Практические задания:

Практические задания:

1.  Заполните схему «Категории, применяемые в психологии» (5 баллов)

*Категории – это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Они образованы как результат обобщения исторического развития познания и практики.

4. Заполните таблицу «Свойства восприятия» (5 баллов)

Свойства восприятия

Название

Характеристика

Осмысленность и обобщенность

воспринимая предметы и явления, человек осознает, понимает то, что воспринимается.

Предметность восприятия

психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их.

Целостность восприятия

в предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости. В восприятии отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления.

Структурность восприятия

человек узнает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета.

Избирательность восприятия

из бесчисленного количества окружающих человека предметов и явлений он выделяет в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов.

Константность восприятия

одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях: при различной освещенности, с разных точек зрения, разного расстояния и т. п. Однако объективные качества предметов воспринимаются в неизменном виде.

5. Подберите по 5-7 игр на развитие наблюдательности детей разного возраста (3 балла).

1.Куклы-непоседы

Для игры нужны три куклы (или же мишка, зайчик и др.), кукольная кроватка с подушкой, разные лоскутки, одежда для кукол (неплохо еще столик, стульчик и т. п.).

Ведущий рассаживает кукол, кладет коврик, платье, другие предметы, как ему вздумается; остальные дети должны запомнить, как расположены куклы и где лежат все их вещи. Затем все играющие уходят в другую комнату, а ведущий пересаживает кукол или укладывает их, меняет коврик у кроватки, перекладывает платье и т. д. и зовет играющих. Самому младшему разрешает первому сказать о замеченных переменах; его дополняют остальные.

Следующим ведущим становится тот, кто самым последним рассказал о переменах, не замеченных другими.

В игре могут участвовать дети с 5-летнего возраста.

2.Загадочные контуры

а) Ведущий расставляет на большом листе бумаги (или на газете) 8—10 предметов разной величины и формы и обводит их цветным карандашом. Затем все эти предметы кладет на те места, где они обыкновенно находятся.

После этого он зовет детей, которые должны по получившимся контурам догадаться, какие здесь обведены предметы, отыскать их и поставить на контуры. Тот из играющих, кто правильно закроет большее число контуров, считается победителем

б) Двое детей готовят друг для друга такие листы с одинаковым числом контуров. Выигрывает тот, кто правильнее и быстрее закрыл все контуры соответствующими предметами.

В игре могут участвовать дети с 7-летнего возраста.

3.Что здесь изображено?

В игре участвуют 3—4 человека.

В середине двойного тетрадного листа вырезается кружок величиной с пятикопеечную монету. Ведущий подбирает картинку размером не более 15X15 см и прикрывает ее листом с отверстием

Играющие должны рассматривать картинку только через это отверстие, не поднимая листа, а постепенно ведя его по всей картинке. Все рассматривают ее одновременно, но каждый водит лист в течение одной минуты.

Затем ведущий предлагает, чтобы один подробно рассказал, что нарисовано на картинке, остальные дополняют и исправляют его.

Картинка открывается, и ведущий объявляет победителя (кто правильнее и подробнее рассказал), который и сменяет ведущего.

Можно брать картинку и большего размера, но тогда прикрывающий ее лист должен быть больше ее в четыре раза, чтобы при всяком положении листа вся картинка была закрыта. Соответственно нужно увеличить и смотровое отверстие или сделать в середине листа 2—3 небольших.

В игре могут участвовать дети с 6-летнего возраста

4.Прислушайся к собственным движениям

В этих играх можно тренироваться одному, а также соревноваться с товарищами.

а) Брось мешочек с песком на определенное расстояние и постарайся поточнее запомнить, какое для этого потребовалось усилие. Проделай это несколько раз, а затем, закрыв глаза, брось его на то же расстояние; открыв глаза, проверь точность броска. Проделай то же самое, бросая мешочек с песком на другие расстояния.

б) Научись подбрасывать мяч на такую высоту, чтобы он возвращался в твои руки точно через 1 секунду, через 2, 3, 4 секунды.

Перебрасывайся мячом с одним или несколькими товарищами так, чтобы мяч попадал из рук в руки через точные промежутки времени.

в) Видел ли ты когда-либо аптекарские весы? Если не видел, зайди в аптеку и погляди на них. Они очень чувствительны. Если ты на чашку таких весов положишь одну спичку, а на другую — две, вторая, конечно, перевесит. А попробуй на одну ладонь положить десять спичек, а на другую одну. Если ты не тренировался в различении веса, то не почувствуешь разницы.

Начни с упражнений в ощущении веса в 1, 2, 3 кг; 100, 200, 300, 500 г. Прикидывай на ладони вес различных предметов с последующей проверкой на весах. Интересно определять, во сколько раз один предмет тяжелее другого, и проверять правильность своих ощущений при помощи весов.

г) Закрыв глаза, раздвинь руки на такое расстояние в дециметрах (а потренировавшись, и в сантиметрах), какое укажет ведущий. Пусть последний проверит правильность расстояния линейкой.

д) Клади все свои вещи, которыми ты повседневно пользуешься (в том числе и книги, ручку и т. п.), всегда в точно определенное место, чтобы находить их сразу в полной темноте.

В варианте а настоящей игры могут участвовать дети с 7-летнего возраста; б, в —с 8-летнего возраста; г, д — 9-летнего.

5.Где ты находишься?

Участнику игры завязывают глаза, выводят его из помещения и ведут минуты три по знакомым местам. Он должен определить, где он находится, и рассказать, что он обыкновенно видит с этого места.

В игре могут участвовать дети с 8-летнего возраста

6. Из данных слов выбрать те, которые характеризуют природу ощущений и восприятий. Распределите их по столбцам в таблице ниже (5 баллов)

Ощущения

Восприятие

материальность

Рефлекторность

предметность

объективность

активность

вторичность

деятельность

информативность

возбуждение

абстрактность

раздражимость

свойство мозга

чувственный образ

идеальность

живое созерцание

биотоки мозга

Субъективность

первичность, отражение

избирательное отра­жение

познава­тельный процесс

7. Заполните схему «Классификация видов мышления» (3 балла)

8. Составьте таблицу «Отличия и сходства воссоздающего и творческого воображения» (5 баллов).

Преднамеренное (произвольное)

Непреднамеренное (непроизвольное)

Активное

Пассивное

Воссоздающее

Творческое

Мечта

Сон

Дремотное

состояние

Грёзы

Воссоздающие воображения

Творческие воображения

Отличия

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

С воссоздающим воображением сталкиваются, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию

Человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Сходства

Продуктивное воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.

9. Заполните схему «Виды эмоций и чувств»

10. Ниже перечислены примеры различных чувств. Опре­делите, какие из них относятся к нравственным, какие к эстетическим и какие к интеллектуальным.

Вспомните, какой признак положен в основу деления чувств на нравственные, эстетические и интеллектуальные. (3 балла)

Нравственные чувства

Эстетические чувства

Интеллектуальные чувства

Чувство долга

Чувство комического

Удивление

Чувство товарищества

Чувство прекрасного

Недоумение

Чувство иронии

Чувство юмора

Сомнение

Чувство стыда

Чувство трагического

Злорадство

Чувство справедливости

Зависть

Уверенность

Восхищение

13. Выписать слова, которые обозначают: а) темперамент, б) характер, в) способность.

Трудолюбие, настойчивость, музыкальность, , находчивость, сообразительность, без­дарность, наблюдательность, речистость, талантливость, , глубина чувств, богатство мимики, жизнерадостность, , изобретательность, быстро­та переключения внимания, принципиальность, настойчи­вость, инициативность, требовательность, сензитивность, самомнение, неряшливость, , воля, решительность, оптимизм, , гени­альность, впечатлительность, , ,

Темперамент

Характер

Способность

ригидность

быстрая вспыльчивость и отходчивость

медлительность.

экстравертированность

сила эмоциональной реакции

леность

  1. терминологический словарь (не менее 40 понятий) – 5 баллов

А 1.Агрессивность — качество человека, проявляющееся в чувстве враждебности, в негативных чувствах по отношению к другим людям, стремление к насильственным действиям по отношению к окружающим людям, желание нанести им ущерб. 2.Альтруизм — черта характера человека, проявляющаяся в бескорыстной заботе о благе других людей, готовности жертвовать собственными интересами в пользу другого человека. Понятие, противоположное эгоизму. 3.Амнезия — нарушение памяти, возникающее при поражениях мозга. 4.Аналитическая психология — система взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга, в которой, как и в концепции психоанализа 3. Фрейда, придается большое значение бессознательному. Помимо личного бессознательного выделяется и коллективное бессознательное. 5.Анамнез — совокупность сведений о больном, об условиях жизни, предшествующих заболеванию, об истории развития болезни. В настоящее время А. используется не только в медицине, но и в психологии как метод изучения личности. 6.Апатия — нарушение психической деятельности, характеризующееся вялостью, равнодушием и безразличием к окружающему, отсутствием стремления к деятельности. Возникает при различных психических заболеваниях или как временное состояние, обусловленное жизненными обстоятельствами. Б 7.Барьер психологический — неправильное восприятие, ошибочное мнение, боязнь, неуверенность, мешающие человеку успешно выполнить дело. В деловых и личных взаимоотношениях людей препятствует установлению между ними открытых и доверительных взаимоотношений. 8.Барьер смысловой — непонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же действие, слово, фраза трактуются ими по-разному. 9.Бессознательное— совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком, но оказывающих влияние на его поведение. В 10.Влечение — недифференцированное, недостаточно отчетливо осознанное побуждение. 11.Внушаемость — свойство человека, проявляющееся в его восприимчивости к внушению, некритической податливости воздействиям других людей. Внушаемые люди относительно легко принимают советы других, легко заражаются настроениями и мнениями других людей, проявляют склонность к подражанию. 12.Внушение (суггестия) — вербальное и невербальное воздействие на человека, характеризующееся снижением осознанности и критичности при восприятии человеком того, что ему внушается. 13.Выразительные движения (экспрессия) — система движений (жесты, мимика, пантомимика), при помощи которых человек невербальным путем передает информацию. 14.Вытеснение — один из защитных механизмов в психоаналитической теории личности. Проявляется в непроизвольном вытеснении из сознания неприятной для человека информации, неприемлемых мыслей, воспоминаний и переживаний. О них уже нельзя вспомнить, хотя они и могут проявляться в поведении человека. Г 15.Гендерные различия — социальные и психологические различия между мужчинами и женщинами. 16.Генезис (генез) — происхождение, возникновение и последующее развитие какого-либо явления. Различают филогенез (развитие в ходе биологической эволюции) и онтогенез (индивидуальное формирование) психики. 17.Генетическая память — память, которая хранит и передает информацию из поколения в поколение генетическим путем, через механизм биологической наследственности — генотип. 18.Гештальттерапия — направление психотерапии, основанное на представлении о том, что человек в своем функционировании стремится к целостному развитию и интеграции, к образованию гештальта (целостности) личности. 19.Гипнабельность — подверженность индивида гипнотическому воздействию. 20.Гипноз — психическое состояние, подобное сну, для которого характерно своеобразное торможение коры головного мозга и активизация подкорковых образований. Вызывается специальным воздействием гипнотизера или целенаправленным самовнушением. Характеризуется повышенной восприимчивостью к психологическому воздействию гипнотизирующего и пониженной чувствительностью ко всем другим воздействиям; применяется в качестве метода психотерапевтического воздействия. 21.Гипнопедия — методика обучения во время сна. Д 22.Девиантное (отклоняющееся) поведение — поведение, отклоняющееся от принятых в обществе правовых или нравственных норм. Основные проявления — преступность и аморальность. 23.Деонтология — учение о профессиональной этике врача, психолога. 24.Деперсонализация— изменение самосознания, связанное с ощущением потери своего «Я», возникновением эффекта отчуждения от своих мыслей, чувств, действий. 25.Депрессия — состояние душевного расстройства, тоски, подавленности, характеризующееся апатией, пассивностью, пессимизмом, снижением побуждений и активности личности. 26.Дефектология — наука, изучающая клинико-физиологические и психолого-педагогические закономерности и особенности развития аномальных детей, проблемы их обучения и воспитания. 27.Дискомфорт — состояние, характеризующееся неприятными субъективными ощущениями (головная боль и т.п.), часто сопровождается неблагоприятными психофизиологическими сдвигами. З 28.Заражение (в психологии) — термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний, побуждений. 29.Заторможенность — замедленность психических процессов и реакций человека по сравнению с нормальным уровнем их функционирования. 30.Защитные механизмы — понятие, обозначающее совокупность приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм. Примерами защитных механизмов являются вытеснение, сублимация, подавление, отрицание, проекция, идентификация, регрессия, изоляция, рационализация, конверсия и др. У детей защитные механизмы наблюдаются в значительно меньшей степени. В дошкольном и младшем школьном возрасте — это чаще всего фантазирование. И 31.Игровая терапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. 32.Идентичность — свойство человека быть самим собой, сохранять длительное время свою индивидуальность, оставаться верным себе. 33.Импульсивность — особенность поведения человека, заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. 34.Индивид — человек как единичное природное существо или отдельный представитель человеческой 35.Индивидуальность — совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, отличающих его от других людей, в которых проявляется его своеобразие и неповторимость. 36.Индифферентность — нейтральность, равнодушие, безучастность.

37.Инертность — затрудненное, замедленное переключение с одного вида деятельности на другой. 38.Инстинкт — врожденная, неизменяемая форма поведения. 39.Интеллект — совокупность познавательных процессов человека, включающая в себя восприятие, память, воображение, мышление, речь; относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. 40.Интерес — мотив деятельности, обусловленный познавательной потребностью человека. Проявляется в эмоциональной окрашенности процесса познания. 41.Интраверт — психологический тип личности, для которого характерны такие черты как обращенность к своему внутреннему миру, замкнутость, затрудненность в общении, избегание активных контактов с другими людьми. Активность его по сравнению с другими людьми в большей степени связана с внутренней, чем с внешней деятельностью. 42.Инфантилизм — проявление у взрослых людей черт психики, особенностей поведения, свойственных детскому, юношескому возрасту. У детей и. выражается в задержке психического развития, при которой у ребенка проявляются черты, характерные для более раннего возраста. К 43.Кататония — нервно-психическое расстройство, выражающееся в мышечных спазмах и нарушении произвольных движений. 44.Клиническая психология — область медицинской психологии, направленная на решение диагностических задач клинической практики (психиатрической, неврологической, соматической).

Составные разделы клинической психологии: патопсихология, нейропсихология, соматопсихология. 45.Когнитивный — психологический термин, характеризующий познавательные процессы в отличие от эмоциональных. 46.Коллизия — столкновение, противоречие, расхождение интересов, взглядов, стремлений; разновидность психического конфликта. 47.Коммуникабельность — способность к легкому установлению социальных контактов, общительность. Л 48.Лабильность — одно из основных свойств нервной системы, характеризующее функциональную подвижность нервных процессов, скорость их возникновения и прекращения. 49.Личность — человек с индивидуальным складом характера, интересов, способностей, а также других черт и качеств. 50.Личностное пространство — буферное пространство, которое мы предпочитаем сохранять между собой и другими людьми. М 51.Мания — болезненное возбужденное состояние, сильное пристрастие, влечение к чему-либо. Медицинская психология — прикладная наука, в задачи которой входит: — изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение; — изучение влияния тех или иных болезней на психику; изучение различных проявлений психики в их динамике; — изучение нарушений развития психики; изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой; — разработка принципов и методов психологического исследования в клинике; создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях. 52.Меланхолик — тип человека, характеризующийся меланхолическим темпераментом (слабостью, низким уровнем психической активности, неуравновешенностью, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, болезненным реагированием на трудности, склонностью к переживаниям, некоторой замкнутостью, глубокими и устойчивыми эмоциями при слабом их внешнем выражении).

53.Меланхолия — состояние человека, характеризующееся угнетенным настроением, мрачными мыслями, тоской. Н 54.Невротизм — психическое состояние, характеризующееся повышенной возбудимостью, импульсивностью, тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, снижением самооценки, самоуважения, вегетативными расстройствами. Невротические симптомы могут быть обнаружены и у здорового человека. 55.Ностальгия — психическое состояние тоски по родине, вызванное в большинстве случаев затруднениями в адаптации к новой среде. О 56.Обобщение — объединение отдельных предметов или частных явлений в группу на основе общих признаков. 57.Одаренность — совокупность задатков и способностей, обуславливающая особую успешность деятельности личности в определенной сфере. 58.Онтогенез — процесс индивидуального развития человека. Понятие «онтогенез» в психологии употребляется для обозначения изменений психики ребенка, которые происходят в условиях воспитания и обучения. П 59.Паранойя — психическое расстройство, характеризующееся стойким систематизированным бредом (преследования, ревности и др.), который отличается сложностью содержания, последовательностью доказательств, внешним правдоподобием. Каждый, кто не разделяет убеждения параноика, квалифицируется им как враждебная личность. 60.Парапсихология — обозначение области психических явлений, недоступных объяснению с помощью имеющихся научных знаний. К феноменам парапсихологии относятся «экстрасенсорное» восприятие, ясновидение, проскопия (предвидение), телепатия (передача мыслей на расстоянии от одного человека к другому), телекинез (перемещение предметов без непосредственного контакта).

61.Подсознательное — совокупность неосознаваемых компонентов психической деятельности, оказывающая непосредственное влияние на поведение и содержание сознания. 62.Психоанализ — общепсихологическая и психотерапевтическая теория, разработанная 3. Фрейдом. 63.Психогенетика — область исследований, изучающая наследственный характер некоторых психических и поведенческих явлении, их зависимости от генотипа. 64.Психоделические состояния — изменения психофизиологического состояния личности под влиянием психоделиков. Изменения проявляются в слезоточивости, тошноте, ознобе, галлюцинациях, акустических иллюзиях, резком повышении чувствительности, искажении восприятия времени, пространства, повторном переживании эпизодов прошлого, немотивированном повышении настроения или его спаде, нарушениях памяти, мышления и т.д.; приводят к существенным негативным изменениям личности. 65.Психопатология — раздел психиатрии, занимающийся клиническим описанием признаков психических заболеваний, изучающий закономерности развития психической болезни. 66.Психосоматические расстройства — расстройства органов и систем, вызванные психическими факторами. Р

Studentam_doshk_psikhologia — Стр 2

67.Реабилитация — 1) комплекс медицинских, педагогических, профессиональных, психологических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями, которые возникли в результате перенесенных заболеваний и травм; 2) восстановление репутации (доброго имени), восстановление в прежних правах. 68.Релаксация — снижение психического напряжения, достижение состояния покоя, расслабленности. 69.Рефлексия — 1) отражение человеком своей внутренней психической деятельности, психических качеств и состояний; 2) (в социальной психологии) осознание человеком того, как он воспринимается другими людьми. С

70.Самореализация — реализация индивидом своего уникального, неповторимого «Я», своей личности. 71.Саморегуляция психическая — система действий человека, направленных на достижение и поддержание необходимого психического состояния, управление своей психикой. 72.Самосознание — осознание человеком себя как личности; рефлексия (отражение) своих психических качеств, чувств, мотивов поведения, ценностей, идеалов, достоинств и недостатков. 73.Сангвиник — человек сангвинического темперамента, характеризующийся активностью, энергичностью, работоспособностью, подвижностью, быстротой реакций, уравновешенностью, стремлением к частой смене впечатлений, общительностью. 74.Суггестия — внушение, гипноз. 75.Суицид — самоубийство. 76.Супер-эго — одна из инстанций организации психической жизни человека в концепции З.Фрейда, играющая роль цензора, совести и ответственная за нравственное развитие, формирование идеалов.

Т 77.Тактильный — относящийся к осязанию. 78.Телекинез — термин парапсихологии, обозначающий приведение в движение различных физических объектов с помощью психического воздействия. 79.Темперамент — совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей, характеризующих динамику психической деятельности человека: интенсивность, скорость, изменчивость, темп и ритм протекания психических процессов, а также степень интенсивности и уравновешенности психических состояний. 80.Толерантность — способность человека переносить неблагоприятные внешние воздействия и факторы окружающей среды, выносливость по отношению к неблагоприятным факторам, терпимость к чужому образу жизни, поведению, взглядам, мнениям. 81.Тонус — длительно поддерживаемый уровень активности организма и его отдельных систем. 82.Транзакция — взаимодействие. 83.Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в повышенной склонности человека испытывать беспокойство и тревогу в самых различных жизненных ситуациях. 84.Тренинг — обучение практического характера, направленное на формирование знаний, умений и навыков, на развитие интеллектуальных и личностных качеств. У

85.Умственная отсталость — стойкое, необратимое нарушение психического развития (в первую очередь интеллектуального), обусловленное недостаточностью центральной нервной системы. 86.Установка — готовность, предрасположенность человека к определенным действиям, возникающая на основе предыдущего опыта, готовность воспринимать или действовать определенным образом в определенной ситуации. Ф 87.Фанатизм — крайняя приверженность какой-либо идее или делу, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, нетерпимостью к любым другим взглядам, некритичностью в суждениях об объекте увлечения, основанная на слепой вере в правильность своих суждений и действий. 88.Фатализм — представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в судьбу, в неизменное предопределение свыше. 89.Филогенез (в психологии) — процесс изменения психики в эволюции и историческом развитии. 90.Флегматик — человек флегматического темперамента, характеризующийся пониженной реактивностью, медленным темпом движений, уравновешенностью, инертностью, невозмутимым устойчивым настроением, слабо развитой экспрессией. 91.Фобия — навязчивые состояния страха перед определенными объектами и ситуациями, не представляющими реальной угрозы, (навязчивый страх покраснеть, страх пребывания на открытых местах, страх смерти, страх перед школой и т.д.).

Развиваются при некоторых психозах. 92.Фрустрация — психическое состояние, связанное с переживанием неудачи, которое возникает при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к достижению цели, удовлетворению потребности. Состояние фрустрации проявляется в различных отрицательных переживаниях: разочаровании, гнетущем напряжении, тревоге, крушении надежд в достижении желаемой цели, чувстве безысходности и отчаяния, агрессии. Х 93.Характер — совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей, формирующих типичное отношение человека к тем или иным предметам и явлениям, жизненным обстоятельствам, другим людям и самому себе, которая определяет типичные способы реагирования на различные жизненные обстоятельства и обуславливает типичный способ поведения в каких-либо жизненных условиях. 94.Харизма — приписывание личности «богом данных» свойств, вызывающих преклонение перед ней и веру в ее особые способности и возможности. Харизматическому лидеру, выступающему, как правило, в роли избавителя и благодетеля, обычно приписываются все успехи его сторонников, а в его неудачах обвиняются другие люди или обстоятельства. При этом эти неудачи также используются для прославления лидера. 95.Холерик — человек холерического темперамента, характеризующийся силой нервных процессов, высокой работоспособностью, повышенной возбудимостью, резкостью движений и эмоциональной реактивностью, быстротой, порывистостью, неуравновешенностью, склонностью к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Ц 96.Циклотимия — процесс периодической смены возбуждения и депрессии. Ч

97.Честолюбие — стремление человека к успехам для повышения авторитета и признания со стороны окружающих. 98.Чувства — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности. Ш 99.Шизоидная акцентуация характера — тип акцентуации, связанный с такими чертами, как эмоциональная холодность, замкнутость, интроверсия, неразвитость эмпатии, необычность мышления и др. 100.Шизофрения — болезненное состояние, для которого характерна потеря контакта с реальностью и возникновение противоречивых чувств и реакций, парадоксальных мыслей. Э 101.Эгоизм — предпочтение своих личных интересов интересам других людей или общества. 102.Эготизм — самовлюбленность, преувеличенное мнение о себе, своих достоинствах. 103.Эгоцентризм — употребляется в психологической литературе в двух основных значениях: 1) центрация личности на собственных целях, на собственной точке зрения, неспособность человека изменить свою позицию по отношению к чужому мнению; 2) черта личности, проявляющаяся в преувеличенном подчеркивании своего «Я», крайнем эгоизме, игнорировании того, что происходит с другими людьми (употребляется в этом случае как синоним эгоизма).

104.Эйфория — психическое состояние чрезмерной веселости, не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами. Характеризуется благодушием, радостью, беспечностью, безмятежностью, беспричинным радостным настроением. Нередко проявляется у душевнобольных. 105.Экспрессия — выразительные движения, сила проявления чувств и переживаний. 106.Экстраверт — индивидуум, обращенный к внешнему миру и социальной жизни, контактный. Я 107.»Я» — понятие, используемое во многих психологических теориях для обозначения внутреннего мира личности. 108.Я-концепция — динамическая, но относительно устойчивая система представлений человека о самом себе, складывающаяся из осознания своих физических, интеллектуальных, эмоциональных качеств и самооценки личности.