Тема 3.7. Психогигиена и психопрофилактика

1. Понятия «психогигиена» и «психопрофилактика».

2. Виды психопрофилактики, их особенности и значение.

3. Психогигиенические мероприятия в работе фельдшера.

4. Профилактика негативных эмоциональных состояний и последствий стрессовых ситуаций.

 

Понятия «психогигиена» и «психопрофилактика»

Психогигиена и психопрофилактика – области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций (психогений).

 

Психогигиена(от греч. psyche — душа, hygieinos — приносящий здоровье, целительный) — это наука об обеспечении и сохранении психического здоровья.

Психогигиена – система специальных мероприятий, имеющих задачей сохранение и укрепление психического здоровья человека

Психогигиена, являясь частью общей гигиены, в то же время представляет собой самостоятельную отрасль со своими целями, за­дачами и методами исследования.

Охрана психического здоровья населения касается многих сто­рон жизни и деятельности человека, начиная от возрастных особен­ностей и заканчивая условиями труда.

Поэтому существуют различ­ные разделы психогигиены, изучающие определенные аспекты че­ловеческой жизни: возрастная психогигиена, психогигиена физиче­ского и умственного труда, психогигиена обучения, психогигиена быта, психогигиена семьи и половой жизни, психогигиена больного человека.

Выделяются специальные разделы психогигиены: воен­ная, космическая, инженерная и др.

В многочисленных работах, посвященных поддержанию психи­ческого здоровья, в качестве необходимых условий для этого назы­вается обеспечение:

• наличия чувства защищенности;

• наличия смысла жизни;

• уважения и самоуважения;

• соответствия психических нагрузок уровню индивидуальной переносимости;

• необходимости и возможности устранения эмоциональной на­пряженности.

Неблагоприятное влияние на психическое здоровье человека мо­гут оказывать как сугубо личностные причины, так и факторы внешней социальной и физической среды.

 

Психогигиенические мероприятия имеют профилактическое значение не только в отношении психогенных заболеваний, неврозов, психопатий, но и различных соматических заболеваний.

Психогигиена тесно связана с общей гигиеной, т.к. психическое и соматическое здоровье имеют тесную взаимосвязь.

8 стр., 3825 слов

Мышление, сознание определяются реальным бытием, жизнью людей ...

... или математических. неотделимость мышления от реальных условий его функционирования в жизни людей.     Глава II. Психическое отражение.   1. Уровни исследования отражения.   Говоря об отражении, ...

В психогигиене выделяют следующие разделы:

1) возрастная психогигиена

2) психогигиена труда и обучения

3)психогигиена быта

4) психогигиена семьи и половой жизни

5) психогигиена коллективной жизни

 

Со времени своего зарождения она всегда была непосредственно связана с психопрофилактикой.Но если по­следняя больше нацелена на предупреждение психических забо­леваний или психических нарушений, то цель психогигиены — разработка системы мероприятий, направленных на формирова­ние, поддержание и укрепление психического здоровья.

Психопрофилактика – это система психологических методов и средств, предупреждающая появление негативных психологических реакций и состояний у человека

 

Психопрофилактика – это система мероприятий, цель которых – изучение причин, способствующих возникновению психических заболеваний и нарушений, их своевременное выявление и устранение

В любой области медицины, будь то хирургия, терапия, инфекционные или другие болезни, российское здравоохранение большое внимание уделяет вопросам профилактики. При решении вопросов предупреждения различных психических расстройств и заболеваний профилактические мероприятия должны своевременно внедряться в жизнь и практику здравоохранения.

Методы психопрофилактики включают, в частности, предупреждение обострений психического заболевания. Поэтому может быть необходимым изучение динамики нервно-психического состояния человека во время трудовой деятельности, а также в бытовых условиях.

С помощью целого ряда психологических и физиологических методов ученые исследуют влияние различных профессиональных вредностей некоторых отраслей труда (факторы интоксикации, вибрации, значение перенапряжения в работе, самого характера производственного процесса и т.д.).

Психопрофилактика представляет собой раздел общей профилактики, который включает в себя мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний.

Между психикой человека и его соматическим состоянием имеется тесная взаимосвязь. Устойчивость психического состояния может оказывать влияние на соматическое состояние.

В.А. Гиляровский писал, что роль нервного подъема в преодолении трудностей для организма и, в частности, вредностей для нервной системы должна быть использована в планировании работ психопрофилактического характера.

Задачами профиалктики являются:

1) предотвращение действия на организм болезнетворной причины,

2) предупреждение развития заболевания путем раннего его диагностирования и лечения,

3) предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.

 

Психогигиенические мероприятия в работе фельдшера

Психогигие­на связана также с психокоррекцией и психотерапией,использую­щими приемы и методы, которые позволяют устранять отклоне­ния в психической деятельности и способствуют гармонизации личности.

Психотерапия– это комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

История психотерапии уходит в глубь веков – в Древний Египет, Индию, Грецию. Систематическое изучение явлений внушения и гипноза началось с конца 18 в. Английский ученый Джеймс Бред (1843 г.), который ввел термин «гипноз», считал, что это следствие утомления органов чувств.

7 стр., 3311 слов

Психотерапия неврозов

... личности больного можно из реальных взаимодействий во время групповой психотерапии. Представление о неврозах как психогенных расстройствах, в развитии которых определяющая роль принадлежит психическому ... фактору, объясняет адекватность и широкое применение различных методов психотерапии при них. Само же содержание психотерапии при неврозах, ее ...

Реабилитация больного – это сложный процесс. Нередко именно психогенная реакция больного на дефект вызывает большую потерю трудоспособности, чем сам дефект. Не каждый больной может легко смириться с дефектом, привыкнуть к нему, найти для себя пути компенсации. Для успешной работы с больным необходимо использовать все виды психического воздействия.

В каждом лечебном воздействии должен иметь место и психотерапевтический компонент.

Существуют различные направления психотерапии:

1. Классическая глубинная психотерапия (Фрейд, индивидуальная психология Адлера и аналитическая психология Юнга).

2. Динамическая психотерапия (Э. Фромм, Х. Салливан, Массерман, Морено, Роджерс).

3. Антропологическая психотерапия (жизненный анализ и логопсихотерапия Франкла).

4. Павловская психотерапия (Мясищев, Платонов, Давиденков, Лебединский и др.).

Ленинградская школа Мясищева, так называемая патогенетическая психотерапия, она направлена на личность, историю ее жизни и конфликты.

5. Психотерапия бихевиоризма (Айзенк, Вольпе).

6. Эклектицизм, синтетические и интегративные направления.

 

Психотерапия характеризуется как продуманное психическое воздействие на расстройства организма при помощи раздражителей социальной интеракции, имеющих определенный смысл и значение.

Психотерапию принято разделять на общую и частную (или специальную).

Общая психотерапия – это весь комплекс психических факторов воздействия на больного любого профиля с целью повышения его сил в борьбе с болезнью.

Специальная, или частная, психотерапия применяется в клинике таких заболеваний, при которых психические методы лечения выступают на первое место и составляют то основное лечение, которым пользуется врач. С этой целью используются различные методики психотерапии.

Задача психотерапии: воздействие на психику больного для урегулирования нарушенной динамики нервных процессов, для более благоприятного протекания всех нервных и психических процессов.

Психотерапия – это лечебное мероприятие, воздействующее на вторую сигнальную систему, а через нее и на весь организм больного. Это не только воздействие словом, но и невербальными средствами, всем поведением психотерапевта и обстановкой, в которой происходит общение.

Особенно важны психотерапевтические мероприятия при подготовке пациента к выписке. Психотерапевтическое воздействие медицинской сестры достигается путем хорошего, доверительного контакта, построенного на дружественном отношении, откровенности, взаимопонимании.

Психотерапевтическое влияние на больного обязан оказывать каждый медицинский работник.

Психологическое влияние – это процесс и результат изменения одним субъектом поведения, психики другого субъекта. Этот процесс состоит в том, что оказывается воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств и предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие. «Личное влияние – это сложный феномен, представляющий собой и личную способность, и процесс взаимодействия, и результат взаимодействия, который не всегда очевиден. Он может проявляться на различных уровнях, в зависимости от развитости самосознания человека и его духовности»[1].

22 стр., 10936 слов

Изучение влияния типов родительского отношения на уровень тревожности ...

... детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет Глава 2. Эмпирическое изучение влияния родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет 2.1 Изучение родительского ... через общение, общие переживания и совместную деятельность. (7, с320) А. В. Петровский (доктор психологических наук, профессор, президент РАО) полагает, что можно условно выделить пять типов ...

Люди в разной степени оказывают влияние на других людей, изменяя их поведение и психологическое состояние в лучшую или худшую сторону. Обязательным условием личного влияния является добровольное, желательное для всех участников, общение. В процессе психологического влияния участники общения передают друг другу в открытой форме нечто свое, личное (мнения, знания, информацию о потребностях, убеждениях и т.д.) и принимают передаваемое им. Личное влияние происходит в условиях доверительного, понимающего общения.

Способность оказывать личное влияние зависит от типа личности, ведущих свойств коммуникативной и личностно-мотивационной структуры. В зависимости от степени выраженности этих качеств у личности, определяется уровень ее психологического влияния.

Выделяют основные и компенсаторные типы влияния. Основными типами являются: социальный интеллект, личный магнетизм, фрустрационное влияние, партнерство и доверие на основе эмпатии. Компенсаторными типами (типами непрямого влияния) считаются манипулятивная адаптивность, ответственность и компетентность, «воинствующая добродетель».

Тип «социальный интеллект» характеризуется легкостью в общении, хорошей адаптацией в любой ситуации, уверенностью в себе, высокой адекватной самооценкой. В основе общения людей такого типа лежат аффилиативная потребность и мотивация помощи. Хорошо развитая волевая сфера позволяет успешно осуществлять саморегуляцию своего поведения и психологического состояния. Высокий социальный интеллект, высокая работоспособность, умение убеждать, открытость для общения с другими людьми, дружелюбность и внимательность в отношениях с другими людьми.

Тип «личный магнетизм» во многом сходен с типом «социальный интеллект». Он отличается более высоким уровнем социального интеллекта, более выраженным чувством собственного достоинства и высокой самооценкой, более высокими показателями влияния, навыков общения, адаптивности и уверенности в себе. Представители этого типа имеют высокий уровень эмпатии, понимания других людей, самокритичны и дружелюбны с другими людьми. Они имеют высокий уровень ответственности и самосознания. Агрессивность, застенчивость, чувство одиночества выражены у них в минимальной степени. Они в большей степени, чем другие типы, удовлетворены жизнью и общением с близкими людьми. Главное их отличие – это высокое самоуважение, эмоциональная стабильность и прекрасная саморегуляция. Они стремятся к самосовершенствованию. Этот уровень влияния является высшим для личностей.

Фрустрационный тип личного влияния имеет такие качества, как общительность, легкость установления личных контактов, чувство юмора, самоуверенность, импульсивность, способность к риску, ориентация на достижения и результат в значимой деятельности и в то же время невысокий уровень самоуважения, самообладания, эмоциональной стабильности, самосознания и удовлетворенности общением. В общении люди такого типа часто используют авторитарный стиль, стремятся вовлечь партнера в решение своих проблем. Их психологическое состояние характеризуется напряженностью и дискомфортом, т.к. в нем преобладают фрустрация, агрессия, конфликтность и невротичность. Люди этого типа, обладая таким разноплановым набором психологических качеств, имеют низкую удовлетворенность жизнью в целом.

6 стр., 2881 слов

Описание характерных представителей психологических типов людей, ...

... людей, обвиняя их в недоброжелательности, не­компетентности, коварстве и т. д. В практической деятельности лица такого психологического типа, ... иерархической структуре организации. Некоторые предста­вители рассматриваемого психологического типа делают себе успешную и заслуженную административную карьеру. ... авторитеты не ока­жут на них серьезного воздействия. Они, как правило, с подозрением относятся к ...

Доверительно-партнерский тип влияния обладает скромностью, вниманием, пониманием собеседников, способностью располагать к доверию, ярко выраженной аффилиативной потребностью, потребностью в самораскрытии, в доверительном общении, альтруистичностью, склонностью к поддержанию равноправных партнерских отношений, высоким уровнем эмпатии, рефлексией, сензитивностью. Такой тип чаще проявляется в интимно-доверительном общении, атмосфере безопасности. Удовлетворенность общением и жизнью у людей этого типа почти такая же высокая, как у типа «личный магнетизм». У них почти полностью отсутствует агрессивность, авторитарность, конфликтность. Этот тип широко распространен среди представителей профессий «человек-человек» и в тех сферах деятельности, где необходимо рисковать, быстро принимать решения, нести ответственность.

Влияние, проявляющееся как манипулятивная адаптивность, предполагает наличие таких качеств, как хорошие навыки общения, адаптивность и манипулятивные способности. К манипулятивным способностям относятся: гибкость тактики поведения, дипломатичность, настойчивость в контактах и достижении поставленной цели общения. Манипулятивно-адаптивный тип личного влияния характеризуется эмоциональной устойчивостью, сензитивностью, осторожностью в принятии решений, мотивацией к избеганию неудач, невысоким уровнем ответственности и стремления оказывать помощь другим, неустойчивыми и противоречивыми моральными установками. Осторожность и недоверчивость к людям часто приводят к одиночеству. Длительные доверительные отношения таким людям поддерживать трудно в силу недоверчивости к людям. Этот тип влияния чаще встречается как тактика поведения в общении и взаимодействии с другими людьми. Гибкость в общении, проницательность и высокий уровень социального интеллекта позволяют людям этого типа эффективно общаться в различных ситуациях, достигая своих целей.

Тип влияния, ориентированный на ответственность и компетентность свойственен личностям, обладающим высокой ответственностью, устойчивыми моральными установками и самоуважением, не склонных к риску, осторожных в принятии решений и действиях, тщательно выполняющих работу. Они отличаются стремлением к стабильности, высокой работоспособностью, уступчивостью в общении, компетентностью, надежностью, ответственностью. Личности этого типа удовлетворены жизнью и имеют очень низкий уровень спонтанной агрессии. Представители этого типа чаще всего встречаются среди людей профессий типа «человек-техника», где требуется точность и повышенная ответственность.

Тип влияния «воинствующая добродетель» характерен для авторитарных личностей с устойчивыми моральными установками, но низким уровнем ответственности. Люди этого типа предъявляют высокие требования к соблюдению моральных норм другими людьми, но не считают их обязательными для себя. Они манипулируют поведением и психологическим состоянием других людей, используя понятия морального долга, моральных норм, социальные стереотипы поведения. Тип влияния «воинствующая добродетель» чаще проявляется как тактика поведения в конкретных ситуациях, чем как самостоятельный тип влияния.

16 стр., 7565 слов

Убеждение и внушение как методы психологического воздействия ...

... выполнить теоретический анализ научных данных, раскрывающих содержание методов психологического воздействия убеждения и внушения. В работе мы поставили перед собой следующие задачи: ... безошибочным может быть и разрушительное влияние на другого человека. Поэтому понятия психологической конструктивности и психологической корректности (безошибочности) являются перекрещивающимися, но не совпадающими ...

Механизмы психологического влияния одинаковы во всех его видах. Это психологические автоматизмы и мотивационное обеспечение деятельности человека.

Психологическое давление – это средство влияния, воздействия на партнера по общению, при помощи которого осуществляется перехват инициативы, введение своей темы в общение, сокращение времени для принятия решения, рекламирование себя и др.

Психологическое воздействие на других людей с целью изменения их поведения может осуществляться различными способами, с использованием разных психологических технологий.

Методы психологического воздействия – это психологические технологии, с помощью которых оказывается влияние на сознание и подсознание людей.Воздействие на человека или группу людей может осуществляться в процессе общения при помощи сознательного использования таких механизмов, как манипулирование, убеждение, внушение, информирование, поощрение, принуждение, наказание, метод примера.

Манипуляция— это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий.

Манипулятивное влияние имеет скрытый характер. Оно многопланово, т.к. в ходе манипулятивного воздействия личность решает для себя сразу несколько задач. Конечная направленность манипулятивного воздействия сводится к тому, чтобы объект манипулирования не только изменил свое поведение определенным образом, но и взял за это ответственность на себя. Манипуляция оправдана в тех случаях, когда изменение поведения и психологического состояния объекта манипулирования необходимо для целей самосохранения, самообороны в ситуациях угрозы причинения значительного вреда или в ситуациях воспитания, обучения. Таким образом, манипуляция может использоваться как для пользы людей, предотвращая опасные, несущие вред действия, так и во зло другим людям при нацеленности на достижение эгоистических целей манипулятора.

Принуждение – это вид психологического воздействия, результатом которого является принятие позиции другого вопреки собственным убеждениям личности, в основе которого лежит мотив страха. Принуждение является технологией, которая может использоваться только в исключительных, экстремальных ситуациях, когда имеется прямая реальная угроза жизни и здоровью человека.

Внушение (суггестия) – это вид психологического воздействия, в результате которого личность принимает позицию, точку зрения другого без критического осмысления и руководствуется ею как мотивом своего поведения.

Механизм внушения представляет собой некритическое принятие на веру человеком или группой мнений, информации и отношений других членов группы или групп без их самостоятельного анализа, оценки, понимания. Внушение является сложной формой психологического воздействия, включающей элементы заражения и использование вербальных средств общения. Это процесс одностороннего активного и персонифицированного воздействия одного индивида на другого или группу людей.

12 стр., 5831 слов

Воздействие образования на разностороннее развитие личности

... а гармоничное разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных возможностей человека, подготовка ребёнка к жизни, его психологическая и социальная адаптация. ... развитие личности. Предмет исследования: разностороннее развитие личности как основная цель образования. Цель данного исследования: определение воздействия образования на разностороннее развитие личности. Задачи ...

Внушение является актом воздействия одного человека на другого, который имеет различную степень осознанности. Воздействие людей друг на друга как внушение не всегда осознается и понимается ими как реальный факт такого воздействия. Внушение как механизм психологического воздействия на человека включает в себя психическое состояние сопереживания одинаковых чувств и состояний.

Внушение отличается от других видов психического воздействия тем, что осуществляется при наличии готовности личности, на которую происходит воздействие, получить распоряжение, инструкцию к действию, готовности принять чужое решение как свое. Внушение не требует системы логических доказательств и глубокого осознания смысла предоставляемой информации. В.М. Бехтерев отмечал, что «внушение действует путем непосредственного прививания психических состояний, то есть идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике».

Суггестивные методы – разнообразные методы психологического воздействия с помощью прямого или косвенного внушения, т.е. вербального или невербального влияния на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Внушение может сопровождаться изменением сознания пациента, создания специфического настроя к восприятию информации со стороны психотерапевта. Оказание суггестивного воздействия подразумевает наличие у человека особых качеств психической деятельности – внушаемости и гипнабельности.

Внушаемость – это способность некритично (без участия воли) воспринимать получаемую информацию и легко поддаваться убеждению в сочетании с признаками повышенной доверчивости, наивности и иных черт инфантилизма.

Гипнабельность – это психофизиологическая способность (восприимчивость) легко и беспрепятственно входить в гипнотическое состояние, поддаваться гипнозу, т.е. изменять уровень сознания с формированием переходных между сном и бодрствованием состояний.

Внушение, используемое в виде гетеросуггестии (внушения, производимого другим лицом) и аутосуггестии(самовнушения), направлено на снятие эмоциональных невротических симптомов, нормализацию психического состояния человека в кризисные периоды, после воздействия психических травм и как способ психопрофилактики.

 

Люди различаются по степени внушаемости, т.е. предрасположенности к восприятию внушения. Наиболее подвержены внушению люди впечатлительные, не обладающие способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющие твердых жизненных принципов и убеждений, не уверенные в себе, склонные принимать решения под влиянием ситуативного эмоционального состояния.

Воздействию внушения способствует авторитетность и большая личная значимость человека, который использует этот способ воздействия на других людей. Доверие является необходимым условием для восприятия информации, которая внушается человеку.

10 стр., 4531 слов

Разъяснение; Убеждение; Внушение

... воздействия могут быть различны: убеждение, разъяснение, заражение, подражание, внушение. Все эти способы психологического воздействия включаются в процесс труда, воспитания, психотерапевтической практики, управления и другие сферы жизнедеятельности людей. ... людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. ...

Внушение является элементом общественной жизни людей и используется во всех сферах социальных отношений. Оно используется для активизации деятельности человека и группы, управления их поведением. Внушение является элементом психотерапевтического воздействия при решении различных психологических проблем личности и как психотерапевтический элемент лечебно-диагностического процесса.

Аутогенная тренировка. Метод предложен немецким психотерапевтом Иоганном Шульцем. Аутотренинг может быть показана в тех случаях, в которых необходимо научить быстро истощающегося больного восстанавливать работоспособность, уменьшать или снимать душевное напряжение, функциональные расстройства внутренних органов и в тех случаях, когда надо научить больного владеть собой. Применяется при заикании, нейродерматитах, сексуальных расстройствах, для обезболивания родов, устранения или смягчения предоперационных и послеоперационных эмоциональных наслоений.

Аутогенная тренировка относится к активирующей психотерапии, так как при ее использовании человек сам проявляет активность и имеет возможность убедиться в своих возможностях.

 

Психотерапевтическое убеждение – метод, наиболее способствующий образованию связи с больным, создает систему их взаимоотношений, оказывающую воздействие на эмоциональную сторону деятельности, на интеллект и личность больного в целом.

Убеждение является методом психологического воздействия на поведение и процесс формирования мировоззрения личности. Понятие «убеждение» используется в трех значениях: 1) это специфический элемент системы представлений и взглядов человека, неотделимых от всего его жизненного опыта и побуждений к деятельности; 2) это процесс освоения человеком внешнего мира, предполагающий качественное изменение исходных установок под влиянием жизненного опыта и идейного воздействия извне; 3) это способ сознательного и организованного воздействия на психику индивида извне.

Механизм убеждения представляет собой процесс воздействия на сознание человека путем разъяснения, аргументации, доказательств, практикой действий (убеждение примером, на опыте).

Убеждение осуществляется в процессе межличностного взаимодействия, в котором на личность оказывается психологическое воздействие с целью принятия определенного решения, совершения действия или изменения психологического состояния. В узком смысле слова убеждение – это достижение осознанного принятия партнером предлагаемой позиции, становящейся его собственным мотивом поведения.

Убеждение, как способ воздействия на человека, используется для того, чтобы превратить сообщаемую индивиду или группе лиц информацию в систему установок и принципов личности, которые станут регуляторами его поведения. Оно всегда основано на системе логических доказательств, оно осознается человеком, которого в чем-либо убеждают, сопровождается критическим анализом воспринимаемой информации и требует высокого уровня интеллектуального развития человека. Убеждение может сочетаться с внушением. Степень эффективности убеждающего воздействия зависит от степени заинтересованности человека, которого убеждают в чем-либо. Человек должен быть заинтересован в получении той информации, которую ему предоставляют. Эта информация должна удовлетворять какую-то потребность человека.

15 стр., 7240 слов

Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя

... феномены: личность, общности, их образ жизни и деятельность, с целью качественного и полного решения задач организации); способы воздействия (традиционно выделяют четыре основных: внушение, заражение, подражание и убеждение). По ...

Убеждение происходит эффективно при наличии следующих условий:

1) содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности;

2) должно строиться с учетом индивидуальных особенностей личности;

3) должно быть последовательным, логичным, максимально доказательным;

4) содержать как обобщенные утверждения, положения, идеи, так и конкретные факты и примеры;

5) проведение анализа фактов поведения, которые одинаково известны собеседникам, что дает возможность избежать сомнений как в истинности самого факта, который служит аргументом, так и в общих выводах;

6) наличие собственной убежденности в истинности того, что говорится у того, кто убеждает других.

Включаясь в систему знаний и представлений личности, убеждение становится элементом мировоззрения и мотивом деятельности человека. Наиболее эффективно убеждение происходит в форме диалога, беседы, дискуссии.

 

 

[1] Волкова А.И. Психология общения…, С. 139.