Статья ФИЗИОЛОГ и ПСИХОЛ КОНТИНУУАЛЬНОСТЬ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2003, том 24, № 6, с. 98-109

дискуссии =======^=

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ: КОНТИНУАЛЬНОСТЬ И/ИЛИ ДИСКРЕТНОСТЬ?1

© 2003 г. Ю. И. Александров*, Е. А. Сергиенко**

*Доктор психол. наук, зав. лаб. нейрофизиологических основ психики им. В.Б. Швыркова,

Институт психологии РАН, Москва **Доктор психол. наук, зав. лаб. когнитивных процессов, там же

Обсуждается совместимость представлений о континуальности психического с современными пред­ставлениями о закономерностях работы мозга и отдельных нейронов. Отмечается, что проблемы, которые могут возникать в связи с тем, что активность нейрона рассматривается как дискретный процесс, «продуцирующий» недизъюнктиную психику, — результат недоразумения. Приводятся те­оретические и фактические аргументы в пользу того, что при рассмотрении как нейронной актив­ности, так и психики все виды изменений могут быть охарактеризованы в аспекте континуальности анализируемого процесса. Утверждается, что в рамках системного решения психофизиологической проблемы указанные трудности не возникают, потому что психическое и физиологическое соотно­сятся не напрямую, но лишь через системные общеорганизменные процессы, не сводимые к актив­ности отдельных нейронов. Проблема непрерывности и дискретности обсуждается также с позиций теории нелинейных динамических систем. Обоснован вывод о том, что развитие поведения, которое кажется дискретным или неупорядоченным на уровне выполнения, происходит на основе процес­сов, которые сами по себе непрерывны и рассматриваются как самоорганизующиеся системы. Ав­торы считают, что приведенные ими аргументы из области психофизиологии и психологии убеди­тельно свидетельствуют в пользу того, что непрерывность — всеобъемлющий принцип, характери­зующий живое на разных уровнях его организации.

Ключевые слова: психика, нейрон, психофизиологическая проблема, развитие.

Много лет назад К. Левин [9] утверждал, что в психологии наблюдается переход от аристотете-левской к галилеевской понятийной структуре, в рамках которой группирование в оппозиционные пары заменяется группированием с помощью се­рийных понятий. Ярким примером такого перехо­да является развитие А.В. Брушлинским концеп­ции недизьюнктивности психического. Исследуя процесс формирования мышления, А.В. Брушлин-ский рассматривал его как системную дифферен­циацию. При этом «каждая из его стадий, еще не будучи полностью законченной, непрерывно свя­зана … со всеми остальными, в том числе с толь­ко еще возникающими стадиями» [6, с. 173].

23 стр., 11053 слов

Тема 2. История развития психологии

... процессы, свойства, состояния - 4. Развитие психики в онтогенезе. Периодизация психического развития - 5. Детерминация психики   6. Человек в психологии: индивид, личность, индивидуальность, субъект.   7. Проблема общественных и межличностных отношений ...

Имея в виду такой подход к анализу мышле­ния, представление O.K. Тихомирова о наличии эмоционального предрешения, ведущего к резко­му уменьшению поисковой зоны и предшествую-

1 Статья написана на основе доклада, представленного на конференции, посвященной памяти А.В. Брушлинского и O.K. Тихомирова. Москва, 22-23 мая 2003 г.

* Автор благодарит за поддержку РГНФ, грант № 02-06-00011, и Совет по грантам Президента Российской Федера­ции для поддержки ведущих научных школ РФ (проект №НШ-1989.2003.6).

** Автор благодарит за поддержку РГНФ, грант № 02-06-00180а, и РФФИ, грант № 02-06-80067.

щего осознанному решению ([22], см. также [25]), может быть рассмотрено как вклад в осуществле­ние перехода к галилеевской понятийной струк­туре. Упомянутое эмоциональное предрешение еще до появления нового знания способствует формированию глобального критерия этого зна­ния. В терминологии теории функциональных си­стем формирование данного критерия может быть описано как формирование модели резуль­тата с такими параметрами, которые позволят перейти к следующему действию в беспрерывном поведенческом континууме.

Заметим, что даже результат в поведенческом континууме не может быть рассмотрен исключи­тельно как «прерывный компонент внутри … не­прерывного процесса» [5, с. 133]. Результат дейст­вия для субъекта — есть не просто изменение его соотношения со средой, а оценка этого измене­ния, которая обеспечивается сличением планиру­емых и реальных параметров результата. Прин­ципиально важно подчеркнуть, что эта оценка не принадлежит только совершенному действию, но одновременно является неотъемлемой частью процесса организации следующего действия в континууме. Данная закономерность манифести­руется на нейронном уровне тем, что процесс

98

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ

99

обеспечивается активациями клеток, принадле­жащих системам как завершенного, так и плани­руемого действия, а также тем, что свойства этих активаций зависят от характеристик первого дей­ствия и предсказывают характеристики второго [1, 3, 7, 21]. Следовательно, «процесс» и «резуль­тат» не должны противопоставляться как прояв­ления недизъюнктивности и дизъюнктивности, соответственно.

В то же время во многих случаях, в особеннос­ти там, где психология находится в контакте с нейронауками, упомянутый выше понятийный переход осуществляется лишь на декларативном уровне. Так, например, представление о контину­альности психического не позволяет рассматри­вать возникающую на очередном этапе индивиду­ального развития систему как ответственную за «генерацию» de novo того или иного «психическо­го процесса». Однако традиционные представле­ния о функциях как отправлениях определенного субстрата и о созревании как формировании ана­томических структур, ответственных за соответ­ствующую «специфическую функцию» (сенсор­ную, моторную, активационную, мотивацион-ную, когнитивную, эмоциональную и т.д.), предопределяют и анатомическую локализацию генератора данного «психического процесса», и локализацию его появления в определенной точ­ке развития.

12 стр., 5569 слов

За аксоном-пионером устремляются другие нейроны, формируя тракты в ЦНС и ПНС.

... — образование нервной пластинки из дорсальной эктодермы. Этот процесс определяет организатор — хордомезодерма. В ходе первичной эмбриональной ... и бледной цитоплазмой — дают начало всем нейронам ЦНС. Нейроны — классический пример клеток, относящихся к статической ... терминали), содержащие синаптические пузырьки; проводит пачки импульсов (спайки) от перикариона. Покрыт глиальной оболочкой. Рост- амебоидным ...

Сложность в понимании недизъюнктивности психического может возникать также и в связи с тем, что активность нейрона рассматривается как дискретная, поскольку она представляется после­довательностью одинаковых и отдельных собы­тий — электрических импульсов нейронов — спай-ков, разделенных периодами их отсутствия. При этом возникает кажущееся противоречие, кото­рое состоит в том, что дискретный процесс (физи­ологический) «продуцирует» недизъюнктивный (психический) [8].

Если первая из упомянутых выше проблем яв­ляется закономерным следствием принятия пара­дигмы «стимул-реакция» и связанного с ней «структурно-функционального подхода» [20], то вторая — прежде всего результат недоразумения. Противоречие дискретности спайков и контину­альности психики — следствие подхода к понима­нию импульсной активности нейрона на основе данных, полученных А.Л. Ходжкиным более 70 лет назад при изучении препаратов аксонов каль­мара, содержимое которых было заменено токо-проводящим ионным раствором. Отсюда понима­ние активности нейрона как организованной по принципу «все или ничего»: спайк либо есть, либо его нет, а если он есть — то он стандартен по амп­литуде и другим свойствам. Интервалы же между спайками — ни что иное как просто их отсутствие.

Однако, даже для современного учебника такое представление не адекватно.

Еще в 50-х гг. прошлого века было показано, что спайки одного нейрона могут сильно разли­чаться по амплитуде. Амплитуда зависит, напри­мер, от пути генеза конкретного спайка: натрий-зависимые, кальций-зависимые, кальций-зависи­мые калиевые, смешанные спайки. В свою оче­редь, какой именно путь генеза инициируется (и это принципиально для целей настоящего обсуж­дения) зависит от предшествующего состояния нейрона. На рис. 1 (из экспериментов Т.Н. Гре-ченко) представлены различные по генезу спайки изолированного нейрона улитки, а также показа­но как спайки меняются при изменении состояния нейрона. На рис. 2 (из экспериментов Е.А. Кузи­ной) показано как существенно различаются по амплитуде спайки одного нейрона гиппокампа у свободно подвижной крысы. Причем амплитуда каждого следующего спайка в импульсных пач­ках этого и подобных ему пирамидных нейронов оказывается связанной с его порядковым номе­ром в последовательности. Очевидно, что выде­ление одного спайка из этой последовательности и рассмотрение его как единичного, несвязанного события, искажает реальность.

Далее, электрические импульсы — это лишь один из способов описания непрерывного метабо­лического процесса, специальное отображение одной из его стадий. Принципиально важно при этом подчеркнуть, что процессы в интервале между спайками являются значимыми, даже оп­ределяющими для формирования спайка и не мо­гут быть от него оторваны. В пользу этого поло­жения говорит множество данных. Выше уже от­мечалось, что спайковая активность клетки зависит от предшествующего спайку состояния нейрона. Известно, кроме того, что влияние на определенные синапсы, не приводящее само по себе к генерации спайков, существенно сказыва­ется на последующей генерации спайков, возни­кающих при воздействии на другие синапсы.

28 стр., 13906 слов

Физиологические основы психической деятельности

... психофизиологии. Предметом психофизиологии являются: - нейронные механизмы психических процессов, состояний и свойств личности; - связи между психической активностью человека и физиологическими процессами. Психофизиология изучает роль ... животному вещество, влияющее на механизм передачи электрохимического сигнала от нейрона к нейрону и прослеживает, как реагирует на это животное. Когда завоевала ...

С другой стороны, сама генерация спайка мо­жет быть рассмотрена как процесс, во-первых, неразрывно связанный с одновременно текущим метаболизмом клетки, а. во-вторых, влияющий на состояние нейрона и тем самым определяю­щий судьбу последующей активности. Показано, что движение ионов через мембрану, регистриру­емое в электрофизиологии как изменение ее эле­ктрического потенциала, связано с транспортом внутрь клетки ^метаболитов (например, глюко­зы), включающихся в клеточные циклы.

Что касается связи процессов, лежащих в ос­нове генерации спайка, с последующими процес­сами, то уже давно было известно, что «следо­вые», постспайковые процессы (такие, как изме­нение поляризации, ионной проницаемости)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 24 № 6 2003

7*

играют существенную роль в регуляции чувстви­тельности нейрона к последующему притоку.

В последнее время, как на препаратах, так и на бодрствующих животных показано, что потенци­ал действия, генерируемый нейроном, распрост­раняется не только в «обычном» направлении -по аксону к другим клеткам, но и в обратном на­правлении — к дендритам данного нейрона (фено­мен «обратного распространения», backpropaga-tion).

При этом его чувствительность к притоку существенно модифицируется. Изменения в дис-тальных дендритах, а также и в теле нейрона, воз­никают именно при сочетании эффектов «обратно-

го распространения» с пресинаптической импульса-цией. Обнаружено также, что интенсивность поглощения нейроном меченных изотопами амино­кислот значимо изменяется в микроинтервалах времени, приуроченных к моменту генерации спайка.

Наконец, можно еще добавить, что в послед­ние годы в понятие нейронной активности вклю­чается не только спайковая, но и геномная акти­вация [26], представленная каскадом сменяющих друг друга молекулярных превращений, напри­мер, экспрессия немедленных генов на первых этапах формирования нового элемента опыта,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 24 № 6 2003

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... передачи информации в сенсорных системах. Дивергенция и конвергенция сенсорных потоков. Рецептивное поле центрального нейрона. Топические отношения в сенсорных системах. Формирование сенсорных образов как ... анализатор. Строение обонятельного эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе.  роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно ...

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ 101

С этих позиций, в частности, может быть обос­нована необходимость отказа от распространен­ной идеи о том, что сознание и эмоция — дизъюнк­тивные психологические явления, которые имеют различные нейрофизиологические «механизмы» или «генераторы», и сформулирована единая кон­цепция сознания и эмоций [2, 23, 24]. Сознание и эмоции рассматриваются как характеристики различных уровней единой системной организа­ции поведения. При этом все системы, формиру­ющие организацию, направлены на достижение полезных поведенческих результатов, а не на «продуцирование» сознания или эмоций.

Итак, сложность и дифференцированность взаимодействия индивида и окружающей среды увеличиваются в ходе развития индивидуума. При этом любой дефинитивный поведенческий акт представляет собой одновременную реализацию систем как наиболее (на любой данной стадии развития), так и наименее дифференцированных. Это означает, что любой поведенческий акт обес­печивается одновременной активацией множест­ва нейронов, принадлежащих к системам разных уровней дифференциации. Сознание и эмоция рассматриваются как характеристики, соотноси­мые с наиболее и наименее дифференцированны­ми системными уровнями, соответственно.

2003

лежащая в основе формирования системных спе­циализаций нейронов (см. ниже) [12].

Итак, если рассматривать дискретность как концепт, относящийся к качественно определен­ным, конечным в пространстве и времени фазам движения и развития и, что существенно и часто подчеркивается, к относительно самостоятель­ным фазам, то, с одной стороны, можно говорить о том, что существуют специфические способы описания непрерывного изменения состояния нейрона, при котором выделяются определенные фазы этого изменения. Однако с другой стороны, как отмечено выше, спайки данного нейрона раз­личны и, в известном смысле, может быть выст­роен континуум амплитуд спайков и их свойств даже для одного нейрона; межспайковые перио­ды неразрывно связаны со спайковыми, т.е. спай­ки влияют на состояние нейрона в межспайковом интервале и наоборот. Поскольку идея контину­альности предполагает взаимосвязь (взаимообус­ловленность) состояний объекта, постольку описа­ние нейронной активности, следующее из совре­менного ее понимания, оказывается описанием континуальности.

Заметим, что возможность с помощью специ­альных способов описания выделить определен­ные фазы, стадии в континуальном процессе су­ществует не только в нейронауках. При описании психического также не предполагается, что оно гомогенно. Идея развития психики предполагает качественные и необратимые изменения, кото­рые могут быть рассмотрены как фазы контину­ального процесса. В обоих случаях, как при рас­смотрении нейронной активности, так и психики, все виды изменений могут быть охарактеризова­ны со стороны континуальности рассматриваемо­го процесса, который, если это необходимо для дидактических или специальных исследователь­ских целей, может быть «разбит» на отдельные события.

В определения дискретности несвязанность отдельных событий может входить как сущест­венный компонент. Однако стадии, события как при описании активности нейрона, так и при опи­сании динамики психического «онтологически неотделимы друг от друга» в отличие от «циклов функционирования машины … и в отличие от эле­ментов математического множества» [5, с. 132]. Ни­какого противоречия между нейронным и психи­ческим в рамках подобного рассмотрения не об­наруживается.

4 стр., 1926 слов

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ...

... подобранных упражнений с мячом для развития ловкости и координации движений. Объект исследования – развитие координационных способностей и ловкости. Предмет ... в двигательной деятельности детей, обуславливает развитие у них активности, самостоятельности, уверенности в своих силах. ... движениями человека, а именно: согласование разнообразных двигательных действий человека в одно целое или систему, ...

Конечно, каждая из указанных, а также другие подобные проблемы и противоречия могут быть устранены по отдельности, как это было только что показано, но более простой путь — выбор па­радигмы, внутри которой подобные проблемы не возникают.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 24 № 6 \

Материал нейронаук может быть эффективно использован в психологии в парадигме системно­го подхода. Тогда этот материал не вступает в противоречие с представлением о недизъюнктив-ности психического, не требуется локализация (ни строгая, ни динамическая) «психических про­цессов», избегается как редукция психического к физиологическому, так и использование пред­ставления о взаимодействии психического и фи­зиологического.

С позиций системного подхода функции, кото­рые описываются как достижения целостных ре­зультатов, могут быть соотнесены с целостным индивидом, но не с отдельной анатомической структурой. Развитие рассматривается как систе-могенез, а не как органогенез, связывающей по­явление новой функции (например, психической) с созреванием локальных анатомических образо­ваний.

Каждый следующий системогенез, являясь ре­ализацией генетической программы в индивиду­ально специфичной среде (в том числе — культур­ной) или новой формой актуализации генома, со­относит индивид со все более дискретным миром и обеспечивает постепенный переход от более ранних и слабо дифференцированных систем к более дифференцированным. Формирование каждой из этих систем обусловлено специализа­цией новой группы нейронов относительно дан­ной системы.

102 АЛЕКСАНДРОВ, СЕРГИЕНКО

Описываемый выше переход от низко- к высо-кодифференцированным системам, которые рас­сматриваются не как отдельные «механизмы», «продуцирующие» эмоции и сознание, а как эле­менты опыта, представляющие системные уров­ни, последовательное формирование которых обеспечивает все более дискретное соотношение индивида и среды, согласуется с рядом принципи­альных положений психосемантики сознания в интерпретации В.Ф. Петренко. Автор описывает переход от более ранних и слабо дифференциро­ванных, связанных с эмоциональным тоном кон-нотативных семантических пространств к пред­метно-категориальным денотативным простран­ствам. Специально подчеркивается, что эти пространства являются не морфологически и функционально раздельными «механизмами», а разными уровнями соотношения субъекта и ми­ра, фиксирующими этапы развития, идущего «от единого глубинного отражения к развитым фор­мам классификации» [ 10, с. 192].

В этой части единая концепция сознания и эмоций сопоставима и с представлениями, соглас­но которым соотношение индивида и среды опи­сывается как реализация холистических, гло­бальных кодов, позволяющих быстро, но очень приблизительно обработать информацию, в ос­новном неосознанно, и аналитических, использу­ющих осознанный перебор детальных признаков. При этом считается, что холистические коды эво-люционно старше аналитических и первыми фор­мируются в онтогенезе. Таким образом, в индиви­дуальном развитии осуществляется постепенный переход от холистических к аналитическим ко­дам [13, 15, 16,27]

8 стр., 3889 слов

Система воспитания и развития детей дошкольного возраста, разработанная ...

... воспитанию в детских домах». Идеи, на которых она строила свою систему воспитания детей и их развития, просты и известны. В теории И. Г. Песталоцци, в школах ... же сесть или лечь на пол или коврик. Нужно избегать задержки непосредственных движений и насилования поступков по воле другого... Путь, по которому идет самовоспитание ребенка, ...

Принципиально то, что все три упомянутых выше перехода понимаются как континуум, а не как дихотомия и что вновь появляющиеся более дифференцированные уровни не отменяют ранее сформированных и менее дифференцированных.

С позиций системного решения психофизиоло­гической проблемы психическое и физиологиче­ское не соотносимы напрямую, но лишь через си­стемные общеорганизменные процессы, которые не могут быть сведены к активности отдельных нейронов или даже отдельных мозговых струк­тур. Изоморфизм психики и активности нейрона некорректен. Не спайки отдельного нейрона, а интегративная деятельность всего мозга, взаимо­содействие его активности и активности других элементов организма в рамках качественно спе­цифических информационных системных про­цессов могут быть рассмотрены в качестве мозго­вой основы психики. Из сказанного ясно, почему в системной парадигме проблемы, подобные ана­томической локализации «психических процес­сов»или противоречию «дискретной» активности

нейронов «недизьюнктивному» психическому [8], не возникают.

Проблема непрерывности и дискретности ре­шается также в интенсивно развиваемом на запа­де подходе — теории нелинейных динамических систем (Dynamic Systems).

Основой теории дина­мических систем является то, что поведение, его развитие являются результатом функционирова­ния сложных систем, которые включают психо­логические, биологические и физические компо­ненты. Развитие видится как появление свойств целостной системы и может быть понято только в терминах сложного взаимодействия ее компо­нентов. Не может быть редукции к одному эле­менту, структуре или причине. Ключевая харак­теристика динамической системы — самооргани­зация, означающая достижение новых состояний через собственное функционирование. При не­прерывном изменении в одном или более параме­трах новое состояние может появиться спонтанно как функция нелинейных взаимодействий между компонентами системы. Существуют математи­ческие уравнения, которые могут лежать в осно­ве моделирования подобного непрерывного пере­хода от одного состояния системы поведения к другому. Например, развитие поведения, которое кажется дискретным или неупорядоченным на уровне выполнения, происходит на основе про­цессов, которые сами по себе непрерывны и упо­рядочены (например, становление словаря или первых шагов) и рассматриваются как самоорга­низующиеся свойства, типизированные нелиней­ными динамическими системами.

Применение этого подхода позволило пока­зать Э. Телен и Л. Смит [30, 31], что развитие дис­кретных моторных навыков на стадии выполне­ния связано с непрерывностью изменений шага-тельных движений как явных, так и латентных в системе взаимодействия мускульных, перцептив­ных, когнитивных компонентов, массы тела, по-стурального контроля, эффектов гравитации. Я. Мунаката [29] разработал коннекционистскую модель (вариант динамического подхода) приме­нительно к явлению декаляжа, который проявля­ется в поисковых задачах. Существует разрыв между успешностью поиска спрятанного объек­та, критерием которого являлся мануальный по­иск, и успешностью зрительного поиска исчезнув­ших объектов, который обнаруживается значи­тельно раньше [4]. Более того, многочисленные исследования показали наличие зрительного предпочтения спрятанного объекта, которое ука­зывает на существование репрезентации невиди­мого объекта (см. [15]).

3 стр., 1300 слов

Экзаменационный билет № 1 Организационно-методические аспекты ...

... Организация и содержание коррекционно-развивающей помощи младенцам в «Домах Ребенка». 13. Организация и содержание коррекционно-развивающей помощи детям с интеллектуальной недостаточностью в учреждениях системы здравоохранения. 14. Организация ... в условиях системы здравоохранения и социальной защиты для 6 курса магистратуры Организация и содержание коррекционно-развивающей помощи младенцам в «Домах ...

Традиционное объяснение состоит в том, что успех или неудача в поисковых задачах связана с представлениями о постоянстве объекта. Между этими показателями (мануального поиска и пер-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 24 № 6 2003

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ 103

цептивного ожидания), на самом деле, нет разры­ва, — он существует только на уровне выполнения. Различное поведение происходит потому, что предполагает разную степень развития релевант­ных процессов, лежащих в основе системы, ре­зультирующей внутреннюю репрезентацию. Сла­бая репрезентация постоянства объекта может быть достаточной для реализации перцептивного ожидания, а, следовательно, выполнения зри­тельного поиска, но совершенно недостаточной для управления мануальным поиском. Невклю­ченность в систему релевантных компонентов ве­дет к невозможности ее активной реализации на более сложном уровне организации.

Еще одним замечательным примером данного положения становятся эксперименты Э. Телен и Л. Смит (по [32]).

Хорошо известно, что ошибки в задаче А-не-В случаются, когда младенцы 8-10 мес. не обнаруживают спрятанную игрушку в од­ной локализации и снова ее ищут в позиции А, тогда как она находится в В. Ошибки поиска объ­яснялись Ж. Пиаже невозможностью ментально­го представления о невидимых изменениях в по­ложении объекта, которые свидетельствуют об отсутствии постоянства объекта. Интерпретация Телен и Смит на основе экспериментов состоит в том, что ошибки поиска обусловлены моторной репрезентацией успешного действия поиска в по­зиции А. После нескольких успешных попыток найти объект в позиции А экспериментатор изме­нял позу ребенка: сам он стоял, а ребенка сажали на колени. Моторная пертурбация разрушала сложившуюся систему исполнения и приводила к реорганизации компонентов системы — младенцы искали игрушку в позиции В, демонстрируя отсут­ствие персевераций.

Исследования восприятия и действия в младен­ческом возрасте [18] показали, что система ког­нитивной репрезентации спрятанного объекта и мануального исполнения опираются на разный уровень организации. Для реализации мануаль­ных поисковых действий необходимо включение релевантных звеньев (контроля позы, настройки руки, интеграции дотягивания и схватывания, зрительного контроля и других) для организации системы выполнения задачи, тогда уровень ког­нитивной репрезентации позволяет осуществлять перцептивное поисковое решение. Сама задача, став задачей субъекта, выступает системообразу­ющим фактором организации ее решения.

13 стр., 6071 слов

Научная организация и нормирование труда. Факторы, влияющие на ...

... представлены наши отечественные исследователи и разработчики. Первым российским теоретиком науки об организации труда был Александр Александрович Богданов (1873-1928). В 1912 году вышло первое, а в 1922 ... отметить супругов Френка и Лилиан Гилбрет - последователей Тейлора, которые, изучая трудовые движения рук, ног, корпуса работников во время выполнения ими производственных операций, обосновали ряд ...

Кажущаяся дискретность на уровне поведения опирается на непрерывность изменений, происхо­дящих в системе организации. В лонгитюдном близнецовом исследовании, проводимом на детях от 4 до 42 месяцев, было показано, что изменения в когнитивном развитии и контроле поведения начинаются с резкого усиления генетического влияния, обусловливая системные перестройки,

проявляющиеся позже в так называемых психо­логических кризисах. Подобная картина обнару­живается в возрасте 1.5-2 лет и согласуется с об­щей картиной развития специализаций, которой предшествует генетическая активизация [17].

Другой пример реализации представлений о генетической недизъюнктивности психического касается процесса категоризации. Однако совре­менные исследования в когнитивной психологии скорее указывают на существование континуума в разных типах мышления и понятий, которыми оно оперирует, а не на дихотомию понятий кон­кретное — абстрактное.

Процесс становления понятийного ментально­го мира субъекта происходит постепенно, шаг за шагом, образуя все более сложную иерархию когнитивного пространства, начало же этого про­цесса опирается на базовые когнитивные способ­ности младенцев упорядочивать мир объектов, организуя базовую модель мира.

Когнитивная способность избирательно взаи­модействовать с миром, упорядочивать события и предвосхищать изменения обнаружена на самых ранних этапах развития младенцев [13]. Эта спо­собность развивается постепенно, отражая взаи­модействие и генетической готовности, и законо­мерностей организации внешнего мира. Приве­дем примеры непрерывности развития как избирательности, так и предвосхищения событий на самых ранних этапах онтогенеза.

Дети с первых дней жизни чрезвычайно сензи-тивны к характеристикам движения, отражаю­щим конструкт непрерывности. При этом данная избирательность не является константной и не сводится к однообразию поведенческих проявле­ний на динамические события. Даже при анализе достаточно простой перцептивной задачи — вы­бор между статическим и динамическим объекта­ми (одновременно представленным движением контрастов и статического объекта) — мы не об­наруживает дихотомии в активности младенцев. Присутствует возрастная динамика возможнос­тей предпочтений перцептивных событий, кото­рые обнаруживают четкую преемственность и взаимосвязанность. Так, у младенцев 4-х недель движущиеся объекты более значимы и вызыва­ют релевантную активность движений глаз, на­правленность внимания. Однако на фоне явного предпочтения появляется глазодвигательная ак­тивность, неспецифически отражающая внима­ние и к статическому объекту (это не строгая фиксация объекта, а расстройство ответов на движение, указывающее на распределение вни­мания между событиями).

Такая неспецифичес­кая активность слабо выражена в месячном возра­сте, на следующем этапе в 4 мес. она становиться специфичной и конкурирует с избирательностью к динамическому событию, а в 6 мес. занимает доми-

Статья ФИЗИОЛОГ и ПСИХОЛ КОНТИНУУАЛЬНОСТЬ — Стр 2

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 24 № 6 2003

104 АЛЕКСАНДРОВ, СЕРГИЕНКО

нирующее значение в глазодвигательной актив­ности младенца. Таким образом, происходит дина­мический переход к избирательности и упорядочи­вании событий, который имеет предшествующую, неспецифическую форму, переходную и дефини­тивную стадии, обнаруживая преемственность и взаимосвязанность [13].

Еще более ярко принцип континуальности развития проявляется в исследованиях антиципа­ции в раннем младенческом возрасте. В экспери­ментах моделировались ситуации дискретных и континуальных событий [13, 15]. Было показано, что непрерывность движения объекта является определяющим условием для проявления эффек­тов пространственно-временного предвосхище­ния. Предвосхищение непрерывного движения объекта наблюдается уже у младенцев трехне­дельного возраста и значительно возрастает в процессе развития ребенка. Подобное предвосхи­щающее движение требует интеграции простран­ственно-временных параметров перемещения объекта. Результаты сравнительных исследова­ний непрерывного и периодического движения подтвердили приоритетную роль непрерывности в эффектах антиципации у младенцев за счет обеспечения наибольшей связанности, когерент­ности пространственно-временных характерис­тик. Когда в поле зрения появлялась преграда (экран), за которой скрывался непрерывно дви-жищийся объект, младенцы уже двухмесячного возраста демонстрировали понимание принципа непрерывности в организации физического дви­жения, причем с учетом как пространственно-временных характеристик видимого и невидимо­го движения, так и метрики пути движения. При этом в экспериментах с преградой характеристи­ки дискретности траектории движения варьиро­вали от условий, когда объект оставался видим хотя бы частично всегда до перекрытия третьей части траектории движения. Данные свидетель­ствуют, что чем меньше дискретность события, тем эффективнее его предвосхищение, и чем меньше младенец, тем в большей степени непре­рывность определяет эффективность упрежде­ния.

При этом у детей всех возрастов были обнару­жены исполнительные стратегии, которые были отражением различных аспектов репрезентации движущегося объекта. Очень важным, на наш взгляд, является факт использования исполни­тельных действий в виде различных глазодвига­тельных стратегий в зависимости от конкретных перцептивных условий задачи. Чем более дис­кретно представлена задача (большой экран за­крывает видимую траекторию движения), тем больше дискретных стратегий используют мла­денцы, начиная с восьминедельного возраста. Данная тенденция характерна для всех исследо­ванных возрастов. Изменяется только эффектив-

ность: наблюдается увеличение случаев предвос­хищения в очень короткий возрастной диапазон -за несколько месяцев. Предвосхищение движения объекта и возможности анализа пространствен­но-временных характеристик его исчезновения позволяет сделать предположение о наличии спо­собности младенцев уже двухмесячного возраста иметь общую репрезентацию метрики простран­ства движения объекта через интеграцию его со­ставляющих.

Детальный анализ динамики исполнительных действий у младенцев (в виде глазодвигательных стратегий) приводит к мысли о том, что, по всей вероятности, существует хотя бы «сырая» репре­зентация пространства, основанная на способнос­ти интегрировать пространственно-временные отношения. Наличие врожденной, или очень рано возникающей, способности к репрезентации про­странства не означает ее жесткую запрограмми­рованность и неизменность. Это, скорее, направ­ленная готовность к интеграции: более точная настройка производится самой задачей. Репре­зентация целостности пространства является важной составляющей понимания физического мира на основе использования закона непрерыв­ности.

Толчок к развитию начальных когнитивных способностей дает взаимодействие со средой. Когнитивные способности адаптируются и наст­раиваются средой, но не формируются ею через внешние практические действия. Развитие поня­тий в детском возрасте нельзя сравнивать с разви­тием научных понятий. Когда люди объясняют причину событий интуитивно, они не прибегают к математическим абстракциям. Исследования в истории науки показали, что революционные из­менения в научных знаниях случаются редко и проходят трудный и тернистый путь. Что касает­ся житейских физических знаний — они появляют­ся спонтанно и легко. Некоторые из них развива­ются в течение младенческого периода до того момента, как дети могут понимать инструкции или формальную математику. Такие конструкты, как непрерывность и субстанциональность, глу­боко внедрены в когнитивные репрезентации фи­зического мира. Младенческие понятия далеки от сознательных понятий взрослых, оперирующих абстракциями. Однако без базовых, начальных, неосознаваемых понятий младенцев, направляю­щих и регулирующих взаимодействие ребенка с миром, невозможно представить континуаль­ность развития мышления человека.

Некоторые из этих категорий (перцептивных гипотез) образуются на основе врожденных орга­низующих принципов (субстациональности и кон­тинуальности), другие формируются в процессе опыта. Вот почему восприятие неотделимо от мышления и имеет не только индивидуальный ха-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 24 № 6 2003

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ 105

рактер, но и родовой, обобщенный, универсаль­ный. Следовательно, низшие и высшие уровни организации психического — не полярны, а нахо­дятся в непрерывном взаимодействии.

Казалось бесспорным, что понятия, а, следова­тельно, и знания человека должны иметь вер­бальное описание. Однако когнитивной психоло­гией накоплено достаточное число аргументов в пользу существования разных языков описания знаний — репрезентаций вербального и невер­бального. Эти две системы работают принципи­ально разными способами. Информация в субъ­ективном опыте репрезентируется посредством двух кодов, о которых мы упоминали выше: мо­дального (аналитического) и амодального (холис­тического).

Анализ экспериментальных исследований до­казывает важнейшую роль базового, холистичес­кого типа получения и хранения информации в ментальном опыте человека (например, [19]).

Это означает, что на интуитивном или неосознан­ном уровне, как и на осознанном, выделяются од­ни и те же общие принципы познавательных про­цессов: анализ через синтез и обобщение. Хотя эти принципы и реализуются специфичным пу­тем на разных уровнях осознанности, но они сви­детельствуют о единстве познавательного про­цесса, как справедливо указывал С.Л. Рубин­штейн.

Подробно рассмотренные аргументы из об­ласти психофизиологии и психологии убеди­тельно свидетельствует, что непрерывность —всеобъемлющий принцип организации живого на разных его уровнях.

Критика принципа недизъюнктивности [11] возвращает в прошлое, где для решения психофи­зиологической проблемы необходимо было най­ти или гомункулюса, или Бога (вне мозга).

Эта си­туация напоминает поиски механизмов, обеспе­чивающих адекватность восприятия вне его самого. Ключевым вопросом происхождения зна­ний о реальном мире является возможность полу­чать знания о мире при помощи перцепции. Так, природа раннего зрительного восприятия имеет долгую и непрерывную историю, в процессе ко­торой понимание возможностей зрительной пер­цепции существенно изменялось. Парадокс состо­ит в том, что поверхность сетчатки, на которую проецируется визуальное изображение, — плос­кая, и проекция не имеет третьего измерения. Од­нако мы воспринимаем мир трехмерным. Этот парадокс долгое время оставался головоломкой и выдвигались предположения, что восприятие глу­бины возможно только при соединении опыта зрительного восприятия с опытом осязания и / или моторной активности (И.М. Сеченов, Дж. Локк, Дж. Беркли, Г. фон Гельмгольц и др.).

Что­бы увидеть третье измерение необходимы допол-

нительные ключи — бессознательные умозаклю­чения, соединение разных модальностей через действие и т.п. Однако экологический подход Дж. Гибсона, показал, что возможно системное реше­ние этой проблемы при учете активно действую­щего человека в непрерывно изменяющемся ми­ре. Только такое взаимодействие специфизирует третье измерение, поэтому нет необходимости искать решение проблемы вне системы «субъ­ект-мир», вне системно-эволюционного подхода, где критерии формируются только эволюционным путем, в развитии, в континууме организм-среда.

Карл Поппер пишет, что «.. .существуют три (а может быть и больше) взаимодействующих уров­ня, или области, или мира: мир 1 физических объ­ектов, событий, состояний, процессов, включая тело и мозг животны; и мир 2 психических состо­яний; и мир 3, который состоит из произведений человеческого духа, особенно произведений ис­кусства и научных теорий» [11, с. 85]. В этом вза­имодействии организмы не обрабатывают ин­формацию, а активно ее всасывают, отбирая то, что будут использовать в поведении. Организмы -это решатели проблем. Биологическая функция всякого знания — попытка предвосхитить, что про­изойдет в окружающей нас среде. При этом апри­орное знание могло быть много миллионов лет назад знанием апостериорным, впоследствии ге­нетически закрепленным естественным отбором. Всякое знание есть результат пробы (изобрете­ния) и устранения ошибок — плохо приспособлен­ных априорных изобретений. «Главная разница между амебой и Эйнштейном не в способности производить пробные теории ТТ (tentative theo­ries), а в ЕЕ (error elimination), то есть в способе ус­транения ошибок. Амеба не осознает процесса устранения ошибок. Основные ошибки амебы ус­траняются путем устранения амебы: это и есть ес­тественный отбор. В противоположность амебе Эйнштейн осознает необходимость ЕЕ: он крити­кует свои теории, подвергая их суровой провер­ке» [11, с. 58]. Эйнштейн в отличие от амебы по­лучил возможность смотреть на свои теории как объект, т.е. Эйнштейн стал субъектом деятель­ности.

Настоящее сообщение представляет собой по­пытку сформулировать дополнительные аргу­менты в пользу принципа континуальности. Ав­торам хотелось бы думать, что Андрей Владими­рович Брушлинский одобрил бы эту попытку.

Принцип недизъюнктивности психики нахо­дит все большее развитие в различных подходах и теориях, что свидетельствует об истинно научном значении данного методологического решения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров И.О. Активность корковых нейро­нов при различных исходах обнаружения сигнала /

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 24 № 6 2003

106 АЛЕКСАНДРОВ, СЕРГИЕНКО

Нейроны в поведении. Системные аспекты. М.: Наука, 1986. С. 194-206.

  1. Александров Ю.И. Сознание и эмоции / Теория де­ ятельности и социальная практика. III междуна­ родный конгресс. М., 1995. С. 5-6.
  2. Александров Ю.И. Теория функциональных систем и системная психофизиология / Александров Ю.И., Брушлинский А.В., Судаков К.В., Умрюхин Е.А. Системные аспекты психической деятельности. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 96-152.
  3. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.
  4. Брушлинский А.В. Деятельность субъекта и пси­ хическая деятельность / Деятельность: теории, ме­ тодология, проблемы. М: Политиздат, 1990. С.129-142.
  5. Брушлинский А.В. Субъект деятельности и обрат­ ная связь // Александров Ю.И., Брушлинский А.В., Умрюхин Е.А. Системные аспекты психической де­ ятельности. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 153-176.
  6. Гринченко Ю.В. Нейрофизиологические механиз­ мы смены отдельных актов в сложном поведении / Системные аспекты нейрофизиологии поведения. М: Наука, 1979. С. 19-71.
  7. Костин АН. Парадокс недизьюнктивности психи­ ки и дискретности нейрофизиологических процес­ сов // Психол. журн., 2002. № 5. С. 14-24.
  8. Левин К. Конфликт между аристотелевским и га- лилеевским способами мышления в современной психологии // Психол. журн. 1990. № 5. С. 134-158.
  1. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Москва: Изд-во МГУ, 1997.
  2. Поппер К. Эволюционная эпистимология // Эво­ люционная эпистимология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики / Под ред. Садов­ ского В.Н. М., 2000. С. 57-92.
  3. Сварник О.Е., Анохин К.В., Александров Ю.И. Распределение поведенчески специализированных нейронов и экспрессия транскрипционного фактора C-fos в коре головного мозга крыс при научении // Журнал высшей нервной деятельности. 2001. № 6. С. 758-761.
  4. Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М.: Наука, 1992.
  5. Сергиенко Е.А. Дискуссия о происхождении зна­ ний // Иностранная психология. 2000. № 12. С. 3-13.
  6. Сергиенко Е.А. Истоки познания // Психол. журн., 1996. № 4. С. 43-54.
  7. Сергиенко Е.А. Когнитивная репрезентация в ран­ нем онтогенезе человека // Ментальная репрезен­ тация: динамика и структура. М., 1998. С. 135-163.
  8. Сергиенко Е.А. Психогенетика и пересмотр психо­ логических постулатов. Психология: современные направления междисциплинарных исследований // Материалы научной конференции, посвященной памяти члена-корреспондента РАН А.В. Бруш- линского, 8 октября 2002 г. / Под ред. Журавле­ ва А.Л., Тарабриной Н.В., М., 2003. С. 258-271.
  1. Сергиенко Е.А.,Дозорцева А.В. Соотношение вос­ приятия и действия в младенческом возрасте // Психол. журн. 2000. № 5. С. 43-54.
  2. Сергиенко Е.А., Никитина Е.А. Базовые основы тендерных социальных взаимодействий: различе­ ние пола новорожденных по лицу и голосу // Вест­ ник РГНФ. 1999. № 4. С. 160-170.
  3. Швырков В.Б. Введение в объективную психоло­ гию. Нейрональные основы психики / Под ред. Александрова Ю.И. М.: Институт психологии РАН, 1995.
  4. Швырков В.Б. Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения. М.: Наука, 1978.
  5. Психологические исследования творческой дея­ тельности / Отв. ред. Тихомиров O.K. M.: Наука, 1975.
  6. Alexandrov Yu. I. Psychophysiological regularities of the dynamics of individual experience and the «stream of consciousness» // Neuronal bases and psychological as­ pects of consciousness / Eds С Teddei-Ferretti, С Mu- sio. World Scientific: Singapour, N.Y., London, Hong- Kong. 1999a. P. 201-219.
  7. Alexandrov Yu. I. Comparative description of conscious­ ness and emotions in the framework of systemic under­ standing of behavioral continuum and individual devel­ opment // Neuronal bases and psychological aspects of consciousness / Eds. С Teddei-Ferretti, С Musio. World Scientific: Singapour, N.Y., London, Hong- Kong. 1999b. P. 220-235.
  8. Bechara A., Damasio H., Tranel D., Damasio A.R. De­ ciding advantageously before knowing the advantageous strategy // Science. 1997. V. 275. P. 1293-1295.
  9. Clayton D.F. The genomic action potential // Neurobiol. of Learning and memory. 2000. V. 74. P. 185-216.
  10. Foard Ch., Kemler N.D. Holistic and analytic modes of processing: The multiple determinants of perceptual analysis // J. of Exp. Psychol.: Learning, memory and cognition: General. 1984. V. 113. № 1. P. 94-111.
  11. Lewis M. The promise of dynamic systems approaches for an interated account of human development // Child Development. 2000. V. 71. № 1. P. 36-43.
  12. Munakata Y., McClelland J.L., Johnson M.H., Sien- glerR.S. Rethinking infant knowledge: toward an adap­ tive process account of successes and failures in object performance tasks // Psychol. Review. 1997. V. 104. P. 686-713.
  13. Thelen E. Grounded in the World: Developmented ori­ gins of embodied mind // Infancy. 2000. V. 1. № 1. P. 3- 28.
  14. Thelen E., Smith L. A Dynamic systems approach to the development of cognition and action. Cambridge, MA: MIT Press, 1994.
  15. Thelen E., Smith L. Dynamic systems theories // Theo­ retical models of human development. Handbook of child psychology: V. 1.N.Y.: Wiley, 1998.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ том 24 № 6 2003