Юнг и Фрейд Проблема бессознательного

Бурковская Алина

студентка группы ПС-41

Проект «Психологи ХХ столетия»

Проблема бессознательного в работах З. Фрейда и К.Г. Юнга

В данной работе мы рассмотрим взгляды двух известных психологов на проблему бессознательного. Но прежде, мы бегло ознакомимся с биографией каждого из них.

Зигмунд Фрейд – австрийский психолог, психиатр и невропатолог, основатель психоанализа. С 1938 г. жил в Великобритании. Развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. Первоначально проводил исследования по анатомии и физиологии нервной системы. С 80-х г. ХIХ в. работал в области практической медицины. Среди достижений Фрейда наиболее важными являются разработка трёхкомпонентной структурной модели психики (состоящая из «Оно», «Я» и «Сверх-Я»), выделение специфических фаз психосексуального развития личности, создание теории эдипова комплекса, обнаружение функционирующих в психике защитных механизмов, психологизация понятия «бессознательное», открытие переноса и контр-переноса, а также разработка таких терапевтических методик, как метод свободных ассоциаций и толкование сновидений. Фрейд оказал существенное влияние на эволюцию теорий личности — его взгляды на развитие человека, объединённые в рамках психоанализа, до сих пор остаются хорошо известными в психологии. 

Карл Густав Юнг — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии. Родился в местечке Кессвил в семье священника. Окончил университеты Базеля и Цюриха, в 1900 году стал работать в клинике для умалишенных при Цюрихском университете. Во время работы в клинике Юнг познакомился с трудами Зигмунда Фрейда, а позднее — и с их автором. С 1907 г. они стали работать в тесном сотрудничестве, продолжавшемся 5 лет. В 1912 году Юнг опубликовал «Психологию бессознательного», в которой опроверг многие из идей Фрейда. В 1921 г. увидела свет работа «Психологические типы», в которой Юнг разделил всех людей на интровертов и экстравертов, а также впервые обосновал свою теорию архетипов.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов ... только в умственном развитии учащихся. Строго придерживается содержания изучаемой программы. Работает по детально разработанной программе, предъявляет высокие требования к учащимся, строго ...

Ознакомившись с некоторыми биографическими данными З. Фрейда и К.Г. Юнга и их вкладом в науку, мы разберем понятие бессознательного, предварительно рассмотрев истоки его появления.

Психоана́лиз — психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом З. Фрейдом. Первая и универсальная задача психоанализа – это расшифровка, истолкование, противоречивого, которое возникает в сознании и человеческих отношениях. 

К основным положениям психоанализа относятся:

  • человеческое поведение, опыт и познание, которые во многом определены внутренними и иррациональнымивлечениями;
  • эти влечения преимущественно бессознательны;
  • попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлениюв формезащитных механизмов;
  • помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
  • конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх,депрессия, и т.д.;
  • освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание.

Как мы видим выше, одним основных положений психоанализа является понятие бессознательного – это вытесненная бессознательная психика, не обладающая способностью проникнуть в сознание. Фрейд полагал, что всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали. Психология не обращает внимания на описки и сновидения. Но у них есть причины, доступ к которым закрыт сознанию, поскольку будучи по каким-то причинам вытесненными, они «живут» в бессознательном. Т.е. основной тезис Фрейда звучит примерно так: в бессознательном нет ничего, что однажды не было бы в сознании. 

Юнг считал, что имеет место быть не только бессознательное отдельной личности, но и родовое, национальное, семейное, т.е. коллективное бессознательное. Оно, в отличие от индивидуального, личностного бессознательного, идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. Коллективное бессознательное, по Юнгу, — предпосылка каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

Коллективное бессознательное выражается в архетипах — древнейших психических первообразах, таких как образы отца, матери, мудрого старца и т.п. По мнению Юнга, совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколений, который наследуется новыми поколениями.

Аналитическая психология Юнга определила бессознательное в виде устоявшихся стереотипов, поведенческих моделей, которые требуют актуализации, но на самом деле являются врожденными.

Ознакомившись с взглядами психологов на проблему бессознательного, можно найти в них как общее, так и различие: если Фрейд апеллировал к бессознательному психическому (индивидуальное бессознательное), то Юнг различал индивидуальное (личное) бессознательное, содержащее чувственные комплексы (общее во взглядах З. Фрейда и К.Г. Юнга), и коллективное (сверхличное) бессознательное, представляющее собой глубинную часть психики (отличие во взглядах З. Фрейда и К.Г. Юнга).

5 стр., 2339 слов

Теории мотивации потребностей: Карл Юнг, Зигмунд Фрейд

... исходя из этого, можно наметить основные проблемы психологии мотивации. мотивация потребность юнг фрейд 1. Определение мотивации Мотивация - вызванное той или иной потребностью эмоционально ... Теория мотивации потребностей з. фрейда Психоаналитические теории мотивации 3. Теория мотивации потребностей К. Юнга Заключение Библиографический список Введение Поведение человека направляется ожиданием, ...

 Не прибегая к понятию «коллективное бессознательное», Фрейд предпочитал говорить о филогенетическом происхождении бессознательного, об унаследованном, сокращенном повторении развития, пройденного всем человечеством в течение длительного времени, начиная с первобытных времен.

В наше время психологи научной ориентации представлением К. Юнга не пользуются, поскольку оно не проверяемо: экспериментально ни доказать, ни опровергнуть его невозможно. По мнению психологов научной ориентации, коллективное бессознательное – миф, вредная придумка, нежели полезная, поскольку практика его использования говорит о том, что с его помощью обычно снимают с людей ответственность за их антисоциальное поведение. Серьезные исследователи вместо коллективного бессознательного говорят о влиянии культуры, внутри которой мы рождаемся и пропитываемся каждый день.

Говоря о использовании взглядов Фрейда в современном мире, есть факт: согласно исследованиям Американской ассоциации психоаналитиков факультеты психологии на территории США относятся к ней лишь как к историческому артефакту. Ряд авторов отмечают, что с научной точки зрения учение Фрейда мертво и как теория развития, и как терапевтическая техника: эмпирических доказательств прохождения человеком стадий психосексуального развития так и не было получено, также не было получено доказательств того, что трансферы и катарсисы являются причинами эффективности психоаналитической терапии. Никаких доказательств того, что психоанализ является более продуктивным методом лечения, чем иные формы психотерапии, также на данный момент нет.