3.3.2. Структура психики по Юнгу

Аналитическая психология К. Юнга.

3.3.1. Общая характеристика аналитической психологии К. Юнга.

Как и Фрейд, Юнг посвятил себя изучению динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения.

Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит вглубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Другой источник разногласий между Фрейдом и Юнгом — отношение к сексуальности как к преобладающей силе в структуре личности. Фрейд трактовал либидо, в основном, как сексуальную энергию, а Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями — как, например, в религии или стремлении к власти. То есть, в понимании Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях — биологических или духовных — по мере того, как они возникают. Как и Адлер, Юнг отвергал заявление Фрейда о том, что мозг представляет собой «приложение к половым железам».

Воззрения Юнга на личность человека являются, возможно, наиболее сложными,

неортодоксальными и наиболее полемическими в персонологической традиции. Он создал

уникальную, представляющую огромный научный интерес теорию, заметно отличающуюся от всех других подходов к изучению личности.

Традиционно теория Юнга определяется как психоаналитическая, т.к. в ней представлен концептуальный анализ разнообразных глубинных процессов человеческой психики. Юнг дают потрясающую картину психической жизни посредством введения коллективного бессознательного.

Соотношение классического психоанализа и подхода Юнга:

1. Юнг расширяет понятие бессознательного как проявления либидозной энергии (у

Фрейда), до понятия психической энергии в целом, энергии психики вообще. По Юнгу эта энергия обладает значительным потенциалом, человек чувствует присутствие силы, но не осознает, что это его собственный энергетический потенциал. Фрейд рассматривает либидо только в проявленности в психосексуальном развитии человека. Т.о. бессознательное, а психика является в большей части бессознательна, является очень

4 стр., 1533 слов

Особенности представления о развитии личности у З.Фрейда и К.Г.Юнга ...

... и функционирование личности, По Фрейду, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения ... Фрейд, Юнг посвятил себя изучению динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного ...

интересным с точки зрения структурной организации

2. Юнг делит бессознательное на: личное (1) и коллективное (2). По Фрейду есть только

личное бессознательное, но у него прослеживается факт универсальности этого

бессознательного. Юнг ставит вопрос: «Откуда берется эта универсальность?».

Для анализа Юнг использует сны, фольклор, сказки, бред, клинические проявления – т.е. спонтанный выброс бессознательных материалов.

Юнг обращает внимание, что в них всплывают одни и те же символы. Становление его теории было подвигнуто фактом. В психологическом журнале он нашел стихи девушки больной шизофренией и сопоставил их со снами, фольклором, содержанием сказок и т.д. Юнг развернул анализ психики человека вообще на этом психическом содержании. Юнг подошел к экзистенциальному пониманию человеческой психики. Космос в человеке – есть отражение космоса вне человека. Эти миры могут контактировать, минуя тело, трансцендентально, т.е. без органов чувств. Основой этого контакта является коллективное бессознательное.

Эмиль Дюркгейм впервые использует понятие коллективное сознание для обозначения первобытной психики. Леви Брюль ввел понятие коллективное представление. Своё понятие коллективного бессознательного Юнг выводит из этих представлений о первобытной психике.

  • По Фрейду структуры психики Оно, Я, Сверх-Я (сознание и бессознательное) находятся в состоянии крайней вражды, отсюда все психические проблемы у человека. Юнг не отрицает конфликтность, но считает, что между бессознательным и сознанием есть мнимая несовместимость.

По Фрейду бессознательное неразумно, по Юнгу бессознательное действует мудро. Юнг считает это преимуществом КБ (сознание обладает интеллектом, рациональностью, логикой, а КБ обладает мудростью).

Юнг согласен со структурой психики по Фрейду, но по нему в структуре психике есть еще коллективное бессознательное.

Юнг указывал на следующую структуру психики индивидуума.

1. Экзопсихическая составляющая – структуры, которые замыкаются на внешнем мире и ответственны за связь с ним.

2. эндопсихическая составляющая –

1) эго-комплекс – это то, что определяет личность (сугубо индивидуальное образование);

2) личное бессознательное;

3) коллективное бессознательное – является носителем своего опыта (1), опыта всех

поколений на Земле (2), бытия материи (3).

10 стр., 4909 слов

Сознание как научная и философская проблема. Философские концепции ...

... скрытых составляющих сознания, не представленных в нем самом. Феномен бессознательного, по мнению авторов различных ветвей психоаналитической теории, представлен в персональном и коллективном виде, последний ... простейшей нервной системы и органов чувств обусловило появление элементарной сенсорной психики. Дальнейшее усложнение коры головного мозга привело к отражению животными целостности ...

Эго – комплекс или сознание – это центр сознания, это то, что определяет личность.

Сознание берется из принципа реальности. Организм попадает в чужую среду и идет

адаптация через органы чувств. Источник развития сознания это органы чувств, которые

вынесены во вне, на кожные покровы и т.д. В основе развития сознания лежит развитие

ощущения. Ощущение порождает восприятие. После восприятия идет интерпретация и оценка с помощью чувств (положительные или отрицательные эмоции).

Сознание строится из сознательных перцепций, воспоминаний мыслей и чувств. Служит основой нашего самосознания.

Создает ощущение последовательности и направленности нашей сознательной жизни.

Сознание – это ядро психики — канал связи «Я» с внешним миром.

Сознание полностью ориентировано во внешний мир.

Преимущества сознания состоит в том, что оно имеет выход во внешний мир. Интеллект помогает адаптивно вписаться во внешний мир. Поэтому одна из основных функций сознания адаптивная. Сознание помогает человеку приспособить внешний мир к себе.

Но в силу того, что сознание ориентировано во внешний мир, оно мало знает, что делается внутри, не знает внутренние психические содержания. Сознание гордится собой и не видит ничего вокруг. Благодаря самонадеянности разума был изгнан из природы. И как в наказание человек единственное животное, которое осознает смерть. В филогенезе и онтогенезе человек проходи путь развития и его последующей самонадеянности. В первобытном обществе сознание и КБ было связано. Сознание не отрывалось от бессознательного. Человек был погружен в КБ.

Сознание было на службе у КБ и была гармония.

Личное (индивидуальное) бессознательное – по существу аналогично Фрейдовскому

образуется из содержаний, которые:

• были в сознании и забыты (механизм памяти)

• были в сознании и вытеснены (механизм вытеснения).

Юнг вводит понятие «Тень»:

• это центр личного бессознательного (а не архитип коллективного бессознательного как дано в некоторых источниках), фокус материала, который был вытеснен из сознания;

• это обратная или темная (невидимая) сторона сознания.

Тень включает тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам.

Эго или сознание – это медаль с двумя сторонами, тень – её темная сторона.

Вытесненный из сознания материал, структурируется вокруг тени, которая становиться как бы негативной самостью, тенью Эго.

24 стр., 11586 слов

Зигмунд Фрейд о роли бессознательного в жизни человека

... и воспоминания, которые должны стать интегрированными в его настоящую жизнь. Согласно концепции психоанализа, бессознательному закрыт доступ в сознание, у порога которого находится “цензура”. Вытесненные влечения не ... или сестры. Иногда чувства к аналитику представляют фактические чувства, направленные на реального человека из прошлого пациента, но перенесенные в настоящее время на наиболее близкую ...

Тень не осознается и отрицается. Способ получить невроз – отрицать тень.

3.3.3. Коллективное бессознательное как основа психической жизни индивида.

Основным компонентом психологии Юнга является открытие существования

коллективного бессознательного (КБ).

Это глубинное психологическое образование – отсюда название глубинная психология.

Откуда пришла идея коллективного бессознательного:

1. Юнг обратил внимание, что сказочные, мифические сюжеты в различных культурах

повторяют друг друга. Историками выдвигалась идея заимствования, но они были схожи у

народов никогда не пересекавшихся.

2. Люди в определенных состояниях излагают вещи, которые были им незнакомы. Есть такие проявления КБ с которыми человек просто не мог сталкиваться в течение жизни (содержание бреда психических больных).

3. Феномен НЛО – надиндивидуальные видения у большой массы людей.

По Юнгу когда люди видят НЛО, они видят не то, что есть снаружи, а то что есть внутри них.

Коллективное бессознательное – это накопленные за тысячелетия существования живого некие психические паттерны поведения, с которыми сталкивается либо живое вообще, или человек.

Коллективное бессознательное это:

• психическая память всего человечества;

• психическая память всего живого;

• некоторое хранилище архаических переживаний, накопленных за время существования

живого на Земле.

Через существование коллективного бессознательного человек является носителем

памяти всего живого. Ребенок, появляясь на свет, уже несет предшествующий опыт жизни в виде

КБ.

КБ – это источник последующего развития индивида:

это коллективная мудрость всей жизни, это психологический стержень личности.

Сознание – это тонкая пленка, которая окутывает океан КБ.

Почему такая несоизмеримость:

1. сознание более позднее образование психики, возникает вместе с человеком, до него

природа была бессознательна.

2. по Юнгу жизнь должна стремиться к гармонизации, к целостности и эту функции берет КБ.

3. сознание развивается по Юнгу как эктодермическая функция.

КБ – есть в каждом человеке. КБ обладает мудростью. Вся жизнь первобытного человека была синхронизирована с природой, т.е. внутренние душевные состояния соотносились с состоянием природы. Его сознание не было отделено от коллективного бессознательного.

Поэтому КБ является таким слоем психического, который пытается наставить человека на путь истинный через язык символов. Символы – это средство обхода цензуры и доставка в сознание информации из бессознательного. Язык сознания – это понятия.

Язык бессознательного – это образы. Символы – это форма выражения или представления

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с ... оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно ... праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое ...

образов. Символы – это способ общения бессознательного и сознания, т.е. перевод материала из бессознательного в сознание (сны, бред, галлюцинации).

Таким образом, КБ постоянно манифестирует себя в сознание. Юнг называет это вторжением.

Цель бессознательного – это гармонизация психики.

КБ – это некая витальная, природная сила, которая обеспечивает сохранение

функционирования жизни (у человека сознательной жизни).

Юнг вводит понятие компенсации или комплементарности психики. Он заключается в том, что КБ служит функции коррекции психики.

Задача психотерапевта – правильно понять манифестации КБ. Но это очень сложно сделать, так как язык его символический, образный.

Само по себе КБ – это абстракция, чистый энергетический потенциал без содержания,

которое культура обеспечивает материалом. Посредством этого материала КБ манифестируется во внешний мир. Но культуры разные и одни и те же контексты несут разные психотерапевтические

материалы. Т.о. очень сложно понять, о чем говорит и чего хочет КБ. По Юнгу КБ не обладает хитростью, просто оно манифестирует себя как может. С одной стороны есть КБ и способы его проявления и выявления, с другой стороны – его сложно интерпретировать.

КБ – как некое психическое образование структурировано в виде архетипов.

Кант использует понятие трансцендентальной перцепции – это некая предуготовленность сознания к восприятию мира в тех или иных формах.

Архетип – формы воспроизведения коллективным бессознательным мира в образах,

символах, сюжетах;

• это грибница, в которой есть готовность к тому, что вырастит гриб;

• это подобно генотипу, который реализуется при развитии человека биологической массой.

Архетип – это психический генотип, который реализуется психической массой. Архетипы– это психические структуры КБ.

Всё КБ – это структура, состоящая из архетипов. У всех людей эта структура одинакова, а содержание архетипов разное. КБ – совокупность архетипов.

Откуда возникла идея архетипов?

Количество ситуаций, сюжетов, с которыми сталкивается человек в жизни не так уж и велико. В жизни они однотипны. Например, закат и восход солнца. Это одна ситуация на всех и она может быть запечатлена в виде архетипа КБ. Человек рождается с архетипом заката и восхода солнца. Архетип – это некая предуготовленность. Типичность ситуаций в природе и в обществе отпечатывается в виде архетипов. Ничто из человеческого опыта не пропадает бесследно, всё складируется и составляет КБ (известковые отложения в океане – как метафора КБ).

Психические отложения подчиняются своим психическим законам, т.е. откладываются в виде архетипов.

8 стр., 3533 слов

Личность, психологические типы, архетип. Психолого-коммуникативный ...

... образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности ... обозначают понятием "Я". "Я" – это образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию. Структура психики по З. Фрейду Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области — ...

Психика – это мощный энергетический потенциал.

По Юнгу есть динамика психических сил.

Архетипы КБ ориентированы на то, чтобы быть проявлены, т.е. энергия психики

заложенная в архетипах, постоянно ищет способ выхода в сознание. КБ постоянно пытается достичь сознания, а сознание смотрит вовне. Если этот заряд прорвется в сознание, то может уничтожить его. У первобытного человека часто был этот прорыв, и наступало состояние прорыва или одержимости души. В идеале архитип должен пройти буферную зону, т.е. наполнится содержанием, и войти в сознание не в виде голой энергии. Этот буфер – культура.

Архетип Бога присутствует в каждой культуре, но везде наполнен конкретным

культурным содержанием. Энергетический потенциал —- культурная кладовая —- обретение образности архетипом (но может быть абстрактное на уровне образного мышления —- обретение Богом антропометрических черт).

Юнг рассматривает психику как бесчисленные отложения психики всего живого. И потому человек представляет сбор коллективной памяти и повторяет в развитии эволюцию всего живого.

1. Анима – женская часть мужской психики.

Анимус – мужская часть женской психики.

Это половинки мужчины и женщины, которые постоянно дополняют друг друга.

По Юнгу миф о гермофродитах есть отражение реальной сущности человека.

Гермафродиты – это дети Гермеса и Афродиты. Зевс разгневался на этих богов за ослушание и разделил их детей на две половинки. Эти две половинки с тех пор ищут друг друга. Это идея психической целостности. Человек должен быть гермафродитом (психическим).

Нормальным является присутствие мужского в женщине, и женского в мужчине. Почему люди демонстрируют свою женственность или мускулинность? Из-за неуверенности в себе; для получения выгоды.

Разделение на мужское и женское лишает человека целостности. А по Юнгу важна

взаимодополняемость. Важно не делить на мужское и женское. Важно быть в ипостаси человека.

3. Архетип мудрая старуха, мудрый старик.

4. Архетип младенца. Эти архетипы отражают наиболее частые сюжеты. Это отношения мужчины и женщины, старших и младших, детей и родителей.

2. Самость – центральный архетип, архетип порядка и целостности личности.

Самость – это дополнение сознания бессознательным до целостности.

Самость – это внутренний руководящий фактор, совершенно отличный от Эго и сознания, даже отдаленный от него. Это центр всей личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает все эти системы и обеспечивает личности её единство, равновесие и стабильность. Это не только центр, но и вся окружность, охватывающая и сознание и бессознательное. Самость — это центр этой целостности, как эго – центр сознания.

Архетип самости связан с символом совершенства. Основным символом архетипа самости является абстрактный круг, нимб святого, крест. Крест христианский символ, на нем распяли Христа, значит это совершенство.

3 стр., 1039 слов

Значение сна в жизни человека

Таким образом, взрослый человек проводитв состоянии сна около трети своей жизни. Сопровождающее сон состояние общего покоя имеет ... вновь заряжается энергией. Вот почему после глубокого и здоровогосна человек испытывает ощущение свежести и бодрости. Концепции сна В ... лечить с помощью сна. Литература Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека. М., 1979. — 304 с. Винчестер А. Основы современной ...

Юнг с идеей совершенства подходит к проблеме становления личности. Он использует термин индивидуации – становление личности. Смысл жизни по Юнгу – это обретение самости!!!

Способ обретения самости – это индивидуация – это становление самим собой, выходя за самого себя, посредством ассимиляции коллективного бессознательного.

Говоря о процессе индивидуации, Юнг использует понятие персона и тень (это не

архетипы КБ как указано в некоторых источниках).

По Юнгу персона – это универсальная психическая структура, психическое образование, которое формируется логикой всей жизни. Индивид рождается в обществе, которое требует вписанности в него. Он вбирает в себя стереотипы поведения, которые предписывают вести себя определенным образом, вести себя как все. В индивиде под влиянием требований общественных норм и правил (быть как все) развивается персона или маска. Индивид вбирает в себя коллективную психику. Человек заимствует чужие мысли и чувства и думает, что он это сам производит. Персона – это некоторый защитный слой. Индивид от рождения имеет некую оригинальность, чтобы ей сохраниться растет психическая корочка. Человек берет на себя роли, маски, и таким образом образуется персона.

Индивид – это фрагментарный набор частей коллективной психики. Человек может

отождествляться с персоной, и человек не знает, что мое, а что общественное.

3.3.4. Развитие личности по Юнгу.

Цель жизни достичь самости, прийти к самому себе. Но наше «Я» скрыто персоной. Мы отрицаем в себе истинно наше – это Тень. Процесс индивидуации, путь к самому себе начинается с познания собственной Тени.

Эго имеет темную и светлую сторону. Светлая – это для внутреннего пользования, то, что мы в себе признаем. Темная – это животное начало человека, то, что мы в себе не признаем.

Путь к себе – это преодоление персоны, постижение тени.

Проблема индивида – где есть собственное Я, моя уникальность, а где персона, которая формируется в ходе жизни в обществе.

Цель индивидуации – поиск и постижение центра психики — самости; объединение,

уравновешенность, достижение гармонии сознательного и бессознательного. Чем больше мы познаем себя через самопознание, тем больше уменьшаются слои накладывающегося личного бессознательного на коллективное.

Индивидуация – это психологическое рождение индивида.

Выделяют 4 ступени индивидуации:

1. Тень – ассимиляция негативной стороны личности;

2. Анима и анимус – ассимиляция второй половинки;

3. Значение – ассимиляция смысла всего мира и уяснение своего места в жизни (Архетип Значения, Духа, старого мудреца);

4. Самость достижение полной гармонии.

В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты).

4 стр., 1552 слов

Перечислите критические периоды в жизни человека.

...   ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА  Эндокринная система претерпевает изменения и разные периоды жизни человека. Например, вилочковая железа  прекращает выработку ГОРМОНА РОСТА к 25 годам (по ... в определенных условиях пребывания человека. Социально - психологический этап определяется родом деятельности и социальной позицией личности. В старости у человека появляется множество проблем: физических, ...

Сточки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых

целей и реализует себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом стремления различных

компонентов личности к единству. Эта тема стремления к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация «Я», то есть

становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация — это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг называл самореализацией. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Из- за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.

Жизненные кризисы

Опираясь на представления Фрейда о психосексуальном развитии человека, Эриксон (Erikson, 1950) разработал теорию, в которой акцентируются социальные аспекты этого развития. Оно рассматривается как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, – недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

4 стр., 1681 слов

Психологическая структура личности, роль стресса в жизни человека

... человек смог сохранить себя как биологический вид. Однако жизнь в современном обществе часто требует от нас подавления такой реакции. Человеческий организм устроен таким образом, ... личности. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Итак, Личность- это человек, ... Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, ...

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей).

Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружеской жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

Психологические типы к.Г.Юнга

Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не только в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для Юнга этот «решающий фактор» сфокусирован в бессознательной психике, являющейся реальной угрозой; «мир висит на тонкой нити и эта нить- психика человека».

Идея психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической психологии с классификацией «психологических типов». Различаются несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом.

Юнг разработал оригинальное учение о характерах. Зная тип характера ч-ка, мы можем предсказать его реакцию, поступки, лучше понять генезис и содержание невроза, выяснить степень совместимости с другими людьми в условиях трудовой или семейной жизни, оценить проф. пригодность. Он выделяет два основных психологических типа характера:

Первый — экстравертный. Второй — интровертный.

Эктраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или, либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту — другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом — что называется «в своей тарелке», — когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным и внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические. Также этот тип характеризует человека любезного, по видимости открытого и предупредительного, который легко приспосабливается к любой данной ситуации, быстро вступает в контакты и часто беззаботно и доверчиво, пренебрегая осторожностью, ввязывается в незнакомые ситуации.

Интроверт же характеризуется тенденцией своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Такой тип уделяет значительный интерес и внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанностей, приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Находясь в своем «тесном миру», он немедленно замыкается в больших группах. Это человек нерешительный, рефлексивный, замкнутый, который нелегко отвлекается от себя, избегает объектов, всегда находится как бы в обороне и охотно прячется, уходя в недоверчивое наблюдение.

У экстравертов энергия направлена изнутри — наружу. Их цели связаны с переделкой внешнего мира. У интровертов энергия тратится на внутреннюю переделку души. Экстраверт адаптируется к миру, решая свои проблемы действием. Интроверт путем саморефлексии, переоценки своих позиций. Судьба экстраверта обусловлена объектом его интересов. У него развиты внешние отношения с вещами, людьми, он чувствителен к общепринятому. Судьба интроверта связана с развитием его л-ти, он не доверяет тому, что принято.

Как экстраверт, так и интроверт обнаруживают те или иные свои недостатки в зависимости от выраженности, но каждый невольно стремиться недооценить другого. Экстраверту интроверт кажется самоцентричным, так сказать «зацикленным в себе». Интровету экстраверт кажется мелким пустым приспособленцем и лицемером. Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита больше другой. Как противоположная пара они следуют закону противоположностей. То есть чрезмерное проявление одной установки неизбежно ведет к возникновению другой, ей противоположной. Но противоположная в силу ее недиффиренцированности, более слабого проявления, будет осуществляться в неадаптированной — грубой, не зрелой, негативной форме. Так, например, выраженный экстраверт может стать жертвой подчиненной сосредоточенности на самом себе, проявляющейся в негативной форме, в виде депрессий. Интроверт иногда переживает эпизоды вынужденной экстравертности, то есть сосредоточенности на других. Но эта сосредоточенность будет выглядеть грубой, неэффективной и неприспособленной к внешней реальности.

Экстраверсия и интроверсия всего лишь две из многих особенностей человеческого поведения. В дополнение к ним юнг выделяет четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: мышление, чувства, ощущения, интуиция.

Мышление — трактуется как мыслепорождение. часто спонтанное и ассоциативное. Оно напоминает свободное фантазирование. Его ценность определяется богатством порождаемых идей, а не их точностью, строгостью. Также мышление есть рациональная способность структурировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения. В своей простейшей форме мышление говорит субъекту, что есть присутствующая вещь. Оно дает имя вещи и вводит понятие.

Чувство- способность оценивать, любить и ненавидеть, понимать место вещи в ценностной иерархии. Также функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения.

Мышление и чувство – функции рациональные, поскольку мышление оценивает вещи под углом зрения «истина-ложь», а чувство — «приемлемо-неприемлемо». Эти функции образуют пару противоположностей, и если человек более совершенен в мышлении, то ему явно не достает чувственности. Каждый член пары стремиться замаскировать другого и затормозить. Скажем, вы желаете размышлять бесстрастным образом — научно или философски — что ж, необходимо отбросить все чувства. Объект, рассмотренный с чувственной позиции, будет отличаться в целостном отношении от рассмотрения под углом зрения мыслительной установки.

Интуиция-это способность непосредственного понимания мгновенного проникновения в сущность, определяется как восприятие через бессознательное, то есть понижение картин и сюжетов действительности, происхождение, которых неясно, смутно, плохо объяснимо.

Ощущение- функция, которая говорит человеку, что нечто, есть, она не говорит, что это, но лишь свидетельствует, что это нечто пресутсвует. В ощущении предметы воспринимаются так, как они существуют сами по себе в действительности. Функции ощущения и интуиции являются иррациональными — внешним и внутренним восприятием, независимых от каких либо оценок.

Сенситивность «восприятие»- способность к ясному и отчетливому, видению вещей, непосредственному сопоставлению форм, цветов, пропорций.

В свою очередь, рациональные и иррациональные функции действуют взаимоисключающим образом. Все четыре функции представлены двумя парами противоположностей: мышление- чувство, ощущение- интуиция. Хотя каждый индивид потенциально располагает всеми четырьмя функциями, одна из них оказывается наиболее развитой, нежели другие. Ее называют ведущей. Функция же, которая развита меньше остальных, как правило, пребывает в бессознательном состоянии и оказывается подчиненной.

Зачастую еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь по степени активности к ведущей функции. Очевидно, что она представлена другой парой противоположностей. Эта функция вспомогательная. В соответствии с ведущей функцией мы будем иметь четыре функциональных типа: мыслительный, чувствительный, сенсорный интуитивный.

Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам. Ментальная жизнь данного типа сводиться к созданию интеллектуальных формул и последующей подгонке наличного жизненного опыта под эти формулы. В той степени, в какой этот тип идентифицирует себя с мыслительными процессами и нее осознает в себе наличия других функций, а попросту подавляет их, его мышление носит автократический характер, интеллектуальные же формулы оказывается своего рода прокрустовым ложе, постоянно сковывающим целостное проявление жизни. В данном случае чувство оказывается функцией подчиненной, следовательно, чувственные оценки субъекта неизбежно прибывают в пренебрежительном запустении. Человеческие взаимоотношения сохраняются и поддерживаются лишь до тех пор, пока они служат и следуют управляющим интеллектуальным формулам, во всех иных случаях они легко приносятся в жертву.

Чувственный тип соответственно более распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных взаимодействий и отношений партнерства являются здесь главной целью. Чувствительность и отзывчивость к нуждам других являются показательной чертой, основным качеством этого типа. Самое большое удовлетворение здесь встречает переживание эмоционального контакта с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом, нездоровым любопытством по поводу личных дел других. О таких людях часто говорят: «Вечно он суется не в свои дела».

Поскольку в данном случае мышление оказывается ф-ей подчиненной, то и способность к абстрактному суждению у таких людей подвергается известному сомнению. Мышление как таковое принимается лишь в той степени, в какой обслуживает интересы чувственных взаимоотношений. Но сами взаимоотношения, как правило, очень не устойчивы, противоречивы, оценки постоянно колеблются, занимают крайние позиции. Мышление же служит стабилизирующим фактором.

Сенсорный тип «ощущающий»- характеризуется приспособленностью к обычной сиюминутной реальности, к «здесь и сейчас». Он охотно довольствуется жизнью в ее простейших незамысловатых проявлениях, бесхитростных формах, без каких-либо тонкостей, сложного размышления или туманного воображения. Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности «жить» в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым. Глубинное зрение и воображение, способное приглушать это заземленное состояние, — продукты интуиции, выступающей в нашем случае как ф-ия подчиненная. Ощущающий тип фактически подавляет все интуитивные проявления как нереалистические фантазии и таким образом избавляется от обременительных дрожжей внутренней неуклюжести, инертности.

Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых ведений и предчувствий, проистекающих от внутреннего активного восприятия. Все новое и возможное, непонятое и другое, отличное являются приманкой для данного типа. Интуиция есть некое свидетельство о прошлом и будущем вещей. Данная функция позволяет видеть круглые углы: живя в четырех стенах и выполняя рутинную работу, к интуиции прибегают редко, но она очень нужна, скажем, при охоте в тайге на медведя. Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми. Его разум работает скачкообразно и быстро, трудно проследить его действие. Если попросить его действовать более медленно, он может раздражаться и посчитать своих собеседников тугодумами и тупицами. Ощущение как психическое св-во у него подчинено и подавленно. В реальной жизни зачастую такой человек остается непонятым окружающими, и его прозрения, если в результате они оказываются конструктивными, должны терпеливо разрабатываться другими людьми.

Юнг подробно характеризует каждую их психических функций. Ч-к привыкает достигать успеха с помощью той способности, которой одарен в наибольшей степени. Вследствие частого упражнения она получает перевес над остальными. Обычно развитие вспомогательной ф-ий смягчает и модифицирует остроту проявлений. Но и это еще не все, поскольку согласно установленному типу каждая из ф-ий может быть ориентирована либо интровертно, либо экстравертно.

Архетипы .

Аналитическая психология «от гр. analysis- расчленение, psyche- душа + logos- учение».

Первым нововведением в свою теорию Юнг ввел понятие о коллективном бессознательном. По его мнению, коллективное бессознательное отделено от личного и является абсолютно всеобщим. Его содержания могут быть найдены по всюду, чего как раз нельзя сказать о личностных содержаниях. Юнг считал, что личное бессознательное содержит утраченные воспоминания: вытесненные «намеренно забытые», тягостные представления, так называемые подпороговые «сублиминальные» восприятия. Т.е. чувственные перцепции, которые были недостаточно сильны для того, чтобы достичь сознания, и, наконец, содержания, которые еще не созрели для сознания. Коллективное бессознательное представляет собой систему врожденных и латентных воспоминаний прошлого человеческого развития. Он считал, что в психике ч-ка существенную роль играет не только индивидуальное, но также и коллективное бессознательное, содержание, которого представлено архетипами, унаследованными от предков. Человек предстает перед нами как состоящий из трех интегрирующих систем: сознания, индивидуального бессознательного, коллективного бессознательного. Если в бессознательную психику индивида могут, по Фрейду, войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые никогда не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет определить структуру этого дара, образуемого несколькими архетипами. Центральное место занял архетип самости, который был призван отвечать за интеграцию и стабильность л-ти.

Архетипом, Карл Густав называет манифестацию более глубокого слоя бессознательного, где дремлют общечеловеческие, изначальные образы.

1. Самость — важнейший архетип. Он отличен от внешних масок, ролевых идентификаций, способен примерить и согласовать разнонаправленные психические силы и стать точкой соприкосновения с трансцендентным началом, с Богом, перед лицом, которого индивидуальная судьба только и обретает смысл. Также Юнг рассматривает самость как цель индивидуального развития, и оно врят ли кем-нибудь может быть достигнута. Вполне зрелый ч-к, если обстоятельства его жизни начинают развиваться в непрерывном для него русле, испытывает раздвоенность, расколость личности, которую он как ему казалось, давно преодолел.

Юнг ставит судьбу л-ти в зависимость от свободного и ответственного выбора, подчеркивая самоценность каждого этапа жизни и каждого принимаемого решения. Л-ть по Юнгу это множество «парциальных» личностей, которые борются между собой за лидерство в душе человека. Разум не контролирует душу, а подавляет ее. Человечество оказывается все менее защищенным от буйства своих внутренних демонов- алчности, властолюбия, агрессии, и т.п. Демоны современного ч-ка более иррациональны и жестоки, чем демоны дикаря.

2.Тень- этот архетип собирает в себе установки, чувства, отвергаемые сознательным «эго». Каждый ч-к имеет свою тень, которая состоит из родовых животных влечений, вытесненных культурой, и возникает в результате индивидуальных вытеснений. Еще одна часть тени развивается на основе вытесняемого материала, подобно живой фантазии. Соблазнительные и искушающие компоненты тени расцветают как бы сами собой. Чем меньше осознанная тень, тем она темнее и гуще. Мощные сопротивления тени приводят к выработке коллективных образов «врага», «падшего человека», «фашиста», «коммуниста», «безбожника», которые переносятся на других людей — вместе со всей грязью и мерзостью, которых массовый человек не хочет признавать в самом себе. Часто сознание отвергает всякую критику в свой адрес и во всех несчастьях ищет виновника «на стороне», но не в собственной душе. Это означает, что ч-к боится своей тени, не отдает себе отчета в своих поступках, недоволен жизнью и сопротивляется всему, что изменяет его жизнь. В состав тени входит детскость, непосредственность. По другому этот архетип называют –дитяти.

3. Архетип молодости — живущий в душе каждого ч-ка, независимо от возраста. В 10 лет ч-к может чувствовать себя старцем, а в 70 – молодым. К примеру, люди Иисуса представляют младенцем. Этот архетип выражает стремление к свободе. Дитя раздражается по поводу любых ограничений, презирает мир взрослых и стремиться обойти любые преграды на своем пути. К примеру, творческие люди хранят в себе детское начало.

4. Архетип «дитяти» действует в связке с архетипом «мудрого старца». Старец «сенекс» персонифицирует черты пожилых людей, самоконтроль, ответственность, систематичность, мудрость, консерватизм. Сенекс появляется во снах и сказках в образах учителя гуру, волшебника, доктора, священника, дедушки. Он дает добрый совет и помогает обрести уверенность в трудные минуты жизни.

5. Компенсаторный «персона»- учитывая требования общества и желая скрыть недостатки л-ти, создает защитные сооружения для борьбы с тень, и всеми кто хотел бы указать на нее. Персона развивается автономный образ в социальной роли. К примеру, это учитель, президент, полицейский, и т. п. Так же может расти автоматически, за счет внешних требований и ожиданий, распространяя профессиональные и рациональные установки на все сферы жизни. Персона содержит множество потенций. Она переживается как социальная идентичность, когда ч-к отождествляет себя с профессией, политической партией; как индивидуальность, когда ч-к желает подчеркнуть свое отличие от других; самостоятельность, вкус, который он утверждает как всеобщий, «научный» разум, которому все должны следовать.

Юнг отличает, что в персоне присутствуют как личностные, аутентичные, так и безличные компоненты. К примеру: врачу, психиатру, учителю, миллионеру трудно сохранить себя в качестве личности. Эти люди под давлением социального окружения играют роль.

6. «Анима» и «анимус»- архетипы соответствующие душевным сущностям женщины и мужчины. Они определяют половую и гендерную принадлежность. Анима находиться в тени у мужчины, а анимус — в тени у женщины.

В массовом сознании подчеркивается рациональность, властность, инструментальность, активность мужчины, и эмоциональность, подчиненность, экспрессивность, пассивность женщин. Чистых мужчин и чистых женщин реально не существует. Разграничить мужское и женское начало не удалось. Буквально все без исключения психологические качества, обнаруживаемые у женщин, присутствуют также и у мужчин. До сих пор распространено представление о том, что мужчина по природе лидер, а женщина должна быть ведома. Однако их социальные роли зависят от деятельности, и от культуры. Юнг считает, что эти архетипы проективные образы. Анима рождается в душе мужчины, но проецируется на женщину, а анимус творится женщиной и проецируется на мужчину. Тем не менее, эти архетипы универсальны и контрастны.