Социально-психологический климат (СПК) коллектива

В предыдущих вопросах данной темы была рассмотрена психология межличностных отношений с позиций индивидуальной и социальной идентичности. Индивидуальная идентичность — это образ «Я», обусловленный психофизио-логическими, интеллектуальными, волевыми и духовно-нравственными качествами личности. Социальная идентичность формируется из тех сторон образа «Я», которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенной социальной группы, коллектива. В коллективе складывается особый, специфический характер межличностных отношений. Рассмотрим некоторые его характерные черты.

Прежде всего уточним, что же мы понимаем под термином «коллектив». Коллективом называются разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. В отличие от других социальных общностей коллектив характеризуется следующими основными чертами:

1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени;

2) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу;

3) относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива;

4) структурированностью — определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственности между членами коллектива;

5) организованностью, то есть упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенному порядку ведения совместной коллективной жизнедеятельности;

6) открытостью — то есть готовностью к принятию новых членов.

Понятие «социально-психологический климат коллектива»

Качественные и количественные показатели всех этих основных черт соединяются понятием «социально-психологический климат коллектива». По мнению известного российского психолога Б.Д. Парыгина, понятие ((социалъно-пскхологичес-кий климат коллектива» отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами.

Социально-психологический климат коллектива связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей.

12 стр., 5693 слов

Тема 1.5 Личность и группа. Понятие о группе, классификация. Понятие о коллективе, общие характеристики. Социально-психологический климат в коллективе. Пон

Тема 1.5 Личность и группа. Понятие о группе, классификация. Понятие о коллективе, общие характеристики. Социально-психологический климат в коллективе. Понятие о лидере группы. Цель: - формирование представлений о группах, их классификации; - овладение закономерностями внутригрупповых и внутриколлективных процессов; - формирование представлений о феномене лидерства; - выработка умений и навыков в ...

Ученые отмечают двойственную природу социально-психологического климата коллектива. С одной стороны, он представляет собой некоторое субъективное отражение в групповом сознании всей совокупности элементов социальной обстановки, всей окружающей среды. С другой — возникнув как результат непосредственного и опосредованного воздействия на групповое сознание объективных и субъективных факторов, социально-психологический климат приобретает относительную самостоятельность, становится объективной характеристикой коллектива и начинает оказывать обратное влияние на коллективную деятельность и отдельные личности.

Социально-психологический климат — это не статичное, а весьма динамичное образование. Эта динамика проявляется как в процессе коллективообразования, так и в условиях функционирования коллектива. Ученые зафиксировали два основных этапа процесса коллективообразования. На первом этапе главную роль играет эмоциональный фактор. В этот период идет интенсивный процесс психологической ориентации, установления связей и позитивных отношений. На втором этапе все большее значение приобретают когнитивные процессы. В этот период каждая личность выступает не только как потенциальный или реальный объект эмоционального общения, но и как носитель определенных личностных качеств, социальных норм и установок. Именно на этом этапе происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентации, норм и символов.

Другой стороной, характеризующей динамику социально-психологического климата коллектива, являются так называемые «климатические возмущения». К «климатическим возмущениям» относят естественные колебания эмоционального состояния в коллективе, периодически возникающие подъемы и спады настроения у большинства его членов, которые могут происходить как в течение одного дня, так и на протяжении более длительного периода. Они связаны с изменением условий взаимодействия внутри группы или изменением окружающей среды. Термин «климатические возмущения» несет в себе как негативную, так и позитивную окраску, поскольку эти возмущения могут мешать, а могут и благоприятствовать жизнедеятельности коллектива.

3 стр., 1161 слов

Коллектив и его социально-педагогические возможности

Содержание Введение 3 Глава 1. Понятие коллектива, его типы, структура 4 1.1. Понятие коллектива 4 1.2. Типы и структура коллектива 7 1.3. Этапы развития коллектива 14 Глава 2. Социально-педагогические возможности коллектива 20 2.1. Социально-педагогические возможности ученического коллектива 20 2.2. Социально-педагогические возможности трудового коллектива 24 Заключение 28 Список использованной ...

Пути формирования СПК (социально-психологического климата).

В.М. Шепель утверждает, что психологическим климат состоит из трех компонентов:

  • социальный климат — определяется осознанием общих целей и задач группы;
  • моральный климат — определяется принятыми и устоявшимися моральными ценностями группы;
  • психологический климат — это неофициальные отношения, которые складываются между членами группы и значительно влияют на ее работоспособность.

Каждый руководитель должен заботиться о создании такого ПК, который бы способствовал наиболее полному творческому самораскрытию каждого члена коллектива.

Благоприятный психологический климат повышает трудоспособность людей, стимулирует все виды активности, улучшает настроение и самочувствие. Его характеризуют следующие признаки:

  • Доверие и высокая требовательность членов коллектива друг к другу.
  • Доброжелательная и деловая критика.
  • Свободное выражение мнения при обсуждении общеколлективных проблем.
  • Отсутствие давления руководителя на подчиненных и признание за ним права принимать значимые для группы решения.
  • Достаточная информированность членов коллектива о его задачах и текущем состоянии дел.
  • Удовлетворенность принадлежностью.
  • Высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях состояния фрустрации у кого-либо из членов коллектива.
  • Принятие на себя ответственности за состояние дел каждым членом коллектива.

Из вышеперечисленного можно выделить два основных элемента: отношение людей к совместной деятельности (в частности к трудовой) и отношение друг к другу (как по вертикали, так и по горизонтали).

ПК в коллективе складывается из множества составляющих. В первую очередь это налаженность межличностных, межгрупповых и прочих, как вертикальных так и горизонтальных связей. Руководитель любого ранга должен уметь наладить не только обратную связь со всеми звеньями управления, но и следить за связями в «горизонтали». Выдвижение интегрирующих целей между администрацией и персоналом организации также является необходимым условием для создания благоприятного климата. Очередным условием создания благоприятного климата является умение руководителя постоянно корректировать стиль, формы, средства и методы управления с учетом конкретных условий, умение подвести баланс прав и ответственности работников при выполнении служебных обязанностей, умение сохранять и использовать в работе неформальные (референтные) группы.

13 стр., 6101 слов

Понятие коллектива и группы

... управлению социально-психологическим климатом и формирования экспертов, которые будут оценивать степень сплочённости коллектива организации. В результате проделанной работы, были разработаны анкеты для формирования группы ... . Например, оптимальная система деловых связей, стихийно складывающейся между работниками, некоторые формы рационализации и изобретательства, способы принятия решения и ...

Обоснованные управленческие решения, эмоционально-волевое воздействие руководителя является важным условием поддержания здорового социально-психологического климата в коллективе.

Пример наиболее эффективных способов формирования благоприятного психологического климата в коллективе:

  • Создание ситуаций коллективного сопереживания значимых для группы событий;
  • Формирование традиций группы и обязательное их соблюдение;
  • Разработка системы морального и материального поощрения;
  • Умение увидеть и решать конфликтные ситуации;
  • Стремление вкладывать силы в благополучие группы;
  • Знание и учитывание индивидуальных особенностей каждого из членов группы.
  • Знание и уважение всего спектра чужих мнений;
  • Умение разделять и передавать ответственность.

Социально-психологическое аспекты управления персоналом.

Социально – психологические аспекты:

· Социальный анализ в коллективе работников.

· Социальное планирование.

· Создание творческой атмосферы в коллективе.

· Участие работников в управлении.

· Социальное стимулирование коллектива.

· Удовлетворение духовных и культурных потребностей.

· Формирование коллективов, групп, создание нормального психологического климата (адаптация в коллективе).

· Установление социальных норм поведения.

· Развитие у работников инициативы и ответственности.

· Установление моральных санкций и поощрений.

К тщательному изучению социальных и психологических аспектов менеджмента нас обязывает постоянное обогащение межчеловеческих отношений в результате роста общеобразовательного и квалификационного уровня работников. Рыночные отношения, интенсивно развивающиеся в последние годы, предъявляют более высокие требования к психологическим требованиям работников. Свой отпечаток накладывает и усложнение техники и технологии, что позволило значительно сократить долю физического и увеличить объема умственного труда. Поэтому часто результаты труда во многом определяются психическим состоянием сотрудников. Социально-психологическими именуются такие методы воздействия субъекта управления на объект управления — трудовые коллективы и отдельных работников, которые опираются на объективные законы развития социологии и психологии, воздействуют с учетом коллективной психологии (настроения коллектива, групповых отношений, общественного мнения), психологических особенностей различных социальных групп и отдельной личности.

10 стр., 4838 слов

Анализ влияния психологических аспектов управления в процессе создания социально-психологического климата в коллективе

... социально- психологического климата (СПК). Так же проблема влияния психологических аспектов на управление коллективом ... людьми, которая обуславливает создание доверительной, доброжелательной, комфортной обстановки в коллективе. Методы формирования и поддержания ... рабочими. Поэтому синхронность индивидуальной психической деятельности работников (различная выносливость членов группы, скорость мышления ...

Социально — психологические методы управления направлены на создание в трудовых коллективах органов благоприятного и устойчивого морально — психологического климата, способствующего наиболее успешному решению стоящих задач. Они направлены на обеспечение социальной защищенности работников; на повышение культуры производства; на поощрение высококвалифицированной и высокопродуктивной работы; на создание современной высокоразвитой сферы обслуживания; на улучшение жилищных условий; на укрепление здоровья, возрастание значения физической культуры и спорта, внедрение их в повседневную жизнь; на усиление заботы о семье и др.

К социологическим методам управления индивидуально-личностным поведением относятся: создание благоприятных условий труда для работников (оптимальная степень загруженности, ритмичность, наличие элементов творчества в труде и др.); формирование оптимальной системы управления (организационной структуры, видов контроля, наличие соответствующих должностных инструкций и др.); надлежащая постановка воспитательной работы; создание благоприятного психологического климата в коллективе; сложившиеся традиции и др. Применение социологических методов управления может быть эффективным только в том случае, когда имеется полная и достоверная информация о происходящих в коллективе процессах. Важно знать состав коллектива органа, интересы, склонности и поступки работников, причины многих явлений, мотивы поведения, положительные и отрицательные тенденции в развитии коллектива.

3 стр., 1276 слов

Природа и причины конфликтов, способы и методы управления конфликтной ситуацией для создания благоприятной атмосферы в организации

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты конфликтов в организации 5 1.1. Сущность и природа конфликта 5 1.2. Классификация конфликтов 10 Глава 2. Пути разрешения конфликтов. 15 2.1.Причины возникновения конфликта как основан его урегулирования 15 2.2. Формы работы с конфликтами и методы их разрешения с целью улучшения организационного климата 21 Заключение 34 Список используемых ...

Изучение коллектива производится с помощью сбора и анализа социальной информации, которая представляет собой совокупность сведений о составе, потребностях и интересах работников, характере взаимоотношений, восприимчивости форм и методов стимулирования активности в коллективе органа (подразделения).

Сбор информации производится с помощью социологических исследований.

При проведении социологических исследований используется определенный набор технических средств и приемов, форм сбора и обработки социальной информации о том или ином коллективе — объекте управления. Такими приемами являются: интервьюирование, анкетирование, изучение документов (планов работы, личных планов сотрудников, протоколы совещаний и собраний, личных дел, писем и предложений граждан, периодической печати и др.), наблюдения; самонаблюдения, эксперименты и некоторые другие. Информация, полученная в ходе социологического исследования, может быть использована для выявления степени влияния того или иного социального фактора на деятельность коллектива органа или его различных подразделений и групп. На основе информации могут быть сделаны выводы и внесены предложения об изменении практики управления. На основе результатов социологических исследований разрабатываются и применяются также методы социального регулирования, нормирования и морального стимулирования. Методы социального регулирования используются для упорядочения отношений в коллективе. К ним относятся: методы повышения социально-служебной активности (обмен опытом, почин, критика, самокритика, агитация, пропаганда, соревнование); методы социальной преемственности (торжественные собрания, вечера, чествование ветеранов, совещания передовых работников по профессии и др.).

К методам социального регулирования и нормирования относятся методы, которые призваны закреплять и развивать отношения, соответствующие системе управления. Это — установление моральных и иных норм. Методы морального стимулирования используются для поощрения коллективов органов, групп, отдельных работников, добившихся высоких показателей в работе.

5 стр., 2282 слов

Презентация на тему: Методы

Методы менеджмента Методы менеджмента Экономические; Административные; Социально-психологические; Воспитательные I. Экономические методы: Хозяйственный расчет; Стимулирование; Финансирование; Ценообразование Экономические методы: 1. Хозрасчет Признаки полного хозрасчета: Хозяйственная самостоятельность; Самоокупаемость; Материальная заинтересованность; Материальная ответственность; Экономический ...