Цель: усвоить материал о предмете, задачах и методах психологического состояния человека и понятии «психическое здоровье».

Мед.психология. Тема №1

Список теоретических вопросов

  1. Определение, предмет и задачи медицинской психологии.

  2. Методы психологического исследования.

З. Принципы построения целенаправленной психологической беседы.

  1. Определение психического здоровья и уровней психологической адаптации человека.

  2. Критерии здоровья ВОЗ.

Медицинская психология (от лат. medicus – врачебный, лечебный) — отрасль психологии, которая сформировалась на стыке с медициной, и направлена на изучение психопрофилактики, диагностики заболеваний и патологических состояний, психокоррекционные формы влияния, решения экспертных вопросов, а также вопросов социальной и трудовой реабилитации больных, изучения психологических особенностей профессиональной деятельности медицинских работников, взаимоотношений между ними и больными.

Важнейшей задачей медицинской психологии является изучение психики больного в различных условиях. Медицинская психология имеет прикладную задачу — разработка принципов и методов психологического исследования в клинике, а также вопрос создания и изучения психологических методов влияния на психику человека для лечебной и профилактической цели.

Предметом изучения медицинской психологии является личность больного человека в широком понимании этого слова (разнообразные и глубокие нарушения психической деятельности душевно больных обстоятельно изучаются специальной наукой — психиатрией), медицинский работник, взаимоотношения больного и медицинских работников на этапах лечебно диагностического процессу. При этом разная смежная проблема рассматривается относительно основной задачи — предоставления максимально возможной помощи пациенту, охранение его от неблагоприятных влияний.

Выделяются 4 основная часть медицинской психологии:

1) Общая психология – изучает психическую функцию человека; биоритмы ее психической активности; психическое и психосексуальное развитие; личность и здоровье; сознательное и несознательное в норме; психическое здоровье; психологию половых отличий; вековую психологию; межличностные отношения (микро- и макрогруппа); семью и ее функционирование (здоровье семьи); адаптацию, психогигиену;

2) Клиническая психология. Ее разделы: общая и отдельная психопатология, которая включает семиологию и синдромологию; патопсихология, которая изучает психологические механизмы нарушений психической деятельности; нейропсихология, которая изучает морфофункциональные корреляты нарушений психической деятельности; психоидентификация (во внеболезненной сфере) и психодиагностика (в сфере болезненных изменений психики) с помощью экспериментально психологических методики;

13 стр., 6317 слов

Профессиональная деятельность медицинской сестры

Муниципальное учреждение здравоохранения «Детская городская больница» Иванова Инна Ивановна участковая медсестра I поликлинического отделения Подтверждение I квалификационной категории по специальности «Сестринское дело в педиатрии» Братск 2008 Утверждаю Главный врач МУЗ «Детская городская больница» И.И. Иванов_______________ Отчёт о профессиональной деятельности участковой медицинской сестры 1 ...

3) Психокоррекция — коррекция с помощью психотехники безболезненных изменений психической сферы;

4) Медицинская этика и деонтология.

Методы психологического исследования: наблюдение, самонаблюдение, целеустремленная психологическая беседа.

К методам, которые чаще всего применяются в практической деятельности медицинского психолога относятся наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы), психодиагностические методы (тесты — стандартизированные и проективные), интервью, беседа; анализ процессов и продуктов деятельности, биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути, документов, свидетельств).

Применение отдельных методов или их соединение зависит от задачи и объекта исследования.

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, который заключается в целеустремленном и организованном восприятии и регистрации поведения исследуемого объекта. Наблюдение может быть сплошным (фиксируются все проявления психики) или выборочным (фиксируются только отдельные проявления, например, только эмоциональные).

Предметами наблюдения выступает разная особенность поведения. Объектами исследования могут быть:

1. Вербальное поведение:

Содержание речи;

Длительность языка;

Интенсивность языка но др.

2. Невербальное поведение:

Экспрессия лица, глаз, тела;

Выразительность движений и др.;

3. Перемещение людей;

4. Дистанция между людьми;

5. Физические влияния:

Касание;

Толчки;

Удары но др.

Самонаблюдение как реальный процесс всегда присутствует в психологическом исследовании и может выступать в виде самого отчета исследуемого о своих мнениях, ходе решения задачи, переживаниях и тому подобное Особенное значение имеет самонаблюдение при изучении динамики сознания, при описании самочувствия в тех или других состояниях деятельности, динамики представлений и переживаний, мотивов поведения. Большое значение имеют приемы и данные опосредствованного самонаблюдения, представленные в виде дневников, автобиографичных материалов, переписывания. В медицинской практике всегда используется материал субъективного анамнеза, который сопоставляется с данными объективного анамнеза, клинического и лабораторного исследования).

8 стр., 3806 слов

При беседе, наблюдении и нейропсихологической диагностике

можно выделить три самостоятельных варианта синдрома «расщепленного мозга», связанных с местом перерезки. При этом нарушения межполушарного взаимодействия выступали лишь в одной модальности и их характер зависел от локализации повреждения волокон мозолистого тела. 1 вариант: при перерезке передних отделов мозолистого тела нарушения взаимодействия полушарий проявлялись преимущественно в моторной ...

Клинико-психологическое интервью (беседа) — это метод получения информации об индивидуально психологические особенность личности и психологические состояния. От обычного расспроса интервью отличается тем, что оно имеет направленный диалогический характер и направлено не только на идентификацию явных признаков патологии, но и на распознавание скрытых признаков, а также на более точное понимание сущности проблемы.

Во время проведения клинико-психологического интервью необходимо придерживаться определенных принципов:

  • Принцип однозначности и точности имеет в виду однозначная формулировка вопросов, которая не допускает разнообразие в понимании того, о чем спрашивает врач пациента (например, вопрос «чувствуете ли Вы на себе психическое влияние?» неоднозначный, поскольку под влиянием можно понимать разную вещь: инопланетян, других людей, сильных переживаний, и т. д. ).
  • Принцип понятности допускает, что диагност обращается к пациенту на понятной тому языку, который отвечает его социальному статусу, уровню знаний, словарному запасу, культурной особенности.
  • Принцип адекватности требует уточнение содержания одинаковых слов, которыми пользуются пациент и психолог для исключения неверной интерпретации ответов.
  • Принцип непредубежденности допускает контроль диагноста над тем, не навязывается ли он пациенту своих представлений о наличии у пациента патологических проявлений.

Само интервью (беседа) состоит из двух части. Первая часть — установление психологического контакта, вторая – именно беседа во время эксперимента, содержание которой всегда зависит от поставленной задачи.

В описательно-феноменологической парадигме клинико-психологическое интервью является главным методом обследования личности, тогда как наблюдение и экспериментально психологическое исследования играют вспомогательную роль.

9 стр., 4209 слов

Бихевиоральная психотерапия как концепция исследования психологической безопасности рабочей среды и психосоматического состояния специалистов

  Министерство образования и науки РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ     Факультет психологии Кафедра практической психологии     Лекционный доклад: «Бихевиоральная психотерапия как концепция исследования психологической безопасности ...

Клинико-психологическое интервью может быть полуструктурированным или свободным.

Полуструктурированное интервью содержит в себе обязательный список специфических вопросов, который касается конкретной проблемы. Оно позволяет психологу за короткий период собрать полную информацию, необходимую для установления психологического диагноза, просветить все необходимые аспекты проблемы. Вопросы в таких интервью направлены на идентификацию симптомов расстройства, определения типичной ситуации их проявления, интенсивность и глубину нарушений, семейный и межличностный контекст. Эффективность проведения структурированного интервью определяется двумя факторами: 1) качеством межличностного контакта психолога и исследуемого; 2) гибкостью проведения интервью (учет психологом индивидуального состояния исследуемого, ситуация обследования и особенности жизни исследуемой).

Свободные клинико-психологические интервью помогают сформировать более полную информацию об актуальной проблеме исследуемого и ситуацию, в которой он находится. Свободное интервью позволяет исследуемым спонтанно выражать свои наиболее актуальные, не навязываемые психологом мнения и чувства, как это бывает с ими в повседневном общении. В первичном клинико-психологическом интервью, проведенному любым методом, важно провести обследование психического статуса. Информация о психическом статусе являет собой впечатление психолога от общения с клиентом. Такое обследование позволяет выделить аспекты поведения, которые требуют более тщательного анализа, сопоставить жалобу и сформированные впечатления. Психический статус содержит в себе пять параметров:

— внешний вид обследуемого;

— коммуникабельность и поведение во время беседы и тестирования;

— настроение и эмоция;

— интеллект;

— особенности восприятия себя, времени и окружающей реальности.

Для оценки внешнего вида необходимо обратить внимание на внешность, соответствие возраста, манере одеваться, (опрятность, адекватность) поза и жесты, выражение лица.

Коммуникабельность и поведение во время беседы и тестирования предоставляет информацию о сформированности социальных навыков общения и взаимодействия, проворном статусе, отношение к факту беседы с психологом (раздражение, агрессия, стремление вызывать к себе симпатию, оборонная позиция, апатичность, сарказм) и адекватности поведения в ситуации. Коммуникабельность также позволяет оценить процесс мышления: целостность или разорванность, подвижность, уместность, подробность.

8 стр., 3962 слов

Психологическое поведение спортсменов

17 Содержание Ведение………………………………………………………………………………………2 Психологические составляющие эффективного профессионального контакта…..2 Принципы защиты душевной боли……………………………………………………...5 Тренер – спортсмен………………………………………………………………………...8 Стереотипы педагогического общения………………………………………………….9 Конфликты в спортивном коллективе…………………………………………………12 Заключение………………………………………………………………………………...16 ...

Настроение и эмоция характеризуют психологическое состояние обследуемого (мрачность, напряженность, безвыходность, возмущение, уверенность, грусть, эйфория, страх, и так далее ).

Интеллект характеризуется словарным запасом, уровнем опытности, имеющимся запасом знаний, способностью понимать связь вещи и явлений, делать выводы.

Особенность восприятия себя, времени и окружающей реальности, — характеризуют способность ориентироваться в собственном лице, времени, месте нахождения, которое выясняет уровень сознания (ясное, омраченное, исключенное), адекватность самооценки, наличие нарушений восприятия, мышления.

Экспериментально психологические методы исследования больных

Экспериментально психологическое исследование — это искусственное создание условий, которые обнаруживают особенность психической деятельности человека в болезненных состояниях.

При выборе методики экспериментально психологического исследования играют роль следующие обстоятельства.

1. Цель исследования — дифференциальная диагностика, определение глубины дефекта, изучения эффективности терапии.

2. Образование и жизненный опыт больного.

3. Особенность контакта с больным (например, пациент с нарушениями слуха или зрения).

В процессе исследования методика предлагается в порядке роста сложности (за исключением ожидания симуляции).

Принципы построения комплексного психологического исследования с учетом возраста и культуральной особенности пациентов.

Построение клинико-психологического исследования предусматривает следующие этапы.

Первый этап клинико-психологического исследования — к знакомству с пациентом — этап формулировки клинической задачи. Сюда включается беседа с людьми, которые окружают исследуемого: педагогами, родителями, друзьями, сотрудниками или одноклассниками, врачами, — по поводу особенности его поведения и личности, проблемы, которая возникает; определение характеристики системы межличностных отношений (социальные условия жизни пациента), оценка материальных и культурных обстоятельств жизни; ознакомление с общим состоянием физического здоровья: наличие сопутствующих соматических заболеваний, опыт употребления психотропных веществ. На этом этапе складывается предыдущий план исследования: выбор методики, их последовательность.

Второй этап клинико-психологического исследования — беседа с пациентом. Беседу нужно начинать с паспортных данных, на основании чего создается первое впечатление о состоянии памяти. Потом состояние памяти исследуется детальнее (кратковременная и долгосрочная — дать собственной жизни, исторические события, недавние события), оценивается внимание, характеризуется состояние сознания: ориентирование во времени, месте и собственной личности. Вопрос следуют задавать в непринужденной, естественной манере, как в обычной беседе. Также выясняется отношение пациента к собственному заболеванию, проблеме, разъясняется цель экспериментально психологического исследование. В последующей беседе выясняется особенность личности (до заболевания и на данный момент), способность к оценке изменений, которые происходят, самочувствия, определяется культурно-образовательный уровень, работоспособность.

Третий этап клинико-психологического исследования— экспериментально психологический. Выполнению каждого задания должна предшествовать инструкция что определяет ситуацию исследования и обеспечивает сотрудничество психолога и пациента. Она должна быть максимально лаконичной, отвечать умственным способностям пациента, исключать возможность противоречивого понимания. Возможное использование предыдущих примеров. Небрежно поданная инструкция может привести к неадекватным результатам. Инструкцию необходимо предварительно испытать к началу экспериментально психологического исследование. Если пациент не производится с заданием, нужно совместно обсудить причину этого. Также важно оценить, использует пациент помощь со стороны психолога, отбрасывает ли ее (негативизм, нарочитость или сопротивление).

Необходима полная и точная запись обстоятельств проведенного эксперимента, выражаемых пациентом суждений.

Четвертый этап клинико-психологического исследования – анализ результатов и заключение вывода. Вывод должен стать ответом на вопрос, который был поставлен перед психологом. Единственной формы вывода нет. Но он никогда не может быть простым дублированием протокола исследования. На основании полученных данных нужно создать характеристику психического состояния, отметить особенность поведения, отношения, к исследованию(в т.ч. наличие учредительного поведения), выделить ведущую патопсихологическую особенность (синдромы), указать особенность течения психических процессов (например, темп реакции, изнурительность, стойкость), описать сохраненную сторону психической деятельности. Допускается приведение характерных ярких примеров. В конце делается резюме, которое отбивает наиболее важные данные (например, структуру патопсихологического синдрома).

Вывод не должен быть категорическим по стилю утверждений.

Определение психического здоровья и уровней психологической адаптации человека. Критерии здоровья воз

Категория нормы и патологии, здоровья и болезни, выступает основными векторами, которые задают систему восприятия и критерии оценки состояния человека в медицинской психологии. Категория нормы используется в качестве базовый критерий сравнения текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей. С понятием нормы в нашем сознании тесно связанное состояние здоровья. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь.

Норма — это срок, в который может укладываться два основных смести. Первое — статистическое содержание нормы: это уровень или диапазон уровней функционирования организма или личности, что свойственный большинству людей и является типичным, что наиболее часто встречается. В этом аспекте норма представляется некоторым объективно существующим явлением. Статистическая норма определяется с помощью вычисления среднеарифметических значений некоторых эмпирических (что встречаются в жизненном опыте) данных.

Согласно устава ВОЗ, «здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие, собственное заболевание или физических изъянов». Это общее определение предусматривает такое состояние человека, при котором:

1) сохранена структурная и функциональная характеристика организма;

2) присущая высокая способность приспосабливаться к изменениям в привычной естественной и социальной среде;

3) сохраняется эмоциональное и социальное благополучие.

ВОЗ характеризует психическое здоровье как состояние благополучия, при котором человек способен реализовать собственный потенциал, преодолевать обычные жизненные стрессы, производительно и плодотворно работать, а также вносить взнос в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является почвой благополучия и эффективного функционирования для человека и для общества. Это основное понятие психического здоровья отвечает его широкой и разнообразной интерпретации в разной культуре.

Критерии психического здоровья по определению ВОЗ:

1) осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

2) чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипной ситуации;

3) критичность к себе и к собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам

4) соответствие психической реакции (адекватность) силе и частоте окружающих влияний, социальных обстоятельств и ситуации;

5) способность управления собственным поведением в соответствии с социальной нормой, правилами и законами;

6) способность планировать собственная жизнь и реализовывать эти планы;

7) способность изменять поведение в зависимости от изменения жизненной ситуации и обстоятельств.

Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности являют собой динамическое соединение разных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, то есть как особенный случай здоровья.

В оценке состояния здоровья в рамках биопсихосоциальной модели ведущую роль играют психологические факторы. Субъективное здоровье оказывается в чувстве оптимизма, соматического и психологического благополучия, радости жизни. Это субъективное состояние обусловлено следующими психологическими механизмами, которые обеспечивают здоровье:

1) принятие ответственности на своем веку;

2) самопознание как анализ своей индивидуальной телесной и психологической особенности;

3) самопонимание и принятие себя, как синтез — процесс внутренней интеграции;

4) умение жить в настоящем;

5) сознание индивидуального бытия, как следствие – осознанно выстроенная иерархия ценности;

6) способность к пониманию и принятию других;

7) доверие к процессу жизни — рядом с рациональной установкой, ориентацией, на успех и сознательное планирование своей жизни необходимая и душевное качество, что Е. Ериксон называл базовым доверием, другими словами, это умение следовать естественному течению процесса жизни, где бы и в чем бы он ни оказывался.

Понятие адаптации, которое содержится в критериях здоровья ВООЗ, целесообразнее рассматривать с точки зрения К.К. Платонова, который определял адаптацию как «пластичное приспособление внутренних изменений к изменениям внешним». Механизм адаптации имеет определенную структуру, которая содержит следующие взаимоувязываются уровни (компоненты):

  • Психофизиологическая адаптация – свойство организма целесообразнее перестраивать физиологичная функция в соответствии с требованиями среды
  • Собственный психологическая (психическая) адаптация – способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на разную ситуацию окружающей среды, ЕЕ нарушения, часто связанные с напряженностью, психологическим стрессом
  • Психосоциальная адаптация, или адаптация личности, к общению с новым коллективом

Все уровни адаптации одновременно, но в разной степени принимают участие в процессе регуляции жизнедеятельности.

Мед.психология.Тема №2

Список теоретических вопросов

  1. Психическая структура личности.
  2. Понятие «темперамент» и «характер».
  3. Акцентуации личности.
  4. Типология и классификация акцентуаций личности по К. Леонгарду, М.С. Личко.
  5. Интеллект, способности, суть способностей.
  6. Классификация способностей.

Личность — это совокупность разной стороны психика человека, которая отображает осознанное единство «Я», которое сохраняется при всей изменчивости часовых и пространственных соотношений.

Индивид — это биосоциальное определение человека как представителя Homo sapiens. Индивидуальность — своеобразное, неповторимое сочетание психологической особенности характера, темперамента, психических процессов.

Под темпераментом следуют понимать естественную особенность поведения, типичную для данного человека, которая проявляется в динамике, тонусе и уравновешенности реакции на жизненные события. Темперамент — психическое свойство, особенность которого зависит от условий жизни и деятельности конкретного человека.

Классификация типов темпераментов

Особенность внешнего поведения

Особенность нервных

процессов

Тип ВНД

Вид темперамента

по силе

по подвижности

по уравновешенности

излишне активный

сильные

быстрые

неуравновешенные

безудержный

ХОЛЕРИК

активный

сильные

медленные

уравновешенные

сильный

САНГВИНИК

вялость

сильные

медленные

уравновешенные

инертный

ФЛЕГМАТИК

скованность

слабые

медленные

неуравновешенные

слабые

МЕЛАНХОЛИК

Характер — это своеобразие состава психической деятельности, которая оказывается в особенности социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе. В содержательном плане характер рассматривается как система отношений человека к окружающему миру, деятельности, другим людям, к самой себя.

Понятие «акцентуация» в первый раз ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард. Им же разработана и описана классификация акцентуаций личности. Акцентуированные личности – это не больные люди, это здоровые индивиды со своей индивидуальной особенностью. Акцентуированные характеры зависят не от естественно биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые налагают отпечаток на образ жизни данного человека. Акцентуированные черты – это, в сущности, та же индивидуальная черта, но которые имеют тенденцию к переходу в патологическое состояние. При большей выразительности они налагают отпечаток на личность, как такую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Явная акцентуация – эта степень относится к крайним вариантам нормы. Однако выразительность черты определенного типа обычно не препятствует социальной адаптации. Занятое положение, как правило, отвечает способностям и возможности. С возрастом особенности характера или остаются достаточно выраженными, но компенсируется и не мешает адаптация, или настолько сглаживаются, что явная акцентуация переходит в скрытую.

Скрытая акцентуация – эта степень относится не к крайним, а к обычным, вариантам нормы. В повседневных, привычных условиях черты которого, или типа характера выраженные или слабо не оказываются совсем. Однако, черта этого типу может врасплох и ярко проявиться под воздействием той ситуации и психической травмы, которая адресована к месту наименьшего сопротивления.

Немецкий ученый К. Леонгард выделил 12 типов акцентуаций характера. Его классификация базируется на оценке стиля общения человека с окружающими. Типы акцентуаций характера разделяются К. Леонгардом на два группы по принципу акцентуации черты характера, или темпераменту.

Классификация акцентуаций характера по К. Леонгарду: демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый, гипертимный, дистимический, тревожный, циклоидный, экзальтированный, эмотивный, экстравертированный и интравертированный типы.

Классификация акцентуаций характера по а. Е. Личко

Гипертимный тип. Подростки, которые относятся к гипертимному типу, с детства отличаются большой шумливостью, общительностью, избыточной самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к дебоширу. У их нет ни стыдливости, ни робости, перед незнакомцами, но зато недостает чувство дистанции в отношении к взрослому. В игре любят руководить однолеткой. Воспитатели жалуются на их неугомонность. Лишь изредка солнечное настроение затмевается вспышкой раздражения и гнева, вызванной противодействием окружающих, их стремлением придушить слишком бурную энергию, покорить своей воле. Крайне бурно реагируют на повседневную опеку, наставление и мораль; плохо переносят твердую дисциплину и строго регламентированный режим. Но в необычной ситуации не теряются, обнаруживают ловкость, умеют хитрить. Характерно красивое чувство нового. Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации.

Циклоидный тип. В детстве не отличаются от ровесников или создают впечатление гипертимных личностей. С наступлением пубертатного периода может возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эта фаза чередуется с фазой подъема и с периодами ровного настроения. Длительность фазы меняется — сначала дни, потом 1—2 недели, с возрастом они могут продлеваться, наоборот ли, сглаживаться. Циклоидная психопатия не существует. При резко выраженной циклоидности возникает циклотимия, что правомерно рассматривать как легкую форму маниакально-депрессивного психоза. Сама циклоидная акцентуация может быть фоном для развития как этого, так и шизоаффективного психозов.

Лабильный тип. В детстве такие лица отличаются от одногодков, но обнаруживают склонность к невротичной реакции. Главная черта в подростковом возрасте — крайняя лабильность настроения, которое меняется слишком часто и излишне резко от незначительных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения в данный момент зависит все: и самочувствие, и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Таких подростков отличают глубокие чувства, искреннее расположение к тем, от кого они видят любовь, беспокойство и внимание. Любят компанию, изменение обстановки, но в отличие от гипертимных подростков ищут в их не полет деятельности, а только новые впечатления. Чуткость к всякому роду знакам внимания, благодарности, похвале и поощрениям, которые доставляют искреннюю радость, не сообщается с высокомерием. «Слабым звеном» данного типа является зависимость от эмоционально значимых лиц, разлука с ими. Этот тип акцентуации служит почвой для острой аффектной реакции, неврозов, особенно неврастении, реактивной депрессии и для психопатического развития личности.

Астеноневротический тип. С детства нередко оказываются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание и тому подобное В других случаях детство проходить благополучно, и первые признаки астеноневротической акцентуации возникают только в подростковом возрасте. Главной чертой является утомляемость, раздражительность, рассудительность и капризность. Такие подростки внимательно прислушиваются к наименьшим телесным ощущениям, охотно лечатся, заключаются в постель, поддаются врачебным обследованиям. Самооценка обычно в первую очередь отражает беспокойство о здоровье.

Сенситивный тип. С детства пугливые и робкие. Часто страшатся темноты, сторонятся животных, боятся остаться одни, быть закрытыми дома. Избегают резвых и шумных ровесников. Не любят подвижных игр. Робкие и стыдливые среди посторонних и в необычной обстановке. Несклонны к легкому общению с незнакомыми. Все это может создать ошибочное впечатление о замкнутости и отгороженности от окружающего. В действительности такие деть достаточно приветливы с теми, к кому они привыкли. Играть часто любят с малышами, чувствуя себя с ими увереннее и спокойнее. К родными и близкими бывают привязаны, даже при холодном и суровом обращении с ними. Отличаются послушностью. Имеют репутацию «домашних детей». Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Ударом по «слабому звену» обычно представляется ситуация, в которой подросток становится объектом недоброжелательного внимания окружающих, насмешек или подозрений в непорядочных поступках, когда на репутацию падает тень, когда подросток подвергается несправедливым обвинениям.

Психастеничный тип. Главной чертой типа психастении является нерешительность, склонность к всякому роду рассуждений, тревожная рассудительность в виде опасений за будущее — свое и своих близких, любовь к самоанализу, самому копанию и легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, ритуалов, представлений, мысли. Защитой от постоянной тревоги за будущее становятся вымышленная примета и ритуалы. Часто выделяется склонность находить у себя черту самих разных типов, в том числе вовсе не свойственные, например, истерические. Акцентуация психастении служит благодатной почвой для развития обссесивного невроза.

Шизоидный тип. С первых лет такие дети любят играть одни. До этого может добавляться какая-то недетская сдержанность и даже холодность. Замкнутость сообщается с недостатком интуиции. Внутренний мир почти всегда закрыт для посторонних и чаще всего бывает заполненный фантазией и захватами. Реакция группирования с однолеткой внешне выражена слабо. Захваты нередко отличаются необыкновенностью, силой и постоянством. Чаще встречаются интеллектуально эстетичные хобби. Алкоголизация встречается редко. Делинквентное поведение встречается нечасто. Групповые правонарушения не свойственные. Самооценка шизоидов отличается избирательностью. Ударом по «слабому звену» шизоидной акцентуации является ситуация, при которой необходимо быстро и легко вступать в неформальные контакты. Шизоидная акцентуация связана с повышенным риском развития шизофрении.

Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к периодам злобно тоскливого настроению с раздражением. Общей чертой является вязкость, тугоподвижность, инертность, которая откладывает отпечаток на всем, — от моторики и эмоциональности к мышлению и личностной ценности. Отмечаются склонность к периодам мрачного настроения («на меня находит»), осмотрительность, расположение к аккуратности и порядку, нелюбовь к пустым мечтаниям и преимущество, жить реальной жизнью, обеспокоенность о здоровье, даже склонность к ревности. В другом представляют себя намного более конформными, чем это является в действительности. Среди захватов должна быть отмеченная склонность к азартной игре. Эпилептоидная акцентуация является почвой для острой аффектной реакции, ситуативно обусловленных нарушений поведения делинквентного и даже криминального типа, ранней алкоголизации, а также психопатического развития.

Истероидный тип. Главной чертой является эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания окружающих к своему лицу, потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, сочувствие. Вся эта черта нередко намечается из детского лет. Такой ребенок не выносит, когда при ее хвалят других детей, другим уделяют внимание. Игрушка ей быстро надоедает и часто служит лишь предметом хвастовства перед другими малышами. Насущной потребностью рано становится привлечение к себе взглядов, выслушивания восторгов и похвалы. В подростковом возрасте с той же целью — привлечь к себе внимание, в первую очередь товарищей, могут использоваться нарушения поведения. Истероидная акцентуация нередко сообщается с психическим инфантилизмом. Реакция группирования с однолеткой соединена с претензией на лидерство или на чрезвычайное состояние в группе. Захват полностью обусловлен эгоцентризмом. Самооценка очень далека от объективности. Обычно представляют себя такими, каковыми в данный момент возможно скорее всего обратить на себя внимание.

Удары по эгоцентризму являются самими чувственными для истероидной личности. Сочетание истероидной акцентуации с гиперпротекцией, с воспитанием в стиле «кумир семьи» легко приводит к психопатическому развитию.

Неустойчивый тип. С детства отличаются непослушанием, непоседливые, при этом трусливые, боятся наказаний. Рано оказывается повышенная тяга к удовлетворениям, развлечениям. Поиск необычных впечатлений легко толкает на правонарушение. Все захваты, которые требуют какого-то труда, для их непостижимые. Доступным оказывается только информативно — коммуникативный тип хобби, азартная игра. К занятиям спортом чувствуют сразу. Работают только в силу крайней необходимости. Самооценка обычно необъективна: себе приписывают гипертимные или конформные черты. Главное «слабое звено» неустойчивой акцентуации — остаться без пристального присмотра, быть предоставленным самому себе. При воспитании по типу гипопротекции из неустойчивой акцентуации развивается психопатия.

Конформный тип. Главная черта — постоянная и избыточная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Жизненное правило — думать «как все», делать «как все», чтобы все было «как во всех» — от одежды и манеры вести себя, к мировоззрению и суждениям. Конформность сообщается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное окружение, все, что приносят привычные каналы информации, — это и есть истина. Консерватизм идет рука об руку с конформностью. Конформные подростки очень дорожат местом в привычной группе одногодков, стабильностью этой группы, постоянством окружения. Захваты конформного подростка полностью определяются его средой и велением времени. Слабое место в конформном характер-несносность крутых изменений. Психопатия конформного типа не бывает. Гипопротекция, безнадзорность, асоциальное окружение могут привести к психопатическому развитию по неустойчивому типу.

Смешанные типы. Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Их особенность нетрудно представить на основании предыдущих описаний. Сочетания, которые встречаются, не случайны. Они подчиняются определенной закономерности. Черта одних типов сочетается друг с другом достаточно часто, а с другими практически никогда.

Интеллект, способности, сущность способностей

Интеллект – это присущий каждому человеку уровень способности пользоваться операцией мышления. Существует два типа интеллекта — текущий и кристаллизирующий, которые имеют разный характер динамики своего развития.

Текущий тип интеллекта – это те способности, с помощью которых человек учится почему-то новому. К ним принадлежат скорость и результативность запоминания, индуктивные суждения, операция пространственного восприятия и восприятия новых связей.

Вторым типом интеллекта является кристаллизирующий интеллект, который приходит к человеку с опытом и образованием. Приобретение данной формы интеллекта связано с осведомленностью человека и теми знаниями, которые он приобрел в течение длительного времени жизни. Это способность человека устанавливать отношения, формулировать суждения, анализировать проблему и использовать усвоенную им стратегию для решения задач.

Способности — это совокупность такой психической особенности человека, которая позволяет ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них. Способности функционируют и развиваются только в деятельности.

Классификация способностей.

Первая группа способностей имеет биологическую основу, где различаются:

  • элементарные способности, связанные с особенностью протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память);
  • сложные способности, связанные с особенностью такой формы психического отображения как мышление, представление, воображение.

Вторая группа базируется на социальной основе и подразделяется на:

  • общие способности, которыми в той или другой степени наделены все люди. Это способность к общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом. Речь идет о благоприятном соединении много особенности и качеств личности, которые оказываются в деятельности;
  • специальные (профессиональные), что дают возможность достичь высоких результатов в определенной деятельности, избранной профессии; частичные — это способности человека в неосновном для его виде деятельности. Связующим звеном между способностями первой и второй группы является особенный вид способностей — творческие.

Талант — совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, которая отличается оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

Гениальность — высшая степень одаренности, что позволяет человеку достичь общественно значимых, что имеют революционное значение результатов.