Тема 3. Эргономика офиса

1. Понятие эргономики.

2. Организация рабочих мест сотрудников офиса.

3. Закрытая, открытая и комбинированная планировки офиса.

4. Интерьер основных функциональных зон офиса.

1. Понятие эргономики

Эргономика изучает деятельность человека в условиях производства в

целях оптимизации орудий, условий и процессов труда.

Эргономические требования направлены на то, чтобы обеспечить максимальное удобство в работе при минимальных затратах времени и сил.

Условия труда – это совокупность элементов производственной среды,

влияющих на работоспособность и здоровье человека в процессе труда.

При планировании и оснащении офиса следует учитывать требования

охраны труда.

Эти требования связаны с такими чертами офисного труда, как:

. высокая интенсивность, сочетающаяся с неравномерным распределением трудовой нагрузки в течение рабочего дня и недели;

. выполнение работы в условиях ограниченного пространства и искус-

ственного микроклимата;

. процесс работы характеризуется быстрой сменяемостью задач, резким

изменением их приоритета и условий выполнения, что способствует усилению уровня интеллектуального и эмоционального напряжения;

. широкая автоматизация офисного труда;

. монотонность офисного труда, сочетающаяся с ограниченной физиче-

ской активностью (подвижностью).

Для нейтрализации негативных последствий вышеперечисленных особенностей офисного труда необходимо четко придерживаться требований действующего законодательства РФ по охране труда в офисе:

. Трудовой кодекс РФ (раздел 10, «Охрана труда»);

. федеральные санитарные правила, нормы и гигиенические нормати-

вы, разработанные Госкомэпиднадзором РФ, на различные виды про-

изводственной деятельности;

. правила противопожарной безопасности.

Факторы, влияющие на условия труда

1) санитарно-гигиенические:

. температура зимой +18–21 °С, летом +23–25 °С;

. влажность 30–60 %;

. скорость движения воздуха 0,2 м/сек;

. норма расхода воздуха на одного человека при работе в офисе –

40 м3/ч;

. воздухообмен – нормальный (проветривание, вентилирование, конди-

ционирование);

. освещение (min N освещенности – 300–500 люкс) естественное и ис-

кусственное;

. 6 м2 на одно рабочее место для пользователя компьютером;

9 стр., 4235 слов

Цель: усвоить материал о предмете, задачах и методах психологического ...

... часть медицинской психологии: 1) Общая психология – изучает психическую функцию человека; биоритмы ее психической активности; психическое и психосексуальное развитие; личность и ... исследование - это искусственное создание условий, которые обнаруживают особенность психической деятельности человека в болезненных состояниях. При выборе методики экспериментально психологического исследования играют ...

. расстояние до экрана монитора (при работе) – 50–70 см;

. непрерывное время работы за ПК – не более 2 часов, обязательные

перерывы;

. цвет окружающих предметов и поверхностей (легкие переходы без

резких контрастов, что снижает зрительное утомление; верхняя зона –

светлые тона, нижняя – более темные);

. уровень шума – не более 65 дБ;

2) психофизические факторы имеют в своей основе рациональное рас-

пределение нагрузки в течение рабочего дня (фазы работоспособности:

фаза врабатывания, фаза устойчивого рабочего состояния, фаза снижения

работоспособности; необходимо чередование режима труда и отдыха);

3) психологические факторы основаны на характере взаимоотношений в

коллективе офиса, сложившемся стиле руководства, системе контроля и др.;

4) социально-бытовые факторы отражают уровень заботы руководства

офиса о комфортности труда сотрудников, включают меры по охране

труда и здоровья персонала, организацию питания, отдыха, медицинского

обслуживания и др.;

5) технические факторы определяются уровнем оснащенности рабочих

мест современной оргтехникой, средствами связи и оборудованием;

6) эстетические факторы предполагают высокий уровень оформления

помещения офиса, соответствующий требованиям современного дизайна.

2. Организация рабочих мест сотрудников офиса

Принципы организации рабочего места

Рабочее место – зона трудовой деятельности сотрудника, оснащенная

необходимыми средствами для выполнения должностных обязанностей.

Организация рабочего места – это система мероприятий по оснащению

рабочего места средствами и предметами труда и их функциональному разме-

щению с учетом антропометрических данных исполнителя.

Организация рабочих мест офисных сотрудников заключается в обеспечении рационального устройства и планировки служебных помещений, оснащении рабочих мест необходимой мебелью и современными средствами оргтехники.

Основные факторы при разработке рабочего места:

. технология и характер выполняемых работ;

. взаимосвязи в процессе труда;

. правила пожарной безопасности и промышленной санитарии;

. специфические требования органов государственного надзора к спе-

циальным помещениям и службам.

Согласно рекомендациям ученых, для рациональной организации рабочих мест необходимо:

. располагать как можно ближе друг к другу структурные подразделе-

ния со смежным характером работ, а также рабочие места сотрудни-

ков, имеющих между собой наиболее частые деловые контакты;

. отделы, которые в силу специфики выполняемых работ связаны с

приемом сторонних посетителей: например, отдел кадров, АХЧ, отдел

7 стр., 3084 слов

Негативные факторы в системе ‘человек — среда обитания’

... на рабочих местах 3. Средства пожарной сигнализации 4. Задача Список использованной литературы 1. Негативные факторы в системе "человек-среда обитания" Допустимое воздействие вредных факторов на ... и здоровью будущих поколений. Совокупность и уровень различных факторов производственной среды существенно влияют на условия труда, состояние здоровья и заболеваемость работающих. Особенности возникающих ...

МТО располагать в нижних этажах здания вблизи входов;

. при размещении структурных подразделений учитывать возможность

расширения, установки дополнительного оборудования, а также орга-

низации новых отделов;

. при размещении рабочего места учитывать нормативную площадь на

одного работающего, правильную освещенность (естественный свет

должен падать слева или спереди), незагроможденность пространства

(ненужными для непосредственных рабочих операций предметами),

свободный и безопасный доступ к местам включения в сеть средств

оргтехники;

. исключить отвлекающее и неблагоприятное воздействие уличных

раздражителей, а также по возможности уменьшить тепловое излучение от приборов отопления и световое излучение от экранов мониторов, телевизоров и других аудиовизуальных средств;

. выбирать форму и габариты мебели с учетом антропометрических показателей для обеспечения удобного положения корпуса сидящего при работе и создания хорошего зрительного восприятия;

. подбирать оргтехнику, средства механизации с максимально возможной степенью их типизации;

. организовывать места сотрудников в соответствии с технологическим

процессом выполняемых ими работ;

. совершенствовать условия труда, создавая благоприятную санитарно-

гигиеническую обстановку.

Система рационализации рабочего места 5S

Данная система, являющаяся одним из инструментов формирования и

функционирования так называемого «бережливого офиса», была разработана в

послевоенной Японии в компании Toyota.

В ее основе лежит целая философия малозатратного, успешного, бережливого производства, и она становится достаточно популярной и в российских офисах, хотя ее полноценное внедрение усложняется недостаточностью соответствующей практики и психологическим сопротивлением не только со стороны рядового офисного персонала, но и руководства.

Система 5S – это пять шагов к созданию комплексной качественной среды, способствующей повышению производительности, качества и езопасности

труда. Система 5S получила свое название от первых букв пяти японских слов и их английских аналогов:

. сэири (Sorting) «сортировка» – четкое разделение вещей на нужные и

ненужные и избавление от последних;

. сэитон (Simplifying) «соблюдение порядка» (аккуратность, самоорга-

низация) – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать;

. сэисо (Sweeping) «содержание в чистоте» (уборка) – соблюдение рабочего места в чистоте и опрятности;

. сэикэцу (Standardizing) «стандартизация» (поддержание порядка) –

необходимое условие для выполнения первых трех правил;

. сицукэ (Sustaining) «совершенствование» (формирование привычки) –

воспитание привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций.

Цели системы 5S:

. создание комфортного психологического климата, стимулирование

желания работать;

. повышение производительности труда офисных служащих;

. уменьшение временных и материальных затрат;

. минимизация «холостых операций» и трудозатрат;

8 стр., 3756 слов

Рабочая программа 25

... и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» Рабочая программа утверждена на заседании кафедры психологии и педагогики (Протокол № _1_ от «_2_» ...

. снижение числа несчастных случаев.

Расчет площади служебных помещений (по В.В. Пирожкову)

В служебном помещении каждый работник должен иметь возможность

свободного подхода к своему рабочему месту или оборудованию общего поль-

зования. Поэтому при размещении рабочих мест и оборудования учитывают

размеры проходов и некоторые другие расстояния в служебных помещениях.

Вот какими они могут быть.

Например, ширина прохода (см):

для одного человека – 60;

для двух человек – 80;

для трех человек – 100;

между столами – 55–90;

между стеной и столом – 65–85;

между отопительными приборами и рабочим столом – 55.

Можно использовать для определения необходимой площади рабочего

места в каждом конкретном случае суммарный метод расчета:

Побщ = Пр + По + Ппр,

где Побщ – вся площадь рабочего места;

Пр – площадь, необходимая для работы и передвижения сотрудника;

По – площадь, занимаемая оборудованием;

Ппр – площадь проходов.

При таком методе подсчета можно учесть также необходимую площадь

для посетителей и для оборудования, используемого коллективно. При исполь-

зовании суммарного способа расчет ведется согласно нормативам на отдельные

элементы рабочего места.

Наиболее удобными являются прямоугольная форма комнат с соотношением 1:1; 1:1,5 и предельно – 1:2;

минимальная высота комнат – 3,25 м;

минимальная ширина – 2,5–3 м.

При двустороннем естественном освещении наибольшая ширина (глубина) помещений составляет 12–15 м, а при одностороннем – 6–7 м.

Минимальная площадь на одно рабочее место служащего (без ПК) – 4,25 м2.

Факторы устройства офисных помещений

Офис должен быть как технологичным, так и комфортабельным, что достигается не только правильным расчетом площади рабочих мест сотрудников, но и, прежде всего, через продуманную систему устройства офисных помещений (в частности, их планировку и оборудование).

При этом следует учитывать:

. потребность сотрудников офиса в уединении и концентрации внимания;

. виды используемых трудовых процессов;

. характер подчиненности;

. потребность в помещениях для проведения совещаний и в резервных

площадях.

В зависимости от основной специфики офиса соотношение этих факторов

меняется: для сосредоточенной, с максимальной концентрацией работы лучше

всего подходит отдельный кабинет, а для общения – открытое в той или иной

степени пространство.

Для учета этих факторов при устройстве офисных помещений используется планировка трех типов: закрытая, открытая и комбинированная.

3. Закрытая, открытая и комбинированная планировки офиса

Три подхода к организации офисного пространства

1. Кабинетный (секционный, закрытый) вариант, при котором все про-

странство офиса делится на комнаты или кабинеты, как правило, выходящие в

общий коридор.

Идеальным считается вариант размещения всех сотрудников в отдельных кабинетах.

Этот вариант имеет существенный недостаток – большая степень отчуждения затрудняет общение, разрешение любого вопроса превращается в «хождение по кабинетам».

Офисы кабинетного типа могут быть двух видов:

. кабинеты для одного – двух человек (Западная Европа до 1970 г.) с

четкой пространственной организацией и статичностью оборудова-

ния. Подходят для бухгалтеров, юристов и др.;

16 стр., 7940 слов

Социальный портрет современного руководителя: особенности российского лидерства

... организацией. Целью данной работы является анализ и выявление ключевых качеств и стиля работы руководителя, которые определяют успешность его работы в коллективе. В соответствии с ... должны обладать современные управляющие. Однако сформулировать основные требования, предъявляемые к идеальному руководителю, оказалось довольно трудно, поскольку они различаются в зависимости от особенностей среды ...

. комнаты большого размера, рассчитанные на пребывание трех и более

сотрудников (Западная Европа, 1970-е гг.).

Подходят для работы дизайнеров, программистов и др.

2. «Американский» (цеховой, открытый) вариант (или офис «open

space») предполагает большие помещения, которые не перегорожены стенами

на отдельные комнаты, для зонирования используются прозрачные легкие не-

сплошные двери, стены или перегородки, стеллажи или цветы.

При этом минимизированы трудности общения между сотрудниками и пользования техникой, но необходима большая внутренняя дисциплина, так как сотрудники целый день на виду и находятся в помещении с достаточно высоким уровнем шума.

Достоинством такого размещения сотрудников является экономия офисных

площадей и, соответственно, средств на аренду. Также облегчается процесс

контроля руководства над работой сотрудников.

Но недостаток пространства может вызвать стресс, т. к. человек, работающий в условиях «скученности», чувствует себя «зажатым» и в физическом, и в психологическом отношении.

Одной из разновидностей такой планировки является система Hot Desking

(«горячих столов»), когда за рядом сотрудников не закреплено фиксированное

рабочее место, но они могут войти (заблаговременно забронировав себе стол

через специальную программу или через секретаря) в компьютерную сеть своей

фирмы с любого рабочего места в офисе под своим логином и паролем.

Это актуально для компаний, сфера деятельности которых не требует от сотрудников постоянного присутствия в офисе. Данная схема работы, опулярная в Европе и США, позволяет сократить расходы на аренду офиса до 30–40 %.

В конечном счете традиционная планировка офисов как закрытого, так и

открытого типа не в состоянии удовлетворить современные потребности фирмы.

В связи с этим возникла потребность в такой планировке офисов, которая,

сочетая в себе элементы открытой и закрытой планировки, обеспечивала бы

условия и для поддержания частых контактов, и для индивидуальной творческой работы.

Новый тип планировки должен способствовать более экономному

использованию площадей (особенно в районах с высокими ценами на землю),

притом не мешающему повышению эффективности труда персонала.

Поэтому для оптимизации офисного пространства чаще используется нечто среднее между двумя полярными вариантами планировки, т. е. так называемый «комбинированный офис».

3. «Комбинированный офис» (комби-офис) предполагает выделение

каждому сотруднику постоянного и временного рабочего места. Постоянное

рабочее место предназначено для выполнения основных служебных функций, а

временное, которое он делит с другими сотрудниками, – для вспомогательных.

Такие офисы, сочетающие в себе индивидуальные комнаты и единое

офисное пространство, стали популярными с начала 1990-х годов.

Индивидуальные и групповые комнаты отделяются прозрачными перегородками от центральных зон, предназначенных для общего пользования. Тем самым, сглаживается противоречие между стремлением сосредоточиться и потребностью в общении. Сочетая достоинства открытой и закрытой планировки, комби-офисы все же не лишены и недостатков (табл. 9)

16 стр., 7869 слов

Стиль управления и стиль руководства: психологическая характеристика

... равных» и «первый среди равных». Вариант «равный среди равных» - это стиль отношений между сотрудниками, когда необходимые обязанности по координации действий в организации выполняет кто-то ... кадров необязательно свидетельствует о высокой степени удовлетворенности. Либеральный стиль руководства предполагает такую позицию, при которой каждый сотрудник вносит свой творческий вклад в решение общей ...

Какая бы планировка помещений офиса ни была выбрана – открытая, за-

крытая или комбинированная, в ней обязательно предусматриваются необходимые функциональные зоны, т. к. организация рабочих мест в офисе осуществляется с учетом их функциональной значимости, содержания и технологии выполнения работ, взаимосвязи в процессе трудовой деятельности.

4. Интерьер основных функциональных зон офиса

Размещение отдельных рабочих мест служащих в офисе производится в

соответствии с порядком разделения труда в офисе, их принадлежностью к со-

ответствующему структурному подразделению, что определяет выделение не-

скольких офисных зон, которые должны различаться не только по выполняемым ими функциям, но и своим интерьером. Многофункциональность офиса требует продуманного деления офисного пространства на функциональные зоны: приемную, административную, переговорную, отдыха и т. д.

Интерьер офиса способен выразить имидж компании. Одновременно он

демонстрирует степень официальности или непринужденности, которая присуща той или иной зоне (переговорной, комнате отдыха, кабинету).

Есть общий принцип: в офисах общественных, благотворительных орга-

низаций, где работают зачастую с необеспеченными людьми, мебель должна

быть практичной, функциональной, простой и «обыкновенной» (т. е. без вы-

чурности и экстравагантности).

В офисах же, где посетители ждут солидности и состоятельности (например, в приемных платных врачей или офисах частных юридических фирм, которые имеют дело с престижными клиентами), обстановка должна быть респектабельной и может включать антикварные вещи, дорогие картины и мебель.

Притом обычно решение многих образцов массовой офисной мебели (для служащих) существенно отличается от облика бытовой мебели, приближаясь к техническому промышленному оборудованию.

Для них характерно широкое применение металла и синтетических материалов, контрастное цветовое решение элементов, подчеркнутый рационализм конструкции (так называемый «американский стиль»).

В кабинетах руководителей попрежнему преобладает преимущественно деревянная мебель, уютная и комфортная («скандинавский стиль»).

Нередко используются ценные породы дерева, натуральная кожа, мрамор.

Общая приемная (Reception) представляет собой связующее коммуни-

кационное звено между клиентами и сотрудниками. Поскольку Reception несет

ответственность за создание впечатления о компании, то ее интерьер, подразу-

мевающий, прежде всего, обеспечение удобства посетителей, имеет немаловажное значение. Стулья посетителей располагают около входа в офис рядом с небольшим столиком, на котором должны лежать свежие журналы и газеты – посетители ни в коем случае не должны скучать. Также очень важно, чтобы при входе стояли вешалки и стойки для зонтов.

Приемная кабинета руководителя является неким предвосхищением

17 стр., 8115 слов

Исследование стиля управления руководителя

... организации. Объект исследования: формы и принципы управленческого общения. Предмет исследования: стиль управления руководителя и его влияние на коммуникацию персонала. Цель исследования: изучить формы ... И.П., Дуракова И.Б., Родина О.А., Рева В.С., Чернышева В.Н. и разработанные в трудах «Управление персоналом. Модели управления», «Психология личности и управление человеческими ресурсами», ...

того, что посетитель увидит в самом кабинете, поэтому ее стиль должен быть

примерно таким же, как и кабинета, однако скромнее, проще. Человек должен

ощущать разницу, входя в кабинет к руководителю.

Функционально в приемной выделяют три зоны:

. рабочая (для секретаря, помощника);

. зона для посетителей, которая должна быть комфортной: удобные, но

не огромные кресла и стулья, журналы и газеты, отражающие профиль деятельности компании, – это настроит посетителей на деловую

беседу; она не должна утрачивать своего прямого назначения: не отдых, а ожидание;

. бытовая (возможно, та самая, которая является вспомогательной для

руководителя: различные шкафы, в том числе с одеждой, полки и т. д.).

Кабинет руководителя как изначально многофункциональное помещение делится на четыре функциональные зоны.

1. Рабочая зона – место, где руководитель размышляет, строит стратеги-

ческие планы, анализирует отчеты, принимает решения.

Это место должно отличаться строгостью: ничего лишнего, только необходимая мебель и аксессуары. Данная зона должна быть расположена по диагонали от входа в кабинет, так, чтобы посетитель не сразу попадал в личное пространство руководителя, а постепенно входил в него.

2. Зона совещаний – место, где собираются подчиненные и обсуждают

насущные производственные вопросы. Соответственно кабинет должен быть

оборудован столом переговоров, удобными стульями (креслами) для всех

участников и т. д.

Как правило, стол переговоров располагают перпендикулярно к столу руководителя.

В этой же зоне могут быть расположены: проектор; телевизор; доска для записей, если есть необходимость в их использовании.

3. Зона переговоров – место, где требуется меньше официоза и больше

возможностей для сотрудничества: там встречаются с партнерами, клиентами,

общение с которыми требует большего комфорта и удобства. Здесь должен

быть мягкий диван, стол (возможно, кофейный), подойдут также пальмы и лю-

бые цветы.

4. Вспомогательная зона, включающая различные шкафы, сантехниче-

ские коммуникации, чайные принадлежности и т. д., должна быть как можно

менее заметной. Если позволяет пространство, все это лучше вынести в отдель-

ную комнату, а шкафы сделать встроенными.

Все эти зоны (кроме, возможно, последней) должны присутствовать в кабинете руководителя, сочетаться между собой по стилю, не нарушая целостности.

В других функциональных зонах офиса тоже стоит поддерживать единство стиля.

Основные офисные стили

Классические стили (ампир, ар-деко, барокко, модерн, и прочие) подчеркивают добротную респектабельность и деловой консерватизм фирмы. Это дорогие стили, отражающие высокий финансовый статус и социальную значимость компании и требующие больших вложений.

Современные стили (хай-тек, техно арт, минимализм, конструктивизм

и т. д.) характерны для фирм, позиционирующих себя как молодых, креативных, передовых и динамичных.

Эти стили офисного интерьера на сегодняшний день являются наиболее распространенными, т. к. не только отражают модные тенденции в дизайне, но и привлекают вполне доступными ценами. Все предельно функционально. Почти отсутствуют различные декоративные излишества, характерные для классического стиля, а в отделке офисных помещений превалируют как стекло, металл, пластик, бетон, камень, так и разнообразные полимеры и композиты.

15 стр., 7032 слов

Организация труда руководителя 3

... изучить делегирование полномочий; - раскрыть особенности организации рабочего места руководителя. 1. Содержание труда руководителя 1.1 Характеристика труда руководителя Для эффективной системы управления нужен «эффективный менеджер». Это человек, ... прежде, чем привести решение в действие, согласует его. При директивном стиле руководства начальник после принятия решения информирует о нем коллектив без ...

Эклектика и фьюжн – смешение всевозможных направлений в дизайне;

требовательные в своем воплощении стили, т. к. балансируют на грани между

оригинальностью и безвкусицей.

Это лишь наиболее популярные офисные стили. Но в каком бы стиле ни

решался интерьер офиса, в любом случае необходимо считаться с эргономиче-

скими требованиями. Недаром в последнее десятилетие при проектировании

офисов и оборудования для них произошло «врастание» эргономики внутрь

творческой деятельности дизайнеров, обозначаемое термином «эргодизайн»,

которое возникло в связи с электронной революцией в офисе.

Оформление интерьера служебных помещений офиса оказывает воздействие на формирование благоприятного имиджа (климата) предприятия и повышение производительности труда.

Вопросы и задания для практического занятия

1. Что такое эргономика офиса?

2. Назовите факторы, влияющие на условия труда офисных

сотрудников.

3. Назовите и обоснуйте основные требования и рекомендации по

рациональной организации рабочих мест сотрудников офиса.

4. Как вы понимаете систему 5S? Поясните суть и взаимосвязь ее

составляющих элементов.

5. В каких случаях закрытая планировка офиса удобнее открытой?

6. Подумайте, в каких случаях и для каких организаций

предпочтительнее открытая планировка офиса.

7. Опишите особенности комбинированной планировки.

8. Как, по вашему мнению, интерьер офиса связан с имиджем фирмы?

9. Какие интерьерные решения в оформлении офиса вы знаете?

10. Представьте ситуацию, что вы – офис-менеджер. Какие бы изменения

и исправления в организации и оснащении рабочих мест сотрудников, в

интерьере и дизайне офиса вы предложили бы в этом случае руководителю?

11. Каким бы желали видеть свой будущий офис, если были бы

руководителем организации?

12. Задание 1.

Назовите основные требования к санитарно-гигиеническим условиям труда офисных служащих. Оцените условия труда в вашем офисе и подумайте, насколько они соответствуют нормам.

Задание 2.

Охарактеризуйте социально-бытовые факторы, влияющие на условия труда офисных служащих. Определите методом опроса, насколько удовлетворены сотрудники вашего (знакомого) офиса социально-бытовыми условиями труда.