Тема 11. История развития психологической службы

ТЕМА 3.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Понятие о психологической службе.

Прежде всего, следует определить понятие психологической службы образования. Существует много разных определений, но единого, общепризнанного нет. Это свидетельствует о сложности самого явления психологической службы образования, которая, несмотря на свою историю, представляет собой все еще молодую и интенсивно развивающуюся в последнее время практическую ветвь психологической науки.

Психологическая служба образования – один из существеннейших компонентов целостной системы образования страны.

Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачи психологической службы образования:

  1. реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста
  2. развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.
  3. создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой – созданием для каждого ребенка на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой
  4. оказание своевременной психологической помощи и поддержки, как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Психологическая служба образования — один из компонентов целостной системы образования страны. Целью ее деятельности является психологическое здоровье детей дошкольного и школьного возраст, основной задачей — содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства, основным средством -создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности.

Психологическая служба образования – интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, — научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки.

10 стр., 4541 слов

Психологическое развитие детей с аутизмом

... взаимодействия с социальной системой, состоящей из двух-трех человек. Психологическое развитие детей с аутизмом Младенчество. Развитие ранних статистических и двигательных функций происходит в положенные сроки. ... и сестер (не только близнецов) больных детей достаточно часто встречаются задержка речевого развития и умственная отсталость. Развитие ребенка тесно связано с социальным опытом, от ...

Научный аспект- проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования – нового научно-практического направления психологии развития, изучающего индивидуальные проявления возрастных закономерностей психического развития, условия становления личности и индивидуальности как предпосылок психологического здоровья в дошкольном и школьном возрастах. Одна из задач – научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических методов профессионального применения психологических методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования.

Прикладной аспект предполагает использование психологических знаний работниками образования. Главными действующими лицами этого направления являются воспитатели, педагоги, методисты, дидакты, которые или самостоятельно, или в сотрудничестве с психологами используют и ассимилируют новейшие психологические данные при составлении учебных программ и планов, создании учебников, разработке дидактических и методических материалов, построения программ обучения и воспитания.

Практический аспект службы обеспечивают непосредственно практические психологи детских садов, школ и других образовательных учреждений, задача которых – работать с детьми, группами, классами, воспитателями, учителями, родителями для решения тех или иных конкретных проблем. В их задачу не входит создание новых методов, исследование психологических закономерностей и пр. Но они обязаны профессионально грамотно использовать все то, чет располагает наука на сегодняшний день.

Организационный аспект – создание действенной структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью, и повышение профессиональной квалификации практических психологов. Эти звенья, выстроенные в иерархической последовательности, могут быть представлены следующим образом: один или группа практических психологов в образовательном учреждении; научно-методические подразделения психологической службы (центры, кабинеты и др.) в районных, городских областных и краевых управлениях образования; отделы психологической службы – в республиканских и федеральном министерствах образования. Только достаточно разработанная структура, звенья которой укомплектованы специалистами, способна обеспечить полноценное психологическое обслуживание системы образования, оказывать действенную помощь как детям, родителям, педагогам, мак и учреждениям образования и всей образовательной системе в целом.

Развитие прикладного, практического и организационного аспектов психологической службы образования целиком и полностью зависит от развития ее научного аспекта, который определяет основную теоретическую базу и формирует природу психологической службы. Именно на основе этой базы создается концепция психологической службы, и решаются проблемы практическими психологами образования.

Краткий исторический очерк становления психологической службы за рубежом и в России.

10 стр., 4977 слов

Методика проведения мониторинга функционирования психологических ...

... психологическом кабинете дошкольных, общеобразовательных и других учебных заведений системы общего среднего образования, утвержденного приказом МОН Украины от 19.10.2001г. №691) Практические психологи ... о создании региональных центров практической психологии и социальной работы в соответствии ... баллом (9) направление деятельности региональной психологической службы, которое, по Вашему мнению, является ...

Психологическая служба образования (или школьная психология) существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания начиная с детей дошкольного возраста до студентов вузов, и имеет почти вековую историю. Наиболее представлена эта служба в США, где она начала развиваться с начала XX века и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии.

Школьная психология в США закреплена законом, предписывающим иметь подобную службу в государственном департаменте образования. Этот департамент санкционирует выдачу свидетельств школьным психологам.

Первыми психологами-практиками в США были экспериментальные психологи, изучавшие проблемы самовоспитания. Но очень скоро основными функциями школьной психологической службы стали измерение и тестирование, а главенствующей задачей – отбор детей для обучения по специальным программам.

Широкая практика тестирования в американских школах в 1940-60-е годы привела к тому, что батареи тестов прочно вошли как основной инструмент деятельности в практику работы школьных психологов. Таким образом, функции измерения и тестирования – исторически более ранние и в наибольшей степени применяемые в практике тех лет.

В дальнейшем наблюдается эволюция взглядов на предназначение школьной психологической службы. В 60-х годах была создана профессиональная организация школьных психологов, а в 80-х годах в США была организована Национальная ассоциация школьных психологов (NASP).

Многие специалисты начали пересматривать измерение как единственное, что они могут сделать в решении проблем школьной психологии.

В настоящее время выделяется несколько уровней функционирования психологической службы. На первом производится главным образом тестирование с целью выявления учащихся, нуждающихся в специальном обучении. На втором работа направлена на учащихся, которым необходимо специальное обучение, а также на тех, кто имеет умеренно выраженные учебные и поведенческие проблемы. Третий уровень предполагает прямую психологическую помощь всем нуждающимся в ней учащимся и консультацию персонала школы по вопросам психологии развития.

В «Руководстве Национальной ассоциации школьных психологов по обеспечению психологической службы в школах» отмечается, что основная цель психологической службы – служить психическому здоровью и образовательным интересам детей и юношества. Это предполагает:

а) психологическое и психолого-педагогическое измерение и оценку «школьного функционирования» детей и юношества;

б) активные вмешательства психолога, направленные на обеспечение полноценного влияния школы на когнитивное, аффективное и социальное развитие;

в) помощь педагогическому персоналу и родителям прежде всего в плане заботы о ребенке – специальные программы обучения персонала школы и родителей, советы им и т.п.;

г) консультирование и совместную работу с персоналом школы и (или) родителями по проблемам учащихся, связанным со школой, и проблемам персонала школы как профессионалов.

10 стр., 4737 слов

Психологическая служба Microsoft Office Word

... целью психологической службы, а следовательно и практического психолога является психическое и психологическое здоровье детей. Практический ... психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребенка, приводящей к депривации. Фрустрация одной или нескольких детских потребностей лежит в основе так называемых школьных ...

Интересен опыт развития школьной психологической службы во Франции. Отцом французской школьной психологии называют Альфреда Бине, начавшего свои исследования в этой области еще в 1894 году. В 1897 г. выходит его работа, посвященная психологическим проблемам начальной школы. В 1905 г. Министерство образования Франции обратилось к Бине с просьбой психологически исследовать проблему детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе. В результате этого исследования появился знаменитый тест Бине-Симона, позволяющий выявлять детей с задержкой умственного развития. За этим последовало открытие специальных школьных классов для таких детей, а в 1909 г. открылась первая во Франции профессиональная школьная психологическая.

В 1947 г. в Париже начала работать группа школьных психологов под руководством профессора А. Валлона. В отличие от А. Бине, А. Валлон полагал, что цель психологической службы не в селекции детей по каким-либо признакам, а в психологической помощи каждому ребенку, в создании оптимальных условий обучения и воспитания всех без исключения детей.

В 1951 г. Министерство образования Франции впервые представило описание функций школьных психологов. Этот документ был основой дискуссии на I и II Международных коллоквиумах по школьной психологии, организованных ЮНЕСКО в Гамбурге соответственно в 1952 и 1954 годах.

Однако в силу изменения политики в образовании деятельность службы во Франции была приостановлена, а школьные психологи переведены на должности учителей начальных классов.

Потребность в школьных психологах на протяжении 50-60-х годов нарастала прежде всего вследствие значительного увеличения количества детей с задержками умственного развития и другими нарушениями. Министерство образования обратилось к психологической науке, по существу, вновь за психометрическими методами с целью отбора детей, не способных обучаться в массовой школе. Для решения этих задач в 1960 г. открывается четыре психологических центра – в Париже, Бордо, Гренобле и Безансоне.

Начиная с 1970 г. преобладающей организационной формой деятельности школьной психологической службы во Франции становятся так называемые группы психолого-педагогической помощи, каждая из которых представляет собой команду, состоящую из одного специалиста по школьной психологии, одного специалиста по психологии обучения, одного специалиста по психомоторному развитию. Такая бригада призвана обслуживать от 800 до 1000 учащихся и, хотя территориально располагается в какой-то одной школе, обслуживает, как правило, несколько школ.

Группы психолого-педагогической помощи, в которых работает подавляющее большинство школьных психологов, административно подчинены департаменту специального образования. Объектом деятельности этих групп являются в первую очередь дети дошкольного и младшего школьного возраста (2-12 лет), причем основное внимание уделяется работе с детьми 3-7 лет. В центре – проблемы обучения и поведенческие проблемы, которыми соответственно занимаются разные специалисты. Одна из основных задач – выявление детей, нуждающихся в особых формах и методах обучения. Проводятся также консультации родителей и педагогов по указанным проблемам.

6 стр., 2741 слов

11 Психологическая служба в образовании:

... большим арсеналом средств достижения необходимого результата, нежели педагог-психолог образовательного учреждения. Цели и задачи деятельности психологической службы Главная цель психологической службы образования — психологическое здоровье детей — связана прежде всего с перспективным направлением ее ...

Начиная со второй половины 80-х годов во Франции обсуждается проект реорганизации существующей практики работы школьных психологов и создания единой системы школьной психологической службы, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям. Цели этой системы – предотвращать школьный неуспех, способствовать социальному научению и социальной адаптации детей, помогать детям с умственной отсталостью интегрироваться в общий поток учащихся (что прямо противоположно цели, выдвигаемой на предшествующих этапах службы, – отделять таких детей), содействовать общеобразовательному и профессиональному росту учащихся, повышать квалификацию учителей, социальных работников, администрации, других специалистов в области народного образования.

Несмотря на то что измерение и тестирование и сейчас чрезвычайно широко применяются в практике психологической службы, последнее время многих ученых во всех странах мира не устраивает такая ограниченная деятельность школьных психологов. Они начали пересматривать измерение как главную деятельность, которая может способствовать решению проблемы психологической помощи детям.

Определенный опыт организации и деятельности школьной психологической службы накоплен и в странах Восточной Европы. Здесь психологическая служба школы ставит перед собой задачи, решение которых направлено прежде всего не на констатацию уровня развития учащихся с целью отбора, а на получение психологической информации об учащемся или коллективе класса с целью создания условий, стимулирующих развитие (Витцлак Г., 1986).

Психологическая служба школы в большинстве стран Восточной Европы функционирует в форме психолого-педагогических районных или областных центров или консультаций. Эта служба – неотъемлемая составная часть системы народного образования и воспитания всех детей, подростков и юношества.

Основное содержание психологической службы – помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разного рода затруднений в развитии личности, проблемы профессиональной ориентации. Доминирующая функция психолога-консультанта, например, в Чехии и Словакии заключается в психодиагностической деятельности. Ее результатом служит диагностическое заключение, из которого вытекают последующие рекомендации. Психолог может рекомендовать организационные меры – зачисление ребенка в специальную или вспомогательную школу, в специальные классы в рамках начальной школы, в специальный детский сад и т.д. Он может предложить наиболее подходящий тип обучения, оптимальную область для выбора профессии. Психолог может рекомендовать применение подходящих методов воспитания и обучения в семье и школе, различные формы психотерапии, врачебное обследование (психоневрологическое, логопедическое и др.).

Большое место в консультациях занимает определение у всех детей готовности к обучению в школе, так называемой школьной зрелости, за год до поступления ребенка в школу (в этих странах дети начинают учиться с 6 лет).

11 стр., 5448 слов

Задания для самостоятельной работы. Тема 1.История психологической ...

... психологической службы, роль и место ее в образовании. 2. Теоретические основания психологической службы образования. 3. Становление психологической службы в России: основные этапы. 4. Цели и задачи психологической службы в образовании. 5. Структура психологической службы и модели деятельности психолога ... урок, консилиум, тренинг) практического психолога с детьми дошкольного или школьного возраста. ...

Психологические консультации и центры в основном занимаются решением конкретных проблем, с которыми к ним обращаются родители или учителя. Это особенно четко представлено в венгерской инструкции для консультаций по вопросам воспитания, вменяющей в обязанности психолога заниматься проблемами, связанными с наблюдаемыми в поведении ребенка отклонениями от нормы, которые не могут быть исправлены обычными педагогическими средствами (например, агрессивное поведение, продолжительное беспокойство, невнимательность и т.д.); с проявлениями в поведении ребенка чрезмерной чувствительности, робости, замкнутости, боязни школы, ответов на уроке и пр.; систематическими кражами, ложью ребенка дома или в школе; побегами ребенка из дома или из школы; внезапными изменениями в поведении ребенка; низкими результатами учения; отсутствием интереса к учебе в школе; нарушениями речи нервного характера – заикание, скороговорение; жалобами ребенка или родителей на систематические головные боли, бессонницу, беспричинную утомляемость и т.п.

Таким образом, психологическая служба системы народного образования в странах Восточной Европы занимает существенное место в дел деле воспитания и обучения детей, подростков и юношей.

В России первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже XIX-XX веков и связаны с педологией. Значение детской практической психологии и педологии в это время объясняется задачей, стоявшей перед обществом, — необходимостью воспитания нового человека, гражданина. Развитие детской практической психологии приходится на начало 20-х годов. В это время были сформулированы задачи и направления деятельности педолога и практического психолога в дошкольных заведениях и школе, очерчен круг их прав и обязанностей. Но в 1936 году Постановлением ЦК ВКП(б) педологи-практики были изгнаны из школ. И только в конце 60-х годов в нашей стране возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы. Это было обусловлено потребностями школы и общества в связи с возросшими требованиями к личности, ее нравственному и творческому потенциалу.

В 1989 году вышло Инструктивное письмо Государственного Комитета СССР по народному образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные учреждения страны, что явилось правовой основой деятельности школьного практического психолога. С этого момента служба развивается во всех регионах страны и начинает охватывать всю систему воспитания и обучения — от дошкольного возраста (детские сады и детские дома) до ранней юности (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты, ПТУ и пр.).

Соответственно меняется название службы — не школьная психологическая служба, а психологическая служба образования.

В 1990 году Приказом Государственного Комитета по народному образованию было утверждено «Положение о психологической службе в системе образования», которое определило ее статус, структуру, права и обязанности работников этой службы, содержание их деятельности и продолжительность различных видов работы школьного психолога.

14 стр., 6566 слов

Проблемы профессионально-психологического отбора кандидатов на ...

... все его участники — руководство всех уровней и группа профессионального психологического отбора. Кандидаты на службу и сотрудники являются его объектом. В соответствии с этим подходом ... общие и специальные (профессиональные) способности, наследственность, условия воспитания (семейного, школьного), образование в профессиональных учебных заведениях и другие. При этом общие способности являются ...

Согласно данному положению, необходимость функционирования психологической службы в системе образования определяется насущностной потребностью учебно-воспитательных учреждений в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных особенностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося. Психологическая служба должна способствовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы, формированию социально активной личности. Работники этой службы обязаны руководствоваться интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармонического развития.

Деятельность психологической службы образования должна быть направлена не просто на диагностику особенностей личностного и интеллектуального развития учащихся, психологических причин нарушений в обучении и воспитании, но прежде всего на профилактику и устранение таких нарушений.

Деятельность психологической службы осуществляется специалистами, получившими общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области детской, возрастной и педагогической психологии, психодиагностики, психокоррекции, активных методов социально-педагогического обучения и психологического консультирования. Педагоги, привлеченные к работе психологической службы, должны пройти специальную подготовку для получения соответствующей квалификации. Квалификация практического психолога должна быть подтверждена дипломом или свидетельством соответствующего высшего учебного заведения.

Руководство деятельностью практического психолога осуществляется по профессиональной линии.

В соответствии с основными целями психологической службы образования содержание ее работы определяется:

— необходимостью обеспечения полноценного личностного и интеллектуального развития детей на каждом возрастном этапе, формирования у них способностей к самовоспитанию и саморазвитию;

— важностью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку и, в соответствии с этим, значимостью психолого-педагогического изучения детей;

— задачами профилактики и преодоления отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей.

Краткий исторический очерк становления психологической службы за рубежом и в России.

Становление и состояние психологической службы в Республике Беларусь.

Первым организатором психологической службы в нашей стране по праву можно назвать Л.С.Выготского. Практическая направленность его деятельности, создание им психологического кабинета в техникуме в период его работы в Гомеле во многом опередили время

Успешному началу развития психологической службы и подготовки для нее практических психологов способствовали научно-практические разработки старшего поколения преподавателей-психологов высшей школы. Тематика их исследований имела практическую направленность: профессиональная ориентация и подготовка учащихся к труду (руководитель Ф.И. Иващенко), психология межличностных отношений в дошкольном и школьном возрасте (руководитель Я.Л.Коломинский), дифференцированное обучение (руководитель Л.Н.Рожина), подготовка студентов к воспитательной работе (руководители М.С.Клевченя, Г.М.Красневская), проблемы профессиональной подготовки в вузе (руководитель Л.А.Кандыбович).

6 стр., 2828 слов

Основные направления деятельности психологической службы образования

... личностные качества психолога   6. Этические нормы психолога   7. Модель службы психолого-педагогического сопровождения       Основные цели, задачи и принципы психологической службы Главная цель психологической службы образования - психологическое здоровье детей ...

Запросы практики и нарождающейся психологической службы вызвали интерес к таким темам как психология агрессивного поведения (И.А. Фурманов), кризисная психология (Л.А.Пергаменщик) и др.

В 1974 г. начала работать «Служба знакомств», где прием вел психолог Я.Л.Коломинский. В марте 1986 года в г. Минске открылась городская хозрасчетная консультация «Брак и семья», психологические услуги в которой обеспечивались А.Н.Сизановым. В журнале «Рабочая змена» появились статьи-консультации психологов, проявившим интерес к практической психологии. Начал работать «Телефон доверия». Сейчас под этим номером (246-11-11) работает служба экстренной психологической помощи.

Постепенно сложилась потребность в психологических услугах у населения, особенно когда в школах и педагогических вузах был введен с 1983 года курс «Этика и психология семейной жизни». Многие ученые- психологи и преподаватели высшей школы включились в подготовку учебно-методических пособий для обеспечения этого курса (Я.Л.Коломинский, Д.И.Водзинский, А.В.Васильева, М.А.Григорович, А.А.Логинов, А.Н.Сизанов, А.И.Кочетов, В.И.Писаренко и др.), который в значительной степени отличался психологическим практическим содержанием.

В 1988 году началась подготовка практических психологов для учреждений образования. Минский государственный педагогический институт им. М.Горького один из первых в бывшем СССР осуществил набор 23 учителей школ-интернатов для получения ими новой специальности «практический психолог учреждений образования».

В соответствии с приказами Министерства труда и Министерства образования с 1996 г. должность психолога (с 1998 г. педагога-психолога) введена в начальных, базовых и общеобразовательных школах при наличии следующего количества классов-комплектов: до 11 — 0,5 ставки (при наличии не менее 50 учащихся), 12-33 — 1 ставка, 34-44 — 1,5 ставки, 45-55 — 2 ставки. На каждые 12 классов-комплектов свыше 55 — дополнительно 0,5 ставки.

В профессионально-технических учебных заведениях должность психолога введена из расчета: до 400 учащихся — 0,5 ставки, свыше 400 — 1 ставка. В средних специальных учебных заведениях до 500 учащихся — 0,5 ставки, свыше 500 учащихся — 1 ставка. С 1998 г. должность педагога- психолога введена в отделы воспитательной работы с молодежью высших учебных заведений: на каждые 1500 студентов дневной формы обучения 1 ставка, но не менее одной ставки на вуз. С 2000 г. должность педагога- психолога появилась во всех типах дошкольных учреждений из расчета 0,5 ставки при наличии 4-7 групп детей и 1 ставки — свыше 7 групп. Педагоги- психологи работают сегодня и в учреждениях внешкольного воспитания и образования, детских спортивных школах и оздоровительных лагерях, хотя обязательное введение этой должности в штатное расписание только рассматривается Министерством образования совместно с Министерством труда и социальной защиты.

Кроме того, психологическую помощь детям и родителям в системе образования оказывают 112 центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР), 31 социально-педагогический центр (СПЦ), 94 детских социальных приюта, 3 социально-психологических реабилитационных центра для населения, пострадавшего от аварии на ЧАЭС.

11 стр., 5397 слов

Автоматизированное рабочее место психолога для психологической диагностики

... затрачиваемого времени на обработку результатов теста. Тема разработки - «Автоматизированное рабочее место психолога для психологической диагностики». Область применения программы - учебные заведения и предприятия. Программа автоматически строит график ...

Профессия психолога, педагога-психолога в частности, становится в нашей странё все более популярной: в последние 7- 10 лет конкурс при поступлении в вузы на данную специальность — один из самых высоких. И это несмотря на то, что психологов готовят на 26 факультетах в 22 государственных и негосударственных вузах и 12 институтах повышения квалификации и переподготовки кадров. Ведущим вузом в нашей стране по подготовке психологов различных специализаций по праву считается Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, где на 6 факультетах обучаются более 2000 будущих психологов. В подготовке педагогов-психологов задействован научно-педагогический потенциал 30 кафедр психологии белорусских вузов.

Для педагогов-психологов учреждений образования издается специальный журнал, как одно из тематически приложений к изданию «Адукацыя i выхаванне» — «Псіхалогія».

Понятие о психологической службе как системе практического применения психологии.

Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах города, области, региона, а в перспективе – всей страны, Каждое звено этой системы имеет свои четко определенные функции. Гарантией эффективности деятельности психологической службы служит последовательное и четкое профессиональное взаимодействие всех подразделений.

Детский практический психолог работает в конкретном учебном заведении – детском саду, общеобразовательной школе, гимназии, детском доме и др., осуществляя психологическое изучение детей для индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения, обеспечения полноценного развития каждого ребенка, раннего выявления, преодоления и профилактики неуспеваемости и недисциплинированности детей. Консультирует воспитателей, учителей, администрацию образовательного учреждения, родителей по проблемам обучения и воспитания, способствует повышению их психологических знаний, решению проблем педагогов как профессионалов.

Психологические кабинеты – при районных, областных, городских (в зависимости от структуры органов управления народного образования в конкретном регионе) ведут непосредственную работу с психологами образовательных учреждений, контролируют и организуют их деятельность. Оказывают методическую и иную профессиональную помощь, пропагандируют психолого-педагогические знания, проводят психодиагностику и психокоррекцию особо сложных случаев, участвуют в работе медико-психолого-педагогических комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних. Консультируют администрацию образовательных учреждений по социально-психологическим проблемам управления, создания оптимального социально-психологического климата в педагогическом коллективе и другим вопросам профессиональной деятельности. В штат кабинета помимо психологов входят также социальные работники, педагог, врач-психоневролог.

Тема 11. История развития психологической службы — Стр 2

Центр психологической службы образования – головная организация, руководящая деятельностью психологов, работающих в образовательных учреждениях, психологических кабинетах и специалистов всех психологических служб определенного региона. Центр отвечает за научно-методическое и научно-организационное обеспечение этих служб, за профессиональный уровень психологов, работающих в данных службах. В Центр могут обращаться родители, педагоги, другие работники народного образования. Центр состоит из двух основных отделов – индивидуальной помощи и психологического обеспечения образовательных учреждений.