Логопедическая работа по выявлению и предупреждению дисграфии у младших школьников с ОНР

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования выявления и предупреждения дисграфии у младших школьников с ОНР ………………….6

1.1. Рассмотрение письменной речи в рамках лингвистики, нейропсихологии, психологии, психолингвистики…………………………….6

1.2. Развитие письменной речи в онтогенезе и причины его нарушений………………………………………………………………………..10

1.3. Особенности письменной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР …………………………………………………………………..14

ГЛАВА 2. Логопедическая работа по выявлению и предупреждению дисграфии у младших школьников с ОНР……………………………………..20

2.1.Анализ методических подходов по выявлению и предупреждению дисграфии у младших школьников с ОНР……………………………………..20

2.2. Рекомендации по выявлению и предупреждению дисграфии у младших школьников с ОНР ……………………………………………………22

Заключение………………………………………………………………..25

Список использованной литературы…………………………………….26

Введение

В современном обществе, не смотря на положительные явления в развитии науки, существует большое количество детей, имеющих различные виды нарушений. Дети с нарушениями речи, занимают среди них особое место.

Многие авторы отмечают связь между недоразвитием речи и недоразвитием психических процессов. Так, Л.C. Выготский указывал, что задержка в развитии речи может повлечь и задержку развития познавательных процессов[6].

В целом уровень речевого развития современных детей — дошкольников можно охарактеризовать как крайне неудовлетворительный. Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. Отмечаются недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм. Эти речевые проблемы, тормозят процесс обучения, являются причинами дисграфии и дислексии.

С точки зрения речевой патологии одним из наиболее распространённых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР).

Изучая отклонения речевого развития у детей с нормальным слухом и интеллектом, профессор Р.Е.Левина впервые выделила и описала особую категорию детей с проявлениями системной несформированности всех языковых структур (фонетики, грамматики, лексики), которую и обозначила термином «общее недоразвитие речи»[15].

5 стр., 2095 слов

Особенности волевых действий младших школьников. Основные новообразования волевой сферы младших школьников. Развитие познавательных способностей

Контролируемая самостоятельная работа по психологии развития гр.ПП,ПТ-21 Семестр 1. Тема 4.1 Общая характеристика развития детей младшего школьного возраста – 2 ч. (КСР)   Внутренняя позиция школьника (Л.И. Божович). Возрастные потребности младших школьников. Развитие представлений ребенка о себе. Особенности развития у ребенка положительного отношения к учебе. Литература: 1. Серова Л. И. ...

В общеобразовательной школе учителя так же очень часто сталкиваются с множественными ошибками у детей при письме. Это связано с тем, что на сегодняшний день нарушения письма (дисграфии) являются самыми распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Между тем, проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Расстройства в этой области оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Эффективная профилактика, своевременное выявление дисграфии, точное определение ее дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от иных ошибок письма чрезвычайно важно для разработки системы логопедической работы по коррекции этих нарушений, по предупреждению дизорфографии и школьной дезадаптации в целом. Этим обусловлена актуальность данного исследования.

Нарушения письменной речи изучаются давно, но до настоящего времени они остаются одной из актуальных проблем логопедии.

Над механизмами развития письменной речи в норме и патологии занимались такие авторы, как: А.Н. Корнев, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.Е. Хватцев, Т.Г. Визель, Е.Д. Хомская, Л.Г. Парамонова, Т.Г. Егоров, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, И.Н. Садовникова, Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, Р.И. Лалаева и многие другие.

Объект исследования: особенности письменной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР.

Предмет исследования: коррекционно-развивающая работа по выявлению и предупреждению дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Цель исследования: изучение логопедической работы по выявлению и предупреждению дисграфии у младших школьников с ОНР.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно сформулировать задачи:

10 стр., 4570 слов

Профилактика нарушений письменной речи у детей с онр III уровня подготовительной группы

ГОУ ДПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГАТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ» КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Профилактика нарушений письменной речи у детей с ОНР III уровня подготовительной группы. Выполнила: Учитель-логопед МДОУ ЦРР Д/С № 261 г. Челябинска Мухачева М. Ю. Группа № Челябинск – 2010г. Содержание ВВЕДЕНИЕ ...

1. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую, психолингвистическую, нейропсихологическую и специальную литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть программы и методические рекомендации по предупреждению дисграфии у детей с общим недоразвитием речи.

3. Подготовить выводы по теме исследования.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— анализ научно-методической литературы;

— изучение медицинской, психолого-педагогической документации;

— анализ полученных результатов.

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования выявления и предупреждения дисграфии у младших школьников с ОНР

1.1. Рассмотрение письменной речи в рамках лингвистики, нейропсихологии, психологии, психолингвистики

Слово — самая важная единица языка, носитель значения. Слова и их комбинации обозначают конкретные объекты и абстрактные понятия, слова выражают эмоции. Любая речь состоит из слов или их комбинаций и устроена в последовательности и соответствии с планом, связана грамматически (с помощью предлогов, окончаний, союзов и других средств)…

Заключение

Таким образом, коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте предупредить возможность возникновения дисграфии у детей.

Своевременная и точная диагностика структуры нарушений письма у младших школьников имеет очень большую значимость не только при определении путей и методов коррекционного обучения. Это залог дальнейшего успешного обучения в школе и дальнейшего построения жизненного пути ребенка.

В ходе исследования была изучена и проанализирована логопедическая, психологическая, нейропсихологическая, методическая литература по заявленной теме. Были выявлены предпосылки и особенности развития письменной речи у детей при нормальном речевом онтогенезе и у детей с общим недоразвитием речи; рассмотрена классификация специфических ошибок письма и видов дисграфии. В работе описаны также приемы, условия и средства предупреждения дисграфии у детей с нарушениями речи и проанализирован ряд программ и методических рекомендаций по проблеме выявления и предупреждения дисграфии у младших школьников с ОНР.

7 стр., 3306 слов

Организация обучения детей в младших классах школы

Литература 1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – М., 1997. – 704 с. 2. Истратова, О. Н. Справочник психолога средней школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. Форма контроля: проверка конспекта     5.5.3 Научение и обучение в подростковом и юношеском возрасте (лек–2 ч., пр.–2 ч.)   Лекция: Изменения в учебной деятельности, ...

Список использованной литературы

1. Аманатова М.М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях / М. М. Аманатова // Логопедия. № 1. — 2007. – С.9.

2. Бабина Г. В. Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у младших дошкольников с общим недоразвитием речи / Г. В Бабина, Н. Ю. Сафонкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. — № 4. – С. 12-18.

3. Волков Б.С. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б.С.Волков, Н. В. Волкова. – СПб.: Питер, 2009. — 240 с.

4. Волкова Л.С. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. Вузов/Л.С. Волкова. — ВЛАДОС, 2003. – Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с.

5. Волкова Л.С. Логопедия/ Л.С. Волкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 704 с.

6. Выготский Л.С.Мышление и речь/Л.С.Выготский. – М.:АСТ, 2013. – 790 с.

7. Елецкая О.В, Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие/Научн. ред. О.В. Защиринская. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 180 с.

8. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.

9. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Николаева Т.В., Савченко С.Ф. Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 544 с.

10. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие/Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2009. – 208 с.

11. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2003. – 224 с.

5 стр., 2253 слов

Ключевые слова: афазия, нейропсихологическая реабилитация, восстановление речи, логопедия

О роли микросоциального окружения в процессе нейропсихологической реабилитации пациентов с афазией Ключевые слова: афазия, нейропсихологическая реабилитация, восстановление речи, логопедия Одной из актуальных проблем нейропсихологической реабилитации является оптимизация восстановительного обучения людей с очаговыми поражениями головного мозга. Поражения мозга приводят к тяжелым нарушениям речи, ...

12. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие /Под ред. Л. С. Волковой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 208 с.

13. Лалаева Р.И. Проблемы логопедической диагностики. / Р.И.Лалаева // «Логопедия сегодня». – 2007. — № 3. – С.8-9.

14. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 352 с.

15. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей/Левина Р.Е. — М.: Аркти. — 2005 — 222 с.

16. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.

17. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.

18. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических заведений. В двух книгах. Книга 2/Под ред. Р.И Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 293 с.