Тематика семинарских занятий по педагогике

Тема 1.Сущность целостного педагогического процесса.

  1. Понятие целостного педагогического процесса.
  2. Педагогический процесс как сложная социальная система.
  3. Основные функции педагогического процесса.
  4. Структура педагогического процесса.

Задания для самостоятельной работы

— Сравните определения понятия «педагогический процесс» в различных научно-педагогических источниках.

— Дайте характеристику основных компонентов педагогической системы.

— Назовите основные этапы и условия построения целостного педагогического процесса.

Методические материалы к занятию

Педагогический процесс — развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств личности.

Основные функции педагогического процесса:

  • образовательная / информативная — формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений;
  • ценностно-ориентационная – формирование отношений воспитанников к предметам и явлениям окружающего мира.
  • развивающая – формирование и развитие психических процессов, свойств и качеств личности.
  • социальная адаптация – приспособление воспитанников к условиям жизни.

Педагогический процесс – внутренне связанная совокупность многих процессов (формирование, развитие, обучение, воспитание), суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека. Данный процесс представляет собой не механическое содержание этих процессов, а новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям. Целостность, единство, общность – главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели.

7 стр., 3260 слов

Формирование профессиональных компетенций в области организационно ...

... с внешней средой, а сам процесс управления включает в себя четыре основных макроэтапа, первым из которых является формирование управленческой компетентности руководителя, т. ... А. (2003) – отечественная психология. Проблема данного исследования заключается в недостаточном формировании профессиональных компетенций в области организационно – управленческой деятельности. Объектом исследования являются ...

Наиболее общие закономерности педагогического процесса:

  • Связь воспитания и социальной системы
  • Связь обучения и воспитания.
  • Связь воспитания и деятельности
  • Связь воспитания и активности личности
  • Связь воспитания и общения.

Педагогический процесс представляет собой систему, состоящую и следующих элементов:

Этапы педагогического процесса:

  • Подготовительный (выдвижение цели)

— цель

— диагностика условий

— содержание

— средства

— формы

— методы

  • Основной (реализация цели)

— реализация содержания, средств, методов, форм

— осуществление контроля и самоконтроля

  • Заключительный (оценка результативности)

— анализ и самоанализ результатов

— выявление возникших отклонений

— анализ и самоанализ причин отклонения.

Литература:

  1. Каптерев П.Ф. Педагогический процесс./Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX века. – М., 1990.
  2. Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1982. Т.2.
  3. Валеева Р.А. Гуманистическое воспитание. – Казань, 1997.
  4. Амоношвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 19995.
  5. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М.-Воронеж, 1996.
  6. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. – М., 2000. С.79-107.

Тема 2. Современные воспитательные системы школы

  1. Воспитательная система школы.
  2. Создание различных систем воспитания в истории педагогической мысли.
  3. Обновление школьной политики и структуры самой школы на основе принципа альтернативности системы образования.
  4. Авторские педагогические системы.

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Изучить педагогический опыт Ш.А.Амоношвили, В.Ф.Шаталова, В.А.Караковского.

Цель: знакомство с авторскими педагогическими системами; формирование представлений о передовом педагогическом опыте.

Схема анализа опыта:

  • Суть самой идеи опыта: что наиболее ценно и где применяется, новизна опыта.
  • Теоретические положения философии, педагогики и психологии, положенные в основу опыта.
  • На что направлено воспитание?
  • Что отвергает опыт из традиционной школы?
  • Преимущества данного опыта по отношению к другим воспитательным системам и традиционному обучению.
  • Как реализуется интерес ребят и что обеспечивает их развитие?
  • Соотношение форм обучения (урок, домашнее задание, кружки, секции и т.д.)
  • Требования к учителю в данной школе.
  • В чем эффективность школы?

Литература:

  1. Макаренко А.С. Педагогическая поэма.
  2. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. / А.С. Макаренко. О воспитании. — М.: Политиздат, 1990.
  3. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. /Под ред. Н.Л. Селивановой. – М., 1998.
  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Учебное пособие. Сост. С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н.Шиянов. – М., 1998.
  5. Караковский В.В. и др. Воспитание? Воспитание! Воспитание…Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996.
  6. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. – М., 1994.
  7. Шамова Т.И., Тетьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. – М., 2001.
  8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000.

Тема 3. Система форм и методов воспитания.

  1. Понятие о формах и методах воспитания.
  2. Классификация методов воспитания.
  3. Выбор методов воспитания, творческий характер их применения.
  4. Характеристика методов убеждения.
  5. Особенности использования методов организации деятельности.
  6. Методы стимулирования и корригирования поведения детей.
  7. Педагогический прием.

Методические материалы к занятию

Метод воспитания – способ взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанника, направленный на формирование у него позитивного отношения к окружающему миру и к себе как части этого мира, определенных личностных качеств, заданных целями воспитания и самовоспитания.

Методический прием – элемент метода, его составная часть, отдельный шаг в реализации метода.

Средство воспитания – материальные и природные объекты, явления окружающей действительности, которые воспитатель подчиняет своему влиянию и использует в воспитании.

Методы формирования

сознания (убеждения)

Методы организации деятельности и поведения детей

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения

— информационные: лекция, рассказ, разъяснение;

— поисковые: этическая беседа, анализ воспитывающей ситуации;

— дискуссионные: дискуссия, диспут

— упражнение

— приручение

— педагогическое требование

— поручение

— создание воспитывающей ситуации

— пример

— поощрение

— наказание

— соревнование

Задание 1. Прочитайте книгу А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», найдите в ней примеры использования А.С. Макаренко методов воспитания: упражнений, доверия, поощрения, наказания и др. Найдите примеры, характеризующие стадии развития коллектива, принцип параллельного действия, закон жизни коллектива. Приведите примеры из поэмы, доказывающие гуманистический характер педагогического опыта А.С. Макаренко.

Задание 2. Найдите в баснях И.А. Крылова примеры, которые можно использовать для воспитания у детей нравственных качеств.

Решение педагогических задач.

Задание 3. Решение педагогических задач. Подобрать педагогические задачи и предложить пути решения.

Литература:

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.
  2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.
  3. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Методы воспитания // Избр. пед. соч. в 2т. – М., 1977. Т.1.
  4. Ежеленко В.Б. Методы воспитания в педагогическом процессе. – СПб., 1992.
  5. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2000.
  6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С.А. Смирнова, И.Б. Котова и др. – М., 2003.

Тема 4. Взаимодействие учителя и детского коллектива в учебно-воспитательном процессе.

  1. Роль воспитательного коллектива в развитии и воспитании личности.
  2. Воспитательные функции детского коллектива и этапы этого развития. Позиция воспитателя в процессе формирования коллектива.
  3. Эмоциональные факторы в развитии коллектива.
  4. Закон движения коллектива. Организация перспективных устремлений учащихся.
  5. Малые группы в коллективе.
  6. Коллектив и проблемы развития личности.
  7. Коллективное творческое дело и его методика (КТД).

Методические материалы к занятию

Коллектив (лат. collectivus – собирательный) – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива.

К числу признаков коллектива относятся также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, четкая организационная его структура, наличие органов координации деятельности.

Группа – совокупность свободно объединившихся полезных друг другу людей, в процессе кооперативного взаимодействия удовлетворяющих личные запросы и интересы.

Коллективные творческие дела (КТД) – воспитательное средство коммунарской методики. Суть каждого дела забота о коллективе, о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях. В каждом КТД решается множество педагогических задач, происходит развитие самостоятельности, инициативы, самоуправления детей, активного гражданского отношения к людям и окружающему миру.

Вопросы, предлагаемые для проведения дискуссии по проблеме «Учение А.С.Макаренко о коллективе».

Цель: углубить знания студентов о воспитательной роли коллектива, его законах и этапах формирования.

Долгие годы авторитет А.С.Макаренко был непоколебим. Но в последнее время положение изменилось. Процессы демократизации и гуманизации подтолкнули педагогов к осмыслению и переосмыслению прежних ценностей. Появились альтернативные взгляды на воспитательную систему А.С.Макаренко. Одним из первых таких исследователей был Ю.П.Азаров. В книге «Не подняться тебе, старик!» он пишет: «тем и страшен Макаренко, страшен тем, что талантлив. Тем, что стал певцом не внешней диктатуры, а глубоко внутренней, когда насилие с радостью принимается теми, на кого оно направлено. Макаренко создал набор примитивных догм, которые легко вкладывались в сознание учительства: для коллектива, через коллектив, в коллективе! Школа! Завод! Мажор! Нам нет дела до личности. Совесть, гармоническое развитие, сострадание, буржуазные категории. Мы создаем педагогику параллельного действия, а это значит, плевать на страдания каждого отдельного человека, лишь бы коллектив в фанфарном марше топал к начертанным победам! Макаровщина исчерпала себя!»

Вопросы к анализу:

  1. Что бы вы ответили Ю.П.Азарову?
  2. С какими положениями Ю.П.Азарова вы согласны?
  3. Докажите, опираясь на текст, то или иное положение.
  4. В чем гуманизм педагогической системы А.С.Макаренко?

Литература:

  1. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. /А.С.Макаренко. О воспитании. — М.,1990.
  2. Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. — М.,1987.
  3. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. — М.,1987.
  4. Немов Р.С. Психология. — М.,1990.
  5. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. — М.,1990.
  6. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М.,1990.
  7. Лутошник А.В.Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988.
  8. Кричевский Р.Л. и др. Психология малой группы. – М., 1991.
  9. Мудрик А.В. Личность школьника и её воспитание в коллективе. — М., 1973.

Тема 5. Семья в системе воспитания и социализации личности

  1. Проблемы современных семей и пути их разрешения.
  2. Особенности семейного воспитания.
  3. Организация жизни ребенка в семье.
  4. Условия взаимодействия учителя, классного руководителя с семьей.
  5. Содержание и формы психолого-педагогической помощи семье.
  6. Специфика формирующего влияния семьи.

Методические материалы к занятию

Семья – малая социальная группа, основанная на брачном союзе или кровном родстве, объединенная общностью быта, правовыми и нравственными отношениями, рождение и воспитанием детей.

Функции семьи: общение; организация быта и ведение хозяйства; поддержание духовных и физических сил, создание условий для полноценного развития каждого члена семьи; организация досуга; создание условий для профессиональной деятельности, создание гармонии интимных отношений супругов,; продолжение рода.

Задания для обсуждения на занятиях.

Задание1. Академик, доктор психологических наук А.В. Петровский, Утверждает, что характер взаимоотношений взрослых и детей имеет важное значение для формирования личности ребенка и выделяет пять основных стилей, «тактик семейного воспитания»:

— ДИКТАТ

— ОПЕКА

— КОНФРОНТАЦИЯ

— МИРНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ

— СОТРУДНИЧЕСТВО

Сформулируйте определения для каждого из вышесказанных тактик, попытайтесь дать нравственно-психологическую оценку соответствующему стилю взаимоотношений взрослых и детей в семье.

При анализе тактик воспитания предлагаем опираться на те варианты, которые охарактеризовал известный детский психиатр М.И. Буянов, раскрывая дефекты воспитания:

Воспитание по типу Золушки, когда родители относятся к своему ребенку чрезмерно придирчиво, враждебно или равнодушно, предъявляя ему повышенные требования, но не одаряя его теплотой и лаской. Дети в таких семьях вырастают, как правило, нерешительными, боязливыми, неспособными постоять за себя, уходящими в мир иллюзий – несбыточных надежд на «сказочного» принцы, который избавит их от сложностей жизни.

Воспитание по типу кумира семьи: выполняются все требования детей, которые нередко становятся капризными, упрямыми, не признающими запретов и авторитетов. Эгоизм, необязательность, потребительское отношение к окружающим – все это может быть порождено таким стилем отношений в семье.

Гиперопека – вид воспитания, которое сводится к лишению ребенка самостоятельности, инициативы.

Гипоопека – ребенок предоставлен самому себе, его никто не контролирует, никто не пытается ему помочь в процессе личностного развития.

Воспитание по типу кронпринца обнаруживается чаще всего в состоятельных семьях, где родители, занятые преимущественно собственным бизнесом, собой, своей карьерой, не уделяют детям должного внимания.

Задание 2. Сопоставьте стили воспитания, предложенные А.В. Петровским и М.И. Буяновым. Можно ли на основании знакомства с двумя названными подходами к классификации стилей внутрисемейных отношений взрослых и детей сформулировать общую типологию? Попытайтесь сделать это.

Задание 3. Прочитайте «Книгу для родителей» А.С. Макаренко и «Родительскую педагогику» В.А. Сухомлинского и составьте свод правил семейного воспитания по каждой из них. Сравните полученные результаты с вашими собственными представлениями о семейном воспитании: в какой мере они совпадают?

Задание 4. Вы приступили к работе в качестве классного руководителя и начали знакомиться с семьей. Опишите программу, методику и возможные результаты своего исследования.

Литература:

  1. Афанасьева Т.М. Семья. – М., 1985.
  2. Гаврилова Т.П. Учитель и семьи школьников. – М., 1991.
  3. Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт. – М., 1981.
  4. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М., 1987.
  5. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей./Избр. пед. соч. в 2-х т. – М., 1987.
  6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
  7. Петровский А.А. Дети и тактика семейного воспитания. – М., 1981.
  8. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика./Избр. пед. соч.Т.3. – М., 1981.