Психолого-педагогическая помощь спортсмену на различных этапах спортивной карьеры

13

Лекция 14

  1. Особенности психолого-педагогической помощи па этапе начальной спортивной специализации.
  2. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта.
  3. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе кульминации спортивной карьеры.
  4. Особенности психолого-педагогического сопровождения на заключительном этапе спортивной карьеры и после ее окончания.
  5. Общие эффекты психолого-педагогического сопровождения спортивной карьеры.

1. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе начальной спортивной специализации.

Начало спортивной специализации чаще всего приходится на младший школьный возрасте, ранний или средний подростковый возраст, реже — в дошколь­ные годы. Чем младше юные спорт­смены, тем менее самостоятельно и осознанно их решение заниматься спортом вообще и избранным его ви­дом, в частности. Обычно решение при­нимается взрослыми — родителями, учи­телем физкультуры или тренером, ко­торый пригласил заниматься, а юный спортсмен лишь следует ему. Соответ­ственно, по мере взросления доля са­мостоятельной мотивации (собствен­ного интереса к избранному виду спор­та) повышается.

Юные спортсмены приходят в спорт либо не имея почти никаких ис­ходных представлений о нем, либо об­ладая весьма односторонними и иска­женными представлениями. Многие в связи с этим не в состоянии оценить правильность выбора вида спорта, а, кроме того, переживают в разных ва­риантах «обман ожиданий».

Начальный этап спортивной карьеры связан с ов­ладением основами тренировочной и соревновательной деятельности в из­бранном виде спорта. Спортсмены зна­комятся с азами технической и физи­ческой, а затем и тактической подго­товки, участвуют в первых соревнова­ниях.

В тренировочном процессе воз­никает немало психологических труд­ностей:

  • трудно быть сосредоточенным в течение всего занятия;
  • трудно пони­мать некоторые указания тренера;
  • труд­но переключаться с игры на работу учебного характера;
  • трудно преодоле­вать усталость и выполнять до конца все задания тренера, включая и те, ко­торые не очень нравятся спортсмену и т.п.

Когда что-то не получается, часто возникает желание избежать дальней­ших повторений или наоборот, повто­рять бездумно, закрепляя ошибки.

4 стр., 1857 слов

Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями

... этой школы -- родители этих детей) способствуют мотивации активной деятельности учеников. Анализируя современную ситуацию в России в сфере социально- педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, можно выделить инновационные направления в ...

И то, и другое не только замедляет процесс обучения, но и может стать причиной появления психологических барьеров. В ряде слу­чаев психологические барьеры на дан­ном этапе обусловлены неправильным выбором вида спорта, отсутствием у спортсмена необходимых склонностей и задатков.

Первые соревнования становят­ся важнейшей проверкой для спортсме­на:

  • тренер проверяет его (как держит­ся, как реагирует на ситуацию и ее из­менения и т.д.),
  • спортсмен проверяет сам се­бя (нравятся ли ему соревнования, мо­жет ли он быть лучше других и пр.).
  • спортсмен узнает, что соревнования — это нечто особое в спорте, совсем непохожее на тренировки. Соревнованию свойственна особая атмосфера, осо­бое волнение, особая значимость ре­зультата. Поэтому «проверка соревно­ванием», где юный спортсмен приобре­тает первый опыт успехов и неудач, становится важнейшей составной ча­стью его адаптации к требованиям ви­да спорта в целом.

Большое значение для успешно­сти адаптации спортсмена на началь­ном этапе спортивной карьеры имеет поддержка трене­ра, родителей, а также благоприятная атмосфера в спортивной группе. У то­го, кто получил от тренера оценку «не­перспективного» повышается риск стать «изолированным» в спортивной группе.

Такое положение юного спортсмена способст­вует возникновению и закреплению са­мых различных психологических барье­ров, включая страх соревнований, бо­язнь тренера, боязнь насмешек това­рищей и т.п., и нередко ведет к уходу из группы.

Юному спортсмену приходится преодо­левать трудности не только в спорте. Кризис начала спортивной специализа­ции часто совпадает с возрастными кризисами: «кризисом первоклассника» или началом подрост­кового кризиса. И если этого не учитывать, то вероятность успеш­ного начала спортивной карьеры су­щественно снижается.

В связи с этим при планировании психолого-педагогической помощи на этапе на­чальной спортивной специализа­ции необходимо учесть как специфику самого этапа, так и особенности воз­растного развития спортсменов в дан­ный период.

Целью психолого-педагогического со­провождения спортивной карьеры на данном этапе является помощь юному спортсмену в преодолении кризиса начала спортив­ной специализации, а именно — в первичной адаптации к требованиям спортивной деятельности и из­бранного вида спорта.

Задачи психолого-педагогической помощи:

а) в тренировочном процессе:

  • помощь в овладении необхо­димыми двигательными умениями и навыками, развитии двигательной обу­чаемости;
  • помощь в развитии спортивно-важных качеств — двигательных и пси­хических;
  • помощь в овладении правила­ми соревнований, основами спортив­ной этики и тактики вида спорта;
  • формирование специальной мотивации, «за­крепляющей» спортсмена в спорте;

б) в соревнованиях:

  • помощь в формулировании со­ревновательных целей и общей уста­новки на выступление;
  • формирование адекватного от­ношения к соревнованиям, успеху и неудаче;

в) в решении проблем СК:

  • уточнение правильности выбо­ра вида спорта;
  • помощь юному спортсмену в налаживании контакта с тренером и товарищами по спортивной группе;

з) в решении жизненных про­блем:

  • помощь в подготовке или адап­тации к школе и новому общему режи­му жизни.

Для решения этих задач нужно выбрать базовую модель психологической помощи. Незрелость и неопытность юных спортсменов для большинства тренеров является основанием для выбора на данном этапе модели «Замещение». В соответствии с этим применяются субъектно-объектная технология обучения и авторитар­ная (реже — либеральная) технология воспитания. Однако эта модель фактически нацеле­на не на помощь спортсмену в разви­тии, а на помощь самому тренеру в се­лекции спортсменов по принципу: кто справится, тот и останется, а осталь­ные пусть уходят. С психолого-педагогической точ­ки зрения этот подход имеет ряд де­фектов:

8 стр., 3731 слов

Этапы – условное деление педагогического процесса, которое отражает ...

... (ОРУ, ДУ, упражнения с предметами); дозированная ходьба, прогулки (до 4—5 км); спортивные и подвижные игры; лыжные прогулки; трудотерапия. Используется также лечебный массаж: сзади — сегментарный ... в мышцах. 3. Повышение концентрации лактата в крови наблюдается практически при любой спортивной деятельности, однако степень возрастания концентрации лактата в значительной мере зависит от характера ...

Во-первых, поставленный в по­зицию «объекта» педагогических воз­действий воспитанник не имеет возможность полностью раскрыться. Поэтому нет гарантий, что останутся именно лучшие с позиции перспектив спортивной карьеры. Известно, что легче адаптируются бойкие, со­образительные и более «толстокожие дети». Однако бойкость и сообразительность — не единственное, что нужно для успешной спортивной деятельности. Более чувствительные дети (это важно во многих ви­дах спорта), чаще уходят из секции или «терпят» педагогический авторитаризм, приобретая при этом массу страхов, из-за которых спорт становится не в радость.

Во-вторых, такой «естественный отбор» спортсменов отражает не педагогичность позиции тренера. Ведь важно, чтобы на этом этапе юный спортсмен получал удовольст­вие от спорта, пробовал себя в трени­ровке и соревнованиях, приобретал спортивный и жизненный опыт, пытал­ся делать из него выводы. Другими словами, пытался бы максимально ис­пользовать ресурсы спорта в собственно­м личностном развитии — физическом, интеллекту­альном, духовном.

Учитывая данные причины, необходимо создать специаль­ные психолого-педагогические условия, главное из которых — от­ношение к юному спортсмену как к субъекту собственного развития. Это предполагает использование тренером мо­дели «Мобилизация» и соответствую­щие ей субъектно-субъектную техноло­гию обучения и демократическую тех­нологию воспитания. Это труднее для тренера, но лучше для спортсмена.

Важнейшими условиями эффек­тивного педагогического взаимодействия являются:

  • открытость тренера для обще­ния с юными спортсменами и их роди­телями;
  • создание благоприятной атмо­сферы в спортивной группе, где на данном этапе дружественность должна преобладать над конкурентностью;
  • стимулирование юных спорт­сменов к самостоятельности в сочета­нии с готовностью в любой момент прийти им на помощь;
  • введение справедливых груп­повых норм как основы дисциплины и порядка на занятиях;
  • закрепление успехов и любых положи­тельных проявлений личности спорт­смена;
  • осуществление обратной связи сразу после совершения ошибки вместе с корректирующими указаниями;
  • оценивать усилия и старание юного спортсмена, в той же мере, как и его результаты;
  • эмоциональность занятий.

В целом, благодаря совместным усилиям тренера и спортсмена, помо­щи родителей и спортивных друзей, юный спортсмен обретает при выходе из кризиса начала спортивной специа­лизации не только физическую, техни­ческую, но и психическую готов­ность к продолжению своей спортивной карьеры на более высоком уровне.

10 стр., 4953 слов

Уровень владения техникой спортивно-бальных танцев у спортсменов 6-7 лет

... упражнения, позволяющий достигнуть наилучшего спортивного результата. При выполнении любого упражнения помимо требований, предъявляемых правилами соревнований, спортсмены руководствуются главными критериями - ... мастерства особенно велико на начальном этапе многолетней спортивной подготовки, когда закладывается база для развития всех компонентов спортивного мастерства, и решаются такие задачи ...

Комплекс эффектов психолого-педагогической помощи на данном этапе спортивной карьеры:

  • положительная самооценка и уверенность в своих силах;
  • желание продолжать спортив­ную карьеру, основанное на интересе к спорту вообще и к избранному виду спорта, в частности;
  • уверенность в правильности вы­бора вида спорта;
  • способность юного спортсмена ориентироваться в проблемах спортив­ной жизни и решать их при поддержке тренера;
  • положительное отношение к тре­нировкам и соревнованиям;
  • доверительные отношения с тре­нером;
  • дружеские отношения в спортив­ной группе.

2. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта

Пере­ход к углубленной тренировке в из­бранном виде спорта начинается с из­менения общей установки в совмест­ной работе тренера и спортсмена, где акцент переносится на достижение спортивных результатов. Это означает постановку новых спортивных целей, увеличение количества соревнований, повы­шение их ранга.

Новые цели спортивной деятельности требуют скачка в физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, а также формирования его психической готов­ности к новым тренировочным нагруз­кам, более высокому уровню конкурен­ции в соревнованиях, более жесткому общему режиму жизни.

На данном этапе спортсмен, как правило, переходит на режим трени­ровок 5-6 дней в неделю, включая ино­гда и по две тренировки в день. Воз­растает удельный вес специальной подготовки, значительно увеличивают­ся как физические, так и психические нагрузки. Постепенно уходит в прошлое отношение к спорту как к игре, актив­ному отдыху или развлечению. Спортсмен начинает осозна­вать необходимость определенных самоограничений и «жертв» в других сфе­рах жизни, добро­вольно или под давлением тренера отказываются от других своих увлече­ний, пытаясь все внимание сосредото­чить на спорте, который постепенно выдвигается в число их наиболее важ­ных жизненных ценностей. Многие спорт­смены начинают испытывать трудности в соче­тании спорта и учебы.

Большинство спортсменов на этом этапе имеют спортивных кумиров, которым стремятся подражать. Они стремятся выполнять все задания тренера, несмотря на нередко возни­кающий страх «не выдержать нагрузку» или «не восстановиться к следующему занятию».

Тренеру также хочется, чтобы спортсмен скорее начал оправды­вать возложенные на него надежды. Поэтому часты случаи форсирования спортивной под­готовки, что резко уве­личивает вероятность травм, перетре­нировок, неврозов. Спортсменам приходится приобретать новый спортивный опыт, связанный с лече­нием и последующей реабилитацией.

В соревнованиях спортсмена ожи­дает новый, более высокий уровень конкуренции, к которому сразу трудно адап­тироваться. Опыт поражений повышает для спортсмена значимость спе­циальной психологической подготовки к соревнованиям, появляется интерес к самоконт­ролю и саморегуляции психических со­стояний.

На этапе углубленной тренировки спортивной карьеры со­храняется тенденция к доминированию мотивации в системе психологических обусловленных причин спортивного результата. Однако мотивация приобретает типично «карьерный» характер: установ­ка на избежание неудачи сменяется преобладанием мотивации достижения успеха.

6 стр., 2701 слов

14.Этапы возникновения психических и поведенческих расстройств

... негативное воздействие на мозг (прямое или токсическое), но ведущую роль на этом этапе начинают играть социально-психологические факторы: характер отношений с родителями и сверстниками Первая и ...

Вместе с тем, по сравнению с пре­дыдущим этапом, несколько возраста­ет значение спортивно-важных качеств и индивидуального стиля деятельности. Среди психических качеств повышает­ся роль волевых, а из компонентов сти­ля деятельности постепенно складываются:

  • избира­тельное отношение к соперникам;
  • коронные технические и тактические при­емы;
  • предстартовый ритуал;
  • опре­деленный характер взаимодействия с тренером в тренировке и соревнованиях.

Источниками психических нагру­зок для спортсменов все чаще становят­ся взаимоотношения с другими людь­ми. К таким источникам можно отнести: давление авторитарного тренера, изменения в отношениях с родителями (кото­рые могут быть недовольны, например, тем, что спортсмен стал хуже учиться), изменение взаимоотноше­ний в спортивной группе (возрастает уровень конкурентности, т.к. все озабо­чены достижением спортивных результатов и повышением своего авторите­та в группе).

Подростки-спортсмены, по сравне­нию с неспортсменами, имеют больше возможностей для самоутверждения, но одновременно и больше проблем, так как должны выдерживать более высокие нагрузки.

Эмоциональная неуравнове­шенность и плохая переносимость мо­нотонной работы, свойственная подростковому возрасту, затрудняют форми­рование необходимой в соревнованиях психической устойчивости, а стремле­ние самоутверждаться за счет других людей ведет к конфликтам и т.п.

Все это обусловливает необходимость более широкой психо­лого-педагогической помощи, чем на начальном этапе спортивной карьеры.

Целью психолого-педагогического со­провождения на данном этапе является помощь спортсмену в адап­тации к новым требованиям и преодо­лении кризиса перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта. Эта цель может быть конкретизирована в виде следующих задач:

а) в тренировочном процессе:

  • помощь в адаптации к новым нагрузкам;
  • помощь в обновлении и пере­стройке технического арсенала;
  • помощь в формировании пси­хологических детерминант спортивно­го результата: мотивации достижения успеха, спортивно-важных качеств, индивидуального стиля деятельности;

б) в соревнованиях:

  • помощь в повышении надеж­ности соревновательной деятельности и достижении стабильно высоких спор­тивных результатов;

в) в решении проблем спортив­ной карьеры общего плана:

  • помощь в сочетании спорта и учебы, спорта и других увлечений;
  • помощь в завоевании автори­тета в спортивной группе (команде);

г) в решении жизненных про­блем:

  • помощь в реализации «чувства взрослости» спортсмена.

Помощь на дан­ном этапе должна компенсировать неопытность спортсмена в решении но­вых для него проблем спортивной карьеры по прин­ципу «помощи в личностном росте и развитии».

Чтобы выйти из кризиса перехо­да к углубленной тренировке и полно­стью адаптироваться в своем виде спорта, спортсмен должен обрести богатый спортивный опыт, который в дальнейшем мог бы послужить осно­вой формирования его спортивной зрелости на этапе кульминации спор­тивной карьеры.

Зрелость обретается личностью самостоя­тельно, поэтому, если на этапе начальной спортивной подготовки тренер все же использовал базовую мо­дель «Замещение», то совер­шенно необходимо перейти к модели «Мобили­зация» и соответствующим ей техноло­гиям воспитания и обучения. Это тем более важно, учитывая возрастные особенности подростков — быстро прогрессирующее интеллек­туальное развитие, стремление к общению «на равных».

9 стр., 4498 слов

Этапы исследования методом наблюдения

... методы экспериментального исследования на три группы. Группа методов структурного анализа, с помощью которых выделяется и анализируется структура изучаемого психического процесса или явления. ... используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты. Личностные тесты Метод лестницы или лэддеринг — метод опроса, применяемый в маркетинговых ...

Направления психолого-педагогической работы тренера предполагают:

  1. Обучение спортсменов самодиаг­ностике (т.е. самонаблюдению, само­контролю, самоанализу и самооценке), приема­м психической саморегуляции и самовоспитания, что способствует повышению об­щей психологической компетентности. Психолого-педагогическое просвещение и тренинги должны стать на данном эта­пе систематическими.
  2. Профилактика в тренировоч­ных занятиях неблагоприятных психических состояний: монотонии, психического и эмоционального пресыщения, состояний «угрозы от­каза», «мертвой точки» и др., снижающих функциональные воз­можности организма. Важно форми­ровать у спортсменов установку на их преодоление, используя приемы само­организации и самомобилизации воле­вого усилия.
  3. Профилактика хронических пси­хических перенапряжений и травматиз­ма предполагает тщательное планирование тренером нагрузок и разумную органи­зацию процесса восстановления спортсменов. В противном случае под угрозой оказываются достигнутые результаты и дальнейшие перспективы спортивной карьеры спортсмена.
  4. Поддерживание у воспитанников не только спортивной мотивации, но и мотива­цию учения, и мотивацию хобби — т.е. всего, что содействует комплексному личностно­му росту. Нередко спорт становит­ся важнейшей ценностью для подрост­ка только потому, что спортсмен чувст­вует себя неудачником в других сфе­рах жизни (плохо учится, конфликтует с учителями и родителями, непопуля­рен у сверстников противоположного пола или в значимой для него группе).

    В такой ситуации спортсмен намеренно и чрезмерно усиливает самоограничения. Это способствует усилению мотивации до­стижения успеха и может на какое-то время (на уровне юношес­кого спорта) дать хорошие резуль­таты. Однако в спорте высших достижений все большее значение бу­дет приобретать не только сугубо спор­тивный, но и общий жизненный опыт, зрелость человека как личности и ин­дивидуальности.

  5. Сохранение успешного взаимодействия в треугольнике: «тре­нер — спортсмен — его родители». Несо­гласованность установок родителей и тренера, напряженные отношения в семье являются значительными психиче­скими нагрузками для подростка. Ро­дители, которые еще недавно души не чаяли в своем ребенке, теперь неред­ко фиксируются на его недостатках, видят все происходящие с подростком изменения в мрачных тонах. В этой ситуации тренер, сохраняющий объек­тивность, может существенно помочь в налаживании отношений спортсмена с родителями.
  6. Помощь в адаптации к новой ситуации в спор­тивной группе, где нарастает уровень соперничества и постепенно выделя­ются лидеры и ведомые. Это законо­мерное явление, связанное с усложне­нием задач, стоящих перед отдельны­ми спортсменами и группой в целом.

На данном этапе для спортсмена не менее важно:

  • развитие мотивации достиже­ния успеха, но с установкой не только на результат, но и на приобретение нового соревновательного опыта (опыт — это тоже успех!);
  • формирование спортивно-важ­ных психических свойств (волевых, реф­лексивных и др.), обеспечивающих эф­фективную саморегуляцию психического состояния спортсмена в условиях со­ревнований;
  • формирование умений регули­ровать свои психические состояния, а также таких стилевых особенностей деятельности, как «избирательное отношение к сопер­никам», «предстартовый ритуал», «корон­ные технические и тактические прие­мы», «определенный характер взаимо­действия с тренером в условиях сорев­нований».

Специфической пробле­мой для подростка-спортсмена является общение — с тренером, родителями, учителями, то­варищами по команде, друзьями, свер­стниками своего и противоположного пола. Многие вопросы имеют очень личный характер, поэтому спорт­смен все больше начинает нуждаться в индивидуальном психолого-педагогическом кон­сультировании, которое помогает ему осмыслить суть различных ситуаций и принять правильные решения. Под­ростки гораздо в большей степени, чем дети, чувствительны к нюансам обще­ния: не только к тому, что говорится, но и как говорится. Не­гативные оценки личности, а не дейст­вий, неприятные прозвища, унизитель­ные наказания и прочее подростки вос­принимают очень болезненно. Поэтому важно перейти к уважительному об­щению «на равных», но не только вне тре­нировок (это легче), но и в самих тре­нировках тоже, иначе доверия со стороны спортсмена не будет.

15 стр., 7282 слов

Психолого-педагогические особенности детей в занятии спортом

... литературы Приложения ВВЕДЕНИЕ Тех, кто когда-то начал заниматься спортом, гораздо больше, чем тех, кто сделал карьеру спортсмена. Очевидно, спортивная деятельность является достаточно трудной, и владение ею ... свою спортивную карьеру, то мы получим совсем невысокий процент. По статистике из общего числа занимающихся спортом всего от 0.2% до 0.5% становятся профессиональными спортсменами. На ...

Комплекс эффектов психолого-педагогической помощи на данном этапе спортивной карьеры:

  • положительная самооценка и уверенность спортсмена в своих силах;
  • мотивация достижения успеха;
  • усиление спортивного характе­ра за счет волевых качеств;
  • формирование стилевых осо­бенностей, относящихся к выступле­нию в соревнованиях;
  • овладение приемам саморегу­ляции психических состояний;
  • умение анализировать свой спортивный опыт;
  • повышение психической наде­жности в соревнованиях, а значит, и стабильности выступлений;
  • повышение самостоятельности, организованности, внутренней дисцип­лины, позволяющих спортсмену успеш­но сочетать спорт и учебу, спорт и дру­гие увлечения.

3. Особенности психологической помощи на этапе кульминации спортивной карьеры

Кульминация спортив­ной карьеры предполагает пе­риод выступлений спортсмена в спор­те высших достижений и в профессио­нальном спорте. Типичные признаки всего этапа кульминации СК: превраще­ние спорта в главное дело жизни; фак­тическое слияние спортивной карьеры с профессиональной и жизненной карьерой в целом.

Это большая и неоднородная часть спортивной карьеры включает три кризиса-перехода:

  • переход в спорт высших дос­тижений;
  • переход из юношеского спорта во взрослый спорт;
  • переход в профессиональный спорт.

Кризисы перехода в спорт выс­ших достижений и перехода во взрос­лый спорт являются самыми трудными для спортсменов. Вступая в эти кризи­сы молодыми и подающими надежды, они должны выйти из них зрелыми спортсменами, составляющими спор­тивную элиту в своем виде спорта. Од­нако в элиту, естественно, попадают далеко не все. Именно по успешности преодо­ления этих двух кризисов спортсмены и разделяются на:

  • представителей спор­тивной элиты с перспективой выступ­лений в профессиональном спорте;
  • спортсменов среднего уровня, которые постепенно переходят к заключитель­ному этапу своей спортивной карьеры.

Повышение уровня притязаний спортсмена и новые более высокие цели, которые он ставит перед собой, требуют огромных ресурсов. Спортсмен переходит на режим тре­нировок 6-7 раз в неделю, включая двух-трех разовые тренировки в день. Чтобы выдержи­вать такие нагрузки, нужна продуман­ная система восстановления. Закономерно возрастают число и степень самоограничений в других сфе­рах жизни.

5 стр., 2367 слов

Социальная адаптация спортсменов после завершения спортивной карьеры

... спортсменов облегчает: — осознанный подход к концу спортивной карьеры, наличие реальных планов на ближайший период жизни; — выбор профессии в сфере физической культуры и спорта; — психологическая поддержка и помощь ... лет. Спортивная деятельность ребенка и для родителей, и для него самого становится доминирующей, приоритетной, весь ритм жизни подчиняется тренировочному ре­жиму. На первом этапе, как ...

Чтобы побеждать в соревнова­ниях высшего уровня, необходим каче­ственно новый уровень подготовлен­ности. Нужно «иметь свое лицо», свой спортивный стиль: эффективный по результатам, субъективно удоб­ный для спортсмена и привле­кательный внешне, что помогает спорт­смену завоевывать симпатии болель­щиков, судей, специалистов. Спортсмен решает эту сложней­шую комплексную проблему, используя свой собственный опыт, опыт тренера, опыт других спортсменов, обращается к специальной литературе, занимается самообразо­ванием. Повышается роль обще­культурных знаний: экономики, права, искусства, философии, психологии, ос­нов медицины и т.п., которые помогают спортсмену быстрее адаптироваться в мире профессионального спорта.

Этап кульми­нации — это этап максимальных личных достижений спортсмена, которые обес­печиваются «пиками» в развитии всех психологических факторов спортив­ного результата: мотивации, спортив­но-важных качеств и индивидуального стиля деятельности при относительном «выравнива­нии» величин их вклада.

Целью психолого-педагогического со­провождения на этапе кульмина­ции спортивной карьеры является помощь спортсменам в преодолении кризисов перехода в спорт высших достижений, взрослый спорт и затем — в профессиональный спорт. В достижении данной цели решаются следующие задачи:

а) в тренировочном процессе:

  • помощь в поиске индивидуаль­ного пути в спорте;

б) в соревнованиях:

  • помощь в выборе психологиче­ских стратегий выступления в сорев­нованиях в зависимости от их значи­мости для спортсмена;

в) в решении проблем СК обще­го плана:

  • помощь в формировании адек­ватного отношения к соперникам;
  • помощь в создании личностно­го «имиджа», помогающего завоевать авторитет и популярность;
  • помощь в формировании адек­ватного отношения к славе;

г) в решении жизненных про­блем:

  • помощь в согласовании спор­тивных целей и других жизненных це­лей и интересов (например, профес­сионального самоопределения, созда­ния собственной семьи).

Особенности психолого-педагогической помощи спортсмену на этапе кульминации:

1) По сравнению с преды­дущим этапом возрастает значение психологического просвещения, психотренингов и психокоррекции, особенно в начале данного этапа, когда идет самый «острый» период адапта­ции к спорту высших достижений и взрослому спорту.

8 стр., 3757 слов

Общее представление о взаимосвязи спортивного отбора с этапами ...

... для ориентации подготовки спортсмена на очередном этапе многолетнего совершенствования. Высокая тренируемость не является гарантией достижения высоких спортивных результатов. Спортсмены, остро реагирующие на ... продолжения спортивной карьеры Сохранения высшего спортивного мастерства.   Постепенного снижения достижений. Информация о состоянии здоровья одинаково важна для каждого из этапов отбора. ...

2) На протяжении всего этапа все виды психолого-педагогической по­мощи реализуются только на индивидуальном уровне.

3) По мере обретения спортсме­ном спортивной и личностной зрело­сти, помощь со стороны исчерпывает себя и сменяется самопомощью спортсмена (при условии использования тренером на предыдущих этапах спортивной карьеры модели «Мобилизация»).

4) Спортсмен стано­вится компетентным «заказчиком» психо­лого-педагогической помощи, самостоятельно определяя, что ему нужно, а что нет. Ранее спортсмен верил тренеру, что ему это необходимо, а теперь он сам в этом уверен.

Особое место в спорте высших достижений занимает психологическая подготовка к соревнованиям. Учитывая напряженный календарь и многоступенчатую систему отбора для участия в наиболее престижных турни­рах, полезным может быть учет раз­личных психологических страте­гий выступления в соревнованиях.

Первая — стратегия надежной реализации уровня подготовлен­ности. Основная установка — показать ре­зультат, к которому спортсмен в дан­ный момент объективно готов (т.е. луч­ший тренировочный результат).

Для ее реализации нужно выделить (в связи со спецификой вида спорта и конкрет­ными условиями предстоящего соревнования) те факторы, которые для дан­ного спортсмена могут стать причиной срыва и специально предусмотреть меры их нейтрализации.

Особенности тренерской помощи во время со­ревнования:

  • помощь в контроле за со­ревновательной ситуацией в целом;
  • блокировка внешних раздра­жителей, мешающих сосредоточению;
  • обеспечение обратной связи спортсмену по поводу его состояния и поведения;
  • социальная поддержка.

Вторая — стратегия экономно­го расходования сил. Она избирается при относительно невысокой значимос­ти соревнований (например, в предвари­тельных стартах), когда нужно сберечь силы для финала или ближайшего бо­лее крупного турнира. Основная установка — показать результат, минимально необ­ходимый для выхода в финал или про­хождения данной ступени отбора к глав­ным соревнованиям сезона. Показани­ями к ее применению также могут быть неблагоприятное состояние спортсме­на накануне соревнований (утомлен, не совсем здоров) или специальная за­дача опробовать в турнире новые эле­менты, комбинации, тактические прие­мы и т.п.

Особенности тренерской помощи во время со­ревнования:

  • организация отдыха спорт­смена;
  • социальная поддержка.

Третья — стратегия вскрытия дополнительных резервов с целью достижения победы. Основная установка — показать рекордный для себя резуль­тат на данный момент, превосходящий все тренировочные, или даже и все прежние соревновательные результа­ты.

Особенности тренерской помощи во время со­ревнования:

  • блокировка внешних раздра­жителей, мешающих сосредоточению;
  • помощь в учете (или целенаправленном формировании) психологического контекста соревновательной борьбы в конкретном турнире при достижении со­ревновательной цели;
  • социальная поддержка.

Еще одна проблема, прямо свя­занная с соревнованиями, но вместе с тем, имеющая и более широкое значе­ние — отношение спортсмена к соперни­кам. Спортивные отношения соперниче­ства тесно переплетаются с межличностными, человеческими от­ношениями, причем первые обычно доминируют и оказывают влияние на вторые.

Уважение к соперникам является и важнейшей частью адекватного от­ношения спортсмена к известности, славе. «Звездная болезнь» проявляет­ся в завышенных амбициях спортсмена, которые он словами, ми­микой, общей манерой поведения, кон­кретными поступками демонстрирует другим людям. Ажиотаж вокруг спортив­ной «звезды» может оказывать сильное внушающее влияние на соперников и, в определенном смысле, помогать спортсмену. Однако постепенно это начнет ему мешать, так как не­адекватная самооценка и необъективная оценка противников прямо будут сказываться на успешности выступлений в соревнованиях. Важно для самого спортсмена — уметь извлекать из славы дополнительную мотивацию, но не допускать при этом снижения самокон­троля и адекватности самооценки.

Выход из кризисов пе­рехода в спорт высших достижений, взрослый спорт, а затем и профес­сиональный спорт связан с формиро­ванием спортивной и личностной зре­лости спортсмена, что позволяет ему достичь максимальной самореализа­ции в спорте.

Комплекс эффектов психолого-педагогической помощи на данном этапе спортивной карьеры:

  • высокая положительная само­оценка и уверенность в своих силах;
  • осознание индивидуального пу­ти в спорте и наличие перспективного плана спортивной карьеры;
  • автономность, способность к са­мопомощи и самостоятельному реше­нию проблем в спорте и жизни;
  • самобытность, оригинальность личностного «имиджа», обеспечивающе­го популярность спортсмена;
  • высокий авторитет среди сопер­ников, судей, специалистов.

4. Особенности психологического сопровождения на заключительном этапе спортивной карьеры и после ее окончания

Заклю­чительный этап спортивной карьеры — это этап подведения итогов, подготовки и перехода к новой профессиональной карьере. От того, на­сколько успешно спортсмен сумеет ре­шить все проблемы данного этапа, в значительной степени зависит его об­щая удовлетворенность спортивной карьерой в целом и успешность дальнейшей жизнедеятельности.

Заключительный этап спортивной карьеры характеризуется между двумя кризи­сами-переходами:

  • переходом от куль­минации к финишу спортивной карь­еры;
  • уходом из спорта.

Критериями начала кризиса пере­хода от кульминации к финишу спор­тивной карьеры являются:

  • Остановка в росте или снижение спортивных резуль­татов, сопровождающееся мыслями о скором уходе из спорта;
  • Колебания ре­зультативности — явление довольно типичное на протяжении всей спортивной карьеры, но на этапе куль­минации колебания сопровождаются нега­тивными изменениями в состоянии спортсмена (физическая и психическая усталость, последствия травм, болезни и др.), которые ста­новятся необратимыми.

Несмотря на опыт, зрелому спортсмену все труднее противостоять на­пору молодых и честолюбивых спортсме­нов. Спортсмен оказывается в проб­лемной ситуации: завершать спортив­ную карьеру сразу или постараться отодвинуть момент расставания со спор­том. Нежелание расставаться со спортом обусловлено разными причинами: неопределенно­стью планов и перспектив после окон­чания спортивной карьеры, неуверен­ностью в правильности своего про­фессионального выбора, а также по­требностью максимально использо­вать свой спортивный опыт, поставить «красивую точку» в своей спортивной карьере и даже «на­деждой на чудо».

Диллема, которую должен решить спортсмен:

  • найти резер­вы поддержания высоких спортивных результатов;
  • подготовиться к уходу из спорта (то есть самоопределиться с новой про­фессиональной карьерой и начать пред­варительную подготовку к ней).

Реше­ние второй задачи помогает снизить общую тревожность спортсмена и облег­чает решение первой, придавая уверен­ность в завтрашнем дне.

После завершения спортивной карьеры сугубо спортивная направлен­ность личности теряет свой смысл, и ес­ли спортсмен заранее не позаботился о новом деле жизни, она постепенно начинает разрушаться, оставляя спорт­смена без каких бы то ни было внут­ренних ориентиров с ощуще­нием «душевной пустоты». Разрушают­ся и основания самооценки. Это грозит тяжелой фрустрацией, неврозом, а ино­гда и деградацией личности.

Если же спортсмен заранее са­моопределился с новой профессией, то происходит не разрушение, а рекон­струкция мотивационной сферы, что для человека гораздо менее болезнен­но. Новые интересы, ценности, цели и т.д. помогают вчерашнему спортсмену поддерживать оптимизм и положитель­ную самооценку. Таким образом, опти­мально, если кризис завершения спортивной карьеры фактически сольется с кризисом нача­ла новой профессиональной спортсмена.

Представители спортивной эли­ты, которые завершают спортивную карьеру обычно уже в периоде средней взрослости, оказы­ваются в положении догоняющих сво­их сверстников (например, школьных товарищей или спортсменов среднего уровня, которые уже чего-то достигли в своих профессиях).

Спортсменам, кото­рые привыкли побеждать, трудно быть в аутсайдерах. Естественно, существует необходимость фор­сировать профессиональную под­готовку, максимально используя «при­обретения» спортивной карьеры на но­вом направлении жизни.

Помимо проблем в профессио­нальной сфере, встают проблемы, свя­занные с семьей, формированием но­вого круга общения, перестройкой об­раза жизни в целом. Все спортсмены отмечают наличие особого «переход­ного периода», когда процесс адапта­ции идет наиболее остро. У спортсме­нов среднего уровня его продолжи­тельность не больше 6-12 месяцев. У элитарных спортсменов он может быть длиннее. В этот период спортсмен мыс­ленно постоянно возвращается к спор­ту, подводит итоги своей спортивной карьеры.

Целью психолого-педагогического со­провождения на заключительном этапе спортивной карьеры является помощь спортсме­ну в преодолении кризиса перехода от кульминации к финишу спортивной карь­еры, а после ухода из спорта — в переходе к новой карьере и общей адапта­ции к новой жизненной ситуации. Задачи психо­лого-педагогической помощи на этапе финиша и после него можно представить следую­щим образом:

а) в тренировочном процессе:

  • помощь в выборе оптимально­го варианта тренировок, позволяющего спортсмену максимально использовать свой опыт, спортивно-важные качест­ва, индивидуальный стиль;

б) в соревнованиях:

  • помощь в поддержании высо­ких спортивных результатов;

в) в решении проблем спортив­ной карьеры общего плана:

  • помощь в подготовке к уходу из спорта;
  • помощь в подведении итогов спортивной карьеры;

г) в решении жизненных про­блем:

  • помощь в новом профессио­нальном самоопределении;
  • помощь в планировании новой профессиональной карьеры и начальной профессиональной подготовке;
  • помощь в адаптации к различ­ным аспектам новой жизненной ситуа­ции после ухода из спорта.

На заключительном этапе спортив­ной карьеры в жизни спортсмена на­растает неопределенность. Неопределенность по­вышает тревожность спортсмена, ведет к сомнениям и неуверен­ности. Спортсмен может скрывать это. Однако в этот период он более уязвим, чем на этапе своего расцвета. И его потребность в обратной связи и социальной поддержке других людей возрастает. Более того, спортсмен становится более внушаем, особенно при восприятии со­ветов и рекомендаций авторитетных для него лиц.

Главным направ­лением в поиске оптимального вариан­та тренировок и подготовки спортсме­на к соревнованиям на заключитель­ном этапе спортивной карьеры являет­ся углубленная индивидуализация, ос­нованная на учете всего опыта спорт­смена и всех сильных сторон его лич­ности.

Спортсмен «прислушивается к себе», а тренер — к спортсмену. И если они успешно сотрудничают, то именно на данном этапе приходит пора наибо­лее полной благодарности спортсмена тренеру.

На заключительном этапе спор­тивной карьеры и после ухода из спор­та спортсмен часто оказывается в трудных ситуациях, где должен прини­мать ответственные решения. В связи с этим существенно возрастает значе­ние профессионального психологического консультирова­ния. На основе психологического консультирования мо­гут решаться задачи планирования но­вой профессиональной карьеры, помо­щи в решении семейных проблем и др. Общение с психологом может быть полезным и при подведении итогов спортивной карьеры, где, в случае не­удовлетворенности спортсмена, надо помочь сформировать зрелую психо­логическую защиту.

Комплекс эффектов психолого-педагогической помощи на данном этапе спортивной карьеры:

  • удовлетворенность спортивной карьерой;
  • наличие плана новой профес­сиональной карьеры;
  • осознание ценности своей лич­ности вне социальной роли спортсмена;
  • положительная самооценка и уверенность в своих силах.

5. Общие эффекты психологического сопровождения спортивной карьеры

Спортивная карьера представляет со­бой сложное и многогранное явление. Это большая часть жизненного пути спортсмена, совпадающая с периода­ми интенсивного роста и созревания человека как индивида, субъекта, лич­ности и индивидуальности.

На каждом этапе спортивной карьеры у спортсмена появляются специфиче­ские проблемы, которые он сразу не может разрешить, но от успешности их решения зависит продолже­ние спортивной карьеры в целом.

Существующая сегодня система обучения и воспитания спортсменов должна претерпеть следующие изменения:

  • от монолога к диалогу;
  • от воздействия на спортсмена к взаимодействию с ним;
  • от «замещения» спортсмена к «мобилизации» его собственных воз­можностей и резервов развития.

Тогда на уровне развития личности спорт­смена можно прогнозировать следую­щие трансформации:

  • от психологии «объекта» к пси­хологии «субъекта», ответственного за результаты своего развития;
  • от ориентации на помощь дру­гих людей и зависимости от них к ав­тономности и самопомощи, а затем и помощи другим людям;
  • от «исполнителя» к «творцу» новых спортивных достижений, соб­ственной карьеры в спорте и жизни.

На всех этапах спортив­ной карьеры были выделены «промежуточные эффекты» психолого-педагогической по­мощи. Подводя итог, можно говорить об общих эффектах психолого-педагогического сопровождения спортивной карьеры в целом:

  • продление жизни спортсмена в спорте;
  • максимальное раскрытие воз­можностей спортсмена и на этой осно­ве обеспечение прогрессирующей ди­намики его спортивных результатов;
  • успешное преодоление кризи­сов и приобретение спортсменом опы­та использовать кризисные ситуации на благо собственного развития;
  • удовлетворенность спортив­ной карьерой;
  • положительная самооценка и уверенность спортсмена в своих силах в течение всей спортивной карьеры и после ухода из спорта;
  • успешный переход к другой профессиональной карьере с макси­мально возможным использованием всех «приобретений» спортивной карь­еры в смысле достижений в развитии спортсмена как индивида, субъекта, личности и индивидуальности.