Для достижения цели использовались следующие методы исследования:

  1. Содержание 2
  2. Введение 3
  3. Общие сведения о группе Л-203 4
  4. Направленность коллектива 4
  5. Характеристика студентов группы 5
  6. Выводы 6
  7. Психологический анализ занятия 7
  8. Библиографический список 10
  9. Приложения 11

Введение

Теперь, когда коммуникативное обучение английскому языку становится более популярным, коммуникативная компетенция, ориентированная на достижение быстрого практического результата в овладении английским языком, а также на развитие личности студента, приобретает особое значение. Это и составляетактуальностьнашего исследования.

Объектом исследованияявляются студенты группы 203 факультета Лингвистики.

Цель исследованиясостоит в том, чтобы исследовать уровень развития студента и предложить пути дальнейшего успешного развития как студента, так и учебной группы.

Для достижения цели использовались следующие методы исследования:

  1. Теоретико-методологический анализ (изучение отечественной и зарубежной научной литературы по рассматриваемой проблеме; анализ методов обучения английскому языку в вузе;
  2. Эмпирические методы (наблюдение).

Психологическая характеристика студенческой группы важна как для студентов-практикантов, так и самих преподавателей, так как эта информация необходима для грамотного построения учебного процесса.

В данной работе освещены следующие вопросы:

— общие сведения о студенческой группе,

— особенности взаимоотношений в группе,

— личные качества студентов группы,

— анализ проведённого занятия.

В данной работе также представлены результаты тестирования группы, выводы и рекомендации.

Общие сведения о группе

Коллектив (студенческая группа 203) сформирован в 2012 году. По возрасту коллектив неоднороден. Разница в возрасте порой составляет более 4 лет. Все студенты имеют среднее школьное образование. Этнически коллектив неоднороден. В группе учится студент по обмену из Таджикистана. Не все студенты родом из Челябинска, иногородние (из Душанбе, Волгограда, Уфы и Магнитогорска) проживают в общежитии или снимают квартиры в городе. Данный коллектив состоит из 4 девушек и 3 юношей, из них более 50% выросли в неполных семьях. Старостой группы является Степина Екатерина. Коллектив я считаю до конца не сложившимся, студентов объединяет исключительно учеба и вопросы, связанные с ней. Они не проводят время вместе нигде, кроме университета. Хотя я заметила общее положительное отношение к друг другу в группе, и считаю, что в будущем ребята станут действительно хорошими товарищами или даже близкими друзьями. Успеваемость в группе выше среднего, и 203 группа является лучшей по успеваемости из оставшихся групп на курсе. Как бы то ни было, группа учебно недисциплинирована. Студенты часто пропускают занятия или приходят неподготовленными. Более слабые студенты стараются не отстать от остальных. Отстающим помогают более успевающие студенты, что характеризует сплоченность группы. Члены группы пока ограничиваются общением только внутри своего коллектива, не общаются с другими студентами на курсе и факультете. 

8 стр., 3881 слов

Межличностные отношения в различных группах и коллективах. Сравнительный анализ

... определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. Психология взаимодействия людей. В качестве клеточки анализа социальной психологии рассматривают ситуацию взаимодействия двух и более людей. Взаимодействие – ... правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми ...

Направленность коллектива

Чувство гражданственности и интереса к политической жизни совершенно не выражено. Студентам не интересна политическая и экономическая ситуация в стране и за рубежом. Видимо, это связано с нехваткой времени на обсуждение этих проблем. Хорошая успеваемость на данный момент и является долгом и гражданской позицией студента. Отношение коллектива к нарушениям норм общественной морали в целом негативное. Отношение к алкоголю и курению в группе также крайне негативное. Все студенты ведут активный образ жизни, одни занимаются спортом, другие ведут активную творческую деятельность.  Уровень подготовки и общего развития студентов ближе к среднему. Иногда заметны пробелы в некоторых областях знаний и скорее это связано с недостатками школьного образования. Интересы студентов лежат в широкой области, и это связано с большим количеством изучаемых предметов. Заметен повышенный интерес к компьютерному обучению и, видимо, это связано с востребованностью таких знаний. Интересно, что более уважаемы более требовательные к студенту педагоги. Здесь же немаловажен и личный пример преподавателя, его отношение к своей работе.  Недостатком учебного взаимодействия студентов является заимствование одними работ других.

При наличии образца работа (проект, диплом и т.п.) выполняется формально, без осмысления написанного. Зачастую одна и та же ошибка последовательно может встречаться у 2-3 человек. Но в целом такое взаимодействие дает положительный эффект – студенты выражают свое доверие уровню знаний друг друга и вообще доверию друг к другу как личности.  Основным видом деятельности коллектива является профессиональная деятельность. Это выражается в участии части группы в различных научно-технических семинарах, конференциях, олимпиадах. К сожалению, участие принимают только девушки, юношам научная и профессиональная деятельность пока не интересно. При наличии заинтересованности и стимула некоторые из студентов принимают участие в таких мероприятиях довольно охотно, понимая полезность такого участия. На неудачи других студенты реагируют с сочувствием, хотя могут отнестись и с иронией или безразличием. При появлении трудностей не стараются от них уйти, а мобилизуют силы на их преодоление. Конфликты с преподавателем, другими студентами факультета или межличностные в группе разрешаются на месте. Студенты мыслят трезво: не бросаются слепо «защищать своих», но и не нападают на них.

3 стр., 1301 слов

Здоровый образ жизни студента

... в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее субъективных проявлений. 1.1. ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТА И СПОРТ Повседневная учебная работа, зачетно-экзаменационные сессии с их интенсивной нагрузкой ... случайно и в детском, и в юношеском возрасте, и в других возрастных группах вплоть до пожилого возраста возникает проблема выбора: чем, какими упражнениями, каким видом ...

Характеристика студентов группы

  1. Степина Екатерина (20лет)

Является старостой группы. Очень ответственна, коммуникабельна, что отмечают и другие студенты этой группы. Явно имеет склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентирована на социально-значимые нормы поведения, обладает даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладает хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживает в определенных границах. Но эти индивидуальные черты пока не вполне осознаются самой Екатериной, поэтому при принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Я считаю, что ее деятельности в будущем будет присущ высокий профессионализм, высокое чувство ответственности и требовательности к себе и другим. Екатерина высоко ценит правдивость, поэтому даже пропуская занятия без уважительной причины Екатерина прямо говорила это мне, как преподавателю.

Она легко абстрагируется от реальности, обладает «концептуальным умом», имеет на все «свой взгляд», который зачастую подкреплен реальными знаниями, пусть даже поверхностными, по обсуждаемой проблеме. Обычно пребывала в состоянии душевного равновесия и действовала рационально. Явно обладает богатым воображением. Являясь выраженным интровертом, не приемлет никакого воздействия со стороны, кроме самоконтроля.

Неэмоциональна, но вместе с тем ярко переживает проблемы одногруппников, принимает участие в их решении. Тяжело переживает жестокие кадры фильмов или книг, поэтому «предпочитает комедии фильмам ужасов и драмам».

По результатам тестов я выяснила, что наибольшую симпатию и доверие Екатерина питает к Наумовой Анжелике и Дитькову Павлу. С ними она хотела бы продолжить учиться в другой группе, пойти в поход. Их бы она пригласила на свой День рождения. В людях и себе Екатерина больше всего ценит ответственность, жизнерадостность, независимость, терпимость и чуткость. В человеческой жизни главное для нее – здоровье, интересная работа, семья, друзья и активная деятельность.

О себе Екатерина пишет: «Люблю путешествовать, изучать языки. Я очень коммуникабельна, легко завожу друзей.»

  1. Вахрушева Алена (20 лет)

В группе является культоргом. Имеет твердую волю, энергичный и дружелюбный характер. Также в Алене присутствует неповторимая будто детская непосредственность и наивность, она очень прямодушна и правдива. Как и Екатерина, Алена не прибегает к хитростям и уловкам на занятиях. В ее поведении мной не было замечено ничего скрытного, ей не были присущи двойные стандарты морали или хитрые интриги в коллективе.

О себе Алена пишет, что «доверяет сердцу, душевному порыву, а не разуму». Поэтому я не ожидала бы от нее стабильной работы и на протяжении педагогической практики, и в обучении вообще.

Алена является очень дружелюбной, но малообщительной девушкой. Кроме того, она ведет активный образ жизни, увлекается фотографией. Я также заметила, что свою неординарность и творческую натуру она выражает и через свой внешний вид – носит дреды, разнообразные массивные украшения. Своей религией признает буддизм.

Алена много путешествовала, и отмечает, что и сейчас готова в любой момент отправиться в дальний путь, независимо от цели поездки, бросив учебу.

Хотя наибольшую симпатию и доверие Алена питает к женской части коллектива, она единственная спросила, можно ли написать имена всех одногруппников, а не только троих, как указано в задании. Она хотела бы продолжить учиться пусть и в другой группе, но со всеми.

В людях и себе Алена больше всего ценит трудолюбие, ответственность, жизнерадостность, сдержанность, волю. В человеческой жизни главное для нее – мудрость, развитие личности, самостоятельность, свобода и уверенность в себе.

  1. Пигин Кирилл (19)

В группе не занимает никакой «должности». Малообщителен, даже замкнут, и обращен в себя. По моим наблюдениям, такое поведение не является признаком эгоцентризма, скорее всего, это замкнутость на самого себя, некая обособленность от внешнего мира. Мир Кирилла состоит из его собственных мыслей, чувств и переживаний. В этот мир он уходит для восстановления сил после столкновения с окружающей его реальностью.

Он вынужден постоянно фокусировать свое внимание на проблемах внешнего мира, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с ним. Кириллу сложно перебороть себя, свою застенчивость в общении с людьми, особенно с малознакомыми. Но справившись с собой, Кирилл показывает отличный результат в учебе, что показывает его высокий уровень знаний.

К сожалению, он намного реже проявляет инициативу, чем остальные студенты. И зная правильный ответ, скорее промолчит, чем решится громко произнести его. Я также заметила, что Кирилл многократно все обдумывает прежде, чем переходить к действиям, активно при этом жестикулируя и беззвучно шевеля губами. Стоит отметить, что хотя подобная осторожность только усложняет его общение, благодаря этим рассудительности и вдумчивости Кирилл с первого раза понимал сложный теоретический материал и лучше всех справлялся с письменными работами.

По результатам тестов я выяснила, что наибольшую симпатию и доверие у Кирилла вызывают Аникина Маргарита, Степина Екатерина и Дитьков Павел. С ними он хотел бы продолжить учиться в другой группе, пойти в поход. Но на День Рождения Кирилл бы не пригласил ни одного одногруппника. В людях и себе Кирилл больше всего ценит рационализм, самоконтроль, терпимость, широту взглядов и честность. В человеческой жизни главное для него – познание, самостоятельность, свобода, здоровье и мудрость.

Лист А4, предназначенный для рисования «Визитной карточки» с последующей самопрезентацией, Кирилл оставил чистым. Рассказывать о себе перед группой отказался.

Мы дали характеристику трем студентам, достаточно часто посещавшим занятия, чтобы мы могли по наблюдениям составить для себя наиболее целостную картину. Группа состоит всего из семи человек. Остальных студентов группы мы видели на занятиях не более двух раз за все время практики, что посчитали недостаточным. Такое посещение мы считаем неудовлетворительным.

Психологический анализ занятия

Анализируемое занятие было проведено с группой 203 второго курса факультета Лингвистики.

Этап

Комментарии

Использованные методы

1

Организационный момент

На данном этапе давалась установка на занятие, проводилась речевая зарядка в форме обсуждения пословицы и высказывания собственного мнения. Данный этап характеризовался приподнятым эмоциональным состоянием студентов, стремлением к действию, получению результата, концентрация внимания и силы для достижения результата. Регуляторно-волевое состояние студентов характеризуется сосредоточенностью, концентрацией внимания, лёгкой переключаемостью.

Использование наглядного материала, упоминание о промежуточном контроле знаний в конце занятия, смена видов деятельности.

2

Проверка домашнего задания

Домашним заданием было выучить диалоги с интонацией по образцу и изучить самостоятельно несколько глав теоритической информации по теме «Практическая фонетика».

Более активные студенты проявляли положительные эмоции при презентации диалогов и отрицательные – при проверке теоритических знаний.

Сначала спрашивались студенты более активные и менее скованные, затем в беседу вовлекались остальные студенты. При проверке теории задавались наводящие вопросы, которые помогали прояснить тему, либо подвести к определённому выводу.

Индивидуальный подход к студентам, насколько это возможно в рамках коллективной работы.

3

Основная часть урока

Основная часть занятия проходила в 2 этапа: 1) развитие навыков языковой догадки, 2) умения интонировать диалоги

1) Прослушивание новых диалогов, выразительное чтение в парах после первого прослушивания

2) повторное прослушивание, объяснение услышанных интонаций.

Смена форм и видов работы, совместная оценка и анализ результатов работы.

4

Объяснение домашнего задания

На заключительном этапе занятия были подведены итоги, студенты сами называли то, что они узнали на занятии. Комментарии по поводу работы студентов положительные. Было объяснено домашнее задание, получена обратная связь.

Объяснение

5

Выводы

Студенты с энтузиазмом относятся к практической части урока – выразительному чтению диалогов перед группой, — даже самые замкнутые и неактивные ребята с удовольствием имитируют интонации носителей языка. Также все студенты одинаково не любят работать с теоритической информацией на английском языке. Общие впечатления студентов от проведённого занятия положительные.

Возникшие проблемы: чрезмерное эмоциональное возбуждение при презентации комичных диалогов. Решение: смена вида деятельности.

Самые эффективные методы работы: использование наглядного материала, парная и групповая работа студентов, как метод работы, совместная оценка и анализ результатов работы студентов.

Выводы

1) Согласно проведённым тестам, климат в группе недостаточно благоприятный, но, согласно наблюдениям, ситуация обстоит иначе: студенты вполне хорошо общаются друг с другом, помогают друг другу в выполнении заданий, объяснении непонятного материала. Они стараются самоорганизоваться для участия в факультетских мероприятиях. Отношения в группе дружественные, конфликтов не возникает.

2) Исследование общественного мнения в данном коллективе подтвердило наблюдения. Лидер группы как таковой отсутствует. Отсюда вытекает проблема с посещениями занятий.

3) Тестирование на выделение жизненного приоритета и расстановку основных человеческих ценностей показало, что группа более неоднородна, чем она показалась на первый взгляд. У ребят совершенно разный порядок расстановки качеств. Также, они по-разному относятся к самим себе, высоко оценивая различные качества личности.

Согласно наблюдению за студентами группы, необходимо отметить, что поскольку коллектив образовался не так давно, сложно адекватно судить о сформированности группы и её основных качеств, как коллектива.

Для дальнейшего успешного формирования целостного коллектива мы рекомендуем:

— во время занятий давать больше групповых или парных заданий, при этом объединяя студентов не только по принципу, кто ближе к кому сидит, а также и перемешивая класс,

— возможен вариант проведения целенаправленного тренинга на командообразование,

— проведение совместных кураторских часов, внеучебных мероприятий, направленных на сплочение коллектива.

Библиографический список

  1. Психология. Немов Р.С. 2003, 6-е изд., 623с.
  2. http://tests.ru/- психологические тесты.
  3. психологические тесты.
  4. http://ru.wikipedia.org/- общая информация.

Приложение № 1

Бланк социометрического опроса

Ф. И. О.

Курс (группа, класс, отдел)

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т.д.) с учетом отсутствующих.

1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

а)

б)

в)

2. Кого бы ты из группы пригласил на свой день рождения?

а)

б)

в)

3. С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?

а)

б)

в)

Приложение № 2

Анкета цо (т)

Ниже приведен список наиболее обобщенных ценностей человеческой жизни. Прочитайте весь список и проставьте в колонке слева

(предварительный выбор) цифры от 1 до 18, соответствующие значимости этих ценностей для вашей личной жизни. (1 — самая важная для вас ценность, 2 — менее важная ценность и т.д. до 18). 

После этого, просмотрите порядок расстановки ценностей, внесите, если есть необходимость, изменения и окончательный выбор занесите в колонку справа.

Будьте внимательны!

Активная деятельная жизнь

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

Здоровье (физическое и психологическое)

Интересная работа

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений, жизнь с комфортом)

Наличие хороших и верных друзей

Хорошая общая обстановка в стране, в нашем обществе

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)

Познание (интеллектуальное развитие, расширение образования, общей культуры)

Равенство (равные возможности для всех)

Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках

Свобода как независимость в поступках и действиях

Счастливая семейная жизнь

Творчество (возможность творческой деятельности)

Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Удовольствия (жизнь полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)

АНКЕТА ЦО (И)

 

Ниже приведен список качеств личности. Прочитайте весь список

и проставьте в колонке слева (предварительный выбор) цифры от 1 до

18, соответствующие значимости этих качеств для достижения целей в

жизни, которые вы перед собой поставили (1 —  самое значимое для

вас качество, 2 — менее значимое и т.д. до 18). 

Затем просмотрите весь порядок расстановки качеств по значимости, внесите необходимые коррективы и окончательный выбор занесите в колонку справа.

Будьте внимательны!

 Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах)

Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)

Высокие запросы (стремление достичь максимального успеха)

Жизнерадостность (чувство юмора)

Исполнительность (дисциплинированность)

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

Непримиримость к недостаткам в себе и других

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать продуманные решения)

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

Твердая воля, умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

Терпимость к взглядам и мнениям других умение прощать ошибки и заблуждения

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

Честность, правдивость, искренность

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

Чуткость, заботливость

 

Приложение № 3

Тест на сплоченность

  1. Дисциплинированность
  2. Эрудированность
  3. Сознание общественного долга
  4. Сообразительность
  5. Начитанность
  6. Трудолюбие
  7. Идейная убежденность
  8. Умение контролировать работу
  9. Моральная воспитанность
  10. Самокритичность
  11. Отзывчивость
  12. Общественная активность
  13. Умение работать с книгой
  14. Любознательность
  15. Умение планировать работу
  16. Целеустремленность
  17. Коллективизм
  18. Прилежание
  19. Требовательность к себе
  20. Критичность
  21. Духовное богатство
  22. Умение объяснить задачу
  23. Честность
  24. Инициативность
  25. Внимательность
  26. Чувство ответственности
  27. Принципиальность
  28. Самостоятельность
  29. Общительность
  30. Рассудительность
  31. Скромность
  32. Осведомленность
  33. Справедливость
  34. Оригинальность
  35. Уверенность в себе