Психологические взгляды Сократа и Платона

Одним из самых замечательных мыслителей древнего мира является Сократ (470−399 до н. э.).

Было очевидно, что невозможно совместить материалистическое объяснение души с такими явлениями, как способность человека мыслить в абстрактных понятиях, как его стремление к возвышенным целям, принятие решений в соответствии с голосом совести. Но ведь эти способности существуют реально. На них и сосредоточил свое внимание Сократ, понимая под душой, прежде всего, психические качества индивида, свойственные ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. Такой подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, а потому возникло новое направление понимания души — идеалистическое.
Одним из важнейших положений Сократа была идея о том, что существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек в своем размышлении может познать и передать другим. Истина зафиксирована в общих понятиях, в словах и в таком виде передается от поколения к поколению. Т.о., он впервые связал мыслительный процесс со словом.
Сократ разработал метод, основанный на диалоге учителя и ученика, при котором учитель направляет течение мысли ученика, помогая ему осознать необходимые для решения конкретной проблемы знания.

Этот метод получил название метода сократической беседы. Сократ называл себя «акушером мысли», помогая человеку самому прийти к правильной идее, найти, «родить» ее в своей собственной душе.
Сократ заложил основы нового понимания души и познания, связав душу не с активностью, а с разумом и нравственность человека. Это открывало путь к теории объективного идеализма Платона.
Платон представил первопричину вещей как царство идей, душ, скрытых за небосводом. Это идеальное царство незыблемо и нетленно, тогда как все чувственное — от звезд до предметов — лишь сокращенные и затемненные идеи, их несовершенные, слабые копии. Душа — не только идея, но и цель вещи, к которой вещь должна стремиться. Утверждая принцип первичности вечных общих идей по отношению ко всему преходящему в тленном телесном мире, Платон обращается к общему понятию, слову, которого нет в реальной жизни.
Душа состоит из трех частей — вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная часть души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным.
Таким образом, Платон впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, испытывающую давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов. Эта идея Платона о внутреннем конфликте души стала впоследствии особенно актуальн

13 стр., 6146 слов

Философские взгляды Платона и Аристотеля

... . 13. Зеленогорский Ф. Учение Аристотеля "о душе" в связи с учением о ней Сократа и Платона. СПб., 1871. 14. Карпов В. Натурфилософия Аристотеля ... совершенно иной сфере, чем понятие вещи и события. Идеи также не есть и наши мысли или наши субъективные представления, "они обладают вечной ...

оСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Вокруг решения вопроса, что же такое душа, возникло два диаметрально противоположных философских направления: идеалистическое и материалистическое. Представители идеалистической философии рассматривали психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Материалистичоское понимание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи.
1.Идеалистическое, т. е. существование особого духовного начала, не зависимо от материи. Представители идеалистической философии признают существование особого духовного начала, не зависимого от материи, они рассматривают психическую деятельность как проявление материальной, бесплотной и бессмертной души. А все материальные вещи и процессы толкуют лишь как наши ощущения и представления или же как некоторое загадочное обнаружение какого-то «абсолютного духа», «мировой воли», «идеи». Идеализм зародился, когда люди, не имея правильных представлений о строении и функциях тела, думали, что психические явления представляют собой деятельность особого, сверхъестественного существа — души и духа, который якобы вселяется в человека в момент рождения и покидает его в момент сна и смерти.

Первоначально душа представлялась в виде особого тонкого тела или существа, живущего в разных органах. Когда появилась религия, то душа стала пониматься как своеобразный двойник тела, как бестелесная и бессмертная духовная сущность, связанная с каким-то «потусторонним миром», где она обитает вечно, покидая человека. На этой основе и возникли различные идеалистические системы философии, утверждающие, что идеи, дух, сознание являются первичными, началом всего существующего, а природа, материя — вторичными, производными от духа, идей, сознания.
2. Материалистическое, т. е. рассмотрение психики человека как проявление его духовной жизни. Материалистический подход к пониманию психики человека был на многие века оттеснен идеалистической философией, которая рассматривала психику человека как проявление его духовной жизни, считая, что она не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа. И какие бы метаморфозы не претерпевали представления о душе, незыблемым оставалось убеждение в том, что она является движущим началом жизнедеятельности.
Только в XVII в.

10 стр., 4869 слов

Психология поведения человека в сфере экономики

... Один из эффективных методов изучения психологии человека основан, на сравнительном исследовании реакций ... «от случайного». К сожалению, обретя сознание, человек повысил степень своей непредсказуемости. События XX ... с психологическим поведением человека в экономике. При этом особого внимания заслуживают те ... окружающими нас людьми. Живая природа как элемент общего мира материи строится на упорядоченных ...

Рене Декарт начал новую эпоху в развитии психологических знаний. Он показал, что не только работа внутренних органов, но и поведение организма — его взаимодействие с другими внешними телами — не нуждаются в душе. Особенно большое влияние его идеи оказали на дальнейшую судьбу психологической науки. Декарт ввел одновременно два понятия: рефлекс и сознание. Но в своем учении он резко противопоставляет душу и тело. Он утверждает, что существуют две независимые друг от друга субстанции — материя и дух. Поэтому в истории психологии это учение получило название «дуализм». С точки зрения дуалистов психическое не является функцией мозга, его продуктом, а существует как бы само по себе, вне мозга, никак не завися от него. В философии это направление получило название объективного идеализма.
На почве дуалистических учений в психологии XIX в. получила широкое распространение идеалистическая теория так называемого психофизического параллелизма (т.е. утверждающая, что психическое и физическое существуют параллельно: независимо друг от друга, но совместно).

Основные представители этого направления в психологии — Вундт, Эббингауз, Спенсер, Рибо, Бине, Джеме и многие другие.
Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознанием. Таким образом, психика была приравнена к сознанию. На смену психологии души пришла так называемая психология сознания. Однако сознание еще долго понималось как явление особого рода, обособленное от всех других естественных процессов.
Философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений, где они видели простейшие «элементы», из которых построено сознание. Однако всех философов-идеалистов объединяло общее убеждение в том, что психическая жизнь — проявление особого субъективного мира, познаваемого только в самонаблюдении и недоступного, ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такое понимание получило очень широкое распространение, а подход стал известен под названием интроспективной трактовки сознания.

13 стр., 6056 слов

Подготовка и выполнение заданий для семинаров и самостоятельных работ по «Общей психологии»

... основных категорий психологии (отражение, психика, сознание, деятельность, общение, образ, мотив, переживание, отношение, действие, индивид, личность): Пример: Отражение- В широком смысле – всеобщее свойство материи (материальных объектов ...

Согласно такой традиции психическое отождествляется с сознанием. В результате такого понимания сознание замыкалось в самом себе, что означало полный отрыв психического от объективного бытия и самого субъекта.
Развитие психологии со времени ее оформления как самостоятельной науки во второй половине XIX в. осуществлялось в непрерывной борьбе сменявших друг друга теорий, которые ставили перед собой разные цели и пользовались различными способами исследования. Однако почти все теории конца XIX в. и часть теорий XX в. разрабатывались в рамках интроспективной психологии сознания. Характерным для этих теорий является ограничение предмета психологических исследований областью осознаваемых переживаний человека, рассматриваемых в отрыве от окружающей действительности и практической деятельности людей. Вопрос об отношении сознания и мозга решается этими теориями преимущественно с позиций дуализма.
«Психология сознания» оказывалась бессильной перед многими практическими задачами, обусловленными развитием капиталистического способа производства, требовавшего разработки средств, позволяющих контролировать поведение человека.

14 стр., 6598 слов

Психика, сознание и бессознательное

... та описательная психология, о которой мы уже говорили. Она принимает психику за совершенно обособленную сферу действительности, в которой не действуют никакие законны материи и ... Три слова, вынесенные в заголовок нашего очерка: психика, сознание и бессознательное, — означают не только три центральных и основных психологических ...

Это привело к тому, что во втором десятилетии XX в. возникло новое направление психологии, представители которого объявили новый предмет психологической науки — им стала не психика, не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность извне наблюдаемых, преимущественно двигательных реакций человека. Это направление получило название «бихевиоризм». Это уже третий этап в развитии представлений о предмете психологии. Основоположник бихевиоризма Дж. Уотсон видел задачу психологии в исследовании поведения живого существа, адаптирующегося к окружающей его среде. За одно лишь десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из самых влиятельных направлений психологической науки.
Итак, вначале психология — наука о душе, затем психология — наука без души, и, наконец, психология — наука без сознания. Такое понимание предмета психологии очень быстро привело к следующему кризису. Да, наблюдая поведение, мы действительно исследуем, объективны факты, но такая объективность обманчива, ибо за каждым нашим поступком, поведенческим актом стоят наши мысли, наши чувства, наши желания.

И невозможно изучать поведение, не изучая мысли, чувства, побуждения. Причина кризисов в понимании предмета психологии кроется в тех философских методологических позициях, на которых строились названные теории. Так, психология сознания решала основные вопросы о соотношении между бытием и сознанием, между объективным и субъективным с позиций идеализма.
Бихевиористы решали те же проблемы с позиций вульгарного материализма. Для них психическое совершенно не имело отличий от материального. Так, неверные исходные философские позиции закрывали для психологии пути к определению ее предмета.
Выход из этого тупика открыла философия диалектического материализма. Диалектический материализм признает лишь одно начало всего существующего — материю, а психику, мышление, сознание рассматривает как вторичное, производное от материи, Философский материализм является, следовательно, монистическим учением, материалистическим монизмом (от греч.: «монос» — один).

Он основывается на данных науки и практики и по мере их развития уточняет и углубляет свои выводы.
С точки зрения диалектического материализма первичным является материя; психика, сознание — это вторичное, отражение мозгом объективной действительности. В этом смысле материальное (предметы и явления действительности) и идеальное (отражение их в виде ощущений, мыслей и т. д.) противоположны друг другу. Но если иметь в виду физиологический механизм отражения действительности мозгом, то различение идеального и материального имеет уже не абсолютный, а относительный характер, так как ощущения, мысли, чувства и т. д. — это деятельность материального органа — мозга, результат превращения энергии внешнего раздражения в факт сознания. Психика, сознание неотделимы от деятельности мозга и не могут существовать никаким другим способом.
Такое понимание материи и психики, сознания полностью согласуется с исходным положением диалектического материализма о материальности мира. В мире нет никакого другого начала, кроме вечно существующей материи, которая обладает различными свойствами и находится в вечном движении.

5 стр., 2014 слов

Психология Этапы развития психологии

... исследование ее видов, активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного по- знания мира Появление собственно психологического метода — интроспекции Развитие ... души Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности души, способов регуляции поведения и пределов свободы человека Психология Средневековья Душа, ...

При этом движение материи — это не только перемена места, но и любое ее изменение. Это и развитие материи, возникновение у нее новых свойств. По определению Ф. Энгельса, «движение, в применении к материи, — это изменение вообще"1.
Развитие материи есть переход от низших ее форм к высшим, от низших форм движения материи к высшим. Первоначально существовала лишь неорганическая материя, неживая природа. На определенной ступени развития материи, в результате ее длительной, много лет продолжавшейся эволюции возникла органическая материя, возникла новая форма движении материи, новое ее свойство — жизнь. В процессе развития материи появились растения, животные и, наконец, человек с его сознанием — высочайшим порождением материи.
В системе категорий диалектического материализма, на которые опирается отечественная психология, основополагающее значение принадлежит категории отражения. Именно этой категорией раскрывается наиболее общая и существенная характеристика психики: психические явления рассматриваются как различные формы и уровни субъективного отражения объективной действительности.

21 стр., 10094 слов

1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... природе общественной психологии людей и ее месте в системе общественного сознания.регулятивная: показывает, какое непосредственное воздействие общественно-психологические явления оказывает на развитие экономических ... учёным Христианом Вольфом.  термин образован из двух греческих: «psyche» - душа и «logos» - учение. Длительное время она считалась философской дисциплиной. Как ...

Теория отражения в психологии выступает в роли общей методологической платформы, позволяющей разобраться в лабиринте фактов, понятий, концепций, определить предмет психологической науки, разработать методы исследования.
В чем состоит качественная специфика психического как свойства органической материи? Вся материя обладает свойством отражения. Являясь свойством материи, функцией мозга, психика выступает как особая форма отражения, как предпосылка развития психики. Будучи специфической формой отражения, психика и возникла в процессе развития материи, переходя от ее одних форм движения к другим. Возникнув закономерно в ходе биологической эволюции, психика стала важнейшим ее фактором. Благодаря отражению обеспечиваются более широкие многообразные связи организма со средой.
Внутренняя психическая жизнь не существует без внешней, физической. То есть психика, сознание отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от нее, это осознанное бытие. Было бы бессмысленно говорить об отражении, если бы действительность не существовала. Всякий психический акт — это и кусок реальной действительности: не либо одно, либо другое, а и одно и другое.

Своеобразие психического именно в том и заключается, что оно является и реальной стороной бытия, и его отражением.
Итак, функция психики состоит в отражении свойств и связей действительности и в регулировании на этой основе поведения и деятельности человека. Диалектико-материалистический подход к психике показывает, что психическое — это не замкнутый мир, начисто отрезанный от реальности и не имеющий с ней ничего общего.
Что же составляет предмет научного знания в психологии с позиции диалектического материализма? Это, прежде всего конкретные факты психической жизни. Рассмотрим простой пример. Возьмем в качестве факта психической жизни способность человека накапливать индивидуальный опыт, т. е. память. Но научная психология не может ограничиться описанием психологического факта — его необходимо объяснить, т. е. раскрыть законы, которым эти факты, эти явления подчиняются. Основная цель любой науки состоит в том, чтобы вскрыть объективные законы, которым подчиняются изучаемые ею процессы и явления. Именно этой цели подчинены теоретические и экспериментальные исследования. Научное познание состоит в раскрытии существенных, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей (отношений) между явлениями. Вернемся к нашему примеру. Так, память имеет свои законы функционирования. Известно, что имеются различные виды памяти, что, например, повторение материала, способствует запоминанию, а хорошо про структурированный материал запоминается легче и быстрее, чем бессвязны

Развитие психологических знаний в рамках философии и естественных наук.

В начале XX в. известный немецкий психолог Г. Эббингауз писал: «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю». Говоря о «долгом прошлом», Эббингауз имел в виду многовековой период развития психологических знаний в рамках непсихологических научных дисциплин, прежде всего философии. Однако вопросами о сущности человеческой души люди стали интересоваться задолго до появления первых философских концепций — фактически одновременно с возникновением человеческого общества. Далее представления о душе развивались в основном в рамках религиозных и мифологических систем, обеспечивавших существование первобытных обществ. На основе мифологических представлений о душе человека давались объяснения таким явлениям, как сон, сновидения, смерть, болезнь. Эти объяснения носили магический характер: человеческая душа наделялась таинственным смыслом, не постижимым рациональным путем и подлежащим безусловному принятию. Постепенно, с развитием человеческого общества, в пределах религиозно-мифологического способа объяснения мира созревали представления, вступавшие с ним в противоречие. Это влекло за собой процесс рационализации мифов, в связи с чем рождались взгляды, которые, оставаясь теологическими, содержали в себе стремление к причинному пониманию природы вещей. В Древнем Китае, Индии, Египте за несколько тысячелетий до нашей эры сложились философские учения об устройстве мира и о сущности человеческой жизни, многие из которых актуальны и по сей день.

Примерно в то же время на Западе, в античной Греции, складывались и развивались принципиально новые представления о душе. В отличие от магического понимания в мифологии древнегреческие философы рассматривали душу как природное, естественное явление. Тем самым был совершен решительный поворот к новому видению психической жизни, которое стало исходной точкой всего последующего научно-психологического знания.

Важнейшие направления развития представлений о душе связаны с именами Платона (427—347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384—322 гг. до н.э.).

Платон, будучи учеником Сократа, создал учение, которое считают первой классической формой объективного идеализма. Согласно Платону индивидуальные души представляют собой несовершенные образы единой универсальной мировой души. Мыслитель провел границу между телесным и духовным существованием человека: бренное, материальное и смертное тело является лишь «темницей» для нематериальной и бессмертной души, которая, как паломница, странствует по телам и мирам; познание окружающего мира есть припоминание, душой идей, которые она созерцала до ее соединения с телом.

Иное представление о душе изложено Аристотелем в его трактате «О душе», который по праву считают первым специальным психологическим научным трудом. Аристотель был сыном медика при македонском царе и сам готовился к врачебной деятельности: его взгляд на психическую жизнь человека носил ярко выраженный естественнонаучный характер. Согласно Аристотелю душа есть основа всех жизненных проявлений, она неотделима от тела и умирает вместе с телом. Аристотель рассматривал душу организма как его функцию: «Если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение». Специфика души как неотъемлемого начала органической жизни выражается в целесообразности, т. е. в способности организмов стремиться к цели и достигать ее. Таким образом, с точки зрения Аристотеля, душой обладает все живое на Земле. Однако души организмов разных типов выполняют разные функции. Растительная душа (она имеется уже у растений), животная душа (у животных и человека) и разумная (присущая только человеку)" представляют собой три ступени жизни, три уровня развития. Растительная душа выполняет только вегетативные функции, животная душа — чувственно-двигательные функции, разумная душа — это разум и воля, которые есть проявления божественного разума и божественной воли в человеке и потому они бессмертны и могут быть отделены от тела. Объяснение высшего уровня развития души дается Аристотелем крайне непоследовательно и противоречиво. Несмотря на это, его учение оказало огромное влияние на все последующее развитие психологической мысли, некоторые открытия философа актуальны и сегодня.

Учение о душе развивалось также благодаря открытиям и опыту, накопленному античными врачами. Из медицинских школ Гиппократа (460—377 гг. до н.э.) и римского врача Галена (129—201 гг. н.э.) в современную психологию пришло учение о темпераментальных свойствах личности и четырех классических типах темперамента: флегматике, сангвинике, холерике и меланхолике. Успехи, достигнутые античными философами и медиками в развитии учения о душе, послужили фундаментом для дальнейшего становления психологии.

Вершиной и завершением этапа развития психологического знания в рамках учения о душе стала система взглядов Фрэнсиса Бэкона (1561—1626), заложившая основы эмпирического изучения души и ее способностей. Новизна подхода Бэкона состояла в том, что он призвал отказаться от умозрительного решения вопросов о природе души, ее сущности и бессмертии и перейти к непосредственному эмпирическому изучению психических явлений и процессов. Он также отделил науку о теле от науки о душе, а в науке о душе выделил науку о рациональной, божественной, душе и о душе нерациональной, чувствующей, телесной, общей для человека и животных. Бэкон положил начало новому этапу развития психологии как «науки о сознании».

Понятие «сознание» в психологию ввел Рене Декарт (1596—1650).

Согласно Декарту началом всех начал в философии и науке является сомнение. Сомнению должно быть подвергнуто все: и естественное, и сверхъестественное, лишь одно несомненно — само суждение «я мыслю», а следовательно, и существование мыслящего субъекта. Отсюда знаменитое декартовское «cogilo ergo sum» — «мыслю — следовательно, существую». Под мышлением Декарт понимал все то, что совершается осознанно. В осознанности философ видел критерий отличия психических процессов от непсихических, физиологических, телесных. Вместе с тем Декарт предложил путь эмпирического изучения психических процессов: непосредственное самонаблюдение — интроспекцию. Сформулированные Декартом идеи о доступности внутреннего мира через интроспекцию, о психофизической проблеме, о рефлексе как механизме поведения, о внешней детерминации поведения на долгие годы определили ход развития философского учения о познании, а затем и становление психологии как самостоятельной науки. В качестве основы изучения сознания мыслителями XVII—XIX вв. выступал метод интроспекции, так как сущность изучаемых явлений сознания могла быть открыта исключительно через самонаблюдение.

Дж. Локк (1632—1704), точно следуя философии Декарта, полагал: разум пассивно отражает воздействия среды, что обеспечивается единым процессом перцепции. Согласно взглядам Локка, существует внешний опыт, непосредственно основанный на чувствах (его результат — простые идеи, неразложимые на меньшие единицы), и внутренний опыт, который формируется в результате манипуляций ума с простыми идеями, при этом из простых идей образуются сложные. Понятие «внешний» не означает открытость для стороннего наблюдателя: как «внешний», так и «внутренний» опыт доступны только для самонаблюдения.

Немецкий ученый Г. В. Лейбниц (1646—1716) различал понятия «перцепция» и «апперцепция», понимая под первым презентацию сознанию какого-либо содержания, а под вторым — психическую силу, определяющую целенаправленность действий, их произвольный характер. С точки зрения Лейбница, в душе непрерывно происходят процессы «неосознаваемых восприятии» — «малых перцепций»; это открытие позволяет сделать заключение о том, что Лейбниц впервые выделил круг неосознаваемых, недоступных самонаблюдению явлений сознания.

Дальнейшее развитие психологических идей в XVIII в. происходило в рамках ассоциативного и эмпирического направления философской теории познания. Представители ассоциативной психологии считали, что ассоциация является главным механизмом функционирования сознания и психики. Предпосылки развития ассоцианизма можно найти еще в трудах Платона и Аристотеля. Впоследствии принцип ассоциации использовался для понимания психических процессов Р. Декартом, Т. Гоббсом, Б. Спинозой, Дж. Локком, Д. Юмом. В трудах Дж. Локка возник и сам термин «ассоциация»: он был предложен ученым для обозначения «связи идей», которая целиком обязана случаю или обычаю, т. е. не дана от природы. У Д. Юма ассоциация стала объяснительным принципом всей познавательной сферы психики.

С середины XVIII в. стали возникать учения, в которых ассоциация выступала объяснительным принципом психики вообще, — учения так называемого «классического ассоцианизма». Наиболее сильно это направление получило развитие в Англии; среди представителей британского ассоцианизма можно назвать Д. Гартли, Дж. Пристли, Джеймса Милля, Джона Стюарта Милля. Д. Гартли, создатель первой законченной системы ассоциативной психологии, построил модель сознания по аналогии с физическими моделями Исаака Ньютона на основе принципа элементаризма: простейшие элементы сознания связаны между собой складывающимися в опыте ассоциациями.

Термин «эмпирическая психология» был введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения особой дисциплины, в задачу которой входило изучение конкретных явлений психической жизни, в отличие от рациональной психологии, которая занималась вечной, бессмертной душой. Эмпирическая психология сознания получила свое развитие в трудах французских материалистов и просветителей Ж. Ламетри, К. Гельвеция, Э.Кондильяка. Представители французской эмпирической психологии больше внимания, чем английские ассоцианисты, обращали на активность субъекта в восприятии окружающего мира, рассматривая психику с естественнонаучных позиций.

В XIX в. сильное влияние на последующее развитие психологических идей оказали исследования и открытия в области анатомии и физиологии мозговой деятельности, и прежде всего — учения о рефлексах. В работах чеха Г. Прохазки, англичанина Ч. Белла и француза Ф. Мажанди были изучены рефлекторные механизмы жизнедеятельности человека, выделены двигательный и сенсорный отделы нервной системы. Психофизиологические и психофизические исследования Г. Гельмгольца, Ф. Дондерса, Э. Вебера, Г. Фехнера способствовали формированию представления об особых закономерностях и факторах психической жизни отличных как от физиологических, так и от философских. Это создало предпосылки для отделения психологии от физиологии и философии и развития ее как самостоятельной научной дисциплины.

С особой программой построения психологии выступил И.М.Сеченов. Он разработал рефлекторную теорию психического, согласно которой психические процессы, высшие проявления сознания и личности разворачиваются по механизму физиологического рефлекса.

Таким образом, в период формирования психологического знания в рамках непсихологических научных дисциплин были изжиты донаучные представления о душе как нематериальной бестелесной субстанции; произошел отказ от умозрительного решения вопросов о природе души в пользу изучения феноменов сознания, опыта человека на, основе самонаблюдения; была сформулирована необходимость развития экспериментального психологического исследования.

Становление психологии как самостоятельной научной дисциплины.

Началом развития психологии как самостоятельной науки принято считать 1879 год, в котором В. Вундт — немецкий психолог, физиолог и философ — открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. Спустя два года на базе этой лаборатории был создан институт экспериментальной психологии, в котором учились многие выдающиеся психологи мира, в том числе и из России — В.М.Бехтерев, Г. И.Челпанов, Н.Н.Ланге. В этом же году Вундт основал первый психологический журнал. Благодаря усилиям Вундта в 1889 г. в Париже был проведен Первый международный психологический конгресс и учреждено научное психологическое сообщество. Согласно представлениям Вундта психология имеет уникальный предмет — непосредственный опыт субъекта, постигаемый только путем самонаблюдения, или интроспекции, — особой процедуры наблюдения субъекта за процессами в своем сознании, требующей длительной тренировки. Выделив «простейшие элементы сознания» — ощущение и элементарные чувства, — Вундт считал основной задачей.

Э. Титченер, американский психолог и создатель структурной психологии, развил идеи интроспективной психологии Вундта, предложив в качестве основного метода изучения сознания метод аналитической интроспекции. Особенность этого метода заключалась в том, что испытуемый давал результаты самонаблюдения в терминах элементов структуры сознания, а не в понятиях предметов внешнего мира или стимулов. Под элементами сознания Титченер понимал ощущения, представления и простейшие чувствования, из которых, как из кирпичиков, складывалось все разнообразие душевной жизни человека.

Другой последователь Вундта — немецкий психолог и философ О. Кюльпе — основал Вюрцбургскую школу. В отличие от интроспективных методов Вундта и Титченера, в которых одновременно разворачивались собственно сознательный опыт и процесс наблюдения за содержанием этого опыта, систематическая интроспекция Кюльпе носила ретроспективный характер: испытуемый решал предложенную задачу, а потом в подробностях описывал ход психических процессов при ее решении. При этом в качестве основного объекта исследования выступал сам процесс мышления, а не его результат.

К концу XIX в. стало понятно, что метод интроспекции крайне ограничен и что круг психических явлений не исчерпывается только феноменами сознания. В это время возникли идеи создания другой психологии. В 1894 г. немецкий философ и психолог В. Дильтей в работе «Мысли об описательной и расчленяющей психологии» писал, что существует не одна психологическая наука, а две, причем каждая их них имеет свой предмет и свою методологию. Одну психологию ученый назвал объяснительной, понимая под ней современную ему интроспективную психологию В.Вундта. Другая психология, которую Дильтей призывал создать, была названа им описательной. По замыслу автора она должна была строиться на совершенно иных основаниях и заниматься прежде всего изучением душевной жизни индивида в ее целостности и уникальности. Дильтей считал, что психология принадлежит не к циклу наук о природе, а к циклу гуманитарных дисциплин, к которому относятся, например, история и культурология, и, следовательно, должна опираться не на естественнонаучный, экспериментальный метод, а на свойственный гуманитарным наукам метод понимания, который заключается в том, чтобы «вчувствоваться» в изучаемый объект. При этом понимающая психология не отвергает методов объясняющей психологии. Введенное Дильтеем различие объяснительной и описательной психологии не потеряло своей актуальности и в наше время. Вопрос, к какому типу наук относится психология — естественным или гуманитарным — и по каким принципам должно строиться познание человеческой души, остается открытым.

Интенсивное развитие экспериментальной психологии в начале XX в. привело к расширению круга изучаемых явлений, что в свою очередь сделало очевидным недостаточность психологии сознания и интроспективного метода для объяснения душевной жизни человека. Изменилось и само представление о сознании: его перестали рассматривать как замкнутый в себе внутренний мир, доступный познанию лишь самого субъекта. Назрела необходимость в принципиальном пересмотре взглядов на предмет психологии. В это время возникали несколько конкурирующих концепций, каждая из которых отстаивала свою точку зрения на то, чем должна заниматься психология.

1. Автором одной из теоретических концепций, возникшей на заре XX в., был австрийский психолог и психиатр 3. Фрейд. Его учение, названное психоанализом, получило широкую известность и оказало огромное влияние не только на дальнейшее развитие психологии, но и на искусство, литературу, медицину, другие области научных исследований, связанные с изучением человека. Получив медицинское образование, Фрейд изучал природу невротических расстройств и способы их лечения. После стажировки, пройденной в парижской клинике «Сальпетриер» под руководством французского врача Ж. Шарко, Фрейд начал использовать гипноз в лечении истерических расстройств. Анализируя состояния гипнотического транса своих пациентов и эффекты постгипнотического внушения, Фрейд сосредоточил свое внимание на явлениях, скрытых от сознания человека, неосознаваемых. Идеи о том, что психика не ограничивается только областью осознаваемого, о том, что есть области душевной жизни недоступные сознанию человека, неосознаваемые им, высказывались задолго до возникновения психоанализа. Но именно Фрейд сделал бессознательное предметом психологии. Созданный первоначально как метод лечения истерических неврозов, психоанализ в дальнейшем был распространен ученым на объяснение психической жизни здорового человека. Согласно Фрейду движущей силой поведения и развития личности являются неосознаваемые, иррациональные влечения, главное из которых — сексуальное (либидо).

В психике выделяются три сферы: бессознательное, предсознательное и сознание. Источником, придающим мотивационную силу человеческому поведению, является бессознательное, насыщенное энергией либидозных влечений, подавленных и вытесненных из области сознания под действием «цензуры», запретов и табу, налагаемых обществом. По мнению исследователя, вытесненные влечения обладают большим энергетическим зарядом, однако в область сознания не допускаются — сознание оказывает им сопротивление, — и тогда содержание бессознательного проникает в сознание в искаженном, измененном виде. Фрейд выделил три основных формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия (описки, оговорки и др.) и невротические симптомы. Исходя из этого, им был разработан ряд оригинальных методов, позволявших получать исходный материал о содержании глубинных структур человеческой психики: анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, анализ описок, оговорок, забывании. Интерпретация этого материала составляет сущность метода, который Фрейд назвал психоанализом. Психоанализ широко распространился во всем мире, найдя приверженцев не только среди психологов, но и в кругу представителей других областей науки и культуры. Плодотворность теории Фрейда проявилась еще и в том, что многие его ученики, соратники и последователи создали свои собственные оригинальные концепции и направления исследования. В числе ученых, развивших идеи Фрейда можно назвать автора аналитической психологии К. Юнга создателя индивидуальной психологии А. Адлера.;

2. Еще одним крупным психологическим направлением, сформировавшимся в начале XX в. и оказавшим значительное влияние на последующее развитие психологии, стал бихевиоризм. Его рождение связывают с публикацией Дж. Б. Уотсоном в 1913 г. статьи «Психология с точки зрения бихевиориста». Однако предпосылки для возникновения бихевиоризма' складывались задолго до этого: прежде всего, в работах по изучению психики и поведения животных Ж Леба и Э. Торндайка и в трудах И.П. Павлова, развивающих идеи об ус-1 ловных рефлексах. Бихевиористы отказались от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предложили считать таковым поведение человека, и животного, отнеся к этой категории все объективно наблюдаемые реакции ® организма на внешние воздействия (S).

Задача психологии, по мнению бихевиористов, должна состоять в выявлении закономерностей связей между стимулами и реакциями (S ->R), а цель — в предсказании поведения субъекта и управлении им. Отказавшись от дискредитировавшего себя метода интроспекции, бихевиористы заменили его методом объективного наблюдения и эксперимента. Одной из наиболее важных тем экспериментального исследования была названа проблема научения и выработки навыков; работа в этом направлении позволила собрать обширное количество фактов и подвергнуть их тщательной статистической обработке. Недостатком бихевиористских экспериментов было то, что они проводились в основном на белых крысах, а полученные в результате закономерности и законы научения с легкостью переносились на поведение человека. До 60-х гг. XX в. бихевиоризм и сменивший его необихевиоризм занимали господствующее положение среди концепций американской психологии, оказывая влияние на развитие психотерапии, социальной психологии, методов обучения, психологии рекламы и др. Вместе с тем механицизм бихевиоризма и игнорирование им сознания выбывали жесткую критику представителей других теоретиеких направлений психологии.

3. Другое психологическое направление, активно развивавшееся в 1910— 1930-х гг. в Германии, получило название «гештальтпсихологии». Основные ее представители — М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка — являлись сотрудниками Берлинского университета. Гештальтпсихология не отказывалась от изучения феноменов сознания и метода феноменологического самонаблюдения, однако само сознание ею понималось как некое динамическое целое, как «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными. Единицей анализа этого поля выступал гештальт как целостная образная структура, несводимая к сумме составляющих его ощущений. Достижения гештальтпсихологии в области изучения восприятия и творческого мышления составляют золотой фонд мировой психологии. После прихода к власти Гитлера в результате эмиграции своих основных членов школа распалась, но ее идеи оказали значительное влияние на последующее развитие психологии.

Таким образом, в 1910—1930-е гг. в мировой психологии сформировалось большое количество конкурирующих, часто несовместимых и несопоставимых друг с другом направлений. В их числе следует прежде всего назвать психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихологию. Наряду с ними происходило развитие и других теоретических школ, в частности динамической психологии К. Левина и генетической психологии Ж.Пиаже. Сложилась уникальная ситуация, которая была названа открытым кризисом психологии: вместо единой науки имели хождение разные теории со своими предметами исследования, методами и принципами. Позитивное содержание кризиса заключалось в активной работе по созданию психологической теории, которая отвечала бы запросам интенсивно развивавшегося общества.

Отечественная психология в этот период также осуществляла поиск методологической основы для развития науки, возникали различные направления: рефлексология В.М. Бехтерева, реактология К.Н.Корнилова, культурно-историческая теория Л.С. Выготского, теория установки Д.Н. Узнадзе. В 1930-е гг. сложилось мощное теоретико-методологическое и экспериментальное направление, получившее название «деятельностный подход», основной категорией анализа в котором выступала «деятельность». Особая заслуга в развитии этого подхода принадлежал Л.С.Выготскому, С.Л.Рубинштейну, А.Н.Леонтьеву, в работах которых оформились положения, продуктивно развивавшиеся в течение последующих лет их учениками и последователями.

Состояние психологии, характеризующееся многообразием взглядов на ключевые вопросы развития науки, сохраняется и в настоящее время. Однако расхождения между отдельными научными школами перестали восприниматься как непреодолимые и разрушающие целостность психологии, наоборот, предмет психологии трактуется настолько широко, что конкурировавшие ранее направления выступают как взаимодополняющие друг друга.

Современное состояние психологической теории.

Современное состояние психологической теории определяется прежде всего запросами практики. Можно выделить несколько основных тенденций развития психологической науки.

1. Дальнейшее развитие тех теоретических концепций, которые сложились во времена открытого кризиса. При этом сформировавшиеся ранее теоретические направлений подвергаются существенной ревизии, их категориальный аппарат пересматривается и обогащается. Такому преобразованию подверглась, например, классическая формула бихевиоризма S -> R, в которой все поведение человека рассматривается лишь как реакция на воздействие окружающего мира, чем исключается активность самого субъекта. Между стимулом и ответным поведением вводится опосредующее звено— промежуточные переменные, — в качестве которых выступают познавательные и мотивационные факторы. Попытка построить новую теоретическую концепцию, используя старые категории, была названа необихевиоризмом. Наиболее значительными представителями этого направления считают Э. Толмена и К. Халла. Идеи 3. Фрейда получили свое развитие в неофрейдизме Сохраняя положение об определяющей роли бессознательного, неофрейдисты пытаются преодолеть биологизм и пансексуализм классического психоанализа. Представители этого направления делают акцент на социальных условиях развития личности и отказываются от идей всесилия сексуальных влечений. К крупнейшим ученым неофрейдистского направления относят американских психологов К. Хорни, Э. Фромма и Э. Эриксона. Несмотря на попытки преодолеть недостатки классических теорий, влиятельность бихевиоризма и психоанализа в их современном варианте невысока и интерес к исследованиям в рамках этих научных парадигм неуклонно падает.

2. Другой тенденцией развития современной психологии является эклектический подход, который реализуется прежде всего в попытке соединения элементов, понятий, методов, теоретических конструктов ранее несовместимых направлений. Разногласия между основными научными школами, которые представлялись непреодолимыми в середине XX в., сегодня являются не столь очевидными. По мере расширения знаний о природе человеческой психики больший акцент делается на взаимное обогащение разных теоретических концепций понятиями и методами друг друга. Так, например, два американских психолога Дж. Доллард и Н. Миллер предприняли попытку соединить достижения бихевиористской теории научения с достижениями психоанализа 3. Фрейда, изложив свои идеи в книге «Личность и психотерапия».

3.. Появляются новые оригинальные теоретические концепции. Так, в начале 1960-х гг. признание и большое влияние приобрела гуманистическая психология, названная «третьей силой» западной психологии (вслед за утратившими свою силу психоанализом и бихевиоризмом).

Ее основателями считаются А. Маслоу и К.Роджерс. Гуманистическая психология объединяет разные научные школы, имеющие общую стратегическую платформу. Предметом изучения в рамках данного направления выступает целостный человек в его высших, специфических только для человека, проявлениях — в их числе: самоактуализация личности, личностные ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, межличностное общение. Гуманистическая психология противопоставляет себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критикуется ею за механистичность подхода к человеку, а с другой стороны, психоанализу, полностью определяющему психическую жизнь влечениями и комплексами. Основные положения этого направления заключаются в следующем:

o человек целостен и должен изучаться в его целостности;

o каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

o человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;

o человек стремится к постоянному развитию и самореализации, он есть активное и творческое существо;

o человек обладает некоторой свободой от внешней детерминации.

В середине 1960-х гг. в США возникло еще одно направление, получившее название «когнитивная психология». Сегодня это одно из самых влиятельных направлений западной психологии. Оно появилось как альтернатива бихевиоризму, который исключал психический компонент из анализа поведения, игнорировал познавательные процессы, Основным методом когнитивной психологии является информационный подход, в рамках которого разрабатываются модели приема и переработки информации человеком. У истоков когнитивной психологии стояли Дж. Брунер, Г. Саймон, П. Линдсей, Д. Норман и др.

Таким образом, современное состояние психологии представляет собой множественность взглядов на природу человеческой психики и ее развитие. Эта вариативность научных школ и направлений исторически обусловлена и представляет собой результат поисков многими мыслителями в течение нескольких тысячелетий ответов на вопросы о сущности человека и факторах, определяющих его развитие и поведение.

Основные направления психологической практики.

Наряду с развитием психологии как самостоятельной научной дисциплины происходило развитие психологической практики, предназначенной оказывать помощь человеку в сложных жизненных ситуациях, будь то подростковые, детско-родительские, супружеские проблемы или жесткая система профессионального отбора и конкуренции в деловом мире. Возможности оказания психологической помощи поддержки населению получили реальное воплощение лишь несколько десятилетий тому назад. Развитие практической психологии определяется, с одной стороны, интенсивным развитием психологической теории, с другой — социальным заказом общества в условиях социальной нестабильности, межнациональных конфликтов, событий кризисного и катастрофического характера. Становление практической психологии происходит в тесной взаимосвязи с фундаментальными отраслями психологии, такими как общая, возрастная, социальная психология, педагогическая психология и психология личности, основу которых составляют теоретические принципы и методы психологического познания, закономерности существования и развития психической реальности.

В круг основных задач практической психологии входят познание психической реальности и выработка средств практической помощи и психологической поддержки личности, испытывающей затруднения в решении жизненных проблем, в организации оптимальных условий жизнедеятельности, способствующих наилучшей социальной и психологической адаптации. Среди разнообразных направлений деятельности практического психолога можно выделить следующие:

1. психодиагностическая работа;

2. психологическое консультирование;

3. психотерапия;

4. коррекционно-развивающая деятельность;

5. психопрофилактическая работа.

Психологическая диагностика базируется на использовании психодиагностических инструментов и методов, обеспечивающих надежность и достоверность данных, позволяющих получать значимую информацию о конкретном человеке или группе людей. В психодиагностическом обследовании просматриваются три основных этапа: сбор данных, их обработка и интерпретация, вынесение решения (диагноз, прогноз или составление психологического портрета личности).

Психологическое консультирование является важным направлением деятельности практического психолога, включающим в себя индивидуальное консультирование, педагогическое консультирование, профконсультирование, управленческое консультирование, консультирование руководителей и др. Фактически в любой сфере деятельности, в которой используются психологические знания, в той или иной форме применяется консультирование. Содержанием психологческого консультирования является работа с конкрстиьцц запросом, идущим как от отдельного клиента, так и от группы или организации в целом. Наиболее широкой сферой применения психологическое консультирования является семейное консультирование, связанное с нормализацией детско-родительских отношений, решением добрачных и супружеских проблем, предразводных и послеразводных состояний. Возрастное консультирование направлено на решение проблем психического развития ребенка, в том числе в периоды возрастных кризисов. Значительное место занимает консультирование организаций, связанное с проблемами отбора персонала, управления персоналом, формирования команды, планирования карьеры отдельных работников, прогнозом развития организации в целом. Специфическим видом консультирования является «телефон доверия», позволяющий человеку обратиться за психологической поддержкой в наиболее трудные моменты жизни и предупредить нежелательные действия и поступки. Психологическое консультирование можно определить как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с преодолением трудностей в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Психологический смысл консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку понять причины трудностей, проблем социальных взаимодействий в личных, семейных и профессиональных контактах. Основная задача психолога-консультанта заключается в том, чтобы дать клиенту возможность взглянуть на свои проблемы и житейские сложности со стороны, изменить психологические установки.

Под психотерапией традиционно понимают более глубокое в сравнении с консультированием психологическое воздействие на психику, а через нее и на весь организм чсловека или группу с целью лечения или профилактики заболеваний и состояний дезадаптации, развития здоровья и т. д. Однако за последние годы интенсивное развитие психотерапии в нашей стране и за рубежом привело к успешному распространению ее влияния на значительно более широкий круг проблем и областей нашей жизни, психотерапевтические знания и даже некоторые техники стали представлять интерес не только для узких специалистов, но и для каждого человека. Сегодня уже можно говорить о формировании особого психотерапевтического мировоззрения, центром которого является целостная самоактуализирующаяся и развивающаяся личность.

Коррекционно-развивающая деятельность психолога наиболее востребована в работе с детьми, где она направлена на устранение отклонений в психическом и личностном развитии ребенка. Эта деятельность тесно связана с психологической диагностикой. Практический психолог не только ставит диагноз, но и разрабатывает на его основе коррекционную программу, а также самостоятельно осуществляет значительную часть коррекционной работы. Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются устранение отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка и профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.

Психопрофилактическая деятельность связана с сообщением необходимых психологических знаний тем, кто в первую очередь в них нуждается, — родителям, учителям, учащимся, работникам социальных служб и др. — с целью предупреждения возможных нарушений условий развития, повышения психологической компетенции. Это может быть также работа по созданию условий, максимально благоприятных для развития продуктивных межличностных взаимодействий в педагогических коллективах или в организационных структурах на предприятиях. Психопрофилактика касается также превентивных мер по предупреждению неблагополучия в психическом и личностном развитии, совершения противоправных действий, пагубных последствий наркоманических и алкогольных пристрастий. Психопрофилактика включает работу с неблагополучными семьями, родителями и детьми из этих семей, предупреждая случаи возможных социальных осложнений.

Таким образом, основное содержание и цель практической психологии — это психологическая помощь и психологическая поддержка человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, обеспечение психологического комфорта личности в отношении к самому себе, во взаимодействиях с другими людьми, в отношениях к миру в целом, и данном аспекте можно говорить о психологическом здоровье личности. Психологическое здоровье находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа, делает личность самодостаточной, вооруженной средствами самопознания, самопринятия, самоуважения и саморазвития в контексте взаимодействий с окружающими людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.

Во второй половине XIX в. создаются объективные условия для выделения психологии в самостоятельную науку. В зарубежной и отечественной науке все чаще встречается мысль о необходимости самостоятельного, отдельного от философии и естествознания, в рамках которых зародилась психологическая' мысль, развития психологии: этого требует специфика психических явлений.

Так, Т. Рибо в 1871 г. писал: «Мы желаем показать, что психология может сложиться в независимую науку», что условием этого является возможность выделить факты, которые «составляют самую прочную и всего менее оспариваемую часть этой науки. Чистое и простое изучение этих-то фактов и может обосновать независимую науку"(СНОСКА: Рибо Т.Современная английская психология. М., 1875. С. 18.).

Сходную мысль встречаем у Н. Я. Грота: «Ежедневное появление… новых трудов по вопросам психологическим… наводит на мысль, что психологическая наука способна развиваться далее своими средствами и что в ней есть много задач, которые не могут быть решены при помощи одного только микроскопа или других каких-либо орудий точного естествознания» (СНОСКА: Грот Я. Я. Психология чувствований. Спб., 1879—1880. С. VII.)

Мысль о том, что одним из условий достижения психологией самостоятельности является ее отделение от философии, выразил Г. И. Челпанов в докладе на I Всероссийском съезде по психоневрологии (1923) «О предпосылках современной эмпирической психологии»: «Стремление внести в психологию философские элементы противоречит понятию эмпирической психологии.

Трактование философских проблем в обстановке эмпирико-психологических понятий ведет к крайней поверхности, что, в свою очередь, может привести психологию к упадку"(СНОСКА: Цит. по: Эфрусси П. О. Успехи психологии в России. Пг., 1923. С. 20.).

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-хгг. XIX в. Оно ознаменовалось появлением первых программ (В. Вундт, И. М. Сеченов), созданием специальных научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, начавших подготовку научных кадров психологов, выходом специальных психологических журналов, образованием психологических обществ и ассоциаций, проведением международных конгрессов по психологии.

По С. Л. Рубинштейну, решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки сыграло внедрение эксперимента, что «…не только вооружило ее новым для нее, очень мощным методом научного мышления, но и вообще по-новому поставило вопрос о методике психологического исследования в целом, выдвинув новые требования и критерии научности всех видов опытного исследования в психологии"(СНОСКА: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 56.).

Эксперимент был заимствован психологией из естествознания, прежде всего, из физиологии органов чувств и нервной системы. Интенсивное развитие этих и других областей естествознания, успехи в области объяснения явлений жизни (механико-физико-химическая теория жизни, концепция К. Бернара о гомеостазе), возникновение психофизики и психометрии явились важнейшей предпосылкой преобразования психологии в самостоятельную науку и обусловили ее развитие по образцу естественных наук.

Замечательный английский анатом, физиолог, патофизиолог и врач Чарльз Белл (1774—1842) экспериментально установил (а точнее подтвердил факт, известный еще в античности) различия между передними и задними корешками спинного мозга по функции: передние корешки содержат моторные нервы с двигательной функцией, задние—чувствительные (1807).

Это открытие намечало анатомическую основу рефлекторной дуги, каждая часть которой получала анатомическое обоснование: проведение возбуждения по чувствительному нерву,. затем его переработка в нервном центре и передача поэфферентному нерву к органу движения. Тем самым было" установлено, что спинной мозг построен по принципу рефлекторной дуги. Открытие имело сильный резонанс. Параллельно оно было совершено французским физиологом Мажанди (1822) и вошло в науку под двойным именем — «закон Белла-Мажанди». Белл показал регулирующую роль мышечного чувства в осуществлении1 движения. Он впервые выделил нервы, которые ведут or мышцы в мозг и сигнализируют о характере мышечного сокращения. Так Белл сформулировал идею нервного круга или, как он называл, «нервного кольца»: раздражение поступает в мозг, от мозга в мышцу, от мышцыопять в мозг. Разрыв в какой-либо части круга приводит к тем или иным нарушениям движения: при повреждении двигательного нерва наступает паралич, при нарушении того нерва, который ведет от мышцы к мозгу,. наблюдаются различные нарушения координации движения. Идея нервного круга, сформулированная Беллом в 1826 г., не получила развития и была введена в оборот в 30-е гг. XX в. в связи с развитием кибернетических исследований в виде понятия об обратной связи. Современники восприняли только ту часть его учения о мышечном чувстве, где говорится о такой его функции,. как ощущение усилия во время движения. Белл описал факт, который теперь называется реципрокной иннервацией мышц-антагонистов: когда мышцы-разгибатели расслабляются, мышцы-сгибатели сокращаются. Открытия Ч. Белла углубляли и расширяли представления о деятельности нервной системы и позволяли лучше понять нервный механизм поведения.

Одним из самых видных физиологов XIX в. был Мюллер (1801—1858).

В. И. Ленин назвал era «знаменитым основателем новейшей физиологии». Среди его учеников Г. Гельмгольц, Э. Дюбуа-Реймон, К- Людвиг и др. Особенно большое значение приобрело его «Руководство по физиологии человека» (1833—1840).

В нем наряду с вопросами общей физиологии большое место занимают данные по физиологии нервной системы. В этом учебнике получило развитие учение о рефлекторном акте и о рефлекторной природе работы спинного мозга.

Необходимо отметить, что несколько раньше подобную работу произвел английский физиолог Маршалл Холл (1790—1857), которого Э. Боринг назвал «пионером в исследовании рефлекторных актов"(СНОСКА:Boring E. G. A History of experimental Psychology. N. Y., A929. P. 120.) Мюллер признавал приоритет Холла. Несмотря на это, в силу авторитета Мюллера и его учебника, учение о рефлекторной природе деятельности спинного мозга связывается с -его именем.

Большое место в учебнике Мюллера занимает изучение деятельности органов чувств, особенно зрения и слуха.

Мюллер выдвинул доктрину специфической энергии органов чувств, которая является одним из самых крупных обобщений XIX в. в этой области физиологии. Доктрина включает десять законов. В соответствии с первым законом мы имеем сознание не объекта, но наших нервов, нервы — это посредники между воспринимаемыми объектами и умом и таким образом они навязывают -уму свои собственные характеристики. По Мюллеру, ощущения складываются в чувствующем органе через посредство нервов, и в качестве результата от действия внешних причин дают знания некоторых качеств или условий не внешних тел, а самих сенсорных нервов. Непосредственными объектами восприятия наших чувств -являются состояния, вызываемые в нервах и чувствуемые как ощущение либо самого нерва, либо чувствующего органа. Идеи Мюллера о том, что нервы органов чувств не являются передатчиками свойств внешних тел, напоминают мысли Локка о вторичных качествах. Второй закон доктрины Мюллера состоит в принципе специфичности. Имеется пять видов нервов и соответствующих органов чувств, и каждый из них имеет свое специфическое качество или свою специфическую энергию, которую навязывает уму. Третий закон доктрины специфичности опирается на эмпирическую очевидность первых двух: одна и та же причина вызывает в различных органах чувств различные ощущения (зрительные, слуховые ощущения возникают и тогда, когда орган чувств раздражается необычным раздражителем, неадекватным для данного органа чувств, например, электрическим или механическим).

Следовательно, и качество ощущений зависит от природы нерва, на который воздействует причина. Таким образом, хотя причиной ощущений является материальное воздействие, ощущение не воспроизводит его свойств. Внешнее воздействие высвобождает нервную энергию, которая дремлет в органе чувств и только ждет толчка для этого возбуждения.

Развития зарубежной психологии

В конце 50-х-начале 60-х годов значительные направления, возникшие 'в период открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преобразования (необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология), начинают терять свою популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с которыми встретились эти подходы в объяснении поведения и психики, потребовали пересмотра исходных позиций. Но наиболее важным обстоятельством было появление новых продуктивных направлений в области экспериментальных исследований и теории. В области исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования — когнитивная психология, гуманистическая психология, в области исследования человеческого сознания в рамках наук о мозге — нейрофизиология, нейроморфология и нейропсихология. Широкое распространение получила психогенетика человека.

Охарактеризуем кратко некоторые из названных направлений.

Наиболее широким, выражающим дух современной психологии научным течением является когнитивная психология. Она возникла в 60-е годы в США и была направлена против бихевиористского исключения психического компонента из анализа поведения, против игнорирования познавательных процессов и познавательного развития. Когнитивная психология выросла из исследований необихевиористов. Она развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т. е. на представлении о том, что люди оказывают на информацию разного рода воздействия: перекодируют в другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки или исключают информацию из системы. Наиболее яркие представители когнитивной психологии — Дж. Брунер, Д. Норман, Л. Фестингер, Ф. Хайдер, У. Найсер, ПЛиднсей, Г. Саймон.

В настоящее время это направление представлено рядом вариантов. Наибольшее распространение получил вычислительный вариант, где познавательные процессы трактуются крайне механистически: психика выступает в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Особо подчеркивается роль внутренних когнитивных схем и активности познающего организма в процессе познания. Направление возникло под влиянием информационного подхода. Описанные в кибернетической литературе операции, выполняемые ЭВМ (получение, манипуляции символами, сохранение в машинной памяти элементов информации, извлечение их из памяти и т. д.), побуждали предположить по аналогии с работой компьютера, что познавательные процессы реальны, что их можно исследовать и даже, может быть, понять [Найсер У. Познание и реальность. М., 1981. С. 27].

Основную область исследований в когнитивной психологии составляют познавательные процессы — память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, решение задач, мышление, внимание, воображение и когнитивное развитие. Когнитивный подход распространился и на исследование эмоциональной и мотивационной сферы личности, а также на социальную психологию. Все формы человеческого познания рассматривались по аналогии с ЭВМ как последовательные блоки сбора и переработки информации. Был сделан вывод об уровневой организации познавательной активности по переработке, хранению и использованию информации, включающей ряд блоков. Память, перцептивные процессы, внимание, мышление, его вербальный и невербальный компоненты были представлены множеством структурных моделей.

Однако в целом в когнитивной психологии не была создана единая теория, объяснявшая познавательные процессы. Игнорируя проблему субъекта, когнитивная психология вынуждена допускать особое начало гипотетического участника, носителя психической деятельности (гомункулюс).

Дальнейшее развитие покажет, сможет ли когнитивная психология преодолеть методологические трудности.

Другим крупным направлением, которое, подобно когнитивной психологии, возникло как антитеза бихевиоризму и психоанализу, являетсягуманистическая психология. Основатели гуманистической психологии имели целью исправить перекосы бихевиоризма и психоанализа в трактовке человека и выбрать более верную, жизненную психологию. В качестве предмета исследования утверждалось понимание здоровой творческой личности — задача, которую не ставила никакая другая школа. Целью такой личности является самоосуществление, самоактуализация.

Одним из наиболее ярких представителей гуманистического направления был Абрахаам Маслоу. Он подчеркивал, что не следует изучать психологию личности человека на основе изучения невротиков. Маслоу основным источником человеческой Деятельности, человеческого поведения, поступков считал непрерывное стремление человека к самоактуализации, стремление к самовыражению. Потребность к самоактуализации несет в себе ряд функций. Во-первых, это гуманистическая потребность, т. е. стремление приносить людям добро (по своей сущности человек добр).

Маслоу по-своему интерпретировал теорию Ч. Дарвина: он не согласен с тем, что, по Дарвину, выживают агрессивные и сильные животные, считая, что это не основной инстинкт животных — сытый лев не набрасывается на жертву. Агрессия животного + лишь вынужденное средство приспособления. Маслоу подчеркивал, что у животных не менее выражен инстинкт сохранения своей популяции, т. е. инстинкт, который заставляет их помогать друг другу.

Второе важное положение, заключающееся в понятии самоактуализация, — это то, что человек обязан быть тем, чем он может стать: человек обязан выполнить свою миссию, используя все свои возможности и способности. Маслоу считал, что потребность в самоактуализации, эта высокая гуманоидная потребность, возникает всегда у здоровых людей. У невротиков она не возникает, они лишены этой потребности, и, собственно, сам невроз, по мнению Маслоу, возникает именно у людей, лишенных по тем или другим причинам потребности в самоактуализации, возможной только у здоровых, умственно полноценных людей. Маслоу использовал свой собственный метод биографический. Изучая истории жизни, биографии великих людей, он пришел именно к этому утверждению.

Иными словами, человек должен реализовать то, что в нем заложено, то, что он может. Если в нем заложены актерские способности, он стремится стать актером, если способности мыслителя, ученого, — он обязан их реализовать. И если он этого не делает, если условия жизни мешают этой реализации, начинается конфликт, суть которого в том, что человек не может быть тем, кем он должен стать. (Именно такая неудовлетворенность порождает неврозы.) В чем же смысл самоактуализации?

По мнению Маслоу, самоактуализация — явление врожденное, оно входит в природу человека. Человек рождается с гуманоидными потребностями в добре, нравственности, доброжелательности. Они составляют ядро человека, он только должен суметь реализовать эти гуманистические потребности. В этом отношении Маслоу нанес удар фрейдистам. (Для Фрейда социализация означала укрощение основных инстинктов.) Этот вывод является положительным в теории Маслоу.

Маслоу перечислял различные потребности человека, выстраивая их в иерархический ряд: а) физиологические потребности; б) потребность в безопасности; в) потребность в защите; и лишь над ними выстраивается четвертая группа гуманоидных потребностей — г) потребность в истине, в добре, в справедливости. Все вместе они и составляют содержание обобщающей потребности в самоактуализации. Здесь есть один очень интересный нюанс: самоактуализация, хотя она и врожденная, получает свое истинное широкое выражение лишь тогда, когда удовлетворяются первые три группы потребностей. Но как раз здесь и заложен основной дефект учения Маслоу — непонятно, как же гуманистические потребности в справедливости, самоуважении, уважении других и т. д. формируются у людей, у которых первые три группы потребностей не удовлетворены. То есть Маслоу, оставаясь на антропологической позиции, не смог раскрыть социальную сторону потребности.

В чем же главный недостаток теории Маслоу? По существу, она представляла собой разновидность той же биологизаторской тенденции. Конечно, звучит заманчиво, и приятно осознавать, что мы рождаемся добрыми, благородными и становимся плохими не по своей воле. Но нравственные качества не являются врожденными: нет людей, которые рождаются добрыми, и нет людей, которые рождаются злыми. Они формируются таковыми. Само признание, что этическая черта может быть врожденной, ведет к биологизации.

Термин «психология» древнегреческого происхождения. Он составлен из двух слов: «психе» — душа, и «логос» — знание или изучение. Предложен же был этот термин не в Древней Греции, а в Европе в XIX в. Историки психологической науки расходятся во мнениях по поводу того, кто изобрел слово «психология». Одни считают его автором Филиппа Меланхтона, другие — профессора Марбургского университета Гоклениуса, который применил слово «психология» в 1590 г. Этот термин получил всеобщее признание после работ немецкого философа Христиана Вольфа, книги которого назывались «Социальная психология» (1732) и «Эмпирическая психология» (1734).

Учитель же Вольфа, выдающийся философ и математик Лейбниц, пользовался еще термином «пневматология». До XIX в. это слово не употреблялось ни в английской, ни во французской литературе.

У Пушкина в «Сцене из Фауста» есть реплика Мефистофеля: «Я психолог… о, вот наука!». Но в те времена психологии как отдельной науки не было. Словом «психолог» обозначали знатока человеческих страстей и характеров. Психология долгое время не выделялась из философии. Поэтому Огюст Конт отрицал психологию как специальную науку, считая ее разновидностью метафизики — сверхопытного знания, которое он, как известно, отрицал. Только развитие психологии в XIX в. (труды Вебера, Фехнера, Гельмгольца и др., способствовавшие развитию естественных наук, знаний о нашем мозге, о психических отклонениях и т. п.) привело к тому, что психология начала выделяться из общей суммы философских знаний.

Происходит процесс включения психологии в практическую деятельность. Возникает промышленная психология (психология труда), связанная с научной организацией труда.

Начали разрабатываться тесты для профотбора, изучаться мотивы предпочтения одних профессий другим, факторы работоспособности и утомляемости и т. п.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 1879 г., когда в Лейпцигском университете была открыта первая психологическая лаборатория под руководством Вильгельма Вундта. В 1885 г. психологическую лабораторию, подобную лейпцигской, создал в России психолог В. М. Бехтерев.

Методологической основой, предпосылкой становления научной психологии стали идеи европейского рационализма (разум в основе познания и поведения людей).

Эталоном научного мира рационализм полагал математику и естествознание. Знания, охватываемые этими науками, отвечали критериям объективности, всеобщности и необходимости.

Психология приняла эти критерии. Это означало, что человеческая психология стала рассматриваться в логике причинно-следственных отношений и объясняться законами природного мира.

В настоящее время психология базируется на следующих принципах:

  • Принцип детерминизма — все в природе порождается действием материальныхпричин и законов.
  • Личностный подход— принцип психологического, индивидуального подхода к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления.
  • Единство сознания и деятельности.
  • Системный подход — принцип, требующий рассмотрения психики как сложного единства, несводимого к простой сумме его элементов.

ПСИХОЛОГИЯ — наука о закономерностях развития ифункционирования психики как особой формыжизнедеятельности, сложная область знаний о внутреннем мире человека. Предметом психологии являются:

  • Механизм закономерности психики как определенной реальности.
  • Поведение человека, реализующего и отражающего эти закономерности.

Основная задача психологии — изучение механизма закономерностей, качественных особенностей развития и проявления психических процессов, состояний, свойств как отражающей деятельности мозга, изучение природы и особенностей формирования психических особенностей личности, которую Тейяр де Шарден назвал «думающей материей, осознающей свою эволюцию».

Психология — наука о фактах, закономерностях и механизмах психики как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, которые носят у человека личностный характер.

В первой четверти XX в. за рубежом были предприняты попытки рассмотреть в качестве предмета психологии поведение человека. Объяснить его (поведение) с позиций стимула и реакций, избегая анализа побудительных причин и познавательной активности человека.

Также предлагалось рассмотреть в качестве предмета психологии психический образ, который, как предполагалось, является причиной и результатом познавательной активности человека, в максимальной степени отражая специфический «душевный» предмет психологии.

Некоторые ученые видели предметом психологии побудительные причины активности человека — мотивы, пытаясь вывести из них все многообразие психических феноменов. Таким образом, предмет изучения психологии — это самоуправление целенаправленной жизнедеятельностью организма.

Современная психология включает множество различных дисциплин, связанных с изучением самих психических явлений и объяснением человеческого поведения. Таких дисциплин насчитывается довольно много. Общая психология изучает общие законы, характерные для всех психических явлений и дает самые общие объяснения психики и человеческого поведения.

Отрасли психологии имеют свои особенности и свое значение:

  • Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека; условия ускорения развития.
  • Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.
  • Психопатология изучает отклонения в развитии психики при различных формах мозговой патологии.
  • Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимодействие с людьми, с группой; психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, телевидения, моды, слухов на различные общности людей).
  • Психология труда рассматривает психологические особенностей трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.
  • Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.
  • Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса, психологические требования к допросу; поведение и формирование личности преступника и т. п.

Все отрасли психологических знаний сохраняют общий предмет исследования: факты, закономерности, механизмы психики.

В настоящее время развивается системная теория общей психологии. Практика управления и анализ психики, как и в других науках, требуют системного подхода.

Системный подход к управлению психикой содержит:

  • цели управления, которые состоят в удовлетворении потребностей и мотивов; их изучение, несомненно, относится к предмету психологии (традиционный предмет психоанализа);
  • средства — психический образ, являющийся продуктом психических процессов;
  • внимание, ощущения, восприятие, эмоции, мышление, память, изучение которых относится к предмету психологии (традиционный предмет гештальтпсихологии);
  • результат — деятельность, направленную на достижение цели, изучение которой тоже относится к предмету психологии (традиционный предмет бихевиоризма и теории деятельности).

В середине XX в. к новым идеям и открытиям привел стиль мышления, который можно условно назвать информационно-кибернетическим, поскольку он отразил влияние нового научного направления — кибернетики, с его понятиями об информации, саморегуляции поведения системы, обратной связи, программирования и др.

Психология как наука, естественно, не могла быть вне влияния информационно-кибернетического подхода, что отразилось и на формировании такой науки, как когнитивная психология, основным объектом которой выступают знания, информация и т. п.

Психология в своем развитии прошла несколько этапов.

  • 1-й этап. Психология выступает как наука о душе. Такое определение психологии было дано более тысячи лет назад.
  • 2-й этап. Психология как наука о сознании. Возникает в XVI в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать назвали сознанием. Основным методом исследования стало наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
  • 3-й этап. Психология как наука о поведении. Возникает в XX в. Задачи психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки человека, не учитывались).
  • 4-й этап. Психология как наука, изучающая объективные закономерности возникновения, становления и функционирования психики. Берет свое начало с открытием в Лейпциге психологической лаборатории (1879 г.).

    Методы исследований позволяют изучить психологические особенности личности оценивая ее развитие в перцептивной, когнитивной и эмоциональной сферах.

Отечественная психологическая мысль также имеет давние традиции. Своими корнями они уходят в XIX в. (если иметь в виду только развитие психологии учеными, специализирующимися в этой области знаний).

Исторически появление интереса к психологии в нашей стране было связано с теми же процессами, которые предшествовали ее выделению в качестве самостоятельной науки за рубежом (до революции история нашей страны повторяла основные шаги европейской цивилизации).
Психологические воззрения отечественных ученых во второй половине XIX в. находились на острие борьбы между наукой и религией. Одной из наиболее известных ранних заявок на построение нового психологического знания явилась работа И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга». Она внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, нейропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности. Идеи И.М.Сеченова непосредственно повлияли на работу таких известных отечественных ученых, как В.М.Бехтерев, И.П.Павлов. Особенно значительный вклад в разработку психологических идей был внесен признанными в мире трудами последнего.
Немаловажная роль в развитии психологических знаний на рубеже веков принадлежала таким ученым, как А.Ф.Лазурский, Н.Н.Ланге, Г. И.Челпанов. А. Ф Лазурский много занимался вопросами личности, особенно изучения характера человека. Н.Н.Ланге известен как один из основателей экспериментальной психологии в России. Он занимался изучением ощущений, восприятия, внимания. Особенно заметную роль в истории отечественной дореволюционной психологической мысли сыграл Г. И.Челпанов, который известен как основатель первого и старейшего в нашей стране психологического института (1912 г.).
Борьба между материализмом и идеализмом, развернувшаяся в стране вскоре после Октябрьской революции, привела к прекращению активной научной деятельности многих лабораторий и ученых, особенно тех, кто придерживался в философии идеалистических позиций. Такая судьба постигла, в частности, Г. И.Челпанова. В этой борьбе использовались далеко не научные методы аргументации и воздействия на оппонентов, причем под соответствующим политическим и идеологическим прессом психологическая наука продолжала существовать и развиваться в течение почти 70 лет.

К счастью, благодаря наличию многих талантливых ученых, которые после революции пришли в науку, психологию не постигла судьба генетики и кибернетики (хотя во многом история развития этих наук в нашей стране похожа).

Это СЛ. Рубинин теин, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия и ряд других. Именно их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля. Им удалось не только сохранить и развить науку, но и вырастить новые поколения ученых, которые впоследствии продолжили соответствующие исследования. Это — А.Н.Леонтьев, Б. ГАнань-ев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин и др.
Основные труды отечественных психологов данного поколения приходятся на 30—60-е годы. Для этого периода характерно возникновение и развитие нескольких школ и направлений. Одно из них возникло в Грузии, его возглавил Д.Н.Узнадзе. Школа Д.Н.Узнадзе взяла на вооружение понятие установки и широко использовала его для анализа многих психологических явлений. Другое, пожалуй, самое сильное, направление оказалось связанным с именем Л.С.Выготского. Его в основном придерживались ученые, работающие в Москве, в частности, в МГУ, ряде научных институтов. В центре внимания этой группы ученых находились в основном вопросы общей и педагогической психологии. Третью школу создал С.Л.Рубинштейн, руководивший в свое время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ и в Институте общей и педагогической психологии. Впоследствии он был подвергнут критике, которая велась с применением далеко не научных методов воздействия, и отстранен от должности. С.Л.Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого и единственного в нашей стране по фундаментальности содержания и широте охвата психологической проблематики труда под названием «Основы общей психологии» (впервые появился в начале 40-х годов и был переиздан в 1989 г.1) — В эту работу вошли (насколько позволяла жесткая цензура того времени) передовые достижения отечественной и мировой психологической науки.
Основные достижения отечественной психологической науки касались в основном следующих ее разделов: общей психологии, возрастной и педагогической психологии, психофизиологии.
 Б.Г.Ананьев внес большой вклад в изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих интеграль-
¦См.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989.

ных вопросов человекознания, в котором психология играет роль ведущей науки. Заслугой Б.Г.Ананьева явилось создание факультета психологии при Ленинградском (ныне С.-Петербургском) университете, подготовка плеяды известных в нашей стране ученых, объединенных под названием «ленинградской школы».
Аналогичную организаторскую роль при создании отделения и факультета психологии в Московском государственном университете сыграли С.Л.Рубинштейн и А.НЛеонтьев. А. НЛеон-тьев также внес существенный вклад в разработку проблем восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики. Им была разработана теория, получившая название психологической теории деятельности, в русле которой оригинальную трактовку приобрели познавательные процессы.
А.В.Запорожец совместно с Д.Б.Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных научных интересов А.В.Запорожца, организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР, входили вопросы возрастного развития, воспитания детей. Д.Б.Эльконин известен как автор весьма популярного учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития и (совместно с В.В.Давыдовым) новой концепции обучения детей младшего школьного возраста.
Значительный вклад в развитие педагогической психологии внесли труды П.Я.Гальперина. Из его немногочисленных, но основательных работ наибольшую известность получила теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий, которая открыла практически эффективный путь обучения умственным и другим операциям взрослых и детей.
Благодаря А. РЛурии было сказано новое слово в нейропсихологии — области знаний, которая занимается изучением ана-томо-физиологических основ высших психических функций, т. е. того, как восприятие, внимание, память, воображение и мышление представлены в головном мозге человека. Особое значение имели научные труды А. РЛурии, посвященные исследованию нейрофизиологических основ памяти и мышления человека. Они заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии, широко применяются в настоящее время в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике.
Широкую мировую известность получили работы психофизиолога Е.Н.Соколова. Совместно с сотрудниками он создал

теорию цветового зрения, теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов, нейрофизиологическую теорию памяти, изучал многие механизмы, объясняющие на нейронном уровне процессы восприятия и памяти. Е.Н.Соколов детально исследовал ориентировочный рефлекс, вошедший в объяснительную структуру нейрофизиологических основ внимания. С 80-х годов начался процесс перестройки советской психологической науки, ее интеграции в мировое психологическое знание. С одной стороны, этот процесс характеризуется теми же тенденциями, которые были отмечены при анализе современной зарубежной психологии, а с другой — имеет свои особенности, связанные с социально-политической ситуацией в нашей стране. Началась и активно идет ломка сложившихся идеологических стереотипов, постепенного избавления психологии как науки от давления политических догм, ломка старых организационных структур и замена их новыми. Все это обнадеживает и позволяет надеяться на то, что в скором времени отечественная психология вновь займет достойное место в мире.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector