Формирование грамматически правильной речи детей четырех лет

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время в работах ученых достигнуты определенные успехи в определении нарушений грамматического строя речи младших дошкольников и разработаны методы по их преодолению. Воспитание высокообразованных людей, является необходимым фактором развития общества, и необходимым компонентом этого воспитания, несомненно, должно быть овладение всем богатством родного языка. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.

Язык и речь — это основное средство появления важнейших психических процессов — памяти, восприятия, эмоций. Правильность речи — соответствие установленных в литературной речи законом, правилами и нормами. Овладение грамматическим строем речи осуществляется на основе познавательного развития в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов деятельности, опосредованных словом, в общении со взрослым и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия. Формирование грамматического строя языка ребенка является «спонтанным» процессом; ребенок «извлекает» язык, его грамматическую систему из фактов воспринимаемой речи, в которой язык выполняет коммуникативную функцию и представлен не системно. Поэтому одна из важнейших задач дошкольных учреждений — формирование грамматически правильной речи детей.

Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребенка.

Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые, среди которых психологи, педагоги, лингвисты, такие как, Е.Н. Водовозова, А.Н. Гвоздев, Л.С. Пешковский, А.С. Симонович, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Н.К. Крупская, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина и др.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей максимально сенситивный период развития.

Развитие речи тесно связано с развитием мышление ребенка. Освоение грамматически правильной речи дает возможность детей свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Это обусловило выбор темы нашего исследования: «Изучение сформированности грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста».

Объект исследования — процесс формирования грамматически правильной речи детей 5 г.ж.

Предмет исследования — возрастные и индивидуальные особенности усвоения грамматического строя речи детьми 4-го года жизни.

Цель исследования — изучить процесс формирования грамматического строя речи детей 5-го года жизни, выявить и охарактеризовать возрастные и индивидуальные особенности усвоения грамматического строя речи младших дошкольников.

Гипотеза — уровни сформированности грамматически правильной речи детей 5-го года жизни определяются их возрастными и индивидуальными особенностями усвоения грамматической стороны речи, содержательностью работы дошкольных учреждений по формированию у детей грамматической компетенции.

Задачи:

1. Изучить научную литературу по проблеме формирования грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста;

2. Дать содержательную характеристику грамматической компетенции детей дошкольного возраста;

3. Провести обследование речи детей, определить и дать характеристику уровням сформированности грамматического строя речи детей 5-го года жизни;

4. Путем опытно-экспериментальной работы определить и дать характеристику возрастным и индивидуальным особенностям усвоения грамматического строя речи детей 5 г.ж.

Методы исследования:

Теоретический;

Эмпирический;

Диагностический.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ

1.1 Понятие и сущность формирования грамматически правильной речи, особенности усвоения детьми грамматической стороны речи

На этапах дошкольного возраста решаются важнейшие задачи речевого развития: обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя, развитие связной речи.

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении.

Некоторые особенности становления грамматического строя речи детей дошкольного возраста изучены в психологии. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе разнообразной речевой практики. В живой речи дети замечают постоянные значения грамматических элементов-морфем. К.Д. Ушинский отметил: «На этой основе формируется обобщенный образ отношений значимых элементов в словах и словоформах, что приводит к складыванию механизма аналогии, являющегося основой языкового чутья, в частности чутья к грамматическому строю речи».

15 стр., 7334 слов

Исследование развития активной речи детей раннего возраста на ...

... В повседневной жизни ребенок выработал некоторые гигиенические и бытовые навыки. Речь становится средством общения ребенка, растет его словарный запас, он овладевает грамматическим строем языка. Ориентиром поведения ... слов-отношений больше, чем слов-признаков». В словаре детей 3-го года жизни, по данным В. В. Гербовой, преобладают существительные, обозначающие средства передвижения, предметы обихода ...

В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях морфологии и словообразования, эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.

В младшем возрасте главное внимание обращается на усвоение морфологической стороны речи: согласование слов, чередование звуков в основах, образование сравнительной степени прилагательных. Детям помогают осваивать способы словообразования существительных суффиксальным способом, глаголов — с помощью приставок. В этот период важно формирование ориентировки ребенка на звуковую сторону слов, стремлению к правильности своей речи, умение исправить ошибку, потребности узнавать грамматические нормы. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис — словосочетание и предложение.

Целесообразно закреплять трудные грамматические формы тех слов, с которыми дети знакомятся в данной возрастной группе. Исследованиями и наблюдениями установлено, что чаще всего затрудняют дошкольников следующие грамматические формы:

1. Окончание существительных множественного числа в родительном падеже. В младшем дошкольном возрасте дети добавляют в родительном падеже множественного числа к большинству употребляемых ими слов окончание -ов: «матрешков», «ботинков», «варежков», и т.д.

2. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных: гусята, жеребята, львята; склонение существительных, обозначающих животных: волка, волков, кур, медведей.

3. Употребление несклоняемых имен существительных (перечисляется в последовательности ознакомления с ними детей): пальто, кофе, какао, пианино, кино, радио, желе.

Род существительных, особенно средний: печенье, яблоко, колесо,

мороженое, небо.

Ударение при склонении существительных:

а) постоянное ударение (его место во всех падежах неизменно): грабли, петля, туфли, ясли;

б) подвижное ударение (место его меняется при склонении): волк — волка — волки — волков; доска — доски — доску; изба — избы;

в) перенос ударения на предлог: на голову, под гору, из лесу, на ноги, на пол.

6. Склонение некоторых местоимений, числительных (ошибки детей: «два утенки», «двое ведров», «по двух стройтесь»).

Образование страдательных причастий (ошибки детей: «нарисоватая», «оборватая»).

Наблюдаются и другие, менее распространенные ошибки, характерные в основном для детей младшего дошкольного возраста («домы», «в носе», «ухи»), иногда они носят индивидуальный характер («А Наташа ставится на стул!»).

Морфологическая и синтаксическая сторона речи детей развиваются одновременно. Но синтаксические ошибки устойчивее, чем морфологические, сохраняются иногда даже к моменту перехода ребенка в школу. Воспитатель должен быть знаком с особенностями формирования синтаксической стороны речи дошкольников, знать, какие ошибки могут допускать дети. Например, дети четырех лет могут опускать и переставлять слова в предложении, опускать или заменять союзы; они пользуются в основном предложениями, которые состоят из подлежащего, сказуемого, дополнения, и очень редко употребляют определения или обстоятельства. Даже к концу пятого года ребенок не использует обстоятельства причины, цели, условия.

11 стр., 5269 слов

Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с ...

... взрослым). К концу 1-го года жизни появляются первые слова. 2 этап - преддошкольный (от 1 г. ... реакции на слова независимо от ситуации и интонации говорящего. В это время, особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание ...

Однородными членами предложения дети начинают пользоваться постепенно, сначала однородными подлежащими, сказуемыми, дополнениями, затем однородными определениями и обстоятельствами (У Тани в коляске лиса и заяц. Он искупался и вышел на берег. У куклы и мишки есть игрушки).

Сравнительно легко детям дается употребление сложноподчиненных предложений. В них дети чаще используют придаточные времени, затем — изъяснительные и значительно реже — определительные.

К пяти годам ребенок может употреблять предложения из 12-15 слов, но по сравнению с младшим возрастом количество синтаксических ошибок возрастает, так как ему трудно следить одновременно за содержанием и формой выражения мысли.

Процесс словообразования имеет общую со словоизменением основу — образование динамического стереотипа.

Уже в два года малыш образует «свои» слова, которые являются, по существу, искаженным воспроизведением слов, услышанных от взрослых («акини» — картинки).

В младшем дошкольном возрасте наблюдается рост интереса к слову, его звучанию, создание «собственных» слов — словотворчество: «вертоплан» (вертолет), «рогаются» (бодаются).

Психологи объясняют создание детьми новых слов растущей потребностью в общении. Темп накопления словаря недостаточно высок, а потребность рассказать и объяснить что-то собеседнику все растет, поэтому иногда, если недостает общепринятого слова, дети образуют новое, пользуясь своими грамматическими наблюдениями, по аналогии: «Ты будешь принимать в игру, будешь приниматель». Замечательная чуткость к слову и грамматической форме объясняется сложившимися у ребенка стереотипами, которые он применяет к новым словам в аналогичных ситуациях. Большинство слов укладывается в усвоенные модели, но иногда нужное слово имеет словообразовательную особенность, о которой ребенок — дошкольник еще не знает. Так появляются лексические и грамматические ошибки. «Вон голубчики ходят», — увидев голубей, говорит малыш.

А.Н. Гвоздев [11] выделил, что состояние грамматической стороны речи детей в одной и той же группе может быть различным, оно зависит от нескольких причин:

1) общих психофизиологических закономерностей развития ребенка (состояния нервных процессов, развитие внимания, мышления и т.д.);

2) запаса знаний и словаря, состояния фонематического слуха и речедвигательного аппарата;

3) степени сложности грамматической системы языка;

4) состояние грамматической стороны речи окружающих взрослых (воспитатели, технический персонал детского сада, родственники детей), степени педагогического контроля за правильностью речи ребенка.

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Конечно, на любом занятии воспитатель может и должен исправлять ошибки в речи детей. Но особое значение имеют такие занятия, где осуществляется специальная работа по предупреждению того или иного отрицательного качества детской речи, интенсивно и целенаправленно исправляется уже появившаяся грамматическая ошибка.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... ребенок пользуется только отдельными словами, без объединения их в двухсловное аморфное предложение, называется периодом однословного предложения. Однословное предложение – исходный пункт развития детской речи.[1]. Второй период становления детской речи: ... использование правильного чередования ударения, рода, редких оборотов речи, числительных, образование глаголов от других частей речи, усваивается ...

На таких занятиях все внимание детей бывает привлечено только к грамматической форме. Слово, его изменение, словосочетание или предложение становятся содержанием их умственной работы. Ребенок начинает осознавать, как надо говорить, стремится говорить правильно, грамотно, красиво. Удобная, деловая обстановка занятия способствует тому, что дети не отвлекаются, все слышат объяснения и указания воспитателя, сознательно следят за качеством речи товарищей.

Обучение грамматически правильной речи носит характер упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него. Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки, особенно из специального наглядно — методического альбома «Говори правильно» О.И. Соловьевой [23].

Заниматься грамматикой следует непродолжительно, так как материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5-10 минут, таким образом они составляют лишь часть занятия по развитию речи.

Занятия должны проходить непринужденно, живо. В младших группах можно использовать игровые персонажи, особенно при повторении материала. Для того чтобы заинтересовать детей, можно в предлагаемые фразы включать имена присутствующих, давать задания придумать предложения о самих себе.

Для занятия выбирается только одна задача (например, закрепление правильной формы 3-го лица множественного числа глагола хотеть, употребление существительных среднего рода, распространение простого предложения и т.д.).

Узкое содержание позволит сконцентрировать внимание детей на нужном материале. В работе над грамматикой важно дифференцировать различные формы, чтобы ребенок, сопоставив речевой материал, учился подмечать разницу в произношении, улавливать довольно тонкие отличия при изменении слов.

Чтобы ребенок более внимательно следил по ходу упражнения за особенностями грамматических форм, наряду с трудной формой полезно использовать и более легкие, уже твердо усвоенные детьми.

Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения данной грамматической ошибки в речи детей.

Важную роль играют активные приемы обучения, предупреждающие появление ошибки, концентрирующие внимание детей на правильной словоформе, словосочетании. На первых занятиях ведущую роль играет образец речи педагога. Особенно подчеркнуто произносится затрудняющая детей часть слова (ездит, ездим).

Возможно прямое указание, выделяющие трудное слово из контекста, предложение его запомнить, поучиться правильно говорить.

В работе над правильной речью находят место и такие эффективные приемы, как сравнение, исправление, подсказ. Сравнение помогает дифференцировать грамматические формы и на основе этой дифференциации вырабатывать условные речевые рефлексы.

29 стр., 14039 слов

Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

... ребенком окружающего мира. В монографии «Ребенок от года до четырех лет» (1931), а также в ряде статей Аркин прослеживает изменение словаря и грамматических форм детской речи; ... деятельность дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно. Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Роль игры в речевом развитии детей дошкольного возраста». ...

1.2 Пути формирования грамматически правильной речи дошкольного возраста

Овладение детьми грамматического строя речи — одна из самых важных проблем детской и педагогической психологии.

Усвоение ребенком грамматического строя речи чаще всего связано с формированием у него коммуникативных функций речи.

Ребенок использует язык как средство общения в меру того, как более-менее сформировано слово становится для него сигналом действительности, начинает что-то означать, а речь приобретает соответствующую грамматическую организацию.

Начало и продолжительность состояния пассивного овладения грамматическим строением зависит от многих причин, главной из которых есть воспитательное речевое воздействие взрослых. Оно обусловлено стремлением ребенка, овладеть определенной ситуацией или избежать ее.

А.М. Богуш [7] выделила главные пути формирования правильной речи детей такие, как: проверка детской речи и предотвращение ошибок; наличие правильного образца для подражания; исправление ошибок; развитие слухового внимания; совместная работа детского сада и семьи.

Для формирования грамматически правильной речи используют такие методы: дидактические игры и упражнения; рассказы на слово, в котором дети допускают ошибки; рассказывание по картинкам; чтение стихотворений; составление детьми рассказов на группу слов и на тему, предложенную воспитателем.

Самый эффективный метод формирования грамматически правильной речи — дидактические игры. Дидактические игры самые распространенные в работе детских садов, но воспитатели не всегда правильно подбирают определенную игру с нужной целью.

Дидактические игры используются во всех возрастных группах детского сада, непосредственно на занятии. В книге К.Д. Ушинского «Родное слово» собрано много полезных упражнений для развития речи детей. Он требовал от воспитателя правильной методики их проведения, правильного подбора вопросов, поскольку каждое дидактическое упражнение состоит из вопросов и ответов.

Е.И. Тихеева [24] разработала целую систему дидактических упражнений для развития речи дошкольников. Были определены и педагогические требования к этим упражнениям:

а) правильный подбор дидактических упражнений к ошибкам, что попадаются в детской речи;

б) дидактические упражнения должны иметь четко определенную цель;

в) материал к дидактическим упражнениям должен подбираться так, чтоб дети имели возможность сопоставить правильные и неправильные формы, чтоб у них были не только те грамматические формы, в которых дети допускают ошибки, но и другие ранее усвоенные ними;

г) строить дидактические упражнения нужно на известном детям материале, связанными с их жизнью и деятельностью;

д) в дидактических играх следует предвидеть наглядный материал;

е) дидактические упражнения нужно проводить живо, интересно используя игровые приемы. При этом следует обязательно учитывать возрастные интересы и возможности детей.

Дидактические упражнения проводят на занятиях по развитию речи продолжительностью 3-5 минут и в повседневной жизни, их можно включать в содержание отдельных дидактических игр.

18 стр., 8881 слов

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи ...

... выявление эффективности сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного возраста; - привести методические рекомендации для воспитателей детского сада по использованию сюжетно-ролевой игры развития ... быть прекращены, как правило, образуя ядро словаря. Однако, семантическое, а отчасти грамматическое развитие еще далеко от завершения. Уточнение смыслового содержания слов к ...

Одним из методов формирования грамматически правильной речи есть рассказы, составленные воспитателем. Они должны содержать те слова, в которых дети допускают ошибки. Например, дети ошибаются в слове пианино (на пианине, возле пианины).

С целью исправления детей в рассказе, в котором нужное слово употребляется во всех родах.

В младшей группе воспитатель после рассказа ограничивается только беседой, дети средней группы после беседы могут пересказать то, о чем она рассказывала. Предметные картинки используют в повседневной жизни для индивидуальной работы с детьми. Например, ребенок допускает ошибки в употреблении рода существительных и согласовании прилагательных с существительным по родам. Воспитатель подбирает группу предметных картинок (яблоко, иголка, мыло, кукла и т.д.), яблоко сочное, сладкое; маленькая иголка с ниткой, ею шьют и т.д.

Во всех возрастных группах проводят непродолжительные по времени упражнения на составление предложений с трудными словами. Этому помогают картинки, предметы.

Проводя такие упражнения в младших группах, воспитатель может применять прием отраженной речи.

Закреплению правильных форм существительных среднего рода (у детей младшего возраста) способствует рассматривание картинок, на которых изображены различные предметы.

Учитывая особенности формирования синтаксической стороны речи дошкольников, выделяют следующие задачи, которые должны решаться с помощью упражнений: контроль за правильным построением предложения, закрепление умения пользоваться распространенными предложениями с второстепенными и однородными членами, воспитание умения выражать одну и ту же мысль в разной форме.

Работа над синтаксической стороной речи детей -дошкольников окажет влияние на качество их устной речи, облегчит обучение в школе.

В настоящее время данная работа мало распространенна в практике детских садов, но ввиду ее несомненной ценности к ней следует привлекать внимание педагогов.

1.3 Работа по формированию грамматически правильной речи детей

Формирование грамматически правильной речи ребенка — постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя детской речи.

Неисправленная грамматическая ошибка — лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент.

I. Проверка детской речи и предотвращение ошибок. Прежде всего, воспитатель должен знать, какие ошибки характерны для детей определенной группы, как часто они употребляются в их речи.

Для этого дважды на год в сентябре-октябре и мае проверяют речь каждого ребенка, обращая внимание на:

1. Особенности построения предложений: какие предложения преобладают в речи детей, какой порядок слов в предложении;

2. Употребление рода и числа существительных, согласование с другими частями речи;

3. Употребление глагольных форм;

4. Согласование числительных с существительными;

5. Ошибки в употреблении других частей речи;

6. Грамматические ошибки;

Результаты проверки записываются в специальную тетрадь.

Воспитатель должен иметь специальный материал для проверки детской речи, а также определять приемы и методы, которые дали бы возможность как можно шире определить особенности грамматического строя речи детей. Например:

Рассказ по сюжетным картинкам. Содержание картинок должно быть таким, чтоб ребенок мог по нему складывать предложения разной сложности: из двух слов, из трех слов, предложения из многих слов, сложные предложения.

Чтение небольших повестей и беседа по их содержанию. Воспитатель читает повесть и ставит ребенку 2-3 вопроса.

Индивидуальные беседы (по ранее намеченному плану) и разговоры воспитателя с детьми.

Дидактические игры с картинками и игрушками типа «Чего не стало». Они дают возможность проверить склонение существительных, употребление предлогов.

Специально подобранные дидактические упражнения. Речь проверяют отдельно у каждого ребенка в утренние часы, после дневного сна и во время прогулки. Если кто-то из детей неправильно выговаривал какое-то слово, то эта ошибка появится и у других детей. Поэтому воспитатель должен планировать свою работу так, чтобы предотвратить возможные ошибки.

II. Исправление ошибок. Исправление ошибок и предотвращение их неразрывно связаны между собой, поскольку исправить ошибку у одного ребенка означает предотвратить ее у других. Постоянное исправление ошибок помогает детям усвоить грамматические нормы. Нередко воспитатели лишний раз акцентируют внимание детей на сделанную им ошибку («Ты снова говоришь неправильно: вот, я встал, вот, я оделся, вот, я пришел в детский сад…») вместо того, чтобы один раз сказать:»Сережа, ты сегодня опять много раз повторил слово вот, нужно следить за своей речью». Исправляя целое предложение, не нужно повторять его неправильное формулирование. Чтобы научить ребенка правильно строить предложения или выговаривать определенное слово, воспитатель должен дать образец этого слова или предложения.

Когда ребенок что-то рассказывает, пересказывает рассказ или сказку, нельзя нарушать последовательность его мысли исправлениями. Воспитатель или параллельно повторяет слово в правильной грамматической форме, или после занятия, проводя беседу с ребенком, исправляет ошибку.

Для исправления ошибок используют такие приемы, как образец грамматически правильной речи, объяснение, вопросы, поручения, одобрения.

Образец грамматически правильной речи воспитателя является одним из основных приемов обучения. Его используют и на занятиях и в повседневной жизни.

Поручение словесного характера используют для того, чтобы научить детей правильно строить предложения. Например, воспитатель поручает ребенку пойти к няне и попросить у нее лейку. «Ваня, сходи к Ирине Васильевне и скажи: «Дайте, пожалуйста, мне лейку, которой мы вчера поливали.» ребенок должен повторить предложение перед тем, как выполнить поручение. Воспитатель, зная особенности речи детей своей группы, заранее планирует, кому какие поручения давать.

Можно составить рассказ со словом, в котором попадается ошибка. Например, ребенок изменял слово радио. Воспитатель составляет для него рассказ с этим словом. Потом дает поручение; «Катя, теперь ты расскажи про радио Вере». Ребенок рассказывает, воспитатель контролирует.

Полезный также прием одобрения правильного ответа детей, сопоставление правильного и неправильного. Например, воспитатель говорит: «Петя все время употребляет ненужное слово «значит», а Оля правильно разговаривает. Послушайте, дети, кто лучше говорит?» дети отвечают. «Ты, Петя, обязательно пытайся в следующий раз правильно рассказывать, не употребляя слово «значит». Этим приемом воспитатель привлекает внимание детей к слову, воспитывает желание говорить правильно, приучает их контролировать речь.

Вопросы воспитателя как прием обучения дошкольников используют во всех возрастных группах на занятиях и в повседневной жизни. Этому приему большое внимание уделял К.Д. Ушинский, уточняя, что сначала вопросы должны быть сформулированы так, чтобы ответы на них были как можно легче… С развитием детей изменяются и сами вопросы — изменяются так, чтобы ответы на них были все сложнее; сначала отдельные слова, затем небольшие предложения.

Е.И. Тихеева[24] также отмечала, что умение ставить вопрос — дело нелегкое. Формируя грамматически правильную речь детей в младшем дошкольном возрасте, воспитатель должен удачно подбирать вопросы, склонять детей к полным ответам.

Вопросы делятся на две группы

v v

основные дополнительные

К основной группе принадлежат:

а) вопросы, которые требуют простой констатации, названия, описи известного материала (кто? что? как? какой?).

Они помогают ребенку вспомнить увиденное, пережитое и требуют от него своеобразного построения ответа — однословных, двухсловных или многословных простых распространенных предложений;

б) вопросы, которые требуют установления причинных связей, умозаключений, обобщений (почему? для чего? из-за чего?), а значит, сложные ответы — построения сложноподчиненных предложений. Работая с детьми, воспитатель должна использовать обе группы вопросов.

Дополнительные вопросы делятся на наводящие и подсказывающие, что приобретают важного значения в обучении детей правильного построения предложения, особенно тогда, когда дети дают однословные ответы.

Каждый вопрос воспитателя должен быть продуманным. Он не должен предвидеть ответы «да» или «нет», чтоб дети не приучались отвечать одним словом. Следует совсем избегать на занятиях вопросов типа «Вам понравилась сказка?», потому что они не дают возможности детям высказывать свое мнение о повести или сказке.

Каждый вопрос должен быть четким, конкретным и требовать от детей ответа на него, а не по поводу него.

III. Наличие правильного образца для подражания. Ребенок растет в речевом окружении. Сначала он не разговаривает, слышит речь взрослых, обращенную к нему. Потом, в определенном возрасте, ребенок сам включается в активное речевое общение. Окружающая среда, по Г.П. Блонскому, играет большую роль в развитии речи маленького ребенка, давая или не давая ему возможность много говорить и часто слышать речь взрослых; оно ускоряет или тормозит развитие речи. Правильность речи ребенка зависит во многом от речи взрослых.

М.И. Красногорский отметил, что правильность грамматического строя речи у детей младшего возраста зависит от правильности построения речи у людей, которые его окружают. Справедливо отметила Е.И. Тихеева[24], что ребенок учится говорить благодаря слуху и способности к наследованию.

Значит, правильность речи детей зависит также от наличия правильного образца.

IV. Развитие слухового внимания. Систематическая работа над исправлением ошибок у детей развивает их слуховое внимание, приучает прислушиваться к речи взрослого, товарищей, своей собственной. При постоянном контроле воспитателя за грамматически правильной речью детей, наличие правильного речевого образца, дети легко замечают ошибки в речи товарищей.

Значительно тормозит развитие слухового внимания шум в групповой комнате, громкая речь воспитателя и няни. Дети теряют способность прислушиваться и слышать слово. Поэтому обязательным условием развития слухового внимания есть создание спокойной обстановки. Воспитатели должны разговаривать голосом средней громкости и приучать к этому детей.

V. Общая работа детского сада и семьи. Исправить грамматические ошибки у детей можно только общими усилиями детского сада и семьи. Часто причиной ошибок является наследование неправильной речи родителей. В таких случаях воспитатель должен поговорить с ними, обращая внимание на ошибку, посоветовать соответствующую литературу.

Какие же виды работы с родителями можно применять?

Проводят групповые родительские собрания по такой тематике: «Формирование грамматически правильной речи детей младшей группы»; «Особенности формирования грамматической правильности речи у детей подготовительной к школе группе», «Типичные ошибки и способы их исправления».

Работа по формированию грамматической стороны речи детей оказывается самым тесным образом связанной с борьбой за культуру речи окружающих. В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.

Изучив научную литературу по формированию грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста, сделали вывод, что этой проблемой занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые, среди которых психологи, педагоги, лингвисты, такие как, Е.Н. Водовозова, А.Н. Гвоздев, Л.С. Пешковский, А.С. Симонович, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Н.К. Крупская, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина и др.

Изучив программу А. Богуш [7] «Мовленнєвий компонент дошкільної освіти» отметили, что содержанием грамматической компетенции является формирование грамматически правильной речи детей в практической речевой деятельности.

Наиболее эффективными методами формирования грамматически правильной речи в дошкольном учреждении являются использование заданий, упражнений и дидактических игр.

Формирование грамматической стороны речи ребенка — постоянный непрерывный процесс. Таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ УСВОЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЕ

2.1 Содержание и методика изучения формирования грамматической стороны речи детей 5-го года жизни

грамматический речь дошкольник

Констатирующий эксперимент был направлен на изучение уровня сформированности грамматически правильной речи детей у младших дошкольников.

Исследовательская экспериментальная работа проводилась на ДУЗ «Солнышко» в селе Табачное, в группе младшего дошкольного возраста. На момент констатирующего эксперимента в группе находилось 20 детей. Дети одинаковые по возрасту, посещают дошкольное учреждение 2 года, их обучение ведется по программе «Я у світі».

Для получения необходимых сведений использовалась диагностика, по программе М.М. Алексеева, В.И. Яшина [1] «Речевое развитие дошкольников».

Цель методики: изучить особенности грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста.

Описание методики: с детьми были установлены доверительные отношения, был предложен разговор на тему: «Опиши картинку и игрушку». Обследовали речь детей в индивидуальном порядке (20 детей).

Для обследования был подобран наглядный материал: игрушка — котенок, сюжетная картинка, на которой изображены дети на прогулке.

Для изучения грамматически правильной речи нами были определены критерии и показатели оценивания усвоения детьми грамматического строя родной речи. Опишем их.

Первый критерий — усвоение морфологической речи дошкольников, где показателями были:

— умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;

— согласование слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, под, около);

— усвоение формы родительного падежа единственного и множественного числа.

По морфологии, описание: 1) Рассматриваются (в форме игры) две куклы Маша и Даша (их внешний вид: цвет волос, глаз; одежда, обувь).

— Во что одета Маша?

Какое у нее платье, какого цвета? (Платье синее, синего цвета).

Какие волосы? (Светлые, белые).

Что у Маши на ногах? (Носки, туфли).

— Посмотрим, во что одета

Даша. Что это у нее? (Брюки, свитер) и т.д.

2) Игра «Расставим посуду на место». — Пришла девочка на кухню и удивилась — там такой беспорядок!

Кастрюля под столом, чашки с блюдцами на окне, чайник под стулом, ложки и вилки в сковороде, сковорода около шкафа. — Давайте расставим все по местам. — Где стоит кастрюля? (Под столом.) — Куда мы ее поставим? (На плиту.) — Где стоят чашки с блюдцами? (На окне.) — Куда мы поставим чашки с блюдцами? (В буфет.) — Ложки и вилки где лежат? (В сковороде.) — Куда мы положим ложки и вилки? (В ящик стола или стол.) — Где стоит сковорода? (Около шкафа.) — Куда мы поставим сковороду? (На плиту около кастрюли.) — Где стоял чайник? (Под стулом.) — Куда поставим чайник? (На плиту.)

3) Игра «Угадай, чего не стало».

На столе карандаши, ручки, ножницы, книги, тетради. Воспитатель (кукла, мишка) убирает ручку, карандаш или книгу. Дети отгадывают.

— Чего не стало? (Ручки, карандаша, книги.)

Воспитатель убирает тетради.

— Чего не стало? (Тетрадей.) и т.д.

Второй критерий — усвоение навыков словообразования:

— умение правильно называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе;

— употребление в речи существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами.

В словообразовании: 1) Рассматриваются картинки с изображениями собаки и щенка, кошки и котенка, козы и козленка, коровы и теленка.

Кто это? (Кошка) Кто у кошки? (Котенок) Один котенок, а если их много, как говорят? (Котята)

Кто это? (Собака) Кто у собаки? (Щенок) Один щенок, а если их много, как говорят? (Щенята)

Кто это? (Корова) Кто у коровы? (Теленок) Если их много? (Телята) И т.д.

2) Детям предлагаются картинки с изображениями предметов и животных разной величины.

Это что? (Дом) Этот дом большой, а этот? (Маленький) Как можно сказать, чтобы было понятно, что он маленький? (Домик)

Это кто? (Заяц) Какой он? (Большой) А этот? (Маленький… зайчик) А еще как можно сказать? (Заинька)

То же со словами: кошка-котенок, котеночек; утка-утенок, утеночек; лягушка-лягушонок и др.

Третий критерий — усвоение навыков в области построения предложений (синтаксис):

— умения употреблять простые предложения;

В синтаксисе: 1) Детям показывают картинки из альбома О.И. Соловьевой [23] «Говори правильно», предлагают рассмотреть их и ответить на вопросы:

— Что делает девочка? (Девочка рисует).

— Что делают ребята? (Ребята слушают радио) и т.д.

Ответы детей фиксировались и оценивались в соответствии с определенными нами уровневыми показателями. Охарактеризуем их.

Высокий уровень — Правильное умение в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе, согласование слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, под, около), усвоение формы родительного падежа единственного и множественного числа.

Средний уровень — ребенок способен самостоятельно описывать предметы и картинки; отсутствует нарушение логики, небольшое количество подсказок, недостаточное понимание и употребление существительных с предлогами.

Низкий уровень — ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки дает неполный ответ, слабые умения в употреблении простых предложений, описывая предметы или картинки, необходимость в подсказках.

Нами были проанализированы календарный и тематический планы работы воспитателя возрастной группы обследуемых детей за год. На этот промежуток времени запланировано и проведено:

— занятия по совершенствованию и формированию синтаксической и морфологической стороны речи, упражнения на словообразование, дидактические игры.

Также нами было проведено наблюдение за работой воспитателя в повседневной жизни детей, которое позволило нам сделать вывод, что у детей слабо развита грамматическая сторона речи, так как воспитатели не всегда проводят диагностику формирования грамматического строя речи.

Выполняя задание №1 по морфологии, часть детей показали низкий уровень грамматической стороны речи. У них небольшие по объему, не точные знания, отвечают неуверенно, дают не полные ответы. Например: Катя М. 5 лет, Ваня А., 5 лет — недостаточное понимание и употребление существительных с предлогами.

Большинство детей показали средний уровень развития грамматической стороны речи. Усвоение формы родительного падежа единственного и множественного числа. Например: Сережа И. 5 лет — правильное ориентирование в игре «Чего не стало».

Самое меньшее количество детей показали высокий уровень. У них правильное последовательное описание игрушки, при помощи достаточного количества существительных с прилагательными в роде и числе. Например: Настя А. 5лет — «Какого цвета у Даши свитер? Какие глаза? Какие волосы?».

При выполнении задания №2 по словообразованию, часть детей показали низкий уровень грамматической стороны речи. У детей небольшие по объему знания, отвечают не уверенно, по долгу задумываются, не умеют употреблять в речи существительные с уменьшительно — ласкательными суффиксами. Например: Марина В. 5 лет — «Это заяц. Он большой».

Большинство детей показали средний уровень. Правильное называние животных, употребление в речи существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами. Например: Диана П. 5 лет — «Это заяц. Он большой. Это зайчик. Он маленький. Заинька».

Меньшее количество детей показали высокий уровень сформированности грамматической речи. У них правильное описание картинки с животными и их детенышами в единственном и множественном числе, с употреблением существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами. Например: Валя М. 5 лет — «Это заяц. Он большой. Зайчик, заинька. Он маленький. Их много — зайцы».

При выполнении задания №3 в синтаксисе, несколько детей показали низкий уровень развития грамматической стороны речи. Неточные знания, с помощью подсказки дает неполный ответ, неумение употреблять простые предложения. Например: Андрей К. 5 лет — «Девочка рисует».

Средний уровень — наибольшее количество детей. Ребенок самостоятельно описывает предметы и картинки, у него в большей степени преобладали простые предложения. Например: Никита С. 5 лет — «Девочка рисует. У нее карандаши. У нее альбом».

Самое меньшее количество детей показали высокий уровень. У них правильное описание картины, при помощи достаточного количества простых предложений, употребление существительных с предлогами, умение правильно называть предметы во множественном и единственном числе. Например: Аня Н. 5 лет — «Девочка рисует. У нее альбом и карандаши. Они лежат на столе. Карандаши маленькие».

Таким образом, проведя задания в группе младшего дошкольного возраста результаты показали, что по уровню развития грамматически правильной речи детей четвертого года жизни можно разделить на три дифференцированные группы: с высоким уровнем развития грамматически правильной речи, со средним уровнем развития грамматической стороны речи, с низким уровнем развития грамматической стороны речи детей.

2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы по определению возрастных и индивидуальных особенностей, усвоению грамматического строя детей 5-го года жизни

В результате проведения диагностики мы установили, общие уровни сформированности грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста:

Высокий уровень сформированности грамматической стороны речи показало 15% детей, у этих детей сформированы такие умения, как правильное, последовательное описание по картинке и игрушке, умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе, правильное согласование слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами.

Средний уровень сформированности грамматически правильной речи показало 50% детей, у них сформированы такие умения, как правильное и логическое описание картинке и игрушке, употребление простых предложений.

Низкий уровень сформированности грамматически правильной речи показало 35% детей, эти дети малоактивны, у них небольшие по объему, не точные знания, отвечают не уверенно, дают не полные ответы, слабо развито умение употреблять простые предложения.

Представим результаты изучения распределения уровней сформированности грамматически правильной речи в табл. 2.1

Таблица 2.1 — Результаты изучения распределения уровней сформированности грамматически правильной речи у младших дошкольников

Уровни сформированности

На констатирующем этапе

Высокий

15%

Средний

50%

Низкий

35%

При проведении данного эксперимента нами были обнаружены типичные ошибки.

Выполняя задания №1:

3 ребенка оказались на высоком уровне;

10 детей на среднем уровне;

7 детей на низком уровне.

Типичными ошибками у большинства детей было отсутствие умения правильно согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Выполняя задание №2:

2 ребенка оказались на высоком уровне;

10 детей на среднем уровне;

8 детей на низком уровне.

Типичные ошибки, неумение правильно называть животных, отсутствие употребления в речи существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами.

Выполняя задания №3:

3 ребенка оказались на высоком уровне;

10 детей на среднем уровне;

7 детей на низком уровне.

Типичными ошибками у большинства детей были недостаточные умения в употреблении простых предложений.

Графические результаты обследования речи детей по определению уровней сформированости грамматического строя речи представлено на рис. 2.1.

Рис. 2.1 — Уровни сформированности грамматически правильной речи младших дошкольников

Рассмотрев диаграмму, мы можем сделать вывод, что 15% детей имеют высокий уровень развития грамматически правильной речи, 50% — средний, 35% — низкий уровень.

Отсюда мы можем сделать вывод, что большинство детей находятся на среднем уровне усвоения грамматического строя речи.

Таким образом, проанализировав результаты эксперимента, мы убедились в актуальности данной темы.

Для изучения нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было изучение уровня сформированности грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Нами были определены следующие критерии и показатели:

Первый критерий — усвоение морфологической речи дошкольников, где показателями было:

умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;

согласование слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, под, около);

усвоение формы родительного падежа единственного и множественного числа.

Второй критерий — усвоение навыков словообразования:

— умение правильно называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе;

— употребление в речи существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами.

Третий критерий — усвоение навыков в области построения предложений (синтаксис):

— умения употреблять простые предложения.

ВЫВОДЫ

Формирование грамматической стороны речи детей младшего дошкольного возраста — постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизиологическим основам развития грамматического строя речи детской речи. В работе над формированием грамматического строя речи можно выделить следующие направления: предупреждать появление у детей грамматических ошибок, эффективно исправлять ошибки, существующие в речи детей, совершенствовать синтаксическую сторону речи, развивать чуткость и интерес к форме своей речи, содействовать грамматической правильности речи окружающих ребенка взрослых.

Таким образом, следить за речью детей нужно не только на всех занятиях, но и в процессе их повседневной жизни.

1. Изучив научную литературу по формированию грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста, узнали, что этой проблемой занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые, среди которых психологи, педагоги, лингвисты, такие как, Е.Н. Водовозова, А.Н. Гвоздев, Л.С. Пешковский, А.С. Симонович, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Н.К. Крупская, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина и др.

2. Изучив программу А. Богуш «Мовленнєвий компонент дошкільної освіти» отметили, что содержанием грамматической компетенции является формирование грамматически правильной речи детей в практической речевой деятельности.

Наиболее эффективными методами формирования грамматически правильной речи в дошкольном учреждении являются использование заданий, упражнений и дидактических игр.

3. Для изучения грамматически правильной речи нами были определены критерии и показатели оценивания усвоения детьми грамматического строя родной речи. Опишем их.

Первый критерий — усвоение морфологической речи дошкольников, где показателями были:

умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;

— согласование слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами (в, на, под, около);

— усвоение формы родительного падежа единственного и множественного числа.

Второй критерий — усвоение навыков словообразования:

умение правильно называть животных и их детенышей в единственном и множественном числе;

употребление в речи существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами.

Третий критерий — усвоение навыков в области построения предложений (синтаксис): — умения употреблять простые предложения;

4. В результате проведения диагностики мы установили, общие уровни сформированности грамматически правильной речи детей младшего дошкольного возраста:

Высокий уровень сформированности грамматической стороны речи показало 15% детей, у этих детей сформированы такие умения, как правильное, последовательное описание по картинке и игрушке, умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе, правильное согласование слов в падеже, понимание и употребление существительных с предлогами.

Средний уровень сформированности грамматически правильной речи показало 50% детей, у них сформированы такие умения, как правильное и логическое описание картинке и игрушке, употребление простых предложений.

Низкий уровень сформированности грамматически правильной речи показало 35% детей, эти дети малоактивны, у них небольшие по объему, не точные знания, отвечают не уверенно, дают не полные ответы, слабо развито умение употреблять простые предложения.

Приложение

Список группы:

1-й критерий

2-й критерий

3-й критерий

1. Диана П.

Средний

Средний

Высокий

2. Андрей К.

Средний

Низкий

Средний

3. Сережа И.

Низкий

Низкий

Низкий

4. Настя А.

Высокий

Высокий

Высокий

5. Валя М.

Низкий

Средний

Средний

6. Марина В.

Средний

Средний

Средний

7. Никита С.

Средний

Высокий

Средний

8. Ваня И.

Низкий

Средний

Низкий

9. Артём А.

Средний

Низкий

Низкий

10. Рома Н.

Средний

Средний

Средний

11. Алла М.

Низкий

Низкий

Низкий

12. Никита Р.

Высокий

Средний

Высокий

13. Таня Н.

Низкий

Низкий

Низкий

14. Аня Н.

Средний

Средний

Средний

15. Руслан П.

Низкий

Средний

Средний

16. Даниил М.

Средний

Низкий

Низкий

17. Максим Е.

Средний

Низкий

Средний

18. Катя Г.

Высокий

Средний

Средний

19. Диана Д.

Низкий

Низкий

Средний

20. Яна Я.

Средний

Средний

Низкий

Размещено на