Психологические условия развития толерантности в юношеском возрасте

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Анализ понятия толерантности в зарубежной и отечественной психологии………………………………………………………..…7

1.1. Общее понятие социально-психологического феномена

толерантности………………………………………………………………7

1.2. Содержание воспитания толерантности………………………..15

1.3. Методика воспитания толерантности у школьников…………26

Выводы……………………………………………………………………..65

Глава 2. Организация процесса воспитания толерантности у школьников средствами активных психотехнологий…………………….68

2.1. Опытно-экспериментальное изучение основных субъектных параметров личности, влияющих на процесс межличностного взаимодействия школьников…………………………………….68

2.2. Методические рекомендации по воспитанию толерантности как

личностного качества у подростков………………………………72

2.3. Программа воспитания толерантности у старшеклассников….77

Заключение…………………………………………………………………….103

Литература……………………………………………………………………..109

Приложение……………………………………………………………………112

Введение

В наше динамичное, насыщенное межэтническими противоречиями и конфликтами время наиболее актуальной становится проблема терпимости личности, проблема толерантности.

Сегодня всё большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин тому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью, всё чаще проникают в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя людей.

Одной из задач современного образования является развитие культуры толерантности через утверждения ценностей человеческого достоинства и неприкосновенности личности каждого. Воспитание культуры толерантности возможно только при взаимной заинтересованности учителя и учеников. Но для «толерантного» обучения и воспитания следует подвергнуть некоторой трансформации систему образования. Эта трансформация включает в себя дальнейшую гуманитаризацию, изменение методов и подходов к преподаванию учебных дисциплин, а также введение активных психотехнологий в процесс воспитания толерантности личности. Это достаточно сложная задача для нашего образования, поэтому задачей каждого преподавателя должна стать интеграция уроков с принципами толерантности.

18 стр., 8559 слов

Индивидуальный подход к личности в процессе обучения и воспитания ...

….333.1. Роль педагогического процесса в обучении и воспитании личности.…..333.2. Принцип индивидуального подхода, как ядро воспитательного процесса участников самодеятельного коллектива……………………………………...37Заключение ... является системой образования, психологические свойства, которые являются итогом развития человека на данном этапе и предпосылкой развития личности на следующем. ...

Современный культурный человек — это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Основной задачей школьного образования является то, чтобы из него вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью как основой своей жизненной позиции.

Все это определило проблему исследования, сформулированную следующим образом: каковы условия, направления и методы формирования толерантности у школьников. Решение данной проблемы и составило цель нашего исследования.

Предметом исследования стал феномен толерантности личности, а его объектом условия и методы воспитания толерантности у школьников.

В соответствии с объектом и предметом исследования нами были выдвинуты следующие задачи:

1. Дать анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования толерантности в зарубежной и отечественной психологии.

2. Выделить основные принципы и условия воспитания толерантной личности.

3. Рассмотреть основные приемы, методы и формы воспитания толерантности личности и возможности осуществления этого процесса в образовательном пространстве школы.

4. Провести опытно-экспериментальное исследование по определению основных качеств личности, влияющих на процесс межличностного взаимодействия и выделить те параметры личности и стереотипы перцепции, которые более всего нуждаются в проведении коррекционно-развивающей работы.

5. Составить программу воспитания толерантности у старшеклассников.

Теоретико-методологическую базу исследования составили принципы субъектности, требующий опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми, принцип адекватности, требующий соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс, принцип индивидуализации, предполагающий определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, принцип рефлексивной позиции, предполагающей ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений школьника, принцип создания толерантной среды, требующей формирования в учебном заведении гуманистических отношений, а также труды:

• в области исследований феномена толерантности (Асмолов А.Г., Иванова Н.Л., Лебедева Н.М., Стефаненко Т.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. и др.);

• в области методики воспитания толерантности у школьников (Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. и др.);

• в области разработки активных психотехнологий по формированию толерантности у подростков и старшеклассников ( Гиппиус С.В., Григорьева Т.Г., Петрусинский В.В., Прутченков А.С., Лютова Е.К., Монина Г.Б., Марковская И.М., Семенова Е.М., Солдатова Г.У. и др.).

3 стр., 1307 слов

Исследование взаимосвязи толерантности и саморегуляции личности

... детям. Наблюдается востребованность исследований по разным проблемам толерантности: межэтническая, межнациональная толерантность, воспитание и формирование толерантности. Ведущим механизмом формирования толерантности является терпение, в основе которой лежат такие волевые качества личности, как выдержка, ...

В работе использовались следующие методы исследования:

1. Анализ литературы по проблеме исследования.

2. Психодиагностические методы ( тест «Несуществующее животное», опросник агрессивности Басса- Дарки, методика диагностики типов межличностных отношений Т.Лири).

3. Наблюдение за старшеклассниками в ситуациях межличностного взаимодействия на уроках и во внеаудиторной деятельности.

4. Беседы с классными руководителями и учителями старших классов, педагогом – психологом школы.

5. Методы социально-психологического тренинга.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем в результате проведения опытно-экспериментальной работы были выделены основные индивидуально-психологические параметры, влияющие на специфику межличностного взаимодействия и разработана программа по воспитанию толерантности у старшеклассников. Результаты исследовании могут быть использованы педагогом-психологом образовательных учреждений при определении направлений деятельности этих учреждений по воспитанию толерантного отношения учащихся к другим людям.

Структура работы: выпускное квалификационное исследование состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений. В работе представлены 7 таблиц, 3 приложения. Список литературы содержит 50 источников. Объем основного текста составляет 111 страниц, а общий объем — 135 страниц…….

Литература

1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. //Психология формирования и развития личности – М., 1981.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000.

3. Асмолов А. Формирование установок толерантного сознания как теоретическая и практическая задача //http//www.abitura.com/not onli/tolerantia.htnl

4. Асмолов А.Г. Слово о толерантности //Век толерантности: Научно-публицистический вестник, 2001, Вып. 1, с. 4-7.

5. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа //Толерантность в общественном сознании России. – М., 1998.

6. Асмолов А.Г., Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Научно-публицистический вестник, 2001, Вып. 1, с. 8-18.

7. Бачков И. Основы технологии группового тренинга: психотехники. – М., 1999.

8. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2001.

9. Васильев В.Толерантность -важный фактор культуры. //http//www.abitura.com/not onli/tolerantia.htnl

10. Виноградова С. Культурное разнообразие в современном мире. //http//www.abitura.com/not onli/tolerantia.htnl

11. Гаджиева Н.М., Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Основы самосовершенствования: тренинг самосознания. – Екатеринбург, 1998.

12. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения //Педагогика, 1999, № 6.

13. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб., 2001.

14. Декларации принципов терпимости. //Документы Генеральной конференциеи ЮНЕСКО на 28 сессии 16.11.95 г.

15. Иванова Н.Л. Идентичность и толерантность: соотношение этнических и профессиональных стереотипов //Психологическая наука и образование, 2005, № 1, с.54-63.

5 стр., 2245 слов

Психология толерантности

... и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств ... поскольку не существует четких критериев для ее разрешения». Таким образом, концепция толерантности далека от однозначности, она может порождать ряд разночтений, даже парадоксов. Так, ...

16. Иванова Н.Л. Социальная идентичность и проблемы образования. – Ярославль, 2001.

17. Колыванова К.Г., Козырева Н.А. Мотивы толерантности в лейтенантской прозе 60-80-х годов ХХ века //

18. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

19. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2001.

20. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002.

21. Мириманова М.С., Обухов А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействии. //http//www.abitura.com/not onli/tolerantia.htnl

22. Ненасилие. Программа по формированию способности к ненасильственному взаимодействию у детей дошкольного возраста. – Череповец, 1999.

23. Нетерпимость в России /Под ред. С.В.Витковской, А.Г. Малашенко. – М., 1999.

24. Основы конструктивного общения. Практикум. Составители: Т.Г.Григорьева, Т.П.Усольцева, Новосибирск – Москва, 1997.

25. Перцев А.В. Повседневная толерантность: методология описания и практика формирования. //http//www.abitura.com/not onli/tolerantia.htnl

26. Петрусинского В. В. Игры, обучение, тренинг, досуг. — М., 1994.

27. Похвала терпимости. //Курьер ЮНЕСКО, 1992, сентябрь.

28. Рубинштейна С. Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.

29. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль, 2003.

30. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости. – М., 2002.

31. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология в образовательном процессе /Под ред. В.А.Сластенина. – М., 2000.

32. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. – М., 1999.

33. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. – М., 1998.

34. Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков. – М., 2001.

35. Терпимость: преддверие мира. //Курьер ЮНЕСКО, 1994.

36. Толерантность в общественном сознании России. – М., 1997.

37. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. – СПб., 2001.

38. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. – М., 2001.

39. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.

40. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М., 2003.

41. Рабочая книга школьного психолога /И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. – М., 1991.

42. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000.

43. Истратова О.Н., Эскакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону, 2003.

44. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.

45. Гришина Н.В. Психология конфликта. –СПб., 2000.

46. Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1999.

47. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.

48. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов –на-Дону, 2002.

49. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1998.

50. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. – М., 2001.

19 стр., 9263 слов

Эстетическое воспитание детей

... отстаивать ту же мысль, признавая узкое и ограниченное значение за эстетическим воспитанием. Психологи другого направления склонны чрезмерно преувеличивать значение эстетических переживаний и видеть в ... качестве отличительной черты. Взрослый старается подделаться под детскую психологию и, полагая, что серьезное чувство недоступно ребенку, неумело и неискусно подсахаривает ситуации и героев, чувство ...