Характерологические особенности личности спортсменов по дзюдо в связи с разной степенью их успешности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ ПО ДЗЮДО В СВЯЗИ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ИХ УСПЕШНОСТИ

Выполнил студент

группы ПЗс-28 _____________ /Ткачук М.Н./

Таганрог 2011

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. Характерологические свойства спортсменов по дзюдо
    • 1.1 Психология спорта — отдельная отрасль в психологии
    • 1.2 Тенденция развития спортивных достижений
    • 1.3 Личностные особенности дзюдоистов
    • 1.4 Факторы формирования мотивации достижения успехов у спортсменов по дзюдо
    • 1.5 Критерии успешности спортсменов по дзюдо
  • ГЛАВА 2. Изучение характерологических свойств спортсменов по дзюдо с разной степенью их успешности
    • 2.1 Процедура проведения исследования
    • 2.2 Результаты исследования
    • 2.2.1 Результаты исследования низко успешных спортсменов по дзюдо
    • 2.2.2 Результаты исследования средне успешных спортсменов по дзюдо
    • 2.2.3 Результаты исследования высоко успешных спортсменов по дзюдо
    • 2.3 Сравнительный анализ характерологических особенностей спортсменов по дзюдо в связи с разной степенью их успешности
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ Спорт сегодня является одной из сторон современной культуры и социальной жизни общества, имеющей свое содержание и структуру.

Зрелищность спорта притягивает к себе многомиллионные массы людей. Победы или неудачи спортсменов на международных соревнованиях и Олимпиадах отражаются на престиже страны, поэтому каждая страна вкладывает много средств и сил, чтобы ее спортсмены были самые лучшие. Одной из важнейших задач спортивной психологии является изучение влияния социально-демографических, личностных и психофизиологических особенностей спортсмена на успешность его спортивной деятельности [17]. Следует отметить, что в спортивной психологии разные виды спорта изучены по-разному. Наиболее часто объектом психологического исследования становились такие виды спорта, как футбол, спортивная гимнастика, легкая атлетика, плавание, борьба. Это связано с их массовым характером и доступностью для обучения. Виды спорта, требующие сложного специального оборудования для занятий, менее представлены как в реальной жизни, так и в психологической литературе. К таким видам спорта относится дзюдо. Спортивная борьба, в частности дзюдо, предъявляет специфические требования к психофизиологическим особенностям спортсмена на разных стадиях его спортивно-профессионального становления. Повышенные требования распространяются на физическую выносливость, саморегуляцию когнитивной и эмоциональной сферы в постоянно меняющихся внешних условиях.

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... ответить; формулировка того, что неизвестно в изучаемом явлении. Цель исследования – ожидаемый результат исследования. Задачи исследования – шаги достижения цели. Гипотеза– это научно обоснованное ... исследовательского института, научных групп, научных школ и т.д. Фундаментальные исследования – исследования, своими результатами имеющие обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и ...

Эти же условия распространяются на способность, в случае достижения успеха, осознавать возможные мотивационные сдвиги и вырабатывать эффективные способы их коррекции. Выявляя психологические детерминанты успешного освоения деятельностью в различные возрастные периоды жизни спортсмена, можно обрести возможность оптимизировать условия тренировки с учетом его индивидуально-психологических особенностей[17]. Дзюдо — вид спортивной борьбы, культивируемый в большинстве стран мира. Занятия дзюдо предъявляют к занимающимся специфические требования и оказывают комплексное воздействие на их организм. Особое влияние занятия дзюдо оказывают на воспитание личности дзюдоистов детско-юношеского возраста. Занимаясь дзюдо, можно научиться преодолевать свои слабости и недостатки, изменять себя и познавать свои возможности[21]. Современная система подготовки дзюдоистов сформировалась в процессе длительного развития теории дзюдо и применения ее на практике. Теоретический раздел подготовки дзюдоистов определяет закономерности, по которым организуется система занятий и происходит управление физическим и личностным развитием дзюдоистов. Методический раздел подготовки регламентирует взаимодействие средств и методов, используемых в процессе становления спортивного мастерства дзюдо[18].

Актуальность исследования обусловлена возросшими требованиями, предъявляемыми к качественному уровню профессиональной подготовленности спортсмена, в том числе обострением проблемы психологической подготовки к соревнованиям, а также необходимостью разработки общей психологической теории спортивно-соревновательной деятельности, и определяется задачами психолого-профессионального формирования как личности спортсмена в целом, так и ее отдельных структурных компонентов, в частности, устойчивости к действию негативных факторов.

Категория побед и неудач спортсмена как субъекта соревновательной деятельности подразумевает наличие у него способности эффективно противостоять негативным воздействиям, для чего ему необходимо развитие определенных личностных и деятельностных свойств, которые являются предметом изучения психологии спорта.

2 стр., 731 слов

Описать психологию спорта как область психологии. Дать характеристику ...

... свойства человека, отличающие его от животного Описать психологию спорта как область психологии. Дать характеристику личности спортсмена как субъекта спортивной деятельности. Психология спорта - это область психологической науки, изучающая закономерности психических ...

Цель исследования: выявление характерологических особенностей личности спортсменов по дзюдо в связи с разной степенью их успешности.

Объект исследования: юноши-дзюдоисты 16-18-летнего возраста.

Предмет исследования: характерологические особенности личности спортсменов по дзюдо.

Гипотеза исследования: характерологические особенности спортсменов по дзюдо в связи с разной степенью их успешности различаются.

Задачи:

— рассмотреть основные положения психологии спорта;

— рассмотреть тенденции развития спортивных достижений;

— рассмотреть характерологические особенности личности спортсменов по дзюдо;

— рассмотреть критерии успешности спортсменов по дзюдо;

— подобрать психодиагностические методики, направленные на выявление характерологических особенностей личности спортсменов по дзюдо в связи с разной степенью их успешности; — провести исследование; — обработать результаты, сделать соответствующие выводы. Для решения поставленных задач и проверки нашей гипотезы использовались следующие методики исследования: — Опросник УСК (уровень субъективного контроля) Джулиана Роттера; — 16-факторный опросник Кеттелла. ГЛАВА 1. Характерологические свойства спортсменов по дзюдо

1.1 Психология спорта — отдельная отрасль в психологии

Психология спорта изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований.

Основные цели психологии спорта — изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а также разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям. Достижение этих целей предполагает решение следующих конкретных задач:

1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов

2. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивных тренировок. Психология спорта призвана раскрыть механизмы и закономерности совершенствования спортивного мастерства, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных действий спортсменов.

3. Разработка психологических основ предсоревновательной подготовки спортсменов. В настоящее время коренным образом меняются содержание и характер предсоревновательной подготовки спортсменов. Для успешного выступления в соревнованиях уже недостаточно высокого уровня только физической и тактической подготовленности. Наряду с двигательными сенсомоторными навыками и умениями приобретают значимость интеллектуальные навыки, а также навыки коллективных действий. Поэтому в предсоревновательной подготовке все большую роль начинают играть различные психические процессы и состояния. Возрастает значение психологических факторов и, как следствие, психологической подготовки спортсменов к участию в соревнованиях. Разработка методов и приемов такой подготовки — одна из главных функций психологии спорта.

4. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе. Психология спорта изучает особенности функционирования спортивных коллективов и дает характеристику психологическим законам, управляющим их деятельностью[33].

17 стр., 8276 слов

Предмет спортивной психологии

... – практика спортивной деятельности, порождающая острое спортивное соперничество, но не нашедшая в традиционной психологии ответов на многочисленные вопросы, обусловленные спецификой спортивной деятельности. Чем отличается спортивная деятельность от множества других видов деятельности человека? Специфика спорта – в ...

Предметом спортивной психологии являются психологические особенности спортивной деятельности в ее разнообразных видах и психологические особенности личности спортсмена. Спорт занимает большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека, но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств.

Виды спорта многообразны, но все они требуют участие в спортивных соревнованиях и систематической тренировки. Разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна без изучения, с одной стороны, характерных особенностей и закономерностей спортивной деятельности, а с другой — личности спортсмена как субъекта этой деятельности. Наряду с другими науками психология спорта призвана дать анализ важнейших сторон спортивной деятельности и тем помочь рациональному решению многих связанных с ней практических вопросов[32].

Этап современного развития спортивной психологии характеризуется углублением теоретических основ научных исследований, обращением к категориям деятельности и личности спортсмена, особым вниманием к социально-психологическим проблемам спорта, в том числе межличностных отношений, психологии управления. Расширяется круг исследований, реализующих комплексную и системную методологию, укрепляются международные связи психологов спорта. В период серьезных преобразований в социальной сфере спортивная психология не утратила ни одного из своих целевых направлений приоритетов и организованности. В настоящее время психология спорта («спортивная психология» по терминологии 2-го Международного конгресса 1995 года в Москве) — вполне определившееся и признанное направление отечественной психологии. Российская ассоциация психологов физической культуры и спорта — член Международной ассоциации спортивной психологии.

В современной жизни человечества трудно найти более распространенную сферу социальной активности и такое многофункциональное явление, как спорт. Заключая в себе, как утверждают теоретики, гуманистические функции, благородное духовное содержание и т.п., современный спорт тем не менее не лишен и ряда негативных тенденций в своем развитии. Может показаться парадоксальным, но основная негативная черта большого спорта (с точки зрения психолога) — постоянное стремление к росту спортивных результатов. Уровень рекордов сегодня давно превысил возможности человеческого организма, и новые достижения могут быть реализованы либо за счет увеличения тренировочных нагрузок, либо применения допинговых препаратов. И тот, и другой путь опасен для здоровья спортсменов[17].

Негативные черты современного спорта обусловлены также его профессионализацией и коммерциализацией, появлением новых технических элементов и даже новых видов спорта, сопровождающихся высоким риском для здоровья и жизни спортсменов, вовлечением в спорт высоких достижений детей и подростков, расширением диапазона женских видов спорта из арсенала тех, которые ранее считались исключительно мужскими, и пр.

Все перечисленные и другие особенности все более приближают спортивную медицину, обеспечивающую большой спорт, к экстремальной медицине, призванной сохранять здоровье и работоспособность тех лиц, профессиональная деятельность которых связана с экстремальными воздействиями (авиационная и космическая медицина, подводная медицина и т.п.)[7].

Особенности влияния экстремальных факторов на организм человека всегда связаны с необходимостью максимальной мобилизации функциональных резервов и компенсаторно-приспособительных механизмов, кумуляцией происходящих под влиянием этих факторов изменений в структуре и функциях органов и систем, постоянной опасностью срыва компенсаторно-адаптационных механизмов с последующим развитием острых или хронических «отклонений» в состоянии здоровья, а попросту говоря — профессиональных заболеваний (повреждение межпозвоночных дисков у летчиков-истребителей, последствия микроэмболии сосудов, питающих центрально-нервные образования и костную ткань у водолазов и т.п.) [16].

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Таким образом, тезис Э. Дойзера о том, что современный спорт высших достижений имеет малого общего со здоровьем спортсмена, становится все более аргументированным. И спортивно-медицинская практика подтверждает это. За последние 1,5-2 десятилетия заметно возросло количество случаев внезапных смертей и серьезных отклонений в состоянии здоровья спортсменов. При этом количество этих отклонений четко связано с периодами предолимпийского цикла или графиком других соревнований мирового уровня: чем ближе старт, тем больше и выраженнее отклонения в состоянии здоровья спортсменов [8].

Говоря о профессиональном и олимпийском спорте, необходимо отметить высокую мотивацию спортсменов, направленную на подготовку и участие в соревнованиях, что вынуждает их, как правило, диссимулировать изменения в субъективном состоянии и избегать исследований, которые могут выявить отклонения в состоянии их здоровья. И тренер поддерживает их в этих устремлениях. Те социальные блага, которые получают спортсмен и тренер в случае выигрыша призового места в престижных соревнованиях, оправдывают (с их точки зрения) эти действия. Врач команды, пытающийся отстранить спортсмена от участия в соревнованиях, в случае сохранения им высоких результатов всегда вступает в конфликт с тренером и рискует расстаться со своим местом в команде. И жизнь, диктуя свои суровые законы, заставляет врача на многое закрывать глаза, нарушать этические нормы, сформулированные в клятве Гиппократа. А проведение самых совершенных лечебно-восстановительных мероприятий не в состоянии предотвратить в этих случаях негативные последствия перегрузок и приёма препаратов [16; 30].

В то же время некоторые отклонения в состоянии функций спортсмена до сих пор не имеют достаточно четкой трактовки, а его способность при наличии этих нарушений показывать результаты мирового уровня — остается загадкой.

Вышеизложенное заставляет по-иному рассматривать проблему оценки состояния здоровья спортсмена и сформировать новую стратегию и тактику ее решения.

1.2 Тенденция развития спортивных достижений

Основу специфики «достиженческого» спорта составляет соревновательная деятельность: в процессе противоборства у дзюдоистов максимально выявляются, сравниваются и оцениваются определенные способности и подготовленность. Для того чтобы дзюдоисты могли повышать уровень спортивного мастерства, им необходимо совершенствовать способности к максимальной мобилизации своих возможностей в соревновательной деятельности [12].

Успешность спортивной подготовки дзюдоистов проявляется в результатах и достижениях. Наиболее применяемый для этого термин — спортивный результат. Обычно его рассматривают в двух типах: показатель мастерства дзюдоистов, выраженный в условных единицах (оценках), или место, занятое дзюдоистом (командой дзюдоистов) в соревнованиях.

Спортивное достижение не тождественно каждому спортивному результату, показанному дзюдоистом. Достижение в дзюдо — это результат конкретного спортсмена (или команды дзюдоистов), который превосходит все предыдущие результаты [13].

На динамику спортивных достижений в дзюдо влияет ряд следующих факторов.

8 стр., 3692 слов

Психология деятельности спортсмена

... психологических основ предсоревновательной подготовки спортсменов; · изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе.     ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Психология деятельности спортсмена   Деятельность спортсменов носит соревновательный характер и ...

Индивидуальная одаренность — выражается в задатках и способностях к занятиям дзюдо. Способности не сводятся специалистами к знаниям, умениям и навыкам, а должны проявляться в качестве (быстроте, глубине, прочности) освоения занимающимися технико-тактических действий дзюдо. Врожденно обусловленным компонентом спортивных способностей является одаренность, которая постепенно становится главным критерием достижения спортивных результатов.

Степень подготовленности к спортивному достижению — зависит от эффективности тренировок и соревнований. Усиливается осознанием дзюдоистами общественной и личной значимости спортивной деятельности и мотивами, формирующими цель соревновательной деятельности, что обеспечивает прогресс спортивных достижений.

Эффективность системы подготовки дзюдоистов зависит от условий подготовки (оборудование, спортивная форма, инвентарь), а также от применяемых научных разработок, оптимизирующих подготовку в дзюдо [2].

Популярность дзюдо в обществе и обеспечение его функционирования педагогическими кадрами. Для этого важно увеличение количества детей и подростков, занимающихся дзюдо. Квалификация тренеров-преподавателей также влияет на повышение спортивных достижений как у тренеров детей и подростков, занимающихся дзюдо, так и у выдающихся спортсменов[27].

Развитие спортивного движения в стране и его экономическое обеспечение. Общеизвестно, что уровень спортивных достижений в разных странах во многом зависит от условий материальной жизни общества.

Можно считать, что высшие спортивные достижения определяются всеми перечисленными факторами.

Вышеописанные факторы, несомненно, повышают развитие спортивных достижений у дзюдоистов. Однако существуют данные о том, что в спорт высших достижений (по Ф.П. Суслову, Ж.К. Холодову) переходит всего около 2 % от всех занимающихся, т. е. из 2 млн детей и подростков, юношей и девушек только 34,5 тыс. становятся высококвалифицированными спортсменами (1997).

Незначительное количество молодых спортсменов, переходящих в спорт высших достижений, во многом обусловлено их ранней спортивной специализацией [13].

Изучение контингента высококвалифицированных дзюдоистов 16-летнего возраста, имеющих квалификацию кандидата в мастера спорта, членов сборной команды России (юноши) 2006 г., показало, что среди всех опрошенных юношей заниматься дзюдо в 6 — 7 лет начали 17,4 % опрошенных. Большинство дзюдоистов начали занятия в 8 — 9 лет — 43,5 % опрошенных, в 10-12 лет — 39,1 % юношей. Если учитывать усредненные данные, что выполнение норматива мастера спорта по дзюдо достигается в 20-21 год, то сложно предположить, какое количество из опрошенных спортсменов останется в спорте и сможет проявить себя через 4-5 лет [13].

В подготовке дзюдоистов достаточно часто используется ранняя спортивная специализация — акцентированное освоение элементов дзюдо и узкоспециализированная тренировка юных дзюдоистов без предварительной подготовки, направленной на всестороннее физическое развитие занимающихся. В результате такого подхода многие способные дзюдоисты подросткового возраста досрочно прекращают заниматься дзюдо по двум основным причинам: травматизм (следствие отсутствия готовности к высоким физическим нагрузкам) и психическая усталость.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... в достижении социального престижа и уважения со стороны других 6. Удовлетворение от самого процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...

Травматизм у дзюдоистов подросткового возраста — это нарушение целостности и функционального состояния тканей и органов в ходе выполнения физических упражнений, часто вызванное форсированной подготовкой, несоблюдением сроков восстановления после болезней [18].

Психическая усталость при занятиях дзюдо часто накапливается под воздействием различных факторов: перетренированности, высоком уровне ответственности, стремлении к победе любой ценой, давлении тренера-преподавателя и родителей.

Известно, что наивысших физических и психических возможностей в условиях соревнований и высоких спортивных результатов дзюдоисты могут достичь в определенном возрасте. Для дзюдо характерны возрастные уровни спортивных успехов: уровень первых больших успехов — 19-21 год; уровень оптимальных возможностей — 22-26 лет; уровень поддержания высоких спортивных результатов — 27-30 лет. Естественно, что средний возраст присвоения спортсменам звания мастера спорта — около 20-21 года. Дзюдоисты становятся мастерами спорта международного класса в среднем в возрасте 22,1 года, заслуженными мастерами спорта — в 26,6 года. Путь от мастера спорта до мастера спорта международного класса дзюдоисты в среднем «проходят» за 2,9 года [9; 42].

1.3 Личностные особенности дзюдоистов

Личностно-характерологические особенности дзюдоистов определяют характер их поведения в бытовой, учебной и спортивной деятельности. Тренер-преподаватель должен учитывать, что личность каждого ребенка и подростка, занимающегося дзюдо, имеет различное сочетание психических особенностей, создающих индивидуальность. У дзюдоистов индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, склонностях и других особенностях. Занятия дзюдо влияют на индивидуальность занимающихся, усиливают воспитательное воздействие на личность и формируют определенные черты характера.

Д. Кано считал, что занятия дзюдо помогают человеку стать более внимательным, уверенным в себе, решительным, сосредоточенным. Изучение дзюдо в школе «Кодокан» рассматривалось как одно из средств формирования взаимопомощи и сотрудничества среди занимающихся. В современных условиях у дзюдоистов при целенаправленном формировании личностных качеств проявляются самостоятельность, низкая тревожность в процессе спортивной подготовки и реализуется успешная учебно-тренировочная и соревновательная деятельность независимо от изменяющихся условий [11].

Дзюдоисты 16-18-летнего возраста проявляют предпочтение к различным видам деятельности. Проявление склонностей характеризует потребность юношей-дзюдоистов заниматься помимо спортивной деятельности еще какой-либо другой. В некоторой степени предпочтения, выявленные у дзюдоистов к видам деятельности, характеризуют их «хобби» в свободное от учебы и тренировок время, а также являются предпосылкой для последующего выбора профессии. Педагогические наблюдения, проведенные в период учебно-тренировочных сборов, показали, что большинство дзюдоистов 15-16 лет общительны, хорошо адаптируются в коллективе, успешно взаимодействуют в учебно-тренировочной деятельности [12].

Для оптимизации подготовки дзюдоистов, тренеру-преподавателю также необходимо учитывать свойства нервной системы воспитанников. У юных спортсменов свойства нервной системы выражаются через характеристики функциональных систем: сила — устойчивость комплекса нервных центров, динамичность — быстрота формирования новой функциональной системы, подвижность — скорость смены функциональных систем [15].

Особенности индивидуальности, выявленные у дзюдоистов, создают предпосылки для оптимизации учебно-тренировочного процесса. У дзюдоистов детско-юношеского возраста важно повышать количество учебно-тренировочных заданий, направленных на совершенствование переключаемости движений. Содержание заданий должно усиливать эффективность кинестезических восприятий параметров движений и условий внешней среды, характерной для учебно-тренировочной и соревновательной деятельности дзюдоистов.

Повышение уровня интеллектуальной пластичности заключается в достижении дзюдоистами высокой гибкости мышления, легкости перехода с одних форм мышления на другие. В учебно-тренировочном процессе необходимо учить дзюдоистов наглядно-образному мышлению (представлять ситуации противоборства и возможные изменения в них) и словесно-логическому мышлению (использовать понятия сферы дзюдо, выполнять различные виды обобщения).

21 стр., 10220 слов

Мотивация достижения успеха у спортсменов

... мотивы являются доминирующими для спортсменов, и какие факторы способствуют формированию мотивации достижения успеха. 1 МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 Теоретический анализ ... активности, использование различных средств для достижения желаемых результатов [14, с. 63]. Особенно важно формировать мотивацию достижения успеха у спортсменов высокого класса, т .к. в ...

Интеллектуальная пластичность определяется у дзюдоистов творческим подходом к решению задач.

Личностные особенности, а в частности, темперамент оказывает влияние на формирование состава тренировочных групп. Экспериментально установлено (И.А. Юров, 2006), что спортсменам-экстравертам по типу темперамента лучше тренироваться в группах со спортсменами, имеющими равные с ними возможности. Спортсмены-интроверты успешно тренируются в группе занимающихся разного уровня мастерства и подготовленности, но при строгом режиме работы и отдыха [30].

В процессе спортивной подготовки дзюдоистов детско-юношеского возраста необходимо определять свойства нервной системы занимающихся путем педагогических наблюдений, обращая внимание на поведение в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

— Сила и подвижность нервной системы проявляется в стремлении к лидерству при участии в играх и эстафетах.

— Сила нервных процессов подтверждается стремлением к противоборству в учебно-тренировочной деятельности с более сильными партнерами.

— Сила и уравновешенность нервных процессов подтверждается отсутствием у дзюдоистов резких спадов в деятельности после пропущенного броска, неиспользованной ситуации для атаки, проявляется в качественном выполнении однообразных технических действий, подтверждается объективной оценкой собственных действий, уверенностью действий в рискованных ситуациях.

— Подвижность, динамичность нервной системы характеризуется у дзюдоистов быстротой освоения новых технико-тактических действий, быстротой исправления технических ошибок.

— Слабость, неуравновешенность нервной системы наблюдается у дзюдоистов, объясняющих неудачи в двигательной деятельности «объективными» факторами — шум в зале, предвзятое судейство; у таких спортсменов выражена потребность в сочувствии товарищей и тренера-преподавателя после неудачного поединка. Дзюдоисты, обладающие слабой нервной системой, проявляют обиду на замечания окружающих, негативную реакцию на поражение, выражают отказ от продолжения игры, противоборства, если команда проигрывает, отказ от продолжения учебно-тренировочного поединка в случае досрочной победы соперника.

— Неуравновешенность нервной системы определяется у дзюдоистов агрессивностью при неблагоприятном для них решении арбитра в поединке [15].

Тренеру-преподавателю необходимо воздействовать на формирование положительных личностных качеств и переформирование негативных, что позволит воспитывать не только физически, но и духовно развитую личность.

Отличительными чертами личности подростков-спортсменов, являются подозрительность и внутреннее напряжение, беспокойство, озабоченность, чувство долга, тревожность, отражающем признаки эго-направленности личности (самолюбия, самомнения, стремления подчинять себе и т. п.).

Социально ориентированное поведение (экстраверсия) также более представлено у спортсменов. Интроверсия и демонстративность — черты более свойственны юношам, не занимающимся спортом, тревожность и нейротизм, при этом, у них представлены слабо [12].

У юношей-спортсменов более (чем у юношей-неспортсменов) развита социальная смелость, предприимчивость, общительность, а у девушек, не занимающихся спортом, сравнительно более, чем спортсменок, выражена произвольность поведенческих реакций, низкая эрго-напряженность, — сдержанность, нефрустрированность [11].

1.4 Факторы формирования мотивации достижения успехов у спортсменов по дзюдо

Перед тем, как начать рассматривать факторы формирования мотивации достижения успехов у спортсменов, необходимо уделить внимание её формированию на разных возрастных этапах[1;19].

— Роль раннего детства:

Характеристика мотивационной структуры отдельного спортсмена затрудняется не только сложностью имеющейся у него системы ценностей, но также и возможностью влияния его прошлого опыта на формирование отношений к успеху, спорту, труду, авторитетам. По мере того как ребенок становится взрослым, степень воздействия на него различных мотивов также меняется.

Спортсмены, достигшие относительного успеха, и спортсмены высокого класса являются продуктом определенного процесса отбора [9].

Поощрения усилий ребенка (старания, доступность для него необходимого снаряжения и возможность тренироваться) зависят от его физических данных и конституции, материальных средств и. от того, какое место данный вид деятельности занимает в системе ценностей культуры или среды, в которой воспитывается ребенок.

Более того, мотивы, которые, по-видимому, влияют на физическую деятельность ребенка, часто отличаются от мотивов, обусловливающих мотивы выступления взрослого спортсмена [28].

— Влияние структуры семьи:

Семья как малая группа также может представлять собой фактор, способствующий или тормозящей развитие сильной мотивации достижения. Порядок рождения детей, размер семьи, целостность дома, как выяснилось, являются важными факторами. Разрушенные семьи и слабые узы между родителями тормозят формирование высокой мотивации достижения. Психолог или тренер должен быть хорошо информирован о том, что происходит у спортсмена в семье, чтобы правильно построить работу с ним на формирование мотивации достижения успеха.

— Влияние социальной среды:

Социальный класс, уровень образования, даже религия определяют ориентирующий на достижение «климат» каждодневной жизни. У детей особенно ярко это просматривается. Если окружающие его люди, особенно те, кого он считает авторитетом, кумиром, занимаются каким — либо спортом, то ребёнок стремится тоже не отставать от них, что в свою очередь оказывает влияние на формирование мотивации достижения успеха [22].

Основными факторами формирования мотивации достижения успеха у спортсмена являются:

· стремление к стрессу и преодоление его,

· статус,

· стремление к совершенству,

· оптимальное соотношение поощрений и наказаний,

· правильно поставленные цели,

· установка на спортивное достижение,

· честолюбие в его положительном значении,

· благоприятный социально- психологический климат,

· эмоциональность тренировочных занятий,

· особенности личности тренера,

· взаимоотношение тренера и спортсмена,

· развитие традиций в команде,

· осознание спортсменом своей полезности,

· совместное принятие решений [25].

Теперь разберём поподробнее каждый из этих факторов и приведем некоторые практические рекомендации, которые очень будут полезными как для спортивного психолога, так и для тренера.

— Стремление к стрессу и преодоление его:

Бороться, чтобы преодолеть препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха представляется, по-видимому, одним из мощных мотивов в спортивной деятельности. Многие спортсмены получают большое удовлетворение от занятий спортом и победы над соперником или при преодолении препятствий, возникающих на их пути. Психолог может прямо рассказать начинающим спортсменам о привлекательности победы над собой и соперниками. Спортсмену в начале указывают на положительное значение преодоления стресса и мотивируют его к активным занятиям спортом. Затем дается возможность достигнуть относительного успеха, он просто должен раскрыть свои возможности. Необходимо учитывать, что физический и эмоциональный стресс, которому подвергается спортсмен, не должен превышать физических и психологических возможностей организма [16].

— Статус:

Большинству спортсменов не нужно говорить, что успехи в спорте повышают их престиж в обществе. Но психологу и тренеру необходимо контролировать за тем какое место спортсмен уделяет своему статусу. Так как может развиться со временем мотив избегания неудач [27].

— Стремление к совершенству:

Занятие спортом представляет собой один из немногих путей, где молодежь может проявить свое совершенство, используя физические возможности для достижения определенных вершин. Маслоу и другие исследователи ссылались на важность самоактуализации. Гольдштейн выдвинул теорию «поведенческой первичности», согласно которой максимальное использование интеллектуальных и физических способностей человека для достижения успеха и осознания своих возможностей в какой-либо деятельности само по себе является достаточно сильным мотивом [32].

— Оптимальное соотношение поощрений и наказаний:

Поощрение и наказание являются наиболее распространенными способами мотивации человека к деятельности, особенно в спорте, нередко требующим проявления максимум возможностей. Для мотивации спортсменов тренеры довольно часто используют материальное поощрение, награды (звездочки, грамоты, грамоты, медали, поездки…).

Система поощрения, установленная тренером, может быть действенной просто потому, что спортсмены ценят время и усилия, затраченные тренером на разработку и поддержание такой системы, а не из-за материальной ценности какой-либо награды. В других случаях вручаемые звездочки, конфеты, деньги сами по себе ничего не значат, но они как бы подтверждают, что спортсмен проделал большую работу и тренер ценит его достижения [23].

При разработке системы поощрений важно правильно объяснить ее спортсменам и применять те награды, которые имеют действительную для их ценность, исключив те, которые не соответствуют уровню и возрасту спортсменов. Использовать эту систему нужно очень осторожно, чтобы поощрения распределялись справедливо, а награды и призы соответствовали уровню достижений спортсменов.

— Правильно поставленные цели:

Для мотивации достижения характерен постоянный пересмотр целей. Если посмотреть на последовательность действий, важность постоянного пересмотра целей с течением времени становится очевидной, поскольку цепь действий может прерываться на часы, дни, недели, месяцы или даже годы.

На каком бы этапе спортивного пути ни находился спортсмен, перед ним всегда необходимо ставить далекие, многолетние перспективные цели, вплоть до целей самого высокого порядка.

Каких бы успехов ни достиг спортсмен, ему постоянно надо прививать мысль, что достигнутый результат далек от его реальных возможностей. Далеко отставленная высокая цель через серию промежуточных целей в тренировочном процессе определяет постоянную установку на качественную работу на любом этапе спортивного совершенствования. Поэтапное достижение этих целей обусловливает стойкое, спокойное и уверенное состояние спортсмена. Далеко оставленная цель высокого порядка помогает спортсмену понять разницу между ближней и дальней мотивацией, спокойно пренебрегать мелкими радостями ради великого счастья большого спортивного достижения [31].

Таким образом, с каждым занимающимся следует последовательно отработать постановку разных целей — ближайших и перспективных, все более трудных, но реально достижимых, соответствующим его возможностям. Совсем не обязательно стараться везде и во всем подстраховывать спортсмена, нельзя лишать его удовлетворения от преодоления трудностей.

— Установка на спортивное достижение:

Формирование мотивов спортсмена обязательно связано с установкой на спортивное достижение. Факт достижения намеченного результата становится для спортсмена подтверждением реальности поставленной задачи и одновременно источником его ориентации на очередные результаты, определяющим степень субъективного запроса «уровень притязаний». В этом заключается значение достижений как мотивационного фактора спортивной деятельности. Посредством ориентации на конкретные результаты психолог конкретизирует задачи спортсмена и таким образом направлено влияет на формирование его спортивных мотивов. Наряду с формированием мотивов, непосредственно связанных с реализацией установки на спортивный результат, в подготовке спортсмена не менее важно обеспечить достаточно сильную мотивацию тренировочных занятий, включающих возрастающие по объему и интенсивности нагрузки. Установка на результат, даже при самом высоком «уровне притязаний» спортсмена, не переносятся автоматически на тренировочную работу. Одна из самых важных задач психолога — раскрыть спортсмену суть связи между величиной достижения и мерой «вклада» в тренировку, сделать ее очевидной для него и воспитать устремления, которые выразились бы в спортивном трудолюбии [31].

— Честолюбие в его положительном значении:

Иногда спортсмен, достигнув определенного (чаще всего высокого уровня) спортивных достижений, сохраняя внешне активность и добросовестность в тренировках, начинает думать о достаточности этих результатов. Такие мысли могут вести к формированию мотива избегания неудачи. Как только у спортсмена зарождается этот мотив, рост результатов становится маловероятным, так как исчезают установки на улучшение результатов. Формирование и поддержание мотива достижения успеха осуществляется с опорой на определенные свойства личности, и в первую очередь, на честолюбие в его положительном значении. Спортивное честолюбие и опора на него укрепляют мотивационную структуру тренировочного процесса. Развитию положительных сторон честолюбия способствует афиширование успехов спортсмена: стенды с его фотографией, таблицы рекордов, статьи в газетах, журналах, передачи по радио, телевидению [33].

— Благоприятный социально-психологический климат:

К ним относятся в первую очередь наличие сплоченного спортивного коллектива, взаимоотношения в нем, общий психологический климат, окружающий спортсмена (климат в семье, дружеской компании…).

Деловые, дружеские, благоприятные взаимоотношения между спортсменами, тренером и спортсменом, спортсменом и обслуживающим персоналом — важнейшее психологическое условие продуктивности тренировочного процесса.

— Эмоциональность тренировочных занятий:

Монотония, скука — извечные враги работоспособности. Однообразные повторения, одинаковые задания притупляют самоконтроль, собранность, а состоянии психического перенапряжения раздражают, ведут к отказам от тренировки. Любыми способами необходимо вызывать интерес к заданию, разнообразить его даже без особой методической цели, только ради борьбы с монотонней. Большое значение для подъёма эмоциональности тренировочных занятий имеет музыкальное сопровождение.

— Особенности личности тренера:

Несомненно, сильным мотивом активности и добросовестности в тренировочном процессе, поддержания длительного интереса к занятиям спортом выступает личность тренера. Наиболее важны следующие ее особенности:

1. оптимизм во всех случаях, в любых тренировочных и соревновательных ситуациях; раздражительный, вечно всем недовольный тренер не может мотивировать к большой длительной работе,

2. энтузиазм, преданность работе, любовь к своему делу,

3. умение быть гибким и многоплановым в общении со спортсменами — быть наставником, старшим товарищем, мягким и жестким(соответственно ситуации),

4. искренняя и глубокая вера в ученика, в его способность к длительной и упорной работе, в его возможности достичь большого успеха в спорте; умение вселять эту уверенность в самого спортсмена,

5. требовательное и уважительное отношение ко всем ученикам в равной мере, умение скрывать свои симпатии (или антипатии) к кому-либо из учеников [23].

— Взаимоотношение тренера и спортсмена:

Одним из факторов формирования у спортсмена мотивации достижения успеха является взаимоотношение тренера и спортсмена. Чем доверительнее отношения между ними, чем больше они уважают друг друга, понимают, тем эффективнее будет их совместная деятельность. Для спорта характерен максимализм, а он рано или поздно приводит к пресыщению деятельностью. Процесс занятий спортом постепенно перестаёт давать радость, и если у тренера и спортсмена хорошие взаимоотношения, то тренер может уловить этот момент и повлиять скорректировать этот процесс [31].

— Развитие традиций в команде: Развитие традиций команды, организация спортивных праздников, посвященных историческим датам, успехам команды, поиск интересных ритуалов и многое другое — все это хорошие мотивы для сохранения стремления оставаться в спорте и прогрессировать как можно дольше.

— Осознание спортсменом своей полезности:

Мотивация — это прежде всего понимание личностью смысла достижения наивысшего результата. Спортсмен должен осознать, какую пользу получит общество, он сам и его близкие от того, что он добьется высоких результатов. Но, к сожалению, часто смысл спортивных побед сводят к получаемым призовым вознаграждениям. Поэтому, необходимо подчеркнуть, что адекватная мотивация достижения наивысшего результата может быть сформирована за счет осознания спортсменом полезности его результатов и достижений.

— Совместное принятие решений:

Участие спортсмена в обсуждении вопросов предстоящих тренировок, отдыха, восстановительных и других мероприятий повышает активность спортсмена, его ответственность, сознательность, углубляет понимание им проблемы спортивной тренировки. Тренер затем, не приказывает делать те или иные тренировочные нагрузки, а напоминает, что спортсмен сам принимал решение и теперь их надо воплощать в жизнь.

Итак, все вышеперечисленные факторы формирования мотивации достижения успеха очень разнообразны. И если все они будут учитываться спортивным психологом или тренером, как неотъемлемые компоненты единой системы, то у спортсмена будет высокая мотивация достижения успеха в своей спортивной деятельности [31].

Поведение спортсменов, мотивированных на достижение успеха и на избегание неудачи, различается следующим образом. Спортсмены, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало, добиваться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в неё включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. У таких спортсменов в их когнитивной сфере обычно имеется стойкое ожидание успеха. Берясь за какую-нибудь работу, они обязательно рассчитывают на то, что добьются успеха и уверены в этом. Они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, а связанная с этим работа вызывает у них положительные эмоции. Для них, кроме того, характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели. Совершенно иначе ведут себя спортсмены, мотивированные на избежание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их мысли и действия подчинены именно этой цели. Спортсмен, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. В результате он часто оказывается не победителем, а побежденным, в целом — жизненным неудачником. Согласно Х. Хекхаузену, спортсмены, мотивированные на достижение успеха, в ситуации выбора между немедленным, но малым вознаграждением, или большим, но отсроченным по времени, выбирают последнее, а люди с низкой склонностью к достижению, отличаются большей привязанностью к настоящему и меньшей способностью отсрочить удовлетворение. Также отмечено, что мотивированные на успех склонны фокусироваться на «большой цели», они также предпочитают задания, охватывающие больший период времени, требующие планирования, процесса принятия решения. Они не нуждаются в быстром достижении успеха, более того, они могут достаточно долго ждать. Имеются определенные различия в объяснениях своих успехов и неудач людьми с выраженными мотивами достижения успеха и избежания неудачи. В то время, как, стремящиеся к успеху чаще приписывают свой успех имеющимся у них способностям, избегающие неудач обращаются к анализу способностей как раз в противоположном случае. Опасающиеся неудачи свой успех скорее склонны объяснять случайным стечением обстоятельств, в то время как стремящиеся к успеху подобным образом объясняют свою неудачу [12; 40].

1.5 Критерии успешности спортсменов по дзюдо

Успешность выступления спортсменов по дзюдо требует не только высокого уровня физической, технической, тактической подготовки, но и максимального напряжения психических функций, лежащих в основе психологической подготовленности спортсмена. Важно отметить, что именно психологический фактор играет решающую роль в напряженных поединках.

В предсоревновательной подготовке борцов большая часть занятия уделяется физической и технической подготовке, индивидуализации тренировочного процесса. Психологическая подготовленность спортсмена к соревнованию не ограничивается его мотивацией или эмоциональным состоянием, она включает в себя комплекс психологических характеристик, отражающих состояние спортсмена в целом. Поэтому психологическая подготовка спортсмена к соревнованию должна включать в себя комплексную диагностику составляющих психологической подготовленности спортсмена и их коррекцию с целью приведения спортсмена к оптимальному боевому состоянию [2].

Для повышения надежности критериев успешности обычно используют несколько показателей, характеризующих разные стороны проявления силы нервной системы. Значительным дополнением к экспериментальным показателям свойств, и в частности силы нервной системы, могут служить так называемые жизненные критерии. Это различные параметры поведения и деятельности человека, имеющие тесные статистически значимые связи с лабораторными показателями свойств нервной системы. Приводим основные жизненные критерии силы нервной системы:

а) сохранение высокого уровня работоспособности при длительной напряженной работе в условиях преодоления трудностей;

б) быстрота восстановления хорошей работоспособности;

в) отсутствие страха, сохранение или повышение положительного эмоционального тонуса, бодрости и уверенности в новых или трудных и ответственных положениях;

г) снижение чувствительности к слабым воздействиям, отсутствие душевной ранимости;

д) сопротивляемость к отвлекающим раздражителям, устойчивое концентрированное внимание;

е) склонность к овладению все новым материалом, получению новых впечатлений [5].

Тщательные наблюдения за своими воспитанниками в разных условиях их деятельности позволят тренеру сделать предварительный диагноз о силе их нервных процессов.

Существует две основные группы общих свойств личности спортсмена, условно названные В.Э. Мильман первичными и вторичными факторами, в соответствии с тем, насколько тесно они связаны с компонентами психической надёжности. При этом вторичные личностные факторы имеют связи лишь с отдельными компонентами надёжности.

К числу первичных факторов относятся такие, как:

1 отсутствие напряжённости, устойчивость поведения и настроения,

2 собранность.

Среди вторичных факторов выделяют:

1 агрессивность,

2 напор,

3 положительный эмоциональный тонус,

4 контролируемая активность[16].

Интересно, что с ростом спортивного мастерства значение личностных свойств для обеспечения спортивной надёжности ослабевает. В частности, для борцов высшей квалификации, обладающих относительно высоким уровнем силы нервной системы, типична высокая степень эмоциональной устойчивости. Такие борцы, как правило, не только не снижают, а даже увеличивают эффективность деятельности в условиях повышения нервно-психической напряженности во время крупнейших международных турниров. В то же время борцы со слабой нервной системой обычно снижают уровень деятельности при возникновении острых, напряженных, ответственных и необычных ситуаций, в условиях сильной стимуляции или самостимуляции на достижение успеха.

Спортсмены с сильной нервной системой наибольшего успеха достигают, когда их деятельность сопровождается предельными физическими и психическими напряжениями, с неожиданными и резкими изменениями ситуаций, с достаточно сильной стимуляцией и самостимуляцией. Для них больше подходят упражнения взрывного характера с максимальной концентрацией усилий во времени. Они могут достигать большей эффективности после отдельных, случайных неудач, срывов, чем после длительных постоянных успехов. Монотонность, однообразие и покой, как правило, оказывают отрицательное влияние на деятельность спортсменов с сильной нервной системой. Учитывая эти особенности, тренеры могут вносить коррективы в процесс подготовки борцов к соревнованиям с сильной нервной системой и подбирать соответствующие способы и приемы управления ими во время турнира [14].

Таких спортсменов, видимо, не следует успокаивать, помня, что именно высокий уровень возбуждения является для них оптимальным и в наибольшей степени благоприятствует успеху их деятельности. Спортсмены с относительно слабой нервной системой обладают, как правило, высокой абсолютной чувствительностью, что дает им определенные преимущества над сильными. Это преимущество более заметно обычно в условиях относительного эмоционального покоя. Возникновение сильных и неожиданных эмоциогенных раздражителей, что типично для обстановки крупнейших турниров, зачастую приводит к дезорганизации поведения и деятельности, к значительному снижению ее эффективности у слабых борцов, имеющих подчас очень высокую квалификацию.

Естественно, что излишняя стимуляция, частое акцентирование внимания таких спортсменов на необходимости победы, на возможных последствиях неудачи и т. п. вряд ли приведут к успеху. Скорее наоборот, большую пользу могут оказать чуткое, внимательное отношение к такому спортсмену, снятие с него ответственности за исход поединка и пр., то есть средства, направленные на оптимизацию его состояния [15].

Существенное значение для обеспечения психической надёжности деятельности спортсменов в ряде видов спорта играет перцептивная устойчивость, трактуемая как способность сохранять отчётливое восприятие различных компонентов движений в условиях повышенных физических нагрузок.

В психологическом значении этого слова надёжность может рассматриваться как способность к сохранению оптимального рабочего состояния индивида и устойчивость эффективности деятельности в экстремальных условиях.

На динамику спортивных достижений в дзюдо влияет ряд следующих факторов.

Моральные критерии:

1 бескорыстная честность,

2 правдивость,

3 прилежность.

Интеллектуальные критерии:

1 успеваемость,

2 рассудительность,

3 внимательность,

4 любознательность.

Обобщённые критерии:

1 физическая подготовленность,

2 координационная одарённость,

3 успехи в элементарных видах соревнований.

Волевые критерии:

1 бесстрашие,

2 упорство [22; 25].

Таким образом, на основе анализа изученной нами литературы, критериями успешности дзюдоистов являются:

1 Индивидуальная одаренность (выражается в способностях к занятиям дзюдо);

2 Степень подготовленности к спортивным достижениям (зависит от эффективности спортсмена на тренировках и соревнованиях);

3 высокий уровень работоспособности;

4 быстрота восстановления;

5 отсутствие страха;

6 концентрированное внимание;

7 склонность к получению новых знаний и впечатлений;

8 собранность;

9 напор;

10контролируемая активность;

11 рассудительность;

12 упорство.

ГЛАВА 2. Изучение характерологических свойств спортсменов по дзюдо с разной степенью их успешности

2.1 Процедура проведения исследования

Как было отмечено выше, основными задачами эмпирической части работы явились:

— подбор эмпирического инструментария;

— проведение эмпирического исследования;

— интерпретация результатов.

В соответствии с выдвинутой гипотезой о том, что характерологические особенности спортсменов по дзюдо в связи с разной степенью их успешности различаются, мы использовали следующие методы:

1) экспертную оценку;

2) тестирование (Опросник УСК Дж. Роттера и 16-факторный опросник Кеттелла).

Для определения степени успешности дзюдоистов мы использовали метод экспертной оценки. Для проведения экспертной оценки были использованы критерии успешности дзюдоистов. Бланк экспертной оценки выглядел следующим образом.

БЛАНК ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ УСПЕШНОСТИ ДЗЮДОИСТА

Вам предлагаются критерии успешности дзюдоиста. Просим Вас выступить в роли эксперта. Отметьте (обведите кружком), пожалуйста, выраженность каждого критерия у указанного спортсмена, используя 10-ти бальную шкалу, где 1 балл — признак абсолютно не выражен у спортсмена, 10 баллов — признак выражен у спортсмена в полной мере.

ФИО эксперта ________________должность эксперта_______________

Бланк экспертной оценки степени успешности дзюдоиста______________________ (Ф.И.О. спортсмена)

Содержание критерия успешности дзюдоиста

Выраженность критерия

1

Индивидуальная одаренность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

не выражен выражен

2

Степень подготовленности к спортивным достижениям

не выражен выражен

3

Высокий уровень работоспособности

не выражен выражен

4

Быстрота восстановления

не выражен выражен

5

Отсутствие страха

не выражен выражен

6

Концентрированное внимание

не выражен выражен

7

Склонность к получению новых знаний и впечатлений

не выражен выражен

8

Собранность

не выражен выражен

9

Напор

не выражен выражен

10

Контролируемая активность

не выражен выражен

11

Рассудительность

не выражен выражен

12

Упорство

не выражен выражен

При проведении экспертной оценки степени успешности спортсменов по дзюдо в качестве экспертов выступили 2 тренера и сам спортсмен. Обратимся к описанию психодиагностических методик.

1)Опросник УСК (уровень субъективного контроля) Джулиана Роттера.

Авторами методики являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд. В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Однако у Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: локус контроля одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. При разработке методики УСК авторы исходили из того, что иногда возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля в различных по типу ситуациях. Это положение имеет и эмпирические подтверждения. В связи с этим разработчики теста предложили выделить в методике диагностики локуса контроля субшкалы. Цель данной методики: определить уровень субъективного контроля [3; 29].

В нашей работе мы использовали следующие шкалы:

— шкала интернальности в области достижений (Ид).

— шкала интернальности в области неудач (Ин).

2) Методика многофакторного исследования личности с помощью 16-факторного опросника Кеттелла.

Опросник Кеттелла является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты [24;35].

Для нашего исследования были выбраны следующие факторы:

ФАКТОР «Е» — «Подчиненность»/ «Доминантность»; ФАКТОР «Н» — «Робость»/ «Смелость»; ФАКТОР «I» — «Жесткость» / «Чувствительность»; ФАКТОР «Q3» — Низкое самомнение / Высокое самомнение.

В нашем исследовании приняли участие 30 человек мужского пола, в возрасте от 16 до 18-ти лет.

Для определения различий характерологических особенностей спортсменов по дзюдо в связи с разной степенью их успешности мы использовали математическую обработку данных с применением методов математической статистики — U-критерия Манна-Уитни (с помощью программы «Statistica», версия 6.0).

U-критерий Манна-Уитни — непараметрический критерий, предназначенный для сравнения независимых выборок. С его помощью мы определим, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами (ранжированным рядом значений параметра в первой выборке и таким же во второй выборке).

Чем меньше значение критерия, тем вероятнее, что различия между значениями параметра в выборках достоверны.

Можно отметить, что практически все респонденты проявили заинтересованность и желание проконсультироваться по итогам тестирования. Это обстоятельство может свидетельствовать о серьезном, ответственном отношении к исследованию, что, в свою очередь, повышает достоверность выявленных результатов.

После описания выборки, методик и процедуры исследования переходим к описанию полученных результатов.

2.2 Результаты исследования

Для определения степени успешности дзюдоистов нами были вычислены средние значения успешности каждого спортсмена. К высоко успешным дзюдоистам мы отнесли спортсменов, среднее значение успешности которых составило ? 7; к средне успешным дзюдоистам — 4 < среднее значение успешности < 7; к низко успешным дзюдоистам — среднее значение успешности составило ? 4.

В результате подсчетов было выявлено 7 дзюдоистов с низкой степенью успешности, 13 спортсменов по дзюдо со средней степенью успешности и 10 с высокой степенью успешности.

Таким образом, результаты по методикам считаем целесообразно обсуждать в связи с разной степенью успешности спортсменов по дзюдо (по группам).

Ниже приведена таблица многофакторного исследования личности Р. Кеттелла, на основе которой мы будем проводить анализ спортсменов с разной степенью успешности.

Таблица 1. Многофакторного исследования личности Р. Кеттелла.

Факторы

Испытуемые с высокой степенью успешности, %

Испытуемые со средней степенью успешности, %

Испытуемые с низкой степенью успешности, %

E

Подчиненность

20

40

65

Доминантность

80

60

35

H

Робость

10

30

50

Смелость

90

70

50

I

Жесткость

70

50

50

Чувствительность

30

50

50

Q3

Низкое самомнение

30

50

60

Высокое самомнение

70

50

40

2.2.1 Результаты исследования низко успешных спортсменов по дзюдо

По методике «Определение уровня субъективного контроля Дж. Роттера» у испытуемых спортсменов с низкой степенью успешности было выявлено, что у 60% низкие показатели по шкале интернальности в области достижений и у 60% высокие показатели по шкале интернальности в области неудач (Таблица 2).

Данные показатели в области достижений свидетельствуют о том, что подростки приписывают свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей, а по шкале интернальности в области неудач- высокие показатели, что говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях.

Теперь проанализируем результаты, полученные по методике «многофакторного исследования личности Р. Кеттелла» (Таблица 1).

65% спортсменов (Фактор Е): подростки мягкие, кроткие, послушные, услужливые, любезные; застенчивые, уступчивые, зависимые; берет вину на себя, безропотные, пассивные.

50% спортсменов (Факторам Н и I): результаты испытуемых спортсменов оказались равными, это говорит о том, что подростки могут быть и смелыми, и робкими, жесткими и чувствительными не зависимо от степени их успешности.

60% спортсменов (Фактор Q3): подростки небрежные, неточные, следуют своим побуждениям, не считается с общественными правилами, не внимательны, не дисциплинированы.

2.2.2 Результаты исследования средне успешных спортсменов по дзюдо

Согласно методике Дж. Роттера было выявлено, что у испытуемых спортсменов со средней степенью успешности у 80% высокие показатели по в шкале интернальности в области достижений и у 70% низкие показатели по шкале интернальности в области неудач (Таблица 2).

Следовательно, можно сказать, что у спортсменов с средней степенью успешности по шкале интернальности в области достижений — высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. И по шкале интернальности в области неудач низкие показатели свидетельствуют о том, что подростки склонны приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

Теперь проанализируем результаты, полученные по методике «многофакторного исследования личности Р. Кеттелла» (Таблица 1).

60 % спортсменов (фактор Е) умеют отстоять свою точку зрения, верят в себя и свои способности, обладают такими качествами как: Пробивной, самоуверенный, твердый, серьезный, неуступчивый, оригинальный, неподатливый, сам для себя является «законом»

70% спортсменов (фактор Н) индивид считает себя уверенным в своих силах, имеет чувство собственной полноценности, любит работать в контакте с людьми, предпочитает иметь много друзей. Авантюрный, легко знакомится с людьми, реактивный, бодрый.

50% спортсменов (Факторам I и Q3): результаты испытуемых спортсменов оказались равными, это говорит о том, что подростки могут быть жесткими и чувствительными, с низким или высоким самомнением не зависимо от степени успешности.

2.2.3 Результаты исследования высоко успешных спортсменов по дзюдо

По методике «Определение уровня субъективного контроля Дж. Роттера» было выявлено, что у 90% испытуемых спортсменов с высокой степенью успешности высокие показатели по шкале интернальности в области достижений и у 70% низкие показатели по шкале интернальности в области неудач (Таблица 2).

О высоко успешных спортсменах можно сказать, то они имеют по шкале интернальности в области достижений — высокие показатели. Это говорит о высоком уровне субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Данный тип был подробно разобран выше, так как лн свойственен и людям со средней успешностью в данной сфере.

Теперь проанализируем результаты, полученные по методике «многофакторного исследования личности Р. Кеттелла» (Таблица 1).

80 % спортсменов с высокой степенью успешности (фактор Е) умеют отстоять свою точку зрения, верят в себя и свои способности, поэтому часто оказывается не зависимым, редко подчиняются обязанностям. Такая активность говорит о психическом равновесии. Успешность обучения во всех возрастных группах.

90% спортсменов (фактор Н) имеют минимальную чувствительную симпатическую нервную систему, что делает их сильными на любую угрозу. Индивид считает себя уверенным в своих силах, имеет чувство собственной полноценности, любит работать в контакте с людьми, предпочитает иметь много друзей, любит большие компании, умеет поддерживать контакты с широким кругом людей.

70% спортсменов (Фактор I): спортсмены мужественные, самоуверенные, действуют практично и логично, не обращают внимания на физические недомогания.

70% спортсменов (Фактор Q3): присущи организованность, умение хорошо контролировать свои эмоции и поведение. Человек действует планомерно и упорядоченно, упорно преодолевает препятствия, не разбрасывается, начатое дело доводит до конца.

2.3 Сравнительный анализ характерологических особенностей спортсменов по дзюдо в связи с разной степенью их успешности

Для сравнения возьмем три рассматриваемые группы спортсменов-дзюдоистов две шкалы: шкала интернальности в области достижений (Ид) и шкала интернальности в области неудач (Ин).

По показателям этих двух шкал сравним попарно группы спортсменов. Для этого воспользуемся U-критерием Манна-Уитни.

Таблица 2. Шкалы интернальности в области достижений (Ид) и неудач (Ин).

Ид

Ин

Ид

Ин

Ид

Ин

1

15

26

8

17

15

21

30

1

2

4

9

9

27

19

22

24

5

3

18

18

10

19

7

23

15

4

4

17

14

11

16

9

24

19

16

5

3

15

12

29

28

25

29

3

6

23

13

13

21

13

26

26

5

7

5

27

14

13

15

27

15

17

15

14

27

28

28

2

16

29

23

29

31

16

17

26

10

30

23

3

18

15

18

19

28

24

20

14

8

В таблице 2 приведены шкалы интернальности в области достижений (Ид) и неудач (Ин), переведенные в десятибалльную систему. В этой системе средняя по нормативной выборке принимается за 5,5 стена, а половина стандартного отклонения приравнивается к одному стену. Первый столбец (1-7) — показатели низкоуспешных спортсменов, второй столбец (8-20) — показатели спортсменов со средней степенью успешности, и третий столбец (21-30) — показатели высокоуспешных спортсменов.

Произведем вычисления для сравнения спортсменов с низкой степенью успешности и спортсменов со средней степенью успешности по шкале Ид с помощью критерия Манна-Уитни. Для этого представим полученные результаты в виде таблицы, в которой произведем ряд необходимых расчетов:

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

15

7.5

17

10.5

2

4

2

27

17

3

18

12

19

13

4

17

10.5

16

9

5

3

1

29

19.5

6

23

15

21

14

7

5

3

13

4

8

14

5.5

9

29

19.5

10

26

16

11

15

7.5

12

28

18

13

14

5.5

Суммы:

51

159

Подсчитаем общую сумму рангов: 51 + 159 = 210

Выполним проверку расчета сумму рангов по формуле:

Расчетные суммы совпали, таким образом, ранжирование выполнено правильно.

Наибольшая по величине ранговая сумма = 159 — это Rmax

Вычислим Uэмп по формуле:

Где n1 — численное значение первой выборки;

n2 — численное значение второй выборки;

Rmax — наибольшая по величине сумма рангов;

nx — количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

спортсмен дзюдо успешность

В нашем случае n1=7 и n2 = 13, по статистической таблице находим критические значения:

UКр

p?0.01

p?0.05

16

24

Вывод: выявлены статистически значимые отличия на 0,05 уровне между группами испытуемых по субшкале интернальности — область достижений (Ид).

Далее проведем сравнительный анализ этой же группы спортсменов по шкале интернальности в области неудач (Ин).

Для этого воспользуемся U-критерием Манна-Уитни. Представим полученные результаты в виде таблицы, в которой произведем ряд необходимых расчетов:

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

26

19

15

10

2

9

2.5

19

18

3

18

16.5

7

1

4

14

7.5

9

2.5

5

15

10

16

13

6

13

6

10

4

7

27

20

15

10

8

17

15

9

16

13

10

14

7.5

11

16

13

12

18

16.5

13

12

5

Суммы:

81.5

128.5

Результат: UЭмп = 37.5

Критические значения

UКр

p?0.01

p?0.05

16

24

Ось значимости:

Размещено на

Вывод: статистически значимых отличий между группами испытуемых по субшкале интернальности — область неудач (Ин) не выявлено.

Теперь проведем сравнительный анализ спортсменов с низкой (столбец 1 таблица 2) и высокой (столбец 3 таблица 2) степенью успешности по шкале интернальности в области достижений с помощью U-критерия Манна-Уитни. Для этого представим полученные результаты в виде таблицы, в которой произведем ряд необходимых расчетов:

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

15

5

30

16

2

4

2

24

12

3

18

8

15

5

4

17

7

19

9

5

3

1

29

15

6

23

10.5

26

13

7

5

3

15

5

8

28

14

9

31

17

10

23

10.5

Суммы:

36.5

116.5

Результат: UЭмп = 8.5

Критические значения

UКр

p?0.01

p?0.05

11

17

Ось значимости:

Размещено на

Вывод: выявлены статистически значимые отличия между группами испытуемых по субшкале интернальности — область достижений (Ид).

Теперь проведем сравнительный анализ спортсменов с низкой (столбец 1 таблица 2) и высокой (столбец 3 таблица 2) степенью успешности по шкале интернальности в области неудач с помощью U-критерия Манна-Уитни. Для этого представим полученные результаты в виде таблицы, в которой произведем ряд необходимых расчетов:

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

26

14

1

1

2

30

17

5

6.5

3

28

16

4

5

4

14

9

16

12

5

15

10.5

3

3.5

6

13

8

5

6.5

7

27

15

17

13

8

2

2

9

15

10.5

10

3

3.5

Суммы:

89.5

63.5

Результат: UЭмп = 8.5

Критические значения

UКр

p?0.01

p?0.05

11

17

Ось значимости:

Размещено на

Теперь проведем сравнительный анализ спортсменов с средней и высокой степенью успешности по шкалам интернальности в области достижений (Ид) и неудач (Ин) с помощью U-критерия Манна-Уитни.

Начнем со шкалы Ид. Данные так же берем из таблицы 2.

Для начала проведем сортировку и ранжирование данных. В результате получим следующее:

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

17

8

30

22

2

27

16

24

13

3

19

9.5

15

5

4

16

7

19

9.5

5

29

20

29

20

6

21

11

26

14.5

7

13

1

15

5

8

14

2.5

28

17.5

9

29

20

31

23

10

26

14.5

23

12

11

15

5

12

28

17.5

13

14

2.5

Суммы:

134.5

141.5

Результат: UЭмп = 43.5

Критические значения

UКр

p?0.01

p?0.05

27

37

Ось значимости:

Размещено на

Вывод: статистически значимых отличий между группами испытуемых по субшкале интернальности — область достижений (Ид) не выявлено.

И, наконец, последнее сравнение мы проведем между теми же двумя группами спортсменов, а именно со средней и высокой степенями успешности, но теперь по шкале Ид.

Итак, в результате сортировки и ранжирования мы получаем:

Выборка 1

Ранг 1

Выборка 2

Ранг 2

1

15

13.5

1

1

2

19

19

5

6.5

3

7

8

4

5

4

9

10

16

15.5

5

28

23

3

3.5

6

13

12

5

6.5

7

15

13.5

17

17

8

27

22

2

2

9

23

20

16

15.5

10

10

11

3

3.5

11

18

18

12

24

21

13

8

9

Суммы:

200

76

Результат: UЭмп = 21

Критические значения

UКр

p?0.01

p?0.05

27

37

Ось значимости:

Размещено на

Вывод: Выявлены статистически значимые изменения между испытуемыми группами.

На основании проведенного математического анализа статистических данных спортсменов с разной степенью успешности можно сказать, что у подростков спортсменов характерологические особенности в связи с разной степенью их успешности различаются. В данной работе был проведен сравнительный анализ по U-критерию Манна-Уитни попарно трех групп спортсменов по двум шкалам (Ид и Ин).

Таким образом, было просчитано 6 U-критериев, 4 из которых выявили значительные отличия.

Таким образом, наша гипотеза о том, что характерологические особенности спортсменов по дзюдо в связи с разной степенью их успешности различаются подтвердилась.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В данной работе были рассмотрены теоретические аспекты формирования спортивных достижений и их влияние на формирование характерологических свойств личности. Было доказано практически с помощью методов психологического исследования, а так же подтверждено методами математической статистики отличия в формировании характера спортсменов с разной степенью успешности. В своей работе я разделила спортсменов в соответствии со следующей классификацией:

— низкоуспешные спортсмены;

— спортсмены со средней степенью успешности;

— высокоуспешные спортсмены. На основании проведенных исследований могу сказать, что чем выше степень успешности спортсмена, тем больше в его характере преобладают следующие особенности: высокое самомнение, смелость, жесткость и доминантность. Спорт в наши дни — один из наиболее престижных и популярных видов деятельности. В современных условиях он перестал играть роль просто зрелища и превратился в реальную силу, влияющую на жизнь общества, менталитет не только отдельных личностей, но и целых государств. Его общественные функции необычайно многочисленны и разнообразны. Данное обстоятельство делает общетеоретические проблемы спорта чрезвычайно важными — масштабность спортивной практики требует соответствующего масштаба теоретической базы, на основе которой данная практика осуществляется.

Рассмотренные в работе аспекты спортивной жизни тоже, на мой взгляд имеют немаловажное значение для спортивной жизни в целом. Влияние, оказываемое на подростков их же успешностью в спорте оказывает непосредственное влияние на формирование их характера, и, как следствие, от этого зависит их успешность в спорте, да и вообще в жизни.

Однако развитие и формирование данных параметров, к которым относятся характерологические особенности личности спортсменов, их способности и другие психические свойства, является практической деятельностью спортивных руководителей. Хотелось бы, чтобы результаты проведенных в данной работе исследований тоже учитывались и им придавалось нужное значение, ведь формирование характера у подростка — это важно, от этого зависит успех каждого из ни в частности, а, в свою очередь, каждый из них формирует общий успех целых поколений. ЛИТЕРАТУРА 1. Аболин Л.М. О диагностике психических состояний спортсменов //Ежегодник: Спортивная борьба.- М., ФиС, 1976. с.54-56. 2. Агеев В.С. — Атрибуция ответственности за успех и неудачу группы в межгрупповом взаимодействии // Вопросы психологии. 1982. N 6. с.101-106. 3. Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. — Метод исследования уровня субъективного контроля // Психол. журн. 1984. N 3. с.152-162. 4. Блеер А.Н. Средства и методы совершенствования соревновательной надёжности борцов греко-римского стиля. Автореф. дисс.канд.пед.наук. М.,1998. с.20. 5. Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. -М.:ФиС,1980. с.127. 6. Быков С.В., Алашеев С.Ю. — Статья: «Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах». Проект «Социологический журнал». №1, 2003 г. с. 28-39. 7. Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» // Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. — СПб.: Питер, 2000. — с. 175-180. 8. Волков В.М. Актуальные вопросы биологии спортивного отбора //Теория и практика физ.культуры. 1974. — N 3. с.18. 9. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. М.: ФИС., 1983.с.175. 10. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. — 2-е изд. — М.: КДУ, 2005. с.400. 11. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии, 1994, № 3. С 11. 12. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. С 154-166, 281- 288. 13. Грошенков С.С. О методах и организации отбора в ДЮСШ по классической борьбе. М. :ВНИИФК,1970. С. 34. 14. Гуревич К.М. О валидности лабораторных проб силы и баланса нервных процессов //Типологические особенности высшей нервной деятельности. М.: 1965. Т. 4. С. 23-33. 15. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1979.с. 249. 16. Дашкевич О.В., Черникова О.А. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена. -М.: Физкультура и спорт, 1971. С.47. 17. Дзюдо: программа для учреждений дополнительного образования и спортивных клубов Национального Союза дзюдо и Федерации дзюдо России / Авт. — сост. С.В. Ерегина и др. — М.: Советский спорт, 2005. С 244-268. 18. Дзюдо: программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Авт. — сост. С.В. Ерегина и др. / Национальный союз дзюдо. — М.: Советский спорт, 2006. С 198-212. 19. Дубровина З.В., Блинова Л.Т., Макарова Л.П. и др. О способах определения комплексов психофизиологических критериев профессиональной пригодности.// Физиология человека. 1987,т. 13, N 2. С. 278 — 283. 20. Европейская спортивная политика: базовые принципы современного демократического спортивного законодательства в духе Европейской спортивной Хартии / Под общ. ред. В. Б. Шестакова, Р. Р. Вайнгертне-ра. — М., 2005. — С. 13-17. 21. Ерегина С. В. Теоретические основы профессиональной ориентации студентов физкультурных вузов. — М.: Эслан, 2005. С 129- 144. 22. Ерегина С.В., Тарасенко К.Н. Комплексная оценка физической подготовленности дзюдоистов // Детский тренер, 2007, № 2. С 47-51. 23. Зеер Э.Ф. Психология профессий. — Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. проф. — пед. ун-та, 1997. С 240- 243. 24. Кроте М.С., Александе Д.Ф. Экспериментальное исследование индивидуальных психологических особенностей спортсмена. -М.:3нание,1982. С.49. 25. Кульмагамбетов Э.В., Тужилкин Ю.В. По каким критериям происходит отбор на зачисление в оперативно-боевые подразделения Управлений физической защиты ФСНП России.- УФЗ ФСНП РФ. -Уфа. 1997.с.14. 26. Маршцук Ю.М. Методики психодиагностики в спорте. -М.:Просвещение,1984. С.191. 27. Некрасов В.П., Никифоров Ю.Б. средства и методы восстановления психической работоспособности борцов //Ежегодник: Спортивная борьба. -М.:ФИС,1986. С.57-61. 28. Немов Р.С. — «Психология. В 3 книгах. Книга 3. » — 3-е изд. — М.: Владос-пресс, 2004. С.394-402. 29. Пантилеев С.Р. — Методы измерения локуса контроля // Общая психодиагностика / Под ред.А. А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд. МГУ, 1987. с.18, 23, 278-285. 30. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. — М.: Советский спорт, 2005. — С. 590-591. 31. Психология труда / Под ред. А.В. Карпова. — М.: Владос-Пресс, 2003. с 352. 32. Путин В.В., Шестаков В.Б., Левицкий А.Г. Учимся дзюдо с Владимиром Путиным. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. С. 6-10, 11-21, 47. 33. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. — ПРАКТИКУМ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. С 45-48, 68-73. 34. Петровский А.В. — Общая психология. Словарь. // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. — сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. с 251. 35. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара: «БАХРАХ-М», 2001. С 18-22. 36. Реан А.А. — Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособ. — СПб; Изд-во СПб ун-та 2001г. с 224-245. 37. Рудик П.А. Воспитание волевых качеств и психологическая подготовка спортсмена в процессе тренировки. М.: 1961. С.3. 38. Собчик Л.Н. — Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений. Практическое руководство. СПб., 2002. С.47 — 58. 39. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: Методическое руководство. — М.: ИКА «Москва», 1990. С.48. 40. Столин В.В. — Самосознание личности. М.: Изд. МГУ, 1983. с.247. 41. Семенов Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков: биологические и психолого-педагогические аспекты. — М.: Советский спорт, 2005. С. 133,158, 222. 42. Филин В.П. Некоторые аспекты проблемы исследований отбора юных спортсменов // Материалы международ, науч. симпозиума по проблеме «Системы отбора и спортивной ориентации юных спортсменов». -М.-.ВНИИФК, 1975. С. 9- 25. 43. Яровицкий В. 100 великих психологов. — М.: Вече, 2004. С 99-105.

Размещено на