Аналитическая психология К.Г. Юнга, архетипы коллективного бессознательного

Курсовая работа

на тему: «Аналитическая психология К.Г. Юнга, архетипы коллективного бессознательного»

Содержание

1. Биография Юнга

2. Аналитическая психология

2.1 Структура психики по Юнгу

2.2 Функции сознания

2.3 Психологические типы

3. Архетипы и основные понятия

3.1 Коллективное бессознательное

3.2 Персона

3.3 Индивидуация

3.4 Тень

3.5 Анима и анимус

3.6 Самость

3.7 Трансцендентная функция

3.8 Метод словесных ассоциаций

Заключение

Список литературы

1. Биография Юнга

На мой взгляд, необходимо рассмотреть биографию Юнга, так как многие исследователи видят определенную связь между вехами его жизни и созданной им аналитической психологии.

Карл Густав Юнг родился в небольшом Швейцарском городке Кесвиль, на берегу Боденского озера, в кантоне Тургау 26 июля 1875 года в семье протестантского священника. Когда ему исполнилось 4 года, семья перебралась в пригород Базеля. Отец уделял большое внимание воспитанию и образованию Карла и, несмотря на относительную бедность своей семьи, он нашел возможность отдать своего сына в лучшую гимназию города.

Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле. Первоначально он специализировался по внутренним болезням, ему уже было обеспечено место в престижной мюнхенской клинике. В последнем семестре нужно было сдавать психиатрию, он открыл учебник и прочитал на первой странице, что психиатрия есть “наука о личности”. “Мое сердце неожиданно резко забилось, — вспоминал Юнг в старости.Возбуждение было необычайным, потому что мне стало ясно, как при вспышке просветления, что единственно возможной целью для меня может быть психиатрия. Только в ней сливались воедино два потока моих интересов. Здесь было эмпирическое поле, общее для биологических и духовных фактов, которое я искал повсюду и нигде не находил. Здесь же коллизия природы и духа стала реальностью”.

С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейера. В 1909-1913 годах сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ.

3 стр., 1277 слов

Краткая биография Зигмунда Фрейда

... Венского университета. Позже Фрейд работал в психиатрической клинике Теодора Майнерта. В возрасте 29 лет он прошел по конкурсу на место ... описал в свой первой работе "толкование сновидений" в 1900 году. В дальнейшем теория психоанализа видоизменялась. К понятию "либидо" добавились ... Альфред Адлер и К. Г. Юнг. Термин "психоанализ" был введен 3. Фрейдом в 1896 году в статье об этиологии неврозов. ...

После того, как весной 1909 года Юнг оставляет свой пост врача в клинике Бургхельцли, он открывает собственную частную практику и принимает пациентов в приемной своего дома в Кюснахте — куда переехал в 1906 году, через три года после свадьбы.

В 1911 году Юнг выходит из Международной психоаналитической ассоциации и отказывается от техники психоанализа в своей практике.

Разрыв с Фрейдом произошел, после того как Юнг опубликовал работу «Либидо, его метаморфозы и символы», в которой он впервые определил теорию об общности бессознательного личности и бессознательного общего (коллективного бессознательного), впоследствии развитую им в теорию коллективного бессознательного и архетипов, ставшей основой для всей аналитической психологии. Примечательно, что работа состоит из двух частей: первой, фрейдистской направленности и второй, юнгианского толка.

Анализируя Фрейда и лидера другого отколовшегося течения, Адлера, а также основываясь на богатом фактическом материале, полученным им за время работы в психиатрии, Юнг определил два основных психологических типа, «установки» экстраверов (примером являлся Фрейд и тяготение его учения к внешнему) и интроверов (примером являлся Адлер, концентрирующийся на внутреннем мире, выводящий свою теорию из внутренних противоречий личности).

Впоследствии он развил и дополнил типы. Эта классификация востребована и по сей день, множество его последователей перерабатывают ее и создают модификации.

После разрыва с Фрейдом Юнг переживал кризис, преодоление которого впоследствии легло в создание им принципа индивидуализации.

В 1935 году Юнг был назначен профессором психологии швейцарской политехнической школы в Цюрихе. Тогда же он становится основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии. Ряд историков обвиняет Юнга в сотрудничестве с нацистским режимом и Государственным институтом психотерапии, курируемым Германом Герингомю. После прихода к власти нацистов в 1933 году Юнг вошёл в правление Немецкого психотерапевтического общества (Allgemeine Дrztliche Gesellschaft fьr Psychotherapie).

Его работа 1936 года «Wotan» об арийской мифологии, где Фюрер назван «медиумом коллективного бессознательного», была высоко оценена Гитлером, а её автор был назначен президентом Немецкого психотерапевтического общества. С 1933 по 1939 год издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям»

В апреле 1948 года в Цюрихе был организован Институт Юнга. Институт вёл подготовку на немецком и английском языках. Сторонники его метода создали Общество аналитической психологии в Англии и подобные общества в США (Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе), а также в ряде европейских стран.

В Кюснахте Карл Густав Юнг умер в своем доме 6 июня 1961 года.

2. Аналитическая психология

2.1 Структура психики по Юнгу

По К. Юнгу, психика человека включает три уровня: сознание, личное и коллективное бессознательное. Определяющая роль в структуре личности отводится коллективному бессознательному, которое имеет врожденный характер и образуется из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов.

Юнг представлял психику человека в виде диаграммы «наша ментальная сфера выглядит наподобие светящегося глобуса. Поверхность, из которой выходит свет, является доминирующей функцией личности».

8 стр., 3584 слов

Сознание и личность

... в трудах философов; 3. Изучить взаимосвязь категорий «сознание» и «личность» в жизни человека. сознание философия личность 1. Категория «сознание» в философии В настоящее время существует множество ... исследования - на основе диалектического метода исследовать взаимосвязь философских категорий «сознание» и «личность». Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Исследовать ...

На диаграмме в качестве периферической функции выступает ощущение. Второй круг — мышление. Затем идет чувство и интуиция. Все вместе они образуют эктопсихическую систему. Следующая сфера в диаграмме представляет сознательный ЭГО-комплекс, к которому обращены функции: память, субъективные компоненты сознательных функций, эмоции и аффекты, инвазии — эндопсихическую систему.

Суть диаграммы по Юнгу — показать увеличения бессознательного от периферии к центру и место индивидуального бессознательного в составе коллективного бессознательного. «…энергия или интенсивность ЭГО-комплекса, манифестирующая себя в волевом усилии, уменьшается по мере приближения к темной сферебессознательному».

«Сознание предмет чрезвычайно своеобразный. Это явление дискретно по своей природе. Одна пятая или одна третья, возможно даже одна вторая, часть нашей жизни протекает в бессознательном состоянии. Целиком бессознательно раннее детство человека. Каждую ночь мы погружаемся в бессознательное, и только в периоды между просыпанием и сном более или менее ощущаем себя в сознательном состоянии. До некоторой степени является проблематичным и сам факт ясности или, иначе, степени сознания. Предполагается, к примеру, что десятилетний мальчик или девочка обладают сознанием, но легко можно доказать, что здесь налицо специфический вид сознания, сознания, в котором рефлексия своего „Я» может не участвовать; сознание ЭГО отсутствует».

Кроме того, Юнг полагает, что сознание наращивается. Причем как в периоде онтогенеза, так и в период филогенеза — чем древнее существо, тем меньше его сознание, а животным в сознании Юнг и вовсе отказывает. Существует интересная теория — что качественный скачок в увеличении сознания произошел с появлением печатного станка и постепенным распространением книг, чтения и грамотности. До этого люди жили в мире звука, в мире «мистического участия» (participation mystique) в окружающей среде; познание мира происходило при помощи зрения, звука и прочих чувств. Термин «мистическое участие» был введен антропологом Люсьеном Леви-Брюлем и широко использовался Юнгом. Этот Термин описывает состояние сознания, которое, как полагали оба исследователя, характерно для «примитивных» людей. В этом состоянии наши мысли и чувства находятся как бы вне нас, подобно звукам физического мира. Хотя мир наполнен смыслом, истинного сознания нет, так как все сливается со всем.

«Чем ограниченнее поле сознания человека, тем многочисленнее психические содержательные элементы (образы), которые посещают его в виде как бы внешних явлений. Они могут иметь образ духов или магических сил, проецируемых на живых людей (маги, ведьмы и т. д.)… (когда это происходит, начинают говорить даже деревья и камни)…»

С распространением чтения человек познает мир через «призму» книг, буквы не передают, но трансформируют слова, человек воспринимает именно печатное слово, а не слово звуковое — этим отделяется от мира и это увеличивает сознание, так как он может абстрагироваться от внешнего мира и познавать его дискретно, со стороны.

«Сознание предмет чрезвычайно своеобразный. Это явление дискретно по своей природе. Одна пятая или одна третья, возможно даже одна вторая, часть нашей жизни протекает в бессознательном состоянии. Целиком бессознательно раннее детство человека. Каждую ночь мы погружаемся в бессознательное, и только в периоды между просыпанием и сном более или менее ощущаем себя в сознательном состоянии. До некоторой степени является проблематичным и сам факт ясности или, иначе, степени сознания. Предполагается, к примеру, что десятилетний мальчик или девочка обладают сознанием, но легко можно доказать, что здесь налицо специфический вид сознания, сознания, в котором рефлексия своего „Я» может не участвовать; сознание ЭГО отсутствует».

4 стр., 1607 слов

Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека ...

... воспитания в целостном педагог. процессе Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности мировоззрение конкретной личности   25.Личностная ... с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен объект спец.педагогики Человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого ...

«Необходимо допустить, что когда мы говорим „Я», то при этом не имеем абсолютного критерия для оценки полноты переживания этого „Я». Посему так и случается, что наше представление (реализация) ЭГО весьма фрагментарно, и лишь постепенно, во времени люди узнают все больше и больше о том, что же ЭГО означает для человека. Фактически процесс узнавания не имеет конца, длится всю жизнь, во всяком случае мы сами момент конца не фиксируем».

В то же время сознание суживается, концентрируется на познании. Так, если звуки и зрительные образы воспринимаются нами вокруг и сразу, то при посредничестве букв мы воспринимаем сознательно, поочередно, конкретно. Как ни странно при этом сознание развивается, так как уменьшается хаос бессознательного.

«Помимо всего прочего сознание характеризуется известной узостью. Оно способно нести в себе весьма малое информационное содержание одномоментно».

Юнг выделял два уровня бессознательного. Непосредственно под уровнем сознания находится индивидуальное бессознательное, состоящее из всех воспоминаний, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого.

«Мы в свою очередь психическую активность никак к источнику не адресуем и стоим на том, что сны и фантазии локализуются непосредственно „там внизу», что дает возможность говорить о ПОД-сознании, ПОД-сознательном разуме, о вещах, располагающихся ниже сознания».

Об индивидуальном бессознательном можно, при известной широте подхода, говорить, что оно соотноситься с бессознательным Id Фрейда, за тем исключением, что Юнг не принимает фрейдовский пансексуализм. Можно сказать, что индивидуальное бессознательное складывается из переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем забытых и вытесненных из сознания.

Ниже уровня личного бессознательного лежит более глубокий уровень — коллективное бессознательное, неизвестное индивиду и содержащее в себе аккумулированный опыт прошлых поколений, включая и животных предков. Коллективное бессознательное содержит в себе универсальный эволюционный опыт и составляет основу личности человека, имеет врожденный характер и образуется из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов — общих для всех людей направления идей, обобщенного опыта предков. Это не воспоминания или образы как таковые, а предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении некие универсальные стереотипы восприятия, мышления и действия в ответ на определенные события.

18 стр., 8611 слов

Особенности психических функций человека

... сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в 17-19 вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. ... «выходами» лежит процесс интериоризации, «вращивания» функции вовнутрь. Интериоризуясь, «натуральные» психические функции трансформируются и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, ...

Юнг связывает коллективное бессознательное не только с социумом, его носителем может являться и земля — так сказать, genius loci: «американец по причине того, что живет на земле аборигенов, несет в себе краснокожего индейца». Также он выделял из общего, мирового коллективного бессознательного коллективное бессознательное наций (за это он неоднократно подвергался критике, в том числе данное утверждение было использовано в качестве аргумента его привязанности к национал-социалистическому режиму и потворствованию его идеологии), объясняя этим мелкие различия в мифологии, самобытность культуры и национальных «типажей».

Например, в своих «Тавистокских лекциях» Юнг иронизировал на эту тему: «Француз при встрече обязательно скажет, что ему приятно познакомиться, даже если он готов послать вас к черту. Немец же этим, ничего не значащим приветствиям поверит. Прислав вам из магазина пару подтяжек, помимо обычной платы он будет ждать вашей любви».

Для XIX века эта теория казалась удивительно верной — ведь тогда не было такого развития космополитизма столь характерного для нашего, XXIвека, и получившего сильное развитие XX и «типажи» различных национальностей, представителей другой нации были очень выпуклы, и представляли крайность, воплощение (курсив авт.) нации, причем таковыми они представлялись для других людей (всего мира, хотя корректней говорить о Европе).

То есть можно говорить о неком архетипе. С этой точки зрения обвинения в «ненаучности» и «идеолога фашизма» в отношении Юнга столь же верны, сколь и в отношении Ницше. Проблема тут в узости мышлении, вызванной политизированной борьбой с «чуждыми» идеологиями и столь же политизированном «поиске виновных», характерной в послевоенный период в отношении Германии и период холодной войны в отношении враждующих сторон. Например, Джером К. Дж. В своей книге «трое на четырех колесах» (своего рода книге — продолжении «трое в лодке», менее популярной в наше время, на мой взгляд, как раз из-за политического оттенка) описывает англичан «…в таком виде, какой считается …обязательным, по мнению континентальных жителей».

«Милорд был высок, худ, с желтыми волосами, огромным носом и длинными торжественными бакенбардами… Поверх костюма из крапчатой материи на нем было легкое пальто до пят. С белого пробкового шлема спускалась зеленая вуаль, на боку висел бинокль, и в руке, обтянутой сине-зеленой перчаткой, он держал альпеншток… Медленно выступая… глазел по сторонам, рассматривая все подробно. У …джентльмена был в руках открытый том Бедекера; обращаясь к носильщикам, он хладнокровно тыкал их концом своего альпенштока, чтобы привлечь их внимание».

Юнг всячески подчеркивает, что базисом личности является бессознательное, в особенности коллективное бессознательное.

«Сознание похоже на поверхность или оболочку в обширнейшем бессознательном пространстве неизвестной степени мерности».

«Моя идея заключается в том, что ЭГО-это своего рода комплекс, который мы в себе заботливо взращиваем». «Важным фактом в области изучения сознания является то обстоятельство, что ничто не может быть осознано без ЭГО».

7 стр., 3472 слов

Сознание и бессознательное 2

... отражение мира в мозгу человека. 1.Сознание и бессознательное Сознание и бессознательное постоянно переплетаются во многих действиях человека, они ... которые не всегда дают идти событиям вразрез нашим чувствам. На понимании космической связи основано на множестве фактов ... образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих ...

Также можно представить структуру личности по Юнгу в связи с архетипами.

Главными архетипами являются собирательные образы матери и отца, а также архетип «Я» (Self) — самость. В личности Юнг выделяет сознание и бессознательное. В структуре сознания — два слоя: «Я для других» (Персона) и «собственно Я» (Ego).

Персона — самый поверхностный слой-маска в структуре сознания (архетип конформности).

Она включает социальные роли, посредством которых человек представляет себя другим людям и обществу. Это публичное лицо человека. Здесь большое значение придается анализу различного рода символов покрытия себя (одежда), рода занятий (орудия труда, портфель) или социального статуса (автомобиль, дом, диплом).

Все эти символы могут проявляться в сновидениях.

Ego играет большую роль в сознательной жизни человека. Являясь одним из основных архетипов личности, Ego создает ощущение осознанной связанности и непрерывности течения мыслей, чувств и действий. Хотя Ego и возникает из бессознательного, но имеет только сознательное содержание, которое образовалось из личного опыта.

В бессознательном же выделяет индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное.

Индивидуальное бессознательное складывается из переживаний, бывших когда-то осознанными, а затем забытых и вытесненных из сознания. Оно включает в себя «Тень», «Аниму и Анимус», а также «Самость», которая является центральным архетипом индивидуального бессознательного.

2.2 Функции сознания

1. Эктопсихика — связь между содержанием сознания и информационным потоком внешней среды. люди другого типа инстинктивно тянутся к внешнему миру. Юнг назвал движение наружу экстравертностью — сосредоточенностью на внешних предметах (от лат. «extra» — за пределами и «exterus» — в направлении наружу).

Экстраверт — это человек, исходное отношение к жизни у которого основывается и сосредотачивается на внешних событиях и предметах.

2. Эндопсихика — связь между содержанием сознания и процессами в бессознательном. Один тип людей инстинктивно «уходит в себя», когда к ним подступает внешний мир. Юнг назвал движение («втягивание») внутрь себя — интровертностью (от лат. «intro» — в направлении внутрь).

интроверт — тот, кто сосредоточен на самом себе, его отношение к жизни идет от внутренних ощущений.

Следовательно, оба мироощущения являются базовыми типами отношения к жизни — два противоположных полюса. Большинство четко соответствует той или другой из двух категорий, однако, относясь к категории, они не обязательно должны быть крайностными ее проявлением.

1. Эктопсихические функции сознания:

а) Ощущения. «Ощущения говорят мне, что нечто есть, они не говорят, что это, но свидетельствуют, что это нечто присутствует».

6 стр., 2732 слов

Тема 1. Возраст в сознании человека

... Хейманс (Нидерланды, Утрехт), рассматривая понятие ''задачи развития человека'' как приобретение жизненно значимой компетенции, выделяет в нем ... Моделирование На конкретных примерах покажите проявление неравномерности развития человека при расхождении возраста: а) хронологического и биологического ...

б) Мышление. «Мышление в своей простейшей форме говорит, что есть присутствующая вещь. Оно дает имя вещи и вводит понятие, ибо мышление есть восприятие и суждение» (речь идет о явлении апперцепции).

в) Чувство. «Чувство с помощью определенных чувственных тонов информирует нас о ценности вещей».

г) Интуиция. «…интуиция есть особый вид восприятия, которое не ограничивается органами чувств, а проходит через сферу бессознательного».

«В случае мыслительного типа эта сила может быть направлена к мышлению. Тогда мы должны расположить чувства внизу, под, поскольку в этом случае подчиненная функция. Это следует из того, что когда вы думаете, то должны исключить чувства, и наоборот. Когда вы думаете, оставьте ваши чувства и чувственные оценки. Чувства наиболее разрушительны для ваших мыслей. Эти две функции отрицают друг друга. То же происходит с ощущением и интуицией».

Одна из функций будет главной, доминирующей. Противоположная функция (из соответствующей пары) при этом вытесняется в бессознательное. Юнг определил ее как низшую (или, иными словами, «подчиненную») функцию.

В брошюре «Подчиненная функция, доктор Мария-Луиза фон Франц отмечает, что подчиненная функция несет мощный эмоциональный заряд. Это объясняется тем, что в ней концентрируется вся энергия, которая «отводится» в область бессознательного всякий раз, когда сознание не в силах с чем-то справиться. По этой причине люди среагируют очень эмоционально, если коснуться их подчиненной функции.

Часто трудно определить интроверта или экстраверта, но так же трудно выявить ведущую, или главную функцию человека. Это особенно справедливо для тех случаев, когда у человека очень развита его вторичная функция. В подобном случае легче бывает определить подчиненную функцию и вывести из нее главную (ведущую).

Для этого необходимо определить, какую функцию человек затрудняется успешно использовать.

Например, если невозможно определить, как определять человека, «мыслитель» или «сенситив», потому что ему хорошо удается и то и другое, то можно спросить его, к какому типу людей он относиться с большей неприязнью: к людям, привносящим чувства в деловые вопросы, или людям, у которых всегда готовы грандиозные планы. Если ему неприятно вмешательство чувств в дела, значит, он «мыслитель». Если его приводят в раздражение второе (признак интуиции) то у этого человека превалирует ощущение. Или попросить его описать личность кого-либо, кто действительно вызывает у него раздражение. С большой долей вероятности раздражающая личность будет являться носителем подчиненной функции.

Несмотря на доминирование главной функции, человек будет активно пользоваться «боковыми» функциями, т.к. они будут играть роль «сырья» и поддержки для главной. Например, если у человека превалирует мышление, то подавлена у него будет только чувство, иррациональные функции же он может развить до довольно высокого уровня, так, что их можно будет сравнить с главной. Невозможно интегрировать подчиненную функцию в личность, так как она связана с подсознательным, является «воротами» в него, а так как бессознательное, по сути, не имеет границ, то осуществить эту интеграцию невозможно.

Если прочие три функции (в данном случае это мышление, ощущение и интуиция) применяются человеком осознанно, подчиненная функция — чувство — становится подсознательной. Человек может даже перестать воспринимать мысль, что ей можно воспользоваться.

2 стр., 608 слов

Функции и роли вожатого

Способность вдохновить детей на высокие обязательства, забота о развитии и поддержке детей Вседозволенность, каждый занимается «своим делом», не думая об эффективности общей деятельности Развитию детей не придается значения, у детей нет перспектив личностного роста 2. Фасилитатор- Он должен воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение ...

2. Эндопсихические функции сознания:

а) Память — «способность репродуцировать бессознательные содержания. Связывает нас с вещами, ставшими подсознательными — подавленными или отброшенными».

б) Вторая — «субъективные компоненты сознательных функций. Это некоторая предрасположенность действовать определенным образом, и часто такая предопределенность носит недоброжелательный характер».

в) Эмоции и аффекты — «благопристойное эго регрессирует, отходит в сторону и его место занимает нечто другое».

г) Инвазии, вторжения — теневая сторона, сфера бессознательного имеет полный контроль и может нарушить условия существования сознания. «Сознательный контроль в подобных случаях наименьший».

2.3 Психологические типы

Юнг выделял два общих типа, которые назвал интровертным и экстравертным, и специальные типы, своеобразие которых получается вследствие того, что индивид приспособляется или ориентируется с помощью своей наиболее дифференцированной функции — ощущения, интуиции, мышления и чувства.

По мнению Юнга, формирование установки не является результатом онтогенеза, а является результатом индивидуального предрасположения, т.к. при однородных вешних условиях один ребенок обнаруживает один тип, а другой ребенок — другой.

Между экстраверсией и интроверсией существует отношение компенсации: экстравертное сознание сочетается с интровертным бессознательным и наоборот.

Экстраверт растрачивает свою энергию на внешний объект; интроверт — обороняется от внешних требований, воздерживается от всякой затраты энергии и тем самым создает для себя более обеспеченное положение.

Юнг выделяет рациональные и иррациональные функциональные типы.

К рациональным относятся такие типы, которые «характеризуются приматом функций разумного суждения» — функции мышление и чувство. Общим признаком обоих типов является то, что они подчинены разумному суждению, т.е. они связаны с оценками и суждениями: мышление оценивает вещи через познание, в терминах истинности и ложности, а чувство через эмоции, в терминах привлекательности и непривлекательности. В качестве установок, определяющих поведение человека, эти две фундаментальные функции в каждый данный момент времени исключают друг друга; господствует либо дна из них, либо другая.

Две другие функции, ощущение и интуицию, Юнг называет иррациональными, т.к. они используют не оценки или суждения, а основываются на восприятии, которое не оценивается и не истолковывается. Ощущение воспринимает вещи такими, какие они есть, это функция «действительного». Интуиция так же воспринимает, но не столько благодаря осознаваемому чувственному механизму, сколько благодаря бессознательной способности внутреннему пониманию природы вещей.

1. Экстравертный тип ориентируется по внешнему объекту, его решения и действия подчиняются не субъективным воззрениям, а объективным обстоятельствам; его мысли, чувства и действия зависят от объективных условий и требований окружающего мира; его внутренний мир подчиняется внешним требованиям; все его сознание смотрит во внешний мир, т.к. важные и детерминирующие решения приходят к нему из вне. «Интерес и внимание сосредоточены на объективных происшествиях и прежде всего на тех, которые имеют место в ближайшей среде. Интерес прикован не только к лицам, но и к вещам. Соответственно с этим и деятельность его следует влиянию лиц и вещей. Деятельность его прямо связана с объективными данными и детерминациями и, так сказать, исчерпывающе объясняется ими».

4 стр., 1570 слов

Сoзнательное и бессознательное в психике человека

... так или иначе, присутствует во всех психических процессах, свойствах, состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть ... множество архетипов, дав им условные и весьма своеобразные названия: Самость, Персона, Эго, Тень, Анима, Анимус, Мать, Ребенок, Солнце, Мудрец, Герой, Бог, Смерть. Основной архетип ...

Но такая обусловленность объективными факторами совсем не означает идеальную приспособленность к условиям жизни вообще.

Своей адаптивностью экстравертивный тип обязан тому, что он приспособился к определенным условиям, и не выходит за рамки объективно данных возможностей. Например, он выбирает занятие, имеющее значение для данного места и данного времени, или он производит то, что наиболее актуально для окружающей среды в данный момент, или он воздерживается от всего нового, которое не удовлетворяет интересы его среды.

Эта сторона его высокой приспособляемости имеет и слабую сторону, т.к. экстраверт ориентирует свою деятельность на фактическую сторону своих субъективных потребностей и нужд.

«Опасность заключается в том, что он вовлекается в объекты и совершенно теряет в них себя самого. Возникающие вследствие этого функциональные (нервные) или действительно телесные расстройства имеют значение компенсаций, ибо они принуждают объекта к недобровольному самоограничению».

Самое частое расстройство, выраженное в форме невроза — истерия, при которой отмечается преувеличенное отношение к лицам окружающей среды.

1.1 Экстравертные рациональные типы. К экстравертным рациональным типам относятся экстравертное мышление и экстравертное чувство. Они характеризуются тем, что их жизнь подчинена разумному суждению со стороны сознания и, в меньшей степени, зависит от бессознательной неразумности.

«Психическое отношение в экстравертной установке регулируется всегда по объективным факторам, по внешним условиям. То, что человек есть внутри, никогда не имеет решающего значения».

Разумное суждение у них представлено в сознательном исключении случайного и неразумного.

«Разумность сознательного жизневедения у этих двух типов свидетельствует о сознательном исключении случайного и неразумного. Разумное суждение представляет собой в этой психологии силу, которая втискивает в определенные формы все беспорядочное и случайное в реальном процессе или по крайней мере старается втиснуть. Этим создается, с одной стороны, известный выбор среди жизненных возможностей, ибо сознательно принимается только то, что соответствует разуму, а с другой стороны, существенно ограничивается самостоятельность и влияние тех психических функций, которые служат восприятию происходящего вокруг».

Рациональность обоих типов ориентирована объективно и зависит от объективно данного. Их разумность зависит от того, что коллективно считается разумным.

1.1.1 Мыслительный тип. Вследствие общей экстравертной установки мышление ориентируется по объективным данным. Отсюда вытекает особенность мышления: ориентированность мышления, с одной стороны, на субъективных, бессознательных источниках, с другой стороны — и это в большей степени, оно подкрепляется объективными данными, которые поставляются чувственными апперцепциями.

Экстравертное мышление не всегда конкретно. Оно может быть единым при условии, что идеи заимствованы извне, то есть переданное через воспитание, образование и т.д.

1.1.2 Чувствующий тип. Функция чувства постигает мир, оценивая явление с точки зрения того, приняты они или не приняты, приемлемы или не приемлемы. Эта функция, так же как и мышление в экстравертной установке ориентируется по объективному данному, т.е. «объект, является неизбежной детерминантой самого способа чувствования».

Юнг разделяет экстравертное чувство на позитивное и негативное. Если люди ходят в театр, на концерт или в церковь — все это относится к позитивным чувствам. Но если объект приобретает преувеличенное влияние, то позитивное влияние утрачивается и «объект ассимилирует себе данное лицо, вследствие чего личностный характер чувствования, составляющий его главную прелесть, утрачивается».

Наибольшее количество представителей экстравертного чувствующего типа, по мнению Юнга, встречаются среди женщин. У большинства из них чувство развилось до такой функции, которая уже не подчиняется сознательному контролю, но приспособлено к объективным условиям. «Чувства согласуются с объективными ситуациями и общезначимыми ценностями».

Наиболее наглядно это проявляется в выборе объекта любви: «любят подходящего мужчину, а не какого-нибудь другого; он является подходящим не потому, что он вполне отвечает субъективному скрытому существу женщины, в большинстве случаев она об этом совершенно не знает, а потому, что он отвечает всем разумным требованиям в отношении сословия, возраста, имущественного состояния, значительности и почтенности своей семьи».

1.2 Экстравертные иррациональные типы. Они основываются исключительно на опыте, а функции суждения оттеснены в бессознательное: «…они основывают весь свой образ действия не на суждении разума, а на абсолютной силе восприятия».

Употребляя термин иррациональные, Юнг, как всегда внимательно относится к значению слов и исключает неверные толкования: «Но было бы совершенно неверно в силу этого истолковывать эти типы как «неразумные», потому что они ставят суждение ниже восприятия. Они просто в высокой степени эмпиричны»

1.2.1 Ощущающий тип. Человек, принадлежащий к экстравертному ощущающему типу, в течение всей жизни накапливает опыт о реальном объекте, но, как правило, не использует его. Ощущение лежит в основе его жизненного пути, является конкретным проявлением его жизни — реальность для него состоит в конкретности и действительности, а все, что стоит выше этого «допускаются лишь постольку, поскольку они усиливают ощущение».

В то же время Юнг придает большое значение, на каком уровне развития стоит человек — от этого зависит, как выразится ощущающий экстравертный тип в поведении, характере: «по временам он бывает веселым собутыльником, иногда он выступает как обладающий вкусом эстет. В первом случае великие проблемы жизни зависят от более или менее вкусного обеда, во втором случае он обладает хорошим вкусом. Если он ощущает, то этим все существенное для него сказано и исполнено».

1.2.2 Интуитивный тип. Интуитивный тип при передаче окружающей его действительности постарается описать не фактичность материала, в отличие от ощущения, а ухватить наибольшую полноту событий, опираясь на непосредственное чувственное ощущение, а не на сами ощущения.

Несмотря на то, что по своей природе интуиция есть функция, связанная с бессознательным, «в сознании интуитивная функция представлена в виде известной выжидательной установки, известного созерцания и всматривания».

Будучи главной функцией при экстравертном типе, как полагал Юнг, интуиция в большей степени, нежели другие функции, подчиняет и подавляет «боковые», в особенности ощущение. Юнг объяснял это следующим образом: «Так как интуиция при экстравертной установке направляется преимущественно на объект, то она, в сущности, очень приближается к ощущению, ибо выжидательная установка, обращенная на внешние объекты, может с почти столь же большой вероятностью пользоваться и ощущением. Но для того чтобы интуиция могла осуществиться, ощущение должно быть в большей мере подавлено».

Этот тип направлен на будущее, он постоянно находится в поисках чего-либо нового, но как только это новое достигнуто и не видно дальнейшего прогресса, то он сразу теряет всяких интерес, становится безразличным и хладнокровным.

Юнг, благодаря присущим представителям качествам, таким как энтузиазм и «чувство нового», придает интуитивному типу большое значение — «…такой тип имеет чрезвычайное значение как в народном хозяйстве, так и в строительстве культуры. Если у него хорошие задатки, то есть если установка его не слишком эгоистична, то он может оказать необыкновенные услуги в качестве инициатора или по крайней мере поборника всяких начинаний.

2. Интровертный тип. «…интровертный тип отличается от экстравертного тем, что он ориентируется преимущественно не на объект и не на объективно данном, как экстравертный, а на субъективных факторах». У данного типа между объектом и реакцией на него «вклинивается» посредник — его субъективное мнение.

С другой стороны, информация, которую воспринимает человек из внешнего мира, в любом случае субъективна, а потому объективность восприятия экстравертным типом является довольно условным понятием. Можно, на мой взгляд, говорить о том, что в экстравертном типе этот посредник, «субъективное мнение» наличествует в минимальном, базовом количестве, обусловленным субъективностью восприятия.

Субъективным фактором Юнг называет «тот психологический акт или ту реакцию, которая сливается с воздействием объекта и дает тем самым начало новому психическому акту».

Относя себя к интровертному типу, Юнг критиковал толкование этого типа как эгоистического. Например, Фрейд очень часто подвергал различных людей обвинениям в нарциссизме (будучи экстравером, он проявил типичную нетерпимость к противоположному типу), тогда как Юнг видел в них (в большинстве) интроверов.

2.1 Интровертные рациональные типы. Интровертные рациональные типы, так же как и экстравертные, основываются на функциях разумного суждения, существенное различие — в смещении этого суждения «внутрь» и включении субъективного посредника.

2.1.1 Мыслительный тип. Интровертное мышление ориентируется на субъективный фактор, имеет определенный внутренне направленный вектор.

«Интровертный мыслительный тип … как и параллельный ему экстравертный случай, находится под решающим влиянием идей, которые вытекают, однако, не из объективно данного, а из субъективной основы. Он, как и экстравертный, будет следовать своим идеям, но только в обратном направлении — не наружу, а вовнутрь. Он стремится к углублению, а не расширению». В этом основная характеристика данного типа и его отличия от соответствующего экстравертного. Сильный недостаток объективных фактов компенсируется, по мнению Юнга, обилием бессознательных фактов, бессознательных фантазий: «Чужое влияние, которое он извне резко отклоняет, нападает на него изнутри, со стороны бессознательного».

Данный тип характеризуется определенной жизненной апатичностью, неприспособленностью с сочетанием богатого внутреннего мира, примером человека такого типа можно считать известный образ «рассеянного профессора».

«Мышление интровертного типа направлено позитивно и синтетично к развитию идей, которые все более приближаются к вечной значимости исконных образов. Но если их связь с объективным опытом ослабевает, они становятся мифологическими и для данного времени неистинными». Таким образом, Юнг говорит о ценности людей с интровертным мыслительным типом, которая ограничивается подавлением внутреннего, бессознательного начала сознания.

Человек интровертного типа любит одиночество и думает, что уединение защитит его от бессознательных воздействий. Однако это еще больше уводит его в конфликт, который внутренне его изнуряет.

2.1.2 Чувствующий тип. У людей чувствующего интравертного типа чувство имеет негативный характер и его внешнее проявление идет в негативном, отрицательном смысле. Юнг пишет: «Интровертное чувство старается не приноровиться к объективному, а поставить себя над ним, для чего оно бессознательно пытается осуществить лежащие в нем образы».

Таким образом, данный тип в некотором смысле стоит на границе с эгоизмом: «Тип остается нормальным до тех пор, пока эго чувствует себя ниже уровня бессознательного субъекта и пока чувство раскрывает нечто более высокое и более властное, нежели эго. Хотя бессознательное мышление архаично, однако оно при помощи редукций успешно компенсирует случайные поползновения возвести эго до субъекта».

Человек чувствующего типа обычно замкнут, молчалив, не склонен идти на контакт. В конфликтах они принимают либо резко отрицающую позицию, либо демонстрирую полнейшее безразличие.

«В большинстве случаев они молчаливы, труднодоступны, непонятны, часто скрыты под детской или банальной маской, нередко также отличаются меланхолическим темпераментом».

Интересно то, что мыслительный интравертный тип Юнг больше относил к мужчинам, а интровертный чувтвующий — к женщинам, что можно объяснять как влияние соответствующих паттернов, архетипам самости, анимуса и анимы. С другой стороны, Юнг всегда настаивал на том, что люди предрасположены к определенным психологическим типам с рождения. В таком случае видно определенное влияние коллективного бессознательного на предрасположенность к тому либо другому типу.

2.2 Интровертные иррациональные типы. «С экстравертной и рациональной точки зрения такие типы оказываются, вероятно, самыми бесполезными из всех людей. Но если посмотреть с высшей точки зрения, то такие люди являются живыми свидетелями того факта, что богатый и полный движения мир и его бьющая через край упоительная жизнь живут не только вовне, но и внутри».

Юнг придает людям иррационального типа большое значение, так как они являются двигателями культурного развития общества. В то же время он говорит о том, что такие типы тяжело поддаются исследованию, поскольку являют исследователю только косвенные признаки, являются довольно скрытными — что сочетается усилением признаков интравертного типа внутренней, бессознательной направленностью иррациональных типов.

2.2.1 Ощущающий тип. «Интровертный ориентируется по интенсивности субъективной части ощущения, вызванной объективным раздражением».

Человек интровертного ощущающего типа передает образ, который не воспроизводит внешнюю сторону объекта, а обрабатывает его в соответствии с его субъективным опытом и воспроизводит в соответствии с ним, так в данном случае также наличествует влияние субъективного посредничества: «субъективное, возникающее из бессознательного содержание втискивается между сторонами и перехватывает действие объекта».

Юнг пишет о том, что характеристикой этого человека является как внешняя безразличность, апатия и флегматичность возникающие из за практически сведенного на нет соответствия объекту, так и богатому внутреннему миру (вообще характерному для интроверов) и склонностью к философствованию. «Такой тип легко может поставить вам вопрос: для чего люди вообще существуют, для чего вообще объекты имеют еще право на существование, если все существенное все равно ведь происходит без объекта?»

2.2.2 Интуитивный тип. Интуиция в интровертной установке направлена на внутренние объекты, которые представляются в виде субъективных образов, которые, по Юнгу, являются содержанием бессознательного. То есть, связь с бессознательным и связь с ним интуиции усиливается интровертным типом, который также ориентирован внутрь. Общие отличия экстравертного интуитивного типа от интровертного состоят в том, что первое выражает безразличие по отношению к внешним объектам, а последний — к внутренним; первое чувствует новые возможности и шагает от объекта к объекту, второе переходит от образа к образу, ища новые заключения и возможности.

Юнг считал, что из людей с данным типом получаются замечательные художнике (в самом широком смысле этого слова) и характеризует интроверов интуитивного типа следующим образом: «Когда интровертная интуиция достигает примата, то ее своеобразные черты тоже создают своеобразный тип человека, а именно мистика-мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника с другой».

3. Архетипы и основные понятия

Невозможно определить, сколько существует архетипов. По-видимому, имеются архетипы для каждого индивида, места, объекта или ситуации, которые оказывали эмоциональное воздействие на большое число людей в течение длительного периода времени.

Если существует так много архетипов, то они должны иметь иерархические уровни. Таким образом, архетип матери должен содержаться в архетипе женского. Иначе говоря, у архетипов нет четких границ; каждый архетип сливается с другим на их границе. Поэтому в своей работе я ограничусь рассмотрением основных архетипов: персоны, анимы и анимуса, тени, самости.

3.1 Коллективное бессознательное

Общее понятия коллективного бессознательного рассматривалось в части 2.1. Подробней рассматриваться оно будет именно в этой части, так как понятие архетипов неразрывно связано с понятием коллективного бессознательного.

Несмотря на то, что появление теории об архетипах связано с увиденной Юнгом общностью сновидений пациентки и основных типажей в мифологии, не следует понимать мифологических персонажей тождественно архетипам: «Архетип как таковой существенно отличается от исторически ставших или переработанных форм. На высших уровнях тайных учений архетипы предстают в такой оправе, которая, как правило, безошибочно указывает на влияние сознательной их переработки в суждениях и оценках. Непосредственные проявления архетипов, с которыми мы встречаемся в сновидениях и видениях, напротив, значительно более индивидуальны, непонятны или наивны, нежели, скажем, мифы. По существу, архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым; оно претерпевает изменения под влиянием того индивидуального сознания, на поверхности которого оно возникает (Для точности необходимо различать «архетип» и «архетипическое представление». Архетип сам по себе является гипотетическим, недоступным созерцанию образом, наподобие того, что в биологии называется «patlem of behaviour» — модели поведения)». Таким образом архетип наиболее чистом виде мы можем наблюдать или в сновидения, или, в меньшей степени, в верованиях разнообразных племен, стоящих на ранних ступенях развития.

Ввиду своей бессознательной природы архетипы практически недоступны людям ля понимания.

«На деле люди как раз потому почти никогда не задаются вопросом о значении архетипических образов, что эти образы полны смысла. Боги умирают время от времени потому, что люди вдруг обнаруживают, что их боги ничего не значат, сделаны человеческой рукой из дерева и камня и совершенно бесполезны. На самом деле обнаруживается лишь то, что человек ранее совершенно не задумывался об этих образах. А когда он начинает о них думать, он прибегает к помощи того, что сам он называет “разумом”, но что в действительности представляет собой только сумму его близорукости и предрассудков».

Юнг большое значение придает символам. Бессознательное выражает себя в первую очередь через символы. Несмотря на то что нет специфического символа или образа, полностью представляющего архетип, чем больше символ соответствует бессознательному материалу, организованному вокруг архетипа, тем более сильный, эмоционально заряженный ответ он вызывает. Юнг делит символы на индивидуальные и коллективные, особенно выделяя последние, так как они являются выражением коллективного бессознательного, поэтому часто являются религиозными образами, например крест, шестиконечная звезда Давида и буддийское колесо жизни. Символические способы выражения и образы представляют понятия, которые мы не можем полностью определить или целиком понять. Символы всегда имеют дополнительные значения, которые неясны или скрыты от нас.

Под индивидуальными символами Юнг подразумевает «обычные», являющиеся выражением того же коллективного бессознательного через призму индивидуального бессознательного и обработанные сознанием, а потому довольно далекие от «идеально» бессознательного. В частности, он доказывает, что со временем все религии обрастают индивидуальными символами взамен первозданных; то же самое происходит и с архетипами — Юнг приводит яркий пример: трансформация образа «гневного Божьего Лика» в ветхом завете, что соотносится с архетипом отца, главного Бога, в образ Бога в новом завете.

Кроме того, в «Архетипах и символах» высказывает гипотезу, что увеличение рациональности в нашем мире коррелирует с уменьшением значимости символов, что приводит к их отрицанию (гипотеза интереснейшим образом объясняет увеличение числа атеистов).

Что в свою очередь является следствием духовной маргинализации общества. Это тем более важно, что одной из проблем современной России является данная маргинализация: произошло отрицание, как советской системы ценностей, так и дореволюционной (искорененной как раз в ранние годы советского государства), а новая сформироваться не успела.

3.2 Персона

Персона — архетип, согласно К.Г. Юнгу, социальная роль, которую человек играет, выполняя требования, обращённые к нему со стороны общества. Это публичное лицо личности, воспринимаемое окружающими, оно прячет истинную суть личности человека. Персона — своеобразная маска, которую человек одевает, общаясь с другими людьми — Юнг выбрал именно это название по аналогии с масками из греческой трагедии. Она представляет его таким, каким он хочет, чтобы его воспринимало общество. Персона обычно не совпадает с подлинной личностью индивида. Понятие персоны у Юнга аналогично понятию ролевого поведения в социологии, когда мы поступаем так, как, полагаем, другие люди ожидают, чтобы мы действовали в тех или иных ситуациях. Причем в современном мире персоной становится профессия человека, его общественно-функциональная наружность: существуют определенные и общепринятые паттерны медиков, военных, химиков, физиков и пр., человека в значительной степени поглощает профессия. Персона как бы является комплексом из моделей поведения человека, его личности, выполняющих преимущественно функцию защиты. Значение персоны в защите личности — служить определенным буфером между этой личностью и внешней средой, при этом излишне слабая персона делает человека очень чувствительным, он имеет определенные трудности даже в обычных, стандартных жизненных ситуациях.

Юнг определяет место персоны на границе индивидуального и коллективного — «… персона, о чем свидетельствует ее название, является лишь маской коллективной души, той маской, что симулирует индивидуальность, заставляя других и самого ее обладателя поверить в то, будто он индивидуален, тогда как он просто играет роль, через которую говорит коллективная душа».

3.3 Индивидуация

Разбор следующих типов вне понятия индивидуации лишает их большой доли информации, которую вкладывал в них Юнг.

«Я использую выражение «индивидуация» для обозначения того процесса, который производит психологическую «индивидуальность», то есть обособленную неделимую единицу, целостность»

Процесс индивидуации в психологии Юнга в основном относится ко второй половине жизни. По мнению Юнга, первая половина жизни посвящена развитию здорового «эго», или «я», обеспечивающего нормальное существование в реальном мире. После завершения этого этапа (и только при условии успешного его завершения) во второй половине жизни человеку предстоит обратить взор на самого себя в поисках собственной, более глубокой сущности.

«Индивидуация означает: стать единичной сущностью и, поскольку под индивидуальностью мы понимаем нашу глубинную внутреннюю, предельную и ни с чем не сравнимую уникальность, стать собственной Самостью. В силу этого «индивидуацию» можно было бы переводить и как «самосозидание» или «самовоплощение«».

«Я все время сталкиваюсь с тем, что процесс индивидуации путают с процессом осознания Я, и тем самым идентифицируют Я с Самостью, в результате чего возникает безысходная путаница в понятиях. Ведь вследствие этого индивидуацией называют обыкновенный эгоцентризм или аутоэротизм. Но Самость подразумевает нечто бесконечно большее, нежели просто Я… Она в равной мере объемлет и то, и другое, и Я. Индивидуация не исключает мир, но включает его в себя».

Путь индивидуации есть последовательное преодоление, осознание и принятие тени, анимуса и анимы, самости.

3.4 Тень

Архетип тени — это некая обратная, темная сторона Я. Как Ego является центром сознания, так и тень является центром индивидуального бессознательного. Она наиболее глубоко укоренена в животном прошлом человека. Юнг считал ее своеобразным наследием низших форм жизни.

«В то время как содержимое личного бессознательного приобретается на протяжении жизни индивида, содержаниями коллективного бессознательного неизменно оказываются архетипы, присутствующие в нем изначально».

По Юнгу, при существовании определенных наклонностей, черт личности и их вынужденном вытеснении в область бессознательного (под различными причинами) они неизбежно персонифицируются: вокруг способностей, отринутых человеком и погруженных в бессознательное, формируется личность (или множество личностей).

Юнг назвал эту личность «Тень», поскольку, как и физическая тень, она представляет собой темный контур всего бытия. Причем Тень не обязательно будет активна сразу — она «будет ждать» определенных условий, при которых начнет развиваться. Важно в определении (тут снова виден пример того, с какой тщательностью и щепетильностью Юнг подходил к выбору термина) и то, что тень не относится строго ни к добру, ни к злу.

В сновидениях обычно фигуры Тени появляются впервые не в человеческом облике, а в облике монстров или чего-либо подобного. С течением времени фигуры из сновидений развиваются и обретают полностью человеческие формы — это люди одного с нами пола, но отвратительные, злые, вызывающие презрение. По прошествии некоторого времени фигуры претерпевают дальнейшее развитие и принимают облик людей, вызывающих жалость, которых мы терпим, но при этом смотрим на них свысока. Затем Тень приобретает облик наших знакомых — людей, которых мы не считаем особо значимыми в своей жизни, но принимаем как часть ее. Еще позднее «теневые фигуры» превращаются в наших друзей, родственников, возлюбленных. И, наконец, при развитом навыке интегрирования невостребованных характерных черт Тени в собственную личность, Тень не будет более персонифицироваться в бессознательном. Это означает, и Тень стала частью нас самих. При обратном подходе, сознательном подавлении своей Тени — возможны два варианта развития. Либо постоянный конфликт: тогда Тень временами будет прорываться наружу. Либо перенос Тени на кого-либо из окружения человека, причем, чем сильнее «энергия» Тени, тем меньше качества и характеристика этого человека должны соответствовать вытесненными нами. По мере того, как сознание вступает в отношения с бессознательным, выражение конкретной Тени становится более точным.

В то время как содержимое личного бессознательного приобретается на протяжении жизни индивида, содержаниями коллективного бессознательного неизменно оказываются архетипы, присутствующие в нем изначально. С эмпирической точки зрения отчетливее всего можно характеризовать те из архетипов, которые производят самое частое и разрушающее воздействие на эго. Эти архетипы тень, анима и анимус. Среди них наиболее доступна тень, с ней легче всего познакомиться на опыте, поскольку ее природа в большой мере выводима из содержимого личного бессознательного.

3.5 Анима и анимус

юнг архетип коллективный бессознательное

Архетипы анима и анимус отражают предположение Юнга, что каждый человек несет в себе определенные психологические характеристики противоположного пола. Согласно Юнгу, родитель противоположного пола оказывает основополагающее влияние на развитие анимы или анимуса ребенка. Все связи с объектами Анима отражает женские (феминные) черты в мужском характере, а анимус — мужские (маскулинные) характеристики в женском. Как и большинство других архетипов, эта пара берет начало в наиболее глубинных, примитивных слоях опыта предков человека, когда мужчины и женщины усваивали определенные эмоциональные и поведенческие тенденции противоположного пола. Анима и Анимус -это персонификация женского начала в бессознательном мужчины и мужского начала в бессознательном женщины. При этом эта персонификация не конкретная, но собирательная, комплексная: для мужчины существует единый архетип Анимы, который воплощает образы матери, сестры, дочери и возлюбленной, включая их в себя, но в то же время, являясь продуктом их соединения.

«Поскольку анима представляет собой архетип, обнаруживающийся у мужчин, то разумно будет предположить, что некий эквивалентный архетип должен иметься и у женщин; ибо как женский элемент служит компенсацией мужчине, так и мужской компенсацией женщине».

Архетипы Анимы и Анмуса, по Юнгу, существует на границе сознательного и бессознательного, но, в отличие от Персоны, имеют не внешнюю, но внутреннюю направленность; они служат средоточием всего психологического материала, который не согласовывается с тем, как именно человек осознает себя мужчиной или женщиной. Таким образом, насколько женщина осознанно представляет себя в границах того, что свойственно женщинам, настолько ее анимус будет включать те неосознанные тенденции и опыт, который она считает свойственным мужчинам.

«Естественная функция Анимуса (как и Анимы) заключается в установлении взаимосвязей между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным. В этом смысле Персона представляет собой сферу между Я-сознанием и объектами внешнего мира. Анимус и Анима должны функционировать как мосты или ворота, ведущие к образам коллективного бессознательного, тогда как Персона представляет собой своего рода мост во внешний мир».

Когда анимус и его влияние на человека осознано, анимус берет на себя роль связующего звена между сознанием и бессознательным, пока последнее постепенно не интегрируется в самость.

«Как анима, будучи интегрирована, становится Эросом сознания, так и анимус становится Логосом; и, как анима наделяет сознание мужчины соотнесенностью и способностью вступать в отношения, так анимус придает сознанию женщины способность к рефлексии, обдумыванию, самопознанию».

Юнг приписывает Аниме уклон в сторону чувства, Анимусу в сторону интеллекта, racio. Это связанно с теми признаками «настоящей женщины» и «настоящего мужчины» принятые и признанные в обществе.

«В своей первоначальной бессознательной форме Анимус является спонтанным и непреднамеренным мнением, которое оказывает главенствующее влияние на сферу чувств, Анима же, наоборот, является чувственным образованием, оказывающим влияние или дисторсию на рассудок. Поэтому Анимус проецируется преимущественно на «духовные» авторитеты или на прочих «героев». Анима охотнее использует бессознательное, пустое, фригидное, беспомощное, бессвязное, темное и многозначное в женщине… Душа, присоединяясь в процессе индивидуации к Я-сознанию приобретает у мужчин женские признаки, а у женщин мужские. Его Анима стремится соединять и объединять, ее Анимус хочет различать и постигать. Это резкое противоречие… В реальности сознания оно означает возникновение конфликтоной ситуации, даже если сознательные взаимоотношения обоих индивидуумов гармоничны.

3.6 Самость

Это единство сознания и бессознательного, которое воплощает гармонию и баланс различных противоположных элементов психики. Самость определяет функционирование целостной психики методом интеграции. Самость есть цель и результат индивидуализации. Однако неверно понимать Самость только как самосовершенствование в общепринятом смысле этого слова, как совершенствование «по пути света и добра» — Самость прелставляет собой завершенную и цельную систему невозможную без принятия Тени. Символически представляется в виде круга, квадрата, четверичности, младенца, мандалы. и так далее: «Самость это величина, управляющая сознательным Я. Она охватывает не только осознаваемую, но и бессознательную составляющую психики и в силу этого является личностью, которые являемся и мы тоже… Нет никакой надежды, что мы достигнем хотя бы приближенного осознания Самости, ведь сколько ни смогли бы мы осознать, всегда еще остается определенное или неопределенное количество бессознательного, которое тоже относится к тотальной Самости».

Самость включает в себя и сознательное и бессознательное, при этом, включая их в себя, она одновременно стоит над ними«…самость. Сущность, получившая такое наименование, мыслится не вытесняющей другую сущность, бывшую ранее известной под названием эго, а скорее на правах понятия высшего порядка включающей в себя последнюю».

Описывая Самость как надсистему, Юнг говорит о том, что, несмотря на субъективное ощущение «свободы выбора» человек явственно ощущает ее влияние, а в некоторых случаях и руководство.

Архетип может проявляться во множестве персонифицированных форм: от животного к человеческому, и о человеческого к богоподобному. Но также оно может проявляться и неперсонифицированно: в виде озер, гор, деревьев.

Для Юнга наиболее точным и полным символом, самым непосредмтвенным проявлением Самости являлась мандала.

«Архетипом человека является самость. Самость всеобъемлюща. Богкруг чей центр везде, и границ у него нет».

Мандала (санскр. «круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет. Символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд. В принципе, мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — измерение божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света. Юнг полагал, что душа человека, рисующего мандалу, таким образом, изображает себя и тем самым помогает ему развиваться по пути индивинуации. По его определениям, круг олицетворял собой конечную целостность, доступную только Самости; квадрат являл собой менее совершенный круг (круг низшего типа) и олицетворял ограниченную целостность, доступную сознанию индивидуального «эго». Мандалы как сочетания круга и квадрата отражали попытки души «заключить круг в квадрат» и синхронизировать ограниченную целостность индивида с целостностью его Самости.

Символикой мандалы обладает любой сон с присутствием темы круга и центра, так попытки обрести этот цент во сне являются следствием желания личности прийти к Самости либо решения важной проблемы.

Несмотря на внешнюю явную восточною напрвленность Юнг считал мандалу общим понятием и символом.

3.7 Трансцендентная функция

Юнг рассматривал трансцендентную функцию как наиболее значимый фактор в психологическом процессе. Трансцендентная функция — психическая функция, возникающая в результате напряжения между сознанием и бессознательным и поддерживающая их объединение; функция связи между противоположностями.

«Этот описанный только что процесс, в его целом, я назвал трансцендентной функцией, причем под «функцией» я разумею не основную функцию, а сложную, составленную из других функций, а термином «трансцендентный» я обозначаю не какое-нибудь метафизическое качество, а тот факт, что при помощи этой функции создается переход из одной установки в другую. Сырой материал, обработанный тезисом и антитезисом и соединяющий в процессе своего формирования обе противоположности, есть жизненный символ. В его надолго неразрешимом сыром материале заложено все присущее ему богатство предчувствиями, а в том образе, который принял его сырой материал под воздействием противоположностей, заложено влияние символа на все психические функции».

Идеальное «Я» (Самость) представляет собой центр, вокруг чего вращаются в совершенном равновесии сознательное Эго и бессознательная Тень. Когда сознательная личность слишком сильно отклоняется от идеала, в бессознательном формируется компенсаторная фигура Тени. Если же сознательная личность приближается к идеалу, то же самое происходит и с Тенью; Тень становится менее мерзкой и непривлекательной, больше похожей на сознательную личность.

3.8 Метод словесных ассоциаций

«Теперь займемся вопросом: как достичь темной сферы человека? Я уже говорил вам, что это можно сделать с помощью трех методов анализа-текста словесных ассоциаций, анализом сновидении и методом активного воображения. Начнем с теста словесных ассоциаций. Многим он может показаться старомодным, но я часто им пользуюсь, даже в криминальных случаях».

Методика и суть приведена в цитатах из второй и третьей «Талвистокских лекций» где он подробно останавливается на этом вопросе.

«Эксперимент прост: я читаю перечень из ста хорошо знакомых слов, а тестируемый человек должен как можно быстрее отреагировать на каждое произнесенное мной слово другим словом, своим. Объясните пациенту, что от него требуется произнести первое, пришедшее ему в голову слово. Фиксируйте время каждой реакции с помощью секундомера. Эксперимент после первого чтения повторяется снова. Вы повторяете слова-стимулы и испытуемый должен воспроизвести свои предыдущие ответы. В некоторых случаях его память дает „осечку» и воспроизведение оказывается с другим значением, либо вовсе затрудненным. Почему? Просто это слово натолкнулось на то, что я называю комплексом. Комплекс-скопление психических характеристик, отмеченных специфическим, возможно болезненным, чувством. Комплекс это то, что обычно тщательно скрывают. И тут, словно острая молния пронзает толстый слой персоны и попадает в темный пласт сознания. Человек с комплексом денег, например, запнется на словах покупать», „деньги», „платить»».

«Нарушения могут быть иного характера: реакция более чем одним словом; реакция не словесная, а выраженная мимикой, это может быть смех, движения тела, покашливание, заикание и т. д.; ассоциация может не соответствовать реальному значению стимулирующего слова; использование одних и тех же слов; использование иностранного языка; неправильное воспроизведение, когда память не срабатывает в повторном эксперименте, а также полное отсутствие реакции».

В качестве примера он приводит результаты мужчины, совершившего убийство.

Тест, изображенный на рисунке, был проведен со здоровым мужчиной тридцати пяти лет. Замечу, что я провел немало экспериментов с обычными людьми до того, как научился делать выводы из патологического материала. Если вы хотите знать, что беспокоило этого человека, взгляните на слова, вызывавшие нарушения. Свяжите их, и у вас получится неплохая история.

Итак, это был „нож», который вызвал четыре нарушенные реакции. Следующими словами-раздражителями были „копье», „ударить», „острый». „бутылка». Мне было вполне достаточно небольшой серии из пятидесяти слов, чтобы сказать: „Я не думал, что с вами могла случиться такая бела. Помните, вы были пьяны и ножом убили человека…». Потрясенный, он во всем мне признался. Этот человек был из респектабельной семьи. Будучи заграницей, он попал в пьяную ссору, в которой ножом убил человека. Он просидел год в тюрьме, но скрывал это, ибо не хотел осложнять себе жизнь.

Далее, Юнг предлагает вариант совместного теста, с помощью которого можно проводить тестирование общества, в данном случае — семьи (он называет их семейными ассоциативными тестами).

«Опишу случай, представленный на рисунках, это был несчастный брак, отец алкоголик, мать эксцентричная особа. На диаграмме видно, что шестнадцатилетняя дочь полностью повторяет тип матери. Более тридцати процентов всех ассоциаций у них было представлено одинаковыми словами. Это удивительный случай ментальной „инфекции». Матери 45 лет, замужем за алкоголиком, жизнь не удалась. У девочки такие же реакции, что и у матери. Представьте, что может случиться с ней, когда она вступит в жизнь, шестнадцатилетняя девочка, которой уже сорок пять и которая побывала замужем за алкоголиком. Скорее всего, она будет искать такого и выйдет за него замуж».

Заключение

В данной работе присутствует большое количество цитат из разнообразных работ К.Г. Юнга. Это не типично, но оправдано, так как аналитическая психология есть практически целиком творение Юнга и поэтому его описание наиболее полное и цельное: благодаря исключительной эрудиции и компетенции в изучаемых вопросах, а также вниманием к точнейшему значению смежных и созвучных понятий и подробному раскрытию терминов и определений. Вместе с тем его труды многочисленны, а некоторые довольно пространны — это и явилось причиной моей работой, которая является компиляцией некоторых наиболее значимых трудов.

Первоначально работу должен был завершать раздел мифологии, религии и символизма в аналитической психологии и их значение для социокультурных исследований. Однако ввиду своей обширности и требованиям к материалу эта тема, на мой взгляд, является основой для отдельной работы.

И, в заключение, необходимо отметить то огромное значение теории Юнга для психоанализа и психологии в частности, а также для культорологии, мифологии и истории. Особенно выделяется теория психических типов, актуальная и в наше время и являющаяся основой для создания новых типологий.

Список литературы

1. К.Г. Юнг. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. Москва, 1995 г.

2. К.Г. Юнг. Психологические типы. Под общей редакцией В. Зеленского. Москва, издательская фирма «Прогресс-Универс», 1995 г

3. Р.С. Немов. Психология. 1и 2 книга. Москва, «ВЛАДОС», 1997.

4. Сидоров П.И., Парников А.В. Введение в клиническую психологию: Т. II. Екатеринбург: «Деловая книга».

5. К.Г. Юнг. Борьба с тенью

6. К.Г. Юнг. AION

7. К.Г. Юнг. Об архетипах коллективного бессознательного

8. К.Г. Юнг. Концепция коллективного бессознательного

9. К.Г. Юнг. Психоанализ

10. К.Г. Юнг. Архетип и символ

11. К.Г. Юнг. О природе психе

12. Робин Робертсон. Введение в психологию Юнга

13. К.Г. Юнг. Тавистокские лекции

14. К.Г. Юнг. Либидо, его метаморфозы и символы

15. К.Г. Юнг. Трансцендентная функция

16. http://www.jung.su

17. http://ru.wikipedia.org/wiki/Аналитическая_психология

18. http://ru.wikipedia.org/wiki/Юнг,_Карл_Густав

19. http://jung.at.ua/

Размещено на