Особенности представления о развитии личности у З.Фрейда и К.Г.Юнга их взаимосвязь и различия между теориями в структуре личности и типологии.

Содержание

Ведение

1.Структура личности в теории З. Фрейда

2.Структура личности по К.Г.Юнгу

3.Особенности представления о развитии личности у З.Фрейда и К.Г.Юнга их взаимосвязь и различия между теориями в структуре личности и типологии.

Заключение

Список литературы

Введение

На рубеже XIX и XX веков в психологии, на тот момент еще очень молодой научной дисциплине, возникло яркое и значимое направление, продолжающее существовать и развиваться до настоящего времени, — психоанализ. Основателем психоанализа был гениальный ученый, австрийский врач-невролог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939).

Принципиальным отличием теории З.Фрейда от других направлений психологии того времени являлось применение такого подхода к предмету науки, при котором наиболее важным структурным компонентом психики выступала неосознаваемая ее составляющая (бессознательное, или «Ид»).

В других направлениях психологии бессознательной сфере личности не придавалось большого значения, либо ее существование и вовсе игнорировалось.

Психоаналитическая теория З.Фрейда, поражая своей глубиной, оказала в высшей степени существенное воздействие на современную ее автору научную общественность и даже на некоторые аспекты развития цивилизации, в особенности на искусство. Появилось множество последователей З.Фрейда — приверженцев теории психоанализа.

Однако некоторые ученики основоположника данной теории не во всем разделяли его взгляды. К наиболее талантливым из них относится швейцарский врач-психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961).

Вдохновленные теорией З.Фрейда, этот ученый на ее основе создал собственные направления психоанализа- аналитическую психологию.

Как и Фрейд, Юнг посвятил себя изучению динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавлен­ные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории лично­сти, известной как аналитическая психология,индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит вглубь исто­рии эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Изучению структуры личности З. Фрейда и К.Г.Юнга и выделению в них особенностей , и посвящена данная работа.

10 стр., 4643 слов

Психодинамическая теория личности как основа психоанализа

... глава моего реферата (“Развитие психоанализа”).   Психодинамическая теория личности З. Фрейда   Вкратце рассмотрю психодинамическую теорию личности Фрейда как основу психоанализа и психоаналитической терапии. Термин “психоанализ” имеет три значения: теория личности и психопатологии; метод терапии ...

Цель работы- рассмотреть особенности взглядов зарубежных психологов Зигмунда фрейда и Карла Юнга на структуру личности.

Объект исследования- структура личности зарубежных психологов.

Предмет курсовой работы: специфика особенностей личности по Зигмунду Фрейду и Карлу Юнгу .

Задачи:

1. Провести анализ литературных источников по выбранной теме курсовой работы, с целью изучить особенности личности по Зигмунду Фрейду и Карлу Юнгу

2. Изучить теории личности их взаимосвязь и различие, выделить особенности.

3. Сделать вывод о выполненной работе .

Основные рабочие понятия:

Сознание — это одно из основных понятий психологии, социологии и философии. Обозначает специфически человеческий уровень и способ организации психики, содержание которого составляют чувственные и интеллектуальные образы предметов и мотивационно-эмоциональное отношение к ним. Они открываются субъекту как его внутренний опыт в процессе самонаблюдения (интроспекции), (Гуревич П.С. Психологический словарь 2007 г.) [С. 348].

Личность — это общежитейский и научный термин, обозначающий:

1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или

2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы (Головин С. Словарь практического психолога) [С. 4].

Инстинкт — (от лат. instinctus — побуждение), совокупность врождённых сложных реакций (актов поведения) организма, возникающих, как правило, почти в неизменной форме в ответ на внешние или внутренние раздражения (Гуревич П.С. Психологический словарь 2007 г.) [С. 56].

1.Структура личности в теории З. Фрейда и К.Г.Юнга

По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму.[[ ]Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1, 2. Тбилиси, 1991, стр 168]

Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека. Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма (людоедства) и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение.

Сформулировав психоаналитический парафраз филогенетического закона Геккеля-Мюллера, Фрейд настаивал на том. что духовное развитие индивидуума вкратце повторяет ход развития человечества, в силу чего в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков.

1.1Инстинкты по Фрейду

Согласно учению Фрейда, главенствующая роль в организации человеческого поведения принадлежит инстинктам. Умозрительная теория инстинктов Фрейда основывалась на понимании и толковании инстинктов как «психического отражения» потребностей человеческого организма и как своеобразного биологического и психического неделимого стереотипа поведения человека.

7 стр., 3187 слов

Каково соотношение понятий человек , индивид , индивидуальность , личность

... сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций ... живых существ. Ананьев «Психологическая структура Личности» («Человек - как предмет познания») – системный или комплексный подход в изучении Личности. Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность ...

Фрейд утверждал, что особо важную роль в формировании человека и его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции, инстинкт разрушения).

Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса, по Фрейду, не только обусловливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.

Занимаясь терапией психоневрозов и исследованием причин, порождающих их, Фрейд обнаружил неврозы, возможной причиной возникновения которых был конфликт между сексуальными влечениями и желаниями, с одной стороны, и морально-волевыми ограничениями — с другой. В этой связи он предположил, что неврозы (и другие невротические состояния) могут возникать вследствие подавления эротического влечения. Приняв это предположение за доказанный факт, он выдвинул гипотезу о том, что расстройство психики человека (неизбежно ведущее к изменению его личности) обусловлено либо непосредственными эротическими переживаниями, либо этими же переживаниями, унаследованными индивидом от предшествующих поколений, либо комбинацией непосредственных и наследуемых переживаний.

Неправомерно распространяя частные выводы своей клинической практики на человечество в целом (по Фрейду, отличие невротика от здорового человека не имеет принципиального значения), он возвел эти выводы в догму своей метапсихологии и провозгласил сексуальный инстинкт основной детерминантой человеческой деятельности.

По мнению Фрейда, подавление и реализация сексуального инстинкта, состоящего из парциальных инстинктов, проистекающих из разнообразных органических источников, составляют основу всех проявлений психической деятельности, а также формирования личности, мотивации ее поведения и складывания наиболее существенных черт

человека.[[ ]Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн. 1, 2. Тбилиси, 1991,стр 190]

Пытаясь обосновать эти воззрения, Фрейд выдвинул еще несколько гипотез, призванных объяснить механизмы полового инстинкта и причины исключительного влияния его на формирование и функционирование личности,

По Фрейду, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.

В теории Фрейда концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Учитывая это, необходимо отметить, что Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.

В одних случаях Фрейд говорил о либидо как о меняющейся количественно силе и заявлял, что это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов. В других — утверждал, что либидо в глубочайшей основе своей и в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике. Он определил либидо как половой голод, отражающий половые потребности человека и животных, как всеобщую сексуально окрашенную психическую энергию. (Позже Фрейд предположил также существование другого важного момента психической жизни — мортидо — влечения к смерти, агрессивного влечения.)

12 стр., 5702 слов

Человек - личность - общество

... человека заключается в следующем. 3. Фрейд создал свою схему структуры психики (личности), ... живых существ. Вне общества нельзя стать человеком. Известны случаи, когда в ... влечения и страсти, неосознанные эмоции. На ... человека, как-то: язык, мышление, общение, убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение и др. В психологическом отношении он имел своим следствием преобразование инстинктов ...

Фрейд трактовал либидо как исключительно мощное мотивационное начало, оказывающее решающее воздействие на поведение человека. Он считал, что энергия сексуального влечения может сублимироваться (преобразовываться и переноситься) на различные объекты и находить выход в многообразных видах человеческой деятельности, приемлемых индивидом и обществом. При этом Фрейд приписывал формам проявления либидо исключительно широкий диапазон — от элементарных физиологических актов до научного и художественного творчества. Впоследствии энергия сексуального влечения и механизм сублимации были провозглашены Фрейдом основой и двигателем человеческой жизнедеятельности.

Это положение предопределило характер его учения, одной из отличительных черт которого стал пансексуализм — объяснение феноменов человеческого существования преимущественно или исключительно сексуальными устремлениями индивидов.

1.2Комплексы

Существенно важной частью учения Фрейда стала его теория комплексов. Заимствовав у К. Юнга идею комплекса как группы представлений, связанных одним аффектом, Фрейд разработал концепцию комплексов как совокупности неосознаваемых эмоционально окрашенных представлений, влияющих на поведение и здоровье человека.

Считая, что источником психоневрозов являются особенности переживания и подавления эротического влечения, Фрейд уделил значительное внимание разработке комплексов Эдипа, кастрации и неполноценности.

По мысли Фрейда, наиболее важную роль в формировании и ……..

Список литературы

1. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г.Юнг, Э.Сэмюэлс, В Одайник, Дж.Хаббэк; Сост. В.В.Зеленский, А.М.Руткевич. — М.: «Мартис», 1995. — 320 с. — (Серия «Классики зарубежной психологии»).

2. Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. — М.: «Рефл-бук», 1997. — 298 с. — (Серия «Актуальная психология»).

3. Зигмунд Фрейд — Карл Густав Юнг. Из переписки / Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М.: «Литера», 1992. — с. 364-467.

4. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. — СПб.: «Б.С.К.», 1997. — 324 с.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. — В 2-х томах. — Том 1. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 416 с.

4 стр., 1564 слов

Человек как субъект, личность, индивидуальность. Понятие личности.

... социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни че­ловека. Личность - «социальный человек», человек в мире других людей.   2. Черты человека как индивидуальности могут ... и онтогенетического развития человека». Какого же человека можно назвать личностью? Л.И. Божович отвечала на этот вопрос так: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем ...

6. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 607 с. — (Серия «Мастера психологии»).

7. Юнг К.Г. Алхимия снов. Четыре архетипа. — М.: «Семира», 1995. — 350 с.

8. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. — Киев: «Государственная библиотека Украины для юношества», 1996. — 384 с.

9. Юнг К.Г. Психологические типы. — М.: «АСТ», 1998. — 720 с. — (Серия «Университетская книга»).

10. Юнг К.Г. Становление личности / Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана — СПб: Издательство «Питер», 2000. — с. 65-79. — (Серия «Хрестоматия по психологии»).

11. Юнг К.Г. Человек и его символы. — СПб.: «Б.С.К.», 1996. — 454 с.