3). Возникновение и развитие психики в филогенезе. Основные функции психики

Уровни организации материи, их связь с формами отражения и уровнями регуляции (А.Н.Леонтьев).

Зарождение и эволюция психики. Сознание как высший уровень развития психики. Общественно-историческая природа психики человека. Сознательное и бессознательное в психике человека)

Функциональная организация мозга человека (А.Р. Лурия).

Строение нервной системы.

Основные функции психики, их реализация в когнитивных, волевых, эмоциональных процессах. Психические состояния. Психические свойства как устойчивые психические образования.

Психика — особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность, необходимое человеку и животным для ориентировки во внешнем мире и активного взаимодействия с ним, а на уровне человека необходимое для управления своим поведением.

Возникновение психики в филогенезе. Углубление в филогенетическую историю психики не­избежно подводит к вопросу о ее объективном критерии (т. е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.).

В качестве объективного критерия психики А. Н. Ле­онтьев предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (другой термин «абиотические») воздействия — это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредст­венно в обмене веществ. Если живой организм приобретает спо­собность как отражать биологически нейтральные свой­ства, так и устанавливать их связь с биологически су­щественными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими. Пример: Звуком не питается ни одно жи­вотное, равно как от звука обычной интенсивности жи­вотные не погибают. Но звуки в природе — важнейшие сигналы живой пищи или приближающейся опасности. Услышать их — значит иметь возможность пойти на сближение с пищей или избежать смертельного напа­дения.

Раздражимость — это способность живых организ­мов реагировать на биологически значимые воздействия. Корни растения раздражимы по отношению к питатель­ным веществам, которые содержатся в почве: при сопри­косновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать.

Чувствительность — это способность организмов от­ражать воздействия, биологически нейтральные, но объ­ективно связанные с биотическими свойствами. Когда речь идет о чувствительности, «отражение», согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле «отражать» — значит реагировать, прежде всего двигательно, на данный агент. Субъективный аспект выра­жается во внутреннем переживании, ощущении, данного агента. Раздражимость же субъективного аспекта не имеет.

7 стр., 3315 слов

Возрастные особенности психики старого человека

РЕФЕРАТ По предмету: «Геронтология» Тема: «Возрастные особенности психики старого человека» Санкт- Петербург 2010 год. Содержание Введение 1. Изменения памяти 2. Развитие мышления. Мудрость 3. Причины снижения интеллектуальных функций 4. Характер 5. Темперамент 6. Эмоциональная сфера Заключение Список литературы Введение Период поздней взрослости часто называют геронтогенезом, или периодом ...

Следующее важное положение Леонтьева звучит так, что ощущение как элемен­тарная форма психического — это не эпифеномен, т. е. не явление, которое надстраивается над условно-рефлек­торными процессами и не имеет никакой функции. На­оборот, оно составляет необходимое звено условного при­способительного акта. Функция этого «звена» — ориен­тировать организм относительно значимых условий среды, опосредетоеать его витальные приспособитель­ные акты.

Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных и качественных и структурах преобразованиях. Развитие психики характеризуется способностью к накапливанию изменений и их закономерным характером.

Характеристика стадий. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии:

О Стадию элементарной, сенсорной психики (осуществляется отражение отдельных свойств предметов, т.е. наличествует ощущение);

О Стадию перцептивной психики (возникает отражение целостный предметов, т.е. возникает восприятие);

О Стадию интеллекта (возникает отражение отношений между предметами):

А) сенсомоторный интеллект;

Б) сознание.

1. Стадия элементарной сенсорной психики

Возникновение чувствительных живых организмов свя­зано с усложнением их жизнедеятельности. Это усложне­ние заключается в том, что выделяются процессы внешней деятельности, опосредствующие отношения организмов к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и раз­витие их жизни. Выделение этих процессов обусловлено появлением раздражимости к воздействиям, которые вы­полняют сигнальную функцию. Так возникает способность отражения организмами воздействий окружающей дейст­вительности в их объективных связях и отношениях — пси­хическое отражение.

3 стр., 1093 слов

Развитие психики человека и животного по А.Н. Леонтьеву

... психики животного. Ведущую роль в развитиичеловеческой психики играют не биологические, а социально-общественныезакономерности. Здесь мы подошли к самому важному вопросу как возникла высшаяформа отражения ... , обладающие элементарной сенсорной психикой представляют мир ... животные действуют подобным образом не толькона экспериментах, но и в их естественных условиях Леонтьевназвал такую деятельность ...

Что же представляет собой та деятельность животных, с которой связана простейшая форма их психики? Ее глав­ная особенность заключается в том, что она побуждается тем или иным воздействующим на животное свойством, на которое она вместе с тем направлена, но которое не совпа­дает с теми свойствами, от которых непосредственно зави­сит жизнь данного животного. Она определяется, следова­тельно, не самими по себе данными воздействующими свойствами среды, но этими свойствами в их отношении с другими свойствами.

Деятельность животных на самой ранней, первой, ста­дии развития психики характеризуется тем, что она отве­чает тому или иному отдельному воздействующему свойст­ву (или совокупности отдельных свойств) в силу сущест­венной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действи­тельности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействую­щим свойствам (или совокупности свойств), форму элемен­тарного ощущения. Эту стадию в развитии психики мы будем называть стадией элементарной сенсорной психики. Стадия элементарной сенсорной психики охватывает длин­ный ряд животных. Возможно, что элементарной чувстви­тельностью обладают некоторые высшие инфузории.

2. Стадия перцептивной психики

Она характеризуется способно­стью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызы­ваемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей. Переход к этой стадии развития психики связан с изме­нением строения деятельности животных, которое подго­товляется еще на предшествующей стадии.

Это изменение в строении деятельности заключается в том, что уже наметившееся раньше содержание ее, объек­тивно относящееся не к самому предмету, на который на­правлена деятельность животного, но к тем условиям, в которых этот предмет объективно дан в среде, теперь выде­ляется. Это содержание уже не связывается с тем, что по­буждает деятельность в целом, но отвечает специальным воздействиям, которые его вызывают.

2 стр., 832 слов

Развития психики в филогенезе. Стадии и уровни развития психики (по А.Н.Леонтьеву). Эволюция нервной системы как условие развития психики.

... др.) полагает, что психика присуща только человеку. Выделяют три основные стадии развития психики в филогенезе 1.Стадия элементарной чувствительности. На данной стадии животное реагирует только на отдельные ... субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения; 2) сознанию присуща интенциональность, т. е. направленность ...

Выделение в деятельности операций (особый состав или сторона деятельности, отвечающая условиям, в которых дан по­буждающий ее предмет) указыва­ет на то, что воздействующие на животного свойства, преж­де как бы рядоположенные для него, начинают разделяться по группам: с одной стороны, выступают взаимосвязанные свойства, характеризующие тот предмет, на который на­правлена деятельность, а с другой стороны, выступают свойства предметов, определяющих самый способ деятель­ности, т.е. операцию. Если на стадии элементарной сенсор­ной психики дифференциация воздействующих свойств была связана с простым их объединением вокруг доминиру­ющего раздражителя, то теперь впервые возникают про­цессы интеграции воздействующих свойств в единый цело­стный образ, их объединение как свойства одной и той же вещи. Окружающая действительность отражается теперь животным в форме более или менее расчлененных образов отдельных вещей.

Возникновение и развитие у животных перцептивной психики обусловлено рядом существенных анатомо-физиологических изменений. Главнейшее из них заключается в развитии и изменении роли дистантных (действующих на расстоянии) органов чувств, в первую очередь зрения. Их развитие выражается в том, что меняется как их значение в общей системе деятельности, так и форма их анатомиче­ских взаимосвязей с центральным нервным аппаратом. Ес­ли на предшествующей стадии развития дифференциация органов чувств приводила к выделению среди них домини­рующих органов, то у позвоночных животных ведущие ор­ганы все более становятся органами, интегрирующими внешние воздействия. Это оказывается возможным благо­даря одновременно происходящей перестройке централь­ной нервной системы с образованием переднего мозга, а затем и мозговой коры (впервые у рептилий).

Первона­чально (у рыб, амфибий, рептилий) передний мозг являет­ся чисто обонятельной формацией, составляя как бы про­должение их центрального обонятельного аппарата. В дальнейшем процессе развития (у млекопитающих) удель­ный вес обонятельных центров в мозговой коре резко уменьшается за счет представительства других органов чувств.

7 стр., 3272 слов

Развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания (Семенова л.Э. Общая психология. Часть 1. Н.Новгород: нф мгэи, 2002)

... Н.Леонтьевым в современной психологии выделяют три стадии развития психики животных: стадия элементарной чувствительности (животные реагируют только на отдельные свойства предметов); стадия ... выделяет ряд составляющих смысловых систем: побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы, реализуемое посредством деятельности, отношение человека к действительности, приобретшей для него ...

Одновременно развиваются и органы внешних движе­ний — эти «естественные орудия» животных, позволяющие осуществлять сложные операции, требуемые жизнью в ус­ловиях наземной среды (бег, лазание, преследование добы­чи, преодоление препятствий и т.п.).

Двигательные функ­ции животных также все более кортикализуются (перехо­дят в кору головного мозга), так что полное развитие опе­раций у животных происходит уже в связи с развитием коры.

При переходе к стадии перцептивной психики качест­венно изменяется также и сенсорная форма закрепления опыта. У животных впервые возникают чувственные пред­ставления. Вопрос о существовании у животных представлений до сих пор служит предметом споров. Однако огромное число фактов убедительно свидетельствует о том, что животные имеют представления.

3. Стадия интеллекта

Психика большинства млекопитающих животных оста­ется на стадии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития.

Эту новую, высшую, ступень обычно называют стадией интеллекта (или «ручного мышления»).

Конечно, интеллект животных — это совсем не то же самое, что разум человека; между ними существует, как мы увидим, огромное качественное различие.

Стадия интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь же сложными формами отражения действительности. Поэтому, прежде чем говорить об усло­виях перехода на стадию интеллекта, необходимо описать деятельность животных, стоящих на этой стадии развития в ее внешнем выражении.

Интеллектуальное поведение наиболее высокоразви­тых животных — человекоподобных обезьян — было впер­вые систематически изучено в экспериментах, поставлен­ных Кёлером.

Вторая характерная ее особенность заключается в том, что если опыт повторить еще раз, то данная операция, не­смотря на то, что она была осуществлена только один раз, воспроизводится, т.е. обезьяна решает подобную задачу уже без всяких предварительных проб.

12 стр., 5643 слов

Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития

Содержание Введение 1. Задержка психического развития у детей: феноменология, происхождение, классификация 2. Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития Заключение Список использованной литературы Приложение Введение Рост числа детей с отклонениями в психическом и соматическом развитии является одной из острых проблем современного общества. Экологическое ...

Третья особенность данной деятельности состоит в том, что найденное решение задачи очень легко переносится обезьяной в другие условия, лишь сходные с теми, в кото­рых впервые возникло данное решение. Четвертая особен­ность интеллектуальной деятельности заключается в спо­собности решения двухфазных задач.

Таким образом, при переходе к третьей, высшей, стадии развития животных наблюдается новое усложнение в стро­ении деятельности. Прежде слитая в единый процесс дея­тельность дифференцируется теперь на две фазы: фазу под­готовления и фазу осуществления. Наличие фазы подго­товления и составляет характерную черту интеллектуаль­ного поведения. Интеллект возникает, следовательно, впервые там, где возникает процесс подготовления возмож­ности осуществить ту или иную операцию или навык.

Возникновение и развитие интеллекта животных имеет своей анатомо-физиологической основой дальнейшее раз­витие коры головного мозга и ее функций. Какие же основ­ные изменения в коре мы наблюдаем на высших ступенях развития животного мира? То новое, что отличает мозг вы­сших млекопитающих от мозга нижестоящих животных, — это относительно гораздо большее место, занимаемое лоб­ной корой, развитие которой происходит за счет дифферен­циации ее префронтальных полей.

Сознание – высший уровень развития психики, присущий только человеку. Предысторию развития человеческого сознания составляет длительный и сложный процесс развития психики животных. Однако активность и психика даже самых высокоорганизованных животных качественно отличается от человеческой деятельности и человеческого сознания.

Во-первых, активность животных является инстинктивно-биологической, т. е. не выходящей за пределы естественных условий их жизни. Она может осуществляться лишь по отношению к предметам жизненных, биологических потребностей или к свойствам и вещам, связанным с их удовлетворением. В силу этого возможности психического отражения окружающей действительности ограничены кругом биологических потребностей.

Во-вторых, язык животных принципиально отличается от языка человека. Язык животных представляет собой сложную систему сигналов, с помощью которых они могут передавать друг другу информацию о биологически значимых событиях. Его важнейшее отличие заключается в отсутствии семантической функции: элементы языка животных не обозначают внешние предметы, их свойства и отношения – они связаны с конкретной ситуацией и служат конкретным биологическим целям. Другим отличием языка животных является генетическая фиксированность, в результате которой он представляет собой закрытую систему с ограниченным числом сигналов. Язык человека – открытая система, он непрерывно развивается и обогащается. Каждое животное от рождения знает язык своего вида, человек осваивает свой язык в течение всей жизни.

11 стр., 5207 слов

Психические расстройства и мозг

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА факультет психологии РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ «ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И МОЗГ» по психофизиологии Выполнила: Далакян К.Г., д/о, 3 курс, 31 группа Преподаватель: Черноризов А.М. Москва, 2005 содержание общая характеристика психофиологических аспектов психических заболеваний            & ...

В-третьих, животные живут по биологическим законам. Многие из них объединяются в сообщества, в которых складываются достаточно сложные формы взаимодействия между особями. Характерной чертой животных сообществ является иерархия их членов. Особи более высоких рангов имеют больший «авторитет»: им подчиняются, им подражают и т. д. В некоторых сообществах существует четкое распределение функций, например в пчелиной семье специфические обязанности выполняются маткой, рабочими пчелами и трутнями. Однако все формы группового поведения животных подчинены исключительно биологическим целям и законам, они закреплялись естественным отбором, в ходе которого фиксировались только те формы, которые обеспечивали решение основных биологических задач: питания, самосохранения и размножения. Человек как в индивидуальной, так и в общественной жизни вышел из власти биологических законов и с определенного момента своего развития стал подчиняться законам социальным.

В-четвертых, животные используют орудия, даже изготавливают и совершенствуют их, однако какими бы высокоорганизованными ни были животные, они не способны изготавливать орудия из другого орудия. Изготовление орудия с помощью другого предмета означало отделение действия от биологического мотива и тем самым появление нового вида деятельности – труда, что предполагало в дальнейшем разделение труда. Ничто из перечисленного не свойственно животным. Они используют орудия только в биологических целях и в конкретных ситуациях и никогда не вступают в отношения друг с другом по поводу использования этих орудий. Таким образом, у животных отсутствуют закрепление, накопление и передача опыта поколений в материально закрепленной форме.

Именно коллективный труд сделал возможным происхождение человеческого сознания. Всякий труд предполагает употребление и изготовление орудий, а также разделение труда. Разные члены коллектива начинают выполнять разные операции, при этом одни операции сразу приводят к биологически полезному результату, а другие такого результата не дают, т. е. являются биологически бессмысленными. Происходит разделение предмета деятельности и ее мотива, объединяющим фактором при этом выступают совместная деятельность и складывающиеся в ней отношения между людьми. Таким образом, основу деятельности человека составляют социальные связи и закономерности.

Возникновение трудовой деятельности коренным образом изменило отношение человека к окружающей среде: человек начал воздействовать на природу и преобразовывать ее. Благодаря труду человек изменял не только окружающий мир, но и самого себя. Развитие трудовой деятельности вело к развитию головного мозга, органов деятельности человека и органов чувств. В свою очередь развитие мозга и органов чувств оказывало влияние на совершенствование труда. В процессе трудовой деятельности закреплялась и развивалась функция руки, которая приобретала большую подвижность и ловкость. Рука становилась не только органом хватания, но и органом активного познания.

Вторым наряду с трудовой деятельностью фактором развития сознания является речь, которая возникла в процессе совместного выполнения трудовых действий. Первые слова, очевидно, выполняли указующую и организующую функции, но затем, закрепляясь за целым классом сходных действий и предметов, слово стало выделять их общие устойчивые свойства, в слове начали фиксироваться результаты познания. Усложнение форм труда приводило к усложнению языка, а развитие языка способствовало лучшему взаимопониманию людей в процессе совместной деятельности и делало возможной передачу опыта от одного человека к другому, от одного поколения к другому.

Таким образом, сознание социально по своему происхождению. Возникновение сознания происходит в условиях активного воздействия на природу с помощью орудий, т. е. сознание представляет собой форму активно-познающего отражения. И наконец, сознание человека не есть что-то застывшее и неизменное, оно трансформируется в тесной зависимости от образа и условий жизни. История психики является отражением истории самой жизни и подчиняется ее общим законам.

Бессознательное большинство психических явлений осозна­ются человеком (человек знает и отдает отчет тому, что он кого-то любит или ненавидит, что в нем «протекает» это явление), но имеется много и таких, которые образуют бессознательный (подсознатель­ный) слой психики. Бессознательные психические явления представ­ляют собой такую форму отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения.

В область бессознательного входят психические явления, возникаю­щие во сне (сновидения); ответные реакции под влиянием не ощущаемых, но реальных раздражителей («субсенсорные» реакции); автомати­зированные действия (движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению приобретшие характер навыка); механизмы творчества, формирования гипотез, догадок, предположений, оттенки эмоций и их внешнего выражения и многие другие.

Ю.Б. Гиппенрейтер (1988) классифицировала феномены бессозна­тельного в три больших класса:

1) неосознаваемые механизмы сознательных действий (автоматизмы и навыки, установки, идеомоторика);

2) неосознаваемые побудители сознательных действий (это прежде всего явления, изучаемые в психоанализе);

3) «надсознательные» психические процессы — это особый тип бес­сознательного, так по масштабу времени и содержанию эти процессы намного крупнее всего того, что может вместить сознание. Они прохо­дят через сознание как бы отдельными участками, а вся «работа» проте­кает вне его, завершаясь неожиданным возвратом в сознательную жизнь некого интегрального продукта, который порой меняет все ее течение (творчество, личностные кризисы, переживания крупных жиз­ненных событий) Структура психики. Психические процессы, психические состояния и психические свойства Многие исследователи акцентируют внимание на системности, целостности и нерасчлененности психики как ее фундаментальном свойстве. Все многообразие психических явлений в психологии принято разделять на психические процессы, психические состояния и психические свойства. Эти формы тесно связаны между собой. Их выделение определено методической необходимостью систематизировать изучение такого сложного объекта, как психическая жизнь человека. Таким образом, выделенные категории представляют собой скорее структуру знаний о психике, чем структуру самой психики.

Понятие «психический процесс» подчеркивает процессуальный (динамический) характер изучаемого явления. К основным психическим процессам относятся когнитивные, мотивационные и эмоциональные.

1. Когнитивные процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Ощущение и восприятие делают возможным отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на органы чувств и представляют собой уровень чувственного познания окружающего мира. Ощущение связано с отражением отдельных свойств объективного мира, в результате восприятия формируется целостный образ окружающего мира во всей его полноте и разнообразии. Образы восприятия часто называют первичными образами. Результатом запечатления, воспроизведения или преобразования первичных образов являются вторичные образы, представляющие собой продукт рационального познания объективного мира, которое обеспечивается такими психическими процессами, как память, воображение, мышление. Наиболее опосредованным и обобщенным процессом познания является мышление, в результате которого человек получает субъективно новое знание, которое нельзя вывести из непосредственного опыта.

2. Процессы мотивации и воли обеспечивают психическую регуляцию деятельности человека, побуждая, направляя и контролируя эту деятельность. Основным компонентом мотивационного процесса является возникновение потребности, субъективно переживаемой как состояние нужды в чем-либо, желания, страсти, стремления. Поиск предмета, удовлетворяющего потребность, приводит к актуализации мотива, который представляет собой образ предмета удовлетворения потребности, основанный на прошлом опыте субъекта. На основе мотива происходят целеполагание и принятие решений.

3. Эмоциональные процессы отражают пристрастность и субъективную оценку человеком окружающего мира, себя и результатов деятельности. Они проявляются в форме субъективных переживаний и всегда непосредственно связаны с мотивацией.

Психические состояния характеризуют статический момент индивидуальной психики, подчеркивая относительное постоянство психического явления во времени. По уровню динамичности они занимают промежуточную позицию между процессами и свойствами. Подобно психическим процессам психические состояния можно разделить на когнитивные (сомнение и т. д.), мотивационно-волевые (уверенность и т. д.) и эмоциональные (счастье и т. д.).

Кроме того, в отдельную категорию выделяют функциональные состояния человека, характеризующие готовность к эффективному выполнению деятельности. Функциональные состояния могут быть оптимальными и неоптимальными, острыми и хроническими, комфортными и дискомфортными. К ним относят различные состояния работоспособности, утомления, монотонии, психологического стресса, экстремальные состояния.

Психические свойства – это наиболее устойчивые психические явления, закрепленные структуре личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. К основным группам психических свойств личности относят темперамент, характер и способности. Психические свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием средовых и биологических факторов, опыта. Темперамент является наиболее общей динамической характеристикой индивида, которая проявляется в сфере общей активности человека и его эмоциональности. Свойства характера определяют типичный для данного человека способ поведения в жизненных ситуациях, систему отношений к себе и окружающим людям. Способностями называют индивидуально-психологические особенности индивида, определяющие успешное выполнение деятельности, развивающиеся и проявляющиеся в деятельности.

Психические процессы, состояния и свойства представляют собой неразрывное неделимое единство, образуя целостность психической жизни человека. Категорией, интегрирующей все психические проявления и факты в сложную, но единую систему, является «личность».

Строение и свойства нервной системы

Нервная система состоит из двух отделов: центрального и периферического. Центральный включает: головной мозг, промежуточный и спинной мозг. Все остальное – периферическая часть – это нервные волокна, идущие к поверхности тела, к органам чувств и внутренним органам, и идущие от них к центральной нервной системе (ЦНС).

ЦНС – это скопление нервных клеток. Рассмотрим, как устроена нервная клетка – нейрон.

Клетка состоит из тела, ядра, дендритов – древовидных отростков от тела клетки, число которых доходит до тысячи, и аксона. Аксон – это один из дендритов, сильно удлиненный, соединяющий нейрон с другими нейронами. Часть аксонов покрыта специальной миелиновой оболочкой, которая способствует более быстрому проведению импульса по нерву. Места контактов нервных клеток друг с другом называются синапсами.

Большинство нейронов – специализированные, и выполняют специфические функции. Сенсорный нейрон проводит нервный импульс от рецепторов к ЦНС; двигательный нейрон проводит нервный импульс от ЦНС к органам движения и нейрон локальной сети, который проводит нервный импульс от одного участка ЦНС к другому. Кроме того, существуют и другие структуры, связанные с нейронами: клетки глии, капиляры кровеносной системы, выполняющие специальные обменные функции.

На внутренних органах и на поверхности тела нервные клетки своими аксонами подходят к рецепторам – органическим устройствам, предназначенным для восприятия различных видов энергии (механической, электромагнитной, химической и др.) и преобразования ее в энергию нервного импульса. Весь организм фактически соткан из массы разнообразных рецепторов. Особенно их много в органах чувств: глаз, ухо, кожа и т.д. Рецепторы – это первая составная часть анализатора.

Анализатор – нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды организма.

Анализатор состоит из трех различных отделов:

Рецепторы, преобразующие внешнюю энергию в нервный процесс.

Проводящие пути: а) афферентные, идущие от рецептора к отделу ЦНС; б) эфферентные, по которым импульсы из коры головного мозга передаются к нижним уровням анализатора, в том числе и к рецепторам и регулируют их активность.

Участок коры головного мозга, где перерабатывается информация.

Сам головной мозг делится на правое и левое полушарие, а также на их основные доли: лобная, теменная, затылочная и височная. Большие полушария покрыты массой нейронов (около 10 миллиардов), носящей название коры. Спинной мозг и мозговой ствол осуществляют, главным образом те формы рефлекторной деятельности, которые являются прирожденными (безусловные рефлексы), а кора больших полушарий – это орган приобретаемых при жизни форм поведения, регулируемых психикой.

По классификации К.Бродмана, кору головного мозга (к.г.м.) делят на 11 областей и 52 поля. В наиболее развитых полях к. г.м. имеется 6-7 слоев нервных клеток. В к.г.м. поступают импульсы, идущие от подкорковых структур и ствола мозга, в ней же осуществляются основные психические функции человека.

Кора делится на корковые зоны. Зона зрительного анализатора расположена в затылочных отделах больших полушарий, слуховая – верхние отделы височных долей, обонятельные ощущения локализованы в более древних отделах коры головного мозга. А вот речь в к.г.м. локализована в нескольких центрах – лобных, теменных и височных. Это свидетельствует не только о сложности данного психического процесса, но и об особой важности речи в регуляции психики. Это представительство речевой функции асимметрично; она локализована в основном в левом полушарии. Это касается также и ряда других психических функций.

А.Р. Лурия определил три основных функциональных блока мозга, участие которых необходимо для осуществления любого вида психической деятельности.

Первый блок – активации и тонуса. Анатомически он представлен сетевым образованием в стволовых отделах мозга – ретикулярной формацией, которая регулирует уровень активности коры от бодрствующего состояния до утомления и сна. Полноценная деятельность предполагает активное состояние человека, лишь в условиях оптимального бодрствования человек может успешно воспринимать информацию, планировать свое поведение и осуществлять намеченные программы действий

Второй блок – приема, переработки и хранения информации. Он включает в себя задние отделы больших полушарий. В затылочные зоны поступает информация от зрительного анализатора – иногда их называют зрительной корой. Височные отделы отвечают за переработку слуховой информации – это так называемая слуховая кора. Теменные отделы коры связаны с общей чувствительностью, осязанием. Блок имеет иерархическое строение и состоит из корковых полей трех типов: первичные принимают и перерабатывают импульсы от периферийных отделов, во вторичных происходит аналитическая переработка информации, в третичных осуществляется аналитико-синтетическая обработка информации, поступающей от разных анализаторов, – этот уровень обеспечивает наиболее сложные формы психической деятельности.

Третий блок – программирования, регуляции и контроля. Блок расположен преимущественно в лобных долях мозга. Здесь ставятся цели, формируются программы собственной активности, осуществляется контроль за их протеканием и успешностью выполнения.

Совместная работа всех трех функциональных блоков мозга составляет необходимое условие осуществления любой психической деятельности человека.

Русский физиолог И.П. Павлов поставил перед собой задачу раскрыть сущность психического объективными физиологическими методами исследования. Ученый пришел к выводу, что единицами поведения являются безусловные рефлексы как реакции на строго определенные раздражители из внешней среды и условные рефлексы как реакции на первоначально безразличный раздражитель, который становится небезразличным вследствие его неоднократного сочетания с безусловным раздражителем. Условные рефлексы осуществляются высшими отделами мозга и основываются на образующихся между нервными структурами временных связях.

Важным вкладом в решение проблемы нейрофизиологических механизмов психики являются работы отечественных ученых Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина.

Н.А. Бернштейн изучал естественные движения человека и их физиологическую основу. До Н.А. Бернштейна механизм движения описывался схемой рефлекторной дуги: 1) прием внешних воздействий; 2) процесс их центральной переработки; 3) двигательная реакция. Н.А. Бернштейн предложил новый принцип нейрофизиологического управления движениями, который был назван принципом сенсорных коррекций. В его основу легло положение о том, что движения управляются не только и не столько эфферентными импульсами (командами, исходящими от центральных отделов к периферии), а в первую очередь – афферентными (сигналами о внешнем мире, которые поступают в мозг в каждый момент выполнения движения).

Именно афферентные сигналы и составляют «следящее устройство», которое обеспечивает непрерывную коррекцию движения, отбирая и меняя нужные траектории, регулируя систему напряжений и ускорений в соответствии с меняющимися условиями выполнения действия.

П.К. Анохиным была создана теория функциональных систем, явившаяся одной из первых моделей подлинной психологически ориентированной физиологии. Согласно положениям этой теории физиологическую основу психической деятельности составляют особые формы организации нервных процессов. Они складываются при включении отдельных нейронов и рефлексов в целостные функциональные системы, которые обеспечивают целостные поведенческие акты.

Исследования ученого показали, что поведение индивида определяется не отдельным сигналом, а афферентным синтезом всей доходящей до него в данный момент информации. Афферентные синтезы запускают в ход сложные виды поведения. В итоге П.К. Анохин пришел к выводу о необходимости пересмотра классических представлений о рефлекторной дуге. Он разработал учение о функциональной системе, под которой понималась динамическая организация структур и процессов организма. Согласно этому учению движущей силой поведения могут быть не только непосредственно воспринимаемые воздействия, но и представления о будущем, о цели действия, ожидаемый эффект поведенческого акта. При этом поведение вовсе не заканчивается ответной реакцией организма. Ответная реакция создает систему «обратной афферентации», сигнализирующей об успехе или неуспехе действия, составляет акцептор результата действия.