Тема «Нарушенияголоса» Задание 1

На основании выписки из истории болезни поставьте диагноз.

Катя С., 5 лет. Родители обратились с жалобами на хрипоту голоса у девочки. Из анамнеза известно, что раннее общее и речевое развитие протекало без особенностей. В грудном возрасте девочка много кричала. Родители заметили уже при произнесении первых слов (с года) хрипоту голоса, периодически усиливавшуюся.

Интеллект в норме. К дефекту относится безразлично. При однократном ларигоскопировании не обнаружено анатомических изменений в строении гортани. Фониатр рекомендовал логопедические занятия для нормализации голоса. Импрессивная речь в пределах возрастной нормы.

Лексико-грамматический строй без патологических особенностей.

Фонетический строй: отсутствие звука «р».

Голос: по силе — тихий, неустойчивый, с резкими переходами к очень громкому, иссякающий к концу фонации; по высоте — среднего регистра, с тенденцией к излишнему повышению, недостаточно модулированный; по тембру — глухой, сиплый, сдавленный, звучит с напряжением мышц гортани, шеи. При продолжительной фонации голос становится более хриплым и напряженным.

Правильный ответ: гиперкинетическаядисфония.

Задание 2.

Определите, о каком функциональном нарушении голоса идет речь.

Станислав З., 10 лет.

Врожденная дисфункция коры надпочечников.

Мальчик в физическом развитии опережает сверстников (выглядит на 13 лет).

Есть признаки ускоренного полового развития.

Интеллект, речевое развитие в пределах возрастной нормы. К дефекту относится равнодушно.

Голос быстро утомляется, низкий, слабый, иссякающий, хриплый, грубый, сдавленный, зажатый, немодулированный. Звуковысотные модуляции почти недоступны. Интонация бедная, речь невыразительная.

Правильный ответ: преждевременная мутация на почве нарушения функции коры надпочечников.

9 стр., 4092 слов

Нарушения речи

... у больного со спотыканием нет осознания своего дефекта, его речь улучшается при напряжении и привлечении внимания; чтение ... всей двигательной системы, в патологический процесс вовлекаются кора и подкорковые образования. Большое значение приобретают вторичные ... всей двигательной системы, в патологический процесс вовлекаются кора и подкорковые образования. Большое значение приобретают вторичные ...

Задание 3.

Ознакомившись с выпиской из истории болезни, определите, о каком варианте органического нарушения голоса идет речь. Поставьте диагноз.

Сережа С., 6 лет.

Двигательная сфера: самостоятельно не ходит, активные движения в верхних и нижних конечностях резко ограничены.

Логопедическое обследование.

Речедвигательный аспект: лицо амимично. Повышенная саливация. Объем движений языка, губ ограничен, амплитуда движений недостаточная. Движения производятся в медленном темпе, быстро истощаются. При попытках речи повышается тонус мышц языка.

Произносительная сторона речи: гласные звуки редуцированные, нечеткие; шипящие и свистящие звуки заменяет зубными; разборчивость речи снижена из-за фонетического дефекта.

Словарный запас обиходный, фразовая речь не сформирована.

Речевое дыхание поверхностное, выдох короткий, слабый; сила выдоха быстро истощается в речевом потоке, и мальчик переходит на речь на вдохе.

Голос: при крике звонкий, громкий. Речевая фонация слабая, глухая, монотонная, назализованная, иссякающая. Речь невыразительная, мелодически не окрашена.

Правильный ответ: детский церебральный паралич, спастическаядиплегия. Дизартрия спастико-ригидной формы.

Задание 4

Ознакомьтесь с примером. Поставьте диагноз.

Саша К., 12 лет.

У мальчика врожденное расщепление твердого и мягкого неба и верхней губы. В трехмесячном возрасте ребенку была произведена хейлопластика, в шестилетнем — уранопластика. Ребенок длительное время занимался с логопедом и дома. В результате занятий у него полностью исправлен фонетический дефект. Учится в 5 классе общеобразовательной школы.

Мягкое небо длинное, подвижное, но его активность быстро снижается. Глоточный рефлекс ниже нормы, поэтому неточен небно-глоточный затвор. Маленький язычок укорочен. Вставлен обтуратор для расширения верхней челюсти. Зубы кариозные.

4 стр., 1909 слов

Балла — ответ правильный неполный

... эксперта. Критерии оценки: 1 балл – ответ правильный и полный Методические материалы по процедуре оценивания   Выполнение всех заданий текущего контроля является обязательным для ... Инструкция для эксперта. Критерии оценки: 1 балл – ответ правильный и полный Балла – ответ правильный неполный 0 баллов – ответ неправильный   Бланк формализованного наблюдения за выполнением манипуляции ...

Голос со значительной степенью назализации, глухой, монотонный, маломодулированный. При сознательном контроле ребенка голос приобретает умеренно назализованный характер, увеличивается его громкость и звонкость. Улучшаются интонационные возможности речи: она становится более выразительной, эмоционально окрашенной, удаются основные интонемы — вопрос, утверждение, восклицание.

Правильный ответ: Органическая врожденная открытая ринофония — как следствие открытой ринолалии.

Тема «Нарушения темпа речи» Задание 1.

Составьте схему обследования детей с нарушениями темпа речи.

Правильный ответ:

Анкетные данные

Анамнез

Характеристика речи окружающих ребенка людей ___________________________

Материально-бытовые условия семьи _______________________________________

Психомоторное развитие

С какого возраста стал раздеваться _______ одеваться ________ шнуровать ботинки ________ застегивать пуговицы ____________

Особенности моторики: излишне подвижен _____, излишне заторможен _______

Развитие речи

Предречевое развитие: гуление ______ лепет ____ первые слова ____ фраза ____

Особенности речевого развития (нарушение звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слова и т. д.) ____________________________________________

Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное) ___________

Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года ____________

Возможные причины ухудшения или улучшения речи _____________________

5 стр., 2132 слов

Усвоение детьми слоговой структуры слова в процессе онтогенеза

... наполнения слова для понимания ребенком обращенной к нему речи. Автор говорит об интонационной значимости обращенной речи для ... младенческие крики вообще - это голосовые реакции ребенка на различные дискомфортные состояния его организма. (1970, с. 55) ... В незнакомых словах и словах сложной слоговой структуры пропуск слогов или звуков, перестановки звуков и слогов, субституция звуков являются ...

Бывают ли периоды плавной речи ___________________

Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:

В семье _______________________________________

В общении со сверстниками ______________________

В д/саду, в классе _______________________________

В незнакомой обстановке ________________________

Как идет усвоение материала ____________________________________________

Влияет ли заикание на успеваемость ______________________________________

Отношение ребенка к заиканию _________________________________________

Есть ли логофобия _____________________________________________________

Отношение в семье к заиканию __________________________________________

Были ли занятия с логопедом (где, когда, по какой методике) _________________

Как долго занимался ___________________________________________________

Результат _____________________________________________________________

Причина рецидива ______________________________________________________

Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, детьми (со слов родителей, учителей)___________________________________________________________________

Для школьников:

Где труднее говорить: в школе, в магазине, дома? _________________________

Какова речь со сверстниками, с родителями, с незнакомыми людьми _________

3 стр., 1287 слов

Общее недоразвитие речи у детей

... с больными. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ В отечественной литературе развивается представление о наличии двух основных форм заикания, которое начинается в детстве: невротической ... , Ч - Ц, СЬ -Щ). Так же слоговая структура и звуконаполняемость речи ребенка искажается в словах, содержащих различное количество слогов (продукты, магнитофон, строительств ...

Имеется ли волнение, страх в незнакомой обстановке? _____________________

Как влияет волнение на речь ___________________________________________

Сохраняется ли заикание, когда тебя никто не слышит? ____________________

Влияет ли твоя речь на успеваемость в школе? ____________________________

Если ты занимался с логопедом, пользуешься ли изученными ранее приемами _____________________________________________________________________

Данные объективного обследования

Состояние слуховой функции (слуховое внимание, восприятие речи) ____________

Состояние общей моторики:

Осанка, походка, движения тела ________________________________________

Ходьба, бег, прыжки, игра с мячом _____________________________________

(Объем движений, точность, координация, темп, переключаемость, сопутствующие движения, двигательная активность)

Состояние мелкой моторики:

праксис позы _______________________________________________________

движения пальцев ___________________________________________________

манипуляции с мелкими предметами____________________________________

конструктивный праксис ______________________________________________

навыки работы с карандашом __________________________________________

графомоторные навыки (для школьников)________________________________

наличие леворукости _________________________________________________

мимика и артикуляционная моторика ______________________________________

14 стр., 6990 слов

Особенности развития речи у детей с замедленным психическим развитием

... лексического состояния в развитии речи у детей с ЗПР изучение состояния лексики, изучение состояния глагольного словаря, изучение состояния ... учителя. 8. Л. Речь слаборазвита. Речь монотонная, темп речи замедлен. Отмечается небольшое заикание. С товарищами общительна. ... . Несформированность лексической стороны речи проявлялась в особенностях выполнения задания на подбор антонимов. Характерной ...

строение артикуляционного аппарата ______________________________________

Состояние импрессивной речи

Пассивный словарь_____________________________________________________

Понимание речи________________________________________________________

Состояние экспрессивной речи

Звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова________________________

Активный словарь_______________________________________________________

Грамматический строй речи_______________________________________________

Состояние фонематических функций

Фонематическое восприятие ______________________________________________

Фонематический анализ и синтез___________________________________________

(выделение заданного звука, ударного звука, 1 согласного звука, последнего звука, последовательность звуков в слове, количество звуков)

Состояние дыхательной функции

Тип дыхания ____________________________________________________________

Ритмичность ____________________________________________________________

Характер вдоха при речи _________________________________________________

Продолжительность речевого выдоха _______________________________________

Состояние просодических компонентов речи

Симптоматика заикания (внешняя, физическая)

Проявление заикания в различных формах речи (беседа, чтение, воспроизведение сказки, рассказ по картинке)_______________________________________________

13 стр., 6483 слов

Раздел I. ДИАГНОСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ

... . А. Заикание: Учебное пособие. — М.: В. Секачев, 1998. 2. Бессонова Т. П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас ... для детей с ОНР и заиканием. Составлять подробный перспективный план нет необходимости, поскольку имеются государственные программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи. Логопед ...

Шепотная речь_______________________________________________________

Сопряженная речь____________________________________________________

Отраженная речь _____________________________________________________

Вопросно-ответная речь _______________________________________________

Пересказ прослушанного ______________________________________________

Самостоятельный рассказ ______________________________________________

Для школьников: отражение заикания на письме, при чтении ________________

Форма судорог __________________________________________________________

Локализация судорог (дыхательные, голосовые, артикуляционные, смешанные) __________________________________________________________________________

Наличие непроизвольных движений тела, лица __________________________________

Симптоматика заикания (внутренняя, психическая)

Наличие или отсутствие логофобии ________________________________________

(страх в определенной ситуации или при произнесении определенных звуков)

Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота их использования и эффективность ___________________________ (моторные, речевые)____________

Произнесение отдельных звуков и междометий ______________________________

Произнесение слов и словосочетаний _______________________________________

Изменение стиля речи ____________________________________________________

Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная) _______

Индивидуально-психологические особенности ребенка

Контактность с окружающими и характер взаимоотношений ___________________

Особенности психических процессов памяти, внимания, мышления _____________

Динамика психической деятельности и поведения ребенка:

активность или вялость в игре, на занятии ________________________________

устойчивость и преобладающий фон настроения __________________________

степень эмоциональной возбудимости ___________________________________

Другие особенности ______________________________________________________

Другие нарушения речи___________________________________________________

Логопедическое заключение

Задание 2

Привести примеры речевых упражнений для устранения брадилалии.

Правильный ответ:

Все виды коррекционной работы при брадилалии основываются на различных

речевых упражнениях:

/\/\/\ Произношение речевого материала различной сложности

(скороговорки, короткие фразы)

/\/\/\ Чтение под отбиваемый рукой ритм

/\/\/\ Работа над воображением при действии внешних

раздражителей различного ритма

/\/\/\ Заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на

речевые особенности разных персонажей самим пациентом

/\/\/\ Выработка сценического поведения в соответствии с

содержанием драматизации

/\/\/\ Ходьба и маршировка под бодрую музыку (подскоки,

прыжки, приседания)

/\/\/\ Пение мелодий с короткими тональностями

/\/\/\ Сюжетные подвижные игры (пятнашки, догонялки, эстафеты)

В результате 6−12-месячной работы речь становится чётче и быстрее.

Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быструю и точную

реакцию на зрительные, слуховые раздражители, развивающие все виды

памяти.

Игры сюжетные способствуют отработке речи в диалогах. Также

рекомендуются: самостоятельные занятия, постоянный контроль за

темпом речи.

Логопедическую работу с актёрами, страдающими тахилалией,

рекомендуется проводить поэтапно.

1. Режим молчания. Снимает тревожную возбудимость, успокаивает.

2. Работа по усвоению медленного темпа начинается на материале

громкого чтения.

3. Работа над редактированием высказываемых мыслей. Точные

пересказы прочитанного, детализация пересказа.

4. Работа над коллективным рассказом. Внимательно слушая другого, каждый включается в рассказ неожиданно, по сигналу. Вводится медленное чтение про себя.

5. Подготовка к публичному выступлению.

Продолжительность курса 2,5—3 месяца.

Тема «Заикание» Задание 3.

Разработать систему вопросов и заданий ребенку для выявления у него речевых запинок и их характеристики.

Правильный ответ:

Вопросы

Как тебя зовут?

Где ты живешь?

Какая твоя любимая игрушка?

Какая твоя любимая сказка? Расскажи.

Какую ты знаешь летнюю одежду?

Каким одним словом можно назвать шубу, пальто, платье, брюки?

Задания

Пересказ

Логопед, предлагая детям пересказать рассказ, который онпрочитал, выявляет, насколько дети умеют слушать, как понимают содержаниерассказа, запоминают его и пересказывают. Тексты следует выбирать с простым ипонятным содержанием и четко выраженным началом, серединой и концом.

Составление рассказа-описания игрушки или предмета

Логопед отбирает 2 красочные игрушки (девочкам — красивую куклу, мальчикам— большую машину «самосвал»).

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушку (потрогать), а потом рассказать о ней. При этом дается план, предлагается рассказать про куклу все: как ее зовут, какая она по размеру, из чего сделана, во что одета, что завязано у нее на голове и т. д. Если у ребенка возникают затруднения, и при ответе он не может сразу рассказать про игрушку, то логопед повторяет вопросы или предлагает свой образец рассказа. Например, про маленькую матрешку: она деревянная. На голове у матрешки красивый платочек. На матрешке желтый сарафан с узорами и красный фартук. Матрешку можно поставить на елку как украшение. Или про игрушечный самосвал: он железный. Кабина у самосвала красная. Внутри кабины черный круглый руль, сидение для шофера, педали. Кузов у самосвала большой,

желтый, четырехугольный. Туда можно загрузить много песка, кирпичей. Шофер нажимает на рычаг, и самосвал сам выгружает груз.

Задание 4

Составьте перечень заданий и вопросов заикающемуся ребенку для выявления его отношения к собственному дефекту, особенностей его межличностных отношений с окружающими и особенностей его поведения в различных видах деятельности.

Правильный ответ:

Задание 1.

Ребенок должен представить, что у него день рождения. Стоит праздничный стол и стулья.

На рисунке нарисованы стулья (10 стульев).

Ребенок должен подписать, на каком стуле сидит он, и на какие стулья он посадит своих друзей и близких.

Задание 2.

Ребенку раздаются карточки с картинками. На картинках изображены разные виды работы (мама моет пол, папа чинит кран, учебная деятельность, отдых за компьютером, отдых на природе, чтение книги).

Ребенку предлагается разместить карточки в порядке, показывающем, что он любит больше всего делать (от самого любимого дела, до самого нелюбимого).

Вопросы:

Ты боишься отвечать возле доски?

Ты любишь выполнять главные роли в игре?

Смог бы ты рассказать свою любимую сказку публично?

Тебе нравится рассказывать стихи?

У тебя много друзей?

Тебе нравиться дружить?

Ты любишь помогать маме по дому?

Как тебе нравится отдыхать?

С кем ты больше всего любишь проводить свое время?

Что ты любишь делать в свободное от учебы время?

Задание 5.

Составить примерную схему опроса родителей при обследовании заикающегося ребенка.

Правильный ответ:

Примерная схема опроса родителей заикающегося ребенка

Анамнестические сведения (со слов матери): течение беременности, роды (срок, степень тяжести, хирургическое вмешательство, ребенок родился здоровым, в асфиксии и т. п.).

Болезни, перенесенные ребенком до года (экссудативный диатез, пневмония, диспепсия, желтуха, заболевания нервной системы и пр.).

Сон ребенка, аппетит. С какого времени опрятен (явления энуреза).

Семья: состав семьи; состояние речи членов семьи; отношения взрослых между собой. Методы воспитания в семье: отношение взрослых к ребенку: кто является главным воспитывающим лицом; кого ребенок всегда слушается; к кому ребенок особенно привязан.

Характеристика раннего периода жизни ребенка

Ход развития речи: первые слова (в каком возрасте), начало фразовой речи (и особенности ее формирования в раннем возрасте).

Стимулировалось ли развитие речи ребенка: как часто и в каком объеме читалась детская литература, подбирались ли ребенку художественные произведения по возрасту или без учета его; с какого возраста разучивали с ребенком стихи, как много он их знает, какие именно и т. д. Заставляли ли ребенка публично выступать с чтением стихов, где именно, перед кем. Как ребенок реагировал на предложения выступать перед «аудиторией». Имело ли место раннее обучение грамоте, счету.

Характерологические особенности ребенка:

· беспокойный, легко возбудимый, реактивный, излишне медлительный, застенчивый, впечатлительный, капризный, упрямый, раздражительный; поведение правильное, неорганизованное, демонстративное; быстро утомляем, истощаем;

· степень самостоятельности в усвоении навыков (какого рода затруднения испытывает при формировании различных навыков);

· отношение к игрушкам (любит играть, играет охотно и довольно продолжительное время, часто меняет игрушки, быстро к ним охладевает);

· мера самостоятельности ребенка в организации игры (предпочитает играть один, с детьми младшего возраста, только со взрослыми);

· контактность (как вступает в общение — легко или трудно, избирательность в общении);

· особенности адаптации к новой обстановке; жизнерадостен, доброжелателен, негативен.

Время проявления заикания: когда родители заметили первые «сигналы» нарушения речи; интерпретация родителями причин возникновения заикания; реакция родителей на появление у ребенка заикания (повышенная тревожность родителей, ребенку внушается, что он болен и пр.); меры воздействия, предпринятые родителями до обращения в специальные учреждения.

Как протекает заикание: стабильно, постепенно усиливается с возрастом, волнообразно — то улучшается, то ухудшается.

Периоды обострения заикания: ситуация, усиливающая проявление заикания; в каких формах речи заикание проявляется наиболее интенсивно.

Что изменилось с появлением заикания? Как изменился характер ребенка? Как ребенок относится к своему дефекту: ощущает его, реагирует ли и каким образом?

Где ребенок консультировался до настоящего времени; занимался ли с логопедом; результаты занятий, сроки; как выполнялись рекомендации в семье.

Помимо вышеизложенных, в беседе с родителями школьников, страдающих заиканием, рассматриваются следующие вопросы:

· как заикающийся ребенок адаптировался к условиям учебной деятельности; отмечались ли изменения (и какие именно) в состоянии речи ребенка, начиная с первых шагов обучения;

· когда заикание усилилось; препятствует ли оно в данный момент устным высказываниям ребенка в классе, препятствует ли участию заикающегося в общественной жизни школы;

· как ребенок успевает по всем предметам (причина отставания, характер ошибок в письменных работах по русскому языку и математике); как протекает подготовка домашних заданий.

Последний вопрос требует более подробного раскрытия. Нас должна интересовать мера самостоятельности, проявленная ребенком: часто ли обращается за помощью, откладывает подготовку уроков до прихода родителей, не садится за уроки, пока ему не напомнят об этом и т. д., а также выполняет ли уроки самостоятельно, настойчив ли в достижении цели задания или выполняет заданное небрежно, торопится, лишь бы отделаться.

Требуют ли родители от ребенка переделать работу, имеющую большое число ошибок или небрежно оформленную? Может ли результат переделки быть еще хуже первоначального варианта?

Важно выяснить, какими навыками самоконтроля владеет ребенок: замечает ли недостатки содержания устного высказывания; умеет ли самостоятельно находить ошибки в письме — орфографические («на правила»), ошибки по невниманию и т. д.

Есть ли у ребенка определенные обязанности, которые он выполняет дома? Как он относится к этим обязанностям (и к разделению их между братьями и сестрами)?

Имеются ли дополнительные нагрузки (музыкальные занятия, иностранный язык)? Как относится к занятиям спортом: увлекается определенным видом спорта; равнодушен к спортивным занятиям; успевает ли на уроках физкультуры.

В процессе обследования приведенный перечень вопросов может дополняться. Но опрос должен быть максимально развернутым в целях выявления особенностей, характеризующих личность заикающегося ребенка (как в более раннем периоде развития, так и в школьном возрасте), и обстоятельств, способствующих усугублению дефекта.

Как ребенок относится к приготовлению устных заданий по разным предметам: пересказывает ли текст вслух, родителям или удовлетворяется тем, что только прочитывает задание, не пересказывая, иногда заданный текст готовит перед уроками, во время перемены и пр.

Задание 8

Проанализируйте содержание предложенного плана-конспекта занятия с заикающимися подростками.

Тема: Групповое занятие с заикающимися подростками.

Цель: закрепление речи свободной от заикания в сложных ситуациях общения.

Оборудование: зеркало, мяч, тексты.

Ход занятия:

Организационная часть: отчет заикающихся о своей речи за прошедший день (были ли трудности, какие, почему, использовались ли элементы психической зарядки, аутотренинга).

Речевая и эмоциональная зарядка:

  • проговаривание формул самовнушения;
  • артикуляционная гимнастика: для губ («трубочка» — «улыбка», натягивание губ на зубы), языка («жало», «болтушка», «маятник»);
  • дыхательная гимнастика;
  • голосовые упражнения;
  • развитие мелкой моторики рук.

Работа над техникой речи.

  • Чтение стихотворных текстов (без подготовки, выразительно, соблюдая слитность и плавность речи, выдерживая паузы).

    Пример стихотворного текста — Л. Татьяничева «Что ты сделал хорошего» («Достается недешево счастье трудных дорог …»).

  • Чтение про себя прозаического текста, выделение его основной мысли и пересказ прочитанного. Пример прозаического текста — «Из истории вещей. Велосипед. Гвоздь. Часы. Ножницы …»
  • Составление рассказов о профессиях слесаря, почтальона, водителя, врача и т. д.
  • Работа с фразеологическими оборотами.
  • Заикающимся раздаются карточки с фразеологическими оборотами («А ларчик просто открывался», «Волк в овечьей шкуре», «Он бьет баклуши», «Он строит воздушные замки», «Попал впросак»).

    Нужно выразительно прочитать, объяснить смысл, составить предложение с фразеологическим оборотом.

Речевая игра «Комментатор».

В игре участвуют не менее 2 человек: один выполняет разнообразные действия (пантомима), а другой их комментирует.

Итоги занятия: сначала подводят сами заикающиеся, а затем с заключительным словом — характеристикой их речи выступает логопед.

Задание на дом: самостоятельно проводить аутотренинг, прочитать вслух индивидуально подобранные стихи, подготовить пересказ текстов прозы.

Правильный ответ:

При анализе занятий необходимо учитывать следующие критерии:

1. Четкость темы и цели занятия:

— постановка проблемных вопросов и заданий к теме занятия;

— конкретность их реализации на каждом этапе занятия;

2. Логико-методическая структура плана с четко выраженнойэтапностью.

3. Оценивается подбор наглядного материала для занятия:

— дозировка наглядности на каждом этапе;

— дидактическая обусловленность (с какой целью был использован дидактический материал в ходе занятия);

— разнообразие наглядности;

— размеры наглядности для индивидуальной и фронтальной работы.

4. Организация занятия:

— был ли организационный момент;

— поведение детей на занятии: активность, заинтересованность, живость проведения занятия, сосредоточенность;

— речь детей, реакция на ошибки самого ребенка, других детей, педагога;

— виды помощи педагога при затруднении детей;

— речь педагога (ее количество, темп, эмоциональность, адекватность использования специфических терминов, их разъяснения).

5. Степень энергоемкости занятия:

— насыщенность новой информацией, степень содержательности отобранного материала;

— работа по расширению кругозора детей.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector