На основании выписки из истории болезни поставьте диагноз.
Катя С., 5 лет. Родители обратились с жалобами на хрипоту голоса у девочки. Из анамнеза известно, что раннее общее и речевое развитие протекало без особенностей. В грудном возрасте девочка много кричала. Родители заметили уже при произнесении первых слов (с года) хрипоту голоса, периодически усиливавшуюся.
Интеллект в норме. К дефекту относится безразлично. При однократном ларигоскопировании не обнаружено анатомических изменений в строении гортани.Фониатр рекомендовал логопедические занятия для нормализации голоса. Импрессивная речь в пределах возрастной нормы.
Лексико-грамматический строй без патологических особенностей.
Фонетический строй: отсутствие звука «р».
Голос: по силе – тихий, неустойчивый, с резкими переходами к очень громкому, иссякающий к концу фонации; по высоте – среднего регистра, с тенденцией к излишнему повышению, недостаточно модулированный; по тембру – глухой, сиплый, сдавленный, звучит с напряжением мышц гортани, шеи. При продолжительной фонации голос становится более хриплым и напряженным.
Правильный ответ: гиперкинетическаядисфония.
Задание 2.
Определите, о каком функциональном нарушении голоса идет речь.
Станислав З., 10 лет.
Врожденная дисфункция коры надпочечников.
Мальчик в физическом развитии опережает сверстников (выглядит на 13 лет).
Есть признаки ускоренного полового развития.
Интеллект, речевое развитие в пределах возрастной нормы. К дефекту относится равнодушно.
Голос быстро утомляется, низкий, слабый, иссякающий, хриплый, грубый, сдавленный, зажатый, немодулированный.Звуковысотные модуляции почти недоступны. Интонация бедная, речь невыразительная.
Правильный ответ: преждевременная мутация на почве нарушения функции коры надпочечников.
Задание 3.
Ознакомившись с выпиской из истории болезни, определите, о каком варианте органического нарушения голоса идет речь. Поставьте диагноз.
Тестовые задания для промежуточного контроля Тестовые задания ...
... в) практическое действие одновременно с речью г) умственное действие — речь — практическое действие Задание 5. 22. Инструкция: Установите ... б) неразвитость абстрактного мыщления; в) соподчиненность мотивов. Задание 4. 16. Инструкция: Установите соответствие.Изменение видов деятельности ... 22. Развитие понимания речи: а) подползает на зов взрослого жестом; б) ищет голос зовущего; в) приближается ...
Сережа С., 6 лет.
Двигательная сфера: самостоятельно не ходит, активные движения в верхних и нижних конечностях резко ограничены.
Логопедическое обследование.
Речедвигательный аспект: лицо амимично. Повышенная саливация. Объем движений языка, губ ограничен, амплитуда движений недостаточная. Движения производятся в медленном темпе, быстро истощаются. При попытках речи повышается тонус мышц языка.
Произносительная сторона речи: гласные звуки редуцированные, нечеткие; шипящие и свистящие звуки заменяет зубными; разборчивость речи снижена из-за фонетического дефекта.
Словарный запас обиходный, фразовая речь не сформирована.
Речевое дыхание поверхностное, выдох короткий, слабый; сила выдоха быстро истощается в речевом потоке, и мальчик переходит на речь на вдохе.
Голос: при крике звонкий, громкий. Речевая фонация слабая, глухая, монотонная, назализованная, иссякающая. Речь невыразительная, мелодически не окрашена.
Правильный ответ: детский церебральный паралич, спастическаядиплегия. Дизартрия спастико-ригидной формы.
Задание 4
Ознакомьтесь с примером. Поставьте диагноз.
Саша К., 12 лет.
У мальчика врожденное расщепление твердого и мягкого неба и верхней губы. В трехмесячном возрасте ребенку была произведена хейлопластика, в шестилетнем – уранопластика. Ребенок длительное время занимался с логопедом и дома. В результате занятий у него полностью исправлен фонетический дефект. Учится в 5 классе общеобразовательной школы.
Мягкое небо длинное, подвижное, но его активность быстро снижается. Глоточный рефлекс ниже нормы, поэтому неточен небно-глоточный затвор. Маленький язычок укорочен. Вставлен обтуратор для расширения верхней челюсти. Зубы кариозные.
Голос со значительной степенью назализации, глухой, монотонный, маломодулированный. При сознательном контроле ребенка голос приобретает умеренно назализованный характер, увеличивается его громкость и звонкость. Улучшаются интонационные возможности речи: она становится более выразительной, эмоционально окрашенной, удаются основные интонемы – вопрос, утверждение, восклицание.
Правильный ответ: Органическая врожденная открытая ринофония – как следствие открытой ринолалии.
Тема «Нарушения темпа речи» Задание 1.
Составьте схему обследования детей с нарушениями темпа речи.
Правильный ответ:
Анкетные данные
Анамнез
Характеристика речи окружающих ребенка людей ___________________________
Материально-бытовые условия семьи _______________________________________
Психомоторное развитие
С какого возраста стал раздеваться _______ одеваться ________ шнуровать ботинки ________ застегивать пуговицы ____________
Особенности моторики: излишне подвижен _____, излишне заторможен _______
Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного ...
... в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем ... в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем ...
Развитие речи
Предречевое развитие: гуление ______ лепет ____ первые слова ____ фраза ____
Особенности речевого развития (нарушение звукопроизношения, дефекты слоговой структуры слова и т.д.) ____________________________________________
Течение заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное) ___________
Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года ____________
Возможные причины ухудшения или улучшения речи _____________________
Бывают ли периоды плавной речи ___________________
Как говорит в настоящее время в следующих ситуациях:
В семье _______________________________________
В общении со сверстниками ______________________
В д/саду, в классе _______________________________
В незнакомой обстановке ________________________
Как идет усвоение материала ____________________________________________
Влияет ли заикание на успеваемость ______________________________________
Отношение ребенка к заиканию _________________________________________
Есть ли логофобия _____________________________________________________
Отношение в семье к заиканию __________________________________________
Были ли занятия с логопедом (где, когда, по какой методике) _________________
Как долго занимался ___________________________________________________
Результат _____________________________________________________________
Причина рецидива ______________________________________________________
Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведения, общительности и взаимоотношений ребенка с другими людьми, детьми (со слов родителей, учителей)___________________________________________________________________
Для школьников:
Где труднее говорить: в школе, в магазине, дома? _________________________
Какова речь со сверстниками, с родителями, с незнакомыми людьми _________
Имеется ли волнение, страх в незнакомой обстановке? _____________________
Как влияет волнение на речь ___________________________________________
Психолого-педагогические основы коррекции заикания детей дошкольного возраста
... Теоретические основы коррекции стороны речи у детей с заиканием 1.1 Онтогенез формирования устной речи у дошкольников Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной ... комплексного метода преодоления заикания. Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния, заикающегося разными ...
Сохраняется ли заикание, когда тебя никто не слышит? ____________________
Влияет ли твоя речь на успеваемость в школе? ____________________________
Если ты занимался с логопедом, пользуешься ли изученными ранее приемами _____________________________________________________________________
Данные объективного обследования
Состояние слуховой функции (слуховое внимание, восприятие речи) ____________
Состояние общей моторики:
Осанка, походка, движения тела ________________________________________
Ходьба, бег, прыжки, игра с мячом _____________________________________
(Объем движений, точность, координация, темп, переключаемость, сопутствующие движения, двигательная активность)
Состояние мелкой моторики:
праксис позы _______________________________________________________
движения пальцев ___________________________________________________
манипуляции с мелкими предметами____________________________________
конструктивный праксис ______________________________________________
навыки работы с карандашом __________________________________________
графомоторные навыки (для школьников)________________________________
наличие леворукости _________________________________________________
мимика и артикуляционная моторика ______________________________________
строение артикуляционного аппарата ______________________________________
Состояние импрессивной речи
Пассивный словарь_____________________________________________________
Понимание речи________________________________________________________
Состояние экспрессивной речи
Звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова________________________
Активный словарь_______________________________________________________
Грамматический строй речи_______________________________________________
Состояние фонематических функций
Фонематическое восприятие ______________________________________________
Фонематический анализ и синтез___________________________________________
Формирование грамматически правильной речи детей четырех лет
... «Вон голубчики ходят», - увидев голубей, говорит малыш. А.Н. Гвоздев [11] выделил, что состояние грамматической стороны речи детей в одной и той же г ... эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых. В младшем возрасте ...
(выделение заданного звука, ударного звука, 1 согласного звука, последнего звука, последовательность звуков в слове, количество звуков)
Состояние дыхательной функции
Тип дыхания ____________________________________________________________
Ритмичность ____________________________________________________________
Характер вдоха при речи _________________________________________________
Продолжительность речевого выдоха _______________________________________
Состояние просодических компонентов речи
Симптоматика заикания (внешняя, физическая)
Проявление заикания в различных формах речи (беседа, чтение, воспроизведение сказки, рассказ по картинке)_______________________________________________
Шепотная речь_______________________________________________________
Сопряженная речь____________________________________________________
Отраженная речь _____________________________________________________
Вопросно-ответная речь _______________________________________________
Пересказ прослушанного ______________________________________________
Самостоятельный рассказ ______________________________________________
Для школьников: отражение заикания на письме, при чтении ________________
Форма судорог __________________________________________________________
Локализация судорог (дыхательные, голосовые, артикуляционные, смешанные) __________________________________________________________________________
Наличие непроизвольных движений тела, лица __________________________________
Симптоматика заикания (внутренняя, психическая)
Наличие или отсутствие логофобии ________________________________________
(страх в определенной ситуации или при произнесении определенных звуков)
Наличие или отсутствие защитных приемов (уловок), частота их использования и эффективность ___________________________ (моторные, речевые)____________
Произнесение отдельных звуков и междометий ______________________________
Произнесение слов и словосочетаний _______________________________________
Изменение стиля речи ____________________________________________________
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... эмоциональной отзывчивостью, интересом к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые ... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ...
Степень фиксированности на заикании (нулевая, умеренная, выраженная) _______
Индивидуально-психологические особенности ребенка
Контактность с окружающими и характер взаимоотношений ___________________
Особенности психических процессов памяти, внимания, мышления _____________
Динамика психической деятельности и поведения ребенка:
активность или вялость в игре, на занятии ________________________________
устойчивость и преобладающий фон настроения __________________________
степень эмоциональной возбудимости ___________________________________
Другие особенности ______________________________________________________
Другие нарушения речи___________________________________________________
Логопедическое заключение
Задание 2
Привести примеры речевых упражнений для устранения брадилалии.
Правильный ответ:
Все виды коррекционной работы при брадилалии основываются на различных
речевых упражнениях:
/\/\/\ Произношение речевого материала различной сложности
(скороговорки, короткие фразы)
/\/\/\ Чтение под отбиваемый рукой ритм
/\/\/\ Работа над воображением при действии внешних
раздражителей различного ритма
/\/\/\ Заучивание и воспроизведение диалогов с акцентом на
речевые особенности разных персонажей самим пациентом
/\/\/\ Выработка сценического поведения в соответствии с
содержанием драматизации
/\/\/\ Ходьба и маршировка под бодрую музыку (подскоки,
прыжки, приседания)
/\/\/\ Пение мелодий с короткими тональностями
/\/\/\ Сюжетные подвижные игры (пятнашки, догонялки, эстафеты)
В результате 6-12-месячной работы речь становится чётче и быстрее.
Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быструю и точную
реакцию на зрительные, слуховые раздражители, развивающие все виды
памяти.
Игры сюжетные способствуют отработке речи в диалогах. Также
рекомендуются: самостоятельные занятия, постоянный контроль за
Практические занятия и задания на срс
... сферы диагностируемого студента Результаты работы оформить и показать преподавателю. Для практического занятия № 2 Изучить предложенные вам диагностические методики (вопросы 4,5,6). Продиагностировать выбранного ... Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л.Н. Собчик. - М.: Речь, 2008. - 624 с. Титкова, Л.С. Психодиагностика: Учебное пособие / Л.С. Титкова. – ...
темпом речи.
Логопедическую работу с актёрами, страдающими тахилалией,
рекомендуется проводить поэтапно.
1. Режим молчания. Снимает тревожную возбудимость, успокаивает.
2. Работа по усвоению медленного темпа начинается на материале
громкого чтения.
3. Работа над редактированием высказываемых мыслей. Точные
пересказы прочитанного, детализация пересказа.
4. Работа над коллективным рассказом. Внимательно слушая другого, каждый включается в рассказ неожиданно, по сигналу. Вводится медленное чтение про себя.
5. Подготовка к публичному выступлению.
Продолжительность курса 2,5—3 месяца.
Тема «Заикание» Задание 3.
Разработать систему вопросов и заданий ребенку для выявления у него речевых запинок и их характеристики.
Правильный ответ:
Вопросы
Как тебя зовут?
Где ты живешь?
Какая твоя любимая игрушка?
Какая твоя любимая сказка? Расскажи.
Какую ты знаешь летнюю одежду?
Каким одним словом можно назвать шубу, пальто, платье, брюки?
Задания
Пересказ
Логопед, предлагая детям пересказать рассказ, который онпрочитал, выявляет, насколько дети умеют слушать, как понимают содержаниерассказа, запоминают его и пересказывают. Тексты следует выбирать с простым ипонятным содержанием и четко выраженным началом, серединой и концом.
Составление рассказа-описания игрушки или предмета
Логопед отбирает 2 красочные игрушки (девочкам — красивую куклу, мальчикам— большую машину “самосвал”).
Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушку (потрогать), а потом рассказать о ней. При этом дается план, предлагается рассказать про куклу все: как ее зовут, какая она по размеру, из чего сделана, во что одета, что завязано у нее на голове и т. д. Если у ребенка возникают затруднения, и при ответе он не может сразу рассказать про игрушку, то логопед повторяет вопросы или предлагает свой образец рассказа. Например, про маленькую матрешку: она деревянная. На голове у матрешки красивый платочек. На матрешке желтый сарафан с узорами и красный фартук. Матрешку можно поставить на елку как украшение. Или про игрушечный самосвал: он железный. Кабина у самосвала красная. Внутри кабины черный круглый руль, сидение для шофера, педали. Кузов у самосвала большой,
желтый, четырехугольный. Туда можно загрузить много песка, кирпичей. Шофер нажимает на рычаг, и самосвал сам выгружает груз.
Задание 4
Составьте перечень заданий и вопросов заикающемуся ребенку для выявления его отношения к собственному дефекту, особенностей его межличностных отношений с окружающими и особенностей его поведения в различных видах деятельности.
Практическое задание №9 по теме: «Психологическая подготовка спортсменов»
... стремления к волевому усилию»: многократно повторять на занятиях хорошо заученные действия. периодически использовать тренировочные занятия с предельными нагрузками и минимальным отдыхом между упражнениями. применять задания, превышающие фи
Правильный ответ:
Задание 1.
Ребенок должен представить, что у него день рождения. Стоит праздничный стол и стулья.
На рисунке нарисованы стулья (10 стульев).
Ребенок должен подписать, на каком стуле сидит он, и на какие стулья он посадит своих друзей и близких.
Задание 2.
Ребенку раздаются карточки с картинками. На картинках изображены разные виды работы (мама моет пол, папа чинит кран, учебная деятельность, отдых за компьютером, отдых на природе, чтение книги).
Ребенку предлагается разместить карточки в порядке, показывающем, что он любит больше всего делать (от самого любимого дела, до самого нелюбимого).
Вопросы:
Ты боишься отвечать возле доски?
Ты любишь выполнять главные роли в игре?
Смог бы ты рассказать свою любимую сказку публично?
Тебе нравится рассказывать стихи?
У тебя много друзей?
Тебе нравиться дружить?
Ты любишь помогать маме по дому?
Как тебе нравится отдыхать?
С кем ты больше всего любишь проводить свое время?
Что ты любишь делать в свободное от учебы время?
Задание 5.
Составить примерную схему опроса родителей при обследовании заикающегося ребенка.
Правильный ответ:
Примерная схема опроса родителей заикающегося ребенка
Анамнестические сведения (со слов матери): течение беременности, роды (срок, степень тяжести, хирургическое вмешательство, ребенок родился здоровым, в асфиксии и т.п.).
Болезни, перенесенные ребенком до года (экссудативный диатез, пневмония, диспепсия, желтуха, заболевания нервной системы и пр.).
Сон ребенка, аппетит. С какого времени опрятен (явления энуреза).
Семья: состав семьи; состояние речи членов семьи; отношения взрослых между собой. Методы воспитания в семье: отношение взрослых к ребенку: кто является главным воспитывающим лицом; кого ребенок всегда слушается; к кому ребенок особенно привязан.
Характеристика раннего периода жизни ребенка
Ход развития речи: первые слова (в каком возрасте), начало фразовой речи (и особенности ее формирования в раннем возрасте).
Стимулировалось ли развитие речи ребенка: как часто и в каком объеме читалась детская литература, подбирались ли ребенку художественные произведения по возрасту или без учета его; с какого возраста разучивали с ребенком стихи, как много он их знает, какие именно и т.д. Заставляли ли ребенка публично выступать с чтением стихов, где именно, перед кем. Как ребенок реагировал на предложения выступать перед «аудиторией». Имело ли место раннее обучение грамоте, счету.
Тематика семинарских занятий по педагогике
... организации деятельности. Методы стимулирования и корригирования поведения детей. Педагогический прием. Методические материалы к занятию Метод воспитания – способ взаимосвязанной деятельности педагога ... - поручение - создание воспитывающей ситуации - пример - поощрение - наказание - соревнование Задание 1. Прочитайте книгу А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», найдите в ней примеры использования ...
Характерологические особенности ребенка:
· беспокойный, легко возбудимый, реактивный, излишне медлительный, застенчивый, впечатлительный, капризный, упрямый, раздражительный; поведение правильное, неорганизованное, демонстративное; быстро утомляем, истощаем;
· степень самостоятельности в усвоении навыков (какого рода затруднения испытывает при формировании различных навыков);
· отношение к игрушкам (любит играть, играет охотно и довольно продолжительное время, часто меняет игрушки, быстро к ним охладевает);
· мера самостоятельности ребенка в организации игры (предпочитает играть один, с детьми младшего возраста, только со взрослыми);
· контактность (как вступает в общение — легко или трудно, избирательность в общении);
· особенности адаптации к новой обстановке; жизнерадостен, доброжелателен, негативен.
Время проявления заикания: когда родители заметили первые «сигналы» нарушения речи; интерпретация родителями причин возникновения заикания; реакция родителей на появление у ребенка заикания (повышенная тревожность родителей, ребенку внушается, что он болен и пр.); меры воздействия, предпринятые родителями до обращения в специальные учреждения.
Как протекает заикание: стабильно, постепенно усиливается с возрастом, волнообразно — то улучшается, то ухудшается.
Периоды обострения заикания: ситуация, усиливающая проявление заикания; в каких формах речи заикание проявляется наиболее интенсивно.
Что изменилось с появлением заикания? Как изменился характер ребенка? Как ребенок относится к своему дефекту: ощущает его, реагирует ли и каким образом?
Где ребенок консультировался до настоящего времени; занимался ли с логопедом; результаты занятий, сроки; как выполнялись рекомендации в семье.
Помимо вышеизложенных, в беседе с родителями школьников, страдающих заиканием, рассматриваются следующие вопросы:
· как заикающийся ребенок адаптировался к условиям учебной деятельности; отмечались ли изменения (и какие именно) в состоянии речи ребенка, начиная с первых шагов обучения;
· когда заикание усилилось; препятствует ли оно в данный момент устным высказываниям ребенка в классе, препятствует ли участию заикающегося в общественной жизни школы;
· как ребенок успевает по всем предметам (причина отставания, характер ошибок в письменных работах по русскому языку и математике); как протекает подготовка домашних заданий.
Последний вопрос требует более подробного раскрытия. Нас должна интересовать мера самостоятельности, проявленная ребенком: часто ли обращается за помощью, откладывает подготовку уроков до прихода родителей, не садится за уроки, пока ему не напомнят об этом и т.д., а также выполняет ли уроки самостоятельно, настойчив ли в достижении цели задания или выполняет заданное небрежно, торопится, лишь бы отделаться.
Требуют ли родители от ребенка переделать работу, имеющую большое число ошибок или небрежно оформленную? Может ли результат переделки быть еще хуже первоначального варианта?
Важно выяснить, какими навыками самоконтроля владеет ребенок: замечает ли недостатки содержания устного высказывания; умеет ли самостоятельно находить ошибки в письме — орфографические («на правила»), ошибки по невниманию и т.д.
Есть ли у ребенка определенные обязанности, которые он выполняет дома? Как он относится к этим обязанностям (и к разделению их между братьями и сестрами)?
Имеются ли дополнительные нагрузки (музыкальные занятия, иностранный язык)? Как относится к занятиям спортом: увлекается определенным видом спорта; равнодушен к спортивным занятиям; успевает ли на уроках физкультуры.
В процессе обследования приведенный перечень вопросов может дополняться. Но опрос должен быть максимально развернутым в целях выявления особенностей, характеризующих личность заикающегося ребенка (как в более раннем периоде развития, так и в школьном возрасте), и обстоятельств, способствующих усугублению дефекта.
Как ребенок относится к приготовлению устных заданий по разным предметам: пересказывает ли текст вслух, родителям или удовлетворяется тем, что только прочитывает задание, не пересказывая, иногда заданный текст готовит перед уроками, во время перемены и пр.
Задание 8
Проанализируйте содержание предложенного плана-конспекта занятия с заикающимися подростками.
Тема: Групповое занятие с заикающимися подростками.
Цель: закрепление речи свободной от заикания в сложных ситуациях общения.
Оборудование: зеркало, мяч, тексты.
Ход занятия:
Организационная часть: отчет заикающихся о своей речи за прошедший день (были ли трудности, какие, почему, использовались ли элементы психической зарядки, аутотренинга).
Речевая и эмоциональная зарядка:
- проговаривание формул самовнушения;
- артикуляционная гимнастика: для губ («трубочка» – «улыбка», натягивание губ на зубы), языка («жало», «болтушка», «маятник»);
- дыхательная гимнастика;
- голосовые упражнения;
- развитие мелкой моторики рук.
Работа над техникой речи.
- Чтение стихотворных текстов (без подготовки, выразительно, соблюдая слитность и плавность речи, выдерживая паузы).
Пример стихотворного текста – Л. Татьяничева «Что ты сделал хорошего» («Достается недешево счастье трудных дорог …»).
- Чтение про себя прозаического текста, выделение его основной мысли и пересказ прочитанного. Пример прозаического текста – «Из истории вещей. Велосипед. Гвоздь. Часы. Ножницы …»
- Составление рассказов о профессиях слесаря, почтальона, водителя, врача и т.д.
- Работа с фразеологическими оборотами.
- Заикающимся раздаются карточки с фразеологическими оборотами («А ларчик просто открывался», «Волк в овечьей шкуре», «Он бьет баклуши», «Он строит воздушные замки», «Попал впросак»).
Нужно выразительно прочитать, объяснить смысл, составить предложение с фразеологическим оборотом.
Речевая игра «Комментатор».
В игре участвуют не менее 2 человек: один выполняет разнообразные действия (пантомима), а другой их комментирует.
Итоги занятия: сначала подводят сами заикающиеся, а затем с заключительным словом – характеристикой их речи выступает логопед.
Задание на дом: самостоятельно проводить аутотренинг, прочитать вслух индивидуально подобранные стихи, подготовить пересказ текстов прозы.
Правильный ответ:
При анализе занятий необходимо учитывать следующие критерии:
1. Четкость темы и цели занятия:
— постановка проблемных вопросов и заданий к теме занятия;
— конкретность их реализации на каждом этапе занятия;
2. Логико-методическая структура плана с четко выраженнойэтапностью.
3. Оценивается подбор наглядного материала для занятия:
— дозировка наглядности на каждом этапе;
— дидактическая обусловленность (с какой целью был использован дидактический материал в ходе занятия);
— разнообразие наглядности;
— размеры наглядности для индивидуальной и фронтальной работы.
4. Организация занятия:
— был ли организационный момент;
— поведение детей на занятии: активность, заинтересованность, живость проведения занятия, сосредоточенность;
— речь детей, реакция на ошибки самого ребенка, других детей, педагога;
— виды помощи педагога при затруднении детей;
— речь педагога (ее количество, темп, эмоциональность, адекватность использования специфических терминов, их разъяснения).
5. Степень энергоемкости занятия:
— насыщенность новой информацией, степень содержательности отобранного материала;
— работа по расширению кругозора детей.