Психологическая структура личности и практика делового общения 2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
Контрольная работа

по дисциплине: «Психология управления»

на тему: «Психологическая структура личности и практика делового общения»
Выполнила: ст. гр. АУ-08−1

Ермолаева А.С.

Проверила: к.т.н. доцент

Закиева Н.И.
Чита 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…3

1 СТРУКТУРА ПСИХИКИ ПО ФРЕЙДУ…5

1.1 Система бессознательного «Оно»…5

1.2 Система «Сверх Я»…8

1.3 Система предсознательного «Я»…10

1.4 Фрустрации и механизмы психологической защиты…12

2 МОДЕЛЬ ПСИХИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ К. ЮНГА…14

2.1 Коллективное бессознательное и архетипы…14

2.2 Самость и четыре системы психики…18

3 ГУМАНИСКТИЧЕСКИЙ И КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПСИХИКИ ЛИЧНОСТИ…26

3.1 Закон конгруэнтности К. Роджерса…26

3.2 Концепция психики личности Дж. Келли…26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…32
ВВЕДЕНИЕ

По своей сущности психологическая структура не является неизменной, а скорее представляется движущим и текущим процессом. Тем не менее, для нее характерна определенная целостность, включающая комплекс довольной устойчивых признаков: инстинкты, рефлексы, темперамент, чувствительность, способности, мотивации, установки. Все эти признаки определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения, когда он приспосабливается к различным жизненным ситуациям.

Описать психологическую структуру личности пытались многие теории. Одни из них сделали попытку выявить ее биологическую детерминацию. Например, теории Кречмера и Шелдона связали характер психологических реакций человека с его физической конституцией. Другие теории сделали главный упор на выявление соотношения различных элементов, уровней и систем психологической структуры. К таким теориям можно отнести психоаналитическую концепция Зигмунда Фрейда и аналитическую психологию Карла Юнга. Представители гуманистического и когнитивного направлений поставили проблему соотношения рациональных и интеллектуальных процессов в психике индивида. При этом особое значение они придают процессу самоактулизации личности и прогнозированию жизненных ситуаций с помощью «личностных конструкторов».

2 стр., 852 слов

Общее понятие о психике человека, ее структуре и функциях

... преломляется через индивидуальность человека; носит опережающий характер. Структура психики человека Психика сложна и многообразна по своим проявлени­ям. ... уровень активности человека); 2) темпе­рамент (систему природных свойств личности — подвиж­ность, уравновешенность поведения и тонус ... выде­ляет желчь. Недостаток этой теорий в том, что отождеств­ляют психику с нервными процессами, не видят ...

Основные подходы к анализу психики личности (психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая, когнитивная) были разработаны в 30−60-е годы ХХ в. В настоящее время в психологии существует множество теорий личности. Они позволяют прогнозировать личностные характеристики индивида, его поведенческие реакции и мотивации, а также характер межличностных отношений. При этом все современные теории личности принято подразделять на три типа.

Первый тип — это психодинамические теории З. Фрейда, К. Юнга и их современных последователей. Они объясняют динамику личности на основе взаимодействия структурных элементов психики: бессознательных мотиваций, влечений, комплексов и архетипов.

Второй тип — социодинамические теории. Ведущую роль в развитии психики личности они отводят социокультурным детерминантам: социальным условиям существования личности, ее социальному окружению и предметной деятельности. Такая позиция доминирует в деятельном подходе С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева, культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, теории оперантного научения Б. Скиннера.

Третий тип составляют интеракционистские теории личности. Они объясняют динамику психики личности на основе взаимодействия внутренней психической структуры с внешней социальной средой. Этот подход наиболее очевиден в когнитивных теориях личности Дж. Келли, А. Бандуры и теории социального научения Дж. Роттера.

4 стр., 1627 слов

Теория сновидений Зигмунда Фрейда — «Толкование сновидений»

... чертах теорию Фрейда, нам нужно ознакомиться с тем, как он представлял себе психику человека. Согласно работе «Я и Оно» Фрейд выделяет в структуре психики три ... результатом борьбы и совмещения двух противоречий, исходящих от сознания и бессознательного. Бессознательное действует "по принципу удовольствия", вырабатывая фантастические образы, служащие удовлетворению желаний ...

В практике делового общения многообразные подходы к анализу психики индивида могут быть использованы с целью создания между партнерами эффективных межличностных отношений и согласованного психологического взаимодействия.

1 СТУКТУРА ПСИХИКИ ПО ФРЕЙДУ

Модель психологической структуры личности сложилась в психоанализе Зигмунда Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировоззренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в поздний период своей деятельности.

Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области — системы психического: сознательно, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собой в состоянии непрерывного взаимодействия. Дл первых двух систем (сознательного и бессознательного) характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.

1.1 Система бессознательно «Оно»

Необходимой и крайне важной составной частью психической структуры является система бессознательного. Именно она, по утверждению Фрейда, служит источником всех психических сил и энергий личности. В статье «Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе» Фрейд предложил для обозначения этой системы использовать сочетание Ubw (начальные буквы немецкого Unbewust — бессознательное).

Позднее в работе «Я и Оно» эта система получила обозначение Оно.

Прежде чем дать его определение бессознательному, Фрейд делает замечание, что «психическое» и «сознательное» — понятия не идентичные. Их нельзя отождествлять, так как в психике человека наличествуют очень интенсивные скрытые представления, присутствие которых человек не замечает и не осознает, но они проявляются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т. д.

6 стр., 2943 слов

Вопрос 1 Человек как биосоциальная система. Соотношение природного и социального в становлении личности, и детерминации человеческого поведения

... других людей По мнению З.Фрейда, структура личности состоит из трёх элементов: 1. Ид «Оно» – бессознательный компонент ... и духовной культуры. Представление о человеке как биосоциальной системе предполагает учет его природно-биологических признаков ... ответственность. Виды социального поведения личности: 1) по системе общественных отношений: а) производственное поведение (трудовое, профессиональное ...

Для практики делового общения это замечание Фрейда представляется очень существенным. Затянувшиеся паузы перед словами, оговорки, обмолвки делового партнера могут свидетельствовать о некоторой неискренности его речевых (вербальных) суждений, о скрытых и неосознанных его стремлениях.

Характеризую бессознательное как «закономерную неизбежную фазу процессов, которые проявляет наша психическая деятельность», Фрейд выделяет такие его важнейшие особенности, как:

1) Оно — несловесное (невербальное);

2) «оно никогда не умирает», не теряет своей динамической силы и энергии;

3) ему закрыт прямой доступ в сознательное;

4) по динамике своего образования бессознательное есть вытесненное (Verdrangung), формирующееся на протяжении всей жизни человека без всякого участия сознания;

5) законы его функционирования отличаются от законов сознательной деятельности; бессознательное «как бы не обращает внимания» на смену дня и ночи, рождения и смерти, живет «всевременно», — сразу прошлым, настоящим и будущим.

По своему содержанию бессознательное представляет внутреннюю сторону психических процессов, «кипящий котел» психических реакций, аффектов, базальных (врожденных) эмоций, влечений.

Наиболее обстоятельно содержание и структуру бессознательного Фрейд анализирует в своих лекциях «Введение в психоанализ». В качестве важнейших структурных элементов бессознательного он выделяет ошибочные действия, сновидения, влечения.

13 стр., 6391 слов

Психическое развитие человека в период раннего возраста

... человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. В бессознательном слое располагается одна из структур личности - Ид, которая яыляется энергетической основой психического ... 15 лет)Интимно-личностное общение в процессе обучения организационно- ... последняя, третья инстанция - "Сверх-Я" как воплощение социальных норм ... - Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается ...

Ошибочные действия, к которым Фрейд относит оговорки, обмолвки, описки, ошибки, забывания, затеривание, запрятывание, являются психическими актами. Они возникают в результате интерференции (наложения) двух различных намерений.

Сновидения представляют собой психические реакции на действующие во сне раздражители. Они являются устранением нарушающих сон психических раздражителей путем галлюцинаторного удовлетворения.

Впервые в психологии Фрейд обстоятельно показывает, что сновидения являются не соматическим, а психическим феноменом. Он дает обстоятельное описание символики сновидений и разрабатывает технику их толкования.

Особое внимание Фрейд уделяет влечениям. Именно они составляют основной фонд бессознательного. Представляя собой психические элементы внутренних раздражений организма, имеющих соматический (телесный) характер, влечения подразделяются на две группы:

· влечения «Я», цель которых — самосохранение индивида;

· влечение «libido», их цель — продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут ни когда не угасающую жизнь в его психике.

На основе влечений, и в особенности влечений libido, происходит формирование комплекса Эдипа, учения Фрейда о котором — одно из важнейший в психоанализе. Фрейд считал, что во всех жизненных ситуациях личность заимствует свою психическую энергию от этого первого, вытесненного бессознательное, комплекса Эдипа.

Положения Фрейда о ведущей роди Эдипова комплекса в психической структуре личности не является бесспорным.

В ситуации делового общения так или иначе происходит спонтанная психическая дифференциация партнеров по признаку пола. И в зависимости от того, кто ваш деловой партнер — мужчина или женщина, соответственно срабатывают механизмы психологической защиты, а также эффекты ореола и идентификации и стереотипизации.

Разработанная Фрейдом типология влечений в процессе психотерапевтической практики подвергалась им существенной корректировки, он ввел новое деление в лечении и предложил более расширенное толкование содержания бессознательного. При этом Фрейд исходил из того, что психическая жизнь человека представляет собой непрерывную борьбу между Эросом (влечениями libido и влечениями «Я») и Танатосом (влечениями к смерти).

Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее сохранению, во что бы то не стало, или в форме генетической — продолжение рода, или виде целостности организма. Весь физиологический процесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом. Танатос, напротив, пытается вернуть организм человека в безжизненное состояние, к мертвой неорганической материи, но пока человеческий организм жив, преобладает Эрос. Это новая предложенная Фрейдом деление влечений, отразило сильное влияние на его теории идей знаменитого немецкого биолога, основателя неодарвинизма Вейсмана.

Теперь и само бессознательное как система психической структуры обогащается в психоанализе Фрейда качественно новыми моментами, оно представляется не чем-то низшим, темным, аморально социально — психологическом смысле, а таким которое способно нести сознательное и даже творческое начало.

1.2 Система «Сверх Я»

Таким образом Фрейд подходит к обоснованию второй области психической структуры личности — «Идеал — Я» или «Сверх-Я», которое становится продуктивным источником психической силы и энергии для взаимодействия с реальностью, и прежде в сего с явлениями моральной и культурной жизни.

Важнейшим является и то, что система «Сверх-Я» формируется под влияние социальной среды и запретов. Принимая на себя функции нравственного сознания, она оценивает все поступки и душевные акты личности с точки зрения «добра» и «зла».

К проявлением «Сверх-Я» можно отнести «внезапное пробуждение совести», у человека, возникновение «безотчетного чувства вины», строгости и презрения к себе. Выступая как цензор, веление, которого выполняется вытеснением, «Сверх-Я» обнаруживает себя как моральная и даже «гиперморальная» (по терминологии Фрейда) психическая сила, которую сознание не может преодолеть. Природа человека, по утверждению Фрейда, как в отношении добра, так и в отношении зла далее превосходит то, что он сам предполагает о себе.

Образование «Сверх-Я» Фрейд связывает с особым психическим механизмом — идентификацией (отождествлением).

В жизни человека идентификация возникает довольно часто, особенно когда ему необходимо перейти от владения каким — либо лицом к отождествлению себя с ним.

В практике делового общения психические феномены «Сверх-Я» осуществляют нравственный контроль за поведением партнеров, зачастую в психической структуре личности происходит столкновение нравственных и прагматичных (выгодных для дела) суждений. Иногда партнеру приходится делать нравственный выбор, отказавшись от удачной деловой операции. Тем более что партнеры в деловом общении выступают как личности значимые друг для друга, поэтому желательно в деловом общении предпочесть правило «честь превыше прибыли», нежели низкий уровень этического поведения, сопряженный с очернительством и унижением конкурирующего с вами партнера.

Не редко в деловом общении происходит сдвиг моральных суждений, когда предложенная удачная деловая операция сопряжена с финансовыми махинациями, нарушение ранее заключенных договоров, обнаружение более «выгодного партнера».

В целом фрейдовская концепция «Сверх-Я» еще раз подтверждает тесную взаимосвязь этических и социально-психологических моментов делового общения.

1.3 Система предсознательного «Я»

Третьим пластом психической структуры личности Фрейд называет предсознательное «Я». Оно находится между «Сверх-Я» и «Оно» (бессознательным), связывая их как посредник. Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре. Принцип наслаждения, который господствовал в бессознательном, теряет свое значение. Рядом с ним начинает действовать новый принцип психической жизни — принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями «Оно».

Пройдя цензуру, которая лежит на границе бессознательного и «Сверх-Я», психические элементы получают вербальное (словесное) оформление и только после этого могут перейти в сознание. Не прошедшие испытание «принципом реальности» психические элементы (например, ассоциации, эгоистические потребности, агрессивные, сексуальные влечения) вытесняются вновь в систему бессознательного. Таким образом, все, что находится в сознании или может войти в него, строго процензуровано.

По своему содержанию предсознательное включает в себя прежде всего психические процессы мышления и памяти, которые осуществляют селективный отбор и сортировку желаний, влечений бессознательного и соответствующих им идей, сообразуясь с реалиями внешнего мира.

В практике делового общения психологические процессы, происходящие в предсознательном, имеют особое значение:

1. Они способствуют психической ориентации в определенной ситуации делового общения, определяя пространственно-временные рамки общения и реальные условия коммуникации партнеров

2. Влияют, и весьма существенно, на диалоговую информационную фазу общения партнеров. Включая механизмы перцептивной фильтрации (сознательного и бессознательного отбора информации), они обеспечивают регистрацию и даже кратковременное запоминание той небольшой части информации, которая в данный момент общения наиболее существенна для партнеров.

Предложенная Фрейдом концепция психической структуры личности, состоящая из трех рассмотренных выше систем, может быть изображена в виде схемы (рисунок 1.1), где взаимодействие бессознательного, «Сверх-Я» и предсознательного предстает более образно.

Схема наглядно показывает, что бессознательное («Оно») может взаимодействовать одновременно с двумя системами — «Свер-Я» и «Я» — и его самостоятельное проникновение в сознание исключено. сами же эти две системы представлены в сознании незначительно, в виде выступающих небольших вершин, так как большая часть процессов в психологической структуре личности протекает на предсознательном и бессознательном уровнях.

Между тремя системами психической структуры хорошо просматриваются зоны конфликтов, которые способны дестабилизировать личность, если «Я» будет не способно восстановить между ними равновесие.

Рисунок 1.1 — Модель психической структуры личности в концепции З. Фрейда



1.4 Фрустрации и механизмы психологической защиты

Реалистическое разрешение конфликтов возможно лишь при довольно сильном «Я», которое может не только определить требования «Оно», но и преодолеть давление со стороны «Сверх-Я». Но это идеальный случай. Чаще конфликтные зоны в психической структуре приводят к фрустрациям «Оно», то есть к таким психическим состояниям, которые сопровождаются отрицательными эмоциями и переживаниями (раздражением, тревогой и отчаянием).

Фрустрации побуждают «Я» снимать напряжение с помощью разного рода «выпускных клапанов», к которым можно отнести и разработанные Фрейдом и его дочерью Анной механизмы психологической защиты. Это подавление, отвергание, вытеснение, сублимация, реактивное обучение, проекция и рационализация.

Для делового общения наиболее значимы сублимация, проекция и рационализация.

1. Сублимация как разновидность вытеснения состоит в том, что личность ориентирует свои действия и поведения на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой. При этом замещение цели приносит личности реальное удовлетворение. В деловом общении такое замещение целей встречается довольно часто в диалоговой и согласительной фазах. Поэтому в диалоговой фазе желательно избегать категоричных суждений и выделить сначала пункты несогласия партнера, пытаясь понять их. При принятии совместного решения в согласительной фазе главными являются смягчение и возможное устранение противоречий между отобранными вариантами решения проблемы, поиск компромисса или хотя бы условного согласия между партнерами. При этом происходит взаимное блокирование определенных психологических побуждений партнеров, взамен которых появляются новые, приносящие удовлетворение больше своей результативностью.

2. Проекция, состоящая в наделении других людей собственными чувствами, не приемлемыми с точки зрения «Сверх-Я», может найти проявление в контактной фазе делового общения. Доброжелательность, улыбка, небольшой наклон головы в сторону партнера нейтрализуют возможные негативные эмоции партнера. побуждают его к общению.

3. Такой механизм психологической защиты, как рационализация (поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить те или иные действия), встречается довольно часто в диалоговой фазе делового общения. Здесь важна не только психологическая направленность на партнера, но и умение слушать и убеждать его. Использую приемы нерефлексивного и рефлексивного слушания, можно частично ослабить психическое противодействие партнера определенной тактикой перефразирования и аргументации. Если же обсуждение проблемы затягивается, следует сделать паузу, оставив тем самым открытыми возможности для дальнейшего делового общения.
2 МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ К. ЮНГА

Разделяя общий фрейдовский подход к психике личности как многоуровневой, Карл Юнг в отличие от Фрейда отвергает пансексуалистскую трактовку либидо как основу поведения личности. основным проявлением психической структуры личности и источником ее конфликтов в общении, по мнению Юнга, выступает не либидо, а «психическая энергия как таковая». Под этим понятием Юнг подразумевает все более или менее определенно выраженные и оформленные «душевные побуждения или силы», энергия которых рождается из взаимодействия противоположностей, подобно энергии физических явлений. Подчеркивая своеобразие психической энергии, ее несводимость к биохимическим процессам мозга, Юнг настаивает на ее личностной природе, которая, однако, не творится человеческим индивидуумом по произволу, а, напротив, сама преформирует (преобразует) его в процессе пробуждения феномена сознания.

При этом в качестве фундамента психики индивида, придающего определенную форму ее содержанию, выступает коллективное бессознательное, составляющее наиболее глубинный уровень бессознательного и существенно отличное от личностного бессознательного.

2.1 Коллективное бессознательное и архетипы

Гипотеза Юнга о коллективном бессознательном, ставшая качественно новым моментом в трактовке психической структуры личности, обусловила и своеобразие его подхода у пониманию соотношения и взаимосвязи элементов и систем психики индивида. Наиболее обстоятельное обоснование этому феномену психики было дано Юнгом в статье «Понятие коллективного бессознательного», в которой он кратко определил содержание и психологическое значение коллективного бессознательного.

Характеризуя его как такую психическую систему, которая имеет «коллективную, универсальную и безличную природу, идентичную у всех индивидов», Юнг выделяет следующие его особенности:

1. Своим существованием коллективное бессознательное обязано исключительно наследственности;

2. Оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально;

3. Его содержание в основном представлено архетипами — буквально предшествующими формами, которые лишь вторичным образом становятся осознаваемыми.

Архетипы столь близки инстинктам, что можно предположить, что они являются бессознательными образами самих инстинктов, или «образцами инстинктивного поведения». Являясь регулятором психической жизни, архетипы выступают как априорные формы психической деятельности людей и возникают спонтанно.

Юнг отмечает, что архетипов ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отчеканило этот опыт на нашей психической конституции — не в форме заполненных содержанием образов, но прежде всего как форм без содержания, представляющих только возможность определенного типа восприятия и типа действия.

По мнению Юнга, активизация архетипа происходит, когда возникает ситуация, соответствующая данному архетипу. Тогда, подобно инстинктивному влечению, архетип вопреки всякому разуму и воле прокладывает себе путь. При этом конкретная форма архетипа реализуется символическим путем через архетипический образ в психике индивида. Архетипические образы обнаруживают себя через определенные символы в сновидениях («непроизвольных, спонтанных продуктах бессознательной психики»), в фантазиях художественного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса при расстройствах психики.

В практике делового общения архетипические образы коллективного бессознательного представляют интерес не только в смысле постижения особенностей спонтанных проявлений психики партнера, но и в том, что эти проявления помогают обнаружить определенный (свойственный именно данному партнеру) символизм передаваемой им информации. Замещение этого символизма возможно и в разного рода сублимальных психических реакций, приносящих определенное удовлетворение в процессе общения.

Следует отметить, что Юнг связывает архетипические образы со спонтанным, непроизвольным проявлением нравственных эмоций, к примеру, такого эмоционально-ценностного феномена, как совесть. В статье «Совесть с психологической точки зрения» Юнг отмечает, что моральная оценка какого-либо действия индивида не всегда может быть им осознана. Она может функционировать без всякого участия сознания на уровне символического образа, вызванного определенным архетипом. При этом могут отсутствовать так называемые «муки совести», но сам возникающий символический образ может указывать на возможную нечистоту или аморальность какого-либо действия или поступка.

Юнг приводит в связи с этим пример с бизнесменом, которому была предложена очень выгодная и внешне серьезная и честная сделка, казавшаяся ему вполне приемлемой. Увидев следующей ночью во сне свои руки, по плечи покрытые грязь, бизнесмен почувствовал неуверенность и обратился к Юнгу за советом. Очень неохотно вняв совету Юнга прекратить сделку, бизнесмен вскоре убедился, что в противном случае он бы понес колоссальные убытки. В данной ситуации, проявившейся в бессознательном, символический образ (руки по плечи покрытые грязью) обратил внимание на возможную нечистоту сделки.

На этом примере Юнг показывает автономность проявления акта совести в бессознательном и делает вывод, что моральная реакция как архетипический образ изначально присуща психике индивида. Моральный же закон есть более позднее, закрепленное в традициях следствие морального поведения.

Различие между совестью (моральной реакцией) и нравственным кодексом (моральным законом) становится еще очевиднее, когда происходит столкновение долга и совести. Здесь Юнг ставит под сомнение истинность кантовского категорического императива, согласно которому следование долгу придает поступку нравственный характер. Истинная и подлинная совесть, по мнению Юнга, может возвышаться над моральным кодексом и не подчиняться его решениям.

В большинстве же индивидуальных случаев совесть проявляется как моральная реакция на действительное или замышляемое отклонение от нравственного закона. А поскольку эта моральная реакция в лучшем случае лишь частично осознана, то при всей своей моральности она не может претендовать на этическое значение. Это значение совесть приобретает тогда, когда она рефлексивна, то есть включена в сознательное обсуждение.

В практике делового общения при коллизиях долга и совести Юнг советует отдавать большее предпочтение своему внутреннему голосу совести, как первичному, более древнему феномену, авторитет которого всегда стоял выше человеческого рассудка. В связи с этим положением Юнга желательно и в деловом общении больше обращать внимание на непроизвольные, спонтанные жесты партнера, не совпадающие с вербальной информацией. А в сложны конфликтных ситуациях прислушиваться и к своим внутренним интуитивным спонтанным психическим ощущениям.

Это важно еще и потому, что в партнерских отношениях делового общения возможно проявление так называемой синхроничности. Феномен синхроничности, по мнению Юнга, состоит в том, что любой психоидный архетип не только имеет тенденцию локализоваться в отдельной личности, но и воздействовать на ее ближнее окружение «через подпороговое восприятие мельчайших признаков данного аффекта». В этом феномене обнаруживается коллективная природа психоидного архетипа, ведь коллективное бессознательное в отличие от личностного, идентично у всех личностей. Поэтому при общении с деловым партнером, у которого имеются активированные бессознательные содержания (к примеру, эмоционально окрашенные ощущения страха, угрызения совести), возможно параллельное проявление таких же психических переживаний и у другого партнера, который склонен неосознанно приписывать эти моральные реакции себе самому.

Коллективное бессознательное неразрывно связано с личностным бессознательным и вместе с ним и другими системами психики образует единую психическую структуру личности.

2.2 Самость и четыре системы психики

Интегрирующий центр этой структуры — архетип единства и целостности — Юнг обозначил как das Selbst — Самость. Выступая как интергирующиее начало психики, Самость призвана в своих пределах объединить все противоречивые взаимодействия психической структуры, выразить психическую целостность и обеспечить ее реализацию в качестве субъекта. Становление самости происходит в процессе индивидуации — такого психического развития, которое реализуется лишь во второй половине жизни, когда индивид освобождается совсем от родительских уз и обретает новое единство сознания с бессознательным.

По мнению Юнга, Самость можно представить в виде определенного геометрического символа, кратного четырем и имеющего круговую структуру с гипотетическим центром между сознательным и бессознательным. Поэтому согласно Юнгу, Самость объединяет четыре системы психики:

· Jch («Я»)

· Persona («Персона», «Маска»)

· Schatten («Тень»)

· Anima и Animus («Образы женщины и мужчины»)

Первая система психики — система «Я», составляет самую малую часть психики, как целого, выступает центром сознания и именно к ней стекает весь поток осознаваемых психических переживаний. Для нее, по мнению Юнга, характерны узость, дискретность, степень ясности и малое и информационное содержание.

Представляя в значительной своей части процессы отображения органами чувств внешнего и внутреннего мира, система «Я» способна нести в себе автономные комплексы психических данных. Эти комплексы включают определенные группы последовательно связанных друг с другом идей и образов, сконцентрированных вокруг центрального ядра. Образуя единство из множества «сознаний органов чувств», система «Я» также представляет собой целостный автономный комплекс, который «осознает лишь меньшую часть из того, что слышит и видит».

В содержание системы «Я» входят психические процессы апперцепции, чувствования, предвосхищения, а также процессы мышления, воли и влечений.

Система «Я» включает в себя и психические процессы личностного самопознания. Однако каждый индивид располагает лишь весьма ограниченным самопознанием, так как сознанию «Я» ведомы только его осознанные психические содержания, но не как не бессознательные.

Действительно психическое состояние «Я» остается большей своей частью сокрытой как от самой личности, так и от ее социального окружения. К тому же личность может спутать познание самой себя с тем, что известно о ней в ее социальном общении.

Вторая система психики — «Персона» («Маска»).

В нее Юнг включил психические процессы, связанные с социальным лицом личности, принятые ею по отношению к другим индивидам. Если основными принципами первой системы «Я» являются отражение и рефлексия, то в системе «Персона» главным принципом выступает адаптация к внешнему социальному миру.

В отличие от системы «Я», представляющей собой монистическую фазу развития сознания, «Персоне» присуща двойственность, дуалистическое состояние. По своему содержанию «Персона» слагается из противоречивых элементов психики, одни из которых основаны на личностных пристрастиях индивида, другие же образованны на основе социальных ожиданий от это личности. Поэтому Персона всегда выступает как некий компромисс между этими двумя психическими процессами. Результатом этого компромисса становится социальные роли, которые играет личность в обществе. В качестве психических элементов «Персоны» выступают персонифицированные аффекты, установки, идеалы, сентенции, которые в свою очередь «овладевают» личностью и могут привести ее к сильнейшим потрясениям. К таким потрясениям можно отнести: «личностную инфляцию» (отчуждение личности путем ее «разбухания» — отождествления с группой), «синдром ригидности» (проявление избыточной защищенности личности), «диссоциации» (нарушение связи осознанных психических процессов с бессознательными, которое может привести к фрагментированию личности на отдельные комплексы).

В практике делового общения процессы апперцепции связаны с личностными особенностями психической деятельности партнеров. Каждый из партнеров в деловом общении оказывается как бы между двумя противостоящими друг другу установками; между познанием (восприятием информации) и пониманием личности партнера. Идеальное понимание ведет к лишенному познания сопереживанию и требует уподобления двух различных личностей партнеров. при этом раньше или позже один из них обнаруживает, что он вынужден жертвовать собственными личностными интересами. Напротив, очевидное достоинство познания (восприятия информации) вызывает психическое противодействие со стороны партнеров, так как чем схематичнее их общение, тем меньше шансов на понимание партнерами друг друга. Возникает риск парадокса. К тому же любая односторонность общения психологически компенсируется бессознательными подрывными тенденциями. В таких сложных ситуациях делового общения желательно доводить личностное понимание до равновесия с восприятием информации. Понимание же «любой ценой» вредит обоим деловым партнерам. В некотором равновесии нуждаются также психические процессы чувствования и мышления, возникающие в деловом общении. Разумная аргументация является возможной и перспективной до тех пор, пока эмоции партнеров не превысили некоторой критической для данной деловой ситуации точки. Стоит температуре аффектов партнеров превзойти эту критическую точку, как действенность разума и аргументации начинает отказывать. В практике делового общения разлад с «Персоной» может привести к конфликтным ситуациям. Он вызывает чувство неудовлетворенности, а поскольку его внутренний источник не осознается, то причины, как правило, проецируются на делового партнера. Коллизии и столкновения между партнерами могут быть вызваны различием и в темпах адаптации их «Персон» к ситуации делового общения или же проявлением направленного психического давления одного из партнеров.

Третья система психики — «Тень». С наличием в психике этой системы связаны имеющие существенное значение неосознанны, спонтанные психические воздействия, исходящие из внутреннего субъективного мира партнеров. «Тень» является первичным уровнем бессознательных психических процессов, представляя собой личностное бессознательное. По своему содержанию она включает такие представления и восприятия, которые либо потеряли свою силу и оказались забытыми, либо «из-за слишком малой интенсивности никогда не достигали сознания…». При этом они несут в себе не только негативное содержание, но и такие дремлющие психические силы, которые обладают большой динамикой и могут привести личность либо к росту, либо к катастрофе. Все зависит «от подготовленности установок сознания».

Юнг считает, что личность никогда не может «перепрыгнуть» через собственную Тень или «обмануть» ее. Напротив, признание собственной Тени необходимо личности для осознания собственного несовершенства. а такое осознание требуется для установления человеческих отношений, для общения с себе подобными, понимания взаимной зависимости людей, нужды в их помощи и поддержке. Если же личность имеет «завышенные идеалы», считая себя более совершенной, то тем самым она непроизвольно уничтожает других или ставит их в подчиненное положение.

По мнению Юнга, «показывать» человеку его «Тень» очень полезно. Тогда он лучше осознает и светлую сторону своей личности. Находясь между этими двумя противоположностями, воспринимая одновременно свою Тень и свой Свет, «личность неизбежно ощущает и собственную Самость».

Четвертая система психики  — «Анима» и «Анимус». Тень, входящая в личностное бессознательное, неразрывно связана с коллективным бессознательным — самой глубинной системой психики личности. Эта система включает многочисленные архетипические образы, в том числе и такие, как Анима и Анимус (образы женщины и мужчины).

Выступая как архаичные формы психических феноменов, образы Анимы и Анимуса каждый раз воспроизводятся в индивидуальной структуре личности. Анима представляет собой автономный архетипический образ в мужской личности, воспроизводя в его психической структуре женское начало. Анимус — это первообраз мужчины в психике женской личности. Распознать эти образы можно тогда, когда они спроецированы в каком-либо индивиде и помимо его воли выражаются в нем. Так, Анима, накопленная в бессознательном в мужской личности, прорывается наружу в виде иррациональных чувств: сентиментальности, необузданной эмоциональности, тогда можно говорить о психическом синдроме «одержимости Анимой».

Напротив, в женской личности, если прорывается наружу Анимус, это приводит к иррациональным суждениям, часто необдуманным и нелогичным, или к излишней сдержанности. В деловом общении Анима может проявиться в порыве излишней эмоциональности у партнера-мужчины или в жесткой аргументации и ригидности у партнера-женщины.

Взаимосвязь всех четырех типов систем психики в модели психической структуры, обоснованной Юнгом, можно образно представить на рисунке (рисунок 2.1).

Схема наглядно показывает, что, в отличие от Фрейда, Юнг выводит сознание из бессознательных психический процессов, которые и «придают определенную форму содержаниям психики». Возможные конфликты, возникающие на стыке систем, приводят к дестабилизации Самости, она может проявиться в утрате Персоны, в «личностной инфляции» (при идентификации личности с коллективом или группой как субъектами деятельности), в недооценке своей Тени, в одержимости Анимой или Анимусом и других возможных потрясениях личности.

Возникающие в психической структуре комплексы Юнг связывает с определенной направленностью психики личности, ее доминирующими установками. В качестве таких установок он выделяет интроверсию и экстраверсию, которые «характеризуют предрасположенное реагирование психики индивида и тем самым определяют не только образ действия и вид субъективного опыта, но и характер бессознательной компенсации.

У экстраверта психическая энергия почти вся направлена в сторону объекта, поэтому он больше ориентирован на то, что происходит вне его. Он не только легко вступает в общение, но и может соотносить свои личностные суждения с мнениями других.

Для интроверта характерно некоторое негативное отношение к объекту. Он больше ориентирован на свои собственные ощущения и оценку объекта, чем на сам объект как таковой. Психическая энергия интроверта направлена вовнутрь, она рефлексивна.

У экстраверта ведущим является правое полушарие головного мозга, так как оно ориентировано на текущее время и пространство. У интроверта ведущим является левое полушарие, связанное с внешним миром более опосредованно.

В практике делового общения экстраверт активен, деятелен, его волевой импульс направлен на делового партнера. Он даже склонен идти на риск, но зависимость от внешних условий, объективных факторов деловой ситуации всегда ограничивает его возможности.

Интроверт

старается отгородиться от обилия информации, исходящей от партнера, и в своих решениях и поступках ориентируется на собственные установки.

Типология Юнга, включающая интровентированную и экстровентированную установки психики личности, была дополнена им введением дополнительных различий внутри этих типов четырех психических функций: мышления, эмоций, ощущения, интуиции. Соответственно в типологии личностей он выделил: мыслительный, эмоциональный, ощущающий, интуитивный типы. Каждый из этих типов личностей ориентирован в своей деятельности на соответствующие психические функции.

В практике делового общения мыслительный тип личности более склонен анализировать информацию, требователен к своему партнеру, предпочитает скрывать свои эмоции и чувства.

Эмоциональный тип личности, напротив, способен воздействовать на партнера своими эмоциями и сам легко поддается такому воздействию. Он более склонен идти на компромиссы, но обидчив и может воспользоваться этим средством воздействия на партнера.

Ощущающий тип быстро ориентируется в ситуации делового общения, уверен в себе, реалистичен и не склонен заключать такие соглашения, которые не обещают практических результатов.

Интуитивный тип долго размышляет при принятии решений, склонен к колебаниям, сомнениям, проявляет беспокойство о будущей реализации делового соглашения.

Рисунок 2.1 — Модель психической структуры личности в концепции К.Г. Юнга



3 ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ И КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПСИХИКИ ЛИЧНОСТИ

3.1 Закон конгруэнтности К. Роджерса

Особое значение в деловом общении имеет закон конгруэнтности, наиболее обстоятельно разработанный в концепции американского психолога Карла Роджерса — одного из основателей гуманистической психологии. В отличие от Фрейда и Юнга, Роджерс при рассмотрении психики личности опирается на принцип ее самоактулизации. Согласно этому принципу основной мотив поведения личности — стремление к самоактулизации. Она состоит в реализации личностью своих способностей с целью сохранить жизнь, сделать себя более сильной, а жизнь — более удовлетворяющей ее.

Самоактулизация происходит в борьбе и преодолении препятствий в личной и социальной жизни. Ей более свойственны открытость, опора на себя, а не инертность, не защитные психологические реакции.

Самоактулизация личности происходит и в межличностном общении, где процессы оценивания, понимания и сопереживания могут привести к более тесному психологическому взаимодействию. При этом общение является более согласованным тогда, когда у обоих партнеров наблюдается «соответствие опыта, осознания и сообщения», т. е. конгруэнтность.

В практике делового общения чем больше партнер А воспринимает общение со стороны партнера В как соответствие опыта, осознания и сообщения, тем больше их последующее взаимодействие будет отвечать психологической согласованности и взаимной удовлетворенности. Так формулирует закон конгруэнтности К. Роджерс. при этом он отмечает, что игнорирование данного закона ведет к ухудшению психологической согласованности в действиях обоих партнеров.

3.2 Концепция психики личности Дж. Келли

Совершенно иной подход к пониманию психики личности, отличный от фрейдистского и гуманистического подходов, предложил американский психолог Джордж Келли, представитель когнитивного направления в психологии. Это направление выявляет влияние рациональных и интеллектуальных процессов психики на поведение человека. Оно придает особое значение когнитивным процессам — мышлению, осознанию, воображению, понятиям, суждениям, интеллекту.

Свою оригинальную концепцию психики личности Келли назвал теорией личностных конструкторов. Она рассматривает человека как ученого — исследователя, который судит о своем окружении, о жизненных ситуациях с помощью определенных понятийных систем — моделей интерпретаций действительности. Келли обозначил их как «личностные конструкты».

По своему содержанию личностный конструкт — это, как пишет Келли, набор идей, понятий, суждений, которые использует человек, чтобы осознать интерпретировать или предсказать свой опыт. Если конструкт помогает человеку прогнозировать жизненные ситуации, он сохранит его. Если же прогностическая эффективность конструкта мала, то он будет подвергнут пересмотру или вообще отброшен. У каждого человека складывается своя собственная уникальная система конструктов, и люди отличаются друг от друга этими системами.

В практике делового общения если деловые партнеры по-разному интерпретируют одно и то же событие, то это означает, что каждый из них воспринимает его с помощью своих личностных конструктов, необходимых ему для создания непротиворечивой картины мира. Чтобы понять партнера, надо знать что-то о его личностных конструктах. Осмысление психологических качеств личности каждым из партнеров происходит в терминах схожести и контраста («дружеский — враждебный», «умный — глупый», «мужской — женский», «хороший — плохой»).

Келли предполагал, что в основе формирования личностных конструкторов лежит когнитивный процесс наблюдения сходства и различий.

При этом в когнитивном акте необходимо присутствие трех элементов, два из которых должны быть схожи в пределах одного и того же контекста, а третий — отличаться от первых двух (например, партнеры Иванов и Петров — честны, а Сидоров — нет).

То есть все личностные конструкты биполярны и дихотомичны. Подобно магниту они имеют два противоположных полюса: полюс сходства (эмерджментный полюс) и полюс контраста (имплицитный полюс).

Каждый конструкт имеет свой определенный диапазон применимости. Так, конструкты «хороший — плохой», «честный — нечестный», имеют широкий диапазон применимости в деловом общении, поскольку они предполагают множество деловых ситуаций, требующих личностных оценок.

Келли предложил и свою типологию конструктов, среди которых важное значение для делового общения имеют упредительный и констелляторный конструкты. Упредительный конструкт стандартизирует (упреждает) элементы жизненного опыта по типу мышления ригидного (жесткого) человека. Примерами упредительных конструктов могут служить этические («упрямец», «лжец», «делец») или этнические («кавказец») ярлыки, которые присваиваются деловым партнерам. Констелляторный конструкт ограничивает возможности для возникновения альтернативных мнений и суждений. Он подобен типу шаблонного, стереотипного мышления. К примеру: «Если деловой партнер — продавец автомобилей, то он скорее всего, нечестен и склонен в махинациям»

В практике делового общения большой интерес для делового общения имеет предложенная Келли модель действий человека перед лицом новой или неопределенной ситуации. Келли обозначил эту модель как цикл О-В-И (ориентировка — выбор — исполнение).

Сущность его состоит в последовательном обдумывании нескольких возможных конструктов и выбора того из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации. Деловой партнер, оказавшись в неопределенной ситуации может пройти через ряд циклов О-В-И прежде чем примет решение, какой именно конструкт использовать для ее интерпретации.

Важный аспект теории личностных конструктов Келли касается психологического взаимодействия партнеров, создания между ними эффективных межличностных отношений — отношений содружества. Достигнуть их можно тогда, когда один партнер психологически ставит себя на место другого, интерпретируя при этом какую-то часть его конструктной системы. Это позволяет лучше понимать и прогнозировать настоящее и последующее поведение партнера.

В практике делового общения гармоничное психологическое взаимодействие партнеров более достижимо при совпадении их когнитивной ориентации, когда переживаемая деловая ситуация имеет для них приблизительно одинаковое психологическое значение. Важно при этом, чтобы партнеры были представителями одной культуры. Если же в деловой ситуации взаимодействуют представители разных культур, то возможно психологическое переживание «культурного шока», возникающего из-за резкого различия конструктов партнеров.

Итак, в отличие от Фрейда и Юнга, которые в трактовке психической структуры опираются преимущественно на прошлый опыт личности, Келли придает большое значение тому, как люди осознают и интерпретируют свой настоящий опыт. Отсюда следует и его вывод об общности психических процессов. Если человек интерпретирует свой опыт подобно тому, как это делает другой человек, то «его психические процессы подобны психическим процессам другого человека».

Рассматривая жизнь человека, как его деятельность и постоянное осмысление реального мира, Келли подчеркивает активность психики человека, ее способность предвидеть и контролировать жизненные ситуации в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деловое общение либо переговоры как взаимодействие предполагает, что люди (партнеры) устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность или сотрудничество.

На протяжении всей нашей жизни мы участвуем в деловом общении, обмениваемся обязательствами и обещаниями. Всякий раз, когда двум людям нужно прийти к согласию, они должны общаться.

Добиться взаимной договоренности по вопросу, в котором, как правило, сталкиваются интересы, достойно выдержать конфронтацию, неизбежно возникающую из-за противоречивых интересов не разрушая при этом отношений очень тяжело, поскольку в деловом общении могут учувствовать люди, имеющие различный опыт, различный темперамент и различное образование. Именно поэтому понимание психологической стороны делового общения очень важно.

Психологическая сторона делового общения предполагает осмысление целого ряда проблем. Это касается, прежде всего, психологических качеств личности как субъекта общения, а также психологических характеристик межличностного общения деловых людей.

Осмысление данных проблем предполагает использование многих положений обшей и социальной психологии. На их основе анализируются проблемы взаимного восприятия деловых партнеров, их коммуникативные (вербальные и невербальные) взаимодействия, проявления их разнообразных психологических состояний в процессе общения и т. д. Анализируются также психологические проблемы руководства, взаимоотношений деловых партнеров в конфликтных ситуациях и ряд других проблем.

Учитывая вышеперечисленное, в настоящее время тема «Психологическая структура личности и практика делового общения» является актуальной.

Для изучение теоретических аспектов формирования психической структуры личности и практики делового общения я рассмотрела понятие и основные модели теорий, изучающих психическую структуру личности и практику делового общения, проанализировала психоаналитическую концепцию Зигмунда Фрейда, изучила аналитическую психологию Карла Юнга, а также концепции К. Роджерса и Дж. Келли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Барташев, А.В. Психология личности и общения / А.В. Барташев. 2-е изд.- М.: ВЛАДОС, 2003. — 384 с.

2 Волошинов, В.Н. Фрейдизм / В.Н. Волошинов. 4-е изд.- М.: Республика, 2004. — 285 с.

3 Юнг, К.Г. Аналитическая психология / К.Г. Юнг. 5-е изд.- М.: Азбука-классика, 2007. — 240 с.

4 Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени / К.Г. Юнг. 5-е изд.- М.: Академический проект, 2007. — 288 с.

5 Чеховских, М.И. Психология делового общения/ М.И. Чеховских. 2-е изд.- М.: Новое знание, 2008. — 253 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector