Раздел 2. Диагностика индивидуальных различий: темперамента, характера, способностей 3

Тема 3. Диагностика способностей

I. Понятие способностей

1. Способности- это индивидуально-психологические особенности, которые

  • отличают одного человека от другого,
  • являются условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности,
  • не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, но обусловливают быстроту их приобретения.

2. Виды способностей

а) природно-обусловленные и социально-обусловленные

В основе природно-обусловленных способностей лежат задатки, т. е. врожденные анатомо-физиологические предпосылки способностей. К задаткам можно отнести тип высшей нервной деятельности, особенности метаболизма, особое строение отдельных частей тела и т. д. Например, в тех видах спорта, где требуются циклические движения (теннис, плавание, гребля, лыжи), успех на 80% зависит от задатков.

Социально-обусловленные способности — это способности, формирование и развитие которых зависит от обучения и воспитания. Коммуникативные и организаторские способности являются социально-обусловленными.

б) актуальные и потенциальные

Актуальными называют те способности, которые признаны окружающими.

Потенциальными являются те способности, которые не признаны окружающими. (Американские ученые проанализировали биографии 400 выдающихся людей и обнаружили, что 60% из них имели проблемы в период школьного обучения).

в) общие и специальные

Общими называют способности, которые

  • лежат в основе разных видов деятельности,
  • есть у всех людей.

Можно выделить 2 группы общих способностей: двигательные и умственные.

Общие умственные способности называют интеллектом.

Специальные способности — это способности, которые

  • обнаруживаются не у всех людей,
  • определяют успешность в специальных видах деятельности (при этом в других видах деятельности человек может быть неуспешен).

II. Диагностика общих умственных способностей (интеллекта)

На измерение интеллекта принципиально влияют взгляды на структуру интеллекта.

9 стр., 4066 слов

Глава I. Теоретические основы управленческой деятельности руководителя современной социально-педагогической системы

... ]. Управленческая деятельность руководителя современной социально-педагогической системой усложняется в связи с социально обусловленной модификацией имевшихся ... рассматривается в трех аспектах: эффективность как способность достигать намеченных целей и в запланированные сроки ... называют прямыми, а вторые – косвенными [13,4]. П.И. Третьяков управление определяет так же, как целенаправленную деятельность ...

1. Однофакторные теории интеллекта и разработанные на их базе методики его диагностики.

Теория интеллекта

Методика измерения интеллекта

Ч.Спирменсчитает, что интеллект — это способность устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями

«Прогрессивные матрицы Равена»:

60 таблиц (5 серий по 12 таблиц), содержащих задания нарастающей сложности. Обследуемый должен выбрать недостающий элемент матрицы среди 6−8 предложенных вариантов.

«Прогрессивные матрицы Равена»

2. Двухфакторные теорииинтеллекта и разработанные на их базе методики его диагностики.

Теория интеллекта

Методика измерения интеллекта

Р.Кеттеллсчитает, что в структуре интеллекта можно выделить2 фактора:

текучий интеллект, который дан от рождения, и

кристаллизованный интеллект, обусловленный опытом

«Культурно-свободный тест интеллекта Кеттелла»: проверяет врожденный компонент интеллекта, не зависящий от обучения. В тест входит 2 формы тестовых тетрадей. В каждой — 4 графических субтеста по 8−14 заданий.

Д.Векслер выделяет2 фактораинтеллекта:

вербальный и невербальный

«Шкалы измерения интеллекта Векслера»:

11 субтестов (6 вербальных и 5 невербальных)

3. Многофакторныетеорииинтеллекта и разработанные на их базе методики его диагностики

Теория интеллекта

Методика измерения интеллекта

Р. Амтхауэр выделяет4 ведущих фактора интеллекта: вербальный, счетно-арифметический, пространственный и мнемонический.

«Тест структуры интеллекта Амтхауэра»: 9 субтестов.

Вандерликвыделяет в структуре интеллекта вербальные, логические, счетно-арифметические и пространственные способности

«Краткий ориентировочный тест Вандерлика»: 50 заданий, на выполнение которых дается 15 минут.

Гилфордвыделяет в структуре интеллекта 120 факторов

Тест Гилфорда-Салливана «Диагностика социального интеллекта».

Тест Вандерлика

Представленный ниже тест представляет собой адаптированный русскоязычный вариант теста Вандерлика, иногда называемого кратким ориентировочным или отборочным тестом (КОТ), и предназначен для определения уровня общего интеллектуального развития в целях отбора персонала. Тест содержит 50 заданий, требующих для своего решения достаточно высокого уровня вербальных, числовых и пространственных способностей, осведомленности, внимательности и скорости мышления. Для выполнения тестовых заданий испытуемому дается 15 минут. Показателем общего интеллекта является количество правильно выполненных заданий.

ИНСТРУКЦИЯ.

• На следующих страницах содержатся тест, который состоит из 50 заданий. Тест предназначен для измерения Ваших способностей к обучению и познавательной деятельности.

• Для выполнения всех заданий теста Вам отводится строго определенное время —15 минут.

• Работайте как можно быстрее. Если какое-нибудь задание теста у Вас не получается, не задерживайтесь на нем слишком долго, переходите к следующему. Помните, что в отведенное время ни один человек не сможет правильно решить все задания этого теста.

• Ваш ответ в каждом случае будет состоять из единственного числа или пары чисел. Вы

можете выбирать из нескольких предложенных вариантов или самому придумывать правильный ответ.

ОБРАЗЦЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ.

Прежде чем приступить к выполнению тестовых заданий, познакомьтесь, пожалуйста, тренировочными образцами.

1. БЫСТРЫЙ является противоположным по смыслу слову:

1 — ТЯЖЕЛЫЙ;

2—УПРУГИЙ;

3—СКОРЫЙ;

4—ЛЕГКИЙ;

5— МЕДЛЕННЫЙ.

(Правильный ответ— 5.)

2. Бензин стоит 44 копейки за литр. Сколько (в копейках) стоят 2,5 литра? (Правильный ответ— 110.)

З. Слова МИНЕР и МИНОР по смыслу являются:

1 — сходными;

2— противоположными;

З — ни сходными, ни противоположными.

(Правильный ответ— 3.)

4. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют одинаковый смысл?

1. Первый блин комом.

2. Лиха беда начало.

З. Не красна изба углами, красна пирогами,

4. Не все коту масленица.

5. Старый друг лучше новых двух.

(Правильный ответ— 1,2.)

Тестовые задания

1. Одиннадцатый месяц года — это:

1 — ОКТЯБРЬ;

2— МАЙ;

З—НОЯБРЬ;

4—ФЕВРАЛЬ.

2. СУРОВЫЙ является противоположным по значению слову:

1 — РЕЗКИЙ;

2 — СТРОГИЙ;

З — МЯГКИЙ;

4— ЖЕСТКИЙ;

5.— НЕПОДАТЛИВЫЙ

З. Какое из приведенных ниже слов отлично от других?

1 — ОПРЕДЕЛЕННЫЙ

2— СОМНИТЕЛЬНЫЙ;

З — УВЕРЕННЫЙ;

4— ДОВЕРИЕ;

5 — ВЕРНЫЙ.

4. Верно ли то, что сокращение «н. э.» означает «нашей эры» («новой эры»)?

1 — Да;

2 — Нет.

5. Какое из следующих слов отлично от других?

1 —ЗВОНИТЬ;

2— БОЛТАТЬ;

З — СЛУШАТЬ;

4— ГОВОРИТЬ;

5— НЕТ ОТЛИЧАЮЩИХСЯ СЛОВ.

6. Слово БЕЗУКОРИЗНЕННЫЙ является противоположным по своему значению слову:

1 — НЕЗАПЯТНАННЫЙ

2 — НЕПРИСТОЙНЫЙ

З— НЕПОДКУПНЫЙ;

4— НЕВИННЫЙ;

5 — КЛАССИЧЕСКИЙ.

7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову ЖЕВАТЬ, как ОБОНЯНИЕ к НОС?

1 — СЛАДКИЙ;

2 — ЯЗЫК;

З— ЗАПАХ;

4— ЗУБЫ;

5— ЧИСТЫЙ.

8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?

Sharp, M.C. Sharp, M.C.

Fielder, E.H. Filder, E.N.

Connor, M.C. Conner, M.G.

Woesner, O.W. Woerner, O.W.

Soderquist, P.E. Soderquist, B.E.

9. ЯСНЫЙ является противоположным по смыслу слову:

1 —ОЧЕВИДНЫЙ;

2 —ЯВНЫЙ;

З — НЕДВУСМЫСЛЕННЫЙ;

4— ОТЧЕТЛИВЫЙ;

5— ТУСКЛЫЙ.

10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за З500 долларов, а продал их за 5500, заработав на этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он перепродал?

11. Слова СТУК и СТОК имеют:

1 — сходное значение;

2 — противоположное;

З — ни сходное, ни противоположное.

12. Три лимона стоят 45 копеек. Сколько (в копейках) стоят 1,5 дюжины?

13. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?

5296 5296

66 986 69 686

834 426 834 426

7 354 256 7 354 256

61 197 172 61 197 172

83 238 324 83 238 234

14. Близкий является противоположным по значению слову:

1 — ДРУЖЕСКИЙ;

2 — ПРИЯТЕЛЬСКИЙ;

3 —ЧУЖОЙ;

4— РОДНОЙ;

5— ИНОЙ.

15. Какое число является наименьшим?

1) 6;

2) 0,7;

3) 9;

4) 36;

5) 0,31;

6) 5.

16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа введите номер последнего слова.

ЕСТЬ СОЛЬ ЛЮБОВЬ ЖИЗНИ

1 2 3 4

17. Какой из приведенных ниже рисунков наиболее отличен от других?

1

18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый, поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?

19. Слова ВОСХОДИТЬ и ВОЗРОДИТЬ имеют:

1 — сходное значение;

2 — противоположное;

З — ни сходное, ни противоположное.

20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответом будет 1, если неправильно — 2.

МХОМ ОБОРОТЫ КАМЕНЬ НАБИРАЕГ ЗАРОСШИЙ.

21. Какие две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл:

1. Держать нос по ветру.

2. Пустой мешок не стоит.

3. Трое докторов не лучше одного.

4. Не все то золото, что блестит.

5. У семи нянек дитя без глаза.

22. какое число должно стоять вместо знака «?‘

73 66 59 52 45 38 ?

23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в:

1 — ИЮНЕ;

2 — МАРТЕ;

3— МАЕ;

4— НОЯБРЕ.

24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет:

1 — верно; 2 — неверно; З — неопределенно.

Все передовые люди — члены партии.

Все передовые люди занимают крупные посты.

Некоторые члены партии занимают крупные посты.

25. поезд проходит 75 см за ¼ сек. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние (в сантиметрах) он пройдет за 5 секунд?

26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 1 — верно;

2— неверно; 3— неопределенно.

Боре столько же лет, сколько Маше.

Маша моложе Жени.

Боря моложе Жени.

27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 рубля. Сколько килограммов фарша можно купить за 80 копеек?

28. Слова РАССТИЛАТЬ и РАСТЯНУТЬ имеют:

1 — сходное значение;

2— противоположное;

З — ни сходное, ни противоположное.

29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было бы получить квадрат. Запишите номер линии, соответствующей правильному ответу.

30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее: 1 — верно; 2 — неверно; 3— неопределенно.

Саша поздоровался с Машей.

Маша поздоровалась с Дашей.

Саша не поздоровался с Дашей.

31. Автомобиль «Жигули», стоимостью 2400 рублей, был уценен во время сезонной распродажи на тридцать три целых и одну треть процента. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?

32. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

33. На платье требуется две целых и одна треть метра ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?

34. Значения следующих двух предложений: 1 — сходны; 2— противоположны; З — ни сходны, ни противоположны.

Трое докторов не лучше одного.

Чем больше докторов, тем больше болезней.

35. Слова УВЕЛИЧИВАТЬ и РАСШИРЯТЬ имеют:

1— сходное значение;

2— противоположное;

3— ни сходное, ни противоположное.

36.Смысл двух английских пословиц: 1 — схож; 2— противоположен; З — ни схож, ни противоположен.

Швартоваться лучше двумя якорями.

Не клади все яйца в одну корзину.

37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 36 рублей. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене за дюжину (в копейках) ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены.

38. Слова ПРЕТЕНЗИЯ и ПРЕТЕНЦИОЗНЫЙ имеют:

1— сходное значение;

2— противоположное;

3 — ни сходное, ни противоположное

39. Если бы полкило картошки стоило 0,0125 рублей, то сколько килограмм можно было бы купить за 50 копеек?

40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили?

¼ 1/8 1/8 ¼ 1/8 1/8 ¼ 1/8 1/6

41. Слова ОТРАЖАЕМЫЙ и ВООБРАЖАЕМЫЙ имеют:

1 — сходное значение;

2 — противоположное;

З — ни сходное, ни противоположное.

42. Сколько соток составляет участок 70 м на 20 м?

.

43. Следующие две фразы по значению: 1 — сходны; 2— противоположны; 3— ни сходны,

Хорошие вещи дешевы, плохие дороги,

Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое сложностью.

44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5% случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?

45. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы поставили бы на его место?

¼ 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14

46. Три партнера по акционерному обществу «Интенсивник» решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 руб., К. — 3500 руб., П. — 2000 руб. Если прибыль составит 2400 руб., то на сколько меньше прибыли получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?

47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

1. Куй железо, пока горячо.

2. Один в поле не воин.

3. Лес рубят, щепки летят.

4. Не все то золото, что блестит.

5. Не по виду суди, а по делам гляди.

48. Значения следующих фраз: 1 — сходны; 2— противоположны; З — ни сходны, ни противоположны.

Лес рубят, щепки летят.

Большое дело не бывает без потерь.

49. даны развертки пяти геометрических фигур (кубов).

Две из них принадлежат одинаковым кубам. Какие?

50. В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 900 слов, при использовании меньшего — 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано мелким шрифтом?

Для успешного выполнения теста требуется определенный уровень развития словесных, логических, числовых и пространственных способностей.

Словесные (вербальные) способностиотвечают за усвоение смысла различных слов, понимание словесных аналогий, выполнение логических операций с отдельными словами и целыми текстами. Это качество связано с пониманием текста, умением различать прямой и переносный смыслы высказывания, правильно интерпретировать его, абстрагируясь от смысла конкретной фразы.

Степень развития логического мышлениясвидетельствует о способности к пониманию причинно-следственных связей, к поиску закономерностей, об умении делать правильные выводы

Числовые способности- это способности к быстрым и точным вычислениям, логическим рассуждениям, владение арифметическими навыками, понимание математических операций.

Пространственные способностивключают в себя пространственное воображение, знакомство с геометрическими понятиями, умение мысленно оперировать с различными объектами на плоскости и в пространстве.

Правильные ответы на тест Вандерлика

1) 3

11) 3

21) 3,5

31) 1600

41) 3

2) 3

12) 270

22) 31

32) 3

42) 14

3)2

13) 4

23) 2

33) 18

43) 1

4) 1

14) 3

24) 1

34) 3

44) 800

5) 3

15) 5

25) 1500

35) 1

45) 1/10

6) 2

16) 4

26) 1

36) 1

46) 280

7) 4

17) 3

27) 1

37) 480

47) 4,5

8) 1

18) 4

28) 1

38) 1

48) 1

9) 5

19) 3

29) 5

39) 20

49) 1,4

10) 40

20) 2

30) 3

40) 1/8

50) 17

Обработка результатов

За каждое совпадение ответа с ключом начисляется 1 балл. Подсчитывается общая сумма баллов.

  • свыше 30 баллов: очень высокий уровень интеллекта (встречается крайне редко)
  • сумма свыше 24 баллов: уровень развития интеллекта выше среднего; человек с такими показателями может освоить любую профессию и решить любую профессиональную задачу; рекомендуются творческие профессии, т.к. профессии исполнительского класса могут быть неинтересны;
  • 16 — 24 балла: средний уровень развития интеллекта; при достаточной подготовке, затратах времени и сил человек может освоить большинство профессий, решать стандартные профессиональные задачи; работа в сфере профессий творческого класса может вызывать затруднения, которые, однако, не являются непреодолимыми;
  • менее 16 баллов: результат ниже среднего; человек будет испытывать значительные затруднения в процессе профессионального обучения и дальнейшей практической деятельности; рекомендуется углубленное тестирование в целях получения более достоверной информации.

Внимание!

Тесты интеллекта измеряют не задатки и не потенциал умственного развития, а тот уровень развития умений и навыков познавательной деятельности, который сформирован на момент тестирования. Следовательно, этот уровень можно повысить с помощью систематической учебы, тренировок и упражнений.

III. Диагностика специальных способностей

1. Методика «кос — 1»: Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей.

Для оценки коммуникативных и организаторских способностей используется анкета, предложенная Б.А. Федорошиным и В.В. Синявским.

Коммуникативностькак черта характера развивается на основе общительности, которая, закрепляясь в поведении, является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия, эмпатия. Все эти качества можно считать необходимыми для работы в сферах, где работа связана с руководством и общением. Не менее важны и организаторские склонности, которые проявляются в способности к самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.

Инструкция. Вам надо очень внимательно проследить за тем, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда Вы запишете свой ответ, совпадали. Заполняя «Лист ответов», имейте в виду, что вопросы коротки и не могут содержать всех необходимых подробностей. Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует затрачивать много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Когда Вы отвечаете на любой из этих вопросов, обращайте внимание на первые его слова. Ваш ответ должен быть очень точно согласован с этими словами. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление своими ответами, Плохих или хороших ответов здесь нет. Постарайтесь ответить на все вопросы.

Лист ответов

1

11

21

31

2

12

22

32

3

13

23

33

4

14

24

34

5

15

25

35

6

16

26

36

7

17

27

37

8

18

28

38

9

19

29

39

10

20

30

40

Вопросник «кос- 1»

  1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения?
  3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-то из Ваших товарищей?
  4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
  6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
  7. Верно ли, что Вам проще и приятнее проводить время с книгой или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
  8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?
  9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компании?
  12. Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
  15. Трудно ли Вам осваиваться в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с Вашими товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
  17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении дел Вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
  20. Правда ли, что обычно Вы плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
  21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу при знакомстве с новым человеком?
  24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
  27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
  28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли Вы, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?
  30. Принимали ли Вы участие в общественной работе в школе, классе, группе?
  31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
  33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую для Вас компанию?
  34. Охотно ли Вы приступаете к организации мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у Вас много друзей?
  38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания у своих друзей?
  39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов

  1. Сопоставьте ответы с дешифратором и подсчитайте количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям.

Коммуникативные способности

1

+

11

-

21

+

31

-

2

12

22

32

3

-

13

+

23

-

33

+

4

14

24

34

5

+

15

-

25

+

35

-

6

16

26

36

7

-

17

+

27

-

37

+

8

18

28

38

9

+

19

-

29

+

39

-

10

20

30

40

Организаторские способности

1

-

11

+

21

-

31

+

2

12

22

32

3

+

13

-

23

+

33

-

4

14

24

34

5

-

15

+

25

-

35

+

6

16

26

36

7

+

17

-

27

+

37

-

8

18

28

38

9

-

19

+

29

-

39

+

10

20

30

40

  1. Вычислите оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кх) и организаторским склонностям (Ох) к максимально возможному числу совпадений (20).

    Разделите количество совпадающих с дешифратором ответов на 20. Результат может варьироваться от 0 до 1.

  2. Качественная оценка дается при сопоставлении полученных коэффициентов со шкальными оценками:

Кк

Ко

Шкальная оценка

0,10 — 0,45

0,20 — 0,55

1

0,45 — 0,55

0,56 — 0,65

2

0,56 — 0,65

0,66 — 0,70

3

0,66 — 0,75

0,71 — 0,80

4

0,75 — 1,00

0,81 — 1,00

5

Выводы:

  1. Испытуемые, получившие оценку «1» характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей.
  2. Испытуемым, получившим оценку «2», коммуникативные и организаторские способности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои новые знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
  3. Для испытуемых, получивших оценку «3», характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских способностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских способностей.
  4. Испытуемые, получившие оценку «4», относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят новых друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
  5. Испытуемые, получившие оценку «5», обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать свое мнение и добиваться, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые удовлетворяли бы их потребность в коммуникативной и организаторской деятельности.

При интерпретации полученных данных следует помнить, что методика констатирует наличный уровень развития коммуникативных и организаторских способностей. При наличии положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные способности могут развиваться.

2. Тест Беннетта для оценки технических способностей (технического мышления)

Данный тест оценивает умение читать чертежи, разбираться в схемах технических устройств и их работе, решать простейшие физико-технические задачи. В данном тесте 70 технических рисунков с заданиями и вариантами возможных решений. На всю работу отводится 25 минут.

Задания для самопроверки

Диагностика способностей

1. Установите соответствие

Однофакторные теории интеллекта

А) «Культурно-свободный тест интеллекта Кеттелла»

Двухфакторные теории интеллекта

Б) «Тест структуры интеллекта Амтхауэра», «Краткий ориентировочный тест Вандерлика», Тест Гилфорда-Салливана «Диагностика социального интеллекта».

Многофакторные теории интеллекта

В) «Прогрессивные матрицы Равена»:

2. Назовите методику

3. Выберите правильный ответ.

Тесты интеллекта измеряют

а) задатки

б) потенциал умственного развития,

в) уровень развития умений и навыков познавательной деятельности, который сформирован на момент тестирования

4. Назовите методики, предназначенные для диагностики специальных способностей.

5. Выберите правильный ответ.

Врожденное или приобретенное в раннем детстве отставание в интеллектуальном развитии называется

а) деменция б) олигофрения

6. Выберите правильный ответ.

Легкая степень олигофрении называется

а) деменция б) имбецильность в) дебильность