Особенности представления о развитии личности у З.Фрейда и К.Г.Юнга их взаимосвязь и различия между теориями в структуре личности и типологии.

Содержание

Ведение

1.Структура личности в теории З. Фрейда

2.Структура личности по К.Г.Юнгу

3.Особенности представления о развитии личности у З.Фрейда и К.Г.Юнга их взаимосвязь и различия между теориями в структуре личности и типологии.

Заключение

Список литературы

Введение

На рубеже XIX и XX веков в психологии, на тот момент еще очень молодой научной дисциплине, возникло яркое и значимое направление, продолжающее существовать и развиваться до настоящего времени, — психоанализ. Основателем психоанализа был гениальный ученый, австрийский врач-невролог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939).

Принципиальным отличием теории З.Фрейда от других направлений психологии того времени являлось применение такого подхода к предмету науки, при котором наиболее важным структурным компонентом психики выступала неосознаваемая ее составляющая (бессознательное, или «Ид»).

В других направлениях психологии бессознательной сфере личности не придавалось большого значения, либо ее существование и вовсе игнорировалось.

Психоаналитическая теория З.Фрейда, поражая своей глубиной, оказала в высшей степени существенное воздействие на современную ее автору научную общественность и даже на некоторые аспекты развития цивилизации, в особенности на искусство. Появилось множество последователей З.Фрейда — приверженцев теории психоанализа.

Однако некоторые ученики основоположника данной теории не во всем разделяли его взгляды. К наиболее талантливым из них относится швейцарский врач-психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961).

Вдохновленные теорией З.Фрейда, этот ученый на ее основе создал собственные направления психоанализа- аналитическую психологию.

Как и Фрейд, Юнг посвятил себя изучению динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавлен­ные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории лично­сти, известной как аналитическая психология,индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит вглубь исто­рии эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Изучению структуры личности З. Фрейда и К.Г.Юнга и выделению в них особенностей , и посвящена данная работа.

10 стр., 4643 слов

Психодинамическая теория личности как основа психоанализа

... психоанализа”).   Психодинамическая теория личности З. Фрейда   Вкратце рассмотрю психодинамическую теорию личности Фрейда как основу психоанализа и психоаналитической терапии. Термин “психоанализ” имеет три значения: теория личности ... теории (аналитическая психология и индивидуальная психология соответственно). Дальнейшее развитие психоанализа ... различает явное содержание (как пример ...

Цель работы- рассмотреть особенности взглядов зарубежных психологов Зигмунда фрейда и Карла Юнга на структуру личности.

Объект исследования- структура личности зарубежных психологов.

Предмет курсовой работы: специфика особенностей личности по Зигмунду Фрейду и Карлу Юнгу .

Задачи:

1. Провести анализ литературных источников по выбранной теме курсовой работы, с целью изучить особенности личности по Зигмунду Фрейду и Карлу Юнгу

2. Изучить теории личности их взаимосвязь и различие, выделить особенности.

3. Сделать вывод о выполненной работе .

Основные рабочие понятия:

Сознание — это одно из основных понятий психологии, социологии и философии. Обозначает специфически человеческий уровень и способ организации психики, содержание которого составляют чувственные и интеллектуальные образы предметов и мотивационно-эмоциональное отношение к ним. Они открываются субъекту как его внутренний опыт в процессе самонаблюдения (интроспекции), (Гуревич П.С. Психологический словарь 2007 г.) [С. 348].

Личность — это общежитейский и научный термин, обозначающий:

1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или

2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы (Головин С. Словарь практического психолога) [С. 4].

Инстинкт — (от лат. instinctus — побуждение), совокупность врождённых сложных реакций (актов поведения) организма, возникающих, как правило, почти в неизменной форме в ответ на внешние или внутренние раздражения (Гуревич П.С. Психологический словарь 2007 г.) [С. 56].

1.Структура личности в теории З. Фрейда и К.Г.Юнга

По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму.[[ ]Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1, 2. Тбилиси, 1991, стр 168]

Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека. Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма (людоедства) и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение.

5 стр., 2220 слов

Человек: Индивид и Личность

... а может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник? ... которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до момента, когда будет найдена возможность достигать ... посредством формирования супер-Эго (от лат. «сверх-Я»).       Фрейд разделил супер-Эго на две подсистемы: совесть и ...

Сформулировав психоаналитический парафраз филогенетического закона Геккеля-Мюллера, Фрейд настаивал на том. что духовное развитие индивидуума вкратце повторяет ход развития человечества, в силу чего в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков.

1.1Инстинкты по Фрейду

Согласно учению Фрейда, главенствующая роль в организации человеческого поведения принадлежит инстинктам. Умозрительная теория инстинктов Фрейда основывалась на понимании и толковании инстинктов как «психического отражения» потребностей человеческого организма и как своеобразного биологического и психического неделимого стереотипа поведения человека.

Фрейд утверждал, что особо важную роль в формировании человека и его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции, инстинкт разрушения).

Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса, по Фрейду, не только обусловливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.

Занимаясь терапией психоневрозов и исследованием причин, порождающих их, Фрейд обнаружил неврозы, возможной причиной возникновения которых был конфликт между сексуальными влечениями и желаниями, с одной стороны, и морально-волевыми ограничениями — с другой. В этой связи он предположил, что неврозы (и другие невротические состояния) могут возникать вследствие подавления эротического влечения. Приняв это предположение за доказанный факт, он выдвинул гипотезу о том, что расстройство психики человека (неизбежно ведущее к изменению его личности) обусловлено либо непосредственными эротическими переживаниями, либо этими же переживаниями, унаследованными индивидом от предшествующих поколений, либо комбинацией непосредственных и наследуемых переживаний.

4 стр., 1565 слов

Расстройства воли и влечений

- нарушения поведения. Выделяют количественные изменения и извращения влече­ний. Гипербулия – общее повышение воли и влечений, затрагивающее все основные влечения человека. - увеличение аппети­та - гиперсексуальность… !!! Одновременное повышение влечений и воли, как правило, не позволяет боль­ным совершать очевидно опасные и грубые противоправные действия, сексуальное насилие. Обычно не ...

Неправомерно распространяя частные выводы своей клинической практики на человечество в целом (по Фрейду, отличие невротика от здорового человека не имеет принципиального значения), он возвел эти выводы в догму своей метапсихологии и провозгласил сексуальный инстинкт основной детерминантой человеческой деятельности.

По мнению Фрейда, подавление и реализация сексуального инстинкта, состоящего из парциальных инстинктов, проистекающих из разнообразных органических источников, составляют основу всех проявлений психической деятельности, а также формирования личности, мотивации ее поведения и складывания наиболее существенных черт

человека.[[ ]Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1, 2. Тбилиси, 1991,стр 190]

Пытаясь обосновать эти воззрения, Фрейд выдвинул еще несколько гипотез, призванных объяснить механизмы полового инстинкта и причины исключительного влияния его на формирование и функционирование личности,

По Фрейду, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.

В теории Фрейда концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Учитывая это, необходимо отметить, что Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.

В одних случаях Фрейд говорил о либидо как о меняющейся количественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов. В других — утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. Он определил либидо как половой голод, отражающий половые потребности человека и животных, как всеобщую сексуально окрашенную психическую энергию. (Позже Фрейд предположил также существование другого важного момента психической жизни — мортидо — влечения к смерти, агрессивного влечения.)

2 стр., 523 слов

Расстройства личности ПЗ№3-4

Практическое занятие №3 Тема. Основные психоаналитические модели описания личностного опыта и психопатологии Психология влечений (3. Фрейд, К. Абрахам, С. Ференци). Эго-психология (А. Фрейд, X. Хартманн). 3) 2 уровня защитных механизмов по степени их «примитивности» Мак-Вильямс Нэнси Теория объектных отношений (М. Кляйн, В.Р. Фэйбэйрн, Д. Винникотт, В. Бийон, Т. Огден), Психология Я (X. Кохут). ...

Фрейд трактовал либидо как исключительно мощное мотивационное начало, оказывающее решающее воздействие на поведение человека. Он считал, что энергия сексуального влечения может сублимироваться (преобразовываться и переноситься) на различные объекты и находить выход в многообразных видах человеческой деятельности, приемлемых индивидом и обществом. При этом Фрейд приписывал формам проявления либидо исключительно широкий диапазон — от элементарных физиологических актов до научного и художественного творчества. Впоследствии энергия сексуального влечения и механизм сублимации были провозглашены Фрейдом основой и двигателем человеческой жизнедеятельности.

Это положение предопределило характер его учения, одной из отличительных черт которого стал пансексуализм — объяснение феноменов человеческого существования преимущественно или исключительно сексуальными устремлениями индивидов.

1.2Комплексы

Существенно важной частью учения Фрейда стала его теория комплексов. Заимствовав у К. Юнга идею комплекса как группы представлений, связанных одним аффектом, Фрейд разработал концепцию комплексов как совокупности неосознаваемых эмоционально окрашенных представлений, влияющих на поведение и здоровье человека.

Считая, что источником психоневрозов являются особенности переживания и подавления эротического влечения, Фрейд уделил значительное внимание разработке комплексов Эдипа, кастрации и неполноценности.

По мысли Фрейда, наиболее важную роль в формировании и ……..

Список литературы

1. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г.Юнг, Э.Сэмюэлс, В Одайник, Дж.Хаббэк; Сост. В.В.Зеленский, А.М.Руткевич. — М.: «Мартис», 1995. — 320 с. — (Серия «Классики зарубежной психологии»).

2. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. — М.: «Рефл-бук», 1997. — 298 с. — (Серия «Актуальная психология»).

12 стр., 5782 слов

Психология индивидуальности личности

... личности. В динамическом плане названные уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бессознательным. Фрейд ввел в психологию ... влечений: а) влечение к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»; б) влечение ... Основная психологическая характеристика личности в этой теории - это поступок, или серия поступков. Существенное влияние ...

3. Зигмунд Фрейд — Карл Густав Юнг. Из переписки / Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М.: «Литера», 1992. — с. 364-467.

4. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. — СПб.: «Б.С.К.», 1997. — 324 с.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. — В 2-х томах. — Том 1. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 416 с.

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 607 с. — (Серия «Мастера психологии»).

7. Юнг К.Г. Алхимия снов. Четыре архетипа. — М.: «Семира», 1995. — 350 с.

8. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. — Киев: «Государственная библиотека Украины для юношества», 1996. — 384 с.

9. Юнг К.Г. Психологические типы. — М.: «АСТ», 1998. — 720 с. — (Серия «Университетская книга»).

10. Юнг К.Г. Становление личности / Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана — СПб: Издательство «Питер», 2000. — с. 65-79. — (Серия «Хрестоматия по психологии»).

11. Юнг К.Г. Человек и его символы. — СПб.: «Б.С.К.», 1996. — 454 с.