанные с личностью субъекта деятельности. Особую роль играют убеждения. Они характеризуют мировоззрение школьника, придают его поступкам значимость и направленность. Личностные убеждения связаны с социальными побудителями активности человека.

Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к осуществляемой деятельности, т.е. к учебе, поэтому так важно с началом обучения формировать у учащегося необходимые для рационализации его учебной деятельности и повышения эффективности педагогических воздействий мотивы, отличающиеся высокой степенью интереса к занятиям физической культурой и убежденностью в целесообразности этих занятий. При этом следует создавать соответствующие внешние условия для деятельности школьников.

4. Психология внимания и его роль в процессе обучения на уроках фк и спортивной деятельности

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, действии. Особенность внимания — не существует вне какого-либо действия, само по себе. Лишь выполняя действия, человек включает механизмы внимания.

В психологии существуют

Непроизвольное внимание связано с воздействием на органы чувств различного рода раздражителей. Более сильные раздражители привлекают большее внимание, менее сильные — меньшее; они-то и вызывают ориентировочную реакцию .

Произвольное внимание всегда возникает в результате волевых усилий человека либо для организации направленного сосредоточения на каком-либо объекте, либо для изменения интенсивности внимания. Роль волевых усилий особенно заметна, когда трудно сосредоточиться.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... связной речью происходит постепенно с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Психологическая природа связной речи, ее механизмы ... описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении вопроса развития связной монологической ...

Послепроизвольное внимание возникает в тех случаях, когда происходящее не сразу заинтересовало человека. Если вначале человек использовал значительные волевые усилия, чтобы сосредоточить сознание на выполнении этой деятельности, то, когда появился интерес, уже не требуется дополнительных волевых усилий для дальнейшего поддержания внимания. Внимание удерживается непроизвольно (само собой).

Внешнее внимание направленное на внешние раздражители. Внешнее внимание выражается в настороженности, бдительности, готовности к действию. Например, такое внимание присуще тренеру, страхующему спортсмена при выполнении гимнастического упражнения.

Внутренне внимание направленное на внутренние раздражители, выражается в том, что человек сосредоточился на собственных мыслях, ощущениях, переживаниях, движениях, его состояние отличается углубленностью и собранностью.

Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга. Человеку трудно одновременно быть сосредоточенным на внешних и внутренних раздражителях, поэтому всегда трудно, например, одновременно следить за объяснением правил, необходимых для исполнения какого-то физического упражнения, и выполнять его, самостоятельно контролируя правильность выполняемых движений.

На уроках физической культуры следует использовать все типы внимания ученика. Если на уроке преобладает произвольное внимание учащихся, увеличивается психическое напряжение, что со временем может привести школьников к потере интереса и чувства удовлетворения от занятий. Неконтролируемая активизация непроизвольного внимания влечет за собой переход учебного занятия в акт развлечения, и решение образовательных и воспитательных задач становится невозможным. Следовательно, только умелое чередование активизации произвольного и непроизвольного, внешнего и внутреннего внимания может обеспечить достаточно высокий уровень продуктивности занятий физической культурой.

5. Психология ощущения и восприятия. Роль и организация эффективного восприятия на уроках фк и в спортивной деятельности

Ощущение и восприятие — это краеугольный камень, на котором строятся все наши представления о внешнем мире.

Ощущение — это самое первое соприкосновение нашего внутреннего мира с внешним миром с помощью сенсорной системы. Через ощущения мы узнаем о цвете, вкусе, запахе, движении, положении в пространстве и многом другом в окружающем и нашем внутреннем мире.

Восприятие — это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... Вызывает инициативу, самостоятельное мышление, побуждает к дискуссии 7. Соблюдает логику в изложении, выводы делает обоснованно 8. Речь преподавателя и темп изложения удобны для восприятия и записи ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Выделяют наиболее важные для ФК виды восприятия

-восприятие удаленности и глубины объектов связано с осуществлением глазомерной функцией (возможны 2 случая-1-если расстояние до объекта не более 6 м, удаленность и глубина определяется путем конвергенции(сведение зрительных осей в одну точку на фиксируемом предмете), 2-если расстояние до объекта превышает 6 м происходит своеобразное приспособление глаз(рефлекторное изменение кривизны хрусталика).

Восприятие движения отражает в человеческом сознании изменения положения объектов и самого наблюдателя во времени и пространстве. Восприятие движения собственного тела связано с мышечно — двигательными вестибюлярными и тактильными ощущениями.

Восприятие времени — отражение в сознании длительности, скорости и последовательности явлений действительности.

Восприятие темпа отражает частоту смены движений совершенных в определенный период времени. Восприятие ритма отражает структуру периодически повторяющихся во времени движений.

В психологии выделяют 4 типа восприятия и наблюдения

-аналитический (характеризует стремление человека выделить и проанализировать детали

-синтетический (склонность человека к обобщенному отражению воспринимаемого объекта или явления к определению основного смысла)

-аналитико-синтетический (стремление человека как к анализу, так и к синтезу)

-эмоциональный (для людей, выражающих свои переживания по поводу воспринимаемого объекта или явления).

6. Психология мышления. Особенности развития мыслительной деятельности на уроках фк и в спорте.

Мышление — это процесс познавательной деятельности, отличающийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Отталкиваясь от ощущений и восприятия, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы познания в силу своего характера, позволяющего опосредованно (через умозаключения) раскрыть то, что непосредственно (через восприятие) не дано. С помощью мышления человек способен познавать как настоящее, так и прошлое и будущее. Мышление осуществляется с помощью мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации, систематизации и классификации).

Выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Если мыслительные операции осуществляются путем манипулирования с предметами — это наглядно-действенный вид мышления, с которого начинается развитие интеллекта человека еще в младенческом возрасте, однако он используется и взрослыми людьми в ходе выполнения профессиональной деятельности. В спортивной деятельности этот вид мышления часто бывает незаменим, что, в частности, активно проявляется в тактическом мышлении спортсменов.

Наглядно-образное мышление, опирающееся на первичные и вторичные образы, используется человеком в тех случаях, когда словесно описываемое представляется наглядно или когда умственную задачу следует решать с помощью схем или рисунков.

16 стр., 7794 слов

Значение психолого-педагогического анализа урока в педагогической ...

... на память и мышление учащихся; б) соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся; в) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, ... собственной педагогической деятельности учителя. В этом случае психологического анализа урока задействован механизм рефлексии, т.е. осознания, осмысления, вербализации собственного внутреннего мира человека (мотивов, состояний, ...

Для словесно-логического мышления характерно оперировать абстрактными понятиями, закодированными в словесной форме.

В практической интеллектуальной деятельности человек использует все три вида мышления.

Оперируя словами-понятиями, человек использует и соответствующие им образы. Воспринимая тот или иной объект, человек создает его образ, а затем дает ему словесное обозначение.

Физические упражнения требуют от человека активного использования всех видов мышления и поэтому являются прекрасным способом развития интеллекта. Для этого важно, чтобы физические упражнения, применяемые учителем физической культуры в своей работе с учениками, отличались доступностью на начальном этапе и постепенным повышением сложности (интеллектуальной) на последующих этапах физического воспитания.

Особого внимания заслуживает развитие творческого мышления у школьников. Творческое мышление начинается с возникновения определенного затруднения, вследствие чего возникает проблемная ситуация. Проблемная ситуация, созданная учителем специально, имеет целью пробудить у ученика познавательную потребность, которая определяет творческое начало в мыслительной деятельности.

7. Психология памяти, роль памяти в процессе обучения на уроках фВиС

Память — это процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений, это индивидуальный опыт человека, функция памяти — накопление опыта. Без памяти все ощущения и восприятия исчезали бы бесследно, создает условия для нормального функционирования мышления: все представления и понятия хранятся в памяти, служит основой непрерывности психической деятельности человека в целом, связывая между собой настоящее, прошлое и будущее. Без памяти человек всегда оставался бы в состоянии новорожденного.

На уроках ФК проявляются все виды памяти.

Зрительная память связана с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов, например, разучиваемого упражнения. Она же используется при показе учителем физического упражнения, при разучивании тактических действий, различных комбинаций спортивных движений и т.д.

Слуховая память связана с запоминанием звуков. Словесно-логическая память нужна для запоминания, сохранения и воспроизведения слов, понятий. Если слуховая память в основном обеспечивает ориентировку человека в окружающей обстановке, то словесно-логическая помогает человеку мыслить (использование внутренней речи), передавать информацию (внешняя речь) и понимать высказывания других людей.

Особую роль при занятиях физической культурой играют двигательная, тактильная и вестибулярная память, связанные с запоминанием, сохранением и воспроизведением сигналов, поступающих в кору головного мозга с проприорецепторов, с рецепторов кожи и вестибулярного аппарата. Эти виды памяти используются человеком при разучивании физических упражнений и исполнении их. Известно, что разные движения (их параметры) заучиваются с различной степенью прочности. Труднее заучиваются ощущения, возникающие в результате мышечных усилий, необходимых для выполнения тех или иных действий, легче — пространственные параметры действий, еще легче — временные параметры движений.

11 стр., 5058 слов

Психологические требования к профессиональной деятельности учителя

... 4. Педагогический самоанализ учителя Стремление к постоянному и конструктивному самооцениванию характеризует зрелую педагогическую деятельность учителя. Оно определяется самой сутью труда учителя: человек не будет ... учащихся состояние отдельных психических функций (памяти, мышления, внимания, речи и др.) и целостных характеристик видов деятельности (учебной, трудовой), обученности и воспитанности ...

Эмоциональная память — это память на эмоциональные переживания.

Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, которые либо побуждают к действию, либо удерживают от него. Отрицательные эмоциональные воспоминания могут вызывать у школьника неуверенность при выполнении физических упражнений, порой отказ от выполнения. Положительные эмоциональные воспоминания побуждают ученика к действию, делают его увереннее.

Любая деятельность в жизни человека, в том числе и спортивная, закрепляется во всех видах его памяти, составляя интегральные образования. Из интегральных видов памяти особое значение в физическом воспитании имеет память на движения. Они запоминаются зрительно, двигательно, тактильно, всстибулярно, мысленно и даже эмоционально. За счет различных модальностей восприятия и возникновения определенных образов в памяти фиксируется интегральный образ физического упражнения, который в дальнейшем становится эталоном для управления движениями при выполнении двигательных действий.

8. Эмоционально — волевая сфера личности спортсмена. Развитие волевых качеств на уроках фк и с. Характеристика эмоциональных состояний спортивной борьбы

Эмоциональная сфера младшего школьника определяется окрашенность восприятия, воображения, интеллектуальной и физической деятельности, эмоциями, непосредственностью и откровенностью и выражена в переживании, большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к кратковременным и бурным аффектам. Для эмоциональной сферы подростков характерно-большая эмоциональная возбудимость, большая устойчивость эмоциональных переживаний, противоречивость чувств. Ученика среднего возраста отличает сильно развитое чувство принадлежности к группе, поэтому для него имеет значение отношение к нему сверстников, а не учителя. Эмоциональная сфера старшеклассника отличается многообразием переживаний, особенного нравственного порядка, повышением устойчивости эмоции, способностью к сопереживанию, проявлением юношеской любви, нежности, мечтательности искренности. Воля – это сознательное управление человека своими действиями и поступками. Под волевым усилием понимают сознательно совершаемое усилие над собой, которое является толчком к непосредственному осуществлению какого-либо действия. В наличии волевого усилия человек убеждается тогда, когда необходимо преодолеть значительные трудности. Волевые усилия характеризуются интенсивностью, длительностью и направленностью. Направленность волевых усилий – это функции активации и торможения. Длительность волевых усилий зависит от силы мотива к действию (если человек очень хочет достичь какой-либо цели, то он будет проявлять более длительные волевые усилия) и от энергетики активности (чем больше энергетических ресурсов имеется у человека, тем длительнее он может сохранять волевые усилия).

13 стр., 6242 слов

Предмет исследования: влияния соревновательной деятельности на ...

... о личности спортсмена 1.1 Психологические особенности личности спортсмена Основные черты личности, относящиеся к характеру человека, можно разделить на три группы. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. ...

Сила воли – это длительная сторона разума и морального чувства человека. Так как волевое усилие без необходимости не проявляется, его санкционирует сознание, а направляет волевую активность моральное чувство, нравственное убеждение. Можно определит 2 основные группы волевых качеств-1-характеризует упорство, 2- самообладание. Упорство проявляется через терпеливость, настойчивость. Самообладание человека определяется как смелость, сдержанность, собранность. Проявление воли имеет свои особенности, связанные с возрастом. Младший школьный возраст – учащиеся совершают волевые действия, в основном по указанию взрослых. К 3 классу они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с мотивами. Младшие школьники могут проявлять настойчивость в учебной деятельности, со временем у них формируется выдержка, ослабевает импульсивность. Подростковый возраст — половое созревание существенно меняет нервных процессов, что приводит к изменениям в волевой сфере, смелость возрастает, но снижается выдержка. Старший школьный возраст- определяющий в проявлении волевых усилий, он является механизмом саморегуляции, волевая активность имеет характер целеустремленности.

Выделяют три вида эмоциональных состояний спортсменов: 1. боевая готовность (характеризуется оптимальной степенью нервного и эмоционального возбуждения и наиболее благоприятно для выполнения соревновательной деятельности, подъем сил, энергии и активности, у него возникает своеобразное вдохновение, уверен в успехе, с нетерпением ожидает старта, намерен с полной отдачей сил и до конца бороться за достижение цели. 2. предстартовая лихорадка появляется при большом желании достичь успеха, сопровождаемом сильным эмоциональным возбуждением, в эмоциональной сфере наблюдается неустойчивость переживаний (одни переживания быстро сменяются другими, противоположными по характеру), что в поведении приводит к капризности, упрямству и грубости в отношениях с товарищами и с тренерами, к снижению самокритичности. Страдает память, внимание рассеяно (спортсмен не может сосредоточиться, отвлекается на ненужные детали), восприятие и представления отрывочны, понижается гибкость и логичность мышления, сон нарушен (медленное засыпание, сон с мучительными сновидениями), руки и ноги дрожат, на ощупь холодные, черты лица заостряются, на щеках появляется лихорадочный пятнистый румянец. 3. предстартовая апатия (часто длительное эмоциональное возбуждение спортсмена переходит в торможение (говорят: «спортсмен перегорел»).

Однако апатия может появиться и при перетренированности спортсмена, а также когда деятельность не представляет для него интереса. Сначала тормозятся наименее устойчивые нервно-психические функции, прежде всего мотивационный уровень, в то время как другие (например, двигательный) еще остаются возбужденными или даже усиливают свое возбуждение.

9. Психология личности учителя фк и тренера

Учитель ФК работает в специфических условиях, которые делят на 3 группы:

1- условия психической напряженности (шум от криков занимающихся, необходимость переключения с одной возрастной группы на другую, значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки, ответственность за жизнь и здоровье учеников.

20 стр., 9874 слов

Психологические особенности личности тренера 2

... особенности спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов – личности тренера. Его представляли то, как человека догматичного и грубоватого, стремящегося воспитать такие же качества у спортсменов, ...

2- ф. нагрузки, необходимость показа ф. упражнений, осуществление ф. действий совместно с учениками, необходимость страховки учеников при выполнении упражнений.

3- связано с внешнесредовыми факторами (климатические погодные условия, санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов.

Выделяют ряд способностей в деятельности учителя ФК-

1-дидакические способности — это способность передавать учебный материал, делая его доступным, 2-академические способности, соответствующие области наук, 3- перцептивные способности, которые проникают во внутренний мир человека, 4- речевые способности-учитель должен ярко выразительно выражать свои мысли ученикам, 5- органитизаторские способности – умение организовать коллектив, 6 – авторитарные способности, т.е.эмоционально-волевое влияние на уч-ся, 7 –коммуникативные способности — умение общаться с детьми, 8 – педагогическое воображение – способность предвидеть последствия педагогической деятельности, 9 –аттестационные способности, т.е распределять свое внимание между видами деятельности. Стили педагогической деятельности дифференцируются в основном на три вида: Демократический стиль — ученик считается равноправным партнером в общении и поиске знаний. Учитель привлекает учащихся к принятию решений, считается с их мнениями, поощряет самостоятельность суждений школьников. Для учителя важна не только успеваемость воспитанников, но и их личностные качества. Основными методами воздействия являются побуждение к учебной деятельности, просьба, совет, учителя предъявляют повышенные требования к себе, к собственным психическим и профессиональным качествам. Они всегда удовлетворены своей профессией. Авторитарный стиль — ученик является объектом педагогических воздействий учителя, который все решает единолично, устанавливает жесткий контроль за выполнением его требований, предъявляемых школьникам, не учитывая педагогических ситуаций и мнения учащихся. Учитель практически никогда не обосновывает ученикам свои действия и решения. Все силы учеников направлены на психологическую самозащиту. Основными методами воздействия учителя являются приказ, поучение или распоряжение. Либеральный стиль — учитель старается уходить от самостоятельного принятия решений, передавая инициативу коллегам, а в процессе урока — ученикам; организация и контроль за учебной деятельностью школьников носит спонтанный характер. В действиях такого учителя проявляется нерешительность, частые колебания.

Успех в педагогической деятельности во многом зависит от авторитета, который имеет учитель. Авторитет учителя физической культуры слагается из ряда компонентов. Авторитет профессионала зависит от знаний и умений в области физической культуры и спорта. Авторитет возраста определяется тем, что учитель для школьников всегда должен оставаться старшим товарищем, человеком с большим опытом. Авторитет должности, то есть статус учителя как педагога дополняется психолого-педагогическими знаниями и умениями учителя. Нравственный авторитет (авторитет учителя как личности) создается формой внешнего поведения, соответствующего образу педагога, учителя. Авторитет дружбы может возникнуть в том случае, когда учитель позволяет ученикам обращаться к себе как к помощнику, деловому партнеру. Авторитет уступчивости (доброты) выражается в том, что, например, учитель, уступая школьникам на уроке, решает играть с ними в баскетбол вместо прохождения программного материала. Авторитет подавления основан на боязни учеников перед учителем. Авторитет чванства обычно основан на хвастовстве учителя, подчеркивающего свои достоинства и заслуги в прошлом, когда учитель был спортсменом. Для создания авторитета резонерства характерно поведение учителя, который постоянно поучает учеников, причем даже в тех вопросах, где он некомпетентен. Авторитет педантизма строится на беспрекословном соблюдении правил, норм, порядка. В данном случае учитель руководствуется бюрократическими принципами. В учебно-воспитательной работе тренер должен выполнять функции – управленческая функция необходима для разносторонней подготовки спортсмена (обеспечивает ему принятие решений, прогнозирование организацию, руководство, согласование, контроль и коррекцию), формирующая функция — направлена на организацию учебно-педагогического процесса для выработки необходимых технико-тактических навыков, развитие психических функций, физических свойств и качеств спортсмена, гностическая функция – связана с сообщением спортсмену необходимых знаний, умений, регулирующая функция – способствует оптимизации действий процессов психических состояний личности, организации этических норм поведения, воспитательная функция направлена на выработку у спортсменов морально-волевых качеств, нравственных черт характера, общественного самосознания.

10. Индивидуально-типологические характеристики личности спортсмена. Формирование характера, учет темперамента и развитие способностей у спортсмена

Каждому присущи особенности, которые определяются в психических процессах: отдельный индивид обладает свойственным только ему восприятием, субъективной памятью и особенностями ее процессов. Уровень интеллектуального развития, такие качества, как внимание и воображение, также отличаются индивидуальными особенностями.

Каждый человек — неповторимая личность. Особенности человека делятся на 2 класса:

1.типические (это различия, которые выделяют определенную группу людей по какому-либо признаку.).

2. индивидуальные

В психологии межгрупповые различия делятся на 3 основных уровня:

-нейродинамический (проявляются в различной степени выраженности свойств нервной системы: : сила, подвижность, лабильность, различают людей с сильной и слабой, подвижной и инертной, уравновешенной или неуравновешенной нервной системой.)

-темпераментный

-характерологический.

К свойствам темперамента относят реактивность, которая характеризуется интенсивностью психических реакций, сензитивность, которая характеризуется наименьшей интенсивностью внешний воздействий, вызывающих психическую реакцию.

Активность — энергичность человека в делах, поступках. Пластичность выражается в легкости приспособления к новым условиям. Экстравертированность связана с направленностью личности на окружающее. Интровертированность определяется направленностью личности на себя. Эмоциональная возбудимость по существу тождественна сензитивности.

Характер — это сочетание постоянных и существенных свойств личности, образующих определенный ее психический склад. Свойства темперамента определяются генотипом, а свойства характера — фенотипом. К свойствам характера относят волевые качества и направленность личности, включая чувства, интересы. Следует отнести только те особенности личности человека, которые характеризуют его отношение к чему-либо.

Различают 5 основных групп черт характера:

1.-определяется чертами, отражающими поведение человека по отношению к обществу, к другим людям. Это коллективизм, тактичность, вежливость, чуткость, доброжелательность, правдивость, гуманность.

2.-характеризуется чертами, свойственными человеку в деятельности . Это трудолюбие, настойчивость, инициативность.

3-это черты, отражающие отношение человека к вещам. Это аккуратность, экономность, щедрость.

4- это черты, выражающие отношение человека к самому себе. Это критичность, требовательность, скромность, гордость.

5- это черты, отражающие отношение человека к окружающему миру, к социальным явлениям и событиям, это принципиальность, оптимизм. Существенной особенностью черт характера является устойчивость их проявления в различных ситуациях.

Существуют следующие типы темперамента: холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический. К холерикам относят энергичных, вспыльчивых, «страстных» людей. Меланхоликами назывались робкие, нерешительные, грустные; флегматиками – медлительные, спокойные, холодные. К сангвиникам причисляли горячих, подвижных, веселых, живых людей.

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения Знаний Умений Навыков. Способности не приобретаются человеком в готовом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируются в жизни и деятельности.

Талант-это совокупность способностей человека, которая не только приводит деятельность к успешному результату, но и определяет оригинальностью этой деятельности.

11. Психологические обеспечение физической, технической и тактической подготовки спортсмена

В структуру психологического обеспечения физической подготовки входят:

специальные знания, физические качества, методы воспитания физических качеств. Формирование понятий и представлений о физических качествах – это процесс осознания физических качеств, который является неотъемлемой частью воспитания физических качеств. В основе осознания находится акт превращения структурных элементов каждого физического качества в факт сознания.

В психологии спорта существует несколько требований к осуществлению процесса осознания.

1.Объекты познания должны быть четко выделены в каждом качестве (быстрота, ловкость, сила, элементы)

2. Характер важнейших элементов физических качеств должен быть ясен (скоростно-силовые; на выносливость; требующие проявления ловкости; с комплексным проявлением физических качеств.)

3. Сосредоточение внимания на отдельных элементах физического качества ( (величина напряжения отдельных мышечных групп, продолжительность усилия, быстрота смены напряжений и расслабления и т.п.)

4. Поиск дополнительных ориентиров при овладении структурой конкретного физического качества (требование повышает точность воспроизведения заданных проявлений конкретного физического качества)

5. Использование самоприказов для максимального проявления физических качеств (создает мощные внутренние стимулы, способствуя тем самым максимальному проявлению физических качеств и повышению физической работоспособности).

Структура психологического обеспечения технической подготовки спортсмена: специальные знания; специальные умения и навыки; образы движений и действий.

Уровень спортивного мастерства находится в определенной зависимости от богатства приобретенных понятий о технике двигательных упражнений. Двигательные представления – это образы движений и действий спортсмена, обеспечивающие решение конкретной двигательной задачи. Двигательный навык – это целостное, сознательное, автоматизированное действие, доведенное в процессе упражнения до определенного уровня совершенства, выполняемое точно, экономично, с высоким качественным и количественным результатом Двигательные умения – это усовершенствованные способы выполнения действий, основанные на полученных знаниях и опыте. Умения требуют творческого использования знаний и навыков в разнообразных, не стандартных условиях спортивной деятельности. Двигательная реакция – это осознаваемое двигательное действие в ответ на определенный сигнал.

Особенности психических процессов в осуществлении технической подготовки спортсменов включают

1.Особенности ощущений. Техника физических упражнений связана с ощущениями, основными из которых являются мышечно-двигательные, вестибулярные, осязательные, органические, зрительные, слуховые, следует выделить: ощущение прикосновения; ощущение давления (помогает определить силу хвата в тяжелой атлетике, гимнастике и т.п.); ощущение вибрации (помогает «слить» свои движения со спортивным снарядом).

Существуют болевые ощущения в мышцах, суставах, ощущения свободы и легкости сокращения мышц. Зрительные и слуховые ощущения помогают осмыслить особенности действия, выделив в нем наиболее существенные моменты.

2. Особенности восприятия Восприятие движений при выполнении спортивного действия отражает различные особенности и свойства этого действия (характер, форма, амплитуда, направление, усилие, продолжительность, скорость, положение).

Восприятие времени имеет большое значение, так как отражает длительность, скорость, последовательность, темп и ритм движений. В основе восприятия темпа лежит последовательная смена мышечно-двигательных ощущений, так как темп определяет быстроту, с которой одно движение сменяется другим.

3. Особенности внимания и памяти. В технической подготовке спортсмена внимание выполняет организующую, координирующую, контролирующую, регулирующую и стимулирующую функции.

В структуру тактического действия входят: восприятие спортивной ситуации;

умственное решение тактической задачи; психомоторная реализация тактической задачи, интуиция.

Большую роль играет сенсомоторная координация, быстрота и точность действия.

Интуиция – протекание процессов мышления в свернутой неосознанной форме, когда осознается лишь конечный результат мыслительного процесса.

Антиципация – предвосхищение действия противника. При планировании тактических действий необходимо соблюдать условия: уяснить для себя цели и задачи соревнования

-проанализировать сильные и слабые стороны тактической, технической, физической, психологической подготовки противника, учесть все условия предстоящего соревнования

-осознанно прогнозировать трудности и препятствия, с которыми возможно придется встретиться, продумать средства и приемы, необходимые для достижения успеха, составить запасной план тактических действий с учетом возможных изменений в ходе соревнованию.

Реализация тактического плана предполагает уяснение тактического замысла противника, применение приемов, целей, которыми замаскирован собственный тактический план действий, непрерывное решение частных тактических задач, возникших в ходе борьбы.

12. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

Успешное выступление в соревнованиях зависит не только от высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, но и от его психологической готовности. Спортсмену необходимо психологически готовиться к определенным условиям спортивной деятельности. Психологические особенности соревнований, закономерности, причины и динамика предсоревновательных состояний определяют высокие требования к психике спортсмена. Следовательно, организация психологической подготовки к соревнованиям должна быть направлена на формирование свойств и качеств личности и психических состояний, которыми всегда обусловлена успешность и стабильность соревновательной деятельности. Ее целью необходимо считать адаптацию к соревновательным ситуациям, совершенствование и оптимизацию реактивности отражения и ответной реакции на специфичные экстремальные условия деятельности. Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитательной и идейной работой со спортсменами. Особенно это относится к формированию идейной убежденности, воспитанию свойств личности. В программу психологической подготовки должны быть включены мероприятия, направленные на формирование спортивного характера.

Спортивный характер – это важный элемент успешного выступления в соревнованиях, где он по-настоящему проявляется и закрепляется. Но формируется он в тренировочном процессе. Основные критерии спортивного характера — стабильность выступления, улучшение результатов о соревнования к соревнованию, лучшие результаты, чем в период предварительного выступления. Психологическая готовность спортсмена к соревнованиям определяется спокойствием, уверенностью, боевым духом, боевой уверенностью. Методы- беседы и лекции, беседы с другими людьми при спортсмене, внушенный отдых, внушенный сон, аутотренинг, размышление и рассуждение. Система специальной психологической подготовки включает: сбор информации о предполагаемых условиях предстоящего соревнования, содержание и характер информации. Определение и формулировку соревновательной цели, формирование и актуализацию мотивов участия в соревнованиях, вероятностное программирование, саморегуляцию неблагоприятных внутренних состояний своеобразным ритуалом предсоревновательного поведения, сохранение и восстановление нервно-психической свежести.

13. Психология спортивного травматизма

Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по технике безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить. В основе травматизма лежать психологические причины.

Причина любой травмы находится в голове у спортсмена и чаще всего причина травмы находится в психологическом состоянии человека (излишняя утомляемость, изменение напряженности, боязнь проигрыша и стремление доказать себе и тренеру свои способности).

В процессе реабилитации используются следующие приемы — визуальные — ускорение процесса выздоровления, процессы заживления травмы спортсмен может ускорить.

Позитивное мышление — это концентрация на позитив.

К психологическим методам восстановления спортсмена можно отнести: психолого-педагогические методы, учитывающие индивидуальность каждого спортсмена, его эмоциональный уровень и степень контактности, обеспечение психологической разгрузки и полноценного отдыха, а также специальную регуляцию психического состояния — регуляцию сна, сеансы гипноза, аутотренинг, приемы мышечной релаксации.

Предупреждение спортивного травматизма основано на принципах профилактики повреждений с учетом особенностей отдельных видов спорта. Кроме общих организационно-профилактических мер обеспечения безопасности на учебно-тренировочных занятиях и спортивных соревнованиях в отдельных видах спорта существуют меры профилактики спортивного травматизма, присущие только данному виду спорта.

14. Основы психорегуляции и психогигиены в спорте

Психорегуляция в спорте – это комплекс мероприятий, направленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего полной регуляции его потенциальных возможностей. Основой такого состояния служит оптимальное соотношение рабочей и восстановительной систем организма. В любой момент с доминирующей функциональной системой, которая обеспечивает ту или иную деятельность человека или поддерживает его состояние, конкурирует другая из представленных систем. Конкурирующую называют субдоминантной. Если спортсмен выполняет какое-то определенное задание на тренировке, то это процесс обеспечивается доминированием эрготропной системы. Однако в это же время субдоминантная трофотропная система делает все возможное, чтобы организм не перерасходовал свою энергию. Методы психорегуляции разработаны в достаточном количестве.

Выделяют 2 группы методов

1-гетерорегуляционные — вербальные (беседа, убеждение, приказ, внушение)

2-ауторегуляционные – утомление, избыточное нервно-психическое напряжение.

Психогигиена спорта – это область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья спортсменов. Главная ее задача – обеспечение психического здоровья спортсмена, что тесно связано с психологией личности спортсмена, психологией спортивного коллектива, психорегуляцией, психопрофилактикой и психотерапией.

Научно-практические исследования показывают, что психические расстройства в спорте связаны, в основном, со снижением уровня работоспособности.

С целью восстановления психической работоспособности психогигиена существуют ряд специальных методов.

1. Внушение в состоянии бодрствования (ему объясняются причины его неудач и рекомендуют доступные варианты их оперативного преодоления.)

2. Гипносуггестия (формирование у спортсмена (с помощью слов) особого сноподобного состояния, в котором процессы восстановления будут протекать намного эффективнее, чем во сне или в состоянии бодрствования.)

3. Аппаратурные методы (применение словесных методов в некоторых случаях бывает недостаточно).

В целях психопрофилактики и психогигиены в спорте используются различные психофармакологические средства. Целесообразность их использования объясняется тем, что основное действие этих препаратов помогает нормализовать психовегетативные реакции; они значительно повышают физическую и умственную работоспособности. Психофармакологические средства делятся на пять групп: транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы, адаптогены .

15. Методы саморегуляции, применяемые в спортивной деятельности

Саморегуляция – самостоятельное целенаправленное и организованное изменение психологического состояния человека.

Методы саморегуляции;

1-нервно-мышечная релаксация – перечень упражнений, состоящих из периодов произвольного сокращения и быстро чередующихся за ним максимального расслабления определенной мышечной группы.

2-идеомоторная тренировка – планомерное сознательно повторяемое активное представление и ощущение освоеваемого спортивного технического навыка. Метод может повысить мышечную выносливость, спортивную работоспособность, регулирует эмоциональное состояние спортсмена перед соревнованием.

3психорегулирующая тренировка-регуляция психического состояния — представляет собой вариант аутогенной тренировки, адаптированной к условиям занятия спортом, она адресована людям, хорошо владеющим релаксацией (расслаблением) мышц, практически здоровым, уделяющим внимание развитию координации движений. Ее задача – управление уровнем психического состояния.

4психомышечная тренировка — направлена на совершенствование двигательных представлений за счет сосредоточения внимания и обеспечение сознательного контроля движений. Выделяют 4 ступени периода к расслаблению и от него к активизации: общая перестройка и гармонизация состояния, целенаправленная психологическая регуляция, общее расслабление мышц тела, активизация, обусловленная характером деятельности.

Аутогенная тренировка впервые была предложена австрийским врачом Шульцем, она определяется последовательным самовнушением чувства тепла и тяжести в конечностях, чувства тепла в области солнечного сплетения, сердца, ощущения приятного прохладного прикосновения ко лбу. Все это способствует расслаблению, снятию нервного напряжения, может решать задачи, связанные с самонастройкой, преодолением неуверенности и страха, концентрация внимания.

5- метод сенсорной репродукции — это мысленное представление различных образов, человек мысленно перемещает себя.