Психолого-педагогическая помощь спортсмену на различных этапах спортивной карьеры

13

Лекция 14

  1. Особенности психолого-педагогической помощи па этапе начальной спортивной специализации.
  2. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта.
  3. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе кульминации спортивной карьеры.
  4. Особенности психолого-педагогического сопровождения на заключительном этапе спортивной карьеры и после ее окончания.
  5. Общие эффекты психолого-педагогического сопровождения спортивной карьеры.

1. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе начальной спортивной специализации.

Начало спортивной специализации чаще всего приходится на младший школьный возрасте, ранний или средний подростковый возраст, реже — в дошколь­ные годы. Чем младше юные спорт­смены, тем менее самостоятельно и осознанно их решение заниматься спортом вообще и избранным его ви­дом, в частности. Обычно решение при­нимается взрослыми — родителями, учи­телем физкультуры или тренером, ко­торый пригласил заниматься, а юный спортсмен лишь следует ему. Соответ­ственно, по мере взросления доля са­мостоятельной мотивации (собствен­ного интереса к избранному виду спор­та) повышается.

Юные спортсмены приходят в спорт либо не имея почти никаких ис­ходных представлений о нем, либо об­ладая весьма односторонними и иска­женными представлениями. Многие в связи с этим не в состоянии оценить правильность выбора вида спорта, а, кроме того, переживают в разных ва­риантах «обман ожиданий».

Начальный этап спортивной карьеры связан с ов­ладением основами тренировочной и соревновательной деятельности в из­бранном виде спорта. Спортсмены зна­комятся с азами технической и физи­ческой, а затем и тактической подго­товки, участвуют в первых соревнова­ниях.

В тренировочном процессе воз­никает немало психологических труд­ностей:

  • трудно быть сосредоточенным в течение всего занятия;
  • трудно пони­мать некоторые указания тренера;
  • труд­но переключаться с игры на работу учебного характера;
  • трудно преодоле­вать усталость и выполнять до конца все задания тренера, включая и те, ко­торые не очень нравятся спортсмену и т.п.

Когда что-то не получается, часто возникает желание избежать дальней­ших повторений или наоборот, повто­рять бездумно, закрепляя ошибки.

8 стр., 3757 слов

Общее представление о взаимосвязи спортивного отбора с этапами ...

... целесообразности продолжения спортивной карьеры Сохранения высшего спортивного мастерства.   Постепенного снижения достижений. Информация о состоянии здоровья одинаково важна для каждого из этапов отбора. Данные о телосложении, особенностях нервной ...

И то, и другое не только замедляет процесс обучения, но и может стать причиной появления психологических барьеров. В ряде слу­чаев психологические барьеры на дан­ном этапе обусловлены неправильным выбором вида спорта, отсутствием у спортсмена необходимых склонностей и задатков.

Первые соревнования становят­ся важнейшей проверкой для спортсме­на:

  • тренер проверяет его (как держит­ся, как реагирует на ситуацию и ее из­менения и т.д.),
  • спортсмен проверяет сам се­бя (нравятся ли ему соревнования, мо­жет ли он быть лучше других и пр.).
  • спортсмен узнает, что соревнования — это нечто особое в спорте, совсем непохожее на тренировки. Соревнованию свойственна особая атмосфера, осо­бое волнение, особая значимость ре­зультата. Поэтому «проверка соревно­ванием», где юный спортсмен приобре­тает первый опыт успехов и неудач, становится важнейшей составной ча­стью его адаптации к требованиям ви­да спорта в целом.

Большое значение для успешно­сти адаптации спортсмена на началь­ном этапе спортивной карьеры имеет поддержка трене­ра, родителей, а также благоприятная атмосфера в спортивной группе. У то­го, кто получил от тренера оценку «не­перспективного» повышается риск стать «изолированным» в спортивной группе.

Такое положение юного спортсмена способст­вует возникновению и закреплению са­мых различных психологических барье­ров, включая страх соревнований, бо­язнь тренера, боязнь насмешек това­рищей и т.п., и нередко ведет к уходу из группы.

Юному спортсмену приходится преодо­левать трудности не только в спорте. Кризис начала спортивной специализа­ции часто совпадает с возрастными кризисами: «кризисом первоклассника» или началом подрост­кового кризиса. И если этого не учитывать, то вероятность успеш­ного начала спортивной карьеры су­щественно снижается.

В связи с этим при планировании психолого-педагогической помощи на этапе на­чальной спортивной специализа­ции необходимо учесть как специфику самого этапа, так и особенности воз­растного развития спортсменов в дан­ный период.

Целью психолого-педагогического со­провождения спортивной карьеры на данном этапе является помощь юному спортсмену в преодолении кризиса начала спортив­ной специализации, а именно — в первичной адаптации к требованиям спортивной деятельности и из­бранного вида спорта.

Задачи психолого-педагогической помощи:

а) в тренировочном процессе:

  • помощь в овладении необхо­димыми двигательными умениями и навыками, развитии двигательной обу­чаемости;
  • помощь в развитии спортивно-важных качеств — двигательных и пси­хических;
  • помощь в овладении правила­ми соревнований, основами спортив­ной этики и тактики вида спорта;
  • формирование специальной мотивации, «за­крепляющей» спортсмена в спорте;

б) в соревнованиях:

  • помощь в формулировании со­ревновательных целей и общей уста­новки на выступление;
  • формирование адекватного от­ношения к соревнованиям, успеху и неудаче;

в) в решении проблем СК:

  • уточнение правильности выбо­ра вида спорта;
  • помощь юному спортсмену в налаживании контакта с тренером и товарищами по спортивной группе;

з) в решении жизненных про­блем:

  • помощь в подготовке или адап­тации к школе и новому общему режи­му жизни.

Для решения этих задач нужно выбрать базовую модель психологической помощи. Незрелость и неопытность юных спортсменов для большинства тренеров является основанием для выбора на данном этапе модели «Замещение». В соответствии с этим применяются субъектно-объектная технология обучения и авторитар­ная (реже — либеральная) технология воспитания. Однако эта модель фактически нацеле­на не на помощь спортсмену в разви­тии, а на помощь самому тренеру в се­лекции спортсменов по принципу: кто справится, тот и останется, а осталь­ные пусть уходят. С психолого-педагогической точ­ки зрения этот подход имеет ряд де­фектов:

10 стр., 4953 слов

Уровень владения техникой спортивно-бальных танцев у спортсменов 6-7 лет

... упражнения, позволяющий достигнуть наилучшего спортивного результата. При выполнении любого упражнения помимо требований, предъявляемых правилами соревнований, спортсмены руководствуются главными критериями - ... мастерства особенно велико на начальном этапе многолетней спортивной подготовки, когда закладывается база для развития всех компонентов спортивного мастерства, и решаются такие задачи ...

Во-первых, поставленный в по­зицию «объекта» педагогических воз­действий воспитанник не имеет возможность полностью раскрыться. Поэтому нет гарантий, что останутся именно лучшие с позиции перспектив спортивной карьеры. Известно, что легче адаптируются бойкие, со­образительные и более «толстокожие дети». Однако бойкость и сообразительность — не единственное, что нужно для успешной спортивной деятельности. Более чувствительные дети (это важно во многих ви­дах спорта), чаще уходят из секции или «терпят» педагогический авторитаризм, приобретая при этом массу страхов, из-за которых спорт становится не в радость.

Во-вторых, такой «естественный отбор» спортсменов отражает не педагогичность позиции тренера. Ведь важно, чтобы на этом этапе юный спортсмен получал удовольст­вие от спорта, пробовал себя в трени­ровке и соревнованиях, приобретал спортивный и жизненный опыт, пытал­ся делать из него выводы. Другими словами, пытался бы максимально ис­пользовать ресурсы спорта в собственно­м личностном развитии — физическом, интеллекту­альном, духовном.

Учитывая данные причины, необходимо создать специаль­ные психолого-педагогические условия, главное из которых — от­ношение к юному спортсмену как к субъекту собственного развития. Это предполагает использование тренером мо­дели «Мобилизация» и соответствую­щие ей субъектно-субъектную техноло­гию обучения и демократическую тех­нологию воспитания. Это труднее для тренера, но лучше для спортсмена.

Важнейшими условиями эффек­тивного педагогического взаимодействия являются:

  • открытость тренера для обще­ния с юными спортсменами и их роди­телями;
  • создание благоприятной атмо­сферы в спортивной группе, где на данном этапе дружественность должна преобладать над конкурентностью;
  • стимулирование юных спорт­сменов к самостоятельности в сочета­нии с готовностью в любой момент прийти им на помощь;
  • введение справедливых груп­повых норм как основы дисциплины и порядка на занятиях;
  • закрепление успехов и любых положи­тельных проявлений личности спорт­смена;
  • осуществление обратной связи сразу после совершения ошибки вместе с корректирующими указаниями;
  • оценивать усилия и старание юного спортсмена, в той же мере, как и его результаты;
  • эмоциональность занятий.

В целом, благодаря совместным усилиям тренера и спортсмена, помо­щи родителей и спортивных друзей, юный спортсмен обретает при выходе из кризиса начала спортивной специа­лизации не только физическую, техни­ческую, но и психическую готов­ность к продолжению своей спортивной карьеры на более высоком уровне.

12 стр., 5944 слов

Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров

... спорт». 2 Правовой статус спортсменов и тренеров в трудовых правоотношениях Понятие правового статуса субъекта ... спортсмена. Правовой статус работника, в том числе и спортсмена, находит свое закрепление в Трудовом кодексе РФ, нормативных актах спортивных ... спортсменов и тренеров. Объектом является законодательство регулирующее труд спортсменов и тренеров. Методологический аппарат, с помощью ...

Комплекс эффектов психолого-педагогической помощи на данном этапе спортивной карьеры:

  • положительная самооценка и уверенность в своих силах;
  • желание продолжать спортив­ную карьеру, основанное на интересе к спорту вообще и к избранному виду спорта, в частности;
  • уверенность в правильности вы­бора вида спорта;
  • способность юного спортсмена ориентироваться в проблемах спортив­ной жизни и решать их при поддержке тренера;
  • положительное отношение к тре­нировкам и соревнованиям;
  • доверительные отношения с тре­нером;
  • дружеские отношения в спортив­ной группе.

2. Особенности психолого-педагогической помощи на этапе углубленной тренировки в избранном виде спорта

Пере­ход к углубленной тренировке в из­бранном виде спорта начинается с из­менения общей установки в совмест­ной работе тренера и спортсмена, где акцент переносится на достижение спортивных результатов. Это означает постановку новых спортивных целей, увеличение количества соревнований, повы­шение их ранга.

Новые цели спортивной деятельности требуют скачка в физической, технической и тактической подготовленности спортсмена, а также формирования его психической готов­ности к новым тренировочным нагруз­кам, более высокому уровню конкурен­ции в соревнованиях, более жесткому общему режиму жизни.

На данном этапе спортсмен, как правило, переходит на режим трени­ровок 5-6 дней в неделю, включая ино­гда и по две тренировки в день. Воз­растает удельный вес специальной подготовки, значительно увеличивают­ся как физические, так и психические нагрузки. Постепенно уходит в прошлое отношение к спорту как к игре, актив­ному отдыху или развлечению. Спортсмен начинает осозна­вать необходимость определенных самоограничений и «жертв» в других сфе­рах жизни, добро­вольно или под давлением тренера отказываются от других своих увлече­ний, пытаясь все внимание сосредото­чить на спорте, который постепенно выдвигается в число их наиболее важ­ных жизненных ценностей. Многие спорт­смены начинают испытывать трудности в соче­тании спорта и учебы.

Большинство спортсменов на этом этапе имеют спортивных кумиров, которым стремятся подражать. Они стремятся выполнять все задания тренера, несмотря на нередко возни­кающий страх «не выдержать нагрузку» или «не восстановиться к следующему занятию».

Тренеру также хочется, чтобы спортсмен скорее начал оправды­вать возложенные на него надежды. Поэтому часты случаи форсирования спортивной под­готовки, что резко уве­личивает вероятность травм, перетре­нировок, неврозов. Спортсменам приходится приобретать новый спортивный опыт, связанный с лече­нием и последующей реабилитацией.

В соревнованиях спортсмена ожи­дает новый, более высокий уровень конкуренции, к которому сразу трудно адап­тироваться. Опыт поражений повышает для спортсмена значимость спе­циальной психологической подготовки к соревнованиям, появляется интерес к самоконт­ролю и саморегуляции психических со­стояний.

На этапе углубленной тренировки спортивной карьеры со­храняется тенденция к доминированию мотивации в системе психологических обусловленных причин спортивного результата. Однако мотивация приобретает типично «карьерный» характер: установ­ка на избежание неудачи сменяется преобладанием мотивации достижения успеха.

3 стр., 1266 слов

Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса ...

... равноценно высоких спортивных результатов. Приведенные примеры убедительно доказывают эффективность дифференцированного подхода к построению тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки юных спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта. Реализация дифференцированного ...

Вместе с тем, по сравнению с пре­дыдущим этапом, несколько возраста­ет значение спортивно-важных качеств и индивидуального стиля деятельности. Среди психических качеств повышает­ся роль волевых, а из компонентов сти­ля деятельности постепенно складываются:

  • избира­тельное отношение к соперникам;
  • коронные технические и тактические при­емы;
  • предстартовый ритуал;
  • опре­деленный характер взаимодействия с тренером в тренировке и соревнованиях.

Источниками психических нагру­зок для спортсменов все чаще становят­ся взаимоотношения с другими людь­ми. К таким источникам можно отнести: давление авторитарного тренера, изменения в отношениях с родителями (кото­рые могут быть недовольны, например, тем, что спортсмен стал хуже учиться), изменение взаимоотноше­ний в спортивной группе (возрастает уровень конкурентности, т.к. все озабо­чены достижением спортивных результатов и повышением своего авторите­та в группе).

Подростки-спортсмены, по сравне­нию с неспортсменами, имеют больше возможностей для самоутверждения, но одновременно и больше проблем, так как должны выдерживать более высокие нагрузки.

Эмоциональная неуравнове­шенность и плохая переносимость мо­нотонной работы, свойственная подростковому возрасту, затрудняют форми­рование необходимой в соревнованиях психической устойчивости, а стремле­ние самоутверждаться за счет других людей ведет к конфликтам и т.п.

Все это обусловливает необходимость более широкой психо­лого-педагогической помощи, чем на начальном этапе спортивной карьеры.

Целью психолого-педагогического со­провождения на данном этапе является помощь спортсмену в адап­тации к новым требованиям и преодо­лении кризиса перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта. Эта цель может быть конкретизирована в виде следующих задач:

а) в тренировочном процессе:

  • помощь в адаптации к новым нагрузкам;
  • помощь в обновлении и пере­стройке технического арсенала;
  • помощь в формировании пси­хологических детерминант спортивно­го результата: мотивации достижения успеха, спортивно-важных качеств, индивидуального стиля деятельности;

б) в соревнованиях:

  • помощь в повышении надеж­ности соревновательной деятельности и достижении стабильно высоких спор­тивных результатов;

в) в решении проблем спортив­ной карьеры общего плана:

  • помощь в сочетании спорта и учебы, спорта и других увлечений;
  • помощь в завоевании автори­тета в спортивной группе (команде);

г) в решении жизненных про­блем:

  • помощь в реализации «чувства взрослости» спортсмена.

Помощь на дан­ном этапе должна компенсировать неопытность спортсмена в решении но­вых для него проблем спортивной карьеры по прин­ципу «помощи в личностном росте и развитии».

Чтобы выйти из кризиса перехо­да к углубленной тренировке и полно­стью адаптироваться в своем виде спорта, спортсмен должен обрести богатый спортивный опыт, который в дальнейшем мог бы послужить осно­вой формирования его спортивной зрелости на этапе кульминации спор­тивной карьеры.

6 стр., 2701 слов

14.Этапы возникновения психических и поведенческих расстройств

... и люди, соответствующие общепринятым кормам. К этим факторам относятся: доступность помощи, поддержки, соответствие предлагаемой помощи реальным потребностями и нуждам людей с отклонениями, возможность организации жизни ... воздействие на мозг (прямое или токсическое), но ведущую роль на этом этапе начинают играть социально-психологические факторы: характер отношений с родителями и сверстниками Первая ...

Зрелость обретается личностью самостоя­тельно, поэтому, если на этапе начальной спортивной подготовки тренер все же использовал базовую мо­дель «Замещение», то совер­шенно необходимо перейти к модели «Мобили­зация» и соответствующим ей техноло­гиям воспитания и обучения. Это тем более важно, учитывая возрастные особенности подростков — быстро прогрессирующее интеллек­туальное развитие, стремление к общению «на равных».

Направления психолого-педагогической работы тренера предполагают:

  1. Обучение спортсменов самодиаг­ностике (т.е. самонаблюдению, само­контролю, самоанализу и самооценке), приема­м психической саморегуляции и самовоспитания, что способствует повышению об­щей психологической компетентности. Психолого-педагогическое просвещение и тренинги должны стать на данном эта­пе систематическими.
  2. Профилактика в тренировоч­ных занятиях неблагоприятных психических состояний: монотонии, психического и эмоционального пресыщения, состояний «угрозы от­каза», «мертвой точки» и др., снижающих функциональные воз­можности организма. Важно форми­ровать у спортсменов установку на их преодоление, используя приемы само­организации и самомобилизации воле­вого усилия.
  3. Профилактика хронических пси­хических перенапряжений и травматиз­ма предполагает тщательное планирование тренером нагрузок и разумную органи­зацию процесса восстановления спортсменов. В противном случае под угрозой оказываются достигнутые результаты и дальнейшие перспективы спортивной карьеры спортсмена.
  4. Поддерживание у воспитанников не только спортивной мотивации, но и мотива­цию учения, и мотивацию хобби — т.е. всего, что содействует комплексному личностно­му росту. Нередко спорт становит­ся важнейшей ценностью для подрост­ка только потому, что спортсмен чувст­вует себя неудачником в других сфе­рах жизни (плохо учится, конфликтует с учителями и родителями, непопуля­рен у сверстников противоположного пола или в значимой для него группе).

    В такой ситуации спортсмен намеренно и чрезмерно усиливает самоограничения. Это способствует усилению мотивации до­стижения успеха и может на какое-то время (на уровне юношес­кого спорта) дать хорошие резуль­таты. Однако в спорте высших достижений все большее значение бу­дет приобретать не только сугубо спор­тивный, но и общий жизненный опыт, зрелость человека как личности и ин­дивидуальности.

  5. Сохранение успешного взаимодействия в треугольнике: «тре­нер — спортсмен — его родители». Несо­гласованность установок родителей и тренера, напряженные отношения в семье являются значительными психиче­скими нагрузками для подростка. Ро­дители, которые еще недавно души не чаяли в своем ребенке, теперь неред­ко фиксируются на его недостатках, видят все происходящие с подростком изменения в мрачных тонах. В этой ситуации тренер, сохраняющий объек­тивность, может существенно помочь в налаживании отношений спортсмена с родителями.
  6. Помощь в адаптации к новой ситуации в спор­тивной группе, где нарастает уровень соперничества и постепенно выделя­ются лидеры и ведомые. Это законо­мерное явление, связанное с усложне­нием задач, стоящих перед отдельны­ми спортсменами и группой в целом.

На данном этапе для спортсмена не менее важно:

  • развитие мотивации достиже­ния успеха, но с установкой не только на результат, но и на приобретение нового соревновательного опыта (опыт — это тоже успех!);
  • формирование спортивно-важ­ных психических свойств (волевых, реф­лексивных и др.), обеспечивающих эф­фективную саморегуляцию психического состояния спортсмена в условиях со­ревнований;
  • формирование умений регули­ровать свои психические состояния, а также таких стилевых особенностей деятельности, как «избирательное отношение к сопер­никам», «предстартовый ритуал», «корон­ные технические и тактические прие­мы», «определенный характер взаимо­действия с тренером в условиях сорев­нований».

Специфической пробле­мой для подростка-спортсмена является общение — с тренером, родителями, учителями, то­варищами по команде, друзьями, свер­стниками своего и противоположного пола. Многие вопросы имеют очень личный характер, поэтому спорт­смен все больше начинает нуждаться в индивидуальном психолого-педагогическом кон­сультировании, которое помогает ему осмыслить суть различных ситуаций и принять правильные решения. Под­ростки гораздо в большей степени, чем дети, чувствительны к нюансам обще­ния: не только к тому, что говорится, но и как говорится. Не­гативные оценки личности, а не дейст­вий, неприятные прозвища, унизитель­ные наказания и прочее подростки вос­принимают очень болезненно. Поэтому важно перейти к уважительному об­щению «на равных», но не только вне тре­нировок (это легче), но и в самих тре­нировках тоже, иначе доверия со стороны спортсмена не будет.

15 стр., 7282 слов

Психолого-педагогические особенности детей в занятии спортом

... литературы Приложения ВВЕДЕНИЕ Тех, кто когда-то начал заниматься спортом, гораздо больше, чем тех, кто сделал карьеру спортсмена. Очевидно, спортивная деятельность является достаточно трудной, и владение ею ... свою спортивную карьеру, то мы получим совсем невысокий процент. По статистике из общего числа занимающихся спортом всего от 0.2% до 0.5% становятся профессиональными спортсменами. На ...

Комплекс эффектов психолого-педагогической помощи на данном этапе спортивной карьеры:

  • положительная самооценка и уверенность спортсмена в своих силах;
  • мотивация достижения успеха;
  • усиление спортивного характе­ра за счет волевых качеств;
  • формирование стилевых осо­бенностей, относящихся к выступле­нию в соревнованиях;
  • овладение приемам саморегу­ляции психических состояний;
  • умение анализировать свой спортивный опыт;
  • повышение психической наде­жности в соревнованиях, а значит, и стабильности выступлений;
  • повышение самостоятельности, организованности, внутренней дисцип­лины, позволяющих спортсмену успеш­но сочетать спорт и учебу, спорт и дру­гие увлечения.

3. Особенности психологической помощи на этапе кульминации спортивной карьеры

Кульминация спортив­ной карьеры предполагает пе­риод выступлений спортсмена в спор­те высших достижений и в профессио­нальном спорте. Типичные признаки всего этапа кульминации СК: превраще­ние спорта в главное дело жизни; фак­тическое слияние спортивной карьеры с профессиональной и жизненной карьерой в целом.

Это большая и неоднородная часть спортивной карьеры включает три кризиса-перехода:

  • переход в спорт высших дос­тижений;
  • переход из юношеского спорта во взрослый спорт;
  • переход в профессиональный спорт.

Кризисы перехода в спорт выс­ших достижений и перехода во взрос­лый спорт являются самыми трудными для спортсменов. Вступая в эти кризи­сы молодыми и подающими надежды, они должны выйти из них зрелыми спортсменами, составляющими спор­тивную элиту в своем виде спорта. Од­нако в элиту, естественно, попадают далеко не все. Именно по успешности преодо­ления этих двух кризисов спортсмены и разделяются на:

9 стр., 4498 слов

Этапы исследования методом наблюдения

... методы экспериментального исследования на три группы. Группа методов структурного анализа, с помощью которых выделяется и анализируется структура изучаемого психического процесса или явления. ... используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты. Личностные тесты Метод лестницы или лэддеринг — метод опроса, применяемый в маркетинговых ...

  • представителей спор­тивной элиты с перспективой выступ­лений в профессиональном спорте;
  • спортсменов среднего уровня, которые постепенно переходят к заключитель­ному этапу своей спортивной карьеры.

Повышение уровня притязаний спортсмена и новые более высокие цели, которые он ставит перед собой, требуют огромных ресурсов. Спортсмен переходит на режим тре­нировок 6-7 раз в неделю, включая двух-трех разовые тренировки в день. Чтобы выдержи­вать такие нагрузки, нужна продуман­ная система восстановления. Закономерно возрастают число и степень самоограничений в других сфе­рах жизни.

Чтобы побеждать в соревнова­ниях высшего уровня, необходим каче­ственно новый уровень подготовлен­ности. Нужно «иметь свое лицо», свой спортивный стиль: эффективный по результатам, субъективно удоб­ный для спортсмена и привле­кательный внешне, что помогает спорт­смену завоевывать симпатии болель­щиков, судей, специалистов. Спортсмен решает эту сложней­шую комплексную проблему, используя свой собственный опыт, опыт тренера, опыт других спортсменов, обращается к специальной литературе, занимается самообразо­ванием. Повышается роль обще­культурных знаний: экономики, права, искусства, философии, психологии, ос­нов медицины и т.п., которые помогают спортсмену быстрее адаптироваться в мире профессионального спорта.

Этап кульми­нации — это этап максимальных личных достижений спортсмена, которые обес­печиваются «пиками» в развитии всех психологических факторов спортив­ного результата: мотивации, спортив­но-важных качеств и индивидуального стиля деятельности при относительном «выравнива­нии» величин их вклада.

Целью психолого-педагогического со­провождения на этапе кульмина­ции спортивной карьеры является помощь спортсменам в преодолении кризисов перехода в спорт высших достижений, взрослый спорт и затем — в профессиональный спорт. В достижении данной цели решаются следующие задачи:

а) в тренировочном процессе:

  • помощь в поиске индивидуаль­ного пути в спорте;

б) в соревнованиях:

  • помощь в выборе психологиче­ских стратегий выступления в сорев­нованиях в зависимости от их значи­мости для спортсмена;

в) в решении проблем СК обще­го плана:

  • помощь в формировании адек­ватного отношения к соперникам;
  • помощь в создании личностно­го «имиджа», помогающего завоевать авторитет и популярность;
  • помощь в формировании адек­ватного отношения к славе;

г) в решении жизненных про­блем:

  • помощь в согласовании спор­тивных целей и других жизненных це­лей и интересов (например, профес­сионального самоопределения, созда­ния собственной семьи).

Особенности психолого-педагогической помощи спортсмену на этапе кульминации:

1) По сравнению с преды­дущим этапом возрастает значение психологического просвещения, психотренингов и психокоррекции, особенно в начале данного этапа, когда идет самый «острый» период адапта­ции к спорту высших достижений и взрослому спорту.

6 стр., 2745 слов

Кризисы спортивной карьеры

... самосовершенствованием человека в одном или нескольких видах спорта. II. Исследование спортивной карьеры спортсменов Исследование СК российских спортсменов было начато на кафедре психологии ГАФК им. П.Ф. Лесгафта в ... помощи спортсмену и особенностей их применения на различных ее этапах, начиная с первых шагов спортсмена в спорте и заканчивая уходом из спорта и переходом к другой карьере. ...

2) На протяжении всего этапа все виды психолого-педагогической по­мощи реализуются только на индивидуальном уровне.

3) По мере обретения спортсме­ном спортивной и личностной зрело­сти, помощь со стороны исчерпывает себя и сменяется самопомощью спортсмена (при условии использования тренером на предыдущих этапах спортивной карьеры модели «Мобилизация»).

4) Спортсмен стано­вится компетентным «заказчиком» психо­лого-педагогической помощи, самостоятельно определяя, что ему нужно, а что нет. Ранее спортсмен верил тренеру, что ему это необходимо, а теперь он сам в этом уверен.

Особое место в спорте высших достижений занимает психологическая подготовка к соревнованиям. Учитывая напряженный календарь и многоступенчатую систему отбора для участия в наиболее престижных турни­рах, полезным может быть учет раз­личных психологических страте­гий выступления в соревнованиях.

Первая — стратегия надежной реализации уровня подготовлен­ности. Основная установка — показать ре­зультат, к которому спортсмен в дан­ный момент объективно готов (т.е. луч­ший тренировочный результат).

Для ее реализации нужно выделить (в связи со спецификой вида спорта и конкрет­ными условиями предстоящего соревнования) те факторы, которые для дан­ного спортсмена могут стать причиной срыва и специально предусмотреть меры их нейтрализации.

Особенности тренерской помощи во время со­ревнования:

  • помощь в контроле за со­ревновательной ситуацией в целом;
  • блокировка внешних раздра­жителей, мешающих сосредоточению;
  • обеспечение обратной связи спортсмену по поводу его состояния и поведения;
  • социальная поддержка.

Вторая — стратегия экономно­го расходования сил. Она избирается при относительно невысокой значимос­ти соревнований (например, в предвари­тельных стартах), когда нужно сберечь силы для финала или ближайшего бо­лее крупного турнира. Основная установка — показать результат, минимально необ­ходимый для выхода в финал или про­хождения данной ступени отбора к глав­ным соревнованиям сезона. Показани­ями к ее применению также могут быть неблагоприятное состояние спортсме­на накануне соревнований (утомлен, не совсем здоров) или специальная за­дача опробовать в турнире новые эле­менты, комбинации, тактические прие­мы и т.п.

Особенности тренерской помощи во время со­ревнования:

  • организация отдыха спорт­смена;
  • социальная поддержка.

Третья — стратегия вскрытия дополнительных резервов с целью достижения победы. Основная установка — показать рекордный для себя резуль­тат на данный момент, превосходящий все тренировочные, или даже и все прежние соревновательные результа­ты.

Особенности тренерской помощи во время со­ревнования:

  • блокировка внешних раздра­жителей, мешающих сосредоточению;
  • помощь в учете (или целенаправленном формировании) психологического контекста соревновательной борьбы в конкретном турнире при достижении со­ревновательной цели;
  • социальная поддержка.

Еще одна проблема, прямо свя­занная с соревнованиями, но вместе с тем, имеющая и более широкое значе­ние — отношение спортсмена к соперни­кам. Спортивные отношения соперниче­ства тесно переплетаются с межличностными, человеческими от­ношениями, причем первые обычно доминируют и оказывают влияние на вторые.

Уважение к соперникам является и важнейшей частью адекватного от­ношения спортсмена к известности, славе. «Звездная болезнь» проявляет­ся в завышенных амбициях спортсмена, которые он словами, ми­микой, общей манерой поведения, кон­кретными поступками демонстрирует другим людям. Ажиотаж вокруг спортив­ной «звезды» может оказывать сильное внушающее влияние на соперников и, в определенном смысле, помогать спортсмену. Однако постепенно это начнет ему мешать, так как не­адекватная самооценка и необъективная оценка противников прямо будут сказываться на успешности выступлений в соревнованиях. Важно для самого спортсмена — уметь извлекать из славы дополнительную мотивацию, но не допускать при этом снижения самокон­троля и адекватности самооценки.

Выход из кризисов пе­рехода в спорт высших достижений, взрослый спорт, а затем и профес­сиональный спорт связан с формиро­ванием спортивной и личностной зре­лости спортсмена, что позволяет ему достичь максимальной самореализа­ции в спорте.

Комплекс эффектов психолого-педагогической помощи на данном этапе спортивной карьеры:

  • высокая положительная само­оценка и уверенность в своих силах;
  • осознание индивидуального пу­ти в спорте и наличие перспективного плана спортивной карьеры;
  • автономность, способность к са­мопомощи и самостоятельному реше­нию проблем в спорте и жизни;
  • самобытность, оригинальность личностного «имиджа», обеспечивающе­го популярность спортсмена;
  • высокий авторитет среди сопер­ников, судей, специалистов.

4. Особенности психологического сопровождения на заключительном этапе спортивной карьеры и после ее окончания

Заклю­чительный этап спортивной карьеры — это этап подведения итогов, подготовки и перехода к новой профессиональной карьере. От того, на­сколько успешно спортсмен сумеет ре­шить все проблемы данного этапа, в значительной степени зависит его об­щая удовлетворенность спортивной карьерой в целом и успешность дальнейшей жизнедеятельности.

Заключительный этап спортивной карьеры характеризуется между двумя кризи­сами-переходами:

  • переходом от куль­минации к финишу спортивной карь­еры;
  • уходом из спорта.

Критериями начала кризиса пере­хода от кульминации к финишу спор­тивной карьеры являются:

  • Остановка в росте или снижение спортивных резуль­татов, сопровождающееся мыслями о скором уходе из спорта;
  • Колебания ре­зультативности — явление довольно типичное на протяжении всей спортивной карьеры, но на этапе куль­минации колебания сопровождаются нега­тивными изменениями в состоянии спортсмена (физическая и психическая усталость, последствия травм, болезни и др.), которые ста­новятся необратимыми.

Несмотря на опыт, зрелому спортсмену все труднее противостоять на­пору молодых и честолюбивых спортсме­нов. Спортсмен оказывается в проб­лемной ситуации: завершать спортив­ную карьеру сразу или постараться отодвинуть момент расставания со спор­том. Нежелание расставаться со спортом обусловлено разными причинами: неопределенно­стью планов и перспектив после окон­чания спортивной карьеры, неуверен­ностью в правильности своего про­фессионального выбора, а также по­требностью максимально использо­вать свой спортивный опыт, поставить «красивую точку» в своей спортивной карьере и даже «на­деждой на чудо».

Диллема, которую должен решить спортсмен:

  • найти резер­вы поддержания высоких спортивных результатов;
  • подготовиться к уходу из спорта (то есть самоопределиться с новой про­фессиональной карьерой и начать пред­варительную подготовку к ней).

Реше­ние второй задачи помогает снизить общую тревожность спортсмена и облег­чает решение первой, придавая уверен­ность в завтрашнем дне.

После завершения спортивной карьеры сугубо спортивная направлен­ность личности теряет свой смысл, и ес­ли спортсмен заранее не позаботился о новом деле жизни, она постепенно начинает разрушаться, оставляя спорт­смена без каких бы то ни было внут­ренних ориентиров с ощуще­нием «душевной пустоты». Разрушают­ся и основания самооценки. Это грозит тяжелой фрустрацией, неврозом, а ино­гда и деградацией личности.

Если же спортсмен заранее са­моопределился с новой профессией, то происходит не разрушение, а рекон­струкция мотивационной сферы, что для человека гораздо менее болезнен­но. Новые интересы, ценности, цели и т.д. помогают вчерашнему спортсмену поддерживать оптимизм и положитель­ную самооценку. Таким образом, опти­мально, если кризис завершения спортивной карьеры фактически сольется с кризисом нача­ла новой профессиональной спортсмена.

Представители спортивной эли­ты, которые завершают спортивную карьеру обычно уже в периоде средней взрослости, оказы­ваются в положении догоняющих сво­их сверстников (например, школьных товарищей или спортсменов среднего уровня, которые уже чего-то достигли в своих профессиях).

Спортсменам, кото­рые привыкли побеждать, трудно быть в аутсайдерах. Естественно, существует необходимость фор­сировать профессиональную под­готовку, максимально используя «при­обретения» спортивной карьеры на но­вом направлении жизни.

Помимо проблем в профессио­нальной сфере, встают проблемы, свя­занные с семьей, формированием но­вого круга общения, перестройкой об­раза жизни в целом. Все спортсмены отмечают наличие особого «переход­ного периода», когда процесс адапта­ции идет наиболее остро. У спортсме­нов среднего уровня его продолжи­тельность не больше 6-12 месяцев. У элитарных спортсменов он может быть длиннее. В этот период спортсмен мыс­ленно постоянно возвращается к спор­ту, подводит итоги своей спортивной карьеры.

Целью психолого-педагогического со­провождения на заключительном этапе спортивной карьеры является помощь спортсме­ну в преодолении кризиса перехода от кульминации к финишу спортивной карь­еры, а после ухода из спорта — в переходе к новой карьере и общей адапта­ции к новой жизненной ситуации. Задачи психо­лого-педагогической помощи на этапе финиша и после него можно представить следую­щим образом:

а) в тренировочном процессе:

  • помощь в выборе оптимально­го варианта тренировок, позволяющего спортсмену максимально использовать свой опыт, спортивно-важные качест­ва, индивидуальный стиль;

б) в соревнованиях:

  • помощь в поддержании высо­ких спортивных результатов;

в) в решении проблем спортив­ной карьеры общего плана:

  • помощь в подготовке к уходу из спорта;
  • помощь в подведении итогов спортивной карьеры;

г) в решении жизненных про­блем:

  • помощь в новом профессио­нальном самоопределении;
  • помощь в планировании новой профессиональной карьеры и начальной профессиональной подготовке;
  • помощь в адаптации к различ­ным аспектам новой жизненной ситуа­ции после ухода из спорта.

На заключительном этапе спортив­ной карьеры в жизни спортсмена на­растает неопределенность. Неопределенность по­вышает тревожность спортсмена, ведет к сомнениям и неуверен­ности. Спортсмен может скрывать это. Однако в этот период он более уязвим, чем на этапе своего расцвета. И его потребность в обратной связи и социальной поддержке других людей возрастает. Более того, спортсмен становится более внушаем, особенно при восприятии со­ветов и рекомендаций авторитетных для него лиц.

Главным направ­лением в поиске оптимального вариан­та тренировок и подготовки спортсме­на к соревнованиям на заключитель­ном этапе спортивной карьеры являет­ся углубленная индивидуализация, ос­нованная на учете всего опыта спорт­смена и всех сильных сторон его лич­ности.

Спортсмен «прислушивается к себе», а тренер — к спортсмену. И если они успешно сотрудничают, то именно на данном этапе приходит пора наибо­лее полной благодарности спортсмена тренеру.

На заключительном этапе спор­тивной карьеры и после ухода из спор­та спортсмен часто оказывается в трудных ситуациях, где должен прини­мать ответственные решения. В связи с этим существенно возрастает значе­ние профессионального психологического консультирова­ния. На основе психологического консультирования мо­гут решаться задачи планирования но­вой профессиональной карьеры, помо­щи в решении семейных проблем и др. Общение с психологом может быть полезным и при подведении итогов спортивной карьеры, где, в случае не­удовлетворенности спортсмена, надо помочь сформировать зрелую психо­логическую защиту.

Комплекс эффектов психолого-педагогической помощи на данном этапе спортивной карьеры:

  • удовлетворенность спортивной карьерой;
  • наличие плана новой профес­сиональной карьеры;
  • осознание ценности своей лич­ности вне социальной роли спортсмена;
  • положительная самооценка и уверенность в своих силах.

5. Общие эффекты психологического сопровождения спортивной карьеры

Спортивная карьера представляет со­бой сложное и многогранное явление. Это большая часть жизненного пути спортсмена, совпадающая с периода­ми интенсивного роста и созревания человека как индивида, субъекта, лич­ности и индивидуальности.

На каждом этапе спортивной карьеры у спортсмена появляются специфиче­ские проблемы, которые он сразу не может разрешить, но от успешности их решения зависит продолже­ние спортивной карьеры в целом.

Существующая сегодня система обучения и воспитания спортсменов должна претерпеть следующие изменения:

  • от монолога к диалогу;
  • от воздействия на спортсмена к взаимодействию с ним;
  • от «замещения» спортсмена к «мобилизации» его собственных воз­можностей и резервов развития.

Тогда на уровне развития личности спорт­смена можно прогнозировать следую­щие трансформации:

  • от психологии «объекта» к пси­хологии «субъекта», ответственного за результаты своего развития;
  • от ориентации на помощь дру­гих людей и зависимости от них к ав­тономности и самопомощи, а затем и помощи другим людям;
  • от «исполнителя» к «творцу» новых спортивных достижений, соб­ственной карьеры в спорте и жизни.

На всех этапах спортив­ной карьеры были выделены «промежуточные эффекты» психолого-педагогической по­мощи. Подводя итог, можно говорить об общих эффектах психолого-педагогического сопровождения спортивной карьеры в целом:

  • продление жизни спортсмена в спорте;
  • максимальное раскрытие воз­можностей спортсмена и на этой осно­ве обеспечение прогрессирующей ди­намики его спортивных результатов;
  • успешное преодоление кризи­сов и приобретение спортсменом опы­та использовать кризисные ситуации на благо собственного развития;
  • удовлетворенность спортив­ной карьерой;
  • положительная самооценка и уверенность спортсмена в своих силах в течение всей спортивной карьеры и после ухода из спорта;
  • успешный переход к другой профессиональной карьере с макси­мально возможным использованием всех «приобретений» спортивной карь­еры в смысле достижений в развитии спортсмена как индивида, субъекта, личности и индивидуальности.