Развитие и формирование способностей младших школьников.УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Развитие и формирование способностей школьников

Курсовая работа

Выполнил студент II курса

2 группы очного отделения

гуманитарного факультета

Ролдугин Анатолий Викторович

Научный руководитель:

кандидат психологических наук

Г.С. Степанова

Воронеж 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-4

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.Сущность понятия «способности» ……………………………………4-11

1.2.Условия перехода природных задатков в способности………. ……11-16

1.3. Развитие способностей ребенка в младшем школьном возрасте…16-22

ГЛАВА 2. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

2.1.Изучение развития творческих способностей………………………22-24

2.2.Обработка и обобщение результатов исследования……………….24-28

2.3.Рекомендации…………………………………. …………………….28-29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 29-30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………30-32

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Какими бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Многие ученые отмечают, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач. Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.

Актуальность исследования заключается в обеспечении развития личности ребенка младшего школьного возраста, источниками которого выступают два вида деятельности. Во-первых, любой младший школьник развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, младший школьник в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний, потому что способствует развитию у младшего школьника самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

4 стр., 1827 слов

Методы развития физических качеств и способностей у детей перенесенным ДЦП

... от нозологических форм. Цель работы - рассмотреть методы развития физических качеств и способностей у детей перенесенным ДЦП. Для реализации поставленной цели необходимо решить ... ВТОРОЙ ГЛАВЕ 42 ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 44 ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЕЙ ГЛАВЕ 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52 ПРИЛОЖЕНИЕ №1 56 ВВЕДЕНИЕ Актуальность ...

Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи, преследуя разные цели. Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Из вышесказанного вытекает проблема психологического анализа причин недостаточности развития способностей младших школьников.

Цель исследования — изучить условия, которые способствуют как развитию, так и формированию способностей младших школьников.

Объект исследования — способности младших школьников.

Предмет исследования — создание условий для развития и формирования способностей младших школьников.

Гипотеза исследования — процесс развития и формирования способностей младших школьников, будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности учеников.

Задачи исследования:

1.изучить и проанализировать научно-методическую литературу;

2.провести ряд психологических диагностик по данной теме;

3.проанализировать результаты проведенных методик;

4.сформулировать рекомендации по данной проблеме.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно — методической литературы, диагностические методы.

5 стр., 2141 слов

Особенности изучения школьниками младших классов темы «Охрана животного мира».

Тема курсовой работы: Охрана животного мира СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения темы охрана животного мира в начальной школе. ………………………………………………………………..5 1.1 Особенности изучения темы с детьми младшего школьного возраста…5 1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников при изучении темы «охрана животного мира»…………………………………….8 1.3 ...

Глава 1. Развитие и формирование способностей школьников

1.1. Сущность понятия «способности»

Проблемой сущности понятия «способности» занимались известные отечественные психологи: Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и другие. Сами понятия, их содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.

Итак, под способностями понимаются «индивидуально-психологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой -либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность, в какой-либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует личность»[8, с.203].

Отечественные психологи А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались изучением способностей, с разных точек зрения. Б.М. Теплов уделял внимание индивидуально — психологическим предпосылкам неодинаково успешного развития тех или иных функций и умений; А.Н. Леонтьева интересовало, главным образом, то, как из природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникает качественно психические функции и процессы. Ни тот, ни другой не отрицали врожденного неравенства задатков, с одной стороны, и неоднозначных связей этих задатков с итоговой успешностью сложных форм деятельности — с другой, однако акценты различались, как различалось и употребление понятий. Б.М.Теплов в контексте дифференциальной психофизиологии связывал понятие способностей, прежде всего с биологически обусловленными различиями, А.Н. Леонтьев же в контексте системного понимания психологических функций и их развития относил это слово к сложным, окультуренным, «ставшими» человеческими функциями.

Следовательно, способности — «психические особенности, от которых зависит возможность, осуществление и степень успешности деятельности» [11, с.34].

Если обратиться к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова, то понятие «способность» определяется как «природная одаренность, талантливость. Человек с большими способностями. Способный -обладающий способностями к чему-нибудь, одаренный. Могущий что-нибудь сделать; обладающий каким-нибудь свойством. Способен трудиться. Этот человек способен на все (ни перед чем не остановится)»[13, с.754].

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии). Психология- это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.В науку она была введена в18 в. немецким ...

В «Педагогическом словаре» способность трактуется как «индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению»[7, с.504].

Для классификации способностей используются разные критерии. Так могут быть выделены:

-сенсомоторные;

-перцептивные;

-мнемонические;

-имажинативные;

-мыслительные;

-коммуникативные.

Большое количество психологов выделяют общие и специальные способности: «общие — включают в себя успехи человека в самых различных видах деятельности»[13, с.679]. К ним относятся, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико — синтетической деятельности, сосредоточенное внимание. «Специальные — способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности (музыкальная, художественная, математическая)»[13, с.679].

Выявленные компоненты, составляющие структуры специальных способностей, позволяют сформировать рекомендации, направленные на повышение эффективности формирования способностей у учащихся.

Так, в процессе обучения легче обнаруживаются первые из названных проявлений способностей, в творческой деятельности решающее значение имеют вторые. По общественному значению проявленных человеком способностей, выражающихся в результатах его труда, различают способных, талантливых и гениальных людей.

При этом талантом называют такую «совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким совершенством и общественной значимостью»[14, с.763], а под гениальностью понимают «высшую ступень развития таланта, позволяющую осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества»[14, с.302].

3 стр., 1260 слов

Предмет, задачи, структура социальной психологии.История развития социальной психологии.Специфика научного исследования в социальной психологии

Социальная психология 1. Предмет, задачи, структура социальной психологии 2 2. История развития социальной психологии 3 3. Специфика научного исследования в социальной психологии 4 4. Характеристика методов социально-психологического исследования 5 5. Понятие, функции, виды общения 6 6. Понятие и виды социальных отношений, их взаимосвязь с общением 7 7. Экспериментальные методы в изучении ...

Большое место в психологических и педагогических исследованиях занимает проблема формирования способностей к конкретным видам деятельности. В них показана возможность развития способностей через создание личностной установки на овладение предметом деятельности.

В учебнике “Психология” (под редакцией доктора психологических наук А.А. Крылова) дано несколько определений способностей:

1.«Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое определение в психологии.

2.Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Это определение появилось в психологии XVIII-XIX вв., является употребимым и в настоящее время.

3.Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике»[9, с.164].

Последнее определение самое распространенное. Значи……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М, 1981.- с. 55-56.

2. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований // Актуальные проблемы возрастной психологии. — М, 1987. — с. 135.

3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М, 1996. — с.544.

4. Давыдов В. В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. — М, 1996. — с.178.

5 стр., 2232 слов

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития Клинико-психологические характеристики задержки психического развития

... основы деятельности. Основные направления психологической помощи детям с задержкой психического развития Основной целью психологической коррекции ... и других специалистов, особенно при коррекции способности контроля своих действий. Это успешно достигается ... характеристик восприятия. В исследованиях представителей когнитивной психологии доказано соотношение способов восприятия с личностной ...

5. Зак А.З. Методы развития способностей у детей. — М, 1994. — с.453.

6. Ильичев Л.Ф., Федосеев Н.Н. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — с. 649.

7. Коджапирова Г.М., Коджамиров А.Ю. Педагогический словарь. — М.: Академия, 2005. — с.504

8. Крутецкий В.Н. Психология. — М.: Просвещение, 1986. — с.203.

9. Крылов А.А. Психология. — М.: Проспект, 2000. — с.356.

10. Леднева С.А. Идентификация детской одаренности педагогами.//Научно-практический журнал. — 2002. — № 1.- с. 36-42.

11. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа.- 2004. — № 6.- с. 33-42.

12. Мерлин З.С. Психология индивидуальности. — М.,1996.-с. 36.

13. Немов Р.С. Психология. — М.- 2000. — с.679.

14. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. — М.,2000. — с.302-763.

15. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль,1997.-с.138.

16. Страхова Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса.// Завуч начальной школы.- 2003. — № 3.- с.107.

17. Теплов Б. М. Способности и одаренность. — М., 1961, с.9-20.

18. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М, 1988. — с. 171-174.

19. Хуторский А.В. Развитие творческих способностей.- М.: Владос, — 2000. — с.22.

20. Шадриков В.Д. Развитие способностей.// Начальная школа.- 2004. — № 5. — с. 6-12.

21. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М, 1979. — с .98.